S-p.su

Антикризисные новости
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Виды государственного финансового регулирования

Финансы

Учебные материалы, статьи и конспекты лекций.

Формы и методы финансового регулирования

Для современной смешанной экономики характерно многообразие форм и методов государственного финансового регулирования. Различаются прямые и косвенные формы регулирования экономики.

Прямые формы государственного финансового регулирования в основном связаны с использованием административных средств воздействия на финансовые отношения. Эти средства характеризуются непосредственным властным воздействием государственных органов и органов местного самоуправления на регулируемые отношения и поведение соответствующих экономических субъектов.

Формы прямого финансового регулирования в основном сводятся к административному воздействию на деятельность экономических субъектов. Эти меры предполагают, что экономические субъекты будут вынужденно принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства.

Так, государство реализует программы поддержания таких сфер, как образование, здравоохранение, охрана окружающей среды, которые без прямого государственного участия в виде государственных субсидий развивались бы медленнее. Постоянный объект субсидирования во многих государствах — аграрное производство, обрабатывающая промышленность и т. п. Реализация мер прямого регулирования имеет свои преимущества и недостатки — высокая степень эффективности из-за оперативного достижения экономического результата, с одной стороны, и ослабление деятельности рыночного механизма, с другой.

Прямое финансовое регулирование имеет форму безвозвратного адресного финансирования секторов экономики, отраслей, территорий и отдельных организаций. К нему относятся субвенции или субсидии, различного рода дотации, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различного уровня (федерального, регионального, местного). Сюда же входят льготные кредиты и налоговые льготы.

Косвенные методы государственного финансового регулирования основываются на финансовых средствах воздействия на регулируемые отношения со стороны субъектов государственной власти и местного самоуправления. Они опосредованно через экономические интересы без прямого воздействия отражаются на поведении участников финансовых отношений путем создания условий, влияющих на мотивацию должного поведения посредством финансовых стимулов.

Формы косвенного финансового регулирования предполагают, что государство закладывает условия, чтобы при самостоятельном принятии экономических решений субъекты экономики тяготели к вариантам, соответствующим экономическим целям государства. Вместе с тем при косвенном регулировании неизбежны временные лаги между принятием государством экономических решений и мер, их «восприятием» субъектами рынка и конечными экономическими результатами, соответствующими стратегическим целям развития экономики и общества.

Косвенными формами считаются регулирование объёма денежной массы, определение условий предоставления централизованных кредитов, политика в области налогов, валютного курса, таможенных пошлин и тарифов и др.

Прямые и косвенные формы государственного финансового регулирования социально-экономическими процессами и соответственно административные и экономические средства государственного финансового регулирования имеют единые цели и задачи и всегда облекаются в соответствующую правовую форму.

Западные эксперты рассматривают косвенное финансовое регулирование шире, относя к нему также разнообразные меры по созданию конкурентной среды. М. Портер, считает, что правительство должно создавать для фирм такую ситуацию, которая поощряет и подталкивает их к более высоким ступеням конкурентного развития. Наиболее эффективными рычагами косвенного финансового воздействия являются: стимулирование соответствующих современному уровню технологий и факторов производства, формирование национальных приоритетов научно-технического развития в отраслевом аспекте, рост производительности труда и развитие «человеческого потенциала».

Рыночное саморегулирование, охватывающее все рыночные структуры, включая государственные, представляет собой самонастраивающийся процесс регламентируемый экономическими законами рынка (спроса, предложения, конкуренции и т.д.)

Современность, столкнувшись с ограниченностью возможного саморегулирования посредством «невидимой руки рынка», высокой степенью концентрации производства, а также усложнением экономических связей, утвердила в теории и практике сочетание рыночного саморегулирования с активным регулирующим вмешательством государства в экономические процессы посредством финансового регулирования.

Дискуссия о государственном регулировании и о рыночном саморегулировании. Рыночное саморегулирование (законы рынка) наиболее объективно. Государство – роль «ночного сторожа». Однако ряд вопросов рыночное саморегулирование не решает. В частности, социальные проблемы, фундаментальная наука, оборона, образование, здравоохранение, природопользование.

5.1 Содержание финансового регулирования, его формы и методы

Современный этап развития рыночной экономики в различных странах характеризуется активным вмешательством государства в экономические и социальные процессы, поскольку в условиях существования монополий, сильного влияния профсоюзов не происходит автоматического саморегулирования рынка. При этом в силу ограниченности возможности применения административных методов наиболее часто используемым экономическим инструментом выступают финансы. Из этого следует, что основным субъектом финансового регулирования выступает государство.

Государственное регулирование экономических процессов в целом, и в том числе государственное финансовое регулирование, направлено на предотвращение возникающих диспропорций, когда отдельные сегменты экономики развиваются более быстрыми темпами, угрожая создать ситуацию перепроизводства. Еще одним направлением государственного финансового регулирования является обеспечение развития более быстрыми темпами высокотехнологичных отраслей экономики или их создание. Это направление наиболее актуально для стран, осущестнляющих крупные системные преобразования. Немаловажным фактором экономического развития является социальная стабильность, поэтому государственное финансовое регулирование снизано также с ее достижением.

Финансовое регулирование происходит, с одной стороны, через стимулирование одних сегментов экономической системы путем концентрации в них финансовых ресурсов и, с другой стороны, через сдерживание иных сегментов на основе ограничения объема поступающих в них финансовых ресурсов.

Таким образом, финансовое регулирование — это воздействие на экономические и социальные процессы, направленное на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других.

Основными объектами государственного финансового регулирования выступают отраслевая структура экономики, ее территориальные пропорции, а также социальная структура общества.

Так, наиболее актуальной задачей для государственного финансового регулирования в Российской Федерации является увеличение доли перерабатывающей промышленности по сравнению с добывающей. Для обеспечения конкурентной среды, разработки и внедрения инноваций, решения социальных задач практически во всех странах мира осуществляется государственная финансовая поддержка малого бизнеса. Развитие малого бизнеса, в свою очередь, изменяет отраслевую структуру экономики.

Необходимость финансового воздействия на территориальные пропорции (выравнивание уровня социально-экономического развития территорий) актуальна для стран, где в силу исторических традиций, климатических условий, неравномерности размещения природных ресурсов и других факторов существуют резкие диспропорции в экономическом потенциале отдельных регионов. Например, промышленный север и аграрный юг в Италии и Испании; территории, находящиеся за Полярным кругом и южнее его, в Норвегии, Швеции и Финляндии; восточные и западные земли Германии и т.п. В Российской Федерации одной из сложнейших проблем является дифференциация экономического потенциала различных регионов.

Важным условием социальной стабильности выступает широкий слой так называемого среднего класса, поскольку излишняя поляризация общества ведет к политической и социальной нестабильности, а это негативно сказывается на экономике вследствие снижения квалификации трудовых ресурсов и производительности труда из-за низкой мотивации к труду.

Формами финансового воздействия на экономические и социальные процессы являются прямое и косвенное финансовое регулирование. Прямое финансовое регулирование предполагает непосредственное воздействие на конкретный объект регулиро вания. Например, предоставление налоговых льгот 1 субъектам малого бизнеса в рамках программы поддержки малого бизнеса или государственные и муниципальные заказы некоммерческим организациям и др. Косвенное финансовое регулирование действует опосредованно через другие объекты. Так, до середины 90-х гг. российским налоговым законодательством в целях поддержки сельскохозяйственных производителей были предусмотрены более иизкие ставки по налогу на прибыль для коммерческих банков и страховых компаний, обслуживающих сельскохозяйственные предприятия и фермеров.

Во многих странах существует проблема так называемого перекрестного субсидирования — это ситуация, при которой эффект от государственной поддержки получает хозяйствующий субъект, не являющийся объектом регулирования. Например, в рамках государственной поддержки сельскохозяйственных производителей последним предоставляются бюджетные субсидии для льготного приобретения сельскохозяйственного оборудования. Исходя из этого машиностроительные предприятия стараются включить сумму субсидии в цену своей продукции, таким образом, государственная поддержка оказывается направленной не на сельскохозяйственных производителей, а на производителей сельскохозяйственного оборудования.

Читать еще:  Управление государственного финансового контроля республики адыгея

Среди финансовых методов воздействия на экономику и социальные процессы наиболее распространены бюджетные (различные формы бюджетных расходов, государственные и муниципальные гарантии и т.п.) и налоговые 2 . Каждому объекту финансового регулирования соответствуют определенные методы.

Методами государственного финансового регулирования отраслевых пропорций являются:

• налоговое регулирование (изменение состава налогов, налоговых ставок, налогооблагаемой базы, состава налогоплательщиков и др.);

• амортизационная политика (тесно связана с налоговым регулированием, влияет на налогообложение прибыли и имущества; может предполагать использование ускоренной амортизации 3 );

• различные формы государственной финансовой поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей (субсидии, бюджетные кредиты 4 , бюджетные инвестиции, государственные и муниципальные заказы, льготное предоставление государственного и муниципального имущества в аренду, государственные и муниципальные гарантии);

• с бюджетными расходами связаны также льготное кредитование и страхование, поскольку более низкий уровень ссудного процента и страхового тарифа по услугам коммерческих банков и страховых компаний обеспечивается бюджетным субсидированием соответствующих ставок и тарифов.

Отдельные методы государственного финансового регулирования могут быть использованы комплексно. Так, нередко бюджетные инвестиции на долевых началах в тот или иной проект могут рассматриваться частными инвесторами как государственные гарантии.

Методы финансового регулирования территориальных пропорций. Финансовое регулирование территориальных пропорций осуществляется главным образом через механизм межбюджетных трансфертов (дотаций, субсидий, субвенций бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации), финансирование целевых программ поддержки и развития отдельных регионов и муниципальных образований. Финансовое воздействие на территориальную структуру происходит также в связи с изменением состава налогов. Например, отмена налога с продаж в 2003 г. значительно сократила собственные доходы отдельных региональных бюджетов (например, Москвы и Санкт-Петербурга).

Основными методами финансового регулирования социальной структуры общества являются использование прогрессивной ставки подоходного налога 5 , высокий уровень ставок по налогу на наследство и налогу на недвижимость 6 , льготы по налогам, уплачиваемым физическими лицами, а также различные социальные выплаты и льготы.

Уровни финансового регулирования. Необходимо отметить, что регулирование отраслевых и социальных пропорций происходит не только на общегосударственном уровне, но и на уровне регионов. В федеративных государствах субъекты федерации
обладают большими возможностями финансового воздействия на экономические и социальные процессы, при этом, поскольку региональный уровень государственной власти в большей степени, чем федеральный, приближен к потребностям конкретных
организаций и граждан, эффективность такого регулирования достаточно высока. В Российской Федерации существуют примеры, когда комплексное использование различных методов стимулирования инвестиционной деятельности администрациями
субъектов РФ (налоговые льготы, льготное кредитование, государственный заказ и т.п.) обеспечивало рост инвестиций даже в тех регионах, которые занимали далеко не первые места в рейтингах инвестиционной привлекательности (например, Новгородская область). Москва как субъект РФ также может служить примером региональной социальной политики, направленной на компенсацию высокого уровня цен, присущего любому столичному городу.

Тем не менее нельзя забывать о том, что существуют объективные границы государственного вмешательства в экономические и социальные процессы, связанные с тем, что излишняя «государственная опека» отдельных организаций и социальных
групп может лишить их мотивации к развитию, порождать иждивенчество, в то время как важнейшими принципами рыночной экономики являются индивидуальный риск и ответственность.

1 В действующем в Российской Федерации налоговом законодательстве понятие «налоговая льгота» не используется, тем не менее Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает по отдельным видам налогов налоговые вычеты, понижение налоговых ставок, освобождение от уплаты налога отдельных лиц или категорий налогоплательщиков, налоговые кредиты. Все это в действующей до 01.01.1999 статьей 10 Закона Российской Федерации от 27.12.1999 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» определялось как налоговые льготы. Термин общеупотребим в экономической литературе, а также в законодательстве многих стран.
2 См.: Сумароков В. Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования. — М.: Финансы и статистика, 1996. — С. 58
3 Ускоренная амортизация — это списание большей части стоимости амортизируемого имущества в первые годы его эксплуатации на основе использования специальных коэффициентов при расчете норм амортизационных отчислений. При этом законодательство некоторых стран допускает 100%-ное списание стоимости амортизируемого имущества в первый же год его эксплуатации.
4 С 2008 г. в Российской Федерации сократился объем бюджетных кредитов, предоставляемых организациям, поскольку изменения в законодательстве Российской Федерации предусматривают предоставление таких кредитов только за счет средств целевых иностранных кредитов, на реструктуризацию задолженности по ранее предоставленным бюджетным кредитам.
5 В соответствии с российским налоговым законодательством налог на доходы физических лиц не предполагает использования прогрессивной шкалы.
6 В Российской Федерации эти налоги носят название налога на имущество физических лиц и земельного налога (в будущем предполагается их замена налогом на недвижимость). Налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, в нашей стране был отменен с 01.01.2006.г.

(Материалы приведены на основании: А.Г. Грязнова. Е.В. Маркина Финансы. Учебник. 2-е изд. – М.:Финансы и статистика, 2012)

Понятие государственного финансового регулирования, его необходимость

В целях корректировки со стороны государства развития об­щественного производства в нужном направлении осуществляет­ся государственное финансовое регулирование.

Государственное финансовое регулирование экономики — это процесс целенаправленного и последовательного применения государством форм и методов финансового воздействия на субъ­ектов хозяйствования для оказания влияния на макроэкономиче­ское равновесие и поступательное развитие экономики на каждомконкретном этапе ее функционирования.

Предпосылками осуществления государственного финансово­го регулирования являются следующие исходные основания.

1. Учет действия объективных экономических законов разви­тия общества. Поскольку процесс финансового регулирования протекает по субъективно намеченному направлению финансовой политики и механизму ее воплощения в хозяйственную практику, мероприятия этой политики и механизма будут тем более действенными и отвечающими требованиям практики, чем полнее
в них учтены интересы субъектов хозяйствования, отраженные в экономических законах и соответствующих им экономических категориях. А в противном случае будет проявляться реакция отторжения форм и методов финансового механизма в реальной экономической жизни.

2. Разработка научно-обоснованной стратегической програм­мы развития общества, выражающей коренные интересы всех его членов. Программа определяется как цельное, долгосрочное на­ правление, которое обеспечивает нормативные акты государства и нижестоящих структур; допускается корректировка тактиче­ского характера по непредвиденным обстоятельствам.

3. Наличие демократической системы выражения взглядов
и представляющих их демократических институтов для возможности свободного изъявления интересов всех слоев населения, социальных, национальных, профессиональных групп. Автокра­тическая форма правления порождает волюнтаризм решений, неприятие и отторжение их обществом, искаженное выполнение,низкую эффективность работы государственных структур: при внешней видимости благополучия общество обречено на застой, социально-экономическую отсталость и деградацию.

4. Наличие в стране отлаженной законодательной системы, четко и оперативно реагирующей на отступление от норм и пра­вил поведения в хозяйственной деятельности. В более широком смысле слова законодательная система «должна способствовать формированию «нравственного климата» в обществе, влияниекоторого выходит за рамки чисто юридической ответственности за оговоренные в законодательстве нормы, в том числе и ответ­ственности за исполнение решения властными структурами, то есть предполагается качество управления, компетентность и по­рядок во всей иерархической структуре управления. Данное по­ложение невозможно осуществить без действия предпосылки сформулированной в пункте 3.

Пункты 3,4 названных предпосылок представляются, в целом, как наличие «гражданского общества» то есть такого цивили­зованного общественного устройства, которое создает для всех членов общества равные возможности для жизнедеятельности, учитывает их интересы и потенциал, обеспечивает одинаковуюправовую защиту и ответственность.

Читать еще:  Программу муниципализации земель выдвигали

Результативность, то есть реальный итог государственного финансово­го регулирования достигается при соблюдении определенных условий егоосуществления. К таким условиям относятся следующие:

а) структурная перестройка экономики с постепенным развитием возможно большего набора производств по технологическим переделам: от
добычи природных ресурсов до изготовления товаров и изделий конечного
потребительского назначения в соответствии со спросом населения; имеет­ся ввиду достижение ресурсно-технологического равновесия, поддержание
высокотехнологичных и жизненно-важных производств (топливно-энергетического, агропромышленного комплексов, транспорта, связи), проведе­ние конверсии военного производства;

б) демонополизация хозяйственных процессов и структур на всех уровнях управления и в формах собственности;

в) развитие конкуренции, предпринимательства на основе создания
подлинного равноправия всех форм собственности всех субъектов хозяйствования, открывающих простор рыночной инициативе, свободе коммер­ческой деятельности, равных возможностей в выборе видов деятельности за исключением оговоренных в законе;

г) из предыдущих условий следуют вытекающие из него: возможность свободного беспрепятственного перемещения подвижных факторов производства (капиталов в разной форме, рабочей силы, технологий, информации, прав собственности и т.д.) между отраслями, производствами, тер­риториями как в границах государства, так и в рамках единого интеграционного пространства нескольких стран, объединяющихся в экономические союзы по развитию сотрудничества, исходящего из преимуществ междуна­родной кооперации и разделения труда.

Процесс регулирования характеризуется многообразием объ­ективных и субъективных факторов, условий функционирования экономики, использованием разных категорий, их элементов. Поэтому важно разграничить по этим основаниям систему госу­дарственного регулирования, классифицировать на типы, виды, формы и методы.

Типы включают: экономическое (с их частями — финансовым, ценовым, кредитным, валютным, оплатой труда) и админи­стративное.

Виды финансового регулирования охватывают: налоговое, бюджетное, государственно-кредитное, таможенно-тарифное, валютно-финансовое, внутрихозяйственное (внутрифирменное, в пределах предприятия, организации, корпорации и т.д.).

Формы регулирования обозначают процессы, протекающие в перечисленных видах, как характерные для соответствующего вида финансовой субкатегории, так и общие для всех: например, в бюджетном виде формами являются финансирование (субвен­ции, субсидии, трансферты), в налоговом — прямое и косвенное налогообложение, в валютно-финансовом — внешнее инвестиро­вание, внешние займы, внешний долг. Разнообразны формы в го­сударственно-кредитном виде.

Общей формой является планирование (прогнозирование).

Особой формой регулирования является государственные за­купки.

Государственные закупки — приобретение государственными органами, государственными учреждениями, а также государ­ственными предприятиями, юридическими лицами и аффилиро­ванными с ними юридическими лицами товаров, работ и услуг за счет имеющихся в их распоряжении денег.

Процесс государственных закупок включает:

формирование номенклатуры и объемов закупаемых товаров, работ и услуг;

выбор поставщика, заключение с ним договора о государственных за­купках;

исполнение договоров о государственных закупках.

Регулирование процесса государственных закупок основывается на
принципах: оптимального и эффективного расходования используемых
для закупок денег; предоставления всем потенциальным поставщикам рав­ных возможностей для участия в процессе государственных закупок; добросовестной конкуренции среди потенциальных поставщиков; гласности
процесса государственных закупок.

Наиболее многочисленными элементами классификации яв­ляются методы регулирования, которые могут быть также как специфичными для отдельных форм (например, метод ставки в налогах, конверсия в займах) или применяться для использо­вания в нескольких формах (например, метод сбалансирования в бюджетах и в финансовых планах хозяйствующих субъектов, образования резервов в этих формах, метод индексации для раз­ных форм и видов и т.д.). Методы разграничиваются на самосто­ятельные способы, приемы и являются наиболее подвижными, изменяющимися элементами системы регулирования. Напри­мер, в налогообложении применяются методы санкций, декла­рирования доходов, имущества, активов, льготирование, аван­совые платежи и др. При бюджетном финансировании — нор­мирование расходов, процентные отчисления средств, методы финансирования дефицита бюджета, использования бюджет­ного излишка и т.д.

Методы государственного кредита изложены в соответству­ющем разделе учебника.

Основными методами в валютно-финансовом регулировании являются: валютный курс, процентные ставки на денежный капи­тал, курсы международных платежных средств и ценных бумаг, разнообразные методы страхования от валютных рисков.

Во внутрихозяйственном виде регулирования применяются методы коммерческого или хозяйственного расчета, нормирова­ния средств, нормативы отчислений в финансовые фонды и их использования.

Методами в государственных закупках являются: открытый конкурс, закрытый конкурс, выбор поставщика с использованием запроса ценовых предложений, из одного источника, через откры­тые товарные биржи.

Элементы системы финансового регулирования — виды, формы, методы — призваны обеспечить скоординированное, устойчивое развитие экономики в принятом направлении. В условиях рынка большее внимание уделяется косвенным ме­тодам регулирования. Государство устанавливает общие для всех участников хозяйственного процесса условия и правила деятельности, для приоритетных сфер деятельности — префе­ренциальные (льготные); это налоги, их ставки, размеры от­числений средств, субвенции, льготы, тарифы, фиксированные цены, нормативы денежно-кредитного, валютного, таможен­ного и социального регулирования. На основе этих основных индикаторов воздействия формируются вторичные, рыночно-ориентированные элементы регулирования, диктуемые харак­тером соответствия спроса и предложения: свободные цены, процентные ставки за кредиты, валютный курс, нормативыформирования разных фондов и их использования у хозяйству­ющих субъектов.

Однако действие косвенных элементов регулирования может дополняться прямыми, директивными методами со стороны госу­дарства, особенно при значительных нежелательных отклонени­ях от намеченного курса развития.

Применяемые элементы — регуляторы действуют в сложной взаимосвязи в едином экономическом механизме, поэтому государство, устанавливая курс финансовой, денежно-кредитной политики должно тщательно учитывать экономиче­ское положение и социальное состояние общества и при выборе определенных видов, форм и методов воздействия на экономиче­ское и социальные интересы, верно определять стратегические и оперативные цели общественного развития.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Виды и типы финансового регулирования экономики

Мировая практика, исходя из применяемых регуляторов, выделяет две сложившиеся модели финансового регулирования — кейнсианскую и неоклассическую. Модель, в которой преобладают финансовые методы регулирования, называют кейнсианской экономической политикой. Политика, основанная на денежно-кредитном механизме регулирования, получила название монетаризма.

1. Кейнсианская концепция утверждает, что для рыночной экономики не характерно рыночное равновесие, способное обеспечить полную занятость. Это объясняется склонностью к сбережению части доходов и преобладанию совокупного предложения над совокупным спросом. Поскольку преодолеть склонность к сбережению не реально, государство вынуждено регулировать экономику для воздействия на совокупный спрос посредством увеличения денежной массы, снижения процентных ставок, стимулирования инвестиционной деятельности. Недостаточный спрос компенсируется бюджетным финансированием и общественными работами.

Основные идеи теории Кейнса заключаются в следующих положениях:

— Проблемы расширенного воспроизводства должны обеспечи——ваться не предложением ресурсов, а расширением спроса, который обеспечивал бы реализацию этих ресурсов.

— Рыночная экономика не способна к саморегулированию, а потому вмешательство государства — это неизбежность.

— Проблемы макроэкономического равновесия для избежания ——кризисов перепроизводства необходимо решать путем обеспечения равновесия между потребителем и производителем, между занятостью и доходом.

Основным инструментом регулирования признается бюджетная политика, призванная обеспечить занятость рабочей силы и производственного оборудования.

Была выстроена следующая логическая цепочка. В случае сокращения покупательского спроса происходит и сокращение производства товаров и услуг. Сокращение производства приводит к разорению мелких производителей, массовых увольнений работников крупными предприятиями, масштабной безработице. В свою очередь, безработица способствует снижению доходов населения как основных покупателей. А это усиливает дальнейшее снижение спроса на товары и услуги, что приводит к хронической депрессии.

В качестве выхода из этого замкнутого круга и оживления национальной экономики Кейнс настаивал на необходимости вмешательства государства, поскольку массовый потребитель не в состоянии этого сделать. В случае если государство предъявит и оплатит крупный заказ предприятиям, то они наберут дополнительную рабочую силу, что приведет к росту потребительских расходов и росту совокупного покупательского спроса. Это будет способствовать росту совокупного предложения товаров и услуг и общему оздоровлению экономики.

Читать еще:  Финансы сектора государственного управления

Идеи Кейнса получили широкое распространение и признание. Э. Х Хансен (США) использовал коэффициент мультипликатора в теории экономического цикла, сформулировав вывод, что, увеличивая расходы в периоды спада производства в период кризиса и сокращая их в периоды «перегрева экономики», государство может влиять на экономику и сглаживать циклические колебания занятости и производства.

Придерживаясь этой теории, развитые страны строили свою экономическую политику на протяжении 25 лет вплоть до середины 1970 гг., когда начался нефтяной кризис.

Однако последний мировой финансовый кризис 2008 года показал, что, несмотря на отрицание или игнорирование некоторых положений кейнсианства, меры, предпринятые большинством стран для его урегулирования, были преимущественно кейнсианскими.

2. Сущность теории монетаризма заключается в том, что темп роста денежной массы определяет уровень производства, цен, безработицы и другие экономические параметры.

Представители монетаризма считают наиболее эффективным воздействие на экономику через финансовую политику. Они утверждают, что частная собственность, как изначально более стабильная, должна противостоять решениям правительств, как основному источнику нестабильности экономики, посредством устойчивых правил финансовой политики. Значительное место в высказываниях представителей монетаризма занимает теория рациональных ожиданий, обосновывающая, что инфляционные ожидания выступают серьезным фактором ускорения инфляции.

Основные положения монетаризма заключены в следующих положениях:

1. Роль государства в регулировании экономики должна быть ограничена лишь контролем над денежной массой и денежным обращением.

2. Рыночное хозяйство является саморегулирующей системой, поэтому все диспропорции связаны с избыточным вмешательством государства в экономику.

3. Денежная масса воздействует на расходы потребителей, предприятий. Рост массы денег увеличивает рост производства, а при полной загрузке мощностей приводит к росту цен и инфляции.

4. Инфляцию следует подавлять всеми возможными средствами, даже и за счет сокращения социальных программ.

5. Темп роста цен должен происходить в зависимости от уровня ожидаемой инфляции и темпа прироста общественного продукта.

6. Диспропорции в рыночном хозяйстве возникают в результате внешнего вмешательства.

7. Число государственных регуляторов следует сократить до минимума, снизив или исключив налоговые, бюджетные регуляторы.

8. В качестве главного регулятора используются «денежные импульсы», т. е. регулярная денежная эмиссия, объем которой должен соответствовать темпу прироста ВВП.

9. Отказ от проведения краткосрочной денежно-кредитной политики в пользу долгосрочной, рассчитанной на постоянное воздействие на экономику.

Согласно этой теории динамика ВВП определяет спрос на деньги, тогда как функция спроса на деньги остается стабильной. Предложение денег не является стабильным, так как зависит от действий правительства, которые сложно предсказать. В долгосрочном периоде реальный объем ВВП остановит свой рост, и потому при изменении предложения денег это не будет никак на него влиять, кроме как влияния на уровень инфляции. Этот принцип получил название нейтральности денег.

Данный принцип был закреплен в монетаристском правиле, которое гласит, что предложение денег должно увеличиваться с такой же скоростью, с какой растет и реальный ВВП. С точки зрения представителей монетаризма постоянно растущее предложение денег будет поддерживать расширяющийся спрос, не увеличивая при этом инфляцию. Соблюдение этого правила позволит устранить непредсказуемое воздействие антициклической денежно-кредитной политики.

Это правило вызвало серьезные возражения со стороны оппонентов — кейнсианцев, которые считали, что не следует отказываться от проведения активной денежно-кредитной политики в силу того, что скорость денег не стабильна, а постоянный рост предложения денег может вызвать значительные колебания совокупных расходов, оказывая дестабилизирующее воздействие на экономику.

Практика использования этих моделей финансового регулирования показала, что наиболее эффективным является сочетание двух этих моделей регулирования экономики. Особенности того или иного периода и стоящие задачи определяют применение либо монетарной либо кейнсианской модели финансового регулирования экономики. Если экономика находится в состоянии замедления роста и депрессии, дополняющейся массовой безработицей и социальной напряженностью в обществе, то используется кейнсианская модель регулирования, позволяющая провести структурные изменения в экономике. Если же экономика находится в состоянии инфляции или стагфляции, нестабильности денежного обращения и национальной валюты, хронического бюджетного дефицита, то преобладает неоклассическая (монетарная) модель регулирования. Однако кризис в экономике обычно приводит к смене моделей регулирования, т. е. им присуща циклическая взаимозаменяемость.

Следовательно, финансовое регулирование государством экономики зависит от колебаний конъюнктуры. При этом при кейнсианской модели осуществляется воздействие на совокупный спрос и предложение в зависимости от фазы экономического цикла, в то время как монетаристская модель предполагает борьбу с экономическим циклом как единым целым.

Формами финансового регулирования принято обозначать процессы, которые протекают в перечисленных видах. Так, в бюджетном виде регулирования формой является финансирование (субвенции, субсидии, трансферты), в налоговом виде формами выступают прямое и косвенное налогообложение, в валютно-финансовом — внешнее инвестирование, внешние займы, внешний долг.

Выделяют три формы финансового регулирования:

1. Прямая (административная) форма регулирования, т. е. прямое воздействие, которое осуществляется посредством нормативно-законодательных актов, ограничений, лимитов и прочих мер. При прямом финансовом регулировании предусматривается непосредственное воздействие на конкретный объект. К примеру, субъектам малого предпринимательства и индивидуальным предпринимателям предусмотрены налоговые льготы в рамках программ поддержки малого предпринимательства или осуществление государственных и муниципальных заказов некоммерческим организациям. Прямое воздействие на экономические процессы осуществляется посредством: взимания прямых федеральных налогов; финансирования расходов за счет средств бюджета развития; применения сниженных или повышенных ставок налогов и платежей, уплачиваемых в бюджет или внебюджетные фонды; изменения размеров нормативов государственных расходов; штрафов, пени за нарушение финансовой дисциплины. Все это воздействует на доходы субъектов хозяйствования и конъюнктуру рынка.

2. Косвенная (экономическая) форма регулирования, т. е. непрямое, косвенное воздействие с использованием финансовых регуляторов, направленных на создание соответствующих условий для функционирования субъектов экономики. Косвенные формы регулирования включают косвенное налогообложение и осуществление текущих государственных расходов. Косвенное финансовое регулирование осуществляется опосредованно, через воздействие на другие объекты. Например, для оказания финансовой поддержки сельхозпроизводителям в налоговом законодательстве могут предусматриваться более низкие ставки налогов для финансово-кредитных институтов, обслуживающих фермеров и сельхозпроизводителей. Может использоваться и перекрестное субсидирование, когда эффект от государственной помощи получает субъект хозяйствования, не являющийся объектом финансового регулирования. В частности, в рамках мер поддержки государством сельхозпроизводителей им выделяются субсидии из бюджета для приобретения на льготных условиях сельхозоборудования. Машиностроительные предприятия при этом включают сумму субсидии в цену своей продукции, в результате поддержка оказывается не сельхозпроизводителям, а изготовителям оборудования для сельского хозяйства.

3. Смешанная форма регулирования. К смешанным формам финансового регулирования относят: местные налоги и сборы, неналоговые платежи в бюджет, льготное налогообложение и льготное финансирование отдельных сфер деятельности, нормативы формирования и использования внебюджетных фондов и фондов государственных предприятий и организаций. Конкретные виды доходов и расходов государства, методы аккумулирования и распределения вместе с процедурой предоставления характеризуют приемы финансового регулирования, а конкретные принципы взимания средств и предоставления финансирования определяют характер этого влияния. Финансовое законодательство и органы, уполномоченные осуществлять регулирование, обеспечивают организационные возможности для проведения финансового регулирования. В составе типов финансового регулирования выделяют такие составные части, как финансовые, ценовые, кредитные, валютные, оплата труда.

К видам финансового регулирования относят следующие:

— внутрихозяйственное (внутрифирменное, в пределах пред——приятия, организации, корпорации и т. д.).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector