S-p.su

Антикризисные новости
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Виды государственного регулирования финансов

Методы и формы государственного регулирования финансов

В современных условиях от государства в значительной мере зависит функционирование экономики на макро- и на микро-уровнях. Государство оказывает влияние на все сферы экономической деятельности общества путем выполнения правовой, экономической, социальной, оборонной, управленческой и др. функций, т.к. рынок не может регулировать экономические и социальные процессы в интересах всего общества. Прерогативой государства является обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальная безопасность, что является основой для развития предпринимательства и экономики.

Государственное регулирование финансов представляет собой законодательно оформленную систему воздействия на финансовые процессы в социально-экономической жизни общества.

Так же под государственным регулированием финансов можно понимать совокупность экономических отношений субъектов, которые обеспечивают стабильность и устойчивость финансового рынка, и самое выгодное распределение экономических ресурсов. На практике, государственное регулирование финансов — это влияние государства (государственных органов) на совокупность экономических связей, законов и развития системой мер трех характеров: законодательного, исполнительного и контролирующего. Государственное регулирование финансов осуществляется прямыми и косвенными методами, т.е. административными и экономическими соответственно.[1]

Основными направлениями государственного регулирования финансовой деятельности предприятий являются: налоговая система, ценообразование, внешнеэкономическая деятельность, денежное обращение, кредитование, формы платежей и расчетов, организация обращения ценных бумаг, бюджетное финансирование, состав и компетенция органов государственного управления в решении финансовых вопросов, государственные гарантии, лицензирование отдельных видов деятельности.

Государственное управление финансами осуществляется практически всеми органами власти и их структурными и региональными подразделениями, однако ряд органов власти занимается этим исключительно на профессиональной основе. К их числу относятся:

· Министерство финансов – составление проекта бюджета, методическое руководство бюджетным процессом в целом по стране, регистрация проспектов эмиссии ценных бумаг региональных и муниципальных органов власти, регулирование страховой, пенсионной и аудиторской деятельности.

· Центральный Банк – проведение денежной политики, в том числе эмиссия денежных знаков, регулирование банковской сферы.

· Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг – регулирование фондового рынка, в том числе регистрация проспектов эмиссий корпоративных ценных бумаг.

· Министерство по налогам и сборам – взимание налоговых и, частично, неналоговых доходов.

· Федеральное казначейство – исполнение бюджета по расходам. Часть полномочий по государственному регулированию финансов может быть делегировано или бесплатно вменено в обязанность хозяйствующим субъектам, например, удержание подоходного налога «у источника», или осуществление банками валютного контроля.

Механизмом государственного воздействия на финансовую деятельность являются экономические (косвенные) и административные (прямые) методы. Они должны использоваться в комплексе при проведении фискальной, инвестиционной, ценовой, амортизационной, денежно-кредитной и др. политики таким образом, чтобы не разрушить рыночные основы, не допустить кризисных явлений.

Экономические методы (косвенные) воздействия государства на предпринимательскую деятельность довольно разнообразны. Основными из них являются:

— способы перераспределение доходов и ресурсов;

— инструменты ДКП и др.

Административные методы (прямые) должны использоваться, если экономические методы неприемлемы или недостаточно эффективны. К ним относятся:

Рассмотрим подробнее основные из вышеуказанных методов воздействия государства на финансовые отношения.[6, c 225-229]

Косвенные методы

Налоговая политика

Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов), необходимых ему для выполнения соответствующих функций — социальной, экономической, военно-оборонительной, правоохранительной, по развитию фундаментальной науки и др. Как составная часть производственных отношений налоги (через финансовые отношения) относятся к экономическому базису. Налоги являются объективной необходимостью, ибо обусловлены потребностями поступательного развития общества. Государство, исходя из объективной необходимости, формирует соответствующую налоговую систему, совершенствует ее структуру и механизм функционирования в финансовой системе страны.

Факторы социального и экономического порядка стимулируют обновление производственных отношений в части налогов: так, переход к рыночной системе хозяйствования объективно потребовал от государства проведения коренной перестройки налоговой системы и бюджетной политики. Формирование рынка труда, его функционирование не могут быть эффективными без создания государственного фонда содействия занятости. Такой фонд образуется за счет обязательных отчислений хозяйствующих субъектов (работодателей) на стадии распределения первичных доходов. Так же создается фонд обязательного медицинского страхования. В этом проявляется диалектика взаимосвязей между экономическим базисом и политической надстройкой. В переходный период взаимовлияние экономики и бюджета выражается в усилении инфляции при спаде производства либо в развитии экономики на дефляционной основе ‘и зависит от того, как организовано формирование доходной и расходной частей.

Опыт европейских бывших социалистических стран, где реформирование экономики было начато раньше, показал, что дефляционные меры в основном сводятся к следующему.

Вводится жесткое законодательное ограничение объема бюджетного дефицита и способов его погашения. Дефицит погашается выпуском государственных привлекательных (с индексацией доходов на темпы инфляции) ценных бумаг, продажей государственных прав на участие в капитале акционерных обществ, доходами от приватизации и т. д. Использование кредитов Центрального банка резко ограничивается и переводится на коммерческую основу.

Существенно перестраивается структура расходной части бюджета. В ней повышается доля социальных выплат и снижается доля расходов хозяйственного назначения. Прежде всего снижаются (на 70-80% и более) дотации убыточным государственным предприятиям, вводится в действие механизм ликвидации или оздоровления неплатежеспособных предприятий через процедуру банкротства. [2, c 409-413]

Перестраивается и.структура доходной части бюджета. Бремя налогов в значительной мере переносится (например, в Венгрии реформой 1988-1990 гг.) со сферы производства на сферу обращения и потребления. Этим стимулируется расширение производства как исходной базы роста имущества и доходов, а следовательно, и базы налогообложения. Возрастают неналоговые поступления бюджета (от приватизации и сдачи в аренду госимущества, от операций на рынке ценных бумаг и др.). Частично используются налоги прямой антиинфляционной направленности (превышение определенного размера оплаты труда облагается налогом, вводятся дополнительные платежи от доходов предприятий-монополистов, устанавливается прогрессивное налогообложение личных доходов).

Читать еще:  Президентский государственный финансовый контроль

Таким образом, жесткая рестриктивная бюджетная политика в условиях переходного периода становится объективной необходимостью. Без нее стабилизации в экономике и финансах не добиться.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9970 — | 7755 — или читать все.

5.1 Содержание финансового регулирования, его формы и методы

Современный этап развития рыночной экономики в различных странах характеризуется активным вмешательством государства в экономические и социальные процессы, поскольку в условиях существования монополий, сильного влияния профсоюзов не происходит автоматического саморегулирования рынка. При этом в силу ограниченности возможности применения административных методов наиболее часто используемым экономическим инструментом выступают финансы. Из этого следует, что основным субъектом финансового регулирования выступает государство.

Государственное регулирование экономических процессов в целом, и в том числе государственное финансовое регулирование, направлено на предотвращение возникающих диспропорций, когда отдельные сегменты экономики развиваются более быстрыми темпами, угрожая создать ситуацию перепроизводства. Еще одним направлением государственного финансового регулирования является обеспечение развития более быстрыми темпами высокотехнологичных отраслей экономики или их создание. Это направление наиболее актуально для стран, осущестнляющих крупные системные преобразования. Немаловажным фактором экономического развития является социальная стабильность, поэтому государственное финансовое регулирование снизано также с ее достижением.

Финансовое регулирование происходит, с одной стороны, через стимулирование одних сегментов экономической системы путем концентрации в них финансовых ресурсов и, с другой стороны, через сдерживание иных сегментов на основе ограничения объема поступающих в них финансовых ресурсов.

Таким образом, финансовое регулирование — это воздействие на экономические и социальные процессы, направленное на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других.

Основными объектами государственного финансового регулирования выступают отраслевая структура экономики, ее территориальные пропорции, а также социальная структура общества.

Так, наиболее актуальной задачей для государственного финансового регулирования в Российской Федерации является увеличение доли перерабатывающей промышленности по сравнению с добывающей. Для обеспечения конкурентной среды, разработки и внедрения инноваций, решения социальных задач практически во всех странах мира осуществляется государственная финансовая поддержка малого бизнеса. Развитие малого бизнеса, в свою очередь, изменяет отраслевую структуру экономики.

Необходимость финансового воздействия на территориальные пропорции (выравнивание уровня социально-экономического развития территорий) актуальна для стран, где в силу исторических традиций, климатических условий, неравномерности размещения природных ресурсов и других факторов существуют резкие диспропорции в экономическом потенциале отдельных регионов. Например, промышленный север и аграрный юг в Италии и Испании; территории, находящиеся за Полярным кругом и южнее его, в Норвегии, Швеции и Финляндии; восточные и западные земли Германии и т.п. В Российской Федерации одной из сложнейших проблем является дифференциация экономического потенциала различных регионов.

Важным условием социальной стабильности выступает широкий слой так называемого среднего класса, поскольку излишняя поляризация общества ведет к политической и социальной нестабильности, а это негативно сказывается на экономике вследствие снижения квалификации трудовых ресурсов и производительности труда из-за низкой мотивации к труду.

Формами финансового воздействия на экономические и социальные процессы являются прямое и косвенное финансовое регулирование. Прямое финансовое регулирование предполагает непосредственное воздействие на конкретный объект регулиро вания. Например, предоставление налоговых льгот 1 субъектам малого бизнеса в рамках программы поддержки малого бизнеса или государственные и муниципальные заказы некоммерческим организациям и др. Косвенное финансовое регулирование действует опосредованно через другие объекты. Так, до середины 90-х гг. российским налоговым законодательством в целях поддержки сельскохозяйственных производителей были предусмотрены более иизкие ставки по налогу на прибыль для коммерческих банков и страховых компаний, обслуживающих сельскохозяйственные предприятия и фермеров.

Во многих странах существует проблема так называемого перекрестного субсидирования — это ситуация, при которой эффект от государственной поддержки получает хозяйствующий субъект, не являющийся объектом регулирования. Например, в рамках государственной поддержки сельскохозяйственных производителей последним предоставляются бюджетные субсидии для льготного приобретения сельскохозяйственного оборудования. Исходя из этого машиностроительные предприятия стараются включить сумму субсидии в цену своей продукции, таким образом, государственная поддержка оказывается направленной не на сельскохозяйственных производителей, а на производителей сельскохозяйственного оборудования.

Среди финансовых методов воздействия на экономику и социальные процессы наиболее распространены бюджетные (различные формы бюджетных расходов, государственные и муниципальные гарантии и т.п.) и налоговые 2 . Каждому объекту финансового регулирования соответствуют определенные методы.

Методами государственного финансового регулирования отраслевых пропорций являются:

• налоговое регулирование (изменение состава налогов, налоговых ставок, налогооблагаемой базы, состава налогоплательщиков и др.);

• амортизационная политика (тесно связана с налоговым регулированием, влияет на налогообложение прибыли и имущества; может предполагать использование ускоренной амортизации 3 );

• различные формы государственной финансовой поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей (субсидии, бюджетные кредиты 4 , бюджетные инвестиции, государственные и муниципальные заказы, льготное предоставление государственного и муниципального имущества в аренду, государственные и муниципальные гарантии);

Читать еще:  Форма паспорта муниципального образования

• с бюджетными расходами связаны также льготное кредитование и страхование, поскольку более низкий уровень ссудного процента и страхового тарифа по услугам коммерческих банков и страховых компаний обеспечивается бюджетным субсидированием соответствующих ставок и тарифов.

Отдельные методы государственного финансового регулирования могут быть использованы комплексно. Так, нередко бюджетные инвестиции на долевых началах в тот или иной проект могут рассматриваться частными инвесторами как государственные гарантии.

Методы финансового регулирования территориальных пропорций. Финансовое регулирование территориальных пропорций осуществляется главным образом через механизм межбюджетных трансфертов (дотаций, субсидий, субвенций бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации), финансирование целевых программ поддержки и развития отдельных регионов и муниципальных образований. Финансовое воздействие на территориальную структуру происходит также в связи с изменением состава налогов. Например, отмена налога с продаж в 2003 г. значительно сократила собственные доходы отдельных региональных бюджетов (например, Москвы и Санкт-Петербурга).

Основными методами финансового регулирования социальной структуры общества являются использование прогрессивной ставки подоходного налога 5 , высокий уровень ставок по налогу на наследство и налогу на недвижимость 6 , льготы по налогам, уплачиваемым физическими лицами, а также различные социальные выплаты и льготы.

Уровни финансового регулирования. Необходимо отметить, что регулирование отраслевых и социальных пропорций происходит не только на общегосударственном уровне, но и на уровне регионов. В федеративных государствах субъекты федерации
обладают большими возможностями финансового воздействия на экономические и социальные процессы, при этом, поскольку региональный уровень государственной власти в большей степени, чем федеральный, приближен к потребностям конкретных
организаций и граждан, эффективность такого регулирования достаточно высока. В Российской Федерации существуют примеры, когда комплексное использование различных методов стимулирования инвестиционной деятельности администрациями
субъектов РФ (налоговые льготы, льготное кредитование, государственный заказ и т.п.) обеспечивало рост инвестиций даже в тех регионах, которые занимали далеко не первые места в рейтингах инвестиционной привлекательности (например, Новгородская область). Москва как субъект РФ также может служить примером региональной социальной политики, направленной на компенсацию высокого уровня цен, присущего любому столичному городу.

Тем не менее нельзя забывать о том, что существуют объективные границы государственного вмешательства в экономические и социальные процессы, связанные с тем, что излишняя «государственная опека» отдельных организаций и социальных
групп может лишить их мотивации к развитию, порождать иждивенчество, в то время как важнейшими принципами рыночной экономики являются индивидуальный риск и ответственность.

1 В действующем в Российской Федерации налоговом законодательстве понятие «налоговая льгота» не используется, тем не менее Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает по отдельным видам налогов налоговые вычеты, понижение налоговых ставок, освобождение от уплаты налога отдельных лиц или категорий налогоплательщиков, налоговые кредиты. Все это в действующей до 01.01.1999 статьей 10 Закона Российской Федерации от 27.12.1999 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» определялось как налоговые льготы. Термин общеупотребим в экономической литературе, а также в законодательстве многих стран.
2 См.: Сумароков В. Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования. — М.: Финансы и статистика, 1996. — С. 58
3 Ускоренная амортизация — это списание большей части стоимости амортизируемого имущества в первые годы его эксплуатации на основе использования специальных коэффициентов при расчете норм амортизационных отчислений. При этом законодательство некоторых стран допускает 100%-ное списание стоимости амортизируемого имущества в первый же год его эксплуатации.
4 С 2008 г. в Российской Федерации сократился объем бюджетных кредитов, предоставляемых организациям, поскольку изменения в законодательстве Российской Федерации предусматривают предоставление таких кредитов только за счет средств целевых иностранных кредитов, на реструктуризацию задолженности по ранее предоставленным бюджетным кредитам.
5 В соответствии с российским налоговым законодательством налог на доходы физических лиц не предполагает использования прогрессивной шкалы.
6 В Российской Федерации эти налоги носят название налога на имущество физических лиц и земельного налога (в будущем предполагается их замена налогом на недвижимость). Налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, в нашей стране был отменен с 01.01.2006.г.

(Материалы приведены на основании: А.Г. Грязнова. Е.В. Маркина Финансы. Учебник. 2-е изд. – М.:Финансы и статистика, 2012)

Финансы

Учебные материалы, статьи и конспекты лекций.

Формы и методы финансового регулирования

Для современной смешанной экономики характерно многообразие форм и методов государственного финансового регулирования. Различаются прямые и косвенные формы регулирования экономики.

Прямые формы государственного финансового регулирования в основном связаны с использованием административных средств воздействия на финансовые отношения. Эти средства характеризуются непосредственным властным воздействием государственных органов и органов местного самоуправления на регулируемые отношения и поведение соответствующих экономических субъектов.

Формы прямого финансового регулирования в основном сводятся к административному воздействию на деятельность экономических субъектов. Эти меры предполагают, что экономические субъекты будут вынужденно принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства.

Так, государство реализует программы поддержания таких сфер, как образование, здравоохранение, охрана окружающей среды, которые без прямого государственного участия в виде государственных субсидий развивались бы медленнее. Постоянный объект субсидирования во многих государствах — аграрное производство, обрабатывающая промышленность и т. п. Реализация мер прямого регулирования имеет свои преимущества и недостатки — высокая степень эффективности из-за оперативного достижения экономического результата, с одной стороны, и ослабление деятельности рыночного механизма, с другой.

Читать еще:  Основы финансовой и бюджетной политики государства

Прямое финансовое регулирование имеет форму безвозвратного адресного финансирования секторов экономики, отраслей, территорий и отдельных организаций. К нему относятся субвенции или субсидии, различного рода дотации, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различного уровня (федерального, регионального, местного). Сюда же входят льготные кредиты и налоговые льготы.

Косвенные методы государственного финансового регулирования основываются на финансовых средствах воздействия на регулируемые отношения со стороны субъектов государственной власти и местного самоуправления. Они опосредованно через экономические интересы без прямого воздействия отражаются на поведении участников финансовых отношений путем создания условий, влияющих на мотивацию должного поведения посредством финансовых стимулов.

Формы косвенного финансового регулирования предполагают, что государство закладывает условия, чтобы при самостоятельном принятии экономических решений субъекты экономики тяготели к вариантам, соответствующим экономическим целям государства. Вместе с тем при косвенном регулировании неизбежны временные лаги между принятием государством экономических решений и мер, их «восприятием» субъектами рынка и конечными экономическими результатами, соответствующими стратегическим целям развития экономики и общества.

Косвенными формами считаются регулирование объёма денежной массы, определение условий предоставления централизованных кредитов, политика в области налогов, валютного курса, таможенных пошлин и тарифов и др.

Прямые и косвенные формы государственного финансового регулирования социально-экономическими процессами и соответственно административные и экономические средства государственного финансового регулирования имеют единые цели и задачи и всегда облекаются в соответствующую правовую форму.

Западные эксперты рассматривают косвенное финансовое регулирование шире, относя к нему также разнообразные меры по созданию конкурентной среды. М. Портер, считает, что правительство должно создавать для фирм такую ситуацию, которая поощряет и подталкивает их к более высоким ступеням конкурентного развития. Наиболее эффективными рычагами косвенного финансового воздействия являются: стимулирование соответствующих современному уровню технологий и факторов производства, формирование национальных приоритетов научно-технического развития в отраслевом аспекте, рост производительности труда и развитие «человеческого потенциала».

Рыночное саморегулирование, охватывающее все рыночные структуры, включая государственные, представляет собой самонастраивающийся процесс регламентируемый экономическими законами рынка (спроса, предложения, конкуренции и т.д.)

Современность, столкнувшись с ограниченностью возможного саморегулирования посредством «невидимой руки рынка», высокой степенью концентрации производства, а также усложнением экономических связей, утвердила в теории и практике сочетание рыночного саморегулирования с активным регулирующим вмешательством государства в экономические процессы посредством финансового регулирования.

Дискуссия о государственном регулировании и о рыночном саморегулировании. Рыночное саморегулирование (законы рынка) наиболее объективно. Государство – роль «ночного сторожа». Однако ряд вопросов рыночное саморегулирование не решает. В частности, социальные проблемы, фундаментальная наука, оборона, образование, здравоохранение, природопользование.

Финансовое регулирование

Финансовое регулирование это комплекс мероприятий, направленных на стабилизацию налоговой и банковской системы страны, увеличение профицита бюджета, снижение государственного долга.

Методами финансового регулирования выступают налоговая и кредитно-денежная политика государства.

Цель финансового регулирования — устранение дисбаланса в экономике страны, поддержка приоритетных отраслей промышленности с помощью льгот и субсидий.

Инструменты

Государственные надзорные органы внедряют методы и решения, поддерживающие общую экономическую политику властных структур. Задача инструментов регулирования — оптимизировать финансовые ресурсы предприятий, стимулировать экономический рост и увеличить покупательную способность денег.

  • Налоговая политика государства. Особенности налогооблагаемой базы, состав и ставка налогов, предоставление льгот отдельным категориям плательщиков. Эти инструменты используют налоговая служба, взаимодействующая с собственниками бизнеса, рядовыми гражданами и государственными предприятиями.
  • Имущественная политика государства. Особенности приватизации, правила использования жилых и коммерческих зданий, методы амортизации основных фондов компаний. Эти инструменты применяет Росимущество, кадастровые и земельные палаты.
  • Политика государства в области страхования. Поощрение выхода на рынок новых организаций, установление тарифов на страхование жизни, движимого и недвижимого имущества. Такие инструменты применяют банковские структуры, департаменты ЦБ РФ, Минздрав, коммерческие организации.
  • Кредитная политика государства. Установление ставки рефинансирования, начисление субсидий, компенсаций, льготных кредитов, государственных гарантий для отдельных категорий граждан и организаций. Эти инструменты применяют департаменты ЦБ РФ, Минэкономразвития, Комитет социального обеспечения граждан.
  • Социальная политика государства. Поддержка материнства и детства, социально незащищенных категорий граждан: пособия, компенсации, льготы, возмещения затрат на лечение и обучение. Подобные инструменты мотивируют рабочую силу на эффективный труд, поддерживают авторитет властных структур, дают обществу стабильность.
  • Поддержка бизнеса со стороны властных структур. Государственные заказы, инвестиции в отдельные предприятия, льготы при таможенном оформлении, предоставление исследовательских лабораторий. Такие инструменты используют государственные предприятия, сотрудничающие с частным бизнесом.

Политика финансового регулирования должна стабилизировать текущее положение экономики и создавать условия для появления новых и развития существующих предприятий. Если государство воздействует на финансы организаций слишком сильно, в экономике возникает дисбаланс, стагнация и недобросовестная конкуренция.

Задачи

Политика государства в области финансового регулирования зависит от уровня общего развития экономики в стране, приоритетных отраслей и воздействия международной конкуренции. Основными задачами финансового регулирования для любого государства являются:

  • Ускорение научно-технического прогресса. Обновление производственных мощностей, внедрение новых материалов и технологий, улучшение условий труда населения.
  • Адаптация и реструктуризация отраслей экономики. Укрупнение производственных мощностей путем создания новых компаний либо слияний и поглощений существующих.
  • Стимулирование рыночных отношений, сотрудничества экономических агентов. Создание крупных государственных заказов, межотраслевое взаимодействие компаний.

Конечная задача финансового регулирования — повышение уровня жизни населения, создание стабильной экономической ситуации для развития промышленности, предотвращение кризисных явлений. Инструменты государства могут меняться в зависимости от уровня жизни граждан, политической ситуации, положения страны на мировой арене.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector