S-p.su

Антикризисные новости
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Государственное регулирование финансовой деятельности

Государственное регулирование финансовой деятельности предприятия

Государственное регулирование финансовой деятельности предприятий представляет собой процесс нормативно-правового регламентирования условий формирования их внешних и внутренних финансовых отношений и осуществления основных видов финансовых операций. Государственная финансовая политика представляет собой целенаправленное правовое регулирование отдельных аспектов финансовой деятельности субъектов хозяйствования со стороны государства в соответствии со стратегией и конкретными условиями его экономического развития.

Направления, формы и методы государственного регулирования финансовой деятельности предприятий существенно различаются в отдельных странах. Они определяются такими факторами, как уровень экономического развития страны, степень ее интегрированности с мировой экономической системой, многообразие форм финансовых отношений различных субъектов хозяйствования, уровень развитости финансового рынка и его инфраструктуры, многообразие используемых в хозяйственной практике финансовых инструментов и другими. С учетом этих факторов каждое государство разрабатывает и проводит государственную финансовую политику, определяющую направленность, формы и методы регламентации финансовой деятельности отдельных субъектов хозяйствования.
Государственная финансовая политика представляет собой целенаправленное правовое регулирование отдельных аспектов финансовой деятельности субъектов хозяйствования со стороны государства в соответствии со стратегией и конкретными условиями его экономического развития.
Осуществляемое в соответствии с государственной финансовой политикой централизованное нормативно-правовое регулирование финансовой деятельности предприятии во многом определяет направленность преимущественных форм этой деятельности, характер осуществляемых ими финансовых операций, выбор соответствующих видов финансовых инструментов, правовую защищенность партнеров по финансовым сделкам, а в конечном счете — уровень эффективности и риска этой деятельности в целом.
Чрезмерно жесткое государственное регулирование финансовой деятельности предприятий существенно снижает уровень их самостоятельности в сфере принимаемых финансовых решений, отрицательно сказывается на доходности многих финансовых операций, хотя и позволяет снизить общий уровень их риска. В то же время недостаточное государственное регулирование финансовой деятельности предприятий не позволяет четко синхронизировать ее со стратегическими целями и задачами экономического развития страны, многократно увеличивает число арбитражных споров между участниками финансовых сделок в силу неадекватного толкования ими различных условий их осуществления, приводит к существенному росту уровня совокупного финансового риска в деятельности субъектов хозяйствования.
Направления и формы государственного регулирования финансовой деятельности отдельных субъектов хозяйствования в сочетании с уровнем развития экономики определяют характер внутренней финансовой среды (или «финансовый климат») в той или иной стране, который существенно влияет на ее рейтинг и ранговое место в мировой финансовой системе. Внутренняя финансовая среда («финансовый климат») характеризуется системой действующих в стране правовых и экономических условий осуществления финансовой деятельности отдельными субъектами хозяйствования (как резидентами, так и нерезидентами), существенно влияющих на уровень доходности и риска финансовых операций. Внутренняя финансовая среда («финансовый климат») во многом определяют объемы и эффективность финансовых отношений предприятий с зарубежными партнерами, степень государственной финансовой поддержки предприятий за счет внешних займов, уровень интегрированности финансовой системы страны с мировой финансовой системой.
Направления, формы и методы государственного регулирования финансовой деятельности предприятий
носят целенаправленный характер на каждом этапе экономического развития страны. На современном этапе это регулирование подчинено следующим основным целям:
1. Обеспечение направленности форм и методов государственного регулирования финансовой деятельности предприятий на реализацию разработанной государственной финансовой политики в целом. 2. Упорядочение форм и условий внешних и внутренних финансовых отношений с целью их согласованности с соответствующими формами, используемыми в сфере государственных финансов и финансов домашних хозяйств. 3. Обеспечение единства основных условий осуществления финансовой деятельности предприятиям различных форм собственности, отраслевой принадлежности и организационно-правовых форм функционирования. 4. Обеспечение единства условий и возможностей формирования всеми предприятиями необходимых финансовых ресурсов за счет внутренних источников при эффективной их хозяйственной деятельности. 5. Обеспечение свободного и открытого доступа всех предприятий к внешним источникам формирования финансовых ресурсов. 7. Гарантированность защиты предприятий в процессе осуществления ими финансовой деятельности от противоправных действий со стороны недобросовестных партнеров и прямого мошенничества отдельных лиц.
Исходя из сформулированных целей государственное регулирование финансовой деятельности предприятий осуществляется на современном этапе на основе следующих принципов:
1. Формирование системы основных направлений регулирования финансовой деятельности предприятий, обеспечивающих реализацию государственной финансовой политики и эффективное решение задач по реформированию экономики.
2. Обеспечение перспективности нормативно-правовых актов, направленных на регулирование финансовой деятельности предприятий, с позиций соответствующей регламентации ими порядка использования наиболее эффективных форм и методов осуществления этой деятельности, наиболее перспективных и прогрессивных видов финансовых инструментов и т.п.
3. Обеспечение достаточной самостоятельности предприятий в выборе основных направлений, форм и методов ведения финансовой деятельности в условиях ее
государственного регулирования.
4. Соблюдение необходимой пропорциональности в обеспечении финансовых интересов государства, предприятий и отдельных граждан при осуществлении регулирования финансовой деятельности отдельных субъектов хозяйствования.
5. Обеспечение взаимосвязи государственного регулирования основных направлений и форм финансовой деятельности предприятий с формами и методами регулирования отдельных сегментов финансового рынка и осуществляемых на них операций.
6. Учет накопленного мирового опыта формирования правовых основ регулирования финансовой деятельности отдельных субъектов хозяйствования; интеграция отечественных правовых норм в международную систему финансовых правоотношений.

Виды органов, осуществляющих финансовую деятельность:

1) органы общей компетенции, осуществляющие общее регулирование и контроль за финансовой деятельностью:

а) Президент РФ — подписывает и обнародует федеральный закон о федеральном бюджете;
б) законодательные (представительные) органы РФ, субъектов РФ и муниципальных образований (например, Федеральное Собрание РФ) — рассматривают и принимают (либо отклоняют) бюджеты соответствующих уровней;
в) исполнительные органы РФ, ее субъектов и муниципальных образований (например, Правительство РФ) — представляют проект бюджета в законодательные (представительные) органы, осуществляют общее управление его исполнением;

2) органы специальной компетенции, созданные специально для осуществления финансовой деятельности:

а) Министерство финансов РФ. Основная задача — выработка единой государственной финансовой (включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга), кредитной, денежной политики, а также политики в сфере аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей (в части исчисления и порядка уплаты), включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств;

б) Федеральное казначейство РФ.

— организация, осуществление и контроль за исполнением бюджета РФ, управление средствами на счетах Казначейства;

— регулирование финансовых отношений между бюджетом РФ и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за их средствами;

— сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов;

— управление и обслуживание совместно с ЦБ РФ государственного внутреннего и внешнего долга РФ;
в) Министерство РФ по налогам и сборам.

Основные задачи в области осуществления финансовой деятельности:

— контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды;

— участие в разработке и осуществлении налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов, сборов и других обязательных платежей в полном объеме;

— осуществление валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов;
г) Банк России.

— разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику во взаимодействии с Правительством РФ;

— монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

— является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

— устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;

— устанавливает правила проведения банковских операций;

— осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов.

Читать еще:  Финансовые обязательства государства

Процесс гос.регулирования финансовой деятельности предприятия заключается в следующем:

1.Создание необходимой нормативной базы, регулирующей основные формы и виды финансовой деятельности предприятия. 2. Формирование определенной системы требований к деятельности финансовых институтов, обслуживающих финансовую деятельность предприятий и их лицензирование. 3.Унификация параметров используемых организациями финансовых инструментов и правил ведения операций с ними. 4. Формирование действенной системы экономических стимулов к использованию в практике финансовой деятельности предприятий, наиболее эффективных видов финансовых инструментов. 5. Создание действенной системы финансовых и иных санкций за нарушение предприятиями установленных правовых норм, осуществление финансовой деятельности и др.

Основные направления государственного регулирования финансовой деятельности организаций:

1.Регулирование финансовых аспектов создания организаций.

2. Регулирование системы учёта и отчётности организаций.

3 Налоговое регулирование.

4. Регулирование порядка и форм амортизации ОС и НА.

5. Регулирование кредитных отношений (где предприятие выступает в роли кредитора).

6. Регулирование системы расчётов и денежного обращения. (Предметом является формы денежных расчетов по отдельным хозяйственным операциям, порядок хранения свободного остатка денежных средств).

7. Валютное регулирование. (Система валютного законодательства определяет порядок зачисления иностранной валюты, поступающей в результате внешнеэкономической деятельности предприятия, на счета банка страны, разграничение валютных операций и т.д.).

8, Регулирование инвестиционной деятельности. (Включает виды инвестиционных инструментов, порядок подготовки инвестиционных проверок, формы иностранного инвестирования и его защиты, условия осуществления инвестиций за рубежом).

9. Регулирование страховых операций. (Определяются формы обязательного страхования, формы ответственности страховщика и страхователя, порядок определения суммы ущерба).

10. Регулирование процедур банкротства и ликвидации организаций.

11. Регулирование рынка ценных бумаг. (предусматривает правила эмиссии ЦБ, порядок ведения реестров, обязательные требования к операциям с ценными бумагами).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9293 — | 7865 — или читать все.

1.3. Государственное регулирование финансовой деятельности предприятий в условиях рынка

В современных условиях от государства в значительной мере зависит эффективность деятельности предприятий. Государство ока­зывает влияние на все сферы экономической деятельности общества путем выполнения правовой, экономической, социальной, оборон­ной, управленческой и др. функций, т.к. рынок не может регулиро­вать экономические и социальные процессы в интересах всего обще­ства. Прерогативой государства является обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальная безопасность, что является основой для развития предпринимательства и экономики. Государственное регулирование в рыночных условиях представляет собой законодательно оформленную систему внешнего воздействия на финансы предприятий . Государство формирует финансовую политику на макроуровне и осуществляет законодательное регули­рование финансов микроуровня. Оно определяет порядок образова­ния, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов, которые служат одним из источников финан­сирования предприятий.

Основными направлениями государственного регулирования фи­нансовой деятельности предприятий являются:

• формы платежей и расчетов;

• организация обращения ценных бумаг;

• состав и компетенция органов государственного управления в

решении финансовых вопросов;

• лицензирование отдельных видов деятельности.

Механизмом государственного воздействия на предпринима­тельскую деятельность являются экономические (косвенные) и адми­нистративные (прямые) методы. Они должны использоваться в ком­плексе при проведении фискальной, инвестиционной, ценовой, амортизационной, денежно-кредитной и др. политики таким обра­зом, чтобы не разрушить рыночные основы, не допустить кризисных явлений.

Экономические методы (косвенные) воздействия государства на предпринимательскую деятельность довольно разнообразны. Ос­новными из них являются:

• способы перераспределение доходов и ресурсов;

• государственная предпринимательская деятельность;

• кредитно-финансовые механизмы и др.

Административные методы (прямые) должны использоваться, если экономические методы неприемлемы или недостаточно эффек­тивны. К ним относятся:

Их целесообразно использовать в следующих областях:

• охране окружающей среды;

• сертификации, стандартизации, метрологии;

• деятельности естественных государственных монополий.

Экономические и административные методы оказывают влия­ние на финансовую деятельность предприятий.

Финансы предприятий служат главным инструментом государст­венного регулирования экономики. С их помощью осуществляется регу­лирование производства продуктов, обеспечивается финансирова­ние потребностей расширенного воспроизводства на основе опти­мального соотношения между средствами, направляемыми на по­требление и на накопление. Финансы предприятий могут использо­ваться для регулирования отраслевых пропорций в рыночной эко­номике, способствовать ускорению развития отдельных отраслей экономики, созданию новых производств и современных технологий, ускорению научно-технического прогресса.

Мировой опыт показывает, что в условиях реформирования экономики, в кризисных ситуациях роль государства возрастает, в условиях стабильности и оживления — снижается.

В последние годы основными направлениями развития эконо­мики РФ являются:

• улучшение инвестиционного и предпринимательского клима­та;

• создание равных условий конкуренции для всех хозяйствую­щих субъектов на всей территории страны.

Одной из причин, препятствующей стабильному и долгосроч­ному экономическому росту является низкая эффективность госу­дарственного управления неспособного создать нормальную инсти­туциональная среду, повысить уровень защиты прав собственности и эффективность функционирование судебной системы. Избыточным и обременительным остается вмешательство органов власти в дея­тельность хозяйствующих субъектов. При этом государство не обес­печивает предоставление в достаточной степени высокого качества услуг. Отсутствуют эффективные механизмы гражданского контроля за принятием решений по основным направлениям социально- экономического развития.

Повышение эффективности государственного управления и регулирования направлено на продолжение реформирования сис­темы государственного управления и повышение его эффективно­сти, осуществление административной реформы.

Основными целями административной реформы являются:

• улучшение качества и доступности государственных услуг;

• ограничение вмешательства государства в экономическую дея­тельность субъектов предпринимательства, в том числе даль­нейшая работа по прекращению избыточного государственно­го регулирования.

Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:

• повысить эффективность взаимодействия органов исполни­тельной власти и гражданского общества, а также прозрач­ность деятельности органов исполнительной власти;

• разработать и внедрить стандарты государственных услуг, пре­доставляемых органами исполнительной власти, а также ад­министративных регламентов в органах исполнительной вла­сти;

• оптимизировать функционирование органов исполнительной власти и ввести механизмы противодействия коррупции в сферах деятельности органов исполнительной власти;

• модернизировать систему информационного обеспечения ор­ганов исполнительной власти;

• сформировать необходимое организационное, информацион­ное, ресурсное и кадровое обеспечение административной ре­формы в рамках совершенствования системы государственной службы в целом;

• оптимизировать систему территориальных органов федераль­ных органов исполнительной власти.

Стандартизация государственных услуг позволит упорядо­чить и конкретизировать обязательства органов исполнительной власти перед обществом, внедрить объективные процедуры кон­троля и оценки их деятельности. В этих целях необходимо сформи­ровать исчерпывающие реестры государственных услуг, оказывае­мых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в связи с исполнением ими своих полномочий, реализацией прав, законных интересов и обя­занностей граждан и организаций, а также принять нормативные правовые акты, устанавливающие их стандарты в виде норматив­ных требований к качеству, срокам и порядку предоставления го­сударственных услуг.

Задача повышения эффективности выполнения функций фе­деральных органов исполнительной власти и органов исполнитель­ной власти субъектов РФ, предоставления ими государственных ус­луг, межведомственных взаимодействий и внутренней организации будет решаться на основе внедрения административных регламен­тов, то есть обязательных требований к порядку, процедурам и ад­министративно-управленческим процессам, обеспечивающим ис­полнение их полномочий, а также на основе разработки и создания эффективного механизма досудебного обжалования действий и ре­шений государственных органов и должностных лиц.

Дальнейшая оптимизация функций органов исполнительной власти предусматривает повышение эффективности государствен­ного регулирования, устранение неэффективного государственного вмешательства в экономику путем исключения избыточных функ­ций, совершенствование системы контроля и надзора, лицензирова­ния, аккредитации, регистрации, проведения государственных экс­пертиз и выдачи разнообразных разрешений и согласований, вне­дрение механизмов аутсорсинга административно-управленческих процессов, повышение эффективности системы закупок для государ­ственных нужд.

Читать еще:  Классификация государственного финансового контроля

Будет продолжена работа по системной корректировке зако­нодательства с целью исключения избыточных полномочий органов власти, унифицирования типовых управленческих процессов и соот­ветствующих полномочий должностных лиц.

Планируется внесение изменений в Кодекс РФ об админист­ративных правонарушениях в части уточнения полномочий феде­ральных органов исполнительной власти, а также принятие базо­вых норм законодательства об аккредитации и внесение изменений в кодексы, регулирующие отдельные сферы государственного управления.

Снижению избыточного вмешательства государства в деятель­ность хозяйствующих субъектов будет способствовать распростране­ние общего порядка лицензирования на виды деятельности, на ко­торые не распространяется действие Федерального закона «О лицен­зировании отдельных видов деятельности».

Реализация антикоррупционной политики будет включать в себя, в том числе, внедрение ведомственных антикоррупционных программ, создание механизмов общественной поддержки антикор­рупционной политики.

Обеспечение информационной открытости деятельности ор­ганов исполнительной власти и участия в их деятельности граждан­ского общества требует законодательного закрепления процедур, обеспечивающих доступность информации о деятельности государ­ственных органов. Необходимы разработка механизмов обществен­ной экспертизы, проведение государственно-общественных консуль­таций и общественного мониторинга на ранних стадиях подготовки и принятия решений, а также обеспечение публичности принятых решений.

Необходимы модернизация системы информационного обес­печения государственного управления и проведение мониторинга реализации основных направлений реформы государственного управления.

В ходе реформы должны быть созданы условия для развития кадрового потенциала государственной гражданской службы, ее функционирования как единой эффективной, мобильной и про­зрачной системы государственного управления на федеральном и региональном уровнях. Необходима разработка и широкое внедре­ние современных форм учета и оценки деятельности гражданских служащих, способствующих формированию высокопрофессиональ­ного кадрового состава гражданской службы на конкурсной основе, а также создание эффективных механизмов продвижения и ротации кадров, обеспечивающих условия труда и вознаграждение граждан­ских служащих в соответствии с выполняемой деятельностью.

В ближайшее время нужно создать систему планирования и оценки результативности служебной деятельности государственных служащих, базирующейся на должностных регламентах. С результа­тами служебной деятельности должна быть увязана оплата труда государственных гражданских служащих. На государственной служ­бе необходимо активно внедрять служебные контракты, включаю­щие показатели эффективности и результативности деятельности.

Большие перспективы связаны с внедрением информацион­ных технологий в сфере государственного управления, созданием элементов электронного правительства, включая обеспечение ин­формационной открытости, развитие систем электронного докумен­тооборота, общегосударственных информационных ресурсов, рас­ширение набора услуг, предоставляемых в электронной форме. Часть административных регламентов должна быть реализована в электронной форме, позволяющей обеспечить оперативность, ин­формационную насыщенность управленческих решений и постоян­ный контроль их исполнения. Должна быть обеспечена координация мероприятий административной реформы и программ, стимули­рующих использование информационных технологий в государст­венном управлении.

Необходимость внедрения принципов и положений админи­стративной реформы на уровне субъектов РФ и органов местного самоуправления потребует реализации мер эффективной методиче­ской и организационной поддержки и стимулирования регионов федеральными органами власти.

Для реформирования системы территориальных органов фе­деральных органов исполнительной власти потребуется определить критерии необходимости создания территориальных органов феде­ральных органов исполнительной власти и сохранения существую­щих. Будет происходить постепенное выстраивание сети территори­альных органов в соответствии с принимаемыми решениями по пе­редаче полномочий федеральных органов исполнительной власти на региональный уровень.[3]

Государственное регулирование финансовой деятельности предприятия

В странах, где рыночная экономика является довольно развитой, имеет место государственное регулирование финансовой деятельности. При этом государство не конфликтует с предприятиями при выборе форм, направлений и методов осуществления собственной финансовой деятельности.

Что же такое государственное регулирование финансовой деятельности предприятия? Это процесс нормативно-правового регламентирования условий формирования финансовой деятельности предприятия и проведения финансовых операций.

Государственное регулирование должно быть сбалансировано, а также иметь точную направленность, так как при жестком регулировании уровень финансовой деятельности предприятия может ощутимо снизиться. В то же время при слабом регулировании повышается количество арбитражных споров между сторонами сделок, значительно повышается уровень финансового риска в деятельности предприятия, предприятие не объединяет свои экономические цели с целями развития экономики страны.

В каждой стране приняты собственные методы и направления регулирования финансовой деятельности государством. Выбор методов, форм и направлений зависит от уровня развития экономики страны, финансового рынка и рыночной инфраструктуры, от используемых финансовых инструментов, а также от финансовых отношений субъектов. Основные направления: налоговые отношения, лицензирование деятельности, различные операции в сферах валютного и денежного обращения, а также в других сферах финансовой деятельности.

Централизованное регулирование финансовой деятельности предприятия во многом определяет уровень риска и эффективности этой деятельности и определяется как совокупность мер контролирующего, исполнительного и законодательного характера. Осуществляется организациями государственного управления.
Государством используются экономические (ценообразование, перераспределение доходов и расходов, налоги и т.д.) и административные меры (лимиты, ограничения, запреты). Причем административные используются тогда, когда экономические методы являются неэффективными.

В России целью государственного регулирования финансовой деятельности предприятия является достижение и удержание высоких темпов роста экономики. Следовательно, регулирование деятельности должно обеспечивать конкурентоспособность экономики и создание благоприятного предпринимательского (финансового) климата. Финансовый климат, в свою очередь, значительно влияет на рейтинг страны и ее место в финансовой системе мира и может быть охарактеризован системой экономических условий осуществления финансовой деятельности субъектами хозяйствования. Эти условия довольно сильно влияют на уровень риска и доходности финансовых операций. Предпринимательский климат также определяется эффективностью финансовых отношений с иностранными партнерами, уровнем поддержки предприятия государством с помощью внешних займов, степень интегрированности системы финансов страны с мировой системой.

Вся государственная деятельность в области регулирования финансовой деятельности несет большую поддержку предприятиям почти во всех экономических вопросах, а значит, имеет большое экономическое значение.

Государственное регулирование финансовой деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 21:35, реферат

Описание

Сложность и многогранность финансовой деятельности предприятий в условиях перехода к рыночной экономике определяют необходимость государственного ее регулирования. Как свидетельствует мировой опыт, такое многоаспектное государственное регулирование осуществляется во всех странах с развитой рыночной экономикой, не вступая при этом в противоречие с широкой самостоятельностью предприятий в выборе направлений, форм и методов осуществления своей финансовой деятельности.

Содержание

1. Государственное регулирование финансовой деятельности предприятия.
2. Цели, функции и методы государственного регулирования коммерческой деятельности
3.Органы государственного регулирования, осуществляющие регулирование коммерческой деятельности
Список использованной литературы

Работа состоит из 1 файл

фин.менеджмент.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Самарский Государственный Экономический Университет

Реферат

По дисциплине ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Тема «Государственное регулирование финансовой

деятельности предприятия»

Выполнила: Гринченко Елена, БУП-2

Преподаватель: Сигова Елена Михайловна

г. Самара, 2011 год

1. Государственное регулирование финансовой деятельности предприятия.

Сложность и многогранность финансовой деятельности предприятий в условиях перехода к рыночной экономике определяют необходимость государственного ее регулирования. Как свидетельствует мировой опыт, такое многоаспектное государственное регулирование осуществляется во всех странах с развитой рыночной экономикой, не вступая при этом в противоречие с широкой самостоятельностью предприятий в выборе направлений, форм и методов осуществления своей финансовой деятельности.

Государственное регулирование финансовой деятельности предприятий представляет собой процесс нормативно-правового регламентирования условий формирования их внешних и внутренних финансовых отношений и осуществления основных видов финансовых операций.

Направления, формы и методы государственного регулирования финансовой деятельности предприятий существенно различаются в отдельных странах. Они определяются такими факторами, как уровень экономического развития страны, степень ее интегрированности с мировой экономической системой, многообразие форм финансовых отношений различных субъектов хозяйствования, уровень развитости финансового рынка и его инфраструктуры, многообразие используемых в хозяйственной практике финансовых инструментов и другими. С учетом этих факторов каждое государство разрабатывает и проводит государственную финансовую политику, определяющую направленность, формы и методы регламентации финансовой деятельности отдельных субъектов хозяйствования.

Читать еще:  Государственное финансовое регулирование экономики

Государственная финансовая политика представляет собой целенаправленное правовое регулирование отдельных аспектов финансовой деятельности субъектов хозяйствования со стороны государства в соответствии со стратегией и конкретными условиями его экономического развития.

Осуществляемое в соответствии с государственной финансовой политикой централизованное нормативно-правовое регулирование финансовой деятельности предприятии во многом определяет направленность преимущественных форм этой деятельности, характер осуществляемых ими финансовых операций, выбор соответствующих видов финансовых инструментов, правовую защищенность партнеров по финансовым сделкам, а в конечном счете — уровень эффективности и риска этой деятельности в целом.

Чрезмерно жесткое государственное регулирование финансовой деятельности предприятий существенно снижает уровень их самостоятельности в сфере принимаемых финансовых решений, отрицательно сказывается на доходности многих финансовых операций, хотя и позволяет снизить общий уровень их риска. В то же время недостаточное государственное регулирование финансовой деятельности предприятий не позволяет четко синхронизировать ее со стратегическими целями и задачами экономического развития страны, многократно увеличивает число арбитражных споров между участниками финансовых сделок в силу неадекватного толкования ими различных условий их осуществления, приводит к существенному росту уровня совокупного финансового риска в деятельности субъектов хозяйствования.

2. Цели, функции и методы государственного регулирования коммерческой деятельности

Субъектом государственного регулирования коммерческой деятельности выступает государство, общественные организации, законодательные органы. Объектом — экономические, организационные и управленческие отношения в сфере коммерческой деятельности.

Конкретными целями регулирования являются: формирование целостной системы для наиболее полного комплексного обслуживания потребностей населения и запросов местного рынка труда;

Государственное регулирование коммерческой деятельности преследует цели:

-становление рыночных отношений в сфере коммерческой деятельности;

— осуществление государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности, в частности за выполнением условий для занятия определенными видами деятельности и для борьбы с незаконной практикой тайного предпринимательства;

— получение государственных сведений статистического учета для осуществления мер регулирования экономики;

— предоставление всем участникам хозяйственного оборота, государственным органам власти и органам местного самоуправления информации о субъектах предпринимательской деятельности;

-создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективное функционирование и развитие коммерческой деятельности и, в конечном итоге, обеспечение устойчивого экономического роста.

В целом основная задача государственного регулирования заключается в поддержании стабильности рынка и обеспечении его социальной направленности, что может быть реализовано с помощью определенных принципов.

Применение принципов механизма государственного регулирования коммерческой деятельности будет зависеть от той модели рыночной экономики, которую мы хотим иметь. В условиях социально ориентированной рыночной экономики основными принципами являются динамичность, системность, стабильность, адаптивность, гибкость, рациональность (оптимальность), оперативность, ответственность, достоверность, эффективность и др.

Принципы механизма регулирования необходимо соотносить с теми приоритетами, на которые необходимо обратить внимание в первую очередь.

Для развивающегося общества со смешанной экономикой характерны: социальная ориентированность экономики; рост уровня жизни различных социальных слоев и групп; выполнение государством функций по поддержке и развитию социальной сферы или обеспечению предпосылок ее развития, созданию систем социальных гарантий и защиты для различных слоев населения.

Важное значение в условиях реализации социально ориентированной модели рыночной экономики имеет социальная функция государственного регулирования; объем перераспределения совокупного общественного продукта с учетом различных социальных групп должен быть достаточен для достижения цели государственного регулирования. Государство должно выступать гарантом социально незащищенных слоев населения (участников войны, инвалидов, многодетных семей и т.д.).

Немаловажной общей функцией является функция стратегического планирования. Иногда экономисты называет ее планово-прогнозной. Обязательной функцией является организационная, обеспечивающая системность подходов в проведении реформ, целостность государственной экономической политики.

Само понятие «механизм», происходящее от греческого mechane — машина, означает система, устройство, определяющее порядок какого-либо вида деятельности. Следовательно, одной из составляющих этой функции в условиях формирования рыночной экономики является обеспечение порядка осуществления деятельности в процессе производства, распределения и перераспределения совокупного общественного и национального дохода.

В рыночной экономике роль государства заключается в первую очередь в том, чтобы установить «правила игры», определять стратегические направления развития, поддерживать нормальное функционирование регулирующих механизмов, а не в четкой регламентации деятельности предприятий.

В государственном регулировании рыночной экономики два аспекта представляются наиболее важными. Первым необходимым условием для упорядочивающего воздействия является регламентация, свод правил и ограничений рыночной деятельности. Осуществляется посредством государственного планирования, издания правительством нормативно-правовых актов. Разработка системы правил экономического поведения для всех участников хозяйственного процесса необходима для предоставления ее объектам самостоятельности в предпринимательской деятельности.

Второй аспект — это государственное воздействие на рынок посредством изъятия части прибыли, дохода через систему налогообложения и других платежей в бюджеты. Распределяя средства в интересах общегосударственных нужд, государство осуществляет свою финансовую политику и оказывает влияние на рынок.

Составляющими организационной функции являются также:

  • усиление государственного контроля за деятельностью организаций
  • создание информационного обеспечения и безопасности государственного регулирования.

Роль отдельных институтов рассмотрена обстоятельно Дж. К. Лафтой. Необходимой формой регулирования является программная. В качестве данной формы могут служить прогнозы социально-экономического развития регионов. В системе государственного регулирования коммерческой деятельности среди общих функций важнейшей следует считать, по нашему мнению, создание экономико-правовых условий функционирования механизма регулирования. Переход к рыночной экономике в нашей стране коренным образом изменил содержание и суть экономических отношений между участниками в процессе их деятельности, при этом кардинальному изменению подвергается их правовое регулирование.

Правовые методы государственного регулирования призваны обеспечить прочную правовую основу коммерческой деятельности с помощью законодательных, судебных и административных способов.

Системы методов регулирования бывают прямого и косвенного воздействия.

К прямым методам можно отнести методы административно-правового воздействия на субъекты: регулирование правил продажи товаров и услуг, лицензирование, квотирование, установление минимальных размеров уставного фонда предприятий и организаций отдельных организационно-правовых форм деятельности; управление федеральной собственностью; стратегическое планирование.

Прямые методы предполагают вмешательство государства в функционирование рыночного механизма, в частности, в процессы ценообразования, политику доходов, а именно: замораживание или допуск в определенных размерах роста цен и заработной платы, ограничений изменений показателей в кредитно-денежной системе, использование квот и других.

Государство практически во всех странах оказывает регулирующее воздействие на ценообразование или напрямую устанавливает предельные уровни цен и осуществляет их контроль. С этой целью во многих странах создана правовая база регулирования в виде законов, указов, постановлений и существует надежная статистическая информация об уровне и динамике цен, которая используется для оценки реальных доходов населения и индексации заработной платы и пенсий.

Ни в одной капиталистической стране нет полной свободы в установлении цен, особенно в отраслях, влияющих на общий уровень цен в стране и на положение в социальном секторе экономики. К таким ценам относятся цены на энергоресурсы, медикаменты, почтово-телеграфные, телефонные и железнодорожные тарифы. Регулирование обеспечивает сбалансированность и стабильность экономики, а также конкурентоспособность товаров на внешних рынках. Государственное регулирование цен дополняется гибкой системой льготного кредитования и налогообложения, а также прямыми дотациями отдельным производствам и отраслям.

В США, например, в настоящее время регулируется около 10% цен. Министерство сельского хозяйства и ряд других государственных органов регулируют и осуществляют контроль за ценами на сельскохозяйственную продукцию, энергоносители и ряд других социальных товаров и услуг. Только в нашей стране регулирование цен со стороны государства минимально. Это сказывается на положении простых граждан Российской Федерации. Административное вмешательство осуществляется через законодательные акты.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector