S-p.su

Антикризисные новости
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Источники валютного права

Источники валютного права

Источники валютного права – это внешние конкретные формы его выражения. Нормативные правовые акты, представляющие в совокупности систему источников валютного права, систематизируются по юридической силе следующим образом. Основным источником валютного права является Конституция Российской Федерации, которая имеет высшую юридическую силу на территории Российской Федерации (п.1 ст.15 Конституции РФ). Конституционно-правовому регулированию подвержена широкая сфера общественных отношений, в том числе и валютные отношения включены в область правового регулирования Конституции РФ. Статья 71 (п. «ж») Конституции РФ к ведению Российской Федерации относит валютное регулирование, а статья 106 Конституции РФ конкретизирует компетенцию Российской Федерации, устанавливая обязательное рассмотрение Советом Федерации принятых Государственной Думой федеральных законов по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии. Следует отметить, что конституционно установленный термин «валютное регулирование» может трактоваться в широком и в узком смысле. В широком смысле «валютное регулирование» охватывает различные направления правового и экономического регулирующего воздействия со стороны государства. Государство использует различные инструменты валютного регулирования, подавляющее большинство которых носят правовой характер. Однако, имеются такие, которые не детализированы нормами валютного права, но играют большую роль в деятельности в валютной сфере. Например, ставка рефинансирования и др. В узком смысле содержание понятия «валютное регулирование» охватывает юридические средства регулирующего воздействия, то есть подразумевает процесс воздействия государства на общественные отношений, складывающиеся в валютной сфере с помощью норм права. В механизме валютно-правового регулирования через юридические средства происходит правовое воздействие на общественные отношения, складывающиеся в валютных отношениях. Посредством правового регулирования валютных отношений достигается регулятивная функция валютного права. С помощью регулирования валютных отношений государство фиксирует субъектный состав валютных правоотношений и закрепляет их права и обязанности, а также определяет юридические факты, на основании которых возникают, изменяются и прекращаются валютные правоотношения. Важным источником валютного права являются международные договоры Российской Федерации. Согласно ст.3 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах»6 Единственным федеральным конституционным законом – источником валютного права является ФКЗ от 17.12.97г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» международные договоры Российской Федерации заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера). 7 6 Собрание законодательства РФ, 1995, № 29, ст. 2757. 7 Собрание законодательства РФ, 1997, № 51, ст. 5712. . Это связано с тем, что Правительство является органом валютного регулирования, а также осуществляет функции в сфере валютного контроля. В соответствии со ст.15 Закона Правительство Российской Федерации осуществляет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации валютное регулирование и валютный контроль, а также руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами. Многочисленную группу источников валютного права представляют федеральные законы. К кодифицированным федеральным законам, регулирующим отношения в валютной сфере относятся Кодекс об административных правонарушениях, Таможенный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации. К некодифицированным федеральным законам, являющимся источниками валютного права относятся Федеральный закон от 10.12.03г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», Федеральный закон от 08.12.03г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», Федеральный закон от 22.04.96г. №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», Федеральный закон от 10.07.02г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации», Федеральный закон от 02.12.90г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности». Следующую группу источников валютного права составляют подзаконные акты, выстраиваемые также в соответствии с их юридической силой. Следует отметить, что применительно к подзаконным актам, ст. 4 Федерального закона № 173, выделяет акты органов валютного регулирования и акты органов валютного контроля. Акты органов валютного регулирования — нормативные правовые акты, издаваемые по вопросам валютного регулирования органами валютного регулирования, только в случаях, предусмотренных Федеральным законом (абз. 2 ч. 1 ст. 4 Федерального закона). Акты органов валютного контроля — акты, издаваемые органами валютного контроля в пределах их компетенции и только в случаях и пределах, предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации и актами органов валютного регулирования, которые не должны содержать положения, касающиеся вопросов регулирования валютных операций (ч. 5 ст. 4 Федерального закона). В соответствии с ч. 2 ст. 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство Российской Федерации издает акты, имеющие нормативный характер, в форме постановлений Правительства Российской Федерации, а акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, — в форме распоряжений Правительства Российской Федерации. Порядок издания (принятия и опубликования) актов Правительства Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти». В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России принимает нормативные акты в форме указаний, положений и инструкций в порядке, предусмотренном Положением Банка России от 15 сентября 1997 г. N 519 «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России». При этом под нормативным актом Банка России понимаются акты Банка России, направленные на установление, изменение или отмену норм права как постоянных или временных предписаний, обязательных для круга лиц, определенных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и Положением N 519, рассчитанных на неоднократное применение на территории Российской Федерации (п. 1.2 Положения N 519). Соответственно не признаются нормативными актами Банка России: распорядительные акты; акты толкования нормативных актов Банка России и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере компетенции Банка России; акты, содержащие исключительно технические форматы и иные технические требования; иные акты, не отвечающие указанным выше признакам нормативного акта Банка России. В соответствии с приведенным выше легальным определением понятия «акт органа валютного регулирования» соответствующие акты могут приниматься только в форме нормативных правовых актов. Следовательно, распоряжения Правительства Российской Федерации, а также акты Банка России, которые не являются нормативными актами, не могут касаться вопросов валютного регулирования, поскольку не являются нормативными правовыми актами. Органами валютного контроля в соответствии с ч. 2 ст. 22 Федерального закона являются Банк России и федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации. Соответствующие полномочия предоставлены Правительством Российской Федерации только Федеральной службе финансово-бюджетного надзора. Росфиннадзор, так же как и другие федеральные службы (по общему правилу), не уполномочен принимать нормативные правовые акты, обладая при этом компетенцией по изданию индивидуальных правовых актов. Таким образом, все акты Росфиннадзора, принимаемые им в соответствии с ч. 5 ст. 4 Федерального закона, являются ненормативными (индивидуальными) актами, принимаемыми в пределах компетенции указанного органа (в частности, с учетом ч. 5 ст. 22 Федерального закона). В качестве примера таких актов можно назвать следующие: предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования; акты, принимаемые в рамках производства по делам об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ст. 15.25 КоАП (протоколы об административных правонарушениях; постановления и определения по делу об административных правонарушениях). Интересно отметить, что некоторые из этих актов могут принимать и агенты валютного контроля. На основании п. 80 ч. 2 ст. 28.3 КоАП протоколы об административных правонарушениях могут составлять должностные лица агентов валютного контроля. Что же касается Банка России, то он при осуществлении валютного контроля может принимать как нормативные, так и ненормативные акты. Примером нормативного акта в этом случае является Положение Банка России от 1 июня 2004 N 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций». Во втором случае, так же как и Росфиннадзор, Банк России может выносить предписания об устранении правонарушений, совершаемых кредитными организациями и валютными биржами.

Читать еще:  Твердая валюта это

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9293 — | 7864 — или читать все.

К источникам валютного права относятся

Источники валютного права.

I. Конституция РФ, —п. «ж» ст. 71 относит валютное регулирование к исключительному ведению РФ, ст. 8 Конституции РФ, закрепляет одну из основ конституционного строя — единство экономического пространства.

II. решения Конституционного Суда РФ —Конституционный Суд РФ осуществляет толкование Конституции РФ, разрешает дела о соответствии Конституций РФ нормативных актов и не вступивших в силу международных договоров РФ. Решение Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Указанное решение действует непосредственно и не требует подтверждения другими органа­ми и должностными лицами.

III. федеральные законы.В настоящее время действует ряд федеральных законодательных актов, которые в той или иной мере регулируют валютные отношения, например: ГК РФ (ст. 140, 141, 317), НК РФ (п. 5 ст. 45, п. 5 ст. 46 и др.), Таможенный кодекс РФ (ст. 12, 158 и др.), Закон о Ц.Банке (ст. 4, 35, 68 и др.), ФЗ от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» с последующими изменениями (ст. 5, 30 и др.) ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»и др.

IV. нормативные акты органов валютного регулирования и органов валютного контроля.Органы валютного регулирования вправе издавать нормативные акты по вопросам валютного регулирования по вопросам, отнесенным к их компетенции валютным законодательством РФ и актами органов валютного регулирования. Данные акты не должны содержать положения, касающиеся вопро­сов регулирования валютных операций. Органы валютного регулирования вправе определять порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов.

Читать еще:  Принципы валютных ограничений

V. международные договоры.Международные договоры РФ, содержащие соответствующие нормы, применяются к валютным отношениям непосредственно, за исключением случаев, когда из самого международного договора следует, что для его применения требуется издание внутреннего государственного акта. Нормы международных договоров РФ имеют приоритет над нормами валютного законодательства РФ. В случае противоречия между национальным законодательством и нормами международного договора применяются правила международного договора. Наиболее важным международным договором в данной области являтся Статьи Соглашения Международного валютного фонда, Женевскую Конвенцию, устанавливающую единообразный закон о переводном и простом векселе (1930 г.), и Женевскую Конвенцию, устанавливающую единообразный закон о чеках (1931 г.).

Акты валютного законодательства РФ подлежат обязательному официальному опубликованию.

Неопубликованные акты валютного законодательства РФ и акты органов валютного регулирования не применяются за исключением сведений, составляющие государственную тайну. К таким сведениям, в частности, относятся сведения:

— о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности РФ, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

— о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности),

— о финансовой или денежно-кредитной деятельности РФ, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства.

Акты валютного законодательства РФ и нормативные акты органов валютного регулирования по общему правилу прекра­щают свое действие в результате их непосредственной отмены вновь принятыми нормативными актами соответствующей юридической силы или при наступлении событий, указанных в самих актах.

|следующая лекция ==>
Принципы валютного права|Субъекты валютных правоотношений

Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 398 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Что представляет из себя валютное право

Валютное право является отраслью, регулирующей отношения частного или публичного характера, возникающие между контрагентами во время проведения монетарных операций. За последние годы возросла не только законодательная база, определяющая формат взаимодействия в данной сфере, но и актуальность знания и умения оперировать актами в области данного вида права. Данные правоотношения обладают большим влиянием на экономические показатели жизни любой страны. От их эффективного применения зависит насколько будет правильно работать весь механизм данной системы.

Участники валютных операций

Все валютные правоотношения включают в себя следующие определенные элементы:

  1. Субъекты права, которые являются непосредственно задействованными и заинтересованными в проведении данной сделки. Эти субъекты делятся на носителей прав и носителей обязанностей. Выступать в этих ролях могут как частные лица, так и государство или предприятия.
  2. Объекты права, относительно которых сложились валютные правоотношения. В роли объектов права выступают внутренние или внешние ценные бумаги и иностранная валюта.

Контроль за проведением валютных операций

К лицам, осуществляющим контроль за соблюдением всех нормативных актов при проведении монетарных сделок, относятся органы валютного регулирования и агенты контроля. Правовые основы валютного регулирования четко закреплены в законодательстве РФ, где расписаны основные принципы, права и полномочия органов, ответственных за проведение данного типа операций.

Целью законодательства является определение порядка проведения монетарных сделок на внутреннем рынке, возможность и правила перемещения ценностей за пределы государства или, наоборот, получение их извне. При этом важно соблюдать международное валютное право при интернациональном расчете и контролировать ситуацию со стабильностью курса национальной валюты государства. Кроме того, правовые основы валютного контроля подчиняются органам валютного регулирования и дают права собственности резидентов на ценности различного плана. Валютные правоотношения могут быть как внутригосударственными, так и межгосударственными, но в любом случае они должны пропагандировать главенство правовой формы при любых финансовых отношениях.

Правовое регулирование валютного рынка, т.е. их основные принципы закреплены законодательством по положению регулирования отношений в данной сфере. Они обязательны для исполнения всеми лицами, задействованными в процессе финансовых операций. Все принципы нацелены на обеспечение прав, свобод и экономических выгод участников отношений и должны исключать лишнее и неоправданное вмешательство третьих лиц, незадействованных напрямую в проведении таких операций.

Правовое регулирование валютного контроля и соблюдение законодательных норм на уровне государства осуществляется при непосредственном участии Центрального Банка страны. Банк может осуществлять куплю-продажу валюты для прямого воздействия на курс национальной денежной единицы, установку процентных ставок по всем операциям, проводимыми банками на территории государства.

Иными словами, Центральный Банк определяет механизм построения и регулирования монетарной политики всего государства.

Источник валютного права

Основные источники валютного права — это нормативные и правовые законодательные акты.На территории РФ данным документом является действующая Конституция, которая обладает высшей юридической силой.Субъекты валютных правоотношений за незнанием основополагающих норм и актов, закрепленных Конституцией не освобождаются от административной и уголовной ответственности.

Читать еще:  Структурная валютная политика реализуется

Правовое регулирование валютных операций при помощи Конституции значительно облегчает данный процесс, поскольку этот документ может помочь в решении споров и неясностей в связи с различным трактованием определенных моментов не только в формате участников этих отношений, но и в случае возникновения спорных ситуаций между участниками и органами контроля. Так, если нет явных нарушений Конституции международного и юридического права, а есть спорные моменты, которые каждая сторона пытается трактовать в свою пользу, то законодательство не трактует такие ситуации, как нарушение законодательной базы участниками отношений.

Кроме валютного права во всем мире существует такое понятие, как валютное ограничение, которое подразумевает ряд запрещенных норм и мероприятий, направленных на снижение экономического риска как в формате государства, так и в формате отношений между участниками монетарных операций. К таким ограничениям можно отнести:

  • полный запрет на осуществление действий (все сделки с валютой или ценными бумагами);
  • установление допустимого лимита на проведение сделок в течение определенного периода времени;
  • ограничение возможностей использования валюты по своему усмотрению.

Валютные правонарушения законодательных актов и норм могут привести к административной, гражданской и уголовной ответственности. Данные виды ответственности могут наступить для всех резидентов правовых отношений. И в случае доказательства нарушения соответствующего законодательства государства все финансовые сделки могут быть аннулированы, а виновные лица должны понести наказание.

Поэтому только ответственный подход к оформлению и проведению данного типа сделки согласно действующему законодательству сможет принести взаимные экономические выгоды всем заинтересованным сторонам.

Источники валютного права. — Лекции по валютному праву

К источникам валютного права относятся

I. Конституция РФ, — п. «ж» ст. 71 относит валютное регулирование к исключительному ведению РФ, ст. 8 Конституции РФ, закрепляет одну из основ конституционного строя — единство экономического пространства.

II. решения Конституционного Суда РФ — Конституционный Суд РФ осуществляет толкование Конституции РФ, разрешает дела о соответствии Конституций РФ нормативных актов и не вступивших в силу международных договоров РФ. Решение Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Указанное решение действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

    Аудирование Грамматика Речь Письмо

III. федеральные законы. В настоящее время действует ряд федеральных законодательных актов, которые в той или иной мере регулируют валютные отношения, например: ГК РФ (ст. 140, 141, 317), НК РФ (п. 5 ст. 45, п. 5 ст. 46 и др.), Таможенный кодекс РФ (ст. 12, 158 и др.), Закон о Ц.Банке (ст. 4, 35, 68 и др.), ФЗ от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» с последующими изменениями (ст. 5, 30 и др.) ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»и др.

IV. нормативные акты органов валютного регулирования и органов валютного контроля. Органы валютного регулирования вправе издавать нормативные акты по вопросам валютного регулирования по вопросам, отнесенным к их компетенции валютным законодательством РФ и актами органов валютного регулирования. Данные акты не должны содержать положения, касающиеся вопросов регулирования валютных операций. Органы валютного регулирования вправе определять порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов.

V. международные договоры. Международные договоры РФ, содержащие соответствующие нормы, применяются к валютным отношениям непосредственно, за исключением случаев, когда из самого международного договора следует, что для его применения требуется издание внутреннего государственного акта. Нормы международных договоров РФ имеют приоритет над нормами валютного законодательства РФ. В случае противоречия между национальным законодательством и нормами международного договора применяются правила международного договора. Наиболее важным международным договором в данной области являтся Статьи Соглашения Международного валютного фонда, Женевскую Конвенцию, устанавливающую единообразный закон о переводном и простом векселе (1930 г.), и Женевскую Конвенцию, устанавливающую единообразный закон о чеках (1931 г.).

Акты валютного законодательства РФ подлежат обязательному официальному опубликованию.

Неопубликованные акты валютного законодательства РФ и акты органов валютного регулирования не применяются за исключением сведений, составляющие государственную тайну. К таким сведениям, в частности, относятся сведения:

— о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности РФ, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

— о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности),

— о финансовой или денежно-кредитной деятельности РФ, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства.

Акты валютного законодательства РФ и нормативные акты органов валютного регулирования по общему правилу прекращают свое действие в результате их непосредственной отмены вновь принятыми нормативными актами соответствующей юридической силы или при наступлении событий, указанных в самих актах.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector