S-p.su

Антикризисные новости
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Понятие государственного финансового регулирования экономики

Понятие государственного финансового регулирования, его необходимость

В целях корректировки со стороны государства развития об­щественного производства в нужном направлении осуществляет­ся государственное финансовое регулирование.

Государственное финансовое регулирование экономики — это процесс целенаправленного и последовательного применения государством форм и методов финансового воздействия на субъ­ектов хозяйствования для оказания влияния на макроэкономиче­ское равновесие и поступательное развитие экономики на каждомконкретном этапе ее функционирования.

Предпосылками осуществления государственного финансово­го регулирования являются следующие исходные основания.

1. Учет действия объективных экономических законов разви­тия общества. Поскольку процесс финансового регулирования протекает по субъективно намеченному направлению финансовой политики и механизму ее воплощения в хозяйственную практику, мероприятия этой политики и механизма будут тем более действенными и отвечающими требованиям практики, чем полнее
в них учтены интересы субъектов хозяйствования, отраженные в экономических законах и соответствующих им экономических категориях. А в противном случае будет проявляться реакция отторжения форм и методов финансового механизма в реальной экономической жизни.

2. Разработка научно-обоснованной стратегической програм­мы развития общества, выражающей коренные интересы всех его членов. Программа определяется как цельное, долгосрочное на­ правление, которое обеспечивает нормативные акты государства и нижестоящих структур; допускается корректировка тактиче­ского характера по непредвиденным обстоятельствам.

3. Наличие демократической системы выражения взглядов
и представляющих их демократических институтов для возможности свободного изъявления интересов всех слоев населения, социальных, национальных, профессиональных групп. Автокра­тическая форма правления порождает волюнтаризм решений, неприятие и отторжение их обществом, искаженное выполнение,низкую эффективность работы государственных структур: при внешней видимости благополучия общество обречено на застой, социально-экономическую отсталость и деградацию.

4. Наличие в стране отлаженной законодательной системы, четко и оперативно реагирующей на отступление от норм и пра­вил поведения в хозяйственной деятельности. В более широком смысле слова законодательная система «должна способствовать формированию «нравственного климата» в обществе, влияниекоторого выходит за рамки чисто юридической ответственности за оговоренные в законодательстве нормы, в том числе и ответ­ственности за исполнение решения властными структурами, то есть предполагается качество управления, компетентность и по­рядок во всей иерархической структуре управления. Данное по­ложение невозможно осуществить без действия предпосылки сформулированной в пункте 3.

Пункты 3,4 названных предпосылок представляются, в целом, как наличие «гражданского общества» то есть такого цивили­зованного общественного устройства, которое создает для всех членов общества равные возможности для жизнедеятельности, учитывает их интересы и потенциал, обеспечивает одинаковуюправовую защиту и ответственность.

Результативность, то есть реальный итог государственного финансово­го регулирования достигается при соблюдении определенных условий егоосуществления. К таким условиям относятся следующие:

а) структурная перестройка экономики с постепенным развитием возможно большего набора производств по технологическим переделам: от
добычи природных ресурсов до изготовления товаров и изделий конечного
потребительского назначения в соответствии со спросом населения; имеет­ся ввиду достижение ресурсно-технологического равновесия, поддержание
высокотехнологичных и жизненно-важных производств (топливно-энергетического, агропромышленного комплексов, транспорта, связи), проведе­ние конверсии военного производства;

б) демонополизация хозяйственных процессов и структур на всех уровнях управления и в формах собственности;

в) развитие конкуренции, предпринимательства на основе создания
подлинного равноправия всех форм собственности всех субъектов хозяйствования, открывающих простор рыночной инициативе, свободе коммер­ческой деятельности, равных возможностей в выборе видов деятельности за исключением оговоренных в законе;

г) из предыдущих условий следуют вытекающие из него: возможность свободного беспрепятственного перемещения подвижных факторов производства (капиталов в разной форме, рабочей силы, технологий, информации, прав собственности и т.д.) между отраслями, производствами, тер­риториями как в границах государства, так и в рамках единого интеграционного пространства нескольких стран, объединяющихся в экономические союзы по развитию сотрудничества, исходящего из преимуществ междуна­родной кооперации и разделения труда.

Процесс регулирования характеризуется многообразием объ­ективных и субъективных факторов, условий функционирования экономики, использованием разных категорий, их элементов. Поэтому важно разграничить по этим основаниям систему госу­дарственного регулирования, классифицировать на типы, виды, формы и методы.

Типы включают: экономическое (с их частями — финансовым, ценовым, кредитным, валютным, оплатой труда) и админи­стративное.

Виды финансового регулирования охватывают: налоговое, бюджетное, государственно-кредитное, таможенно-тарифное, валютно-финансовое, внутрихозяйственное (внутрифирменное, в пределах предприятия, организации, корпорации и т.д.).

Формы регулирования обозначают процессы, протекающие в перечисленных видах, как характерные для соответствующего вида финансовой субкатегории, так и общие для всех: например, в бюджетном виде формами являются финансирование (субвен­ции, субсидии, трансферты), в налоговом — прямое и косвенное налогообложение, в валютно-финансовом — внешнее инвестиро­вание, внешние займы, внешний долг. Разнообразны формы в го­сударственно-кредитном виде.

Общей формой является планирование (прогнозирование).

Особой формой регулирования является государственные за­купки.

Государственные закупки — приобретение государственными органами, государственными учреждениями, а также государ­ственными предприятиями, юридическими лицами и аффилиро­ванными с ними юридическими лицами товаров, работ и услуг за счет имеющихся в их распоряжении денег.

Процесс государственных закупок включает:

формирование номенклатуры и объемов закупаемых товаров, работ и услуг;

выбор поставщика, заключение с ним договора о государственных за­купках;

исполнение договоров о государственных закупках.

Регулирование процесса государственных закупок основывается на
принципах: оптимального и эффективного расходования используемых
для закупок денег; предоставления всем потенциальным поставщикам рав­ных возможностей для участия в процессе государственных закупок; добросовестной конкуренции среди потенциальных поставщиков; гласности
процесса государственных закупок.

Наиболее многочисленными элементами классификации яв­ляются методы регулирования, которые могут быть также как специфичными для отдельных форм (например, метод ставки в налогах, конверсия в займах) или применяться для использо­вания в нескольких формах (например, метод сбалансирования в бюджетах и в финансовых планах хозяйствующих субъектов, образования резервов в этих формах, метод индексации для раз­ных форм и видов и т.д.). Методы разграничиваются на самосто­ятельные способы, приемы и являются наиболее подвижными, изменяющимися элементами системы регулирования. Напри­мер, в налогообложении применяются методы санкций, декла­рирования доходов, имущества, активов, льготирование, аван­совые платежи и др. При бюджетном финансировании — нор­мирование расходов, процентные отчисления средств, методы финансирования дефицита бюджета, использования бюджет­ного излишка и т.д.

Методы государственного кредита изложены в соответству­ющем разделе учебника.

Основными методами в валютно-финансовом регулировании являются: валютный курс, процентные ставки на денежный капи­тал, курсы международных платежных средств и ценных бумаг, разнообразные методы страхования от валютных рисков.

Во внутрихозяйственном виде регулирования применяются методы коммерческого или хозяйственного расчета, нормирова­ния средств, нормативы отчислений в финансовые фонды и их использования.

Методами в государственных закупках являются: открытый конкурс, закрытый конкурс, выбор поставщика с использованием запроса ценовых предложений, из одного источника, через откры­тые товарные биржи.

Элементы системы финансового регулирования — виды, формы, методы — призваны обеспечить скоординированное, устойчивое развитие экономики в принятом направлении. В условиях рынка большее внимание уделяется косвенным ме­тодам регулирования. Государство устанавливает общие для всех участников хозяйственного процесса условия и правила деятельности, для приоритетных сфер деятельности — префе­ренциальные (льготные); это налоги, их ставки, размеры от­числений средств, субвенции, льготы, тарифы, фиксированные цены, нормативы денежно-кредитного, валютного, таможен­ного и социального регулирования. На основе этих основных индикаторов воздействия формируются вторичные, рыночно-ориентированные элементы регулирования, диктуемые харак­тером соответствия спроса и предложения: свободные цены, процентные ставки за кредиты, валютный курс, нормативыформирования разных фондов и их использования у хозяйству­ющих субъектов.

Читать еще:  Форма паспорта муниципального образования

Однако действие косвенных элементов регулирования может дополняться прямыми, директивными методами со стороны госу­дарства, особенно при значительных нежелательных отклонени­ях от намеченного курса развития.

Применяемые элементы — регуляторы действуют в сложной взаимосвязи в едином экономическом механизме, поэтому государство, устанавливая курс финансовой, денежно-кредитной политики должно тщательно учитывать экономиче­ское положение и социальное состояние общества и при выборе определенных видов, форм и методов воздействия на экономиче­ское и социальные интересы, верно определять стратегические и оперативные цели общественного развития.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Тема 12. Государственное финансовое регулирование экономики. 1. Понятие государственного финансового регулирования экономики: типы, виды, формы

1. Понятие государственного финансового регулирования экономики: типы, виды, формы

2. Виды фискальной политики

1.Понятие государственного финансового регулирования экономики: типы, виды, формы

Государственное финансовое регулирование экономики — это процесс целенаправленного и последовательного применения государством форм и методов финансового воздействия на субъ­ектов хозяйствования для оказания влияния на макроэкономиче­ское равновесие и поступательное развитие экономики на каждом конкретном этапе ее функционирования.

Систему госу­дарственного регулирования классифицируют на типы, виды, формы и методы.

Типы: экономическое (финансовое, ценовое, кредитное, валютное, оплата труда) и админи­стративное.

Виды финансового регулирования: налоговое, бюджетное, таможенно-тарифное, валютно-финансовое, внутрихозяйственное.

Формы регулирования обозначают процессы, протекающие в перечисленных видах. Например, в бюджетном виде формами являются финансирование, трансферты, в налоговом — прямое и косвенное налогообложение.

Общей формой является планирование (прогнозирование).

Особой формой регулирования является государственные за­купки.

Государственные закупки — действия физических и юридических лиц, направленные на обеспечение потребности государственных органов (заказчика) в товарах, работах, услугах.

Состояние макроэкономического равновесия предполагает сбалансирование следующих параметров:

1) спроса и предложения;

2) товарной и денежной масс;

3) сбережений и инвестиций;

4) инфляции и безработицы;

5) производительности труда и его оплаты;

6) финансовых ресурсов и социально-экономических потреб­ностей общества;

7) доходов и расходов государственного бюджета;

8) размеров бюджетного дефицита и источников его покры­тия;

9) актива и пассива платежного баланса.

Виды фискальной политики

Виды фискальной политики:

1. Дискреционная фискальная политика предполагает манипулирование государственными налогами и расходами

2. Недискреционная фискальная политика предполагает действие автоматических или «встроенных ста­билизаторов».

В зависимости от характера экономического цикла может проводиться стимулирующая или сдерживающая фискальная политика.

В период спада проводится стимулирующая фискальная политика, предусматривающая:

1) увеличение государственных расходов;

2) снижение налогов;

3) сочетание этих направлений фискальной политики с учетом большего эффекта увеличения государственных расходов.

Сдерживающая фискальная политика, обусловленная избы­точным спросом и инфляцией, включает обратные направления:

1) уменьшение государственных расходов;

2) увеличение налогов;

3) сочетание данных направлений.

Сдерживающая фискальная политика должна ориентировать­ся на достижение бюджетного излишка.

Недискреционная фискальная политика предполагает меньшее вмешательство государства в финансовые процессы, с акцентом на рыночное саморегулирование. В данном случае предполагается, что сумма налоговых изъятий варьируется пропорционально величине национального продукта в разных фазах экономиче­ского цикла: при подъеме налоговые поступления возрастают, ограничивая спрос, и автоматически сдерживают чрезмерный экономический рост; при спаде, наоборот, налоговые посту­пления снижаются, смягчая уменьшение национального про­изводства.

Тема 13. Финансовый рынок

  1. Понятие финансового рынка
  2. Содержание рынка ценных бумаг
  3. Участники рынка ценных бумаг

Понятие финансового рынка

Финансовый рынок — совокупность отношений, связанных с оказанием и потреблением финансовых услуг и обращением финансовых инструментов. Он является составной частью системы рыночных отношений и органически связан с товарными и другими рынками: земли, природных ресурсов, рабочей силы, жилья и другой недвижимости, золота, страховым.

В экономической литературе и хозяйственной практике по­нятие финансового рынка принято трактовать расширительно, с включением денежного, кредитного, валютного рынков, рынка капиталов.

Денежный рынок представляет собой рынок платежных средств, включающий не только наличные деньги, но и безналич­ные платежные средства.

Кредитный рынок связан с кредитными операциями банков по ссудам: сюда относятся также и коммерческий кредит.

На рынке капиталов осуществляется движение среднесроч­ных и долгосрочных накоплений участников общественного про­изводства.

На финансовом рынке объектом купли-продажи являются спе­цифические товары — деньги и ценные бумаги.

Содержание рынка ценных бумаг

Рынок ценных бумаг — экономические от­ношения, опосредуемые движением ценных бумаг. Он включает в себя:

а) фондовый рынок, связанный с обращением фондовых ценностей: корпоративных ценных бумаг — акций и облигаций

б) рынок госу­дарственных ценных бумаг.

Первичный рынок ценных бумаг — размещение объявленных эмиссионных ценных бумаг эмитентом (андеррайтером или эмиссионным консорциумом), за исключением дальнейшего размещения эмитентом ранее выкупленных им эмиссионных ценных бумаг на вторичном рынке ценных бумаг.

Вторичный рынок ценных бумаг — правоотношения, складывающиеся между субъектами рынка ценных бумаг в процессе обращения размещенных ценных бумаг

Ценная бумага — совокупность определенных записей и других обозначений, удостоверяющих имущественные права.

Бездокументарная ценная бумага — ценная бумага, выпущенная в бездокументарной форме т.е. в виде совокупности электронных записей.

Виды ценных бумаг разнообразны: к ним относятся акции, об­лигации, государственные долговые обязательства, депозитные и сберегательные сертификаты банков, краткосрочные ноты Наци­онального банка. К ценным бумагам не относят­ся документы, подтверждающие получение банковского кредита, долговые расписки, завещания, лотерейные билеты, страховые полисы.

Акция — ценная бумага, выпускаемая акционерным обществом и удостоверяющая права на участие в управлении акционерным обществом, получение дивиденда по ней и части имущества общества при его ликвидации

Виды акций:

1. Простая акция предоставляет акционеру право на участие в общем собрании акционеров с правом голоса при решении всех вопросов, выносимых на голосование, право на получение дивидендов при наличии у общества чистого дохода, а также части имущества общества при его ликвидации.

2. Привилегированные — собственники этих акций имеют преимущественное право на получение дивидендов в заранее определенном гарантированном размере, установленном уставом общества, и на часть имущества при ликвидации общества. Количество привилегированных акций общества не должно превышать 25 % от общего количества его объявленных акций.

3. Учредительным собранием (решением единственного учредителя) или общим собранием акционеров может быть введена «золотая акция», не участвующая в формировании уставного капитала и получении дивидендов.

Владелец «золотой акции» обладает правом вето на решения общего собрания акционеров, совета директоров и исполнительного органа по вопросам, определенным уставом общества. Право наложения вето, удостоверенное «золотой акцией», передаче не подлежит.

Ипотечная облигация — облигация, обеспеченная залогом прав требования по договорам ипотечного займа (включая залог ипотечных свидетельств), а также иными высоколиквидными активами, перечень которых устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа

Облигации — ценные бумаги, удостоверяющие внесение их владельцами денежных средств и подтверждающие обязательство возместить им номинальную стоимость облигаций в предусмотренный в них срок, с уплатой фиксированного процента (если иное не предусмотрено условиями выпуска). Облигации, таким образом, удостоверяют отношения займа между их владельцем (кредиторами) и учреж­дением, организацией, выпустившими данные документы (долж­никами).

Вексель — документ, удостоверяющий без­условное денежное обязательство векселедателя уплатить при на­ступлении срока определенную сумму денег владельцу векселя — векселедержателю.

Читать еще:  Сбор на финансирование государственных расходов

Вексель не только форма расчетов, но, что гораздо важнее, это форма коммерческого кредита: рассчитыва­ясь за продукцию или услуги векселем, предприниматель не тра­тит своих денег на расчетном счете в банке в течение того време­ни, на которое выдан вексель. А это значит, что партнер по сделке предоставляет ему коммерческий кредит в сумме и на срок, ука­занные в векселе.

Государственные цен­ные бумаги — свидетельствуют о факте займа со стороны го­сударства у населения и юридических лиц.

В Ре­спублике Казахстан казначейские векселя трансформированы в форму государственных казначейских обязательств (ГКО).

Краткосрочные ноты Национального банка являются госу­дарственными ценными бумагами со сроком обращения от 7 до 28 дней. Они используются для реализации целей денежно-кре­дитной политики и оперативного регулирования денежной массы в обращении. Выпускаются в обращение с июня 1995 г.

Депозитные и банковские сертификаты — ценные бумаги, вы­пускаемые исключительно банками.

Банковский сертификат — письменное свидетельство банка о вкладе денежных средств, удостоверяющее право вкладчика на получение по исте­чении установленного срока суммы вклада и процентов по нему в любом учреждении данного банка.

Основное различие депозитных и сберегательных сертификатов, принятое в казахстанской практике, в том, что владельцами депозитных сертификатов могут быть юридические лица, а сберегательных — физические лица.

Пай — именная эмиссионная ценная бумага бездокументарной формы выпуска, подтверждающая долю ее собственника в пае­вом инвестиционном фонде, право на получение денег, получен­ных от реализации активов паевого инвестиционного фонда при прекращении его существования, а также иные права, связанные с особенностями деятельности паевых инвестиционных фондов, определенных законом.

Помимо ценных бумаг на финансовом рынке раз­витых экономических систем используются так называемые производные финансовые инструменты (деривативы), удосто­веряющие право их владельца на покупку и продажу реальных ценных бумаг, валюты, других ценностей: фьючерсные и опци­онные контракты, валютные и процентные свопы, подписные права, депозитарные свидетельства, опционы и фьючерсы по биржевым индексам и некоторые другие.

Производные ценные бумаги — ценные бумаги, удостоверяющие права по отношению к базовому активу данных производных ценных бумаг

Опцион — производная ценная бумага установленной формы, покупатель которой приобретает право по истечении определенного срока купить или продать базовый актив, оговоренный в опционе по обусловленной цене

своп — производная ценная бумага, удостоверяющая соглашение двух сторон по обмену финансовыми инструментами в течение определенного периода времени на определенных условиях.

Фьючерс — производная ценная бумага, обращаемая на организованном рынке ценных бумаг, покупатель которой берет на себя обязательства по истечении определенного срока продать (приобрести) базовый актив в соответствии с условиями сделки.

Субъекты рынка ценных бумаг — индивидуальные и институциональные инвесторы, эмитенты, профессиональные участники рынка ценных бумаг, организаторы торгов и саморегулируемые организации.

Эмитент — юридическое лицо, государственный орган или орган местной администрации, выпускающий (эмити­рующий) ценные бумаги и несущий обязательства по ним перед владельцами ценных бумаг.

Выпуск ценных бумаг в обращение — эмиссия — это продажа ценных бумаг их первичным владельцам — инвесторам, то есть юридическим лицам и гражданам.

Эмиссия ценных бумаг осуществляется:

1) при учреждении акционерного общества и размещения ак­ций среди его учредителей;

2) при увеличении размеров первоначального уставного капи­тала (фонда) акционерного общества путем выпуска акций;

3) при привлечении заемных средств государством, юридиче­скими лицами, местными органами власти путем выпуска обли­гаций и других долговых обязательств.

Финансовое регулирование, понятие и сущность

Необходимость государственного финансового регулирования:

— начиная с конца XIX в. рынок перестает автоматически саморегулироваться (в т.ч. из-за развития профсоюзного движения, фиксирования минимальной заработной платы и т.д.)

— в условиях рынка государство ограничено в возможностях административного регулирования, поэтому прибегает к экономическим инструментам (главным образом, финансовым и денежно-кредитным)

Финансовое регулирование – это воздействие на экономические и социальные процессы путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста финансовых ресурсов в других.

Основные цели финансового регулирования:

1.предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций

2.обеспечение развития передовых технологий

3.обеспечение социальной стабильности

Основные объекты финансового регулирования:

Отраслевые пропорции =>территориальные=>социальные

Формы финансового регулирования:

1.Прямая-воздействие непосредственно на объект 2.Косвенная- опосредованное воздействие

Уровни государственного финансового регулирования в федеративном государстве:

— Федеральный («+» — больший объем финансовых ресурсов, «-» — отсутствие приближенности к объекту регулирования)

— Субъекта федерации (наоборот)

Проблемы финансового регулирования на уровне субъекта Российской Федерации:

— Ограниченные налоговые полномочия субъектов Российской Федерации (только фактически 2 региональных налога (налог на игорный бизнес владельцы бизнеса уплачивают только в 4 специальных зонах)+ возможность дифференцирования ставок по налогу на прибыль организации и единому налогу при упрощенной системе налогообложения)

Для слаборазвитых регионов ограничены неналоговые возможности регулирования объемом бюджетных средств

Методы финансового регулирования – налоговые

— В Российской Федерации (как и в ФРГ) часть федеральных налогов зачисляется в региональные и местные бюджеты – сейчас нормативы отчислений от этих налогов на федеральном уровне закреплены на постоянной основе, но при их изменении меняются территориальные пропорции

Методы финансового регулирования – неналоговые

Различия в дотациях, субсидиях и субвенциях по российскому законодательству

ДотацияСубсидияСубвенция
ПолучательТолько др. ППО (др. бюджет)ППО, физическое и юридическое лицоТолько др. ППО (др. бюджет)
ЦельДля получателя не устанавливается конкретная цель/условие использования средств (в целом используется для выравнивания бюджетной обеспеченности)При межбюджетных трансфертах софинансирование расходов, относящихся к полномочиях нижестоящих органов, в др. случаях – покрытие затрат или компенсация недополученной прибылиКомпенсация при передаче полномочий с одного уровня власти на другой
Объекты регулированияТерриториальные пропорцииОтраслевые, территориальные, социальные пропорцииТерриториальные пропорции

Методы финансового регулирования – неналоговые

Государственный заказ – наиболее распространенная в мире форма поддержка отраслей экономики и решения социальных вопросов

Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

Способы размещения заказов

— Путем проведения торгов (конкурс, аукцион, в т.ч. аукцион в электронной форме)

Налоговое бремя (налоговый пресс, налоговая нагрузка) – налоговое воздействие на положение субъектов хозяйствования и экономики в целом.

Определяется удельным весом налоговых платежей в ВВП или доходах субъектов хозяйствования.

Налоговое бремя должно быть соизмеримо с объемом государственных и муниципальных услуг и гарантий

Изменение механизма обязательных платежей в условиях перехода к рыночной экономике

В условиях административно-командной системы управления экономикой —неналоговые методы формирования доходов бюджетов на основе дифференцированного подхода к отдельным организациям

В условиях рыночной экономики– налоговые. Современное налоговое законодательство не предусматривает индивидуальных льгот для отдельных налогоплательщиков

Налоговые методы регулирования тесно связаны с системой налогового администрирования – при сокращении прав налогоплательщиков в процессе налогового администрирования даже в условиях снижения налоговых ставок и увеличения налоговых вычетов налоговый климат может рассматриваться как неблагоприятный

Основные направления финансового воздействия на экономику

Читать еще:  Государственное регулирование финансовой деятельности предприятия

— Изменение соотношения между валовым накоплением и валовым потреблением – стимулирование инвестиций

— Снижение инфляции, антимонопольное регулирование

Развитие научно-технического прогресса и обеспечение внедрения новых технологий

Основные финансовые методы стимулирования инвестиций

— Бюджетные инвестиции, государственные гарантии по инвестиционным проектам

— Использование бюджетных средств для закупки оборудования для дальнейшего предоставления на основе договора лизинга

Налоговое стимулирование инвестиционной деятельности

Введение 25 главы Налогового кодекса Российской Федерации отменило, действующие ранее налоговые льготы по налогу на прибыль организаций, связанные с инвестиционной деятельностью,

Но: уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль инвестиции, полученные от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения, при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения, неоднократно увеличена амортизационная премия в первый год эксплуатации амортизируемого имущества, в настоящее время предусмотрена возможность переноса убытков на 10 лет

Не подлежит обложению НДС ввоз технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций.

С 2006 года введен общий порядок принятия к вычету НДС при осуществлении капитального строительства

Имущественные вычеты предусмотрены по налогу на доходы физических лиц

Пониженные ставки налога на прибыль организации по выплачиваемым дивидендам или депозитарным распискам:

— 0% — если более 1 календарного года организация владеет более 50% акций АО

— 9% — для российских организаций по акциям российских и иностранных АО (если владеет менее 50%)

Налоговым законодательством и законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» предусмотрены налоговые льготы для промышленно-производственных, технико-внедренческих и курортно-рекреационных ОЭЗ.

Государственное регулирование финансовой экономики

Экономика: сущность понятия

Экономика – это сложное общественно-хозяйственное понятие. Само слово имеет двойственное значение. Оно касается как сферы человеческой деятельности, так и отрасли науки.

Экономикой называют совокупность предприятий и организаций по производству, распределению и потреблению материальных и духовных благ и обслуживанию данных процессов.

Экономикой называют, также, общественную науку, которая изучает закономерности становления процессов производства, распределения и потребления благ и разрабатывает методу управления ими.

В первом случае синонимом термина «экономика» выступает другой термин – «хозяйство». Именно развитие хозяйственного комплекса является материальной базой развития общества и формирования социальных отношений.

Совокупность общественных отношений, возникающих по вопросам управления производством, распределения и потребления материальных и духовных благ образует экономическую систему.

Человечество на протяжении своего развития прошло несколько видов экономических систем:

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • традиционную;
  • рыночную;
  • командно-административную (плановую);
  • смешанную.

Особенности каждой из этих систем определялись формами собственности на средства производства. От них зависели вопросы распределения и потребления благ и управления экономикой. Традиционная экономическая система (традиционная экономика) формировалась в условиях сначала общинной, а затем – частной собственности на средства производства. Регулирование производства и распределение произведенной продукции осуществлялось на основе сложившихся обычаев и традиций.

Рыночная экономика сформировалась в недрах традиционной экономической системы. Ее основой послужила частная собственность на средства производства. А основным двигателем развития стало стремление производителя к получению максимальной личной выгоды. Регулирование производств а и потребления происходило благодаря взаимодействию потребительского спроса и производственного предложения. Рыночные механизмы регулирования производства оказывали влияние и на формирование общественных отношений.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Командно-административная система сформировалась на базе монополи государства в вопросах собственности на средства производства и регулирования экономики. Экономические планы имели директивный характер. Государство осуществляло жесткий контроль за регулированием экономикой и жизнью общества.

Смешанная экономическая система предполагает наличие различных форм собственности и сочетание наиболее оптимальных методов плановой и рыночной экономических систем. При этом роль государства ограничивается законодательной базой, борьбой с монополизацией, социальной защитой населения и обеспечением выполнения общественных функций.

Понятие государственного регулирования экономики

Совокупность форм и методов воздействия государства на субъектов экономической деятельности с целью обеспечения нормальных условий функционирования хозяйства, осуществления общественных благ и социальных гарантий населения называется государственным регулированием экономики.

Необходимость вмешательства государства в развитие экономики долгое время было довольно спорным вопросом в экономической науке. В условиях традиционной экономической системы роль государства в экономике незначительна. Она сводится к сбору налогов для осуществления определенных внешних функций. В начальном этапе становления рыночной экономики ученые предполагали, что рыночная экономика будет саморегулирующейся системой. Но предпринимателям нет никакой выгоды финансировать общественные блага и давать какие-либо социальные гарантии наемным работникам. Поэтому государству приходится вмешиваться, чтобы снизить социальную напряженность в обществе.

Основными задачами государственного регулирования экономики являются:

  • формирование нормативно-правовой базы функционирования производства и потребления благ;
  • защита конкуренции и борьба с монополизацией;
  • перераспределение национального дохода через систему налогообложения и бюджетную политику;
  • финансирование общественных благ;
  • контроль за использованием ресурсов и его коррекция;
  • ценовая и демографическая политика.

Осуществление данных задач достигается с помощью принятия соответствующего законодательства или экономическими методами. К экономическим методам следует отнести и усиление государственного сектора в экономике. Конкуренция государственного сектора позволяет избежать проявлений монополизма в современной экономике и создает конкуренцию частному сектору.

Особенности финансовой экономики

В конце $ХХ$ века в мировом хозяйстве усилились тенденции интеграции и интернационализации хозяйственной деятельности. Это происходило на фоне развития крупного предпринимательства и становления крупных межнациональных фирм и корпораций. Усилилось движение финансовых ресурсов (денежных потоков). Это привело к возникновению и развитию новой отрасли экономической теории – финансовой экономики.

Финансовая экономика – это отрасль экономической теории (теоретико-прикладные знания) о закономерностях формирования и функционирования финансовых потоков и финансовых отношений между субъектами хозяйственной деятельности.

Основными направлениями исследований финансовой экономики являются:

  • собственно производство;
  • фондовые рынки;
  • валютные рынки;
  • финансовая система;
  • государственное управление экономикой.

Необходимость и особенности государственного регулирования финансовой экономики

Государственное регулирование финансовой экономики необходимо по целому ряду причин. Так как финансовая экономика занимается исследованиями финансовых потоков, то государство путем регулирования финансовой экономики добивается перенаправления финансовых потоков (в первую очередь, инвестиционных). Перераспределяя произведенный продукт, государство перенаправляет финансовые потоки внутри страны на финансирование социальной сферы и на выполнение определенных социальных и общественно значимых программ.

Для осуществления государственного управления финансами следует учитывать действие объективных экономических законов развития общества. Методы регулирования должны быть исключительно научными. Они должны отражать стратегию руководства государства в области политики, экономики и экологии. Система взглядов на управление экономикой должна основываться на демократических принципах.

Государство должно иметь отлаженную систему контроля за исполнением принятых решений. Результативность тех или иных управленческих решений должна контролироваться и, при необходимости, — корректироваться. Государство должно контролировать как централизованные государственные финансовые ресурсы, так и финансовые ресурсы предприятий и организаций (децентрализованные финансовые ресурсы). Для этого используются рычаги государственной фискальной службы (налогообложения), законодательная государственная база и влияние государственного сектора финансовой и реальной экономики.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector