S-p.su

Антикризисные новости
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Профессия школьный психолог

Профессия школьный психолог

Школьный психолог

Должность психолога-педагога появилась в общеобразовательных школах примерно 10 лет назад, но сейчас это уже обычное явление. В некоторых школах созданы психологические службы, где работают несколько психологов.

Познакомимся ближе с особенностями обсуждаемой деятельности на примере опыта психолога — Марины Михайловны Кравцовой, выпускницей факультета психологии МГУ, специализировавшейся по кафедре возрастной психологии. В ее обязанности входит работа с учащимися 1- 5 классов, их родителями и учителями. Целью работы является улучшение учебного процесса. Работа строится не только в целом с целью оптимизации учебного процесса, но и с учетом конкретных трудностей, возникающих в процессе обучения, взаимоотношений в триаде “ученик – родитель – учитель”. Проводятся индивидуальные и групповые занятия со школьниками (повышение мотивации к учебной деятельности, налаживание межличностных отношений). М. Кравцова отмечает: “Для меня важно, чтобы каждому ребенку было комфортно в школе, чтобы он хотел в нее ходить и не чувствовал себя одиноким и несчастным. Важно, чтобы родители и учителя увидели его реальные проблемы, захотели ему помочь и, главное, поняли, как это сделать”.

Необходимо, чтобы ребенок, родители и учителя не были “изолированы” друг от друга, чтобы между ними не было противостояния. Над возникающими проблемами они должны работать совместно, потому что только в этом случае возможно оптимальное решение. Главная задача школьного психолога заключается не в том, чтобы решить возникшую проблему за них, а в том, чтобы объединить их усилия для ее решения.

Буквально в последние несколько лет администрация все большего числа школ понимает необходимость участия психолога в школьном процессе. Все яснее вырисовываются конкретные задачи, решения которых ждут от школьного психолога. В связи с этим профессия школьного психолога становится одной из самых востребованных. Впрочем, психолог востребован не только в школе, но и в других детских учреждениях (например, в детских садах, домах ребенка, центрах раннего развития и др.), то есть везде, где необходимо умение работать с триадой “ребенок – родители – педагог (воспитатель)”.

В функции школьного психолога входит: психологическая диагностика; коррекционная работа; консультирование родителей и учителей; психологическое просвещение; участие в педсоветах и родительских собраниях; участие в наборе первоклассников; психологическая профилактика.

Психологическая диагностика включает в себя проведение фронтальных (групповых) и индивидуальных обследований учащихся с помощью специальных методик. Диагностика проводится по предварительному запросу учителей или родителей, а также по инициативе психолога с исследовательской или профилактической целью.

Психолог подбирает методику, направленную на изучение интересующих его способностей, особенностей ребенка (группы учащихся). Это могут быть методики, направленные на изучение уровня развития внимания, мышления, памяти, эмоциональной сферы, особенностей личности и взаимоотношений с окружающими. Также школьный психолог использует методики по изучению детско-родительских отношений, характера взаимодействия учителя и класса.

Полученные данные позволяют психологу строить дальнейшую работу: выделить учащихся так называемой “группы риска”, нуждающихся в коррекционных занятиях; подготовить рекомендации для учителей и родителей по взаимодействию с учащимися.

Коррекционные занятиямогут быть индивидуальными и групповыми. В ходе их психолог старается скорректировать нежелательные особенности психического развития ребенка. Эти занятия могут быть направлены как на развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление), так и на решение проблем в эмоционально-волевой сфере, в сфере общения и проблемы самооценки учащихся.

Школьный психолог использует уже существующие программы занятий, а также разрабатывает их самостоятельно, учитывая специфику каждого конкретного случая. Занятия включают в себя разнообразные упражнения: развивающие, игровые, рисуночные и другие задания — в зависимости от поставленных целей и возраста школьников.

Консультирование родителей и учителей — это работа по конкретному запросу. Психолог знакомит родителей или учителей с результатами диагностики, дает определенный прогноз, предупреждает о том, какие трудности могут в будущем возникнуть у школьника в учебе и общении; при этом совместно вырабатываются рекомендации по решению возникающих проблем и взаимодействию со школьником.

Психологическое просвещение заключается в том, чтобы знакомить учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка. Оно осуществляется в ходе консультирования, выступлений на педагогических советах и родительских собраниях.

Кроме того, на педсоветах психолог участвует в принятии решения о возможности обучения данного ребенка по конкретной программе, о переводе учащегося из класса в класс, о возможности “перешагивания” ребенка через класс (например, очень способного или подготовленного ученика могут перевести из первого класса сразу в третий).

Одной из задач психолога является составление программы собеседования с будущими первоклассниками, проведение той части собеседования, которая касается психологических аспектов готовности ребенка к школе (уровень развития произвольности, наличие мотивации учения, уровень развития мышления). Психолог также дает рекомендации родителям будущих первоклассников.

Все перечисленные выше функции школьного психолога позволяют соблюдать в школе психологические условия, необходимые для полноценного психического развития и формирования личности ребенка, то есть, служат целям психологической профилактики.

Работа школьного психолога включает в себя и методическую часть. Психолог должен постоянно работать с литературой, включая периодические издания, чтобы отслеживать новые достижения науки, углублять свои теоретические знания, знакомиться с новыми методиками. Любой диагностический прием требует умения обработки и обобщения полученных данных. Школьный психолог проверяет в практике новые методики и находит наиболее оптимальные приемы практической работы. Он старается отбирать в школьную библиотеку литературу по психологии с целью знакомства учителей, родителей и учеников с психологией. В своей повседневной работе он пользуется такими выразительными средствами поведения, речи, как интонации, позы, жесты, мимика; руководствуется правилами профессиональной этики, опытом работы своим и своих коллег.

Большой проблемой для школьного психолога является то, что часто школа не выделяет ему отдельного кабинета. В связи с этим возникает множество сложностей. Психолог должен хранить где-то литературу, методические пособия, рабочие бумаги, наконец, свои личные вещи. Ему необходимо помещение для проведения бесед и занятий. Для некоторых занятий помещение должно удовлетворять определенным требованиям (например, быть просторным для проведения физических упражнений). Со всем этим психолог испытывает трудности. Обычно ему выделяют то помещение, которое свободно в данный момент, временно. В итоге может возникнуть ситуация, когда беседа с учеником проводится в одном кабинете, а необходимая литература и методики находятся в другом. В связи с большим объемом обрабатываемой информации школьному психологу желательно было бы иметь доступ к компьютеру, что школа часто не может ему обеспечить.

Сложно соотносить школьное расписание, распределение внеучебной активности ученика и психологическую работу с ним. Например, беседу нельзя прервать, а в это время школьнику нужно идти на урок или ехать на занятия в спортивную секцию.

Психолог большую часть времени находится на виду, в контакте с учителями, родителями или учениками. Это большое напряжение, тем более, если нет отдельного помещения, где можно было бы отдохнуть. Проблемы возникают даже с тем, чтобы перекусить среди рабочего дня.

Отношения с коллективом у опрашиваемого школьного психолога, в основном, ровные. Очень важно, чтобы в коллективе не было конфликтов, психолог должен быть непредвзятым, он должен быть готов выслушивать полярные мнения коллег друг о друге.

Психолог постоянно находится в потоке многочисленной и зачастую противоречивой информации, в которой ему надо ориентироваться. При этом иногда информация о проблеме может быть избыточной, а иногда — недостаточной (например, некоторые учителя боятся пускать психолога к себе на урок, полагая, что психолог будет оценивать их работу, а не наблюдать за поведением учащихся на уроке).

Естественно, рабочее место школьного психолога — не только в школе, но и в библиотеке и дома.

Читать еще:  Настрой на успех и богатство

Заработная плата, к сожалению, низкая, ниже, чем у большинства преподавателей. Ситуация осложняется тем, что необходимую литературу и методическое обеспечение приходится покупать на собственные деньги.

Конечно, школьный психолог должен быть психически здоров. Он должен быть выносливым, выдерживать большие физические и психологические нагрузки. Для работы школьным психологом нужно обладать определенными качествами, а именно: умением слушать, сопереживать. Работая с людьми, важно четко и понятно формулировать свои мысли, быть трудолюбивым, общительным, ответственным, тактичным, контактным, эрудированным, толерантным. Психологу важно иметь чувство юмора, обладать широкими профессиональными знаниями, любить детей. В процессе работы развиваются такие качества, как умение общаться с различными людьми, понимать их проблемы и интересы, анализировать, находить компромисс; развиваются наблюдательность и профессиональные знания.

Профессия привлекательна разнообразием возникающих задач, безусловной социальной значимостью (оказывается реальная помощь реальным людям), возможностью постоянно открывать для себя что-то новое, совершенствоваться, она насыщена впечатлениями.

В то же время, школьный психолог постоянно вовлечен в разные конфликтные, проблемные ситуации, его позиция может не совпадать с позицией школьной администрации, ему приходится преодолевать недоверие педагогов, родителей, а иногда и учеников. Постоянно приходится быстро находить выход из сложных неоднозначных ситуаций. Иногда от психолога ждут большего, чем он может сделать.

Профессию школьного психолога можно получить, обучаясь на любой кафедре факультета психологии, но для успешной начальной адаптации полезно специализироваться уже в университете в области психологии развития, педагогической психологии. Повышению квалификации способствует:

  • посещение психологических семинаров и мастер-классов, в том числе посвященных коррекционной работе с детьми;
  • участие в научных конференциях и круглых столах, посвященных работе психолога в системе образования;
  • регулярное посещение библиотеки и книжных магазинов для ознакомления с новой психологической литературой;
  • ознакомление с новыми методиками и исследованиями, касающимися проблем детского развития и обучения;
  • обучение в аспирантуре.

Таким образом, профессия школьного психолога на сегодняшний день является нужной, востребованной, интересной, но сложной.

Текст подготовлен студентом ф-та психологии МГУ А. Кругловым на основе интервью с психологом, работающем в школе – М.М. Кравцовой.

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда. Телефонный справочник.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2020: Станислав Козловский

Психолог в школе

Педагог-психолог в школе — это специалист в области психологии, который изучает душевное состояние учеников, корректирует их поведение, помогает в устранении проблем личностного характера, адаптации в коллективе, способствует улучшению психологического климата в классе, проводит разъяснительную работу с родителями и педагогами. Профессия подходит тем, кого интересует биология и психология (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Ключевые задачи этого специалиста — помочь учащемуся выбрать грамотные механизмы поведения, выявить свои психологические проблемы, обрести внутренний и внешний баланс. Стоит заметить, что психолог не занимается патологическими сбоями в человеческой психике, а корректирует его внутренний мир и душевное состояние.

Особенности профессии

Считается, что профессия психолога со временем становится частью ее носителя. Свои навыки и знания профессионал использует не только в работе с пациентами, но и в повседневной жизни, при общении с близкими. Ведь предмет изучения психолога — это душа человека, а она представляет собой неисчерпаемый ресурс для обретения необходимых знаний. Специалисты-психологи помогают человеку подключить свои внутренние ресурсы для решения актуальных психологических задач. Основные виды деятельности психолога:

  • Тренинги психологического направления, которые включают в себя обучение методикам эмоциональной саморегуляции, использование специальных упражнений для личностного роста и последующее подведение итогов.
  • Консультации предполагают общение между специалистом и учениками с целью найти оптимальный выход из затруднительного положения.
  • Тестирования позволяют изучить индивидуальные особенности человеческой психики при помощи интерактивных программ.

Школьные психологи обязаны следить за психологическим здоровьем учеников, создавать комфортную для них среду, проводить периодические массовые обследования с целью выявления лиц, требующих психологической помощи.

Плюсы и минусы профессии

Подобные специалисты играют большую роль в жизни учеников и их родителей, ведь они помогают оперативно решить разные виды проблем, предупреждая опасные последствия.

Педагоги-психологи используют свои знания для своевременного поворота происходящих событий в нужное русло. Ребенок в школе сталкивается с недетскими проблемами: сложные взаимоотношения со сверстниками, отставание в учебе, непонимание окружающих. Если не решать эти задачи, то у ребенка появляется зажатость, агрессивность. В некоторых случаях возникают суицидальные наклонности. Если психолог предпримет адекватные меры, то ситуация стабилизируется.

Плюсы:

  • возможность личностного роста, ведь специалист обязан постоянно самосовершенствоваться;
  • приобретенные профессиональные знания помогают в повседневной жизни;
  • профессия считается творческой и интересной;
  • возможность реально помогать людям в решении их проблем;
  • познание самого себя и глубин своего сознания.

Минусы

К минусам профессии «психолог» можно отнести периодическую душевную усталость и выгорание эмоционального характера. Ведь такие специалисты погружаются в проблему пациента «с головой», пропуская информацию сквозь себя. Также не всем легко дается принятие мировоззрения другого человека. Подобные профессии обязывают самого специалиста иметь кристально чистую репутацию, чтобы его слово имело вес. Вряд ли пациент доверится доктору, который сам себе не может помочь.

Важные качества

Психологи по натуре должны быть альтруистами, так как эмоциональные трудности, с которыми им приходится сталкиваться, не компенсировать никакими деньгами. Большой уровень ответственности — ключевое требование для настоящего профессионала.

Основные качества, которыми должен обладать психолог:

  • эмоциональный и общий интеллект должны быть на высоком уровне;
  • умение слушать и слышать человека;
  • стрессоустойчивость;
  • такт и деликатность;
  • общительность;
  • наблюдательность;
  • оптимизм и уверенность в собственных силах;
  • креативность и умение предлагать нестандартные решения;
  • терпимость;
  • умение успокоить клиента;
  • сопереживание.

Специалист должен уметь четко формулировать свои мысли. Чувство юмора и выносливость также будут очень кстати.

Обучение на школьного психолога

Стать педагогом-психологом можно только, получив высшее психологическое образование. После обучения желательно регулярно посещать профильные курсы, тематические семинары и повышать собственный профессиональный уровень.

Детский психолог. Моя профессия — гордость, счастье и боль

Журнал IQR уже рассказывал о работе школьного учителя. Но в школе трудятся не только учителя. Еще одна интересная профессия, связанная с детьми — школьный психолог. Если учителя занимаются обучением детей, то работа психолога — решение личных проблем ребенка. Обратите внимание на необычный заголовок статьи — так пожелала ее озаглавить сама героиня, и, наверное, это неспроста. Передаем ей слово.

Как я стала детским психологом

Меня зовут Елена. Работаю детским психологом в обычной средней школе города Симферополя. Мне сорок четыре года. Общий стаж по специальности — чуть больше пятнадцати лет. В период учебы в институте проходила практику в социальной службе в качестве помощника психолога. Отдел занимался кураторством неблагополучных семей, вел сопровождение детей под опекой. Получила диплом, и мне предложили работу уже на постоянной основе в этой же службе. Не могу сказать, что была на седьмом небе от счастья, но за неимением других вариантов согласилась. В период практики столько насмотрелась на сломанные детские судьбы, что временами хотелось поменять специализацию.

Мой опыт работы с проблемными детьми

Отдел занимался не только кураторством, а еще и изъятием детей из семей, в которых родители злоупотребляли спиртным или занимались наркотиками. Попадались и такие, которые жестоко обращались с малышами. Привыкнуть к этим вещам невозможно, но по долгу службы мне первой приходилось общаться с такими детками, для того чтобы комиссия потом вынесла заключительный вердикт. Была в команде тех, кто решал, как дальше поступить с ребенком, жить ему с мамой или в детском доме. Я понимала, что ошибиться в этой ситуации равносильно преступлению. Сумасшедшее бремя ответственности давалось мне, молодой девчонке, очень тяжело.

Читать еще:  Психология номер специальности

Никогда не забуду трехлетнего мальчика, которого забирали из ужасной конуры от матери-алкоголички. Он плакал, цеплялся за мать, а она совершенно ничего не понимала, только глазами вращала. Ребенок был в ужасном состоянии, голодный и простуженный. Его отвезли в больницу, а мать скрылась в неизвестном направлении. Позже я узнавала о мальчике — его усыновили спустя год, а горе-родительницу так и не нашли. И таких примеров масса.

Работа школьным психологом

Когда появилась вакансия психолога в школе, я с радостью согласилась. Зарплату предложили на порядок ниже, но мне было все равно. На тот момент я получала «голую» ставку в пределах тысячи гривен. Раз в квартал могли дать премию. Я с головой окунулась в работу. Поступила заочно в пединститут, так как для работы в школе недостаточно было иметь только медицинское образование.

Преподавательский коллектив принял меня с холодком. Дело в том, что система образования только-только начинала вводить психологическое сопровождение в общеобразовательные школы. Существовала постыдная практика оставлять проблемы, конфликты и прочие неприятности в стенах заведения.

Зачем нужен психолог в школе?

В мои обязанности входило не только общение с детьми, а еще и документальная статистика. Я завожу личное дело на каждого ребенка, нуждающегося в психологической помощи. Зачастую так получается, что в эту категорию попадают дети, причастные к этим самым конфликтам. Раньше это обсуждалось с преподавателями, родителями и по возможности замалчивалось.

Я же обязана была зафиксировать в личном деле каждый факт, для того чтобы составить индивидуальный план работы с этим ребенком. Одним словом, чувствовала себя таким «стукачком». Молодая, принципиальная, не желающая нарушать инструкции. Такой себя воспринимала, ругалась с директором, но выстояла.

Постепенно к моему присутствию привыкли и смирились. Понимание нужности психолога появилось тогда, когда появились первые позитивные результаты. Первыми подружились со мной учителя начальных классов. Адаптация малышей к новой обстановке проходит всегда тяжело. Особо сложно было тем, кто не посещал детские сады. Вот с такими я работала постоянно, деликатно приучая их к социуму. К концу первой четверти домашние детки становились общительными и уже не боялись отвечать на уроках. Были случаи, когда ребенку никак не удавалось преодолеть стресс. Приглашала родителей, и мы совместно вырабатывали стратегию.

Кому нужна помощь детского психолога?

Нередко родители обращаются сами ко мне за помощью. Им тоже сложно войти в новый жизненный этап. Жалуются на то, что совместное выполнение домашних заданий заканчивается детскими слезами, что срываются и не знают, как себя вести. Думаем вместе, ищем линию поведения. Не существует общей рекомендации для всех, дети разные и подход к каждому ребенку индивидуальный. Иногда выясняется, что причиной всех проблем бывает обстановка в семье, публичные скандалы. Стараюсь помочь.

Следующая категория моих «клиентов» — ученики 4-5 классов. В этом возрасте начинают просыпаться лидерские качества, особенно у мальчишек. А как доказать свою значимость, разве только сотворить что-нибудь этакое, на что другие не способны. В таких случаях стараюсь работать на опережение. Провожу беседы, рассказываю всякие случаи из реальной жизни, направляю их неуемную энергию в нужное русло. Родителей особо активных детей приглашаю на собеседование, и мы вместе решаем, к чему их привлечь. Часто проблему решает спортивная секция.

С девочками этого возраста работаю несколько в другой плоскости. Они уже стараются нравиться мальчикам и порой совершают глупости. Говорю с ними, как со взрослыми барышнями. Затрагиваем и взрослые темы, деликатно и осторожно. Чуть позже мы работаем в этой области гораздо активнее, но подготовку провожу заранее.

Профессия школьный психолог

С более старшими подростками мы сотрудничаем, как одна команда. Все знаем друг о друге, прошли немало тернистых тропинок. Говорим о будущем, об их предпочтениях в выборе вуза. Пытаемся вместе понять, какая профессия кому ближе. С помощью тестов на профориентацию определяем, в каком направлении учиться дальше. Эта тактика — самая лучшая мотивация, для того чтобы подростки стали серьезно относиться к учебе, вели себя достойно. Стараюсь, чтобы к окончанию школы каждый ребенок твердо знал, чего он хочет и на что способен.

Методическая работа

Получаю огромное удовольствие, когда приходят мои бывшие подопечные, уже будучи студентами, курсантами. Рассказывают о своих успехах или неудачах, делятся проблемами, советуются. Вспоминаем вместе, как краснели в кабинете директора, как плакали и обещали исправиться. В такие моменты мне становится стыдно, что я когда-то хотела оставить профессию, что проявляла слабость. Даже спустя годы, мне продолжают доверять, что может быть большей наградой школьному психологу?

Теперь расскажу о том, что я делала все эти годы, с огромным трудом преодолевая себя. Дело в том, что не каждый может похвастаться двойным подчинением. А я могу. Мной руководят директор школы – в административном отношении и социальная психологическая служба – в методической работе. Все свои действия я должна согласовывать с директором школы, предоставлять перспективное планирование на будущий год, схему психолого-медико-педагогического консилиума. Изучаю бесконечно поступающие приказы, инструкции. Одновременно веду строгую отчетность для психологической службы. Все личные дела проверяет специальная комиссия. На основании всей этой кучи бумаг они определяют мою профпригодность. Еще существует такой методический документ, как «Этический кодекс психолога». Та самая комиссия решает, соответствую ли я этому кодексу. Порой, пока пройду все эти манипуляции, самой впору обращаться к доктору.

Понимаю, что так, наверное, нужно. Обидно только, что эта волокита занимает львиную долю моего времени. Я могла бы его потратить на детей, на лишний час общения, на тестовую игру или просто на прогулку с моей группой по осеннему парку. Это ребята, которым не очень сладко пришлось в жизни. Я их веду до самого выпуска.

Как изменилась работа в школе после присоединения Крыма к Российской Федерации

После известных событий в Крыму, осваиваю новые требования. Хочу сказать, что не такие уж большие различия в наших образовательных системах. Радует, что на порядок меньше стало бюрократических вопросов, акцент делается непосредственно на работе психолога. Еще один плюс — зарплата моя теперь выросла до 30 тысяч рублей, и я получаю полный социальный пакет, включая медицинскую страховку.

Плюсы и минусы работы с детьми

Никогда не стремилась делать карьеру Деловая карьера – терпенье, труд, воля к победе , хотя были возможности и поступали некоторые предложения. Приглашали в областной отдел по делам детей и молодежи — я отказалась. Учитывая свою нелюбовь ко всякого рода бумагам, я не представляла, как буду сидеть в кабинете и заниматься бюрократией. Для меня важнее живое общение, дети, та атмосфера, в которой мне комфортно. В какой-то период хотела заняться частной практикой, но это так и осталось на уровне планов и мечтаний. До сих пор об этом думаю, хотя знаю, что ничего не получится. Работу не оставлю, а заниматься этим параллельно не хватит ни времени, ни сил. Вот если бы в сутках было хотя бы часов сорок…

Несколько пожеланий тем, кто хочет стать детским психологом. Прежде всего задайте себе вопрос — любите ли вы детей? Если не можете определиться с ответом, то даже не стоит пытаться. Зря потратите время, деньги и личный потенциал. Даже при самых хороших задатках и знании профессии без этой самой любви не получится стать детским психологом, имею в виду — хорошим. Нужно уметь видеть те ниточки, из которых постепенно сплетется прочный мост между вами и малышом. Чтобы достучаться до ребенка, заслужить его доверие, нужно самому раскрыть свое сердце. Только тогда вы сможете реализоваться в этой профессии и получать от нее удовольствие.

Читать еще:  Как открыть кабинет маникюра и педикюра

Профессия – школьный психолог

Профессия – школьный психолог

Всего лишь каких-то 15-20 лет назад родители и педагоги хватались за голову, если ребенок был «трудным», «не таким, как все», слишком много шалил, дразнился или, наоборот, проводил все время в уединении, игнорируя других ребят. Воспитатели стремились воспитывать, учителя пытались учить, а мамы и папы нередко просто опускали руки и считали свое чадо неисправимым. Легко догадаться, что все три эти способа не приводят к положительному результату: в лучшем случае, человек преодолеет свои затруднения самостоятельно, а в худшем – негативные стороны характера могут принести немало бед и ошибок.

Сегодня же почти каждый знает: если с ребенком «что-то не так», то есть специалист, который поможет разобраться, поговорит по душам и с родителями и с малышом, предложит несколько вариантов стратегии воспитания или просто даст ценный совет – это детский психолог.

Психолог – это не педагог и не врач!

Многие до сих пор путают профессии врача и психолога, считая, что к психологу приходят люди больные, и он обязан их лечить, применяя различного рода манипуляции. Другие полагают, что психолог сродни учителю или воспитателю – он непременно должен давать указания, отчитывать, воспитывать, поучать, то есть, всячески переделывать детскую душу под угодный взрослым стандарт. В любом случае, такие подходы предполагают какое-то воздействие на личность ребенка. К деятельности психолога это не имеет никакого отношения. Поэтому, прежде, чем вместе со своим малышом записаться на прием к детскому психологу, помните следующее:

    Психолог работает только с психически здоровыми людьми; те, кто приходит к нему на прием, называются не пациентами, а клиентами. Если у вас есть жалобы на физическое состояние ребенка, то психолог предложит вам параллельно с консультированием пройти медицинское обследование. Только после этого можно будет говорить, имеет заболевание психологические или какие-то иные причины. Психолог не обязан знать, как положено воспитывать детей – это не является его профессиональной задачей. Хороший психолог никогда не станет навязывать ребенку стереотипы взрослых и требовать от него соответствия требованиям родителей и учителей. Работа психолога заключается в том, что он становится на время другом семьи, человеком, сопровождающим развитие личности ребенка. Психологические методы позволяют обнаружить проблемы развития, скорректировать их и помочь малышу раскрыть свой человеческий и творческий потенциал.

Психолог – человек, которому, кроме необходимого запаса профессиональных знаний и умений, просто необходимо обладать эмпатией – даром сопереживания другим людям, быть отзывчивым и чутким к чужому несчастью, уметь слушать и слышать собеседника. Детский психолог должен быть чутким вдвойне – ведь ему приходится общаться и с родителями, и с детьми, и нередко при этом он вынужден находиться «меж двух огней», искать пути примирения конфликтующих сторон, сотрудничать с ними и при этом сохранять независимую и беспристрастную позицию. Бывает и так, что психологу приходится иметь дело с очень сложным случаем, и тогда требуется немало такта, терпения и профессионализма, чтобы провести психологическую коррекцию состояния ребенка на должном уровне. И конечно же, самое главное для детского психолога – искренне любить детей, быть терпимым ко всем их проявлениям, шалостям, нарушениям психологического или физического развития, видеть в любом ребенке личность, достойную уважения и внимания.

Сегодня детские психологи – пожалуй, наиболее востребованные специалисты из всех представителей психологической области знаний. Практически все образовательные учреждения имеют в своем штате одного или нескольких психологов, работы у которых – просто непочатый край.

Школа – второй дом, кабинет психолога – самое уютное место в нем

Школьный психолог, наверное, имеет самые разносторонние знания и умения – ведь ему приходится общаться как с дошколятами, приходящими на подготовку к будущим занятиям, так и со взрослыми юношами и девушками, нередко имеющими уже собственную личную жизнь, свои взгляды и ценности. Для каждого из этих ребят школьный психолог может стать не просто человеком, который периодически приходит на урок и предлагает очередное тестирование, а добрым другом, которому можно доверить самые сокровенные переживания. Школьный психолог выполняет множество обязанностей. Прежде всего, он проводит самые разные анкетирования и психологические тесты среди ребят, как «в плановом порядке» — по просьбе органов образования или школьной администрации, так и по собственной инициативе. Первая группа тестов обычно связана с определением уровня интеллекта и развития определенных способностей учащихся – такое тестирование помогает вовремя заметить тревожные сигналы, если кто-то из ребят отстает в умственном развитии. Другие тесты направлены больше на диагностику психологического состояния ребят – их можно проводить как коллективно, для получения общей картины, так и в индивидуальном порядке. Здесь наиболее распространены рисуночные тесты, например, «Несуществующее животное», которые помогают выявить повышенную тревожность или агрессивность, демонстративные наклонности, завышенную или заниженную самооценку, а также вовремя определить признаки серьезных нарушений психического развития.

Другая сфера деятельности школьного психолога – подготовка малышей к будущему обучению в первом классе. Родители, которые выбирают ту или иную школу, могут уже заранее прийти в кабинет психолога и пообщаться с ним, получить необходимые знания и рекомендации. Психолог также проводит с ребятами развивающие занятия, которые способствуют скорейшей адаптации к школьной обстановке.

Школьный психолог также проводит индивидуальные консультации и групповые психокоррекционные занятия для всех желающих ребят. Каждый школьник имеет право зайти к психологу и поделиться своими переживаниями. Важно знать, что психолог никогда не оценивает действия своего клиента, не критикует и не сравнивает ребенка с другими детьми, а помогает ему наиболее полноценно раскрыть свои индивидуальные способности и реализовать возможности и таланты. Поэтому кабинет хорошего психолога – настоящая отдушина для тех, кому трудно общаться с педагогами или сверстниками.

Групповые тренинговые занятия в школе незаменимы, особенно для подростков. Ведь, начиная, с 12-13 лет у ребят начинаются интенсивные физиологические изменения в организме, а вместе с тем возникают страхи и тревоги, беспокойство по поводу взросления, комплексы, связанные с внешним видом и т. д. В этом возрасте резко растет потребность в общении со сверстниками, поэтому групповые занятия приносят особо ощутимый эффект. Школьные психологи проводят такие тренинги, посвященные искусству общения, личностному росту, умению выражать эмоции, обсуждению «трудных» вопросов и т. д. Группы могут быть как непродолжительными (две-три недели), так и долгосрочными (например, занятия идут по определенной программе в течение всего учебного года).

И, наконец, психолог в школе, как и каждый учитель, ведет свои собственные уроки. Темы их могут быть самыми разными, в зависимости от возраста и потребностей ребят – о вреде наркотиков, о дружбе и любви, о семье и доме. Это могут быть и уроки психологии, ведь наука о душе всегда была интересна любому человеку – как различаются люди и чем это обусловлено, как преодолеть конфликт с товарищами или родителями, как правильно повести себя в той или иной ситуации. В обсуждении таких тем ребята обычно принимают самое живое участие.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector