S-p.su

Антикризисные новости
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Государственное регулирование финансов

Государственное регулирование финансов

Государство формирует финансовую политику и осуществляет законодательное регулирование финансов на макро- и микроуровнях.

Государственное регулирование представляет собой законодательно оформленную систему воздействия на финансовые процессы в социально-экономической жизни общества.

Все направления государственного регулирования между собой взаимодействуют и влияют друг на друга. Выявление этих взаимосвязей имеет большое значение для функционирования финансовой системы. Регулирующая роль государства не ограничивается сферой государственной собственности. Она также не предполагает наличия преимущественно государственной собственности на средства производства. Подтверждением этому служит мировая практика, где высококонкурентная среда со значительными элементами планового начала, олицетворяемая государством, соседствует с частнокапиталистическим предпринимательством. Воздействие государства на экономику осуществляется через систему законодательных актов, государственных и муниципальных законодательных, представительных и исполнительных органов власти.

В основу государственного регулирования заложена определенная финансовая концепция. Различают две наиболее противоположные по формам реализации мировые концепции государственного финансового регулирования: монетаризм и кейнсианство.

Монетаризм приветствует свободный нерегулируемый рынок с ограничением государственного вмешательства в экономику поддержанием стабильного темпа роста денежной массы. Он широко используется Международным валютным фондом и Организацией экономического сотрудничества и развития для реализации программ финансовой стабилизации государств, испытывающих финансовые трудности и привлекающих внешние источники централизованного финансирования бюджетного дефицита и дефицита платежного баланса.

Рестриктивная политика монетаризма основывается на сокращении государственных расходов и повышении налогов. Цель такой политики — сокращение покупательной способности населения, уменьшение бюджетного дефицита и снижение уровня инфляции. Одновременно это вызывает замедление экономического роста. Сокращение спроса приводит к трудностям сбыта и падению темпов прироста выпускаемой продукции. Сдерживание спроса предприятий путем проведения жесткой денежной политики не создает условий для прироста производства продукции, который может обеспечить снижение цен. При ограниченных возможностях привлечения ресурсов извне и «съеденных» инфляцией собственных средствах предприятий происходит естественное сокращение объемов производства и замедление темпов экономического роста.

В конечном счете задача сводится к переориентации ресурсов от потребления к накоплению. Сложность ее реализации обусловлена возможным усилением стагнации производства. В условиях снижения реальной заработной платы и осложнения ситуации на рынке труда перераспределение ресурсов от потребления в пользу инвестиций не происходит. Политика ограничения спроса усиливает конкуренцию и возможность банкротства, а также социальную напряженность в обществе.

Противоположностью монетаризму является широко применяемая в последние десятилетия финансовая концепция кейнсианства. В основе ее — государственное регулирование и государственная поддержка проводимых в экономике преобразований. Кейнсианство основано на экспансионистской финансовой политике, включающей расширение государственных расходов и снижение налогов, а также экспансионистской денежно-кредитной политике, связанной с расширением денежной массы в обращении.

Увеличение государственных расходов стимулирует рост производства, а значит, и рост инвестиций и вложений в человеческий капитал. Кроме того, расширяется покупательная способность населения и совокупный спрос на товары, работы, услуги. Высокая покупательная способность лишь при определенных обстоятельствах повышает конкурентоспособность предприятий и качество продукции, а эти две проблемы для российской экономики в настоящее время наиболее актуальны.

Экспансионистская политика требует жесткого контроля за ценами, так как издержки производства имеют тенденцию к росту. Контроль необходим и в связи с риском роста инфляции, процентных ставок, налогов.

Увеличение государственных расходов возможно за счет существенного повышения эффективности использования бюджетных ассигнований либо за счет роста налоговых поступлений. Рост налоговых поступлений происходит при расширении производства, повышении темпов прироста выпускаемой продукции. В этом случае необязательно повышать ставки налогов, так как автоматически расширяется налогооблагаемая база. Темп роста расходов не должен превышать темпа роста доходов и за этим соотношением необходим государственный контроль. Для реализации такой политики государство должно иметь долгосрочные программы централизованных инвестиционных вложений. Кейнсианство (как и монетаризм), в чистом виде применяется в мировой финансовой практике редко, так как чревато возрастанием бюджетного дефицита и инфляции. Большие задачи оно возлагает на государство, требует разработки твердой и основательной законодательной базы для соблюдения определенных рамок вмешательства в предпринимательскую деятельность.

Выбор форм государственного регулирования финансов особенно сложен в российской экономике при проведении структурных преобразований. Отсутствие достаточных накоплений в частном секторе означает невозможность быстрой переориентации финансирования с государственных источников на собственные средства предприятий. Применение мирового опыта без учета конкретных особенностей и состояния экономики России способствовало усугублению кризисных процессов.

Политика экономического роста, как правило, включает такой элемент государственного регулирования, как девальвацию национальной валюты, которая снижает цену продукции, а следовательно, и затраты на производство и реализацию, повышает ее конкурентоспособность на мировом рынке. В то же время она сдерживает внутреннее потребление из-за падения заработной платы. Девальвация приводит к удорожанию импорта и удешевлению экспорта, возрастанию размеров внешнего долга и увеличению расходов на выплату процентов по нему. Стимулирование экспорта имеет большое значение для погашения внешних обязательств Российского государства. Для нормального состояния платежного баланса рост экспорта должен опережать рост им порта и покрывать возросшие расходы по обслуживанию внешнего долга. Для внутреннего состояния экономики имеет значение сокращение издержек производства и обращения, себестоимости по уровню, превышающему снижение цен. В этом случае преимущество получает прибыль. Возрастание прибыли позволяет обеспечить рост инвестиций одновременно с расширением производства. Девальвация может сопровождаться рестриктивными мерами в том случае, когда значительный капитал накоплен в частном секторе экономики, который не коснется сокращения государственных расходов.

Результатом свободного ценообразования, как утверждают сторонники монетаристской школы, являются уравновешивание спроса и предложения, достижение стабильности. Кейнсианская школа считает, что цены малоподвижны и не могут быстро реагировать на состояние спроса и предложения. Поэтому изменение цен не служит ориентиром в рыночной конъюнктуре. Более подвижны в этом смысле объемы продаж и величина запасов товарно-материальных ценностей. Однако если цены остаются стабильными, то при снижении спроса производство также должно сокращаться. При этом значительные запасы приводят к иммобилизации оборотных средств.

Между уровнем цен и денежной массой существует тесная зависимость. Так считают монетаристы. Поэтому если бюджетный дефицит покрывается за счет эмиссии, то это стимулирует инфляцию и рост цен. Для устранения этого негативного явления Центральный банк должен строго контролировать прирост денежной массы. Однако при недостатке денег в обращении используются квазиденьги и другие денежные инструменты, которые приводят к перераспределению доходов в пользу их эмитентов, а предприятия не могут защитить свои интересы при неплатежеспособности потребителей продукции.

Кроме контроля за общей массой денег в обращении необходимо поддерживать определенную структуру платежных средств, в том числе более ликвидных.

Рост цен в секторе, защищенном от конкуренции, всегда выше. Чем выше степень монополизма, тем выше инфляция издержек население в ожидании очередного повышения цен компенсирует потери путем приобретения товаров или иностранной валюты. Без стабильности цен насыщение рынка продукцией, товарами, работами и услугами невозможно. Очень важно проводить политику снижения себестоимости, так как это один из основных факторов роста цен.

Читать еще:  Проблемы государственного регулирования финансов предприятий

Следует отметить, что высокоразвитые страны мира при формировании финансовой концепции экономического роста применяют элементы как монетаристской, так и кейнсианской систем, что приводит к появлению промежуточных теорий с множеством оттенков, основу которых составляют национальные государственные особенности и степень развитости экономик. Экономическая эффективность и социальная справедливость находятся в состоянии динамического равновесия, которое определяет темпы роста производства и жизненного уровня населения.

Список литературы

1. Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по эконом.специальностям, специальности «Финансы и кредит»/под ред. Г.Б.Поляка. – 3-е изд., перераб.и доп.. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 703 с. С.341,343

2. Финансы и кредит: учебник/под ред.проф. М.В.Романовского, проф.Г.Н.Белоглазовой. – 2-е изд., перераб.и доп. – М.:Издательство Юрайт, 2009. – 609 с. С.476-482

3. Васильева М.В. О концепции государственного и муниципального финансового контроля..//Финансы и кредит №44 (380) — 2009

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Регулирования финансов

Регулирование финансов – это воздействие на социальные и экономические процессы путем концентрации финансовых ресурсов в определенных структурах и ограничения их роста в других институтах. За счет этого создается возможность быстрого эффективного перераспределения финансовых ресурсов между разными уровнями и структурами социально-экономической системы.

Государственное регулирование финансов осуществляется на микро- и макро-уровне. Это система воздействия на финансовые процессы, которые проходят в социально-экономической жизни общества.

Государственное финансовое регулирование – это комплекс взаимосвязанных действий, которые влияют друг на друга. Регулирующая роль распространяется не только на бюджетные организации. Государству дается приоритет на средства производства. Это отображено в мировой практике. Высоко конкурентная среда со значимыми элементами планового начала олицетворяет государственную деятельность. При этом она действует в комплексе с частнокапиталистическим предпринимательством. Государство осуществляет регулирование финансов через законодательные акты, институты исполнительной, муниципальной, представительной власти.

Государственное регулирование финансовой деятельности базируется на определенной стратегии. В экономической теории выделяют две мировые концепции: кейнсианство и монетаризм. Они являются полностью противоположными друг другу.

Основные характеристики монетаризма

Данная концепция регулирования финансовой деятельности предусматривает свободный неконтролируемый рынок. Государственные органы ограниченное вмешательство в экономику. Главная задача – поддержать стабильные темпы роста денежной массы в обороте. Принципы монетаризма активно используют в своей работе Организация экономического сотрудничества, Международный валютный фонд. Благодаря этому международные финансовые институты оказывают активную помощь развивающимся странам, привлекают внешние источники для устранения дефицита бюджета и платежного баланса.

Рестриктивная политика данной концепции подразумевает значительное сокращение государственных затрат и повышения налогов. Главная цель монетаризма — сократить покупательскую способность сограждан, снизить уровень инфляции в стране и уменьшить дефицит государственного бюджета. В результате выполнения этих задач в стране происходит замедление темпов экономического роста. Спрос падает, соответственно, объемы выпускаемой продукции также сокращаются.

Таким образом, по концепции монетаризма все сводится к переориентации ресурсов от потребления к их накоплению. Основная сложность – возможное усиление стагнации производственной сферы. Если размер реальных доходов населения уменьшается, а ситуация на рынке труда усложняется, то переориентироваться на инвестирование невозможно. В условиях проведения политики ограниченного спроса возрастает уровень конкуренции и вероятность банкротства, а также уровень социальной напряженности в социуме.

Финансовая концепция кейнсианства

Полной противоположностью монетаризма является финансовая концепция кейнсианства. Ее активно применяют в течение последнего десятилетия. В ее основе лежит государственный контроль и поддержка всех экономических реформ в государстве. Основывается данная модель на экспансионистской финансовой и экспансионистской денежно-кредитной политике. В результате происходит увеличение денежной массы в обороте.

Государственные затраты вызывают рост производства. Соответственно, данной экономикой интересуются инвесторы, вкладываются деньги в развитие человеческого потенциала. Данные преобразования в экономике повышают покупательную способность населения и потребительский спрос на товары и услуги. Высокая покупательная способность граждан только в отдельных случаях приводит к росту конкурентоспособности компании и повышает качество выпускаемой продукции. Для российской экономики данные проблемы являются наиболее актуальными.

Экспансионистская политика

Применение экспансионистской политики требует проведение жесткого контроля за ценами, так как затраты производства могут постоянно возрастать. Ситуацию необходимо постоянно контролировать, чтобы не вызвать стремительный рост инфляции, процентов по кредитам, налогов для населения и бизнеса.

Размер государственных затрата увеличивается при значительном повышении эффективности использования бюджетных дотаций или за счет роста поступлений от налогоплательщиков. Платежи по налогам увеличиваются при расширенном производстве, при увеличении объемов выпускаемой продукции и товаров. В данной ситуации совсем необязательно увеличивать ставку по налогам. Поступления в бюджет значительно возрастут, так как расширится налогооблагаемая база. Используемые методы регулирования финансов не должны привести к тому, чтобы темпы роста затрата превышали темпы роста доходов. Для этого нужен постоянный государственный контроль. Чтобы выполнить данные задачи государственная политика должна базироваться на долгосрочных программах централизованных инвестиционных вложений.

Кейнсианская политика относительно регулирования финансов

Кейнсианская модель, так же, как и монетаризм в чистой форме в мировой финансовой практике встречается довольно редко. Использование этих модель может привести к росту инфляции в стране возникновению дефицита государственного дефицита. Кейнсианская концепция отводит большую роль государственным органам, необходимо разработать четкую законодательную базу, которая закрепит границы государственного вмешательства в проведение предпринимательской деятельности.

Методы финансового регулирования в РФ

Подобрать методы финансового регулирования для российской экономики довольно сложно, так как в ней сейчас происходят существенные структурные преобразования. В частном сегменте нет достаточного уровня накоплений, чтобы ими можно было заменить государственные дотации для предприятий. Применение зарубежного опыта без учета национальных особенностей и состояния российской экономики привело только к усугублению кризисных явлений в стране.

В политику экономического роста в большинстве случаев включают такой элемент регулирования, как девальвация национальной валюты. Это позволяет снизить цены на продукцию, затраты на ее выпуск и реализацию, повышает конкурентоспособность товаров на мировом рынке. В тот же момент происходит снижение покупательской возможности населения, так как уменьшается размер заработной платы.

Девальвация национальной валюты вызывает повышение цен на импортные товары и снижению стоимости экспорта. Также увеличивается и внешний долг государства, возрастают проценты на его погашения, что может привести к значительному дефициту бюджета.

В данной ситуации очень важно стимулировать экспорт продукции. За счет поступлений от реализации можно будет оплатить внешний долг страны.

Чтобы соблюдать равновесие платежного баланса, темпы роста экспорта должны превышать темпы импорта. Также все затраты, связанные с внешним долгом, должны своевременно покрываться. Большое значение для экономики имеет снижение производственных затрат и себестоимости, которая будет меньше, чем установленная цена. В таком случае деятельность предприятия будет прибыльной. Это позволит обеспечить приток инвестиций в национальную экономику и расширить производство.

Читать еще:  Президентский государственный финансовый контроль

Девальвацию можно сопровождать рестриктивными методами только в том случае, если в частном секторе есть значительные накопления, которых не коснутся сокращения государственных затрат.

Денежная масса и уровень цен

Представители монетаристской школы считают, что в результате свободного ценообразования, уравновесится спрос и предложение, экономика обретет стабильность. Кейнсианская школа считает, что цены изменяются не часто, поэтому не могут оперативно реагировать на изменение конъюнктуры на рынке. Поэтому в условиях рыночной экономики ориентироваться на цены нельзя. В этом смысле более подвижными являются величина запасов материальных ресурсов и объемы реализации. При стабильности цены и падении спроса, объемы производства будут уменьшаться. В данной ситуации большие запасы приведут к иммобилизации оборотного капитала.

Денежная масса и уровень цен находятся в тесной зависимости. Такого мнения придерживаются монетаристы. Если для покрытия дефицитного бюджета используют эмиссию, то происходит рост инфляции. Чтобы снизить негативные последствия государственные органы должны четко контролировать прирост денежной массы в обороте. Также должна соблюдаться определенная структура платежного баланса. В нем должны преобладать ликвидные активы.

В сегменте, который особенно защищен от конкуренции, рост цен будет всегда выше. Изменения в ценообразовании приводят к корректированию рыночной структуры. Это создает дополнительные риски, повышается инфляция. Если население ожидает рост цен, то начинает скупать товары или иностранную валюту. Очень важно, чтобы государство проводило политику снижения себестоимости продукции, так как именно уровень затрат является основным фактором роста цен.

Высокоразвитые страны при формировании финансовой стратегии используют элементы и кейнсианской, и монетаристской моделей. Это приводит к образованию новых промежуточных теорий со своими особенностями и нюансами. При этом социальная справедливость и экономическая эффективность уравновешены и определяют темпы роста производства и благосостояния населения.

Государственное регулирование финансов

Государственное регулирование финансов представляет собой законодательно закрепленную систему воздействия на финансовые отношения. Для воздействия используются финансовые методы и инструменты, осуществляется финансовая политика. Соответствующие государственные органы разрабатывают и проводят финансовую поли­тику и осуществляют законодательное регулирование финансов на макро- и микроуровнях.

Экономическая роль государства проявляется в следующих функциях: регулирующей, перераспределительной, со­циальной, контрольной. Государствен­ное финансовое регулирование является приоритетной составляющей системы государственного регулирования социально-экономических процессов. Основные параметры финансового регулирования отражаются в балансе финансовых ресурсов, финансовом плане-прогнозе по бюджетным показателям и бюджетном плане, представляющем собой один из универсальных механизмов, с помо­щью которых государство участвует в решении проблем общества, содействует развитию образования, здравоохранения, науки, культу­ры и других социальных отраслей.

Финан­совое регулирование является приоритетной составляющей системы государственного регулирования социально-экономических процес­сов и относят к финансовым регуляторам государственные расходы, налоги и неналоговые платежи, доходы государственных внебюджет­ных фондов, финансовые льготы и санкции, систему государствен­ного регулирования деятельности монополий, государственный кре­дит во всех формах. Финансовое регулирование государство осуществляет в первую очередь посред­ством использования инструментов налоговой и бюджетной политики.

Деятельность госу­дарственных структур в сфере управления финансовыми ресурсами представляет собой сочетание мер бюджетного, налогового, денеж­но-кредитного регулирования, что предполагает выполнение в опе­ративном режиме многовариантных прогнозно-аналитических рас­четов на больших объемах информации.

В настоящее время целью государства является построение социально ориентированного рыночного хозяйства. Задачами госу­дарства являются последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, восстановление эконо­мической и политической роли России в мировом сообществе, сочетание регулирующей роли государства и свободного рыночного развития экономики. Для достижения этих целей используются раз­нообразные финансовые инструменты. С целью совершенствования управления общественными финансами Министерство финансов Российской Федерации выступило официальным инициатором нор­мативного закрепления понятия «лучшая практика». Под этим пони­мается третий уровень регулирования и управления региональными и муниципальными финансами на основе добровольных стандартов, составленных с учетом лучшего опыта работы финансовых органов. При использовании кодекса лучшей практики главный упор будет сделан не на ужесточение государственного финансового контроля, а повышением эффективности использования финансовых ресурсов, а на усиление самоконтроля территориальных органов власти и повышение их заинтересованности в экономном и целевом исполь­зовании всех денежных средств, а в первую очередь — бюджетных ресурсов.

Для повышения эффективности управления региональ­ными и местными финансами следует:

— обеспечить самостоятельность и ответственность субъектов управления общественными финансами;

— создать конкурентную среду, что является абсолютно необ­ходимым условием для формирования у институтов власти стимулов повышения прозрачности и эффективности управления обществен­ными финансами.

Использование кодекса лучшей практики должно будет спо­собствовать внедрению честных правил конкуренции, повышению информированности всех заинтересованных лиц о лучшем опыте финансовой работы не только на отечественном, но и на междуна­родном уровне.

5.1 Содержание финансового регулирования, его формы и методы

Современный этап развития рыночной экономики в различных странах характеризуется активным вмешательством государства в экономические и социальные процессы, поскольку в условиях существования монополий, сильного влияния профсоюзов не происходит автоматического саморегулирования рынка. При этом в силу ограниченности возможности применения административных методов наиболее часто используемым экономическим инструментом выступают финансы. Из этого следует, что основным субъектом финансового регулирования выступает государство.

Государственное регулирование экономических процессов в целом, и в том числе государственное финансовое регулирование, направлено на предотвращение возникающих диспропорций, когда отдельные сегменты экономики развиваются более быстрыми темпами, угрожая создать ситуацию перепроизводства. Еще одним направлением государственного финансового регулирования является обеспечение развития более быстрыми темпами высокотехнологичных отраслей экономики или их создание. Это направление наиболее актуально для стран, осущестнляющих крупные системные преобразования. Немаловажным фактором экономического развития является социальная стабильность, поэтому государственное финансовое регулирование снизано также с ее достижением.

Финансовое регулирование происходит, с одной стороны, через стимулирование одних сегментов экономической системы путем концентрации в них финансовых ресурсов и, с другой стороны, через сдерживание иных сегментов на основе ограничения объема поступающих в них финансовых ресурсов.

Таким образом, финансовое регулирование — это воздействие на экономические и социальные процессы, направленное на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других.

Основными объектами государственного финансового регулирования выступают отраслевая структура экономики, ее территориальные пропорции, а также социальная структура общества.

Так, наиболее актуальной задачей для государственного финансового регулирования в Российской Федерации является увеличение доли перерабатывающей промышленности по сравнению с добывающей. Для обеспечения конкурентной среды, разработки и внедрения инноваций, решения социальных задач практически во всех странах мира осуществляется государственная финансовая поддержка малого бизнеса. Развитие малого бизнеса, в свою очередь, изменяет отраслевую структуру экономики.

Необходимость финансового воздействия на территориальные пропорции (выравнивание уровня социально-экономического развития территорий) актуальна для стран, где в силу исторических традиций, климатических условий, неравномерности размещения природных ресурсов и других факторов существуют резкие диспропорции в экономическом потенциале отдельных регионов. Например, промышленный север и аграрный юг в Италии и Испании; территории, находящиеся за Полярным кругом и южнее его, в Норвегии, Швеции и Финляндии; восточные и западные земли Германии и т.п. В Российской Федерации одной из сложнейших проблем является дифференциация экономического потенциала различных регионов.

Читать еще:  Классификация государственного финансового контроля

Важным условием социальной стабильности выступает широкий слой так называемого среднего класса, поскольку излишняя поляризация общества ведет к политической и социальной нестабильности, а это негативно сказывается на экономике вследствие снижения квалификации трудовых ресурсов и производительности труда из-за низкой мотивации к труду.

Формами финансового воздействия на экономические и социальные процессы являются прямое и косвенное финансовое регулирование. Прямое финансовое регулирование предполагает непосредственное воздействие на конкретный объект регулиро вания. Например, предоставление налоговых льгот 1 субъектам малого бизнеса в рамках программы поддержки малого бизнеса или государственные и муниципальные заказы некоммерческим организациям и др. Косвенное финансовое регулирование действует опосредованно через другие объекты. Так, до середины 90-х гг. российским налоговым законодательством в целях поддержки сельскохозяйственных производителей были предусмотрены более иизкие ставки по налогу на прибыль для коммерческих банков и страховых компаний, обслуживающих сельскохозяйственные предприятия и фермеров.

Во многих странах существует проблема так называемого перекрестного субсидирования — это ситуация, при которой эффект от государственной поддержки получает хозяйствующий субъект, не являющийся объектом регулирования. Например, в рамках государственной поддержки сельскохозяйственных производителей последним предоставляются бюджетные субсидии для льготного приобретения сельскохозяйственного оборудования. Исходя из этого машиностроительные предприятия стараются включить сумму субсидии в цену своей продукции, таким образом, государственная поддержка оказывается направленной не на сельскохозяйственных производителей, а на производителей сельскохозяйственного оборудования.

Среди финансовых методов воздействия на экономику и социальные процессы наиболее распространены бюджетные (различные формы бюджетных расходов, государственные и муниципальные гарантии и т.п.) и налоговые 2 . Каждому объекту финансового регулирования соответствуют определенные методы.

Методами государственного финансового регулирования отраслевых пропорций являются:

• налоговое регулирование (изменение состава налогов, налоговых ставок, налогооблагаемой базы, состава налогоплательщиков и др.);

• амортизационная политика (тесно связана с налоговым регулированием, влияет на налогообложение прибыли и имущества; может предполагать использование ускоренной амортизации 3 );

• различные формы государственной финансовой поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей (субсидии, бюджетные кредиты 4 , бюджетные инвестиции, государственные и муниципальные заказы, льготное предоставление государственного и муниципального имущества в аренду, государственные и муниципальные гарантии);

• с бюджетными расходами связаны также льготное кредитование и страхование, поскольку более низкий уровень ссудного процента и страхового тарифа по услугам коммерческих банков и страховых компаний обеспечивается бюджетным субсидированием соответствующих ставок и тарифов.

Отдельные методы государственного финансового регулирования могут быть использованы комплексно. Так, нередко бюджетные инвестиции на долевых началах в тот или иной проект могут рассматриваться частными инвесторами как государственные гарантии.

Методы финансового регулирования территориальных пропорций. Финансовое регулирование территориальных пропорций осуществляется главным образом через механизм межбюджетных трансфертов (дотаций, субсидий, субвенций бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации), финансирование целевых программ поддержки и развития отдельных регионов и муниципальных образований. Финансовое воздействие на территориальную структуру происходит также в связи с изменением состава налогов. Например, отмена налога с продаж в 2003 г. значительно сократила собственные доходы отдельных региональных бюджетов (например, Москвы и Санкт-Петербурга).

Основными методами финансового регулирования социальной структуры общества являются использование прогрессивной ставки подоходного налога 5 , высокий уровень ставок по налогу на наследство и налогу на недвижимость 6 , льготы по налогам, уплачиваемым физическими лицами, а также различные социальные выплаты и льготы.

Уровни финансового регулирования. Необходимо отметить, что регулирование отраслевых и социальных пропорций происходит не только на общегосударственном уровне, но и на уровне регионов. В федеративных государствах субъекты федерации
обладают большими возможностями финансового воздействия на экономические и социальные процессы, при этом, поскольку региональный уровень государственной власти в большей степени, чем федеральный, приближен к потребностям конкретных
организаций и граждан, эффективность такого регулирования достаточно высока. В Российской Федерации существуют примеры, когда комплексное использование различных методов стимулирования инвестиционной деятельности администрациями
субъектов РФ (налоговые льготы, льготное кредитование, государственный заказ и т.п.) обеспечивало рост инвестиций даже в тех регионах, которые занимали далеко не первые места в рейтингах инвестиционной привлекательности (например, Новгородская область). Москва как субъект РФ также может служить примером региональной социальной политики, направленной на компенсацию высокого уровня цен, присущего любому столичному городу.

Тем не менее нельзя забывать о том, что существуют объективные границы государственного вмешательства в экономические и социальные процессы, связанные с тем, что излишняя «государственная опека» отдельных организаций и социальных
групп может лишить их мотивации к развитию, порождать иждивенчество, в то время как важнейшими принципами рыночной экономики являются индивидуальный риск и ответственность.

1 В действующем в Российской Федерации налоговом законодательстве понятие «налоговая льгота» не используется, тем не менее Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает по отдельным видам налогов налоговые вычеты, понижение налоговых ставок, освобождение от уплаты налога отдельных лиц или категорий налогоплательщиков, налоговые кредиты. Все это в действующей до 01.01.1999 статьей 10 Закона Российской Федерации от 27.12.1999 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» определялось как налоговые льготы. Термин общеупотребим в экономической литературе, а также в законодательстве многих стран.
2 См.: Сумароков В. Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования. — М.: Финансы и статистика, 1996. — С. 58
3 Ускоренная амортизация — это списание большей части стоимости амортизируемого имущества в первые годы его эксплуатации на основе использования специальных коэффициентов при расчете норм амортизационных отчислений. При этом законодательство некоторых стран допускает 100%-ное списание стоимости амортизируемого имущества в первый же год его эксплуатации.
4 С 2008 г. в Российской Федерации сократился объем бюджетных кредитов, предоставляемых организациям, поскольку изменения в законодательстве Российской Федерации предусматривают предоставление таких кредитов только за счет средств целевых иностранных кредитов, на реструктуризацию задолженности по ранее предоставленным бюджетным кредитам.
5 В соответствии с российским налоговым законодательством налог на доходы физических лиц не предполагает использования прогрессивной шкалы.
6 В Российской Федерации эти налоги носят название налога на имущество физических лиц и земельного налога (в будущем предполагается их замена налогом на недвижимость). Налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, в нашей стране был отменен с 01.01.2006.г.

(Материалы приведены на основании: А.Г. Грязнова. Е.В. Маркина Финансы. Учебник. 2-е изд. – М.:Финансы и статистика, 2012)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector