S-p.su

Антикризисные новости
9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методы распределения государственных финансовых ресурсов

1.2 Финансовые ресурсы

Финансы являются частью экономических отношений в обществе, однако на практике мы имеем дело не с абстрактными отношениями, а с реальными денежными средствами. Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов сопровождается движением денежных средств в форме доходов, поступлений и накоплений, составляющих в совокупности финансовые ресурсы, которые являются материальными носителями финансовых отношений.

При широком использовании термина «финансовые ресурсы» толкование его различно. В России он впервые был примененпри составлении первого пятилетнего плана страны, в состав которого входил баланс финансовых ресурсов.

В более общем смысле «ресурс» в словарях рассматривается как запас, выступающий источником удовлетворения потребностей, формирования фондов. Поскольку финансы представляют собой экономические отношения, опосредованные деньгами, очевидно, что под финансовыми ресурсами понимаются только такие ресурсы, которые имеют денежную форму, в отличие от материальных, трудовых, природных и прочих ресурсов. Таким образом, можно сделать первый вывод о том, что финансовые ресурсы существуют только в денежной форме.

Однако финансовые ресурсы — это не вся сумма денежных средств, используемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также субъектами хозяйствования. Помимо финансовых ресурсов в денежной форме также функционируют кредитные ресурсы, личные денежные доходы населения и т.п. Поэтому важным является выделение таких признаков финансовых ресурсов, которые позволят их вычленить из общего объема денежных средств.

В любом обществе финансовые ресурсы не существуют сами по себе, они всегда имеют собственника либо лицо, которому собственником делегированы права ими распоряжаться. Финансовые ресурсы не могут быть вне отношений собственности. И только та часть денежных средств, которая находится в собственности или распоряжении субъектов хозяйствования или органов государственной власти и органов местного самоуправления и обслуживает процесс общественного воспроизводства, относится к финансовым ресурсам.

Их принадлежность конкретному субъекту хозяйствования или органам государственной власти и местного самоуправления позволяет отделить их от не вовлеченной в процесс общественного воспроизводства части денежных доходов и накоплений населения.

Однако не все денежные средства субъектов хозяйствования можно отнести к финансовым ресурсам, а лишь те, которые опосредуют процессы производства товаров, оказания различного рода услуг или используются для финансирования функций органов государственной власти и местного самоуправления.

Отсюда вытекает следующий признак финансовых ресурсов — они всегда используются на цели расширенного воспроизводства, социальные нужды, материальное стимулирование работающих, удовлетворение других общественных потребностей.

Таким образом, под финансовыми ресурсами понимаются денежные доходы, накопления и поступления, находящиеся в собственности или распоряжении субъектов хозяйствования или органов государственной власти и местного самоуправления и используемые ими на цели расширенного воспроизводства, социальные нужды, материальное стимулирование работающих, удовлетворение других общественных потребностей 1 .

К источникам формирования финансовых ресурсов принято относить стоимость валового внутреннего продукта, часть национального богатства и поступления от внешнеэкономической деятельности.

Часть национального богатства вовлекается в хозяйственный оборот в виде переходящих остатков бюджетных средств; средств от продаж части золотого запаса страны; выручки от реализации излишнего, конфискованного и бесхозного имущества, доходов от приватизации и др. От внешнеэкономической деятельности поступают финансовые ресурсы в виде доходов от внешнеторговых операций, внешних государственных заимствований, иностранных инвестиций и т.п.

Виды финансовых ресурсов — это те конкретные формы доходов, поступлений и накоплений, которые образуются у субъектов хозяйствования и субъектов власти в результате финансового распределения. Ими являются: амортизационные отчисления, прибыль организации, налоговые доходы, страховые платежи и т. п.

На состав источников финансовых ресурсов субъектов хозяйствования будут оказывать влияние сфера деятельности (материальное производство или непроизводственная сфера), способ ведения хозяйства, т.е. преследует ли организация извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеет такой цели и не распределяет полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации), организационно-правовая форма, отраслевые особенности и т.п.

Финансовые ресурсы коммерческой организации — это денежные доходы, накопления и поступления, находящиеся в собственности или распоряжении организации и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, обеспечения воспроизводственных затрат, социальных потребностей и материального стимулирования работающих.

К основным источникам формирования финансовых ресурсов коммерческой организации относятся:
• выручка от реализации продукции, работ и услуг;
• выручка от прочей реализации (например, выбывших основных фондов, производственных запасов и т.п.);
• внереализационные доходы (полученные штрафы, дивиденды и проценты по ценным бумагам и др.);
• бюджетные средства;
• средства, поступившие в порядке перераспределения финансовых ресурсов внутри вертикально-интегрированных структур и отраслей.

Видами финансовых ресурсов коммерческой организации будут выступать прибыль от реализации товаров (работ или услуг), от реализации имущества, сальдо доходов и расходов от внереализационных мероприятий, амортизационные отчисления, резервные и аналогичные им фонды, образованные за счет прибыли прошлых лет.

Направлениями использования финансовых ресурсов коммерческой организации являются: платежи в бюджеты разного уровня и вне бюджетные фонды, уплата процентов за пользование кредитом, погашение ссуд, страховые платежи, финансирование капитальных вложений, увеличение оборотных средств, финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполнение обязательств перед собственниками коммерческой организации (например, выплата дивидендов), материальное поощрение работников предприятия, финансирование их социальных нужд, благотворительные цели, спонсорство и т.п.

Финансовые ресурсы некоммерческой организации — это денежные доходы, поступления и накопления, используемые для осуществления и расширения уставной деятельности организации. Организационно-правовая форма и вид деятельности некоммерческой организации будут оказывать влияние на состав источников финансовых ресурсов, а также на механизм их формирования и использования.

К основным источникам финансовых ресурсов некоммерческих организаций относятся:
• взносы учредителей и членские взносы;
• доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
• бюджетные средства;
• безвозмездные перечисления физических и юридических лиц;
• прочие источники.

Видами финансовых ресурсов некоммерческих организаций выступают бюджетные средства, безвозмездные перечисления юридических и физических лиц, включая гранты, прибыль, амортизационные отчисления (кроме бюджетных учреждений), резервные и аналогичные им фонды (кроме бюджетных учреждений) и т.п.

С 2007 г. в Российской Федерации часть денежных средств, которые некоммерческие организации получают в виде безвозмездных перечислений физических и юридических лиц (пожертвований), принимает форму целевого капитала 2 .

Финансовые ресурсы некоммерческой организации используются для реализации основной цели ее создания. Это могут быть расходы, связанные с оплатой труда служащих, эксплуатацией помещения, приобретением оборудования, платежи в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, капитальные вложения, капитальный ремонт зданий и сооружений и т.п.

Кроме субъектов хозяйствования, ведущих свою деятельность как юридическое лицо, предпринимательскую деятельность могут осуществлять и индивидуальные предприниматели, у которых также формируются финансовые ресурсы.

Источниками финансовых ресурсов индивидуальных предпринимателей выступают личные сбережения и доходы, полученные ими в результате осуществления хозяйственной деятельности. Кроме того, предприниматели могут привлекать для осуществления своей деятельности заемные средства.

Финансовые ресурсы индивидуальных предпринимателей используются на расширение дела, платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды, расходы по оплате труда наемных работников, благотворительные взносы и пожертвования и т.п.

Если предпринимательская деятельность прекращается, все полученные доходы направляются на личное потребление предпринимателя.

Источниками финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления, выступают валовой внутренний продукт, часть стоимости национального богатства и поступления от внешнеэкономической деятельности.

Валовой внутренний продукт является основным источником формирования государственных и муниципальных финансовых ресурсов. Но иногда, например, в периоды экономического кризиса или наступления чрезвычайных обстоятельств (революции, войны, крупные стихийные бедствия и т.п.) в качестве источника государственных и муниципальных финансовых ресурсов может выступать ранее накопленное национальное богатство.

Финансовыми ресурсами органов государственной власти и местного самоуправления являются:
• налоговые доходы (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог и др.);
• неналоговые доходы (дивиденды по акциям, находящимся в государственной и муниципальной собственности, доходы от сдачи государственного и муниципального имущества в аренду, проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов
(бюджетных ссуд) и т.п.);
• безвозмездные перечисления (от бюджетов других уровней, государственных внебюджетных фондов и др.);
• другие доходы.
Использование финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления, непосредственно связано с функциями государства: экономической, социальной, управленческой, укрепления обороноспособности; посредством финансовых ресурсов обеспечиваются важные потребности общества в области развития экономики, финансирования социальной сферы, осуществления государственного и муниципального управления, укрепления обороноспособности страны и т.п.

Читать еще:  Правовые основы государственного и муниципального кредита

Формирование и использование финансовых ресурсов осуществляется в фондовой или нефондовой форме. Фондовая форма предопределена потребностями органов государственной власти и местного самоуправления, нуждающихся в финансовых ресурсах для обеспечения своего функционирования, и некоторыми потребностями субъектов хозяйствования, осуществляющих расширенное воспроизводство. При формировании и использовании их финансовых ресурсов используются как фонды многоцелевого назначения, так и узкоцелевые.

Финансовые фонды имеют следующие черты:
• это обособившаяся часть, выделившаяся из общей суммы денежных средств;
• в результате обособления денежный фонд начинает функционировать самостоятельно, причем эта самостоятельность относительна, происходит постоянное пополнение и использование средств;
• всегда создается для финансирования какой-либо цели, причем цели могут быть разного порядка, широкие и узкие;
• имеет правовое обеспечение, в котором регулируются вопросы порядка его образования и использования.

Фондовая форма образования и использования финансовых ресурсов имеет преимущества по сравнению с нефондовой.

Формирование обособленно функционирующих финансовых фондов с четкой регламентацией порядка их формирования и использования обеспечивает концентрацию финансовых ресурсов для выполнения неотложных задач, позволяет эффективнее управлять ими и облегчает контроль за их формированием и использованием. Однако если ранее фондовая форма была основной, то в условиях рынка в фондовой форме формируются и используются в основном финансовые ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления. К таким фондам относят бюджеты соответствующих уровней и внебюджетные фонды. Форма использования финансовых ресурсов субъектов хозяйствования в настоящее время в меньшей степени регламентирована государством. Порядок использования финансовых ресурсов коммерческими организациями определяется их учредительными документами, и поэтому здесь возможно сочетание фондовой и нефондовой форм. Часть ресурсов субъектов хозяйствования может быть направлена на образование фондов целевого назначения (например, экономического стимулирования, резервных фондов). Использование финансовых ресурсов на выполнение финансовых обязательств перед бюджетами разных уровней, государственными внебюджетными фондами, банками, страховыми организациями, уплата штрафных санкций осуществляется в нефондовой форме.

1 См.: Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. — С. 10, 35.
2 См. статью 2 Федерального закона от 30.12.2006 № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».

(Материалы приведены на основании: А.Г. Грязнова. Е.В. Маркина Финансы. Учебник. 2-е изд. – М.:Финансы и статистика, 2012)

Discovered

О финансах и не только…

Распределение финансовых ресурсов

Распределение финансовых ресурсов (asset allocation decision) — процесс определения пропорций направления финансовых ресурсов на формирование дополнительных активов и другие цели, обеспечивающие развитие предприятия в предстоящем периоде.

Финансовые ресурсы представляют собою совокупность денежных средств, создающихся в результате деятельности хозяйствующих субъектов и отдельных физических лиц. В экономической системе общества они выступают в качестве материальных носителей финансовых отношений и функционируют на всех уровнях управления. Важнейшую роль выполняет здесь государство, которое не только организует, координирует и контролирует процесс формирования и распределения финансовых ресурсов, но и непосредственно является постоянным его участником.

Распределение финансовых ресурсов представляет собой процесс формирования основных направлений и пропорций их предстоящего использования в различных сферах хозяйственной деятельности предприятия в соответствии с целями и задачами его развития.

Характер распределения финансовых ресурсов определяет многие существенные аспекты предстоящей хозяйственной деятельности предприятия, оказывая влияние на ее результативность. Это влияние проявляется в различных формах обратной связи распределения финансовых ресурсов предприятия с их формированием в предстоящем периоде, т.к. источники их формирования в большинстве случаев носят строго целевой характер. Высокая роль характера распределения финансовых ресурсов по основным сферам хозяйственной деятельности предприятия определяется следующими основными положениями:

  1. Распределение финансовых ресурсов непосредственно реализует главную цель финансового менеджмента в целом — максимизацию благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде. Оно формирует пропорции между текущими выплатами им дохода на капитал (в форме дивидендов, процентов и т.п.) и ростом этих доходов в предстоящем периоде (за счет обеспечения возрастания вложенного ими капитала). При этом собственники предприятия самостоятельно формируют эти направления удовлетворения своих потребностей.
  2. Распределение финансовых ресурсов является основным финансовым инструментом воздействия на рост рыночной стоимости предприятия. В прямой форме это воздействие проявляется в обеспечении прироста капитала предприятия в процессе капитализации части его чистой прибыли и дополнительно привлеченных собственных финансовых ресурсов из внешних источников, а косвенно оно обеспечивается оптимизацией основных пропорций этого распределения по основным сферам его хозяйственной деятельности.
  3. Пропорции распределения финансовых ресурсов определяют темпы реализации стратегии развития предприятия (как корпоративной, так и отдельных функциональных ее видов). Эта стратегия реализуется в процессе инвестиционной деятельности предприятия, объемы которой определяются пропорциями распределения финансовых ресурсов на цели потребления, замещения и накопления (инвестиционная деятельность обеспечивает два последних процесса).
  4. Характер распределения финансовых ресурсов является важнейшим индикатором инвестиционной привлекательности предприятия. В процессе привлечения собственных финансовых ресурсов из внешних источников уровень выплачиваемых предприятием дивидендов или других форм дохода на вложенный собственниками капитал (определяемый пропорциями распределения финансовых ресурсов по основным сферам хозяйственной деятельности предприятия) является одним из основных оценочных критериев, определяющих результат предстоящей дополнительной эмиссии акций. Кроме того, возрастание уровня дивидендных выплат определяет рост стоимости ранее эмитированных акций на фондовом рынке, формируя дополнительный доход инвесторов.
  5. Распределение финансовых ресурсов является одной из действенных форм воздействия на трудовую активность персонала предприятия. Объемы и формы участия персонала в прибыли в значительной мере определяются пропорциями в распределении финансовых ресурсов на цели потребления и другие хозяйственные цели. Эти объемы определяют уровень трудовой мотивации работников, способствуют стабилизации персонала и росту производительности труда.
  6. Пропорции распределения финансовых ресурсов на цели потребления и другие хозяйственные нужды формируют уровень дополнительной социальной защищенности работников предприятия. В условиях низкой действенности государственных форм социальной защиты занятых работников, эта роль распределительного механизма финансовых ресурсов на предприятии позволяет дополнить их минимально предусмотренную государством социальную защищенность.
  7. Характер распределения финансовых ресурсов оказывает влияние на уровень финансовой стабильности развития предприятия в предстоящем периоде. Роль такого стабилизатора осуществляют с одной стороны финансовые ресурсы, направляемые на накопление в целом (обеспечивая более высокий уровень финансовой устойчивости предприятия за счет прироста собственного капитала), а с другой — та их часть, которая направляется в процессе распределения на внутреннее страхование рисков в хозяйственной деятельности (резервный капитал и другие формы финансовых ресурсов).

Распределение финансовых ресурсов по основным сферам хозяйственной деятельности предприятия осуществляется в соответствии со специально разработанной политикой (ее основу составляет дивидендная политика), формирование которой представляет собой одну из наиболее сложных задач финансового менеджмента в целом. Эта политика призвана отражать требования общей стратегии развития предприятия, обеспечивать повышение его рыночной стоимости, формировать необходимый объем инвестиционных ресурсов, обеспечивать материальные интересы собственников и персонала. При этом в процессе формирования политики распределения финансовых ресурсов необходимо учитывать противоположные мотивации собственников предприятия (акционеров, участников) — получение высоких текущих доходов или значительное увеличение их размеров в перспективном периоде.

Читать еще:  Классификация государственного финансового контроля

Основной целью политики распределения финансовых ресурсов предприятия является оптимизация пропорций между сферами их предстоящего хозяйственного использования с учетом обеспечения реализации стратегии его развития и роста его рыночной стоимости.

Исходя из этой основной цели, в процессе формирования политики распределения финансовых ресурсов предприятия решаются следующие задачи:

  • обеспечение получения собственниками предприятия необходимой нормы прибыли на инвестированный капитал;
  • обеспечение приоритетных целей стратегического развития предприятия за счет формирования в предусматриваемом объеме необходимых инвестиционных ресурсов;
  • обеспечение стимулирования трудовой активности и дополнительной социальной защиты персонала;
  • обеспечение формирования в необходимых размерах резервного капитала и других предусмотренных финансовых резервов предприятия.

С учетом реализации этих основных задач осуществляется непосредственное распределение сформированных финансовых ресурсов по основным сферам хозяйственной деятельности предприятия. Процесс этого распределения базируется на следующих принципах:

  1. Связь политики распределения финансовых ресурсов с общей стратегией развития предприятия. Цели и задачи политики распределения финансовых ресурсов должны соответствовать системе стратегических целей развития предприятия и обеспечивать их реализацию в соответствующем интервале стратегического периода.
  2. Приоритетность учета интересов и менталитета собственников предприятия. Менталитет собственников может быть направлен на получение высокого текущего дохода на вложенный капитал или на обеспечение высоких темпов прироста собственного капитала, определяя главную пропорцию распределения собственных финансовых ресурсов — между потребляемой и капитализируемой их частями. Эти пропорции могут изменяться во времени в связи с изменениями их интересов, а также внешних и внутренних условий осуществления хозяйственной деятельности предприятия.
  3. Учет в процессе распределения финансовых ресурсов целевой направленности использования отдельных их видов по источникам формирования. Большинство видов финансовых ресурсов формируется на строго целевой основе, предопределяя тем самым их четкое использование в той или иной сфере хозяйственной деятельности предприятия. Это относится к тем видам финансовых ресурсов, которые сформированы за счет амортизационных отчислений от используемых основных средств и нематериальных активов, долгосрочных и краткосрочных кредитов банков, финансового лизинга, товарного (коммерческого) кредита и некоторым другим.
  4. Стабильность политики распределения финансовых ресурсов. Базовые пропорции распределения финансовых ресурсов, положенные в основу разработки рассматриваемой политики, должны носить долговременный характер, определяемый продолжительностью стратегического периода принятой стратегии развития предприятия. Соблюдение этого принципа особенно важно в условиях «распыления собственности», т.е. в процессе хозяйственной деятельности крупных акционерных компаний с большим количеством акционеров (это позволяет таким акционерам принимать обоснованные инвестиционные решения).
  5. Предсказуемость политики распределения финансовых ресурсов. При необходимости изменения основных пропорций распределения финансовых ресурсов в разрезе основных сфер хозяйственной деятельности предприятия в связи с корректировкой стратегии его развития или по другим причинам, персонал и инвесторы должны быть заранее извещены об этом. Информированность персонала обеспечивает рост трудовой мотивации, а информированность инвесторов является одним из важнейших условий обеспечения «прозрачности» фондового рынка, позволяющих формировать реальную стоимость обращающихся акций.
    6. Обеспечение эффективности разработанной политики распределения финансовых ресурсов. Эта эффективность должна оцениваться с учетом прогнозируемого прироста рыночной стоимости предприятия, коэффициента дивидендных выплат (или выплат дохода собственникам в иных формах), коэффициента участия персонала в прибыли, потенциала нейтрализации рисков хозяйственной деятельности за счет сформированных резервов и других показателей.

Распределение государственных финансов

Распределение как функция государственных финансов

Одной из функций государственных финансов, которые связаны с регулированием реального денежного оборота, является распределительная или перераспределительная функция. Она означает, что через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ. Это является условием интегрированного функционирования и сохранения целостности экономического пространства государства.

Реализация распределительной функции осуществляется на двух стадиях:

  • стадия распределения – формирование первичных финансовых ресурсов;
  • стадия перераспредления — формирование конечных финансовых ресурсов.

В зависимости от субъектов финансовых отношений распределительные процессы протекают не только на уровне государства и муниципалитетов, а также коммерческих и некоммерческих организаций и домохозяйств. Каждый уровень отличается направлениями и объектами распределения.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Объекты реализации распределительной функции госфинансов:

  1. обязательные платежи в бюджет
  2. поступления во внебюджетные фонды;
  3. источники финансирования дефицита госбюджета.

Для сравнения распределительная функция финансов на микроуровне (предприятий) заключается в распределении выручки от реализации товаров/услуг в процессе кругооборота капитала. На первой стадии (формирование первичных ресурсов) выручка разделяется на косвенные налоги, оплату труда персонала, прибыль, амортизацию и оборотные средства. Это означает, что первичное распределение осуществляется на основе цен реализации. Именно цены и предопределяют пропорции первичного распределения финансовых ресурсов между участниками рыночных отношений, а также отраслями и территориями.

Функционирование государственных финансов происходит на основе перераспределения финансовых средств через систему централизованных фондов. Эта функция позволяет обслуживать процессы воспроизводства в рамках самостоятельных независимых структур и в масштабах государства.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Методы распределения государственных финансов

Основными методами распределения государственных финансовых средств являются:

  • финансирование – безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств;
  • кредитование — предоставление государственным организациям денежных средств на условиях возмездности и возвратности.

Кроме этого методами распределения и перераспределения являются расчеты и выплаты пенсий, пособий, страховых возмещений, выигрышей.

Рисунок 1. Методы распределения госфинансов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Финансирование – это обеспечение денежными средствами потребностей расширенного производственного процесса. Оно осуществляется для сохранения непрерывной и возобновляющей производственной деятельности государственных и муниципальных предприятий.

Государственное финансирование направлено исключительно на целевые местные программы. Нужды и потребности государственных и муниципальных образований удовлетворяются за счет бюджетных средств и внебюджетных источников, которые мобилизуются под конкретные цели и задачи.

Выделяют два вида государственного финансирования:

  • Прямое – непосредственное выделение денежных средств под целевые программы и проекты;
  • Косвенное – предоставление налоговых льгот, валютных средств на льготных условиях и т.д.

Виды, размер и порядок предоставления финансовых льгот устанавливаются органами госвласти и муниципалитетами в рамках утверждения той или иной целевой программы.

Кредитование также обеспечивает финансовые потребности расширенного воспроизводства, только на условиях возмездности, возвратности и срочности. Государственные кредиты предоставляются частным организациям, но имеет место и кредитование бюджетных предприятий и учреждений.

Федеральный бюджет может предоставлять бюджетам субъектам РФ кредиты на срок от одного года а предусмотренном федеральным законом о федеральном бюджете объеме. Такие виды кредитов не относятся к государственным трансфертам, но имеют опредленное значение в межбюджетных отношениях.

Обязательное требование для предоставления бюджетного кредита – это проведение предварительной проверки финансового состояния получателя бюджетного кредита. При неспособности заемщика обеспечить исполнение обязательств по бюджетному кредиту бюджетный кредит предоставлен быть не может. Если будущий получатель имеет ранее непогашенную задолженность перед федеральным бюджетом, то это причина отказа в предоставлении заемных средств.

Государственные финансы используются посредством проведения расчетных операций. Они осуществляются в наличной и безналичной формах.

Дотации как метод распределения госфинансов

На условиях безвозратности государственные финансовые средства перераспредеяются в форме: дотаций; нормативных дотаций (трансфертов); субвенций; субсидий; компенсаций.

Дотации – это межбюджетные трансферты, предоставляемые бесплатно и на условиях безвозвратности. Условия и направления их использования могут быть любы

Дотация – это выделяемые государственным или местным бюджетом денежные средства для оказания помощи убыточным предприятиям, у которых получаемая прибыль меньше расходов на производство и реализацию продукции.

Читать еще:  Чем может заниматься муниципальное предприятие

Предоставление дотаций коммерческим и муниципальным предприятия дает им возможность избежать банкротства, атакже не допускать роста цен на рынке, поскольку часть цены на товары или услуги как раз и оплачивается посредством бюджетных средств.

Недостатком для государства такой политики распределения финансовых средств является возможность появления дефицита бюджета. Предприятия могут переложить заложить свои расходы в цены, за счет чего они повышаются и компания может потерять покупателей. Государство в свою очередь вправе выпустить денежную массу, но это приводит к росту инфляции в стране. В этой связи дотации, хотя и имеют ряд минусов, они имеют успех в странах с административным типом экономики. Государство устанавливает жесткие требования самоокупаемости и самофинансирования.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Использование финансов

Использование финансов – это комплекс мероприятий, направленных на грамотное распределение и инвестирование собственных (заемных) денежных средств на уровне государства, компаний или частных лиц.

Использование финансов государством

Все финансовые ресурсы государства можно условно разделить на два виды – децентрализованные финансы, к которым относятся фонды каждого отдельно взятого предприятия, и централизованные фонды (здесь можно выделить внебюджетные фонды и госбюджет).

Одна из главных задач государственных структур – вычисление необходимых объемов финансовых ресурсов. Чем точнее расчет, тем лучше можно выстроить структуру производства, сбалансировать денежные ресурсы и фонды страны. В свою очередь ошибки в расчетах могут привести к снижению эффективности использования финансов в сфере производства. Итог – нарушение выполнения основных инвестиционных программ и к структурной несбалансированности.

Все финансовые ресурсы государства поступают их нескольких основных источников :

— национальный доход – это основной источник пополнения государственной казны на макроуровне. Именно на основании распределения и перераспределения капитала создаются централизованные фонды капитала. Одна из частей национального капитала поступает от предприятий и частично может оставаться в их распоряжении. Одновременно с этим формируются децентрализованные ресурсы, которые необходимы для покрытия расходов на производственные процессы;

— финансовые доходы предприятий и производства страны. К таким источникам финансирования можно отнести в первую очередь прибыль, которая является одной из форм цены прибавочного продукта;

— амортизационный фонд. Он формируется благодаря отчислениям из главных производственных фондов;

— централизованные финансы образуются за счет грамотного перераспределения средств через неналоговые и налоговые отчисления (платежи);

— отчисления компаний в централизованные фонды различных видов страхования – личного, имущественного, социального и так далее. Кроме этого, централизованные фонды часто формируются за счет национального богатства страны, к примеру, продажи энергоносителей, золота, заключения сделок во внешнеэкономической сфере и так далее;

— доходы населения – сборы, налоги, прибыль от лотерей или займов. В процессе перехода к рыночным отношениям объемы привлекаемых ресурсов существенно возрастают;

— кредитные ресурсы Центрального банка (денежный резерв страны). Он закрепляется в виде различных фондов – резервного, уставного и прочих.


Таким образом, финансы государства – это все фонды капитала, которые наполняются отчисленями населения, предприятий и прочих субъектов, которые находятся в ведении государства. При этом использование финансовых ресурсов осуществляется через специальные фонды денежного назначения. В некоторых случаях допустима нефондовая форма использования имеющегося капитала.

Полученные в распоряжение финансы используются для обеспечения процесса производства, укрепления обороноспособности страны, повышения уровня населения и решения прочих важных задач государственного уровня.
Государственные структуры используют полученный капитал как эффективное оружие при распределении финансовых средств. Последние, в свою очередь, выражаются посредством национального дохода и совокупного общественного продукта.

В процессе использования финансов участвуют следующие экономические агенты государства :

— население. Данная категория считается основным потребителем ценностей;
— частный бизнес – это компании-производители самых различных услуг и материальных благ;
— государство. Основная задача – создание оптимальных условий для работы бизнеса и достойной жизни населения.

Все экономические агенты государства связываются между собой целым рядом макроэкономических показателей – уровнем инфляции, национальным доходом, внутренним валовым продуктом, сальдо текущих операций и бюджетов всех уровней, уровнем спроса (отложенный и потребительский), сальдо баланса (торгового и платежного).

Особую роль играют платежно-расчетные отношения между государством и его субъектами (организациями, фирмами, компаниями). К ним можно отнести систему платежей предприятий — перечисления средств в государственный бюджет страны, денежные и внебюджетные социальные фонды. Посредством финансовых отношений осуществляется стягивание налогов, пошлин и сборов для дальнейшего формирования государственного бюджета и использования финансов.

Использование финансов предприятиями

Успех в сфере бизнеса во многом зависит от грамотного управления финансами. Грубые ошибки в этом вопросе могут привести к целому ряду проблем. Вот почему многие предприниматели ставят перед собой задачу повышения эффективности использования имеющихся активов. При этом они преследуют несколько основных целей:

— увеличить объемы производства товаров и уровень их продаж;
— поддержать высокие темпы роста экономического потенциала компании;
— предотвратить вероятное банкротство и крупные финансовые провалы;
— повысить доходность компании;
— снизить объем общих затрат и так далее.

При этом каждая компания расставляет приоритеты по собственному усмотрению, с учетом задач на текущий момент времени и с учетом активного сегмента рынка. Скорость достижения цели во многом зависит от грамотного управления имеющимися активами. Так, чтобы повысить эффективность использования ресурсов, важно выполнить следующие рекомендации:

— провести общий финансовый анализ компании и спланировать дальнейшую деятельность;
— обеспечить компанию необходимым объемом капитала, а также наладить управление им;
— грамотно распределить имеющиеся финансовые активы. Для этого особое внимание стоит уделить управлению финансами и формированию инвестиционной политики.


Финансовые решения должны приниматься как результат анализа ряда альтернативных решений с учетом таких факторов компании, как платежеспособность, финансовая устойчивость и ликвидность.

К основным методам управления и грамотного использования финансов можно отнести планирование, прогнозирование, налогообложение, страхование, кредитование, самофинансирование, систему амортизационных отчислений и так далее.

Наравне с качественным управлением одна из главных задач – обеспечение финансового контроля работы компании. Ее суть заключается в проверке целевого применения имеющегося в распоряжении капитала, контроль платежеспособности компании, выполнения имеющихся планов и так далее.

Качественный контроль и анализ финансовой деятельности компании за отчетный период (как правило, за год) позволяет установить полноту реализации финансового плана по общим доходам и по отдельным их видам. Кроме этого, руководитель предприятия может делать выводы по платежеспособности компании, ликвидности баланса, реальной финансовой устойчивости и так далее.

Для эффективного использования финансов важно максимально оптимизировать структуру капитала компании. Она должна полностью соответствовать ее направлению деятельности и требованиям. Так, отношение кредитных средств и рискового капитала должно находиться на таком уровне, чтобы предприятие получало ожидаемую отдачу от своих инвестиций. Иногда проще и эффективнее оформить краткосрочный заем, чем надолго втягивать компанию в среднесрочные или долгосрочные кредиты.


Еще один важный момент эффективного использования финансов – грамотное управление производственными фондами компании, а также его нематериальным капиталом. Здесь важно определиться с одной из четырех методик амортизации средств. При этом важный момент – учет расчетных коэффициентов и их своевременная корректировка (если в этом есть необходимость).

Большинство компаний ставит целью снижение коэффициента финансового риска к минимуму. Для этого им необходимо решить несколько задач – повысить величину собственного капитала и уменьшить объем заемных средств. Таким нехитрым способом можно существенно снизить зависимость компании от посторонних источников финансирования, сделать его автономным и конкурентоспособным.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector