S-p.su

Антикризисные новости
9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Система государственного финансового менеджмента

Финансовый менеджмент в государственном управлении

Термин “финансовый менеджмент” в переводе означает “управление финансами». В широком понимании, финансовый менеджмент — наука и искусство принимать инвестиционные решения и находить для этого финансовые источники.

В более узком понимании финансовый менеджмент — это управление движением финансовых ресурсов и финансовыми отношениями субъектов рынка.

Инструменты и процедуры финансового менеджмента в секторе государственного управления, активно используются правительствами экономически развитых стран со второй половины 1980-х гг. К этому времени возобладала точка зрения, что государственные организации, как и частные компании, должны были использовать финансовые средства с максимальной отдачей. Более того, руководители государственных ведомств обязаны подходить к расходованию бюджетных ассигнований даже с большей ответственностью, чем менеджеры частных корпораций, поскольку они управляют ресурсами, принадлежащими всему обществу (деньгами налогоплательщиков).

На начальном этапе финансовый менеджмент рассматривался как инструмент контроля над бюджетными расходами. В настоящее время он понимается как система руководства финансами государственной организации, которая обеспечивает оптимальные способы использования ограниченных объемов бюджетных ресурсов для эффективного и результативного достижения целей, стоящих перед этой организацией.

Стандарты финансового менеджмента и модели оценки его уровня разрабатываются центральными ведомствами (министерствами финансов или высшими контрольными органами в сфере госфинансов) и отражаются в специальных регулирующих документах. В Австралии и США стандарты финансового менеджмента в секторе государственного управления утверждены законами. В Великобритании организовано структурное подразделение Казначейства – директорат финансового менеджмента, главная задача которого сформулирована следующим образом: обеспечить достижение мировых стандартов финансового менеджмента во всем секторе государственного управления.

Финансовый менеджмент в секторе государственного управления предполагает сопоставление расходов с результатами и определение сложившихся между ними соотношений. По итогам расчета различных показателей (экономичности, эффективности, результативности), мониторинга и учета всех факторов принимаются, выполняются, корректируются и контролируются управленческие решения об увеличении или уменьшении бюджетных расходов на осуществление тех или иных целей и задач ведомства.

В бюджетировании, ориентированном на результаты (БОР), в сфере бюджетных расходов меняют две важнейшие характеристики: объект управления и критерий управленческой эффективности.

Объектом управления становится структура совокупных расходов ведомства. В рамках традиционного бюджета таким объектом являлись неиспользованные вовремя бюджетные средства. Критерием управленческой эффективности является достижение результатов. В рамках традиционного бюджета об успехах ведомства судили по точности исполнения бюджетной росписи (устанавливает распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляется в соответствии с бюджетной классификацией) и по величине неиспользованных средств на конец года.

Система финансового управления включает в себя:

1. нормативно — правовое регулирование – наличие комплексной системы нормативно-правовых и методических документов, разрабатываемых соответственно как Минфином, так и самими органами государственной власти. Эти документы должны обеспечивать наиболее эффективные решения в области финансового менеджмента, принятых руководителями любого звена министерства или ведомства, используя имеющуюся у них информацию и ресурсы;

2.система распределения полномочий и обязанностей в рамках финансового менеджмента на уровне ведомства — делегирование полномочий и обязанностей по осуществлению финансового менеджмента «сверху вниз»

3.обеспечение кадровых и технологических возможностей для осуществления финансового менеджмента,

— инструменты и процедуры.

1.на этапе составления бюджета:

1.1.увязываются расходы с результатами

1.2.бюджетное планирование на трехлетний период, интегрируется в бюджетный процесс; проекты доходов и расходов задаются на три года вперед, при этом проект годового бюджета соответствует первому году трехлетки;

Читать еще:  Муниципальные облигации рф

1.3.единство планирования текущих и капитальных расходов на срок не менее трех лет, взаимоувязываются текущие/капитальные расходы и расходы на приобретение/обслуживание активов;

1.4.гибкость в определении структуры расходов — снижение детализации расходов по мере повышения уровня управленческой иерархии и предоставления ведомствам права переносить на следующие год ассигнования, не использованные на конец истекающего года);

2 на этапе исполнение бюджета:

реализуются соглашения об оказании государственных услуг

а) между министерством финансов и отраслевым министерством,

б) между отраслевым министерством и подведомственными ему органами и организациями

в) делегирование полномочий «снизу вверх»: и ответственности.

Распределение полномочий и ответственности закрепляется в нормативных актах ведомств, имеет предельно четкий характер и исключает дублирование.

Неукоснительно соблюдаются графики финансирования расходов. Ведомства получают запланированные бюджетные ассигнования от центрального финансового органа (казначейства) строго по графику, а также в установленном порядке в случае возникновения непредвиденных обстоятельств. Объем ассигнований может быть сокращен лишь в чрезвычайных обстоятельствах

3.на этапе учета и отчетности:

используют метод начисления в бухгалтерском учете, предоставляют в законодательный орган страны годовой отчет о деятельности ведомства и годовой бухгалтерской отчетности, достоверность которой подтверждается заключением органа государственного внешнего аудита; использование, наряду с бюджетным учетом и отчетностью, управленческого учета и отчетности.

4. на этапе внутреннего контроля и аудита:

1. анализ надлежащему проведению операций госуправления, соблюдению требований нормативно-правовых актов, защите ресурсов от злоупотреблений, мошенничества, коррупции;

2 проводится мониторинг деятельности и реализации бюджетных программ.

Важнейшей функцией внутреннего аудита является активное взаимодействие с органом государственного внешнего аудита, проверяющим и подтверждающим достоверность отчетов ведомства.

Эффективность госбюджета складывается из трех показателей: качества планирования бюджета, его исполнения и контроля над исполнением. Главным критерием оценки эффективности госбюджета становится конечный результат.

В качестве индикаторов выступают показатели по росту доли промышленного производства, увеличению числа малых и средних предприятий, расширению налоговой базы и т.д.

Новый трехлетний бюджет государства дает возможность для проведения более сбалансированной экономической и социальной политики.

Раздел 7. Налоги и налогообложение.

|следующая лекция ==>
Государственные расходы|Понятие налогов

Дата добавления: 2014-01-05 ; Просмотров: 2294 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Финансовый менеджмент

16.1. Содержание финансового менеджмента и его место в системе управления предприятием. Цели и задачи финансового менеджмента

Понятие финансового менеджмента. В российской экономической литературе финансовый менеджмент как категория, используемая применительно к отечественным предприятиям, имеет пока относительно короткую историю, прежде всего из-за такого понятия, как » менеджмент «. Менеджмент (от англ. management ) означает «управление» и понимается как совокупность форм и методов управления производством и персоналом фирмы с использованием современных достижений науки управления. Для российской теории и практики термин «управление» является более привычным, поэтому эти понятия (» менеджмент » и «управление») обычно используются как взаимозаменяемые.

Особенность понятия «финансовый менеджмент » заключается в том, что оно означает специфический вид и систему управления. В современной экономической и финансовой литературе существуют различные определения финансового менеджмента, под которым в наиболее распространенной формулировке понимается управление финансовыми ресурсами, обеспечивающее операции по их привлечению и рациональному использованию, охватывающее выработку стратегической финансовой политики, а также методы, инструменты и тактические приемы ее практической реализации. Этот в целом правильный подход отражает суть финансового менеджмента как управленческой категории, как составной части (подсистемы) общей системы управления (общего менеджмента).

Читать еще:  Основные инструменты государственного финансового регулирования

Категория финансового менеджмента может использоваться в разных значениях, но обычно выделяют три основных:

  1. как наука об управлении финансовыми ресурсами предприятий;
  2. как система практической организации управления процессами формирования и использования финансовых ресурсов (реально функционирующая система финансового управления);
  3. как специфический вид предпринимательской деятельности (профессиональные менеджеры, различные трастовые организации, осуществляющие доверительное управление).

В российской литературе финансовый менеджмент наиболее часто понимается в первых двух значениях.

Функции финансового менеджмента. Сущность финансового менеджмента, как и любой экономической категории, наиболее отчетливо проявляется в выполняемых функциях. В научной и учебной литературе имеются различные трактовки функций финансового менеджмента, что в значительной степени определяется тем, какой конкретно аспект финансового менеджмента рассматривается в том или ином случае. В принципиальном плане необходимо исходить из того, что финансовому менеджменту присуще выполнение двуединых функций, определяемых соответствующими свойствами исходных категорий: «менеджмента» и «финансов».

Первая категория обусловливает функции финансового менеджмента как категории управления (общего менеджмента), вторая — специфику этих функций. Как органичная часть (подсистема) системы управления финансовый менеджмент отражает фундаментальные свойства (функции, цели, задачи, принципы и т. д.), относящиеся к категории общего менеджмента. Соответственно в широком понимании целевая функция финансового менеджмента совпадает с главной (конечной) целью общего менеджмента; в более узком заключается в организации системы управления финансами предприятий, при которой финансовые ресурсы используются с максимальной эффективностью, обеспечивается финансовая устойчивость предприятий в долгосрочной перспективе.

Как финансовой категории финансовому менеджменту присущи функции финансов, общепризнанными из которых являются распределительная, регулирующая и контрольная. В более конкретном выражении в функции финансового менеджмента входят:

  1. управление процессом формирования финансовых ресурсов предприятия, включая функцию определения оптимальных источников формирования капитала предприятия, и их распределение между финансовыми фондами, каждый из которых имеет целевое назначение;
  2. управление процессом расходования финансовых ресурсов, включая функцию их максимально эффективного использования;
  3. организация внутреннего финансового контроля за первыми двумя процессами, прежде всего на предмет их соответствия принятой финансовой политике, стратегии и тактике.

Как категория управления финансовый менеджмент выполняет следующие общие функции: планирование, организацию, контроль. Выполнение этих общих функций управления осуществляется по следующим основным направлениям:

  • текущее планирование поступления и расходования финансовых ресурсов (планирование денежных поступлений из всех источников формирования финансовых ресурсов и направлений их использования в соответствии с финансовым планом предприятия);
  • планирование и прогнозирование (разработка текущих и перспективных финансовых планов предприятия на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу);
  • управление движением финансовых ресурсов (определение функций, полномочий, прав и обязанностей структурных подразделений и должностных лиц, ответственных за проведение финансовой политики предприятия, интеграция финансовых служб и менеджеров, совместно выполняющих финансовую программу в соответствии с принятым на предприятии регламентом);
  • регулирование процесса управления финансовыми ресурсами (принятие необходимых финансовых решений, диктуемых реально складывающейся ситуацией, направленных на устранение возникающих отклонений от установленных заданий, графиков, норм и т. д.);
  • стимулирование работников финансовых служб в повышении эффективности их деятельности (моральное и материальное поощрение в зависимости от достигнутых результатов);
  • учет, контроль и анализ за текущим финансовым состоянием предприятия (определение учетной политики; сбор соответствующей документации, ее обобщение и анализ на предмет выявления факторов и причин отклонений от установленных заданий).
Читать еще:  Понятие государственного финансового регулирования экономики

Финансовый менеджмент как процесс управления и как инструмент реализации финансовой политики предприятия включает в себя комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мероприятий, в числе которых разработка и реализация финансовой политики, ее стратегии и тактики, финансово-информационное обеспечение процесса управления финансами; разработка инвестиционных проектов и оценка их эффективности; формирование портфеля ценных бумаг.

Цели финансового менеджмента. Система целей финансового менеджмента включает в себя: текущие (тактические) и перспективные, или долгосрочные (стратегические), цели. В любом случае они направлены на достижение максимальных финансовых результатов деятельности, приемлемых для собственников (акционеров) предприятия, обеспечение финансовой устойчивости предприятия. К тактическим целям относятся: минимизация расходов; максимизация прибыли; минимизация риска; обеспечение «выживаемости» в данный конкретный период времени; обеспечение платежеспособности и ликвидности в целях избежания банкротства и другие цели. К стратегическим целям относятся: обеспечение финансовой устойчивости в долгосрочной перспективе; достижение лидерства предприятия на соответствующем рынке товаров и услуг; увеличение рыночной стоимости предприятия.

Реализация функций и главных целей финансового менеджмента может происходить различными способами, формами и методами, которые находят конкретное выражение в финансовой политике и финансовой стратегии предприятия. Выработке финансовой политики предприятия и принятию конкретных финансовых решений предшествует всесторонний анализ тенденций и процессов, происходящих в сфере управления финансами, с учетом устойчивых тенденций, сложившихся в предыдущих периодах, и их прогнозирование на кратко-, средне-и долгосрочную перспективу. Финансовая политика выступает, таким образом, ориентиром для практической деятельности финансового менеджмента предприятия.

Субъектами финансового менеджмента, реализующими финансовую политику, в современной практике выступают, в зависимости от размера предприятия, финансовые службы (или финансовые менеджеры). Деятельность субъектов финансового менеджмента осуществляется по трем основным направлениям: 1) разработка финансовой и инвестиционной стратегии предприятия; 2) управление активами предприятий; 3) поиск источников финансовых ресурсов для текущего функционирования и долгосрочного развития (управление пассивами предприятий). На крупных предприятиях в финансовую службу входят следующие основные подразделения (отделы):

  • финансовая бухгалтерия, в функции которой входит ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности;
  • аналитический отдел — анализ финансовой отчетности (оценка выполнения финансовых планов и финансового состояния предприятия);
  • отдел финансового планирования и прогнозирования — составление финансовых планов (плана доходов и расходов, бюджета движения денежных средств и т. д.); на этот же отдел может быть возложена функция оценки инвестиционных проектов;
  • отдел оперативного управления — внутренняя координация деятельности подразделений финансовой службы и взаимодействие с внешними институциональными структурами (кредитными организациями и другими институтами финансового рынка, государственными органами);
  • отдел ценных бумаг и валютных ценностей — формирование и управление инвестиционным портфелем, участие в работе фондовых и валютных бирж (регулирование объемов, источников и структуры заемного капитала, осуществление финансовых инвестиций и других финансовых операций с валютой и ценными бумагами).

Объектами финансового менеджмента являются финансовые ресурсы (собственные и заемные средства предприятий), формирующие финансовые потоки и общий денежный оборот, обеспечивающие воспроизводство конкретного предприятия в направлении, определенном его финансовой политикой. Материальное содержание финансовых ресурсов составляют: прибыль , амортизация ; средства пайщиков и акционеров; доходы от выпуска акций, облигаций и других ценных бумаг; безвозмездные перечисления физических и юридических лиц.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector