Основные направления использования государственных финансовых ресурсов - Антикризисные новости
S-p.su

Антикризисные новости
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основные направления использования государственных финансовых ресурсов

Основные направления использования финансовых ресурсов в общественном воспроизводстве

Поскольку необходимость финансов обусловлена рядом причин: наличием товарного производства и товарно-денежных отношений; действием закона стоимости; потребностью распределительных процессов в обществе и финансового обеспечения воспроизводственного процесса, целесообразно рассмотреть основные направления использования финансов в экономике страны.

Одна из важных задач государства — решение проблемы экономического роста, в котором воплощается расширенное воспроизводство. Вопрос об экономическом росте очень важен для определения перспектив развития страны и регионов, развития отраслей. Это ставит задачу эффективного использования финансов в распределительных процессах и во всем воспроизводственном процессе народного хозяйства. Объективные предпосылки сознательного использования финансов в общественном воспроизводстве заключаются прежде всего в экономической сущности финансов, в их распределительной и контрольной функциях.

Можно выделить следующие основные направления эффективного использования финансов в общественном воспроизводстве:

1) распределение финансовых ресурсов для финансового обеспечения воспроизводственного процесса;

2) использование финансов в системе платежно-расчетных отношений хозяйствующих субъектов с государством и другими экономическими субъектами;

3) использование финансов как инструмента экономического стимулирования производства и труда.

4) важнейшими направлениями расходования финансовых ресурсов являются финансирование бюджетных расходов государства, в том числе на содержание государственного аппарата управления, на правоохранительную деятельность, обеспечение безопасности государства, финансирование международной деятельности, финансирование фундаментальной и отраслевой науки, финансирование развития отраслей экономики и социальной сферы, обслуживание государственного долга, финансирование инвестиционных программ и капитальных вложений, а также других программ и затрат, предусмотренных законом о федеральном бюджете.

Остановимся на основных направлениях использования финансов.

Финансовые ресурсы направляются на обеспечение воспроизводственного процесса путем распределения национального дохода. Материальными носителями финансовых распределительных отношений являются финансовые ресурсы, представляющие собой денежные средства, накапливаемые государством и экономическими (хозяйствующими) субъектами.

Финансы используют для достижения конечной цели распределения ресурсов — финансового обеспечения воспроизводственного процесса и укрепления обороноспособности государства, повышения жизненного уровня населения.

Государство использует финансы как действенное орудие в распределении финансовых ресурсов, которые представлены совокупным общественным продуктом и национальным доходом.

При помощи финансов государство обеспечивает целесообразное распределение совокупного общественного продукта в денежной форме и соблюдение нужных пропорций в развитии отраслей народного хозяйства. Перспективное регулирование

экономики, в том числе отраслевые и территориальные пропорции, формирование фонда резервов, фонда накопления и фонда потребления обеспечивается главным образом распределением валового внутреннего продукта и национального дохода.

Финансы практически используют во всех аспектах экономического роста страны. С помощью финансов осуществляется распределение валового внутреннего продукта на фонды накопления и потребления» (см. табл. 3.1).

валового внутреннего продукта России** (в процентах)

Валовой внутренний продукт1985 г.1990 г.2000 г.2003 г.2005
валовой внутренний национальный) продукт, всего100100100100100
і том числе:

на потребление

54,356,961,368,065,2
на накопление31,930,118,620,721,1
экспоот товаров и услуг13.813.020.111.313.7

Как видно из табл. 3.1, в последние годы доля внутреннего продукта России, распределяемая на накопление, составляет менее одной четверти, а на потребление — две трети. Размеры этих долей в странах различны и в конечном счете зависят от уровня развития экономики. Тем не менее в развивающихся странах снижение доли средств на накопление признается негативной тенденцией.

В результате распределения национального дохода часть его образует фонд накопления, который используется на увеличе-

* Валовой внутренний продукт характеризует стоимость товаров и услуг, произведенных в стране во всех отраслях экономики и предназначенных для конечного потребления, накопления и экспорта товаров и услуг.

** См.: Россия в цифрах. 1990. С. 42; 2006. С. 158; 2009. С. 168.

ние основных и оборотных фондов, формирование страховых запасов и др. На практике накопление на увеличение основных фондов осуществляется в форме капитальных вложений. Фонд накопления, его объем и структура являются решающим фактором, определяющим темпы расширенного производства.

Использование финансов на предприятиях осуществляется на цели финансового обеспечения воспроизводственного процесса путем покрытия производственных затрат за счет финансовых ресурсов предприятий и государства.

Важную роль играют финансы в использовании денежных средств на цели капитального характера (инвестиции на новое строительство, расширение, реконструкцию предприятий и техническое перевооружение).

Особое место занимают финансовые отношения между государством и экономическими (хозяйствующими) субъектами, т. е. предприятиями (организациями). Они охватывают систему платежей предприятий (организаций) в государственный бюджет, внебюджетные социальные фонды и иные денежные фонды общегосударственного и территориального уровней. Через финансовые отношения с помощью различных способов (налогов, сборов, пошлин и т. п.) осуществляется изъятие части доходов предприятий (организаций), формируются государственный бюджет и региональные бюджеты. При этом предприятия (организации) при определенных условиях получают финансовую поддержку в виде различных налоговых льгот или прямых ассигнований из государственного бюджета.

Существенное значение в системе платежно-расчетных отношений имеют финансовые отношения между предприятиями (организациями). Они складываются при заключении хозяйственных договоров, которые регламентируют взаимные финансовые обязательства поставщиков и покупателей по платежам. Финансовые отношения такого рода охватывают взаимосвязи и с государственными и муниципальными предприятиями (организациями) по поставкам продукции и товаров по государственным и муниципальным заказам (для государственных и муниципальных нужд).

Финансы используются в отношениях между предприятиями и организациями в процессе их производственной и коммерческой деятельности при расчетах за поставленные (отгруженные) товарно-материальные ценности (сырье, материалы, топливо, электроэнергию), при реализации готовой продукции и оказании услуг. Предприятие реализует свою продукцию, оказывает услуги и получает соответствующую выручку. В этом случае происходит смена форм стоимости (Т-Д) и возникают платежно-расчетные отношения, в результате которых предприятие получает соответствующую сумму валового дохода, являющегося основным источником образования прибыли и денежных фондов.

Финансовые отношения между государством и организациями регулируются с использованием экономических рычагов (системы налогов и предоставления кредитов, регулирования процентных ставок за кредит и пошлин, предоставлением различного рода экономических льгот).

В стране действуют различные общественные организации и учреждения в сфере нематериального производства (учреждения культуры, образования, медицинского обслуживания, физкультуры и спорта), которые также используют платежно-расчетные инструменты. Каждое учреждение имеет свой бюджет, формируемый за счет средств бюджета либо независимо от государства (членские взносы, пожертвования, доходы от побочной деятельности). Финансовые отношения государства с общественными организациями и учреждениями непроизводственной сферы возможны и на двусторонней основе: бюджетное финансирование может сочетаться с системой налогообложения (долевого участия в доходах), а средства общественных организаций могут вкладываться на добровольных началах в развитие учреждений государственного сектора.

Применяется широкий спектр финансовых отношений между государством и населением. Финансовые отношения между государством и населением возникают прежде всего по поводу получения от государства различного рода выплат (пенсии, пособия, стипендии) и льгот из общественных фондов потребления. К последним относятся средства на образование, лечение, покрытие расходов и на другие цели, предоставляемые населению бесплатно, полностью либо частично.

1.2 Финансовые ресурсы

Финансы являются частью экономических отношений в обществе, однако на практике мы имеем дело не с абстрактными отношениями, а с реальными денежными средствами. Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов сопровождается движением денежных средств в форме доходов, поступлений и накоплений, составляющих в совокупности финансовые ресурсы, которые являются материальными носителями финансовых отношений.

При широком использовании термина «финансовые ресурсы» толкование его различно. В России он впервые был примененпри составлении первого пятилетнего плана страны, в состав которого входил баланс финансовых ресурсов.

В более общем смысле «ресурс» в словарях рассматривается как запас, выступающий источником удовлетворения потребностей, формирования фондов. Поскольку финансы представляют собой экономические отношения, опосредованные деньгами, очевидно, что под финансовыми ресурсами понимаются только такие ресурсы, которые имеют денежную форму, в отличие от материальных, трудовых, природных и прочих ресурсов. Таким образом, можно сделать первый вывод о том, что финансовые ресурсы существуют только в денежной форме.

Однако финансовые ресурсы — это не вся сумма денежных средств, используемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также субъектами хозяйствования. Помимо финансовых ресурсов в денежной форме также функционируют кредитные ресурсы, личные денежные доходы населения и т.п. Поэтому важным является выделение таких признаков финансовых ресурсов, которые позволят их вычленить из общего объема денежных средств.

В любом обществе финансовые ресурсы не существуют сами по себе, они всегда имеют собственника либо лицо, которому собственником делегированы права ими распоряжаться. Финансовые ресурсы не могут быть вне отношений собственности. И только та часть денежных средств, которая находится в собственности или распоряжении субъектов хозяйствования или органов государственной власти и органов местного самоуправления и обслуживает процесс общественного воспроизводства, относится к финансовым ресурсам.

Их принадлежность конкретному субъекту хозяйствования или органам государственной власти и местного самоуправления позволяет отделить их от не вовлеченной в процесс общественного воспроизводства части денежных доходов и накоплений населения.

Однако не все денежные средства субъектов хозяйствования можно отнести к финансовым ресурсам, а лишь те, которые опосредуют процессы производства товаров, оказания различного рода услуг или используются для финансирования функций органов государственной власти и местного самоуправления.

Отсюда вытекает следующий признак финансовых ресурсов — они всегда используются на цели расширенного воспроизводства, социальные нужды, материальное стимулирование работающих, удовлетворение других общественных потребностей.

Таким образом, под финансовыми ресурсами понимаются денежные доходы, накопления и поступления, находящиеся в собственности или распоряжении субъектов хозяйствования или органов государственной власти и местного самоуправления и используемые ими на цели расширенного воспроизводства, социальные нужды, материальное стимулирование работающих, удовлетворение других общественных потребностей 1 .

К источникам формирования финансовых ресурсов принято относить стоимость валового внутреннего продукта, часть национального богатства и поступления от внешнеэкономической деятельности.

Часть национального богатства вовлекается в хозяйственный оборот в виде переходящих остатков бюджетных средств; средств от продаж части золотого запаса страны; выручки от реализации излишнего, конфискованного и бесхозного имущества, доходов от приватизации и др. От внешнеэкономической деятельности поступают финансовые ресурсы в виде доходов от внешнеторговых операций, внешних государственных заимствований, иностранных инвестиций и т.п.

Виды финансовых ресурсов — это те конкретные формы доходов, поступлений и накоплений, которые образуются у субъектов хозяйствования и субъектов власти в результате финансового распределения. Ими являются: амортизационные отчисления, прибыль организации, налоговые доходы, страховые платежи и т. п.

На состав источников финансовых ресурсов субъектов хозяйствования будут оказывать влияние сфера деятельности (материальное производство или непроизводственная сфера), способ ведения хозяйства, т.е. преследует ли организация извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеет такой цели и не распределяет полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации), организационно-правовая форма, отраслевые особенности и т.п.

Финансовые ресурсы коммерческой организации — это денежные доходы, накопления и поступления, находящиеся в собственности или распоряжении организации и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, обеспечения воспроизводственных затрат, социальных потребностей и материального стимулирования работающих.

К основным источникам формирования финансовых ресурсов коммерческой организации относятся:
• выручка от реализации продукции, работ и услуг;
• выручка от прочей реализации (например, выбывших основных фондов, производственных запасов и т.п.);
• внереализационные доходы (полученные штрафы, дивиденды и проценты по ценным бумагам и др.);
• бюджетные средства;
• средства, поступившие в порядке перераспределения финансовых ресурсов внутри вертикально-интегрированных структур и отраслей.

Видами финансовых ресурсов коммерческой организации будут выступать прибыль от реализации товаров (работ или услуг), от реализации имущества, сальдо доходов и расходов от внереализационных мероприятий, амортизационные отчисления, резервные и аналогичные им фонды, образованные за счет прибыли прошлых лет.

Направлениями использования финансовых ресурсов коммерческой организации являются: платежи в бюджеты разного уровня и вне бюджетные фонды, уплата процентов за пользование кредитом, погашение ссуд, страховые платежи, финансирование капитальных вложений, увеличение оборотных средств, финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполнение обязательств перед собственниками коммерческой организации (например, выплата дивидендов), материальное поощрение работников предприятия, финансирование их социальных нужд, благотворительные цели, спонсорство и т.п.

Финансовые ресурсы некоммерческой организации — это денежные доходы, поступления и накопления, используемые для осуществления и расширения уставной деятельности организации. Организационно-правовая форма и вид деятельности некоммерческой организации будут оказывать влияние на состав источников финансовых ресурсов, а также на механизм их формирования и использования.

К основным источникам финансовых ресурсов некоммерческих организаций относятся:
• взносы учредителей и членские взносы;
• доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
• бюджетные средства;
• безвозмездные перечисления физических и юридических лиц;
• прочие источники.

Видами финансовых ресурсов некоммерческих организаций выступают бюджетные средства, безвозмездные перечисления юридических и физических лиц, включая гранты, прибыль, амортизационные отчисления (кроме бюджетных учреждений), резервные и аналогичные им фонды (кроме бюджетных учреждений) и т.п.

С 2007 г. в Российской Федерации часть денежных средств, которые некоммерческие организации получают в виде безвозмездных перечислений физических и юридических лиц (пожертвований), принимает форму целевого капитала 2 .

Финансовые ресурсы некоммерческой организации используются для реализации основной цели ее создания. Это могут быть расходы, связанные с оплатой труда служащих, эксплуатацией помещения, приобретением оборудования, платежи в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, капитальные вложения, капитальный ремонт зданий и сооружений и т.п.

Кроме субъектов хозяйствования, ведущих свою деятельность как юридическое лицо, предпринимательскую деятельность могут осуществлять и индивидуальные предприниматели, у которых также формируются финансовые ресурсы.

Источниками финансовых ресурсов индивидуальных предпринимателей выступают личные сбережения и доходы, полученные ими в результате осуществления хозяйственной деятельности. Кроме того, предприниматели могут привлекать для осуществления своей деятельности заемные средства.

Финансовые ресурсы индивидуальных предпринимателей используются на расширение дела, платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды, расходы по оплате труда наемных работников, благотворительные взносы и пожертвования и т.п.

Если предпринимательская деятельность прекращается, все полученные доходы направляются на личное потребление предпринимателя.

Источниками финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления, выступают валовой внутренний продукт, часть стоимости национального богатства и поступления от внешнеэкономической деятельности.

Валовой внутренний продукт является основным источником формирования государственных и муниципальных финансовых ресурсов. Но иногда, например, в периоды экономического кризиса или наступления чрезвычайных обстоятельств (революции, войны, крупные стихийные бедствия и т.п.) в качестве источника государственных и муниципальных финансовых ресурсов может выступать ранее накопленное национальное богатство.

Финансовыми ресурсами органов государственной власти и местного самоуправления являются:
• налоговые доходы (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог и др.);
• неналоговые доходы (дивиденды по акциям, находящимся в государственной и муниципальной собственности, доходы от сдачи государственного и муниципального имущества в аренду, проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов
(бюджетных ссуд) и т.п.);
• безвозмездные перечисления (от бюджетов других уровней, государственных внебюджетных фондов и др.);
• другие доходы.
Использование финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления, непосредственно связано с функциями государства: экономической, социальной, управленческой, укрепления обороноспособности; посредством финансовых ресурсов обеспечиваются важные потребности общества в области развития экономики, финансирования социальной сферы, осуществления государственного и муниципального управления, укрепления обороноспособности страны и т.п.

Формирование и использование финансовых ресурсов осуществляется в фондовой или нефондовой форме. Фондовая форма предопределена потребностями органов государственной власти и местного самоуправления, нуждающихся в финансовых ресурсах для обеспечения своего функционирования, и некоторыми потребностями субъектов хозяйствования, осуществляющих расширенное воспроизводство. При формировании и использовании их финансовых ресурсов используются как фонды многоцелевого назначения, так и узкоцелевые.

Финансовые фонды имеют следующие черты:
• это обособившаяся часть, выделившаяся из общей суммы денежных средств;
• в результате обособления денежный фонд начинает функционировать самостоятельно, причем эта самостоятельность относительна, происходит постоянное пополнение и использование средств;
• всегда создается для финансирования какой-либо цели, причем цели могут быть разного порядка, широкие и узкие;
• имеет правовое обеспечение, в котором регулируются вопросы порядка его образования и использования.

Фондовая форма образования и использования финансовых ресурсов имеет преимущества по сравнению с нефондовой.

Формирование обособленно функционирующих финансовых фондов с четкой регламентацией порядка их формирования и использования обеспечивает концентрацию финансовых ресурсов для выполнения неотложных задач, позволяет эффективнее управлять ими и облегчает контроль за их формированием и использованием. Однако если ранее фондовая форма была основной, то в условиях рынка в фондовой форме формируются и используются в основном финансовые ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления. К таким фондам относят бюджеты соответствующих уровней и внебюджетные фонды. Форма использования финансовых ресурсов субъектов хозяйствования в настоящее время в меньшей степени регламентирована государством. Порядок использования финансовых ресурсов коммерческими организациями определяется их учредительными документами, и поэтому здесь возможно сочетание фондовой и нефондовой форм. Часть ресурсов субъектов хозяйствования может быть направлена на образование фондов целевого назначения (например, экономического стимулирования, резервных фондов). Использование финансовых ресурсов на выполнение финансовых обязательств перед бюджетами разных уровней, государственными внебюджетными фондами, банками, страховыми организациями, уплата штрафных санкций осуществляется в нефондовой форме.

1 См.: Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. — С. 10, 35.
2 См. статью 2 Федерального закона от 30.12.2006 № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».

(Материалы приведены на основании: А.Г. Грязнова. Е.В. Маркина Финансы. Учебник. 2-е изд. – М.:Финансы и статистика, 2012)

Направления использования финансовых ресурсов

Поскольку основной задачей коммерческой организации яв­ляется максимальное извлечение прибыли, постоянно возникает проблема выбора направления использования финансовых ресурсов: вложения с целью расширения основной деятельности коммерческой организации или вложения в другие активы. Как известно, экономическое значение прибыли связано с получени­ем результата от вложений в наиболее доходные активы.

Можно выделить следующие основные направления исполь­зования финансовых ресурсов коммерческой организации:

• Расширение оборотных фондов.

• Осуществление научно-исследовательских и опытно-кон­структорских работ (НИОКР).б

• Размещение в ценные бумаги других эмитентов, банковские депозиты и другие активы.

• Распределение прибыли между собственниками организа­ции.

• Стимулирование работников организации и поддержка чле­нов их семей.

Если стратегия коммерческой организации связана с сохра­нением и расширением ее позиции на рынке, то необходимы ка­питальные вложения (инвестиции в основные фонды (капитал). Капитальные вложения — это одно из важнейших направлений использования финансовых ресурсов коммерческой организа­ции. В российских условиях весьма актуально увеличение объе­мов капитальных вложений в связи с необходимостью обновле­ния оборудования, внедрения ресурсосберегающих технологий и других инноваций, так как процент не только морального, но и физического износа оборудования весьма велик.

Неблагоприятная ситуация в Российской Федерации в облас­ти инвестиций в реальный сектор экономики (так называют ка­питальные вложения в производственные отрасли экономики) вызвана следующими причинами:

• высокие темпы инфляции, характерные для 1990-х гг., не позволяли предприятиям в полной мере осуществлять расширен­ ное воспроизводство основных фондов, поскольку выручка от реализации за счет разницы в ценах, как правило, не покрывала даже затраты на сырье, материалы, топливо;

• внешние инвесторы вложения осуществляют лишь в те отрасли, которые предусматривают быструю отдачу (торговая де­ятельность, сырьевые отрасли, производство строительных мате­риалов).

Инвестиции в основные фонды коммерческой организации осуществляются за счет следующих источников: амортизации, прибыли коммерческой организации, долгосрочных банковских кредитов, бюджетных кредитов и инвестиций, поступлений от размещения на финансовом рынке акций, поступлений от разме­щения долгосрочных ценных бумаг. Банковский кредит не явля­ется главным источником для инвестиций в основной капитал, так как кредитным организациям, выдающим долгосрочные кре­диты, для поддержания ликвидности необходимо иметь такие же по срокам и суммам пассивы. Ограниченность бюджетных средств также не позволяет рассматривать поступления бюджет­ных средств как важный источник капитальных вложений. В силу незначительной емкости российского финансового рынка лишь небольшое количество коммерческих организаций может привлекать финансовые ресурсы для капитальных вложений на финансовом рынке. Кроме того, дополнительная эмиссия акций чревата опасностью потерять контроль над управлением органи­зацией. Следовательно, среди источников капитальных вложе­ний основными в настоящее время для российских коммерчес­ких организаций являются прибыль и амортизация.

Кроме расширенного воспроизводства основных фондов часть прибыли организации может быть направлена на расшире­ние оборотных фондов — закупку дополнительного сырья, матери­алов. Для этой цели могут также привлекаться краткосрочные банковские кредиты, использоваться средства, поступающие в порядке перераспределения от основной («материнской») ком­пании, и т.д.

Большое значение для развития бизнеса имеет участие ком­мерческой организации в научных исследованиях. Опыт зару­бежных стран показывает, что организации, осуществляющие инновации, менее подвержены риску банкротства и обеспечива­ют высокий уровень рентабельности. Следовательно, часть при­были коммерческой организации, а также средства, поступившие в порядке целевого финансирования (например, бюджетные средства), могут быть предназначены для осуществления научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Как уже было отмечено, отчисления от прибыли могут направ­ляться в отраслевые и межотраслевые фонды НИОКР. Такие от­числения уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.

Прибыль как денежный доход коммерческой организации подлежит налогообложению. Для определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организации доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереали­зационные доходы уменьшаются на соответствующие произве­денные расходы. В налогооблагаемый доход включаются только доходы, принимаемые в целях налогообложения. Не подлежат налогообложению доходы, не учитываемые при определении на­логовой базы (например, поступления в виде целевого финанси­рования). Аналогичным образом расходы делятся на: а) уменьша­ющие налоговую базу и б) осуществляемые из прибыли, остаю­щейся в распоряжении организации. В настоящее время предусмотрена возможность переноса убытков на будущие пери­оды. Таким образом, на практике возможна ситуация, когда при наличии прибыли коммерческой организации по данным фи­нансовой отчетности у нее может не быть налогооблагаемой, при­были по данным налогового учета. Российским налоговым законодательством установлена став­ка налога на прибыль организаций в размере 24% (для нерезиден­тов — 20%); по доходам в виде дивидендов — 6% (для организа­ций-нерезидентов по российским ценным бумагам и организа­ций-резидентов по ценным бумагам иностранных эмитентов — 15%); по доходам от государственных и муниципальных ценных бумаг, выпущенных после 20 января 1997 г., — 15%. В целом мож­но говорить об относительно невысокой ставке налога на прибыль (для сравнения: в Германии максимальная ставка налога на прибыль корпораций составляет 50 %). Однако необходимо от­метить, что введение главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации «Налог на прибыль организации» предполагает сок­ращение налоговых льгот, предусмотренных ранее действовав­шим законодательством.

Малые предприятия могут перейти на упрощенную систему налогообложения, при которой происходит замена уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога единым налогом. Объектом налого­обложения считаются или полученные доходы (они учитываются так же, как при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций), или доходы, уменьшенные на расходы. В первом случае ставка налога — 6%, во втором — 15%. В понятие «доходы» включаются все поступления организации, в том числе в натуральной форме.

Если деятельность малого предприятия подпадает под действие в субъекте Российской Федерации единого налога на вмененный доход, то предприятие обязано перейти на уплату та­кого налога, ставка по которому составляет 15%. Единый налог на вмененный доход также заменяет налог на прибыль организа­ций, налог на имущество организаций, единый социальный налог.

Организации — производители сельскохозяйственной про­дукции могут перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога (сельхозналога). Механизм его применения аналогичен единому налогу при упрощенной системе налогообложения.

Для дальнейших накоплений коммерческая организация мо­жет осуществлять вложения не только в собственное производ­ство, но и в другие активы. Такими активами могут быть доли в уставных капиталах других организаций (в том числе акции дру­гих эмитентов); долговые ценные бумаги (облигации, векселя, в том числе государственные и муниципальные ценные бумаги); банковские депозиты; передача денежных средств другим орга­низациям на основе договоров займа; приобретение имущества для дальнейшей передачи его в лизинг и др. Названные вложения могут быть разными по срокам: от нескольких часов (такие услу­ги предлагают банки для краткосрочных вложений) до несколь­ких лет. Структура вложений по срокам определяется структурой обязательств организации по срокам, при этом нельзя размещать ресурсы в долгосрочные активы, имея краткосрочные обязатель­ства. Основными принципами размещения временно свободных финансовых ресурсов являются ликвидность активов (они в лю­бой момент легко должны превращаться в платежные средства) и диверсификация (в рыночных условиях непредсказуемости вложений тем больше вероятность сохранения средств, чем больше набор активов, в которые осуществляются вложения).

Одно из главных отличий коммерческих организаций от не­коммерческих состоит в том, что полученная прибыль коммер­ческих организаций распределяется между собственниками этой организации. Акционерные общества выплачивают дивиденды владельцам простых и привилегированных акций; товарищества, общества с ограниченной ответственностью распределяют при­быль соответственно с долей участия в уставном (складском) ка­питале. Прибыль унитарных предприятий, если собственником не принято другое решение, может поступать в виде неналоговых доходов в соответствующий бюджет. Размер и регулярность вып­лат дивидендов по акциям и приравненных к ним платежей наря­ду с другими факторами определяют инвестиционную привлекательность коммерческой организации.

Финансовые ресурсы коммерческой организации могут быть источником расходов, связанных со стимулированием работников и поддержкой членов их семей. За счет прибыли многие организа­ции в настоящее время не только выплачивают премии работни­кам, но и оплачивают расходы на образование, здравоохранение, услуги, связанные с оздоровлением (тренажерные залы, санато­рии, профилактории и пр.), приобретают жилье; осуществляют доплаты к государственным пособиям на детей; заключают дого­воры добровольного медицинского страхования сотрудников и членов их семей, дополнительного пенсионного обеспечения. Так, среди негосударственных пенсионных фондов наибольший удельный вес по размерам пенсионных резервов и дополнитель­ной пенсии занимают так называемые корпоративные фонды, созданные коммерческой организацией или связанными между собой коммерческими организациями.

Финансовые ресурсы организаций (прибыль, поступления) в настоящее время используются также на благотворительные цели. Средства передаются детским домам, интернатам, учреждениям здравоохранения, непосредственно отдельным гражданам, а так­же осуществляется поддержка учреждений культуры, искусства, науки и образования. Учитывая основную цель деятельности коммерческих организаций — извлечение максимальной прибы­ли, такое направление использования финансовых ресурсов не может быть масштабным. Тем не менее многие учреждения со­циального обслуживания, театры, музеи, учебные заведения по­лучают средства от крупных коммерческих организаций.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Государственные финансовые ресурсы и направления их использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 08:58, курсовая работа

Описание

Задачи работы:
— изучение понятия финансовые ресурсы, их источников и видов.
— рассмотрение классификации финансовых ресурсов.
-определение основных направлений использования финансовых ресурсов.
-рассмотрение роли финансовых ресурсов государства.

Работа состоит из 1 файл

KURSOVAYa_FINANSY2.docx

Наиболее общими предпосылками эффективности государства являются следующие:

— объем осуществляемых государством функций и реализуемые им меры должны соответствовать экономическому потенциалу, финансовым ресурсам и социально- политической обстановке в стране;

— используемые меры и механизмы должны быть работоспособными и содействовать улучшению экономической ситуации;

— работа госаппарата должна улучшаться, при этом имеется в виду нацеливание его на решение проблем общества в целом, преодоление интересов отдельных групп и слоев населения, не совпадающих с общенациональными, ликвидация коррупции.

Средством решения проблемы соответствия роли государства его экономическому и финансовому потенциалу является корректировка сферы обязанностей государства, сужение или расширение сферы его ответственности. Такая корректировка может производиться на основе изменения финансируемых и выполняемых государством функций по обеспечению предоставляемых им благ и услуг, снятия существующих или принятия новых обязательств, требующих государственных расходов.

Государство играет существенную роль в экономической жизни раны. Рыночные условия хозяйствования предполагают свободное движение капиталов и товаров, стихийное формирование отношений жду участниками воспроизводственного процесса, натуральных и стоимостных пропорций. При этом частный капитал не в состоянии шить многие проблемы социально-экономического развития. В этой связи государство проводит определенную экономическую политику, осуществляя прямое (с помощью законодательных и иных нормативных актов) и косвенное социально- экономическое регулирование экономики путем воздействия на такие ее важнейшие составляющие, как финансы, денежное обращение, кредит, цены, валютные отношения и др.

2 АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ И НАПРАВЛЕНИЙ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ (на примере федерального бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ)

2.1 Федеральный бюджет

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации предназначены для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.

Использование федеральными органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, не допускается.

Согласно Конституции Российской Федерации бюджет государства – это консолидированный бюджет России, а государственный бюджет называется федеральным.

Основные функции управления государством возложены на центральные органы власти. Для выполнения ими их обязанностей, а также для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий формируется централизованный финансовый фонд – федеральный бюджет Российской Федерации.

В сущности, это финансовые ресурсы федерального государства. Федеральный бюджет включает доходы и расходы, органически связанные с макроэкономическими показателями, объемом налогов и задачами финансовой политики государства.

Структурно бюджет строится по балансовому принципу и имеет две части:

-доходную, в которой перечисляют все поступления в бюджет и их источники;

-расходную, в которой перечисляются расходы бюджета и потребители бюджетных средств.

Для решения своих задач федеральный бюджет, в соответствии с Бюджетным и Налоговым кодексами РФ, наделен федеральными налогами и неналоговыми доходами. Основную часть бюджета формируют налоги (таблица 1) Ключевыми налогами, дающими основную массу доходов являются: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль.

Неналоговые доходы по источникам образования это: получение доходов от имущества, находящегося в государственной собственности; внутренние и внешние займы; продажу и залог государственной собственности в процессе приватизации. Налоги и неналоговые доходы являются источниками формирования финансовых ресурсов.

Таблица 1 — Налоговые и неналоговые доходы Федерального бюджета.[13]

В % от общего числа доходов

Средства федерального бюджета являются главным источником финансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно- промышленного комплекса, развития перспективных направлений в сфере производства, пионерного освоения новых территориально- производственных комплексов.

Большую роль федеральный бюджет занимает в поддержании и развитии искусства, средств массовой информации, культуры.

Рисунок 1 – Доходы федерального и консолидированного бюджетов РФ[13]

Рисунок 2 – Расходы федерального и консолидированного бюджетов РФ[13]

Налоговые доходы представлены в приложении А, неналоговые доходы в приложении Б, динамика доходов В, безвозмездные поступления – приложение Г.

2.2. Внебюджетные фонды создаются федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления для аккумуляции в них денежных средств, расходуемых строго по целевому назначению.

Внебюджетные фонды – одна из форм перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения с целью обеспечения расширенного воспроизводства трудовых ресурсов, в том числе обеспечения научно-технических и социальных условий, создания благоприятного морального климата для развития бизнеса и общеэкономического развития.

Внебюджетные фонды отделены от бюджета и имеют определенную самостоятельность.

Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Эти фонды создают двумя путями:

-выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение;

-определение собственных источников доходов.

Главными методами мобилизации национального дохода в процессе перераспределения при формировании фондов выступают специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

Автономность внебюджетных фондов от бюджета призвана подчеркнуть их особую социальную значимость. Эта социальная значимость требует строго целевого расходования средств каждого фонда. В названии фонда отражается направление расходования средств.

К внебюджетным фондам относят: пенсионный фонд, фонд государственного социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования и другие целевые фонды общегосударственного и регионального значения.

Классифицируются внебюджетные фонды следующим образом. В зависимости от функционального назначения они делятся на фонды экономического, социального и природоохранного характера; в соответствии с уровнем управления – на общегосударственные и региональные.

Пенсионный фонд РФ – это самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность в соответствии с законодательством в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения.

Фонд обязательного социального страхования – второй по значимости внебюджетный фонд в РФ. Этот фонд является важнейшим инструментом в системе мер государства по материальному обеспечению лиц, по тем или иным причинам временно не участвующим в трудовом процессе.

К источникам поступления денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования относятся: средства, аккумулированные посредством внесения единого социального налога; средства федерального бюджета; другие поступления и взносы.

Медицинское страхование по сути своей является отраслью социального страхования и может осуществляться как в обязательном, так и добровольном порядке.

Обязательное медицинское страхование – составная часть государственного социального страхования, оно призвано обеспечить гражданам РФ равные возможности в получении медицинского страхования в объемах и на условиях, соответствующих утвержденным программам.

Рисунок 3 – Динамика поступлений администрируемых ФНС доходов в государственные внебюджетные фонды в 2010-2012 гг., млрд.руб. [13]

Таблица 3 — Динамика поступлений администрируемых ФНС доходов в государственные внебюджетные фонды в 2010-1012 гг., млрд.руб

голоса
Рейтинг статьи
Читать еще:  Правовые основы муниципального финансового контроля
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector