S-p.su

Антикризисные новости
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Валютный союз ес

Экономический и валютный союз (ЭВС)

Экономический и валютный союз (ЭВС) был создан для сближения экономик государств, валютного регулирования и гармонизации отношений между странами. ЭВС фактически стал основой единой глобальной Европы, где интересы разных стран выражаются единым мнением. В то время как различные альянсы и союзы (почти всегда военные) известны с древности, союзы разных стран с объединением экономик и валют в истории до XX века еще не существовали — что фактически обозначило новый исторический эксперимент планетарного масштаба.

История создания ЭВС

Начало объединения Европы произошло почти сразу после второй мировой войны — ведь и первая, и вторая мировая война начались с внутриевропейских конфликтов. Первым звеном будущего союза стало создание BENILUX, т.е. сообщества стран Бельгии, Нидерландов и Люксембурга в 1948 году. Спустя почти 10 лет — в 1957 году — возникло так называемое Европейское сообщество из шести стран и отменой таможенных пошлин (по факту отмена состоялась к 1968 году).

Параллельно появляется известное европейское объединение угля и стали. В 1969 году Европейская комиссия выступила с предложением решить проблему потребности в упрочнении отношений между странами Европы и регулирования экономики и валютного взаимодействия: главы правительств утвердили решение о создании экономического и валютного союза.

В конце 1970 года Пьер Вернер (министр финансов Люксембурга) озвучил согласованный проект создания ЭВС в 3 этапа (План Вернера). Реализация плана не удалась из-за череды неудач, связанных с кризисом золотого стандарта и повальным ростом цен на нефть.

В середине 1980-х снова заговорили об идее создания ЭВС. На этот раз план был разработан комитетом Делора, в состав которого входили главы Центральных банков 12 стран. ЭВС планировался к внедрению в три этапа и рекомендовал создание Европейской системы центральных банков, определяющих кредитно-денежную политику в Европе.

Этапы экономического и валютного союза ЕС:

1990-1993: отмена валютного контроля. Выявлены экономические критерии по уровню инфляции и процентных ставок.

1999 по наше время: евро становится основной валютой в Европе. Руководство ЕЦБ внедряет единую кредитно-денежную политику. Такие страны, как Греция, Словения, Кипр, Мальта, Словакия, Эстония, Латвия, Литва входят в заключительную (третью) стадию ЭВС.

Структура ЭВС и критерии для членства в Еврозоне

Экономический и валютный союз состоит из двух составляющих:

Экономический союз. Основу составляет единое регулирование экономики и финансовой политики. Основная задача ЭС заключается в установлении гармонии законодательств стран-членов Евросоюза. Благодаря жесткому контролю за размером бюджетного дефицита и платежного баланса стран-членов происходит сближение экономик.

Валютный союз. Основу составляет система центральных банков, возглавляемая Европейским центральным банком (ЕЦБ), проводящим единую валютную политику на территориях стран-членов Евросоюза (установление евро).

Критерии для принятия страны-члена Евросоюза в Еврозону:

инфляция не более 1,5 %;

сближение в экономике и финансовой политике, отсутствие противоречий со стороны законодательства.

В данный момент ЭВС включает в себя 19 стран Евросоюза, официальной валютой которых является евро, а также 9 государств, где евро не используется. Участниками союза могут быть территории с особенным статусом и третьи страны для которых евро является единой официальной валютой. Согласно данным Договора об учреждении ЕС евро преподносится как инструмент достижения целей ЭВС. Увеличение степени международной роли евро утверждено в Лиссабонском договоре.

Участники Еврозоны

♦ У частник ERM II (с механизмом регулирования валютных курсов)

Дания, участник ERM II с послаблениями в вопросе евро

Великобритания, бывший член ЕС с послаблениями в вопросе евро

Остальные члены ЕС

Однако признание евро единой официальной валютой третьими государствами не дает гарантии «институционального» участия данных стран в ЭВС. Такого рода применение евро в международно-финансовых расчетах говорит о трансформации евро в одну из главных мировых валют, и в «ведущий инструмент» расширения европейской интеграции. Но за пределами ЕС евро является лишь платежным средством и теряет функцию «сближения», установленную Договором. Евро становится инструментом включения таких стран в интеграционные процессы «де-факто».

Греческий и кипрский кризис

Главными принципами действия ЭВС определены:

  • стабильные платежный баланс стран-участниц
  • устойчивость цен по отношению к инфляции
  • здоровая атмосфера в финансах и валюте стран

Работа ЭВС никогда не была безоблачной, и особенно — в последние годы. Толчком для устранения недоработок со стороны союза стал «греческий кризис», начавшийся еще в 2010 году и набравший силу впоследствии. Причинами образования долговой ямы у греков обычно называется их нелюбовь к уплате налогов (что иногда даже сравнивают с национальным видом спорта), раздутый аппарат чиновников с великолепными льготами, а также заметную ориентацию страны на туризм после вхождения в ЕС.

В результате к 2015 году долг Греции превысил 300 млрд. евро (около 175% от ВВП) и график его выплат расписан вплоть до 2054 года — в среднем страна должна будет выплачивать около 7 млрд. евро ежегодно.

Как следствие от ЭВС поступило предложение о введении санкций против стран-членов Евросоюза, не отдающих себе отчет в корректном соблюдении норм бюджетного регулирования. Была организована комиссия, состав которой включал в себя европейских лидеров (министров финансов) — и в результате было принято решение о досрочных финансовых проверках (ревизий) годовых бюджетов до момента их принятия на официальном уровне. Финансовый контроль в виде ревизий должен был способствовать предотвращению несанкционированных растрат. Лидеры европейских государств призывали к осуществлению сплошных ревизий с целью удержания стран от возможных «долговых ям».

Однако после истории с Грецией количество проблем не убавилось. Более того — они приняли нарастающий характер и в 2013 году назрел пик «Кипрского кризиса».

В результате кипрского кризиса были введены ограничения на движения финансовых активов. Частные клиенты кипрских банков могли снять не более 300 евро в день и вывезти за границу не более 3 000 €, в то время как владельцы депозитов от 100 000 евро вернули лишь часть вложенных средств. Предпосылками образования финансового пузыря явилось ухудшение экономических показателей в греческой части острова.

Проценты по вкладам на Кипре (4,45%) в разы превышали процентные ставки, например, в Германии (1,5%). Большая часть депозитов «переваливала» за 100 000 евро. Столь высокий процент выплачивался за счет привлечения новых вкладчиков (преимущественно из РФ). То есть были заметны контуры финансовой пирамиды. Страна постепенно начала прибегать к помощи международных кредитов.

Читать еще:  Рост национальной валюты

16 марта 2013 года был вменен единовременный налог на банковские депозиты в стране в качестве ведущего условия на получение помощи. Доля капиталов, находящихся в банковском секторе Кипра, составила 835 % от кипрского ВВП. 1/3 депозитов принадлежала гражданам РФ. Банками была приостановлена деятельность: операции по переводам средств не осуществлялись, наличные средства не выдавались. Банкоматы опустели — финансовый кризис на Кипре пребывал на своем пике.

Самый известный и крупнейший игрок банковского сектора — Bank of Cyprus был рекапитализирован, а банк Cyprus Popular Bank (торговая марка Laiki Bank) — ликвидирован. Официальные данные о потерях вкладчиков в разных источниках несколько отличаются. Убытки вкладчиков, не застраховавших свои депозиты, составили около 40 %, при этом в банке Cyprus Popular Bank — потери достигли 80 %. Держатели вкладов Bank of Cyprus получили пакеты акций банка, часть депозитов была «разблокирована».

Кипру были переданы 10 млрд евро от Евросоюза и МВФ в обмен на ликвидацию Cyprus Popular Bank, осуществлено списание кредиторской задолженности в частном секторе и изъяты вклады на сумму свыше 100 000 евро. По этой причине я не рекомендую долгосрочные инвестиции через кипрских дочек российских компаний и других компаний с кипрской регуляцией — на мой взгляд предпочтительнее либо американские брокеры со страховкой до 500 000 долларов либо европейские брокеры Центральной Европы — такие, как Саксобанк.

Таким образом, процесс оказания влияния ЭВС на страны-члены Евросоюза продолжается до сих пор. Необходимо достижение критериев сближения и гармонизации экономики и финансовой политики стран для вступления в Еврозону. Время и практика могут выявить новые недостатки ЭВС, главная задача для европейских лидеров — своевременное устранение различий в законодательствах валютных институтов стран-участниц ЕС и нормализация общей экономической атмосферы. Последней значимой новостью стало решение Великобритании о выходе из Евросоюза, что обвалило курс фунта.

Западноафриканский экономический и валютный союз

Кроме европейского ЭВС существует Западноафриканский экономический и валютный союз (ЮЕМОА). Членами данного Союза являются: Бенин, Буркина-Фасо, Кот-д’Ивуар, Мали, Нигер, Сенегал, Того, Гвинея-Бисау. ЮЕМОА ориентируется на действия Евросоюза и также предполагает устранение различий в законодательствах стран-участниц, интеграции экономики и финансовой политики. Основная задача — жесткий финансовый контроль за исполнением решений со стороны государств-участников.

Целями создания ЮЕМОА являются:

объединение рынка для свободного перемещения товаров и капитала;

установление связи (сближение) при согласовании годовых бюджетных смет с денежно-кредитной политикой Союза.

Основу формирования бюджета ЮЕМОА составляют отчисления от таможенных пошлин за товары, отгруженные из третьих стран (0,5 % от цены), но главная часть расходов финансируется из бюджета ЕС за счет подписанных конвенций.

В 2002 году США и ЮЕМОА подписали соглашение о развитии торговых отношений и инвестиций. Плюсом соглашения было оказание помощи развитию стран-участниц ЮЕМОА посредством выхода африканских товаров на американский рынок. Кроме того, предполагалось получение инвестиций для разработки неиспользуемых ресурсов стран (полезные ископаемые, энергетика).

ЮЕМОА также заключил ряд соглашений с Марокко, Египтом и Тунисом и получил достаточно крупные страны в партнеры по торговле. Однако, реализация программ по свободному передвижению товаров в рамках экономического пространства союза до сих пор затруднена. Главным партнером ЮЕМОА остается Франция. Заключены соглашения о сотрудничестве с ЕС.

Это интересно! В Европе были выпущены памятные монеты серии «10 лет экономическому и валютному союзу 1999-2009» номиналом 2 евро. Монеты выполнены из мельхиора, никеля и бронзы. В центре монеты изображена человеческая фигура с вытянутой рукой, которая заканчивается символом евро. Данная монета является одной из любимых среди нумизматов и ценителей истории.

Валютный союз ЕС: формирование, механизмы функционирования, проблемы и перспективы

Европейская валютная система (англ. European Monetary System, EMS) – форма организации валютных отношений между странами членами Европейского экономического сообщества (ЕЭС), выработанная в соответствии с рядом соглашений и действовавшая с 13 марта 1979 года (дата начала расчётов ЭКЮ). Европейская валютная система сыграла роль моста между основанной на долларе Бреттон-Вудской системой и валютным союзом. На смену Европейской валютной системе пришёл Европейский валютный союз (англ. European Monetary Union), часто называемый EMS-2

Первым этапом формирования валютной системы ЕЭС было введение режима совместного плавания валютного курса стран-участниц, получившая название «Европейская валютная змея» – ПЕРВАЯ ПОПЫТКА, который просуществовал с апреля 1972 по март 1979.

После распада Бреттон-Вуддской валютной системы большинство западных стран перешло к плавающим курсам своих валют. Страны ЕЭС в целях стимулирования своей экономической и валютной интеграции договорились о сужении пределов колебаний своих валют друг к другу (± 1,125%) и о коллективном плавании своих валют к доллару и другим валютам (пределы колебаний +2,25%). Осуществление этого режима, получившего название «змея в тоннеле», в 1972 году начали лишь внутренние шесть стран. В 1973 году были отменены пределы колебаний курсов валют стран-участниц к доллару и другим валютам («змея вышла из тоннеля», т.е. “тоннель” перестал существовать), а пределы взаимных колебаний были раширены и установлены в диапазоне ± 2,25%. В этом обновлённом режиме не участвовали Великобритания, Италия и Ирландия. В связи с неустойчивостью валютного положения в 1974-1976 гг. дважды вынуждена была выходить из него Франция. Режим «европейской валютной змеи» оказался малоэффективным, так как не сопровождался координацией валютной политики стран ЕЭС.

Поиски новых форм валютной интеграции привели к новому соглашению о создании Европейской валютной системы, которая начала действовать с марта 1979 года. Формирование ЕВС было направлено на достижение валютной стабильности внутри системы в условиях перехода к Ямайской валютной системе и известной независимости от доллара.

Основу Европейской валютной системы составили:

Создание механизма валютных курсов – ВТОРАЯ ПОПЫТКА

Создание европейской валютной единицы (англ. European Currency Unit – ECU) –ЭКЮ. Экю представляла собой международную расчётную единицу, определяемую на основе корзины валют стран-членов ЕЭС. ( В НАЛИЧКЕ НЕ ИСПОЛЬЗОВАЛАСЬ). Стоимость ЭКЮ определялась по методу валютной корзины, включавшей валюты всех 12 стран ЕЭС на тот момент.

Принципы, регулирующие валютный союз, были заложены уже в Римском договоре 1957 года, а официальной целью валютный союз стал в 1969 году на саммите в Гааге.

Читать еще:  Структурная валютная политика реализуется

Этапы формирования ЕВС: Первый этап начался в июле 1990 г. одновременно с полной отменой валютных ограничений по движению капиталов в ЕС. Основное внимание уделялось сближению уровней экономического развития, снижению темпов инфляции и сокращению бюджетного дефицита (особенно таких стран с относительно слабой экономикой, как Португалия и Греция).

Второй этап начался в январе 1994 г. с создания Европейского валютного института во Франкфурте-на-Майне (вместо ЕФВС) в составе управляющих центральными банками стран-членов. Этот институт заменил ранее действовавший Европейский фонд валютного сотрудничества. Его главной задачей стала подготовка к организации Европейской системы центральных банков и эмиссии банкнот в ЭКЮ. Большое внимание было уделено координации экономической и денежно-кредитной политики стран — членов ЕС.

Третый этап — (январь 1999 г. — январь 2002 г.). Цель его — стабилизация и сближение уровней экономического развития стран — участниц ЕС для подготовки к введению единой региональной валюты — евро. Курсы валют стран ЕС были зафиксированы окончательно, что создало возможность их замены единой валютой. Были определены необходимые и достаточные условия образования экономического и валютного союза в зафиксированных Маастрихтским договором критериях для стран, намеревавшихся перейти к единой валюте: страна должна иметь уровень инфляции, не превышающий более чем на 1,5% средний показатель трех стран с наиболее низкими темпами этого показателя; иметь дефицит бюджета, не превышающий 3% ВВП, а государственный долг — не более 60%.

Еврозо́на — валютный союз, объединяющий 19 стран Европейского союза, официальной валютой которых является евро. Эти государства имеют право выпускать монеты и банкноты, номинированные в евро. Европейский центральный банк отвечает за денежно-кредитную политику стран еврозоны. Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Испания, Италия, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Португалия, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Эстония, Ирландия,Кипр, Латвия с 1.01.2014 и Литва с 1.01.2015.

Швеции фактически было разрешено использовать правовую лазейку, позволяющую ей не отвечать маастрихтским критериям и не работать в направлении устранения выявленных несоответствий, хотя это государство и обязано вступить в еврозону. Причиной тому служит отказ шведского общества от вступления в еврозону, выраженный на проведённом в стране референдуме, к результатам которого Комиссия относится толерантно. Однако Комиссией было заявлено, что она не потерпит подобного курса от будущих членов еврозоны.

Остальные страны ЕС, как ожидается, будут входить в еврозону не ранее 2014 года (кроме Великобритании, Швеции). Чехия планирует вступить в еврозону позже всех — после 2015 года, возможно даже в 2019 году.

До того, как страна сможет вступить в еврозону, она должна как минимум два года проработать в составе европейского механизма установления обменных курсов.

3. Автомобильное колесо стоит в Чехии $100, в России – $80 и в Польше – $60. Чехия – малая страна, и ее внешняя торговля не влияет на уровень мировых цен.

а) В Чехии вводится 100 %-ный адвалорный тариф на импорт колес из России и Польши. Будет ли Чехия продолжать импортировать колеса?

б) Если после этого Чехия создаст таможенный союз с Россией, будет ли она сама производить колеса или их импортировать?

в) Какой эффект – создания торговли или отклонения торговли – возникает при создании таможенного союза между Чехией и Россией?

г) Допустим, что в Чехии вводится 50 %-ный адвалорный тариф на импорт колес из России и Польши. Будет ли Чехия продолжать импортировать колеса?

д) Если Чехия создаст таможенный союз с Россией, будет ли она сама производить колеса или их импортировать?

е) Какой теперь эффект – создания торговли или отклонения торговли – возникает при создании таможенного союза между Чехией и Россией?

Ответ:

а) Нет, поскольку с учетом тарифа цена колеса, импортированного из России, составит $160, а из Польши – $120, что значительно выше стоимости колес, произведенных внутри Чехии.

б) Чехия будет импортировать колеса из России по цене $80 и откажется от собственного производства или импорта колес из Польши, которые из-за внешнего тарифа стоят $120.

в) Возникает эффект создания торговли, поскольку менее эффективное внутреннее производство Чехии заменяется импортом из России, которого до этого не было.

г) Да, поскольку с учетом тарифа цена колеса, импортированного из Польши, составит $90, что ниже стоимости колес, произведенных внутри Чехии или импортированных из России.

д) Чехия прекратит собственное производство и будет импортировать колеса из России по цене $80, откажется от их импорта из Польши, поскольку они с учетом тарифа будут стоить дороже – $90.

е) Возникают оба эффекта. Эффективность интеграции зависит от соотношения удельного веса каждого из них.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8851 — | 8370 — или читать все.

Валютный союз

Группа из двух или более стран, использующих единую денежную единицу или устанавливающих фиксированный обменный курс.

Основной целью создания валютного союза является установление единой денежно-кредитной политики между странами. Использование одной валюты создает общий рынок товаров, услуг, капитала, рабочей силы. Это содействует свободной торговле, увеличению занятости, развитию промышленности.

Происхождение

Период с 1800-х годов до начала Первой мировой войны отмечается интегрированным финансовым порядком, известным как «первый век глобализации». Создавались денежные союзы, которые позволяли странам-участницам принимать валюту друг друга в качестве законного платежного средства.

Монетарные группы основывались на введении совместной валюты (использовании денежной единицы крупного экономического партнера) или поддержании фиксированного обменного курса между национальными денежными единицами. В первом случае денежные механизмы стран подвергаются централизации, во втором — валюты выпускаются отдельными правительствами, но связаны твердыми обменными курсами.

Виды валютных союзов

К международным организациям, сформировавшимся в XIX-XX вв. на основе унификации денежных систем, относятся следующие валютные союзы:

  • Латинский (1865-1927). Вступили Франция, Бельгия, Италия, Швейцария. Объединение учреждено для стандартизации монетных режимов биметаллизма — чеканки, обращения золотых и серебряных монет при поддержании твердого соотношения между металлами.
  • Скандинавский (1873-1931). Участниками стали Швеция, Дания, Норвегия. Объединение основано на золотом стандарте. В качестве единой учетной единицы принята крона, национальные валюты продолжали использоваться в качестве законного средства платежа.
  • Бельгийско-Люксембургский (1922-1999). Союз обменных курсов между Бельгией и Люксембургом, определяющий паритет бельгийского и люксембургского франков. Первый использовался в качестве основной денежной единицы в обеих странах.
Читать еще:  Понятие и виды валютных рынков

В период с 1944 по 1971 год действовало Бреттон-Вудское соглашение (золотовалютный стандарт), основанное на золотом паритете доллара США. Доллар был резервной валютой и обменивался по цене 35 долларов за 1 унцию золота. Национальные денежные единицы 44-х стран конвертировались по фиксированному курсу валют, привязанному к доллару, что обеспечивало стабильность в международной финансовой среде.

Экономический и валютный союз ЕС

Крупнейшим и наиболее известным монетарным объединением является Экономический и валютный союз Европейского Союза (ЕС). Это сообщество, основанное в 1992 году, сменило Европейскую валютную систему, действующую с 1979 года. Решение относительно создания Экономического и валютного союза принял Европейский совет в голландском городе Маастрихт в 1991 году. В следующем году оно было закреплено в Маастрихтском договоре об учреждении ЕС. В 1998 году для управления монетарной политикой объединения учрежден Европейский центральный банк, который ввел единую европейскую валюту «евро» (вошла в наличный оборот в 2002 году) и установил официальные процентные ставки.

Функции экономического и валютного союза ЕС:

  • регулирование экономики и политики между странами;
  • координация фискальной политики, в частности за счет ограничений на государственный долг и дефицит бюджета;
  • централизованная и независимая денежно-кредитная политика, управляемая Европейским центральным банком;
  • общие правила и контроль над финансовыми учреждениями в еврозоне;
  • единая валюта и зона евро.

Discovered

О финансах и не только…

Европейский экономический, валютный и политический союз

Европейский экономический, валютный и политический союз: Евросоюз, ЕС (The European Union, EU) – объединение европейских государств с целью создания единого рынка, в рамках которого обеспечена полная свобода передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, а также единой денежной единицы и центрального банка.

Экономическая интеграция государств и относительно обособившийся от нее процесс валютной интеграции находятся в сложной причинно-следственной зависимости. Экономический и валютный союз в условиях развитого рыночного хозяйства является единым целым, хотя в соответствии с методологией экономической теории можно выделить составляющие его компоненты.

Традиционная макроэкономическая теория рассматривала валютный союз как группу стран, имеющих фиксированные валютные курсы и воздерживающихся от их пересмотра даже в случае появления серьезных дисбалансов. Такой союз не означает достижения реального прогресса в области экономической интеграции, поскольку, отказываясь от проведения девальваций и ревальваций, страны сохраняют тем не менее возможность использования иных инструментов регулирования валютной сферы. Это – простейшая форма валютного союза, не предполагающая создания единого рынка.

Подобные валютные союзы существовали ранее (см. Латинский монетный союз). Они возможны и между современными рыночными экономиками (см. Современная рыночная экономика), если последние не преследуют одновременно интеграционных целей. Валютный союз, например, существовал до 1979 г. между Великобританией и Ирландией. Его простейшая форма позволяет странам сохранять и валютные ограничения, и запрет на свободу движения капиталов, и таможенные барьеры.

Применительно к странам СНГ эту форму валютного союза представляла старая рублевая зона, в рамках которой на протяжении 1992 г., как правило, сохранялась единая валюта, а расхождения в темпах проведения экономических реформ, направлениях макроэкономической политики, основных экономических показателях (прежде всего инфляции) компенсировались «мерами по защите внутреннего рынка», т.е. прямыми административными запретами.

Опыт функционирования простейших валютных союзов показывает, что для обеспечения подлинной валютно-экономической интеграции фиксация паритетов обязательно должна быть дополнена иными механизмами экономического взаимодействия: полной свободой движения капиталов и согласованием макроэкономической политики.

Вопрос же о том, обязательно ли для успеха валютного союза вводить общую валюту, долгое время оставался дискуссионным. Опыт доказал, что только валютный союз, предусматривающий введение единой валюты, приносит ожидаемые преимущества. Введение единой валюты – процесс длительный, ему может предшествовать период, когда страны ограничиваются фиксацией валютных паритетов. Такая форма валютного союза предусмотрена Маастрихтским договором. Однако это переходный этап к полноценному валютному союзу с единой валютой.

Валютный союз, подразумевающий введение единой валюты и дающий существенные экономические преимущества интегрированному региональному комплексу, не может быть сформирован в отрыве от союза экономического, предполагающего как существование таможенного союза, так и обеспечение «четырех свобод»: движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, т.е. единого рынка без границ, а также скоординированной макроэкономической политики.

Формирование единого рынка, о чем свидетельствует опыт, неизбежно вызывает необходимость введения в странах единой валюты. По оценкам экспертов ЕС, преимущества интегрированного экономического пространства могут полностью проявиться лишь при условии параллельного создания валютного союза. Вместе с тем это не валютный союз в простейшей форме, а итог усилий по реальной интеграции хозяйственных комплексов, отмене всех барьеров на пути движения факторов производства. Так появляется концепция экономического и валютного союза.

Экономический и валютный союз проходит несколько этапов развития. На первом этапе обеспечивается функционирование единого рынка, включая свободу движения капиталов, и сокращаются пределы колебаний валютных курсов национальных денежных единиц, усиливается координация макроэкономической политики; на втором – координация политики постепенно приводит к конвергенции (сближению) основных экономических показателей. Лишь на третьем этапе вводится единая валюта и формируется единый центральный банк.

Экономический и валютный союз в завершенном виде представляет собой высшую ступень экономической и валютной интеграции и предполагает существование единого внутреннего рынка, скоординированной макроэкономической политики, единой валюты и единого центрального банка. Именно этот подход положен в основу Маастрихтского договора.

Формирование экономического и валютного союза означает для его участников как экономические преимущества от введения единой валюты (сокращение расходов на проведение валютных операций, ликвидация непредсказуемых колебаний валютных курсов, обеспечение стабильности цен и т.д.), так и определенные издержки (утрата валютного курса как инструмента макроэкономической политики и адаптации к асимметричным экономическим шокам, сокращение сеньоража, т.е. поступлений от денежной эмиссии, и др.).

Политический союз, предполагающий проведение общей внешней политики и политики в области безопасности, является еще более высокой ступенью взаимного сотрудничества, нежели союз валютно-экономический, однако деятельность последнего может быть успешна лишь при наличии ясной перспективы создания политического союза. Одной из причин провала предшествующих попыток создания валютного союза было отсутствие параллельного прогресса в сфере политики. Маастрихтский договор – договор о комплексном союзе – и экономическом, и валютном, и политическом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector