S-p.su

Антикризисные новости
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Лица муниципального образования

РАЗДЕЛ I. ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМУПРАВЛЕНИЯ

Тема 4. Организационные основы местного самоуправления

4.1. Система органов и должностные лица местного самоуправления

Одним из неотъемлемых признаков местного самоуправления является функционирование органов местного самоуправления, в том числе выборных. В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под органами местного самоуправления следует понимать «избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения».

Базовые положения относительно органов местного самоуправления содержит Конституция РФ, в частности, народ осуществляет свою власть через органы местного самоуправления (п. 2 ст. 3); органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12); выборность органов местного самоуправления, на что указывает конституционное закрепление права граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (п. 2 ст. 32); самостоятельность органов местного самоуправления в вопросах формирования финансово-экономической базы, решения вопросов местного значения.

Характеристике органов местного самоуправления посвящена глава 6 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Здесь раскрывается состав структуры органов местного самоуправления, общие принципы формирования, изменения, финансирования, а также полномочия органов местного самоуправления, условия их прекращения и др.

Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования – высшее должностное лицо муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Наименование органов местного самоуправления устанавливаются законом субъекта РФ с учетом местных традиций.

Согласно закону, не все органы муниципального образования входят в структуру органов местного самоуправления, например, избирательная комиссия муниципального образования. Законом также определены органы, формирование и функционирование которых является обязательным, это представительный орган, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) и глава муниципального образования. Исключением являются сельские поселения, численность жителей которых не превышает 100 человек.

Федеральный закон № 131-ФЗ не допускает участия органов государственной власти и должностных лиц в формировании органов местного самоуправления за исключением случаев указанных в законе, в частности, представители законодательных органов государственной власти субъекта РФ входят в состав конкурсной комиссии на замещение должности главы местной администрации.

Вопросы, связанные с формированием и функционированием органов местного самоуправления в конкретном муниципальном образовании регулируются уставом муниципального образования. Являясь юридическими лицами, органы местного самоуправления обладают всеми правами юридических лиц (осуществляют имущественные права, выступают в суде и т.д.), обязательна их регистрация в установленном порядке. Главное предназначение органов местного самоуправления – решать вопросы местного значения, установленные 131-ФЗ (гл. 3).

Под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. К вопросам местного значения относятся: организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; формирование, утверждение, исполнение, контроль за исполнением местного бюджета; управление муниципальной собственностью; благоустройство территории муниципального образования; организация работы общественного транспорта; обеспечение жилыми помещениями малоимущих граждан; организация общественной безопасности (правопорядок, экология, чрезвычайные ситуации, пожарная безопасность); организация предоставления образовательных и медицинских услуг в муниципальных учреждениях; организация библиотечного обслуживания населения муниципального образования; создание условий для организации досуга, отдыха, развития физической культуры и спорта; сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия; организация предоставления ритуальных услуг и содержание мест захоронения; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов и др.

Анализ положений главы 6 131-ФЗ позволяет говорить о применении нескольких моделей формирования муниципальной власти. Во-первых, глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах и возглавляет местную администрацию, представительный орган формируется путем избрания депутатов, которые из своего числа избирают председателя. Во-вторых, глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах и входит в состав представительного органа, становясь его председателем с правом решающего голоса, местную администрацию возглавляет управляющий, нанимаемый по контракту на конкурсной основе. В-третьих, глава муниципального образования избирается из числа представительного органа, исполняя полномочия его председателя, местную администрацию возглавляет управляющий, нанимаемый по контракту на конкурсной основе.

Кроме того, законом предусмотрены две модели формирования представительного органа муниципального района: первая предусматривает включение в него глав поселений, входящих в состав муниципального района, и депутатов представительных органов этих же поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства; вторая предполагает избирание депутатов на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Максимальная численность депутатов, избираемых от одного поселения, не должна превышать двух пятых от установленной численности представительного органа муниципального района.

Статьей 35 131-ФЗ закреплены требования к численности представительного органам муниципального образования с учетом численности населения муниципального образования. Минимальная численность депутатов равна семи при численности населения муниципального образования не более 1000 человек. В 131-ФЗ закреплены исключительные полномочия представительного и исполнительно-распорядительного органов муниципального образования, главы муниципального образования.

В соответствии с главой 10 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы и должностные лица муниципального образования несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, юридическими и физическими лицами. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления наступает за принятые ими противоправные решения, ненадлежащее осуществление своих задач и функций. Ответственность наступает в случаях и порядке, предусмотренных федеральным и региональным законодательством.

Читать еще:  Выборные органы муниципального образования

Полномочия органов местного самоуправления конкретного муниципального образования закреплены в его уставе, конкретизируются в регламентах работы и положениях структурных подразделениях. Граждане, осуществляющие трудовую деятельность в органах местного самоуправления, замещают муниципальные должности, часть из них несет муниципальную службу.

Органы и должностные лица местного самоуправления: понятие и виды

Органы местного самоуправления — это органы муниципального образования, создаваемые им для осуществления функций публичного управления на своей территории в целях обеспечения публичных интересов, развития экономики и социально-культурной сферы и решения местных вопросов жизнедеятельности населения.

Органы местного самоуправления для выполнения задач и функций публичного местного управления получают соответствующие полномочия, компетенцию.

К органам местного самоуправления относятся:

представительный орган муниципального образования;

глава муниципального образования;

местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);

контрольный орган муниципального образования;

иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Обязательным является наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований и местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования). Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования. Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации устанавливаются законом субъекта РФ с учетом исторических и иных местных традиций.

Представительным органом муниципального образования является выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Этот орган состоит из депутатов, которые избираются населением путем всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на основе соответствующих законодательных актов РФ и ее субъектов. Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Устав муниципального образования определяет численный состав представительного органа местного самоуправления и его полномочия.

В исключительной компетенции этого выборного органа находятся:

принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений;

утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;

принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов РФ. уставами муниципальных образований.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.

Местная администрация как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Главой местной администрации может быть глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, который определяется в уставе муниципального образования. Представительный орган муниципального образования устанавливает порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации. Из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, представительный орган муниципального образования назначает соответствующее лицо на должность главы местной администрации.

В соответствии с уставом муниципального образования на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования формируетсяконтрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др.). Он образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Правоведение

Должностные лица местного самоуправления

Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования — выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

Глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Глава муниципального образования и иные выборные должностные лица местного самоуправления наделяются собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования. Согласно уставу муниципального образования избранный населением глава муниципального образования может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на заседаниях представительного органа местного самоуправления.

Читать еще:  Администрирование в государственном и муниципальном управлении

Наименования главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц местного самоуправления и сроки их полномочий определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом местного самоуправления, наделяется уставом муниципального образования собственной компетенцией по решению вопросов местного значения. Конкретный срок полномочий и наименований главы муниципального образования закрепляется в уставах муниципальных образованиях. В этих уставах установлены самые различные наименования главы муниципального образования: в городах — мэр или глава города; в районах — глава района, глава местного самоуправления; в сельских поселениях — глава поселка, глава сельсовета, староста.

Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено два варианта порядка выборов главы муниципального образования:

непосредственно гражданами, проживающими на территории муниципального образования;

представительным органом местного самоуправления из своего состава.

Компетенция главы муниципального образования устанавливается в законах субъектов Российской Федерации и уставах муниципальных образований. Это прежде всего:

представление муниципального образования в отношениях с другими муниципальными образованиями, органами государственной власти, юридическими и физическими лицами, а также подписания с ними договоров от имени муниципального образования;

внесение проектов решений в представительный орган местного самоуправления;

организация выполнения решений представительного органа местного самоуправления; организация приема граждан, рассмотрение заявлений, предложений и жалоб граждан;

являясь одновременно главой местной администрации, глава может отклонять акты представительного органа муниципального образования.

Глава муниципального образования и другие выборные должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования подотчетны населению непосредственно и представительному органу местного самоуправления.

В уставе муниципального образования, помимо представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, могут быть предусмотрены и иные органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления.

Наименование органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, порядок формирования органов местного самоуправления, компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускаются.

Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства.

Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления не может быть меньше двух лет. Установленный срок полномочий не может быть изменен в течение текущего срока полномочий. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы выборного органа местного самоуправления нового состава. Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня вступления его в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица.

Глава муниципального образования, депутат, член выборного органа местного самоуправления, другие выборные должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе.

Уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена возможность отзыва населением депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.

Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и ограничения, связанные со статусом этих органов и лиц, устанавливаются Конституцией РФ, федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации.

Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают муниципальные нормативные правовые акты по вопросам местного значения. Система муниципальных правовых актов включает в себя:

  • устав муниципального образования;
  • решения, оформленные в виде актов, принятые на местном референдуме; решения, принятые на сходе граждан; решения представительного органа муниципального образования;
  • распоряжения и приказы главы муниципального образования, распоряжения и приказы главы местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Устав муниципального образования и оформленные в виде актов решения, принятые на местном референдуме или сходе граждан, являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Муниципальные образования в целях координации своей деятельности, более эффективного осуществления своих прав и интересов вправе создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, подлежащие регистрации в соответствии с федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц». Ассоциациям и союзам муниципальных образований не могут передаваться полномочия органов местного самоуправления.

Должностные лица местного самоуправления

Определение понятия должностного лица местного самоуправления даёт статья 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно этой статье должностное лицо местного самоуправления – выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделённое исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.

Читать еще:  Источником формирования государственных финансовых ресурсов является

Если в предыдущем разделе мы отмечали, что статьёй 34, ч. 1 закон фактически объединяет органы и должностных лиц местного самоуправления, подходя к определению их статуса с позиции функциональности, то последнее приведённое определение позволяет выявить линию разграничения между должностным лицом и органом местного самоуправления.

Отличительные признаки органа местного самоуправления включают в себя:

1) выборность органа местного самоуправления непосредственно населением и (или) образование данного органа представительным органом муниципального образования;

2) наделение органа собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Отличительные признаки должностного лица местного самоуправления включают в себя:

1) выборность должностного лица либо заключение контракта (трудового договора) с должностным лицом;

2) наделение должностного лица исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.

Таким образом должностное лицо и орган местного самоуправления имеют сходственные признаки – они могут быть избраны на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, но:

— альтернативой для органа местного самоуправления является образование данного органа представительным органом муниципального образования;

— альтернативой для должностного лица местного самоуправления является заключение с ним контракта (трудового договора).

Различается и характер полномочий: орган местного самоуправления наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, тогда как должностное лицо местного самоуправления наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления (см. схему 1).

Должностное лицо местного самоуправления

Лицо, заключившее контракт (трудовой договор)

Лицо выборное

или

по решению вопросов местного значения
по организации деятельности органа местного самоуправления

и

(или)

Схема 1.

Федеральный закон (статья 2) особо выделяет категорию выборных должностных лиц местного самоуправления. Согласно Федеральному закону выборное должностное лицо местного самоуправления – должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава или на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделённое собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Из данного определения вновь вытекает сходство правового положения выборного должностного лица и органа местного самоуправления. На это сходство указывает и Определение Конституционного Суда РФ от 26 сентября 1996 г. № 92-О: «Должностное лицо местного самоуправления в зависимости от круга полномочий может выступать и в качестве органа местного самоуправления».

Двойственная правовая природа в соответствии с действующим законодательством характерна в первую очередь для выборного должностного лица – главы муниципального образования, который в зависимости от содержания взаимодействия с другими субъектами права, реализует свойства и выборного должностного лица, и органа местного самоуправления (подробнее об этом ниже).

Установленный законом признак – наделение собственными полномочиями по решению вопросов местного значения – является определяющим в отграничении должностных лиц местного самоуправления от иных его работников. По этой причине не являются должностными лицами местного самоуправления депутаты представительного органа муниципального образования (хотя это и выборные лица), а также муниципальные служащие и иные работники аппарата муниципальных органов, выполняющие вспомогательные и технические функции – они не наделяются собственными полномочиями по решению вопросов местного значения [7].

Если Федеральный закон даёт примерный перечень органов местного самоуправления, то в отношении должностных лиц местного самоуправления такой перечень в законе отсутствует: закон оставляет за муниципальным образованием, его населением и представительным органом право определять номенклатуру необходимых муниципальному образованию должностных лиц.

На практике получается, что круг должностных лиц местного самоуправления обычно невелик и это разумно, поскольку такой подход соответствует принципу экономичности местного самоуправления, не перегружает бюджет муниципального образования затратами на содержание большого штата должностных лиц.

Федеральный закон напрямую выделяет в качестве должностных лиц местного самоуправления лишь тех, кто наделён полномочиями по решению вопросов местного значения. Помимо этого, по мнению некоторых авторов, должностными лицами являются заместители главы муниципального образования, заместители председателя представительного органа муниципального образования, заместители главы местной администрации, руководители структурных подразделений аппарата представительного органа и местной администрации, другие ответственные сотрудники данных подразделений[8].

Здесь должна быть ясность: если в уставе муниципального образования определённо указано, что данные лица наделяются исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления, – они входят в состав должностных лиц местного самоуправления, если же такие указания отсутствуют – данные лица не входят в состав рассматриваемой категории.

Согласно Уставу города Белгорода не могут быть отнесены к категории должностных лиц работники контрольно-счётной палаты города Белгорода (они являются муниципальными служащими)[9].

Завершая рассмотрение сравнительных признаков органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, отметим ещё одно важное их различие. Профессор С.А. Авакьян и его коллеги предлагают рассматривать органы местного самоуправления в качестве коллективных субъектов муниципальных правоотношений, а должностное лицо – в качестве индивида, наделённого правовыми актами соответствующими должностными полномочиями по решению вопросов обеспечения жизнедеятельности муниципального образования[10].

Дата добавления: 2014-01-13 ; Просмотров: 562 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector