S-p.su

Антикризисные новости
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Правовые основы государственного и муниципального кредита

Финансово-правовые основы государственного и муниципального кредита

Тема 12. Финансово-правовое регулирование государственного и муниципального кредита

Цели и задачи изучения темы

Цель изучения – формирование целостных знаний о финансово-правовом регулировании государственного и муниципального кредита.

Задачи: получить систему знаний о государственном и муниципальном кредите, изучить правовые формы и правовой режим управления государственным и муниципальным долгом, понять принципы правового регулирования государственных внутреннего и внешнего долгов.

Понятие государственного и муниципального кредита

Финансово-правовое регулирование государственного кредита — одна из наиболее актуальных и сложных проблем государственной экономической политики. Представляя собой одну из форм мобилизации финансовых ресурсов, государственный кредит играет двоякую роль:

· в отношениях по государственному долгу он ориентирован на формирование дополнительных денежных средств в целях финансирования основных функций государства;

· в отношениях по государственному кредитованию он направлен на распределение имеющихся денежных средств для финансирования отдельных направлений государственной деятельности.

Государственный (муниципальный) кредит — совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе:

· привлечения государством (муниципальным образованием) как заемщиком денежных средств физических и юридических лиц на условиях добровольности, срочности, возмездности, возвратности в целях финансирования дефицита бюджета, погашения ранее возникших долговых обязательств, а также регулирования денежного обращения;

· предоставления государственных (муниципальных) гарантий; предоставления государством как кредитором бюджетных средств иностранным государствам, их юридическим лицам, международным организациям, бюджетам различных уровней бюджетной системы РФ, юридическим лицам; управления государственным (муниципальным) кредитом.

Под государственным (муниципальным) долгом согласно законодательству РФ понимаются обязательства, возникающие из государственных или муниципальных займов (заимствований), принятых на себя Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя Российской Федерацией, субъектами РФ или муниципальными образованиями обязательства третьих лиц (ст. 6 БК РФ).

Государственным долгом Российской Федерации являются ее долговые обязательства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией (ст. 97 БК РФ).

Важнейшей задачей в сфере государственного кредита является эффективное управление государственным кредитом. В настоящий период, когда у Российской Федерации сохраняется значительный по объему государственный долг (в размере 30% валового внутреннего продукта), ни у кого не вызывает сомнений, что он нуждается в организации, упорядочении, регулировании со стороны государства в целях поддержания его объема на безопасном для государства уровне, обеспечения исполнения обязательств в полном объеме, а также оптимизации стоимости обслуживания государственного долга.

Финансово-правовые основы государственного и муниципального кредита

В настоящее время сложилась достаточная по содержанию и логически обоснованная по структуре системаисточниковправового регулирования государственного и муниципального кредита:

1) Нормы Конституции РФ, которые устанавливают, что государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе (ч. 4 ст. 75). Часть 3 ст. 104 гласит, что законопроекты о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.

2) Нормы, отраженные в БК РФ, который разграничил понятия «государственный и муниципальный долг» (гл. 14) и «долг иностранных государств перед Российской Федерацией» (гл. 15).

3) Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг», где установлены специальные нормы для этого вида государственных долговых обязательств.

4) Цели и направления государственной долговой политики ежегодно устанавливаются бюджетными посланиями Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике и федеральными законами о бюджете на очередной финансовый год.

5) Отдельные вопросы долговой стратегии освещаются в краткосрочных и среднесрочных прогнозах социально-экономического развития государства.

6) Важную роль в правовом регулировании госкредита играют акты исполнительной власти, такие как, например, постановление Правительства РФ от 4 марта 1997 г. № 245 «О единой системе управления государственным долгом Российской Федерации», другие нормативные правовые документы, регулирующие вопросы выпуска и обращения отдельных видов долговых инструментов, порядок предоставления государственных гарантий, реализацию кредитных соглашений.

7) Стратегические документы Правительства РФ — концепции развития финансовых рынков, реформирования банковской системы, управления государственным долгом и ряд других.

8) Многочисленные нормативные документы Министерства финансов РФ и соответствующие нормативные акты Банка России и Внешэкономбанка, которые являются агентами Правительства РФ по управлению внутренним и внешним долгом соответственно.

9) Законы субъекта РФ о бюджете, а также специально принятые по этому вопросу акты исполнительных органов власти субъектов РФ.

10) Законы об общих принципах организации местного самоуправления в РФ, об эмиссии и обращении государственных и муниципальных ценных бумаг.

Президент РФ определяет стратегические вопросы долговой политики, Государственная Дума законодательно закрепляет ее основные параметры и принципиальные аспекты работы с заемными средствами, Правительство РФ в соответствии со ст. 15 Закона о Правительстве РФ реализует непосредственное управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации. Контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации и за использованием кредитных ресурсов осуществляет Счетная палата РФ на основании ст. 16 Закона о Счетной палате РФ.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9970 — | 7755 — или читать все.

Глава 18. Правовые основы государственного и муниципального кредита (долга) § 1. Понятие и значение государственного и муниципального кредита в Российской Федерации. Государственный и муниципальный долг

Как экономическая категория государственный (муниципальный) кредит представляет собой систему экономических денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством и муниципальными образованиями на добровольных и платных нача- лахдлявременногоисполъзованиясвободныхденежныхсредствюри- дических и физических лиц в целях формирования’ ссудного фонда.

Читать еще:  Управление государственным муниципальным сектором экономики

Вместе с, тем государственный (муниципальный) кредит является самостоятельным институтом финансового права. Он является одним из основных (наряду с налогами) инструментов для решения проблем достижения баланса доходов и расходов бюджета. Отдельные вопросы, касающиеся, например, конкретного порядка договоров государственного займа, регулируются также гражданско-правовыми нормами (ст. 817 ГК РФ). Однако это не влияет на обоснованность вывода о том, что сам государственный (муниципальный) кредит является са-мостоятельным финансово-правовым институтом. Это подтверждается верховенством государства в регулировании организации государственного и муниципального кредита; главными целями функционирования института государственного кредита, которыми являются решение проблем погашения бюджетного дефицита и регулирование денежно-кредитных отношений, т. е. публичными целями; применением в качестве основного — императивного метода регулирования данных отношений; обязательным участием либо уполномоченного им органа в качестве субъектов рассматриваемых правоотношений. Все это отличает их от гражданских правоотношений.

С учетом перечисленных финансово-правовых признаков с правовой точки зрения государственный (муниципальный) кредит — это урегулированные правовыми нррмами отношения по аккумуляции государством и муниципальными образованиями свободных денежных средств юридических и физических лиц и иных субъектов на принципах добровольности, срочности, возмездности и возвратности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения.

Принципы срочности, возвратности и возмездности, лежащие в основе отношений по государственному (муниципальному) кредиту, характерны для любых кредитных отношений. Однако между государственным (муниципальным) и банковским кредитом имеются существенные различия как с экономической, так и с правовой стороны: 1) в отношениях по государственному кредиту всегда преобладает верховенство государства. При банковском кредите, наоборот, кредитор (банк) обладает всей полнотой прав по применению мер принуждения, предоставляемых ему законом в случае неисправности должника;

государство заключает долгосрочные займы без обеспечения их каким-либо залогом, тогда как при заключении договоров долгосрочных банковских ссуд необходимо предоставление залога;

при банковском кредите договор банковской ссуды заключается, как и любой гражданско-правовой договор, на условиях равенства сторон. При государственном же кредите, как исключение, возможно принуждение.

В результате реализации финансово-правовых отношений по госкредиту формируется внутренний (а на уровне Федерации — и внешний) государственный долг, с материальной точки зрения представляющий собой общую сумму задолженности государства по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным по ним процентам. Такой долг называется капитальным государственным долгом. Выделяют еще текущий государственный долг как сумму расходов государства по долговым обязатель

ствам, срок погашения которых уже наступил. Соответственно муниципальный внутренний долг — общая сумма задолженности муниципального образования по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным по ним процентам.

Государственный долг РФ (далее — госдолг РФ) определяется в Б К РФ как долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права; государственный долг субъекта РФ (далее — госдолг субъекта РФ) — как совокупность долговых обязательств субъекта РФ. При этом госдолг РФ полностью обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну, а госдолг субъекта РФ — соответственно всем имуществом субъекта РФ, составляющим казну субъекта РФ. Муниципальный долг как совокупность долговых обязательств муниципального образования полностью и без условий обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну (ст. 100 БК РФ). На 1 января 2005 г. верхний предел государственного внутреннего долга РФ установлен в сумме 98.8,1 млрд руб. (для сравнения: в 2003 г. — 652,1 млрд руб. ). Рост госдолга, как правило, влечет повышение ставок действующих налогов или даже введение новых налоговых платежей, поскольку основным источником погашения госдолговых обязательств и расходов по его обслуживанию являются средства бюджета.

Правовые основы государственного кредита Российской Федерации закреплены, помимо федеральных правовых, актов (БК РФ, часть вторая ГК РФ, федеральные законы от 25 сентября 1997 г. «О финансовых основах местного самоуправления в Федерации», от 22 апреля г. «О рынке ценных бумаг», от 29 июля 1998 г. «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг», от 5 марта 1999 г. «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»), также правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления. Общие же положения, касающиеся правового регулирования выпуска в обращение региональных и муниципальных займов, содержатся в Конституции РФ (ст. 12, 71, 72, 75, 132) и Федеральном законе от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА

Понятие государственного долга Российской Федерации

Наличие бюджетного дефицита ставит перед государством задачу изыскания дополнительных финансовых ресурсов для его покрытия. Одним из способов привлечения дополнительных денежных средств в целях финансирования запланированных законом о бюджете расходов выступает государственный и муниципальный кредит.

Государственный кредит как экономическая категория представляет собой систему денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством на добровольных основах для использования временно свободных денежных средств граждан и хозяйствующих субъектов. Государственный кредит как правовая категория — это самостоятельный институт финансового права, представляющий собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения, а также предоставления государством денежных средств в кредит зарубежным государствам и иным субъектам международного права.

Читать еще:  Сущность государственного финансового контроля

Государство использует государственный кредит для обеспечения постоянного процесса финансирования различных потребностей государства. Полученные таким образом средства поступают в распоряжение органов государственной представительной и исполнительной власти, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются на покрытие бюджетного дефицита. В последующем источником погашения государственных займов и выплат процентов по ним выступают средства бюджета.

Важностью возникающих в процессе функционирования государственного кредита общественных отношений обусловлено их правовое регулирование. Правовой основой государственного кредита, в первую очередь, является Конституция РФ, где в п. 3 ст. 104 говорится: «Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие зако-

169нопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации». Часть 4 ст. 75 Конституции РФ закрепляет, что государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе. Помимо конституционных норм правовую основу государственного кредита с 1 января 2000 г. образуют соответствующие нормы БК РФ, Федеральный закон от 12 июля 1999 г. «О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации», а также иные законы и подзаконные нормативные акты.

Специфика финансовых правоотношений, складывающихся в области государственного (муниципального) кредита, заключается в том, что в названных отношениях государство выступает в роли должника, заемщика, гаранта. Несмотря на это именно оно в одностороннем порядке определяет условия проведения государственных займов, предоставления гарантий и т. д., что обусловлено государственно-властным характером финансово-правовых норм. Юридические и физические лица, добровольно вступившие в данные правоотношения, обязаны выполнять все названные условия.

Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга,под которым понимаются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими ) лицами, иностранными государствами, международными организация- | ми и иными/субъектами международного права, включая обязательства ij по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федера- ‘. цией.Государственный долг полностью и без условий обеспечивает- ] ся всем находящимся в федеральной собственности имуществом, j составляющим государственную казну (ст. 97 БК РФ).

Виды государственного долга Российской Федерации

Государственный долг подразделяется на капитальныйи текущий.Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты, которые должны быть уплачены по этим обязательствам. Текущий долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

В зависимости от субъектов-кредиторов и валюты платежа государственный долг делится на внутреннийи внешний.

Кредиторами по внутренним займам преимущественно выступают физические и юридические лица, являющиеся резидентами данного государства. Внутренние займы выпускаются в национальной валюте. Для привлечения средств эмитируются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке.

Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы. БК РФ в ст. 89 определяет государственные внутренние заимствования как займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации.

Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств. При размещении таких займов учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения. Внешние заимствования Российской Федерации законодатель определяет как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в иностранной валюте, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.

Заемные средства мобилизуются в основном двумя способами:

— размещением долговых ценных бумаг;

— получением кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов.

В зависимости от того, у какого субъекта возникают долговые обязательства в результате заемной деятельности, различают общегосударственный долг Российской Федерации, государственный долг субъекта Федерациии муниципальный долг.

Так, под государственным долгом субъекта Российской Федерации понимается совокупность долговых обязательств субъекта Российской Федерации, которые полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности субъекта Федерации имуществом. Данные долговые обязательства могут осуществляться в форме:

— кредитных соглашений и договоров;

— государственных займов субъекта Федерации, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта Федерации;

— договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

— договоров о предоставлении государственных гарантий субъекта Федерации;

— соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъекта Федерации прошлых

Долговые обязательства субъекта Федерации не могут превышать 30 лет.

Под муниципальным долгом понимается совокупность долговых обязательств муниципального образования, которые, в свою очередь, могут существовать в форме:

— кредитных соглашений и договоров;

171— займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных | ценных бумаг;

— договоров и соглашений о получении муниципальным об-[ разованием бюджетных кредитов от бюджетов других уровней | бюджетной системы Российской Федерации;

— договоров о предоставлении муниципальных гарантий. Названные долговые обязательства не могут превышать 10 лет. Российская Федерация не несет ответственности по долговым!

обязательствам субъектов Федерации и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией. Субъекты Федерации и муниципальные образования также не отвечают по долговым обязательствам друг! друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими, [ а также по долговым обязательствам Российской Федерации.

Читать еще:  Полномочия органов муниципального самоуправления

Предельные объемы государственного внутреннего долга и госу-1 дарственного внешнего долга, пределы внешних заимствований страны на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств. Предельный размер государственных внешних заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и по- J гашению государственного внешнего долга страны.

По срокам государственный долг делится на краткосрочный — I до 1 года, среднесрочный — от 1 до 5 лет и долгосрочный — от 5 до I 30 лет, для муниципальных образований — до 10 лет.

Дата добавления: 2015-05-31 ; Просмотров: 1638 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Тема 11. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО КРЕДИТА В РФ

1. Понятие и значение государственного и муниципального кредита, его виды.

2. Понятие, виды и формы государственного муниципального долга.

3. Правовое регулирование внутренних государственных займов. Виды государственных займов.

4. Правовое регулирование отношений по внешним государственным заимствованиям.

Понятие и значение государственного и муниципального кредита. Формы государственного кредита

Государственный и муниципальный кредит как экономическая категория представляет собой сис­тему денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством (муниципальными образованиями) на добровольных основах для ис­пользования временно свободных денежных средств граждан и хозяйствующих субъектов. Госу­дарственный и муниципальный кредит как право­вая категория — это самостоятельный институт финансового права, представляющий собой сово­купность финансово-правовых норм, регулирую­щих общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения государством временно сво­бодных денежных средств юридических и физичес­ких лиц на условиях добровольности, возвратнос­ти, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения*.

Государство и муниципальные образования используют государственный и муниципальный кредит* для обеспечения постоянного процесса финансирования различных собственных потребностей. Полученные таким образом средства поступают в распоряжение органов государственной пред­ставительной и исполнительной власти, а также органов местного самоуправ­ления, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Они направляют­ся на покрытие бюджетного дефицита. В последующем источником погашения государственных (муниципальных) займов и выплат процентов по ним высту­пают средства бюджета.

Специфика финансовых правоотношений, складывающихся в области государственного (муниципального) кредита, заключается в том, что в на­званных отношениях государство (муниципальные органы) выступают в ро­ли должника, заемщика, гаранта. Несмотря на это, именно эти органы в од­ностороннем порядке определяют условия проведения государственных (муниципальных) займов, что обусловлено государственно-властным харак­тером финансово-правовых норм. Юридические и физические лица, добро­вольно вступившие в названные правоотношения, обязаны выполнять усло­вия займа.

Как экономическая категория государственный (муниципальный) кредит находится на стыке двух видов денежных отношений — финансов и кредита, и, как следствие, несет в себе основные черты и финансов, и кредита. В каче­стве звена финансовой системы с помощью этого вида кредита государство и муниципальные образования формируют и используют денежные фонды.

Как один из видов кредита государственный (муниципальный) кредит имеет ряд специфических черт, к которым можно отнести:

1) добровольный характер этих отношений

2) возвратный и платный характер

3) в отличие от банковского кредита, где в качестве обеспечения выступают материальные ценности, при заимствовании средств государством (муниципальным обра­зованием), обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в их собственности;

4) привлекаемые в результате государственного (муници­пального) кредита средства имеют специфический целевой характер — они направляются на погашение бюджетного дефицита. В то же время на уровне субъекта Российской Федерации или муниципального образования привле­каемые таким образом средства могут иметь четко выраженную целевую на­правленность;

5) государственный (муниципальный) кредит носит срочный характер. В Бюджетном кодексе РФ оговорено, что государственные и муни­ципальные долговые обязательства не могут превышать соответственно 30 и 10 лет.

Данный вид кредита как финансовая категория выполняет три функции: распределительную, регулирующую и контрольную.

Распределительная функция обеспечивает формирование централизован­ных денежных фондов государства (муниципального образования) или их ис­пользование на принципах срочности, платности, возвратности. В нашей стра­не поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. При непроизводительном исполь­зовании мобилизованных в результате государственных займов капиталов, на­пример финансирования за их счет военных или социальных расходов, единст­венным источником их погашения становятся налоги либо новые займы

Регулирующая функция государственного (муниципального) кредита про­является в том, что государство (муниципальное образование), вступая в кре­дитные отношения, прямо или опосредованно воздействуют на состояние де­нежного обращения, процесс производства, занятость населения, уровень процентных ставок, в конечном счете — на финансовую политику.

Специфика контрольной функции в государственном (муниципальном) кредите проявляется в том, что с ее помощью контролируется целевое исполь­зование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.

Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга, под которым понимаются долговые обязательства Рос­сийской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностран­ными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг полностью и без условий обес­печивается находящимся в федеральной собственности имуществом, состав­ляющим государственную казну (ст. 97 БК РФ).

Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий. Капи­тальный государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты, ко­торые должны быть уплачены по этим обязательствам. Текущий долг состав­ляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательст­вам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector