Институтом межгосударственного валютного регулирования является - Антикризисные новости
S-p.su

Антикризисные новости
9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Институтом межгосударственного валютного регулирования является

Международные органы валютного регулирования и контроля

Валютный контроль (control of foreign exchange transactions, или currency control) — это контроль за проведением валютных операций в целях их приведения в соответствие с установленными принципами и правилами. В условиях глобализации экономики действуют междуна­родные и национальные институты валютного контроля и валютного регулирования. К важнейшим международным организациям такого рода относятся Международный валютный фонд (International Mone­tary Found, IMF, МВФ), Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force, FATF, ФАТФ), Банк международных расчетов (Bank for International Settlements, BIS), Ме­ждународная торговая палата (International Chamber of Commerce, ICC), Секретариат Комиссии Организации Объединенных Наций по международному торговому праву (United Nations Commission on Inter­national Trade Law, UNCITRAL).

В современной международной валютной системе статус основного института валютного регулирования закреплен за IMF. В соответствии со ст. 8 Устава IMF страна — член IMF принимает на себя обязательст­во о конвертируемости национальной валюты по текущим операциям. В результате государственные валютные ограничения могут приме­няться только к операциям, связанным с движением капитала (финан­совым операциям).

ФАТФ представляет собой межправительственную организацию, осуществляющую борьбу с легализацией (отмыванием) доходов, нажи­тых преступным путем. Государства — члены большой семерки (G7) в июне 1988 г. в Париже по инициативе Президента Франции Ф. Мит­терана создали специальную Группу для оценки результатов сотрудни­чества по борьбе с отмыванием денег (Groupe d’Action Financiere Inter­national, GAFI). Методологически работа FATF осуществляется на ос­нове процедур самооценки и взаимного контроля. Мероприятия по са­мооценке состоят из заполнения подробных бланков и ответов на вопросы во время ежегодного Пленарного заседания. Процедура взаим­ной оценки предусматривает использование всестороннего механизма мониторинга для оценки контрмер и их эффективности. Штаб-кварти­ра FATF находится в Париже.

Банк международных расчетов является международной организа­цией, обеспечивающей взаимодействие между центральными банками всех стран для достижения общей монетарной и финансовой стабиль­ности. Штаб-квартира размещается в Базеле. Банковские операции BIS проводит исключительно с центральными банками и международными финансовыми организациями. Под эгидой BIS создан Комитет банков­ского надзора, больше известный под названием Базельский комитет. В него входят представители центральных банков Бельгии, Канады, Франции, Германии, Италии, Японии, Люксембурга, Нидерландов, Ис­пании, Швеции, Швейцарии, Великобритании и США. Базельский ко­митет формулирует стандарты, направления и рекомендации по надзо­ру за деятельностью коммерческих банков. В частности, сформулирова­ны рекомендации по расчету капитала, а также по порядку контроля и нормативам по открытой валютной позиции.

Международная торговая палата (ICC) — это всемирная бизнес-ор­ганизация, которая обеспечивает поддержание международных дело­вых отношений в целях увеличения бизнеса и экономического роста. Штаб-квартира размещается в Париже. Членами палаты являются не страны, а ведущие мировые компании. Одно из направлений деятельно­сти ICC — разработка общих правил-рекомендаций, не обязательных к применению. Однако банки, финансовые компании и просто экспор­теры и импортеры придерживаются рекомендаций ICC, а потому мож­но говорить о том, что палата также регулирует валютные операции. В частности, ICC разработаны: Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (редакция 2007 г., публикация ICC № 600), Унифицированные правила по инкассо (редакция 1995 г., пуб­ликация ICC № 522), Унифицированные правила по договорным га­рантиям (редакция 1978 г., публикация ICC №325), Унифицирован­ные правила для гарантий по первому требованию (редакция 1992 г., публикация ICC № 458).

UNCITRAL (ее штаб-квартира размещается в Вене) принят Типо­вой закон о международных кредитовых переводах и Правовое руково-

792 Раздел VI. Международные финансы

Глава 24. Валютные ограничения и контроль 793

дство по электронному переводу средств. Эти документы регламенти­руют порядок проведения банками международных расчетов и порядок использования в международных расчетах электронных средств связи на базе компьютерных технологий. Сфера деятельности UNCITRAL — модернизация и согласование норм международной коммерческой дея­тельности. UNCITRAL разрабатывает всемирно признаваемые конвен­ции, типовые законы, правила, рекомендации.

Значимую роль в международных финансовых операциях играет Сообщество всемирных межбанковских финансовых телекоммуника­ций (Society for World-Wide Interbank Financial Telecommunications, SWIFT). Основными направлениями деятельности SWIFT являются предоставление оперативного, надежного, эффективного, конфиденци­ального и защищенного от несанкционированного доступа телекомму­никационного обслуживания для банков, а также проведение работ по стандартизации форм и методов обмена финансовой информацией. Об­щество занимается разработкой унифицированных средств обмена фи­нансовой информацией. С этой целью создана и продолжает совершен­ствоваться структурированная система финансовых сообщений, с по­мощью которой можно осуществлять практически весь спектр банков­ских и других финансовых операций, включая операции, выполняемые на валютных и фондовых биржах.

Читать еще:  Коллективная валюта сукре

В последние годы значима роль Европейского центрального банка (European Central Bank, ЕСВ) и действующей под его руководством Ев­ропейской системы центральных банков (European System of Central Banks, Eurosystem), в которую вошли центральные банки всех стран — участниц Европейской валютной системы (European Monetary System, EMS). Основанный 1 июня 1998 г., Европейский центральный банк принял эстафету у Европейского денежно-кредитного института (EMI), который играл основную роль в подготовке к «запуску» евро 1 января 1999 г. ЕСВ проводит единую денежно-кредитную политику стран еврозоны, осуществляет обязательное и факультативное консуль­тирование властей государств — членов Европейского союза (ЕС). При­нимает независимые решения от любого органа ЕС, правительства госу­дарств — членов ЕС.

Международные валютно-финансовые институты

Институциональная структура международных валютно-кредитных и финансовых отношений включает в себя многочисленные международные организации. Одни из них, располагая большими полномочиями и ресурсами, осуществляют регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Другие представляют собой форум для межправительственного обсуждения, выработки консенсуса и рекомендаций по валютной и кредитно-финансовой политике. Третьи обеспечивают сбор информации, статистические и научно-исследовательские издания по актуальным валютно-кредитным и финансовым проблемам и экономике в целом. Некоторые из них выполняют все перечисленные функции.

Международные валютно-кредитные и финансовые организации условно можно назвать международными финансовыми институтами. Эти организации объединяет общая цель – развитие сотрудничества и обеспечение целостности и стабилизации сложного и противоречивого всемирного хозяйства, регулирование МЭО, в том числе валютно-кредитных и финансовых. К ним относятся: Банк международных расчетов, Международный валютный фонд, Всемирный банк, Международная ассоциация развития, Международное агентство по инвестиционным гарантиям и др., а также региональные банки развития, валютно-кредитные и финансовые организации ЕС.

К организациям, имеющим всемирное значение, относятся прежде всего специализированные институты ООН – МВФ и группа МБРР., а также ГАТТ, которое в 1995 г. преобразуется во Всемирную торговую ассоциацию. Непосредственная роль ООН в международных валютно-кредитных и финансовых отношениях ограничена. Однако при решении проблем развивающихся стран на Конференции ООН по торговле и развитию – ЮНКТАД (с 1964 г. раз в 3-4 года) обсуждаются валютно-кредитные вопросы наряду с проблемами мировой торговли и развитием этих стран. Проблемы мировой валютной системы обсуждаются в Комитете по “невидимым” статьям и финансированию, связанному с мировой торговлей, с “официальной помощью развитию”. Он занимается также проблемами доступа развивающихся стран на мировой рынок капиталов, гарантий по экспортным кредитам, а с середины 70-х годов и внешней задолженности развивающихся стран.

Специализированное учреждение ООН – Экономический совет – создал 4 региональные комиссии – для Европы, Африки, Азии, Латинской Америки. Две последние способствовали организации Азиатского банка развития и Межамериканского банка развития. Специальные фонды дополняют эти организации.

Организация Европейского экономического сотрудничества, созданная в 1948 г. в связи с осуществлением “плана Маршалла”, затем переориентировалась на создание Европейского платежного союза (1950-1958 гг.), а в 1961 г. была заменена Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, Париж). Ныне ОЭСР включает 24 страны, на долю которых приходятся 16% населения и 2/3 мирового производства Запада. Цель ОЭСР – содействие экономическому развитию и финансовой стабилизации стран-членов, свободной торговле, развитию молодых государств. ОЭСР – своеобразный клуб промышленно развитых стран для обмена мнениями и координации экономической политики, включая валютно-кредитную и финансовую, ведет научно-исследовательскую работу, является центром прогнозирования и международных сопоставлений на базе эконометрических моделей мировой экономики (дважды в год).

Парижский клуб — неформальная организация промышленно развитых стран, главных кредито­ров мира, где обсуждаются проблемы урегулирования, отсрочки платежей по государственному долгу стран. Начало его деятельности относится к 1956 г., когда кредиторы Аргентины были приглашены в Париж на переговоры с должниками. Периодические заседания Парижского клуба в 70-х годах сменились активной работой в 80-90-х гг. в связи с обострением проблемы погашения государственного долга развивающихся стран, а затем стран Восточной Европы и России. На заседаниях Парижского клуба присутствуют наблюдатели из МВФ, МБРР, ЮНКТАД и обычно рассматривается вопрос о той части внешнего долга, которая должна быть погашена в текущем году.

Если какая-либо страна-должник, испытывающая труд­ности в сбалансировании платежного баланса, начинает прово­дить программу оздоровления экономики с помощьюМВФ, Па­рижский клуб вносит свой вклад в решение финансовых проблем страны-должника. Для этого совместно с данной страной выраба­тывается соглашение, позволяющее перенести сроки выплаты ее внешней задолженности. В результате появляется возможность преодолеть пассивность платежного баланса, не отказываясь при этом от необходимого импорта и выплачивая постепенно свои долги.

Читать еще:  Как определяется реальный валютный курс

Лондонский клуб объединяет 600 банков. В него входят креди­торы, которые предоставили ссуды без гарантий своих правительств. Он обсуждает проблемы урегулирования частной внешней задолженности стран-должников,- многих развивающихся государств и стран бывшего социалистического содружества.

С середины 90-х годов разработка проблем межгосударственного регулирования перенесена на уровень совещаний глав государств и правительств “семерки” и “восьмерки”, которая кроме “семерки” включает Россию. На этих совещаниях большое внимание уделяется валютно-кредитным проблемам. И каждый раз подтверждается принцип либерализма и международного сотрудничества в противовес центробежным тенденциям (“каждый за себя”).

Международные финансовые институты возникли в основном после второй мировой войны, за исключением Банка международных расчетов (БМР, 1930 г.). Эти межгосударственные институты предоставляют кредиты странам, разрабатывают принципы функционирования мировой валютной системы, осуществляют межгосударственное регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Возникновение международных финансовых институтов обусловлено следующими причинами:

1. Усиление интернационализации хозяйственной жизни, образование ТНК и ТНБ, выходящих за национальные границы.

2. Развитие межгосударственного регулирования мирохозяйственных связей, в том числе валютно-кредитных и финансовых отношений.

3. Необходимость совместного решения проблем нестабильности мировой экономики, включая мировую валютную систему, мировые рынки валют, кредитов, ценных бумаг, золота.

Международные финансовые институты преследуют следующие цели:

Ø Объединить усилия мирового сообщества в целях стабилизации международных финансов и мировой экономики;

Ø Осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-финансовое регулирование;

Ø Совместно разрабатывать и координировать стратегию и тактику мировой валютной и кредитно-финансовой политики.

Степень участия и влияния отдельных стран в международных финансовых институтах определяется величиной их взноса в капитал, так как обычно применяется система “взвешенных голосов”. Изменение соотношения сил во всемирном хозяйстве, в частности возникновение в 60-х годах трех центров (США, Западная Европа, Япония) в противовес послевоенному американоцентризму, отражается в деятельности международных финансовых институтов. Так, страны ЕС добились права вето по принципиальным вопросам, усилив свое влияние в МВФ. В деятельности этих институтов проявляются две тенденции взаимоотношений трех центров – разногласия и партнерства по глобальным проблемам международных финансов промышленно развитых государств, развивающихся стран, России, республик бывшего СССР, стран Восточной Европы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9248 — | 7445 — или читать все.

Международное валютное право: направления регулирования

Содержание:

Особенности международного регулирования валютных отношений в праве

На сегодняшний день широкое развитие характерно для валютной, кредитной, инвестиционной интеграции стран всех регионов мира. Глобализационные процессы максимально проявлены в валютной сфере, что, в первую очередь, приводит к расширению и углублению взаимной зависимости между валютными рынками, режимами и к международному валютному сотрудничеству между странами и предпринимателями. Российские предприятия с высокой активностью начали освоение валютного пространства зарубежных стран, при этом важно ориентироваться в валютном законодательстве других государств для успешного ведения кредитной расчетной деятельности на его территории.

Изменения, происходящие в валютном режиме различных стран, включая Российскую Федерацию (РФ), связаны с мировыми требованиями унификации валютного регулирования и контроля. Это дает возможность для резидентов (предпринимателей национальных государств) самостоятельно осуществлять валютные операции с нерезидентами (предприниматели зарубежных стран).

По мере развития международных валютных отношений и при условии расширения расчетных операций валютные системы стран претерпевают существенные изменения. На сегодняшний день отождествлять их с международной валютной системой не всегда корректно.

Принципы валютного регулирования

Международное валютное право в своем развитии зависит от глобализации, где более заметно воздействие европейского валютного регулирования, изменение валютного контроля, усиление значения банковского законодательства, страхования, унификация основных гражданских институтов права. По этой причине базовые направления международно-правового регулирования отношений в области валюты можно отнести к задачам обеспечения единого мирового валютного режима при наличии условий выросшей специфики регулирования каждого национального рынка валюты.

Основными правовыми принципами валютного контроля и регулирования, которые сформировала международная практика валютных отношений, являются:

  • главная роль экономических мер в процессе осуществления государственной политики в сфере валютного регулирования;
  • исключение неоправданного государственного вмешательства, включая невмешательство государственных органов, в операции, которые осуществляют с валютой резиденты и нерезиденты;
  • единая внешняя и внутренняя валютная политика в стране;
  • единая система валютного контроля и регулирования;
  • защита со стороны государства прав и экономических интересов, которые проявляют резиденты и нерезиденты при проведении операций с валютой.
Читать еще:  Экономический и валютный союз ес

Международное регулирование валютных отношений на территории стран, которые не обладают свободно конвертируемой валютой, концентрируется на определение специфики проведения операций с валютой резидентами (национальные участники валютных операций) и нерезидентами (иностранные участники операций с валютой).

Они проводятся для того, чтобы обеспечить унификацию и гармонизировать нормы международного валютного контроля и регулирования.

Направления международного регулирования в валютном праве

Международная практика показала, что без наличия ограничений могут проводиться операции с валютой между резидентами и уполномоченными банками. Они связаны со следующими операциями:

  • получение и возврат займов и
  • кредитов, уплата процентов и штрафов по заключенным контрактам;
  • внесение денежных средств резидентов на счета в банке (на банковский вклад) и получение средств резидентов со счетов (банковских вкладов);
  • банковские гарантии, включая исполнение со стороны резидентов обязательств по поручительству и залогу;
  • покупка резидентами у уполномоченных банков векселей, которые выписаны этими и прочими уполномоченными банками, предъявление их к платежу и его получение, включая регресс и взыскание штрафных санкций;
  • купля-продажа физическими лицами наличности и безналичной зарубежной валюты и чеков (их номинальная сумма указывается в иностранной валюте), обмен, замена денежных знаков зарубежных стран (группы стран);
  • уплата уполномоченными банками комиссионных вознаграждений.

Нерезиденты имеют право без ограничений:

  • переводить зарубежную валюту со счетов (вкладов) в банках за пределами территории национального государства на банковский счет или вклад в уполномоченный банк на территории страны;
  • осуществлять операции по валюте с внутренними ценными бумагами на территории национальных государств, учитывая требования, которые установлены антимонопольным законодательством и законами о рынках ценных бумаг.

Контроль внутреннего валютного рынка государства осуществляется посредством центрального (национального) банка страны. Здесь покупку и продажу иностранной валюты производят с помощью уполномоченных банков в соответствии с правилами межбанковской валютной биржи.

Для кредитных компании существуют требования в области оформления документов при покупке и реализации наличности в иностранной валюте.

Для того, чтобы обеспечить стабильность национального валютного рынка, резидентами должны соблюдаться несколько требований:

  • резиденты государств, в которых действует неконвертируемая валюта, должны подать уведомления в налоговый орган по месту своего учета о том, что они произвели открытие (закрытие) счетов;
  • резиденты могут перевести на собственные счета, открытые в банках за рубежом, средства с собственных счетов в уполномоченных банках или прочих счетов, которые открыты в банках за пределами страны, в ограниченном размере;
  • на счета резидентов, которые открыты в банках иностранных государств-членов ОЭСР или ФАТФ, зачисляются кредиты и займы в зарубежной валюте, которые получены по кредитным договорам и договору займа с организациями нерезидентами, которые являются агентами правительств зарубежных стран, а также по договорам кредита и займа, которые заключаются с резидентами стран-членов ОЭСР или ФАТФ;
  • резиденты имеют право без ограничений вести валютные операции со средствами, которые зачислены на счета банков за пределами страны. Исключением являются валютные операции между резидентами, которые установлены в специальном списке центрального государственного банка.

Органы и агенты валютного контроля, в том числе их должностные лица, обладают компетенцией в области:

  • проведения проверок о соблюдении резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства и норм мирового валютного регулирования;
  • проведения проверок полного и достоверного учета и отчетности в сфере валютных операций резидентов и нерезидентов;
  • запроса и получения документов и сведений, относящихся к проведению валютных операций, открытию и ведению счетов;
  • выдачи предписаний об устранении выявленного нарушения международных и национальных норм законов в области валюты.

Резиденты и нерезиденты, которые осуществляют валютные операции, вправе:

  • знакомства с актами проверок, которые проводятся органами и агентами валютного контроля;
  • обжалования решений и действий (бездействие) органов и агентов валютного контроля, включая их должностных лиц;
  • возмещения в установленном законом порядке реального ущерба, который был причинен неправомерными действиями (бездействием) органов, а также агентов валютного контроля (включая должностных лиц).
голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector