S-p.su

Антикризисные новости
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Государственное регулирование финансовой деятельности

Государственное регулирование финансовой деятельности предприятия

Государственное регулирование финансовой деятельности предприятий представляет собой процесс нормативно-правового регламентирования условий формирования их внешних и внутренних финансовых отношений и осуществления основных видов финансовых операций. Государственная финансовая политика представляет собой целенаправленное правовое регулирование отдельных аспектов финансовой деятельности субъектов хозяйствования со стороны государства в соответствии со стратегией и конкретными условиями его экономического развития.

Направления, формы и методы государственного регулирования финансовой деятельности предприятий существенно различаются в отдельных странах. Они определяются такими факторами, как уровень экономического развития страны, степень ее интегрированности с мировой экономической системой, многообразие форм финансовых отношений различных субъектов хозяйствования, уровень развитости финансового рынка и его инфраструктуры, многообразие используемых в хозяйственной практике финансовых инструментов и другими. С учетом этих факторов каждое государство разрабатывает и проводит государственную финансовую политику, определяющую направленность, формы и методы регламентации финансовой деятельности отдельных субъектов хозяйствования.
Государственная финансовая политика представляет собой целенаправленное правовое регулирование отдельных аспектов финансовой деятельности субъектов хозяйствования со стороны государства в соответствии со стратегией и конкретными условиями его экономического развития.
Осуществляемое в соответствии с государственной финансовой политикой централизованное нормативно-правовое регулирование финансовой деятельности предприятии во многом определяет направленность преимущественных форм этой деятельности, характер осуществляемых ими финансовых операций, выбор соответствующих видов финансовых инструментов, правовую защищенность партнеров по финансовым сделкам, а в конечном счете — уровень эффективности и риска этой деятельности в целом.
Чрезмерно жесткое государственное регулирование финансовой деятельности предприятий существенно снижает уровень их самостоятельности в сфере принимаемых финансовых решений, отрицательно сказывается на доходности многих финансовых операций, хотя и позволяет снизить общий уровень их риска. В то же время недостаточное государственное регулирование финансовой деятельности предприятий не позволяет четко синхронизировать ее со стратегическими целями и задачами экономического развития страны, многократно увеличивает число арбитражных споров между участниками финансовых сделок в силу неадекватного толкования ими различных условий их осуществления, приводит к существенному росту уровня совокупного финансового риска в деятельности субъектов хозяйствования.
Направления и формы государственного регулирования финансовой деятельности отдельных субъектов хозяйствования в сочетании с уровнем развития экономики определяют характер внутренней финансовой среды (или «финансовый климат») в той или иной стране, который существенно влияет на ее рейтинг и ранговое место в мировой финансовой системе. Внутренняя финансовая среда («финансовый климат») характеризуется системой действующих в стране правовых и экономических условий осуществления финансовой деятельности отдельными субъектами хозяйствования (как резидентами, так и нерезидентами), существенно влияющих на уровень доходности и риска финансовых операций. Внутренняя финансовая среда («финансовый климат») во многом определяют объемы и эффективность финансовых отношений предприятий с зарубежными партнерами, степень государственной финансовой поддержки предприятий за счет внешних займов, уровень интегрированности финансовой системы страны с мировой финансовой системой.
Направления, формы и методы государственного регулирования финансовой деятельности предприятий
носят целенаправленный характер на каждом этапе экономического развития страны. На современном этапе это регулирование подчинено следующим основным целям:
1. Обеспечение направленности форм и методов государственного регулирования финансовой деятельности предприятий на реализацию разработанной государственной финансовой политики в целом. 2. Упорядочение форм и условий внешних и внутренних финансовых отношений с целью их согласованности с соответствующими формами, используемыми в сфере государственных финансов и финансов домашних хозяйств. 3. Обеспечение единства основных условий осуществления финансовой деятельности предприятиям различных форм собственности, отраслевой принадлежности и организационно-правовых форм функционирования. 4. Обеспечение единства условий и возможностей формирования всеми предприятиями необходимых финансовых ресурсов за счет внутренних источников при эффективной их хозяйственной деятельности. 5. Обеспечение свободного и открытого доступа всех предприятий к внешним источникам формирования финансовых ресурсов. 7. Гарантированность защиты предприятий в процессе осуществления ими финансовой деятельности от противоправных действий со стороны недобросовестных партнеров и прямого мошенничества отдельных лиц.
Исходя из сформулированных целей государственное регулирование финансовой деятельности предприятий осуществляется на современном этапе на основе следующих принципов:
1. Формирование системы основных направлений регулирования финансовой деятельности предприятий, обеспечивающих реализацию государственной финансовой политики и эффективное решение задач по реформированию экономики.
2. Обеспечение перспективности нормативно-правовых актов, направленных на регулирование финансовой деятельности предприятий, с позиций соответствующей регламентации ими порядка использования наиболее эффективных форм и методов осуществления этой деятельности, наиболее перспективных и прогрессивных видов финансовых инструментов и т.п.
3. Обеспечение достаточной самостоятельности предприятий в выборе основных направлений, форм и методов ведения финансовой деятельности в условиях ее
государственного регулирования.
4. Соблюдение необходимой пропорциональности в обеспечении финансовых интересов государства, предприятий и отдельных граждан при осуществлении регулирования финансовой деятельности отдельных субъектов хозяйствования.
5. Обеспечение взаимосвязи государственного регулирования основных направлений и форм финансовой деятельности предприятий с формами и методами регулирования отдельных сегментов финансового рынка и осуществляемых на них операций.
6. Учет накопленного мирового опыта формирования правовых основ регулирования финансовой деятельности отдельных субъектов хозяйствования; интеграция отечественных правовых норм в международную систему финансовых правоотношений.

Виды органов, осуществляющих финансовую деятельность:

1) органы общей компетенции, осуществляющие общее регулирование и контроль за финансовой деятельностью:

а) Президент РФ — подписывает и обнародует федеральный закон о федеральном бюджете;
б) законодательные (представительные) органы РФ, субъектов РФ и муниципальных образований (например, Федеральное Собрание РФ) — рассматривают и принимают (либо отклоняют) бюджеты соответствующих уровней;
в) исполнительные органы РФ, ее субъектов и муниципальных образований (например, Правительство РФ) — представляют проект бюджета в законодательные (представительные) органы, осуществляют общее управление его исполнением;

2) органы специальной компетенции, созданные специально для осуществления финансовой деятельности:

а) Министерство финансов РФ. Основная задача — выработка единой государственной финансовой (включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга), кредитной, денежной политики, а также политики в сфере аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей (в части исчисления и порядка уплаты), включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств;

б) Федеральное казначейство РФ.

— организация, осуществление и контроль за исполнением бюджета РФ, управление средствами на счетах Казначейства;

— регулирование финансовых отношений между бюджетом РФ и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за их средствами;

— сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов;

— управление и обслуживание совместно с ЦБ РФ государственного внутреннего и внешнего долга РФ;
в) Министерство РФ по налогам и сборам.

Основные задачи в области осуществления финансовой деятельности:

— контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды;

— участие в разработке и осуществлении налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов, сборов и других обязательных платежей в полном объеме;

— осуществление валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов;
г) Банк России.

— разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику во взаимодействии с Правительством РФ;

— монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

— является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

— устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;

— устанавливает правила проведения банковских операций;

— осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов.

Читать еще:  Государственные финансовые органы

Процесс гос.регулирования финансовой деятельности предприятия заключается в следующем:

1.Создание необходимой нормативной базы, регулирующей основные формы и виды финансовой деятельности предприятия. 2. Формирование определенной системы требований к деятельности финансовых институтов, обслуживающих финансовую деятельность предприятий и их лицензирование. 3.Унификация параметров используемых организациями финансовых инструментов и правил ведения операций с ними. 4. Формирование действенной системы экономических стимулов к использованию в практике финансовой деятельности предприятий, наиболее эффективных видов финансовых инструментов. 5. Создание действенной системы финансовых и иных санкций за нарушение предприятиями установленных правовых норм, осуществление финансовой деятельности и др.

Основные направления государственного регулирования финансовой деятельности организаций:

1.Регулирование финансовых аспектов создания организаций.

2. Регулирование системы учёта и отчётности организаций.

3 Налоговое регулирование.

4. Регулирование порядка и форм амортизации ОС и НА.

5. Регулирование кредитных отношений (где предприятие выступает в роли кредитора).

6. Регулирование системы расчётов и денежного обращения. (Предметом является формы денежных расчетов по отдельным хозяйственным операциям, порядок хранения свободного остатка денежных средств).

7. Валютное регулирование. (Система валютного законодательства определяет порядок зачисления иностранной валюты, поступающей в результате внешнеэкономической деятельности предприятия, на счета банка страны, разграничение валютных операций и т.д.).

8, Регулирование инвестиционной деятельности. (Включает виды инвестиционных инструментов, порядок подготовки инвестиционных проверок, формы иностранного инвестирования и его защиты, условия осуществления инвестиций за рубежом).

9. Регулирование страховых операций. (Определяются формы обязательного страхования, формы ответственности страховщика и страхователя, порядок определения суммы ущерба).

10. Регулирование процедур банкротства и ликвидации организаций.

11. Регулирование рынка ценных бумаг. (предусматривает правила эмиссии ЦБ, порядок ведения реестров, обязательные требования к операциям с ценными бумагами).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9293 — | 7865 — или читать все.

1.3. Государственное регулирование финансовой деятельности предприятий в условиях рынка

В современных условиях от государства в значительной мере зависит эффективность деятельности предприятий. Государство ока­зывает влияние на все сферы экономической деятельности общества путем выполнения правовой, экономической, социальной, оборон­ной, управленческой и др. функций, т.к. рынок не может регулиро­вать экономические и социальные процессы в интересах всего обще­ства. Прерогативой государства является обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальная безопасность, что является основой для развития предпринимательства и экономики. Государственное регулирование в рыночных условиях представляет собой законодательно оформленную систему внешнего воздействия на финансы предприятий . Государство формирует финансовую политику на макроуровне и осуществляет законодательное регули­рование финансов микроуровня. Оно определяет порядок образова­ния, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов, которые служат одним из источников финан­сирования предприятий.

Основными направлениями государственного регулирования фи­нансовой деятельности предприятий являются:

• формы платежей и расчетов;

• организация обращения ценных бумаг;

• состав и компетенция органов государственного управления в

решении финансовых вопросов;

• лицензирование отдельных видов деятельности.

Механизмом государственного воздействия на предпринима­тельскую деятельность являются экономические (косвенные) и адми­нистративные (прямые) методы. Они должны использоваться в ком­плексе при проведении фискальной, инвестиционной, ценовой, амортизационной, денежно-кредитной и др. политики таким обра­зом, чтобы не разрушить рыночные основы, не допустить кризисных явлений.

Экономические методы (косвенные) воздействия государства на предпринимательскую деятельность довольно разнообразны. Ос­новными из них являются:

• способы перераспределение доходов и ресурсов;

• государственная предпринимательская деятельность;

• кредитно-финансовые механизмы и др.

Административные методы (прямые) должны использоваться, если экономические методы неприемлемы или недостаточно эффек­тивны. К ним относятся:

Их целесообразно использовать в следующих областях:

• охране окружающей среды;

• сертификации, стандартизации, метрологии;

• деятельности естественных государственных монополий.

Экономические и административные методы оказывают влия­ние на финансовую деятельность предприятий.

Финансы предприятий служат главным инструментом государст­венного регулирования экономики. С их помощью осуществляется регу­лирование производства продуктов, обеспечивается финансирова­ние потребностей расширенного воспроизводства на основе опти­мального соотношения между средствами, направляемыми на по­требление и на накопление. Финансы предприятий могут использо­ваться для регулирования отраслевых пропорций в рыночной эко­номике, способствовать ускорению развития отдельных отраслей экономики, созданию новых производств и современных технологий, ускорению научно-технического прогресса.

Мировой опыт показывает, что в условиях реформирования экономики, в кризисных ситуациях роль государства возрастает, в условиях стабильности и оживления — снижается.

В последние годы основными направлениями развития эконо­мики РФ являются:

• улучшение инвестиционного и предпринимательского клима­та;

• создание равных условий конкуренции для всех хозяйствую­щих субъектов на всей территории страны.

Одной из причин, препятствующей стабильному и долгосроч­ному экономическому росту является низкая эффективность госу­дарственного управления неспособного создать нормальную инсти­туциональная среду, повысить уровень защиты прав собственности и эффективность функционирование судебной системы. Избыточным и обременительным остается вмешательство органов власти в дея­тельность хозяйствующих субъектов. При этом государство не обес­печивает предоставление в достаточной степени высокого качества услуг. Отсутствуют эффективные механизмы гражданского контроля за принятием решений по основным направлениям социально- экономического развития.

Повышение эффективности государственного управления и регулирования направлено на продолжение реформирования сис­темы государственного управления и повышение его эффективно­сти, осуществление административной реформы.

Основными целями административной реформы являются:

• улучшение качества и доступности государственных услуг;

• ограничение вмешательства государства в экономическую дея­тельность субъектов предпринимательства, в том числе даль­нейшая работа по прекращению избыточного государственно­го регулирования.

Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:

• повысить эффективность взаимодействия органов исполни­тельной власти и гражданского общества, а также прозрач­ность деятельности органов исполнительной власти;

• разработать и внедрить стандарты государственных услуг, пре­доставляемых органами исполнительной власти, а также ад­министративных регламентов в органах исполнительной вла­сти;

• оптимизировать функционирование органов исполнительной власти и ввести механизмы противодействия коррупции в сферах деятельности органов исполнительной власти;

• модернизировать систему информационного обеспечения ор­ганов исполнительной власти;

• сформировать необходимое организационное, информацион­ное, ресурсное и кадровое обеспечение административной ре­формы в рамках совершенствования системы государственной службы в целом;

• оптимизировать систему территориальных органов федераль­ных органов исполнительной власти.

Стандартизация государственных услуг позволит упорядо­чить и конкретизировать обязательства органов исполнительной власти перед обществом, внедрить объективные процедуры кон­троля и оценки их деятельности. В этих целях необходимо сформи­ровать исчерпывающие реестры государственных услуг, оказывае­мых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в связи с исполнением ими своих полномочий, реализацией прав, законных интересов и обя­занностей граждан и организаций, а также принять нормативные правовые акты, устанавливающие их стандарты в виде норматив­ных требований к качеству, срокам и порядку предоставления го­сударственных услуг.

Задача повышения эффективности выполнения функций фе­деральных органов исполнительной власти и органов исполнитель­ной власти субъектов РФ, предоставления ими государственных ус­луг, межведомственных взаимодействий и внутренней организации будет решаться на основе внедрения административных регламен­тов, то есть обязательных требований к порядку, процедурам и ад­министративно-управленческим процессам, обеспечивающим ис­полнение их полномочий, а также на основе разработки и создания эффективного механизма досудебного обжалования действий и ре­шений государственных органов и должностных лиц.

Дальнейшая оптимизация функций органов исполнительной власти предусматривает повышение эффективности государствен­ного регулирования, устранение неэффективного государственного вмешательства в экономику путем исключения избыточных функ­ций, совершенствование системы контроля и надзора, лицензирова­ния, аккредитации, регистрации, проведения государственных экс­пертиз и выдачи разнообразных разрешений и согласований, вне­дрение механизмов аутсорсинга административно-управленческих процессов, повышение эффективности системы закупок для государ­ственных нужд.

Читать еще:  Управление государственного финансового контроля республики адыгея

Будет продолжена работа по системной корректировке зако­нодательства с целью исключения избыточных полномочий органов власти, унифицирования типовых управленческих процессов и соот­ветствующих полномочий должностных лиц.

Планируется внесение изменений в Кодекс РФ об админист­ративных правонарушениях в части уточнения полномочий феде­ральных органов исполнительной власти, а также принятие базо­вых норм законодательства об аккредитации и внесение изменений в кодексы, регулирующие отдельные сферы государственного управления.

Снижению избыточного вмешательства государства в деятель­ность хозяйствующих субъектов будет способствовать распростране­ние общего порядка лицензирования на виды деятельности, на ко­торые не распространяется действие Федерального закона «О лицен­зировании отдельных видов деятельности».

Реализация антикоррупционной политики будет включать в себя, в том числе, внедрение ведомственных антикоррупционных программ, создание механизмов общественной поддержки антикор­рупционной политики.

Обеспечение информационной открытости деятельности ор­ганов исполнительной власти и участия в их деятельности граждан­ского общества требует законодательного закрепления процедур, обеспечивающих доступность информации о деятельности государ­ственных органов. Необходимы разработка механизмов обществен­ной экспертизы, проведение государственно-общественных консуль­таций и общественного мониторинга на ранних стадиях подготовки и принятия решений, а также обеспечение публичности принятых решений.

Необходимы модернизация системы информационного обес­печения государственного управления и проведение мониторинга реализации основных направлений реформы государственного управления.

В ходе реформы должны быть созданы условия для развития кадрового потенциала государственной гражданской службы, ее функционирования как единой эффективной, мобильной и про­зрачной системы государственного управления на федеральном и региональном уровнях. Необходима разработка и широкое внедре­ние современных форм учета и оценки деятельности гражданских служащих, способствующих формированию высокопрофессиональ­ного кадрового состава гражданской службы на конкурсной основе, а также создание эффективных механизмов продвижения и ротации кадров, обеспечивающих условия труда и вознаграждение граждан­ских служащих в соответствии с выполняемой деятельностью.

В ближайшее время нужно создать систему планирования и оценки результативности служебной деятельности государственных служащих, базирующейся на должностных регламентах. С результа­тами служебной деятельности должна быть увязана оплата труда государственных гражданских служащих. На государственной служ­бе необходимо активно внедрять служебные контракты, включаю­щие показатели эффективности и результативности деятельности.

Большие перспективы связаны с внедрением информацион­ных технологий в сфере государственного управления, созданием элементов электронного правительства, включая обеспечение ин­формационной открытости, развитие систем электронного докумен­тооборота, общегосударственных информационных ресурсов, рас­ширение набора услуг, предоставляемых в электронной форме. Часть административных регламентов должна быть реализована в электронной форме, позволяющей обеспечить оперативность, ин­формационную насыщенность управленческих решений и постоян­ный контроль их исполнения. Должна быть обеспечена координация мероприятий административной реформы и программ, стимули­рующих использование информационных технологий в государст­венном управлении.

Необходимость внедрения принципов и положений админи­стративной реформы на уровне субъектов РФ и органов местного самоуправления потребует реализации мер эффективной методиче­ской и организационной поддержки и стимулирования регионов федеральными органами власти.

Для реформирования системы территориальных органов фе­деральных органов исполнительной власти потребуется определить критерии необходимости создания территориальных органов феде­ральных органов исполнительной власти и сохранения существую­щих. Будет происходить постепенное выстраивание сети территори­альных органов в соответствии с принимаемыми решениями по пе­редаче полномочий федеральных органов исполнительной власти на региональный уровень.[3]

Государственное регулирование финансовой деятельности предприятия

В странах, где рыночная экономика является довольно развитой, имеет место государственное регулирование финансовой деятельности. При этом государство не конфликтует с предприятиями при выборе форм, направлений и методов осуществления собственной финансовой деятельности.

Что же такое государственное регулирование финансовой деятельности предприятия? Это процесс нормативно-правового регламентирования условий формирования финансовой деятельности предприятия и проведения финансовых операций.

Государственное регулирование должно быть сбалансировано, а также иметь точную направленность, так как при жестком регулировании уровень финансовой деятельности предприятия может ощутимо снизиться. В то же время при слабом регулировании повышается количество арбитражных споров между сторонами сделок, значительно повышается уровень финансового риска в деятельности предприятия, предприятие не объединяет свои экономические цели с целями развития экономики страны.

В каждой стране приняты собственные методы и направления регулирования финансовой деятельности государством. Выбор методов, форм и направлений зависит от уровня развития экономики страны, финансового рынка и рыночной инфраструктуры, от используемых финансовых инструментов, а также от финансовых отношений субъектов. Основные направления: налоговые отношения, лицензирование деятельности, различные операции в сферах валютного и денежного обращения, а также в других сферах финансовой деятельности.

Централизованное регулирование финансовой деятельности предприятия во многом определяет уровень риска и эффективности этой деятельности и определяется как совокупность мер контролирующего, исполнительного и законодательного характера. Осуществляется организациями государственного управления.
Государством используются экономические (ценообразование, перераспределение доходов и расходов, налоги и т.д.) и административные меры (лимиты, ограничения, запреты). Причем административные используются тогда, когда экономические методы являются неэффективными.

В России целью государственного регулирования финансовой деятельности предприятия является достижение и удержание высоких темпов роста экономики. Следовательно, регулирование деятельности должно обеспечивать конкурентоспособность экономики и создание благоприятного предпринимательского (финансового) климата. Финансовый климат, в свою очередь, значительно влияет на рейтинг страны и ее место в финансовой системе мира и может быть охарактеризован системой экономических условий осуществления финансовой деятельности субъектами хозяйствования. Эти условия довольно сильно влияют на уровень риска и доходности финансовых операций. Предпринимательский климат также определяется эффективностью финансовых отношений с иностранными партнерами, уровнем поддержки предприятия государством с помощью внешних займов, степень интегрированности системы финансов страны с мировой системой.

Вся государственная деятельность в области регулирования финансовой деятельности несет большую поддержку предприятиям почти во всех экономических вопросах, а значит, имеет большое экономическое значение.

Государственное регулирование финансовой деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 21:35, реферат

Описание

Сложность и многогранность финансовой деятельности предприятий в условиях перехода к рыночной экономике определяют необходимость государственного ее регулирования. Как свидетельствует мировой опыт, такое многоаспектное государственное регулирование осуществляется во всех странах с развитой рыночной экономикой, не вступая при этом в противоречие с широкой самостоятельностью предприятий в выборе направлений, форм и методов осуществления своей финансовой деятельности.

Содержание

1. Государственное регулирование финансовой деятельности предприятия.
2. Цели, функции и методы государственного регулирования коммерческой деятельности
3.Органы государственного регулирования, осуществляющие регулирование коммерческой деятельности
Список использованной литературы

Работа состоит из 1 файл

фин.менеджмент.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Самарский Государственный Экономический Университет

Реферат

По дисциплине ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Тема «Государственное регулирование финансовой

деятельности предприятия»

Выполнила: Гринченко Елена, БУП-2

Преподаватель: Сигова Елена Михайловна

г. Самара, 2011 год

1. Государственное регулирование финансовой деятельности предприятия.

Сложность и многогранность финансовой деятельности предприятий в условиях перехода к рыночной экономике определяют необходимость государственного ее регулирования. Как свидетельствует мировой опыт, такое многоаспектное государственное регулирование осуществляется во всех странах с развитой рыночной экономикой, не вступая при этом в противоречие с широкой самостоятельностью предприятий в выборе направлений, форм и методов осуществления своей финансовой деятельности.

Государственное регулирование финансовой деятельности предприятий представляет собой процесс нормативно-правового регламентирования условий формирования их внешних и внутренних финансовых отношений и осуществления основных видов финансовых операций.

Направления, формы и методы государственного регулирования финансовой деятельности предприятий существенно различаются в отдельных странах. Они определяются такими факторами, как уровень экономического развития страны, степень ее интегрированности с мировой экономической системой, многообразие форм финансовых отношений различных субъектов хозяйствования, уровень развитости финансового рынка и его инфраструктуры, многообразие используемых в хозяйственной практике финансовых инструментов и другими. С учетом этих факторов каждое государство разрабатывает и проводит государственную финансовую политику, определяющую направленность, формы и методы регламентации финансовой деятельности отдельных субъектов хозяйствования.

Читать еще:  Типы муниципальных предприятий

Государственная финансовая политика представляет собой целенаправленное правовое регулирование отдельных аспектов финансовой деятельности субъектов хозяйствования со стороны государства в соответствии со стратегией и конкретными условиями его экономического развития.

Осуществляемое в соответствии с государственной финансовой политикой централизованное нормативно-правовое регулирование финансовой деятельности предприятии во многом определяет направленность преимущественных форм этой деятельности, характер осуществляемых ими финансовых операций, выбор соответствующих видов финансовых инструментов, правовую защищенность партнеров по финансовым сделкам, а в конечном счете — уровень эффективности и риска этой деятельности в целом.

Чрезмерно жесткое государственное регулирование финансовой деятельности предприятий существенно снижает уровень их самостоятельности в сфере принимаемых финансовых решений, отрицательно сказывается на доходности многих финансовых операций, хотя и позволяет снизить общий уровень их риска. В то же время недостаточное государственное регулирование финансовой деятельности предприятий не позволяет четко синхронизировать ее со стратегическими целями и задачами экономического развития страны, многократно увеличивает число арбитражных споров между участниками финансовых сделок в силу неадекватного толкования ими различных условий их осуществления, приводит к существенному росту уровня совокупного финансового риска в деятельности субъектов хозяйствования.

2. Цели, функции и методы государственного регулирования коммерческой деятельности

Субъектом государственного регулирования коммерческой деятельности выступает государство, общественные организации, законодательные органы. Объектом — экономические, организационные и управленческие отношения в сфере коммерческой деятельности.

Конкретными целями регулирования являются: формирование целостной системы для наиболее полного комплексного обслуживания потребностей населения и запросов местного рынка труда;

Государственное регулирование коммерческой деятельности преследует цели:

-становление рыночных отношений в сфере коммерческой деятельности;

— осуществление государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности, в частности за выполнением условий для занятия определенными видами деятельности и для борьбы с незаконной практикой тайного предпринимательства;

— получение государственных сведений статистического учета для осуществления мер регулирования экономики;

— предоставление всем участникам хозяйственного оборота, государственным органам власти и органам местного самоуправления информации о субъектах предпринимательской деятельности;

-создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективное функционирование и развитие коммерческой деятельности и, в конечном итоге, обеспечение устойчивого экономического роста.

В целом основная задача государственного регулирования заключается в поддержании стабильности рынка и обеспечении его социальной направленности, что может быть реализовано с помощью определенных принципов.

Применение принципов механизма государственного регулирования коммерческой деятельности будет зависеть от той модели рыночной экономики, которую мы хотим иметь. В условиях социально ориентированной рыночной экономики основными принципами являются динамичность, системность, стабильность, адаптивность, гибкость, рациональность (оптимальность), оперативность, ответственность, достоверность, эффективность и др.

Принципы механизма регулирования необходимо соотносить с теми приоритетами, на которые необходимо обратить внимание в первую очередь.

Для развивающегося общества со смешанной экономикой характерны: социальная ориентированность экономики; рост уровня жизни различных социальных слоев и групп; выполнение государством функций по поддержке и развитию социальной сферы или обеспечению предпосылок ее развития, созданию систем социальных гарантий и защиты для различных слоев населения.

Важное значение в условиях реализации социально ориентированной модели рыночной экономики имеет социальная функция государственного регулирования; объем перераспределения совокупного общественного продукта с учетом различных социальных групп должен быть достаточен для достижения цели государственного регулирования. Государство должно выступать гарантом социально незащищенных слоев населения (участников войны, инвалидов, многодетных семей и т.д.).

Немаловажной общей функцией является функция стратегического планирования. Иногда экономисты называет ее планово-прогнозной. Обязательной функцией является организационная, обеспечивающая системность подходов в проведении реформ, целостность государственной экономической политики.

Само понятие «механизм», происходящее от греческого mechane — машина, означает система, устройство, определяющее порядок какого-либо вида деятельности. Следовательно, одной из составляющих этой функции в условиях формирования рыночной экономики является обеспечение порядка осуществления деятельности в процессе производства, распределения и перераспределения совокупного общественного и национального дохода.

В рыночной экономике роль государства заключается в первую очередь в том, чтобы установить «правила игры», определять стратегические направления развития, поддерживать нормальное функционирование регулирующих механизмов, а не в четкой регламентации деятельности предприятий.

В государственном регулировании рыночной экономики два аспекта представляются наиболее важными. Первым необходимым условием для упорядочивающего воздействия является регламентация, свод правил и ограничений рыночной деятельности. Осуществляется посредством государственного планирования, издания правительством нормативно-правовых актов. Разработка системы правил экономического поведения для всех участников хозяйственного процесса необходима для предоставления ее объектам самостоятельности в предпринимательской деятельности.

Второй аспект — это государственное воздействие на рынок посредством изъятия части прибыли, дохода через систему налогообложения и других платежей в бюджеты. Распределяя средства в интересах общегосударственных нужд, государство осуществляет свою финансовую политику и оказывает влияние на рынок.

Составляющими организационной функции являются также:

  • усиление государственного контроля за деятельностью организаций
  • создание информационного обеспечения и безопасности государственного регулирования.

Роль отдельных институтов рассмотрена обстоятельно Дж. К. Лафтой. Необходимой формой регулирования является программная. В качестве данной формы могут служить прогнозы социально-экономического развития регионов. В системе государственного регулирования коммерческой деятельности среди общих функций важнейшей следует считать, по нашему мнению, создание экономико-правовых условий функционирования механизма регулирования. Переход к рыночной экономике в нашей стране коренным образом изменил содержание и суть экономических отношений между участниками в процессе их деятельности, при этом кардинальному изменению подвергается их правовое регулирование.

Правовые методы государственного регулирования призваны обеспечить прочную правовую основу коммерческой деятельности с помощью законодательных, судебных и административных способов.

Системы методов регулирования бывают прямого и косвенного воздействия.

К прямым методам можно отнести методы административно-правового воздействия на субъекты: регулирование правил продажи товаров и услуг, лицензирование, квотирование, установление минимальных размеров уставного фонда предприятий и организаций отдельных организационно-правовых форм деятельности; управление федеральной собственностью; стратегическое планирование.

Прямые методы предполагают вмешательство государства в функционирование рыночного механизма, в частности, в процессы ценообразования, политику доходов, а именно: замораживание или допуск в определенных размерах роста цен и заработной платы, ограничений изменений показателей в кредитно-денежной системе, использование квот и других.

Государство практически во всех странах оказывает регулирующее воздействие на ценообразование или напрямую устанавливает предельные уровни цен и осуществляет их контроль. С этой целью во многих странах создана правовая база регулирования в виде законов, указов, постановлений и существует надежная статистическая информация об уровне и динамике цен, которая используется для оценки реальных доходов населения и индексации заработной платы и пенсий.

Ни в одной капиталистической стране нет полной свободы в установлении цен, особенно в отраслях, влияющих на общий уровень цен в стране и на положение в социальном секторе экономики. К таким ценам относятся цены на энергоресурсы, медикаменты, почтово-телеграфные, телефонные и железнодорожные тарифы. Регулирование обеспечивает сбалансированность и стабильность экономики, а также конкурентоспособность товаров на внешних рынках. Государственное регулирование цен дополняется гибкой системой льготного кредитования и налогообложения, а также прямыми дотациями отдельным производствам и отраслям.

В США, например, в настоящее время регулируется около 10% цен. Министерство сельского хозяйства и ряд других государственных органов регулируют и осуществляют контроль за ценами на сельскохозяйственную продукцию, энергоносители и ряд других социальных товаров и услуг. Только в нашей стране регулирование цен со стороны государства минимально. Это сказывается на положении простых граждан Российской Федерации. Административное вмешательство осуществляется через законодательные акты.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector
×
×