S-p.su

Антикризисные новости
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Муниципальные облигации рф

bond-invest.ru

Муниципальные облигации: определение, особенности и риски

Органы самоуправления осуществляют экономическую политику, направленную на повышение жизненного уровня граждан. Дефицит финансов для реализации государственных программ покрывается за счет привлечения займов. Один из способов наполнения местных бюджетов — продажа муниципальных облигаций.

Что такое муниципальные облигации

Муниципальные облигации — это эмитируемые органами местного самоуправления ценные бумаги, предназначенные для привлечения займов. Они представляют собой долговые обязательства с обозначенным сроком возврата займа, гарантирующим держателям получение вознаграждения — купонного или дисконтного дохода. В качестве эмитента выступают городские органы управления, губернии или штаты, округа или даже платные автодороги, находящиеся в госсобственности.

Инвесторы могут купить муниципальные облигации во время размещения на фондовом рынке или приобрести их у держателей на вторичном рынке.

Дополнительную привлекательность этим ценным бумагам придает освобождение купонного дохода от налогообложения на государственном и местном уровне.

Муниципальные облигации, купить которые можно на российском фондовом рынке, приравниваются по статусу к государственным. Выполнение обязательств по ним обеспечивается за счет сбора местных налогов и доходами от дорог, мостов, домов и других инвестиционных проектов.
Муниципальные ценные бумаги отличаются от федеральных (государственных) субъектом эмиссии и уровнем обеспечения. Правительства стран не гарантируют обеспечение муниципальных облигаций, если только это не оговорено отдельно. Поэтому они считаются более рискованными вложениями, где гарантией возврата долга служит залоговое имущество или репутация муниципалитета.

Особенности муниципальных облигаций

Для тех, кто желает купить облигации, муниципальные ценные бумаги выступают выгодным направлением инвестирования. Они имеют конкретные сроки погашения и заранее оговоренную ставку дохода. Решение об эмиссии принимается местными органами самоуправления. В зависимости от наличия залога, ЦБ делятся на обеспеченные и необеспеченные.

Выделяют следующие виды муниципальных облигаций:

  • целевые и специальные;
  • купонные и бескупонные;
  • процентные и беспроцентные;
  • реализуемые по номиналу и с премией.

Классификация займов производится по нескольким признакам:

  • срок действия;
  • внутренние (в валюте страны) и внешние;
  • рыночные и нерыночные.

Облигации муниципального займа могут иметь следующее назначение:

  • устранение бюджетного дефицита;
  • защита сметы от нехватки средств (стабилизация проекта);
  • развитие инфраструктуры региона.

Примеры

Рынок муниципальных (субфедеральных) облигаций наиболее развит в США. На эти ценные бумаги приходится чуть меньше половины гособлигаций, находящихся в обращении. Этот рынок на своем пике в 2010 году составлял 3,8 триллиона долларов, что превышало 50% ВВП США.

Первые муниципальные ценные бумаги США появились в XIX веке. Привлеченные средства позволили построить канал Эри (Нью-Йорке) и порт в Новом Орлеане. С окончанием гражданской войны началось строительство трансконтинентальных железнодорожных магистралей. Работы оплачивались из средств, собранных за счет эмиссии облигаций.

Муниципальные облигации США: виды

Рынок муниципальных облигаций делится на две примерно равные части, с общими и ограниченными гарантиями погашения. В первом случае погашение обеспечивается всеми доходами местного бюджета. Для этого местные власти используют дополнительные налоги и сборы. Облигации с ограниченной гарантией погашения погашаются лишь за счет отдельных статей бюджетных поступлений. Это может быть налог с продаж, сборы с улучшенной инфраструктуры. Примером этого служат поступления от использования электросетей, систем газо- и водоснабжения. Цены на недвижимость при улучшении инфраструктуры растут, вместе с ними растет налогооблагаемая база и сборы с нее.

Законодательство большинства штатов предусматривает проведение референдума для получения согласия на выпуск бумаг с общими гарантиями. Для избежания сложной дорогостоящей процедуры референдума используется упрощенная схема, при которой муниципалитет арендует объект для городских нужд. Строится же он за счет сертификатов участия. Прибыль от них, как и поступления от гособлигаций, освобождаются от федерального налогообложения.

Муниципальные облигации в России

Рынок облигаций субъектов РФ начал развитие в 1992 году. К концу 90-х количество выпусков приблизилось к 100 и в дальнейшем стабилизировалось на уровне этой цифры.

Тем не менее, многие субъекты РФ активно используют облигации для привлечения займов на развитие. Список регионов-лидеров рынка выглядит следующим образом:

  • облигации Томской области;
  • Москвы;
  • Санкт-Петербурга.

Например, облигации Томской области в 2018 году оцениваются в 9,5 миллиарда рублей.

Дефолты по муниципальным облигациям

История дефолтов по муниципальным облигациям содержит немного случаев, вызвавших серьезные опасения инвесторов. В истории Российского рынка ценных бумаг памятным остался дефолт облигаций Республики Саха в 1998 году. С него начались дефолты по муниципальным, а затем и федеральным займам. Для борьбы с кризисом был принят Бюджетный кодекс РФ и Закон об особенностях эмиссии субфедеральных и муниципальных облигаций. Однако дефолты продолжались до середины 1999 года. Часть регионов, которые допустили дефолты, приступили к добровольному урегулированию обязательств.

В начале 2000 года регионы, сумевшие добросовестно обслуживать займы, получили доступ к рефинансированию задолженности на внутреннем рынке. Полностью избавиться от последствий кризиса удалось лишь к 2002 году.

В современных условиях инвесторы используют эффективные инструменты снижения риска инвестиций в муниципальные облигации:

  • исследования кредитных рейтингов;
  • покупка страховых и кредитных гарантии.

Чтобы минимизировать потери от вероятных дефолтов, не стоит забывать о диверсификации рисков. Не стоит формировать портфель из ценных бумаг малого количества эмитентов. Подбирать облигации нужно так, чтобы их риски не были связаны. Подробнее, о других возможных рисках, читайте в нашей статье Инвестиционные риски при вложениях в облигации

Видео по теме статьи

В этом видео с сайта «Новосибирские новости» рассказывается о выпуске муниципалитетом Новосибирска облигаций в 2016 году.

ОФЗ, муниципальные, корпоративные облигации. Что лучше для новичка и не очень.

Обновлено 01.11.2019. Большинство опытных инвесторов рекомендуют начинать с ОФЗ. Насколько это оправданно? Есть ли ОФЗ разумные альтернативы?

Вначале договоримся о терминах:
ОФЗ — облигации, выпускаемые Министерством финансов РФ. Не путаем с КОБР, выпускаемыми ЦБ — их частным инвесторам не продают.
Муниципальные (субфедеральные) облигации — облигации, выпускаемые правительством субъектов РФ и муниципальных образований.
Квазигосударственные облигации (квази) — облигации, выпускаемые предприятиями и организациями, контрольный пакет акций которых принадлежит государству.
Корпоративные облигации — все облигации, за исключением ОФЗ и муниципальных. Квази — тоже относятся к корпоративным..

ОФЗ — очень хорошие бумаги. Не только для новичков. Они обладают высочайшей надежностью, среди прочих, весьма ликвидны и обеспечивают приемлемый уровень доходности. При этом, среди ОФЗ есть достаточное разнообразие и по дюрации, и по условиям формирования купонного дохода (ПД, ПК, ИН), есть даже амортизационные (подробнее см. здесь ). То есть они идеальны в качестве «учебного материала», а так же для того, кто не хочет рисковать, или кто не хочет влезать в дебри биржевых торгов.

В самом деле — открыл человек ИИС, выбрал ОФЗ под срок погашения, и спит спокойно, раз в полгода реинвестируя купонный доход в тот же выпуск. Или «проедая» его, если выбрал брокера с выводом купона на банковский счет.

Читать еще:  Что относится к муниципальным предприятиям

Но вот новичок немного освоился. Если есть желание, можно подумать о покупке более длинных (прибыльных) ОФЗ. Например, для ИИС можно покупать не один и тот же выпуск все три года. Ведь когда до погашения остается год-два, доходность, обычно, сильно снижается. Но можно каждый год покупать трехлетки. После погашения бумаг, купленных в первый год, ИИС можно закрыть. Деньги переложить на новый ИИС (400 тыр), а оставшиеся бумаги перевести на брокерский счет. По мере погашения очередного выпуска, деньги можно перекладывать с брокерского счета на ИИС.

А можно подумать и о совсем длинных ОФЗ, типа 26224 или 26218. Но тут уже нужно иметь в виду возможность просадок цены, а стало быть, потерь, если вдруг придется срочно продавать бумаги, разбираться в том, как влияет дюрация облигации на размер «просадки».

Переход к муниципальным облигациям означает новый этап в совершенствовании профессионализма биржевого инвестора. Главное их отличие (кроме практически обязательной амортизации) — относительно небольшая ликвидность. Купить сразу на миллион, и даже на 400 тыр, выходит далеко не всегда. Аналогично продать сразу много по нормальной цене не выйдет. Тут уже нужна несколько иная тактика отслеживания ситуации на рынке, мониторинг «проливов» (когда кому-то нужно срочно продать свои облигации и он их продает дешевле рынка), умение покупать регулярно, но понемногу, где-то подождать, от чего-то отказаться, где-то действовать решительно, а на чем-то, возможно, и спекульнуть. За всю историю существования муниципальных облигаций было только три случая технического дефолта (причем все три — в 2009-2010 годах с одной и той же облигацией Клинского района Московской области). При этом выплату задержали не более чем на 10 дней. И всё же брать бумаги совсем уже из конца списка (см. прилагаемый файл) я бы не рекомендовал. Доходность у муниципальных бумаг выше, чем у ОФЗ, но только при условии профессиональной с ними работы. Если вы хотите просто «прийти и купить», то, скорее всего, доходность окажется не намного выше, а то и ниже ОФЗ. Кстати, для отслеживания рынка муниципальных бумаг агрегаторы, вроде русбондса годятся не очень. Они плохо работают при одиночных сделках. Могут показывать результаты какой-то одной сделки, при том, что повторить её условия не получится. Смотришь — о как выгодно, заходишь в QUIK, а там ничего подобного и нет. Тут малость удобнее финам, позволяющий смотреть не только результаты, но и «Bid» и «Ask» (спрос и предложение). Но и он показывает с запаздыванием, и для практической торговли бесплатная версия малопригодна.

Принципиальное отличие «квазигосударственных» бумаг — это то что они относятся к разряду «копроративных». То есть на них уже распространяются другие правила налогообложения и у них широко распространены оферты . И, порой не только Put-оферты, но и Call-оферты, когда досрочное погашение возможно по инициативе эмитента. Впрочем, есть совсем неприятный способ принудительной Put-оферты, когда купон на следующий период назначается 0,01%. И не дай тебе Бог прозевать это — останешься без купонного дохода, а продать такую облигацию после прохождения оферты можно только с очень большим дисконтом. При наличии оферт долговременное планирование сильно затруднено. И, представляете, насколько может быть обидно купить квази существенно выше номинала, а потом попасть на досрочное погашение по номиналу.

При этом, как и с муниципальными облигациями, бумаги квази, как правило, малоликвидны. А потому, чтобы получить у них доходность выше, чем у ОФЗ, нужно работать: мониторить, отслеживать проливы и т.д. И, опять-таки, получить очень хорошую доходность, существенно превышающую доходность ОФЗ, на качественных квази почти невозможно.

Будьте осторожны, иногда под «квази» маскируются компании, никакого к ним отношения не имеющие. Например, потерпевшая дефолт ОАО «РЖД — Развитие вокзалов» не имеет никакого отношения к ОАО «РЖД», а ЦППК (Акционерное общество «Центральная пригородная пассажирская компания»), на данный момент вполне себе процветающая, дай ей Бог процветать и дальше, изначально принадлежащая ОАО «РЖД» и правительству ряда областей, в настоящий момент — 100% частная компания.

Если же говорить о работе с частными компаниями, то это удел профессионалов. Дилетантам здесь можно запросто потерять свои деньги. Причем речь идет не только о сомнительных компаний, типа «Мясничий», «Ливенгук», «Дядя Дёнер», «Сибирский гостинец» и иже с ними ( список ). Зачастую, компании выглядящие очень внушительно вдруг оказываются банкротами. Вспомним, хотя бы крупнейшую в России МФО «Домашние деньги», Международную финансовую компанию «О1 Груп», или одну из ведущих авиакомпаний «ЮТэйр». При том, что профессионалы успешно делают деньги на самых мусорных, даже дефолтных компаниях, соваться туда новичкам, крайне не советую.

Да и вообще, в нынешней обстановке надвигающегося кризиса, международной политической напряженности, продолжающейся чистки банковской сферы, покупка ценных бумаг, не имеющих серьёзных государственных гарантий — дело рискованное.

Здесь можно скачать рейтинг за 9 месяцев 2019 года .

Как стать кредитором субъектов РФ и заработать на этом

Помимо государственных (ОФЗ) и корпоративных облигаций на российском рынке есть такой класс бумаг как муниципальные облигации, которые выпускают муниципальные образования и субъекты РФ. Эмитентами облигаций выступают города, области, регионы, отдельные республики и другие образования в составе РФ. Бумаги субъектов иногда еще называют субфедеральными.

Рынок муниципальных облигаций весьма скромный относительно других типов бумаг, что в свою очередь сказывается на ликвидности. Около половины всего рынка составляют выпуски Москвы, Красноярского края, Самарской и Нижегородской областей.

В последние годы объем рынка муниципальных облигаций сокращается за счет снижения долговой нагрузки регионов. В 2018 г. он практически не вырос, а за первое полугодие 2019 г. снизился на 2,14%. При этом корпоративные бумаги за аналогичный период прибавили более 5%, а рынок ОФЗ вырос почти на 9,5% за счет рекордных объемов размещения на аукционах Минфина.

Для частного инвестора муниципальные бумаги прежде всего являются альтернативой ОФЗ с более высокой доходностью за счет премии за низкую ликвидность и чуть более высокий риск дефолта. Премия по доходности к сопоставимым ОФЗ составляет от 0,4% для наиболее надежных бумаг и достигает 1,5-1,6% для наиболее перегруженных долгом регионов (данные на июль 2019 г.)

Особенности муниципальных и субфедеральных бумаг

— Купонный доход по муниципальным облигациям освобожден от НДФЛ как и по государственным ОФЗ. При этом налог на разницу между ценой покупки и ценой продажи/погашения начисляется в обычном порядке. Читайте также: Сколько налогов я заплачу со своих облигаций

— Чаще встречается квартальная, а не полугодовая выплата купонов.

Читать еще:  Государственные финансовые органы

— Среди муниципальных облигаций распространены выпуски с амортизацией долга — выплатой номинала частями по мере приближения срока погашения. Это дает возможность эмитенту распределить выплату долга равномерно на весь период обращения.

Пример графика амортизации по выпуску Хакас2013

Для инвестора такой тип погашения номинала означает повышенный риск реинвестирования. Если на дату выплаты части номинала процентные ставки на рынке снизятся, то реинвестированная под меньший процент сумма амортизации сократит совокупную доходность вложений. Однако, в случае роста рублевых ставок, этот недостаток превращается в преимущество.

В общем случае показатель обычно учитывает вышеобозначенный нюанс. Поэтому выпуски с амортизацией вполне корректно сравнивать с сопоставимыми по дюрации аналогами, используя эффективную доходность к погашению. А вот упрощенные формулы расчета доходности уже будут не корректны.

— Низкая ликвидность. Муниципальные бумаги с высокой ликвидностью на вторичном рынке большая редкость. Обычно держателями регионального долга являются крупные институциональные инвесторы, поэтому число облигаций в свободном обращении обычно невелико.

Надежность муниципальных облигаций

Иногда долговые обязательства региональных образований приравнивают по надежности к ОФЗ, но это не совсем правильный подход. Разумеется, государство обычно оказывает поддержку регионам в сложной ситуации, выделяя необходимую сумму из федерального бюджета. Все дело в том, что дефолт по муниципальным или субфедеральным бумагам автоматически снижает доверие ко всем государственным бумагам. Поэтому государству зачастую выгодно поддержать одного должника, чем нести потери из-за роста стоимости новых заимствований.

Однако в статье 102 бюджетного кодекса присутствует следующая формулировка: «РФ не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы РФ».

Таким образом, юридически РФ может не оказывать поддержку регионам, если у последних возникает риск дефолта. На практике в истории дефолтов было не так много и все средства в итоге были выплачены кредиторам, но это не гарантирует отсутствие прецедентов в будущем. Поэтому к муниципальным облигациям все-таки стоит относится чуть осторожнее, чем к ОФЗ.

Для примерной оценки надежности региона в первую очередь имеет смысл ознакомиться с его кредитными рейтингами. Периодически сводную таблицу по национальным и международным рейтингам регионов публикует агентство Reuters. Также можно получить информацию на официальных сайтах рейтинговых агентств. В случае регионов это преимущественно национальные агентства АКРА и Эксперт РА.

Если есть желание поглубже разобраться с финансовым положением того или иного региона, то на сайте Минфина можно найти информацию о размере и структуре долга регионов, а также отчеты об исполнении бюджетов субъектов РФ с официального сайта Федерального казначейства.

Также агентство «РИА Рейтинг» периодически публикует свой рейтинг долговой нагрузки регионов, где информация с вышеуказанных сайтов агрегирована в сводную таблицу. Вот пример по состоянию на 1 января 2019 г.

Чем выше долговая нагрузка региона, тем выше риски инвестирования в его облигации. Например, по итогам 2018 г. совокупный долг республики Мордовия составил 56,2 млрд руб. или 237% от налоговых и неналоговых доходов бюджета региона. Из-за этого в декабре 2018 г. агентство АКРА понизило рейтинг региона сразу на 4 ступени с BB+ до спекулятивного уровня B.

Поэтому, если инвестор принял решение добавить такие облигации к себе в портфель, он должен осознавать, что его риск несколько выше, чем при вложении, например, в облигации Московской области, у которой соотношение долга к доходам составляет всего около 28%.

Список ликвидных муниципальных облигаций

Понятие ликвидности для муниципальных бумаг несколько иное, чем для корпоративных эмитентов. Среднее значение оборота гораздо ниже. В сводную таблицу попали облигации, у которых среднедневной объем торгов за последние 50 торговых дней превысил 1 млн руб. Также субъективно учитывалась частота сделок, ширина спреда и плотность заявок в стакане.


Итог

Муниципальные облигации представляют из себя интересную альтернативу ОФЗ и консервативным облигациям госкомпаний, поскольку имеют сходный уровень кредитного риска и привлекательную доходность. Положительный спред по доходности к сопоставимым ОФЗ начинается от 0,4% для наиболее надежных бумаг и достигает 1,5-1,6% для наиболее перегруженных долгом регионов по данным на июль 2019 г. При этом муниципальные бумаги, наравне с ОФЗ, имеют льготный статус налогообложения.

Из-за низкой ликвидности на вторичном рынке муниципальные облигации интересны, скорее, для держателей небольших капиталов и/или рассматривающих покупку бумаг до погашения. При этом механизм амортизации позволяет периодически получать часть вложенного капитала на руки для реинвестирования, в том числе в другие активы.

При отборе муниципальных облигаций в портфель необходимо ознакомиться с кредитным рейтингом региона-эмитента, его долговой нагрузкой и дальнейшими перспективами на горизонте инвестирования.

В качестве более ликвидных вариантов можно рассмотреть бумаги из списка, приведенного в данной статье. При этом данный перечень нельзя рассматривать, как рекомендацию к покупке. Каждое решение о покупке того или иного выпуска облигаций должно приниматься инвестором самостоятельно с учетом его целей и отношения к риску.

БКС Брокер

пополни брокерский счёт без комиссии

  • С карты любого банка
  • Прямо на сайте
  • Без комиссии

Последние новости

Рекомендованные новости

Норникель определился с финальными дивидендами за 2019 год

Минфин возвращается на долговой рынок

Сургутнефтегаз отчитался за 2019. Каких дивидендов ждать

Это не Великая депрессия

Рубль ускорил рост на фоне ралли глобальных рисковых активов

X5 Retail: новые форматы, неизменные дивиденды

Баффет продает акции авиакомпаний

Видео. Целью быков сейчас выступает уровень 2700 п. по индексу МосБиржи, далее — 2800 п.

Адрес для вопросов и предложений по сайту: website4@bcs.ru

Copyright © 2008–2020. ООО «Компания БКС» . г. Москва, Проспект Мира, д. 69, стр. 1
Все права защищены. Любое использование материалов сайта без разрешения запрещено.
Лицензия на осуществление брокерской деятельности № 154-04434-100000 , выдана ФКЦБ РФ 10.01.2001 г.

Данные являются биржевой информацией, обладателем (собственником) которой является ПАО Московская Биржа. Распространение, трансляция или иное предоставление биржевой информации третьим лицам возможно исключительно в порядке и на условиях, предусмотренных порядком использования биржевой информации, предоставляемой ОАО Московская Биржа. ООО «Компания Брокеркредитсервис» , лицензия № 154-04434-100000 от 10.01.2001 на осуществление брокерской деятельности. Выдана ФСФР. Без ограничения срока действия.

* Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.

Читать еще:  Правовое регулирование государственного и муниципального кредита

Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.

Приведенная информация и мнения составлены на основе публичных источников, которые признаны надежными, однако за достоверность предоставленной информации ООО «Компания БКС» ответственности не несёт. Приведенная информация и мнения формируются различными экспертами, в том числе независимыми, и мнение по одной и той же ситуации может кардинально различаться даже среди экспертов БКС. Принимая во внимание вышесказанное, не следует полагаться исключительно на представленные материалы в ущерб проведению независимого анализа. ООО «Компания БКС» и её аффилированные лица и сотрудники не несут ответственности за использование данной информации, за прямой или косвенный ущерб, наступивший вследствие использования данной информации, а также за ее достоверность.

Думаю вложиться в облигации субъектов РФ. Какие риски?

Многие советуют новичкам-инвесторам покупать ОФЗ в качестве защитного актива, так как эти бумаги максимально надежны.

Целесообразно ли покупать также в качестве защитного актива облигации субъектов федерации? Ведь это тоже государственные бумаги? Насколько они надежны по сравнению с ОФЗ ?

Один из видов облигаций в РФ — долговые бумаги, выпущенные регионами или муниципальными образованиями, например городами или районами. Их называют субфедеральными или муниципальными облигациями.

Облигации есть у Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославской области, Ненецкого автономного округа, Мордовии, Карелии — да много у кого есть.

Риск, доходность и ликвидность

Надежность таких бумаг чуть ниже, чем у ОФЗ , но тут не все однозначно.

С одной стороны, у некоторых регионов долг уже очень большой. Например, у Хакасии долги равны 95% дохода регионального бюджета за год, а у Мордовии долгов в 2,5 раза больше, чем доходов за год.

«РИА Рейтинг»: Рейтинг субъектов РФ по уровню долговой нагрузки — итоги 9 месяцев 2018 годаPDF, 389 КБ

РФ не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы РФ.

Было даже несколько случаев, когда по муниципальным облигациям объявлялся дефолт, хотя в итоге обязательства выполнили.

Данные о дефолтах муниципальных облигаций за период со 2 февраля 2009 года по 2 февраля 2019 года с сайта rusbonds.ru. Клинский район дважды допустил технический дефолт по купонным выплатам и один раз — обычный дефолт по ним же. Но деньги при этом никто не потерял, их выплатили, просто позже, чем должны были: смотрите столбец «Дата исполнения обязательств»

С другой стороны, вряд ли государство допустит неисполнение обязательств по облигациям регионов и муниципалитетов. Если по ним будет дефолт, инвесторы, в том числе иностранные, станут меньше доверять российским облигациям, и тогда сложнее будет занимать деньги через долговые бумаги.

У облигаций регионов и муниципалитетов более высокая доходность, чем у государственных облигаций — ОФЗ . Сравним одну из ОФЗ и облигацию Ненецкого автономного округа с похожими датами погашения:

  • ОФЗ 26222 с погашением в октябре 2024: текущая доходность — почти 7,4% годовых, эффективная доходность к погашению — около 8,2% годовых.
  • НАО 2017 с погашением в ноябре 2024: текущая доходность — около 8% годовых, эффективная доходность к погашению — около 9,5% годовых.

Налог с купонов не взимается, как и в случае с ОФЗ .

Учтите: облигации регионов и муниципалитетов не так популярны, как ОФЗ . Значит, ликвидность меньше и иногда бывает сложно купить или продать большой пакет облигаций по адекватной цене.

Амортизация

У муниципальных облигаций есть важная особенность — амортизация долга. Номинал погашается не одним платежом в конце срока действия облигации, а постепенно, несколькими платежами, в течение срока ее существования. Эмитенту облигации так проще отдавать долги.

Например, облигации «Республика Карелия 35018» разместили на Московской бирже в октябре 2017 года, их номинал — тысяча рублей — самый популярный номинал у облигаций в России. Погашение в октябре 2023 года.

В ноябре 2021 года и ноябре 2022 года будут выплаты по 300 рублей из номинала, и лишь оставшиеся 400 рублей выплатят в октябре 2023 года. Только тогда эти облигации погасят окончательно.

Для инвесторов это может быть удобно тем, что часть вложенных денег можно вернуть и потратить или вложить во что-то другое, не дожидаясь погашения и не продавая бумагу.

Есть и неудобство, потому что размер купонов из-за амортизации постепенно снижается. Например, в случае с облигацией «Республика Карелия 35018» купоны пока что платятся раз в квартал в размере 19,95 рубля: 8% годовых от номинала в тысячу рублей. С ноября 2021 года размер купонов из-за уменьшения номинала облигации станет 13,96 рубля, с ноября 2022 года купоны уменьшатся еще раз.

Вкладываться ли в облигации регионов?

Это неплохой вариант. Дефолты по ним мне кажутся маловероятными — особенно если покупать облигации тех регионов и муниципальных образований, у которых сильная экономика и не слишком много долгов. Вряд ли вложение в такие бумаги приведет к потере денег.

Если же вы не хотите принимать больший риск ради дополнительного процентного пункта доходности, выбирайте ОФЗ . Там — вдобавок к надежности — еще и ликвидность выше.

Если у вас есть вопрос об инвестициях, личных финансах или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector