S-p.su

Антикризисные новости
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нужны ли клинические психологи

Как стать клиническим психологом? 10 главных вопросов

Клинический психолог – традиционно востребованное образование у тех, кто хочет получить не просто перспективную, но и благородную профессию, помогать людям в тяжелых жизненных ситуациях. Но перед тем, как окончательно определиться с будущей специальностью, стоит познакомиться с ней поближе. Где учиться на клинического психолога? Какие перспективы ждут после получения диплома? Куда можно будет устроиться на работу? Узнать это вам помогут ответы наших преподавателей на 10 главных вопросов о профессии клинического психолога.

  1. Чем занимается клинический психолог?

Клиническая психология – это отрасль науки, которая стоит между медициной и психологией. Она изучает связь психических процессов с различными заболеваниями и состояниями, отличными от нормальных. Решив стать клиническим психологом, вы свяжете свое профессиональное будущее с консультированием, диагностикой, терапией психологических проблем у людей, которые страдают от стрессов, зависимостей, болезней и т. д.

  1. Куда поступить на клинического психолога, чтобы сэкономить время и деньги?

Стандартный вариант получения образования клинического психолога – поступить в вуз на соответствующую специальность. Но у тех, кто уже окончил какой-либо вуз, есть возможность пройти профессиональную переподготовку и получить диплом, дающий право на работу в частных структурах, а если у Вас есть базовое высшее психологическое образование, то и в государственных структурах, всего за 1-1,5 года.

  1. Почему объем программ профпереподготовки по специальности «Клинический психолог» намного меньше, чем программ высшего образования?

Программы профпереподготовки имеют максимальную практическую направленность. В их учебных планах содержатся только общепрофессиональные и специальные дисциплины, которые необходимы для получения новой квалификации и дальнейшей работы по специальности. Программы вузовского (в том числе второго высшего) образования содержат больше теоретического материала, общеобразовательных дисциплин. Отсюда и отличия в продолжительности обучения.

  1. Повышение квалификации короче и дешевле, чем курсы профпереподготовки. Я могу пройти их и работать клиническим психологом?

Нет. Переподготовка – это программы для тех, кто только планирует стать медицинским психологом. Повышают же квалификацию уже практикующие специалисты, которым необходимо расширить, актуализировать, углубить свои профессиональные компетенции. Такие программы рассчитаны на освоение за 16-250 часов и посвящены конкретным аспектам работы медицинского психолога, например:

Программы по теме

В нашей Академии реализуются дистанционные программы обучения, которые позволяют осваивать программу курсов заочно – по индивидуальному графику через интернет-портал. Вам не нужно посещать занятия по строго установленному расписанию. Знакомьтесь с материалами электронной библиотеки, смотрите вебинары в записи и онлайн, проходите аттестационные тесты и общайтесь с преподавателями и сокурсниками в удобное время в любом месте, где есть доступ в интернет.

  1. Какое образование нужно иметь, чтобы пройти профпереподготовку на клинического психолога?

Если вы планируете работать в государственных организациях, то вам нужно иметь высшее психологическое образование или переподготовку по психологии, а уже после проходить переподготовку на клинического психолога. Но в частных структурах допускается работа с дипломом о профпереподготовке, полученном на базе любого высшего профессионального образования.

Чтобы повысить квалификацию, нужно иметь диплом любого вуза или ссуза.

  1. Сложно ли поступить на курсы клинических психологов?

Процедура зачисления на курсы требует от вас только предоставления документов, подтверждающих необходимый уровень образования. Никаких вступительных испытаний Академия не проводит.

  1. По какой программе лучше получить образование клинического психолога?

Наша Академия предлагает пройти образование по большой программе от 1000 часов, которые включают общепрофессиональные и специальные дисциплины. Она подходят для тех, кто осваивает профессию с нуля:

Если у Вас уже есть высшее психологическое образование или профессиональная переподготовка по психологии, либо высшее медицинское и ординатура или интернатура по психиатрии, или неврологии, то Вам можно пройти программу с углубленным знанием в области психотерапии:

Есть и более короткие программы, посвященные отдельным аспектам работы медицинского психолога, например, программы по перинатальной психологии. Они рассчитаны на практикующих специалистов, которые хотят получить более глубокие знания в конкретной области своей профессиональной деятельности. Все доступные программы представлены этой странице.

  1. Сколькопридется учиться на клинического психолога?

Срок обучения зависит от выбранного курса. Большие программы профпереподготовки рассчитаны на 1-1,5 года, маленькие – на несколько месяцев. Повышение квалификации занимает в среднем 6-8 недель.

  1. Где можно работать, окончив курсы для клинических психологов?

С дипломом о профпереподготовке можно получить должность медицинского психолога в учреждениях системы здравоохранения (клиниках, хосписах, роддомах, реабилитационных центрах и т. д.), кризисных центрах. Такие специалисты востребованы в различных частных организациях, например, центрах омоложения, наркологических центрах, центрах диетологи и т. д. Без клинических психологов не обходится работа спасательных служб.

У вас еще есть вопросы о том, как и где лучше учиться на клинического психолога? Задайте их менеджерам нашей Академии по телефонам: 8 (800) 200-47-15 и 8 (3522) 55-77-70.

Подберем программу для Вас!

Внимание! В апреле сотрудники академии продолжают работать дистанционно с пн. по пт. в режиме с 9 до 18 часов по Москве.

Зачем нужны психологи, если есть психотерапевты, у которых к тому же есть и медицинское образование?

Все психотерапевты психологи, психотерапия — одно из прикладных направлений психологии.

Психотерапевты вовсе не обязательно лечат)

И психотерапевты, и психологи могут работать и с психически больными, и с соматическими (телесно) больными, но собственно лечение психических заболеваний — дело психиатра.

Медицинские психотерапевты в России — и есть люди, которые выучились на психиатров, а затем прошли специализацию по психотерапии, и когда они назначают медикаментозное лечение при психической патологии, они скорее выступают именно в своей психиатрической ипостаси.

В России психотерапевтами официально могут именоваться только такие медицинские психотерапевты. При этом, как и во всём мире, сильную многолетнюю подготовку и сертификацию проводят сообщества психотерапевтов, не являющихся медицинскими психотерапевтами. Это направления когнитивно-поведенческой терапии, гештальт-терапии, транзактного анализа, экзистенциальной терапии, и т.д. Здесь забавный парадокс: официально в России это как бы не психотерапевты, — в этом качестве бюджетное учреждение их не может оформить, — в то же время подготовка именно в психотерапии (от четырёх лет!) тут сильно серьёзнее, чем небольшая специализация вчерашнего психиатра.

Читать еще:  Фильмы для женщин мотивирующие после 35 лет

В целом же психотерапия ориентирована большей частью как раз на работу с психически здоровыми людьми, — и тогда это не лечение, а про то, чтобы человек разобрался для себя, как он строит отношения с собой и другими. И тогда у него появляется возможность всё оставить как есть, — уже осознанно, или изменить.

В разных направлениях психотерапии или человеку объясняют, «туда не ходи, сюда ходи, снег башка попадёт, совсем мёртвый будешь», — и свирепо тренируют, «как правильно» (вот это у тебя иррациональные убеждения, они приводят тебя к дисфункциональным чувствам)).

Или разводят ручками и говорят: да как хочешь теперь, твоя жизнь, ты и живи, правильного не существует. Правда, сопровождают и поддерживают человека в его процессе выборов, как он теперь будет-то. Но и в самом деле без заданности (нет такого, что правильно-то тааак, знаю-но-не-скажу!))

Но часто у человека нет запроса на терапию, а есть запрос на решение совершенно конкретной задачи. Например, этим утром я буду заниматься с клиентом, как строить разговор на свидании, — дам схему, и мы выйдем на улицу, будем останавливать людей противоположного пола, симпатичных моему клиенту, и буквально тренировать ведение диалога. При этом я буду выступать не в роли психотерапевта, а в роли психолога-консультанта.

В выходные проведу тренинг, и там я буду психолог-тренер, — в отличие от психотерапевта, который ведёт терапевтическую динамическую или тематическую группу.

Когда я участвовал в подборе персонала, я был не терапевтом, — скорее тоже психологом-консультантом, только моим клиентом были не собеседники, а организации.

Наконец, есть большая область не практической, а академической психологии, где психологи занимаются наукой; с живыми клиентами очень хороший учёный-психолог может работать затрудняться, — у него просто другая область.

Ну и преподаватели психологии — отдельная область, это психологи-учителя, это тоже не психотерапия, и не консультирование, — но это, безусловно, психологи.

Какой путь необходимо пройти, чтобы стать высококвалифицированным психотерапевтом?

Для начала следует определить, кого именно мы называем «психотерапевтом»: врача-психотерапевта или любого специалиста (например, психолога), который в своей практике использует психотерапевтические методы (например, ту же когнитивно-пведенческую терапию).

В РФ сейчас «психотерапевтами» представляются как первые, так и вторые.

В первом случае необходимо пройти обучение (6 лет) в медицинском ВУЗе по специальности «лечебное дело», пройти инетрнатуру (1 год) / ординатуру (2 года), чтобы получить специализацию врача-психиатра, затем пройти дополнительное обучение и получить сертификат психотерапевта. Это настоящий психотерапевт, врач-психотерапевт.

Во втором случае достаточно стать психологом (получить высшее образование по этой специальности или профессиональную переподготовку). Но психотерапевтом такой специалист будет только в некоей расширенной, не точной трактовке.

Понятно, что в первом случае образование будет более серьёзным и, соответственно, затратным.

Но дело даже не в этом. Будь «психотерапевт» настоящим врачом-психотерапевтом, или психологом, который применяет методы какой-то психотерапевтической школы, ему необходимы следующие регулярные затраты:

Личная терапия. В большинстве терапевтических школ предполагается, что практикующий специалист должен иметь регулярный и длительный опыт пребывания в работе со стороны клиента, чтобы, во-первых, решить свои личные проблемы, которые могут мешать в работе, а, во-вторых, «на себе почувствовать, каково это».

Супервизия. Опять же, обязательна не во всех подходах, но общее мнение склоняется, скорее, к тому, что она нужна: это когда один психотерапевт приходит к другому (обычно более опытному) и разбирает с ним случаи кого-то из клиентов. Этим достигается непрерывный рост профессионализма специалиста и возможность получить некое непредвзятое профессиональное мнение со стороны (в парадигме некоторых школ это считается критически важным аспектом). Конфиденциальность клиента соблюдается, если не оговорено иное.

Интервизии. Специалисты собираются в группу и обсуждают какие-то случаи своих клиентов. Как и в случае супервизии, конфиденциальность клиента соблюдается — личные данные не раскрываются на интервизиях.

Различные семинары, тренинги, конференции.

Приведу примерные цифры затрат (на август 2019) для начинающего специалиста (они могут очень сильно различаться у разных терапевтов, привожу только для ориентировки): личная терапия — 3-5 тыс.руб. раз в неделю, супервизия — 2.5-5 тыс.руб. раз в 1-2 недели, какие-нибудь учёбы — 10-30 тыс.руб. раз в 4-8 мес. Это без стоимости первоначального образования. Интервизии берут не все, там 2-4 тыс. руб. с периодичностью от раза в неделю до раза в месяц.

В рамках многих терапевтических подходов установлены некоторые минимальные лимиты на количество часов личной терапии и / или супервизии. Типичные цифры — 200 часов личной терапии, 50 часов супервизий. Но, повторюсь, не во всех подходах такое есть, а там, где есть, минимальные требования могут отличаться от озвученных, цифры приводятся очень примерные.

Много это или мало — судить не буду, предоставлю это право читателю.

Психолог, клинический психолог, психотерапевт, психиатр — в чем разница? Куда идти, если интересует работа с человеческим мозгом

Психология

4 года обучения, надо будет идти в магистратуру. Вообще, в России закона об этом еще нет, но обучение психологии по мировым стандартам приравнивается к 6 годам. Хоть мне и не особо нравится учиться, я все же уверена, что 6летнее образование необходимо, поскольку надо взаимодейстовать с более умными преподавателями, и даже не самые интересные и понятные предметы все равно потом дают хороший опыт.

Плюсы: если вы не уверены, что готовы подписывать приговор на 6 лет, то можно сменить направление в магистратуре.

Читать еще:  Виды хобби и увлечений для женщин список

Недостатки: знания довольно общие, много ненужных предметов ознакомительного характера — по сравнению с той же клиникой.

Чем занимается психолог? Психолог работает с людьми и их проблемами, когда речь не идет о патологиях. Он поможет выстроить личные границы, поговорит с вами о семье, о формировании каких-то черт, о жизненных сценариях, выборе, неудавшихся отношениях… Также психолог не дает советов, не консультирует близких, не занимается самолечением, не рассказывает то, что он знает — чтобы диванные психологи, узнав, не навредили так случайно, не переврали, пользуясь этими знаниями. Работа с психологом — это когда «я час его подводил разными путями

Еще у нас есть этический кодекс психолога, если интересно — обязательно посмотрите.

Патология начинается там, где человек перестает ее отслеживать, где уже не контролирует себя и не знает, что с ним происходит, ухудшается общее самочувствие, появляются биологические нарушения. Если вы не очень понимаете, что такое патология, и не сталкивались с длительными падениями настроения, биполярочками и т.д., но хотите помогать людям — смело идите сюда.

Клиническая психология

5.5-6 лет обучения. Обычно 5.5, СПбГУ добился того, чтобы мы учились все 6 — опять же с ориентацией на стандарты.

На самом деле, клиническая психология — это не только клиника, не только привычные глазу консультации в кабинете и не только школьный психолог, взявший тесты на депрессию в интернете, объяснение любого поступка через Фрейда и диванные консультации. Это слежка за современными тенденциями в обществе и нечто более глубокое и спокойное, но не менее интересное. Кто-то может пойти в науку, ставить там непонятные эксперименты, не всегда применимые к жизни. Например, Струп с его показыванием разноцветных карточек, звездочек и физическое определение закона Фехнера (да-да-да).

Плюсы: более углубленно разбираем биологию (но мне этого не хватает, надо больше), анатомию, много предметов типа нейрофизиологии, психофизиологии, неврологии, нейроэндокринологии, больше профильных предметов, спецализация идет уже с 1го курса. Со 2го нас ознакамливают с кафедрами, и мы узнаем более конкретно, чем можно заниматься.

Недостатки: долго учиться, нельзя сменить ориентацию в случае чего. Из личного — вы хоть и не врачи, а с патологиями часто придется встречаться. Именно с патологиями, тяжелыми нарушениями, неврозами, пограничными рассторйствами — и где я их все вообще нашла…

Психиатрия

Чтобы понять, чем занимается психиатр, достаточно посмотреть видео:

В жизни ее назвали бы просто токсичной, но на деле по множеству факторов (анализы крови, почерк, построение предложений, активность, взаимодействие с другими людьми, припадки) это больной человек. У нее совсем другое сознание, чем у здорового.

Еще рекомендую посмотреть фильм «Вскармливание» — он про булимию и навязчивый бред — очень показательный, хорошо иллюстрирующий течение болезни именно с позиции больного. Еще раз подтверждает, что больной никогда не признает, что он больной, и психически больной самостоятельно отследить патологию не способен.

Но а в целом, психиатр — это врач. Это 6 лет на лечфаке +ординатура по психиатрии. Он работает с больными людьми, ставит диагнозы по МКБ, выписывает антидепрессанты. Если психолог разговаривает с людьми, которые сохранили рассудок, то психиатру на слова человеку верить уже не приходится: проводится целый список обследований, оценивается речь пациента, его вид (этому всему учат, и, поверьте, это очень сложно).

Тут уже ты не скажешь человеку подумать, поразмыслить, порефлексировать, потому что у него уже немного исказилось сознание. Он может и не выглядеть как больной, еще вроде что-то понимает; но, например, когда есть больной депрессией, он устает от людей, у него постоянный упадок сил, многочасовой сон, расстройство внимания, мотивации и конценрации, и врач не может сказать: «Так, это потому, что вы перед сложным выбором стоите, надо просто порефлексировать и решить», ибо это не сработает — человек запустил внутренний конфликт, свой невроз, настолько сильно, что уже самостотельно отойти не получится — понадобится вмешательство.

Психолог может указать пациенту, о чем стоит подумать, к чему это может вести, откуда может брать свои корни, и клиент сам догадается, психиатр/психотерапевт уже берет человека с болячкой, отправляет на анализы, выписывает таблетки, но обязательно в этом всем еще включать терапию с психологом/психотерапевтом. Вы даже не представляете, насколько сильно на вашу психику действуют гормоны, нейромедиаторы и витамины!

К сожалению, пока о психологах и психиатрах ходит очень полярное, зачастую ошибочное мнение, это и объяснимо — талантливых врачей куда меньше, чем тех, кто воспитан в таком суровом советском убеждении, что либо ты накручиваешь, либо уже завозят ногами вперед.

Психотерапия

Есть еще такое промежуточное явление, как психотерапевт . Психотерапевты бывают 2х типов: те, кто доучивался в более медицинском направлении после 6 ле клинической психологии, и те, кто пошел после ординатуры психиатрии в интернатуру, чтобы быть более психологичным , если так можно выразиться.

Чем занимается он? Он может выписывать не сильные успокоительные+работает немного глубже, чем психолог, также может говорить о патологиях. Обращатся стоит к врачам тогда, когда состояние контролю не поддается ; психолог может работать только с человеком, который отдает отчет своим действиям, и у него нет физиологических нарушений в виде нарушенного синтеза окситоцина, сбитого цикла энергетического обмена, булимии и т.д.

Психотерапия бывает самая разная — от сидения в кресле и разговора до арт-терапии/танцевальной терапии.

Куда еще можно пойти, если интересно изучать мозг?

Можно пойти в психологи-педагоги, логопеды, а можно — в науку. Спектр занятий довольно широк:

  • Наука после психфака — у нас, например, есть лаборатория, где занимаются изучением речи — это очень интересно, на каком языке и почему человек мыслит; когнитивные науки, психофизиология, эксперименты и фундаментальная наука — кто может не в практическую деятельность, приглашаю в СПбГУ
  • Наука после лечфака — также в СПбГУ (шарю за науку в своем университете, но уверена, что что-то такоеможно найти и в других местах), в дипломе может быть написано «врач-исследователь» — вы будете исследовать мозг чисто в медицинских целях, что будет, если проткнуть нейрон, также — МРТ, ТМС, как это работает, как лечить. Но это больше исследовательская часть, вам не надо будет этой кучи эмпатии, которая обычно нужна практикующему врачу.
  • Наука после биофака — выращивание нервных клеток, работа со стволовыми клетками и тем, как их использовать при лечении болезни Альцгеймера, например (некоторые заболевания характеризуются быстрым вымиранием нерных клеток, а стволовые клетки — это недифференцированные клетки, их дифференциацию предугадать сложно, но пытаются). В отличие от медиков, освещают не столько медицину, сколько клетки, их функции, использование и т.д. На биофаке же есть кафедры, посвященные нейробиологии, тоже любопытненько.
  • Неврология — ваш спектр деятельности будет включать соматические и вегетативные расстройства, нарушения в канатиках мозга и передаче нервных импульсов, всякие там апраксии, афазии и т.д. Например, человек слышит и воспринимает инфу, но ее не понимает — она просто до коры не доходит, где могла бы обработаться.
  • Нейрохирургия — ну это вообще высший класс, но если нравится — дерзайте.
  • Психолог-педагог — не понимаю, кто это, если честно, сталкиваться не приходилось.
  • Психология служебной деятельности
  • Психология девиантного поведения — работа с детьми из неблагополучных семей, детских колоний, стоящих на учете и т.д…
Читать еще:  Психолог это профессия

Кем можно работать и что можно делать после выхода с психфака?

Зависит от направления, и какие кафедры внутри него. Могу говорить конкретно про клиническую психологию:

  • Вы можете заниматься психологией спорта, кризисных ситуаций, детьми, развитием детей, криминальной и судебной психологией.
  • Кто-то может решать вопросы повышения качества психологического обслуживания в здравоохранении, помогать медикам: например, мы обсуждаем, какой должна быть система, чтобы к ней обращались, как создавать среду, благоприятную для стигматизируемых сообществ (больных СПИДом, например — это настолько интимная тема, настолько запретная, что человек, не чувствуя поддержки, просто не пойдет в больницу, не понимая, что как раз без медикаментов он и будет опасен для людей). Также мы можем быть узкоспециализированными и заниматься конкретно профессиональным выгоранием у медиков — т.к. это профессия, требующая эмоциональной отдачи, мы не можем упускать из внимания здоровье и самого врача. Это — кафедра здоровья
  • Мы можем работать в коррекционных центрах и помогать детям, туда обычных психологов без магистратуры не пустят. В то же время, мы не совсем лечим их: люди с неврологическими и логопедическими нарушениями так или иначе нуждаются в ведении психолога и грамотном подходе, и уже не оспаривается связь внимания к ребенку и его успешность в жизни/физиологическое здоровье.
  • Мы можем работать на телефоне Доверия, довольно интересное занятие.
  • Мы можем работать в направлениях семейной и индивидуальной терапии, быть детскими психологами, но это можно освоить и на бакалавриате. Просто у нас немного глубже это все рассматривается, и для меня это самое главное — у нас, так же как и у врачей, стараются сформировать так называемое клиническое мышление — не зная даже конкретного названия или ситуации, по нескольким отдельным признакам найти принципиально новое решение.
  • Мы можем пойти в психосоматику — например, у человека такие внутренние переживания, что они проявляются на уровне тела, и когда он приходит к врачу, то не находит ни одной причины для своей болезни, будь то сыпь, увеличение щитовидной железы, плохое зрение или отнявшаяся рука.
  • Мы можем быть судебными психологами, они решают по поведению виновного, виновен ли он, работают с тяжелыми случаями, когда человек говорит, что не убивал, но по его речи можно узнать даже то, как и когда он это сделал. Но это, конечно, мастерство, на выходе из университета этого вам не обещаю.
  • Мы можем работать с детьми с девиантным поведением: это сложные дети, где нужно много, много, очень много любви, чтобы смотреть на маленького преступника и видеть в нем просто очень сильно обиженного на жизнь ребенка, и через это направлять его к исправлению.
  • Можем работать с онкобольными, это относится к психологии стрессов и кризисных ситуаций — нас совсем по-другому готовят, совсем иначе надо говорить с больными и с их родственниками.
  • В продолжение здоровью — мы можем работать с людьми, попавшими в сложные ситуации, например, когда случилась авиакатастрофа, в Пулково приехали как раз клинические психологи+онкоцентры, реанимации, МЧС.
  • Наконец, никто не запрещает идти в коучинг, арт- и другие виды творческой терапии — при этом у вас будет мощная база знаний и умений. Арт-терапию проводят даже в онкоцентрах, но у нас это пока что плохо развито. Вы также можете быть талантливыми нейромаркетологами и так далее, но это требует отдельного подхода. Мы все-таки больше по медицине. Можем делать какие-то новые проекты для повышения интереса к чему-либо, например, к теме СПИДа или решению проблем психологического обеспечения детей в дет.домах, программы по введению новых предметов в школы (это немного к педагогике, но не совсем).

Какие ВУЗы лучше всего выбирать?

Если хотите учиться именно психологии, то лучше государственные, НЕ медицинские. Там обычно этому направлению очень мало внимания уделяют+мало кадров, годных для реально глубокого изучения+больше медицинских предметов и нагрузки в этом плане.

Если медицина — то мед, ну это однозначно, с биофаком тоже вроде все ясно.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector
×
×