S-p.su

Антикризисные новости
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Классификация государственного финансового контроля

Классификация видов финансового контроля

1. По формам проявления:

а) обязательный контроль за финансовой деятельностью физических и юридических лиц осуществляется на основе закона. Это относится, например, к налоговым проверкам, контролю за целевым использованием бюджетных ресурсов, обязательному аудиторскому подтверждению данных финансово-бухгалтерской отчетности предприятий и организаций и т. д., осуществляемым в основном внешними, независимыми контролерами.

б) инициативный (внутренний) контроль не вытекает из финансового законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратегических целей.

2. По субъектам проведения контроля:

а) внешний – проводится привлеченными аудиторами, налоговыми органами, министерствами, которым подотчетно данное предприятие, проверки ОБЭП и прокуратуры и т.п.

б) внутренний – проводится руководством организации в составе утвержденной комиссии.

3. По времени проведения:

а) предварительный финансовый контроль — проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля на макроуровне является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе прогноза макроэномических показателей развития экономики страны. На микроуровне это процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов, договоров о совместной деятельности и т. д.

б) текущий (оперативный) финансовый контроль — проводится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т. д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления денежных расчетов. Его выполняют бухгалтерские службы, контролируя правильность документов первичного учета по каждой совершаемой операции.

в) последующий финансовый контроль — проводится путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т. д.

4. По содержанию:

а) комплексный – охватывает все сферы деятельности предприятия;

б) некомплексный – выборочный контроль отдельных звеньев работы предприятия, подразделений или операций.

5. По методам проведения:

а) проверка — на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.

б) обследование — в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.

в) надзор — производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Росстрахнадзора за страховыми фирмами. Несоблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства и ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.

г) анализ финансовой деятельности — предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

д) наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию долгосрочного возврата ссуды.

е) ревизия — наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности.

Ревизии могут быть полные и частичные; комплексные и тематические; плановые и внеплановые; документальные и фактические (т.е. проверка не только документов, но и наличия денег и товарно-материальных ценностей). Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий и учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля (Контрольно-ревизионное управление Минфина РФ, Казначейство, Центральный банк, аудиторские службы). Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.

Органы финансового контроля.

Счетная палата РФ — это независимый от Правительства РФ, постоянно действующий орган государственного финансового контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному Собранию РФ.

Перед должностными лицами Счетной палаты поставлены следующие задачи:

— организация контроля за исполнением федерального бюджета и внебюджетных фондов;

Читать еще:  Государственные финансовые ресурсы включают

— подготовка предложений по устранению обнаруженных нарушений и улучшению бюджетного процесса;

— оценка эффективности и целесообразности расходования государственных средств, в том числе предоставленных на возвратной основе, и использования федеральной собственности; определение степени обоснованности статей проектов федерального бюджета и внебюджетных фондов;

— оценка состояния государственного внутреннего и внешнего долга РФ, а также деятельности Центрального Банка России по обслуживанию государственного долга; эффективность использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ, а также предоставление Россией средств в форме займов и на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.

Для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению виновных к ответственности, в том числе уголовной, должностных лиц, виновных в нарушении законодательства и бесхозяйственности, Счетная палата направляет представление руководителю проверяемого предприятия, учреждения или организации, которое должно быть рассмотрено в указанный в нем срок. При выявлении фактов грубых нарушений законности и финансовой дисциплины, наносящих государству прямой ущерб или при несоблюдении порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты, она имеет право давать предписания, обязательные для исполнения. В том случае, если предписания не исполняются, Коллегия Счетной палаты по согласованию с Государственной Думой может принять решение о приостановлении финансовых, платежных и расчетных операций по счетам проверяемого юридического лица. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке. Деятельность Счетной палаты по закону является гласной: результаты должны освещаться в средствах массовой информации.

Министерство финансов РФ — не только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно контролирует ее осуществление. Все структурные подразделения Минфина в той или иной форме контролируют финансовые отношения. Прежде всего Минфин осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление и использование государственных инвестиций, выделяемых на основе решений Правительства РФ.

Большую роль в проведении финансового контроля играет осуществляемое Минфином методическое руководство организацией бухгалтерского учета в стране, а также проведение аттестации по аудиту и лицензированию аудиторской деятельности.

Оперативный финансовый контроль в рамках Министерства финансов РФ осуществляют Контрольно-ревизионное управление (КРУ) и органы Федерального казначейства.

Контрольно-ревизионное управление Минфина и его органы на местах осуществляют контроль за бюджетными средствами на государственных предприятиях и в коммерческих структурах, получающих средства из бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов; проверяют финансовую деятельность предприятий, находящихся в муниципальной собственности, а также исполнение смет и соблюдение финансовой дисциплины местными администрациями. Кроме того, органы КРУ проводят проверки по заданиям правоохранительных органов.

Органы Казначейства призваны осуществлять государственную бюджетную политику; управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств. На Казначейство возложены следующие задачи:

— контроль за доходной и расходной частью федерального бюджета в процессе его исполнения;

— контроль за состоянием государственных финансов в целом и представление высшим органам законодательной и исполнительной власти отчетов о финансовых операциях Правительства РФ и состоянии бюджетной системы;

— контроль совместно с Банком России за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга РФ;

— контроль за государственными федеральными внебюджетными фондами и финансовыми отношениями между ними и федеральным бюджетом.

Федеральная налоговая служба в соответствии с налоговым законодательством проверяет любые денежные документы у юридических и физических лиц, включая совместные предприятия, иностранных граждан и лиц без гражданства; контролировать соблюдение хозяйствующими субъектами налогового законодательства и правильность исчисления налогов; обследовать любые используемые для извлечения доходов производственные, складские и торговые помещения; применять меры принудительного воздействия в отношении должностных лиц и граждан, включая изъятие соответствующих документов и приостановление операций по счетам в банках. Налоговые инспекции также имеют право наложения административных штрафов и принудительного взыскания недоимок по налогам в бюджет.

Центральный Банк РФ осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. С этой целью создано специальное подразделение — Департамент банковского надзора, который проверяет соблюдение коммерческими банками банковского законодательства и установленных ЦБ нормативов банковской деятельности. При установлении фактов нарушений или при предоставлении банками неполной или недостоверной информации ЦБ в зависимости от вида нарушения вправе прибегнуть к определенным методам воздействия: штраф, реорганизация, замена руководства коммерческого банка; запрет на проведение отдельных операций, крайняя мера — отзыв лицензии и ликвидация банка.

Читать еще:  Паспорт муниципального образования

Ведомственный финансовый контроль осуществляется структурными подразделениями министерств, ведомств, государственных комитетов и других органов государственного управления за финансово-хозяйственной деятельностью подведомственных им предприятий, учреждений, организаций. Сфера ведомственного финансового контроля — сохранность и использование материальных и финансовых ресурсов; пресечение фактов расточительства, бесхозяйственности, приписок; состояние бухгалтерского учета и отчетности.

Аудиторский финансовый контроль — установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации; проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований проверяемых экономических субъектов. Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги: постановку и ведение бухгалтерского учета; составление бухгалтерской отчетности и деклараций о доходах; анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности; обучение работников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах финансово-хозяйственного законодательства; проработка рекомендаций, полученных в результате аудиторских проверок. Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

6.2. Классификация государственного финансового контроля

Финансовый контроль классифицируется по следующим основаниям.

1. По уровню управления финансовый контроль подразделяется на:

♦ общегосударственный (вневедомственный) финансовый контроль, который проводят органы государственной власти.

♦ ведомственный финансовый контроль, который проводят контрольно‑ревизионные подразделения министерств, ведомств.

2. По времени осуществления финансовый контроль подразделяется на:

♦ предварительный контроль, который производится на стадии подготовки проекта распределения и использования финансовых ресурсов;

♦ текущий контроль, который осуществляется на стадии движения финансовых потоков;

♦ последующий финансовый контроль, в ходе которого оценивается итоговое состояние финансовой системы в целом и ее структурных элементов.

3. По признаку повторяемости контрольных действий ревизии могут быть первичными, повторными и дополнительными.

4. По характеру субъектов контроля различают внутренний и внешний контроль.

5. По средствам осуществления различают документальный и фактический контроль.

6. По обследуемым периодам выделяют оперативный и периодический контроль.

7. По объему деятельности, охватываемой ревизиями и обследованиями, различается полный и частичный контроль.

Особое место в системе финансового контроля принадлежит государственному контролю в сфере бюджетных отношений, принципы и порядок которого закреплены в Бюджетном кодексе РФ. Государственному и муниципальному финансовому контролю в Бюджетном кодексе РФ посвящен IX раздел. Бюджетный кодекс предусматривает специальную классификацию видов финансового контроля в бюджетной сфере. Выделяются следующие виды финансового контроля:

1. Контроль законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления в форме:

♦ предварительного контроля, осуществляемого в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно‑финансовым вопросам;

♦ текущего контроля, осуществляемого в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;

♦ последующего контроля, осуществляемого в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

2. Контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, местными администрациями муниципальных образований. Субъектами данного вида контроля являются:

♦ Федеральная служба финансово‑бюджетного надзора;

♦ финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и (или) уполномоченные ими органы, главные распорядители, распорядители бюджетных средств.

3. Контроль в форме внутреннего финансового аудита, предусмотренный ст. 270‑1 Бюджетного кодекса РФ. Органы исполнительной власти (органы местной администрации) с 1 января 2008 г. вправе создавать подразделения внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля), осуществляющие разработку и контроль за соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также подготовку и организацию мер, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств.

Классификация государственного финансового контроля

Под классификацией в науке понимается распределение объектов, явлений, категорий по классам (разрядам, группам и другими подразделениями) в зависимости от общих признаков. В системе многообразии государственного контроля Республики Казахстан, охватывающего все сферы жизнедеятельности общества и государства, масштабно выделяются следующие виды, как: 1) конституционный контроль, осуществляемый квазисудебным органом – Конституционным Советом, 2) парламентский контроль, осуществляемый депутатами Сената и Мажилиса Парламента, 3) административный контроль — контроль органов исполнительной власти, 4) судебный контроль, возложенный на систему судов, 5) президентский контроль, 6) контроль, осуществляемый органами прокуратуры в форме особого рода надзора.

Читать еще:  Правовое регулирование государственного и муниципального кредита

Субъектами государственного контроля являются законодательно наделенные его функциями специализированные государственные организации и его структурные подразделения, контрольно-ревизионные отделы, предприятия, учреждения, а также всех наделенных соответствующими функциями должностных лиц органов государственной власти и управления. По отношению к осуществлению контроля его субъекты могут быт отнесены к субъектам прямого или косвенного контроля. например л.Н. Овсянников считает что государственный контроль – функция исполнительной власти, он должен реализовываться только специальными органами, не связанными какими-либо иными функциями [2, с.51-57].

Бюджетный кодекс Республики Казахстан вкладывает в смысл и содержание государственного финансового контроля проверку и анализ соблюдения объектами контроля бюджетного и иного законодательства Республики Казахстан с целью выявления, устранения и недопущения нарушений. Согласно кодекса государственный финансовый контроль подразделяется на:

  • внутренний и внешний государственный финансовый контроль в зависимости от органа, который его осуществляет;
  • проводимый на республиканском и местном уровне государственного управления в зависимости от соответствующего уровня бюджета.

Уполномоченный Правительством Республики Казахстан орган по внутреннему контролю проводит внутренний государственный финансовый контроль по утвержденному на соответствующий финансовый год плану.

Внеплановый контроль проводится по поручениям Президента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан, уполномоченных на то государственных органов, а также по депутатским запросам.

Признано, что предварительный финансовый контроль проводится до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. На стадии предварительного контроля проверяются подлежащие утверждению и исполнению документы, которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности, — проекты бюджетов, финансовых планов и смет, кредитные и кассовые заявки и т.д.

Текущий финансовый контроль — это контроль в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов, капитального строительства и т.д.).

Последующий финансовый контроль — это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета; использования предприятием или учреждением денежных средств, уплаты налогов и т.д.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

Что касается видовой характеристики государственного финансового контроля, то нормами законодательства определены такие следующие виды государственного финансового контроля, осуществляемые органами государственного финансового контроля в пределах полномочий:

  • комплексный контроль — проверка и оценка деятельности объектов контроля по всем вопросам за конкретный период;
  • тематический контроль — проверка и оценка деятельности объекта контроля по отдельным вопросам за конкретный период;
  • встречный контроль — контроль третьих лиц, который проводится исключительно по вопросам взаимоотношений с основным объектом контроля в рамках проверяемого вопроса;
  • совместный контроль — контроль, проводимый органами государственного финансового контроля совместно с другими государственными органами (ст.138 Бюджетного кодекса).

Государственный финансовый контроль подразделяется на следующие типы:

  • контроль на соответствие — оценка соответствия деятельности объекта контроля требованиям бюджетного и иного законодательства Республики Казахстан;
  • контроль финансовой отчетности — оценка достоверности, обоснованности и своевременности составления и представления финансовой отчетности объектом контроля;
  • контроль эффективности — оценка, проводимая в том числе на основе контроля на соответствие и финансовой отчетности, достижения государственными органами прямых и конечных результатов, предусмотренных в их стратегических планах, реализации государственных и бюджетных программ, оказываемых государственных услуг, использования связанных грантов, государственных и гарантированных государством займов, поручительств и активов государства, а также комплексный и объективный анализ влияния деятельности государственного органа и субъектов квазигосударственного сектора на развитие экономики, социальной сферы или отдельно взятой отрасли (сферы) государственного управления (ст.138 Бюджетного кодекса).

Классификация финансово-хозяйственного контроля по источникам используемой информации включает документальный и фактический контроль.

Источниками контрольных данных для документального контроля служат первичные документы, включая технические носители информации: регистры бухгалтерского учета; бухгалтерская, статистическая и оперативно-техническая отчетность; плановая, нормативная и прочая документация[1].

Фактический контроль представляет собой изучение фактического состояния проверяемых объектов по данным осмотра их в натуре (обмера, взвешивания, пересчета и т.д.). Использование приемов фактического контроля позволяет установить достоверность хозяйственных операций, отраженных в первичных документах, бухгалтерском учете и отчетности. Однако фактический контроль, особенно последующий, не может быть всеобъемлющим в силу непрерывного характера хозяйственных процессов и быстроменяющихся хозяйственных ситуаций. Поэтому документальный и фактический контроль не существуют изолированно, а дополняют друг друга[3].

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector