S-p.su

Антикризисные новости
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Функции государственного финансового контроля

Функции государственного финансового контроля

АвторыФункции
Степашин С.В., Столяров Н.С., Шохин С.О., Жуков В.А.[19]1. выявление отклонений 2. анализ причин отклонения 3. коррекция деятельности объекта контроля 4. превенция 5. правоохрана
Бурцев В.В.[20]1. защитная (обеспечивает защи­ту финансовых интересов государства и граждан) 2. информационная (помогает вышестоящим контрольным органам опе­ративно реагировать на выявление нарушений) 3. оперативная (помогает вышестоящим контрольным органам опе­ративно реагировать на выявление нарушений) 4. превентивная (позволяет на стадии принятия решений предотвратить действия противоречащие требованиям нормативных документов и целям гос. политики)
Глазунова О.В.[21]Базовая функция – коммуникативная (установление прямых и обратных связей между количественными и качественными параметрами финансовых потоков, циркулирующих в финансовых системах, и опосредуемыми ими финансовыми отношениями) Производная функция: 1. превентивная (профилактическая работа для предупреждения правонарушений) 2. аналитическая (исследование причин и фактов, определивших то или иное отклонение, установление персоналий, ответственных за отклонение) 3. информационная (публичное обсуждение выявленных отклонений от плановых показателей, лимитов, норм) 4. корректирующая (разработка предложений по устранению выявленных отклонений в процессе формирования и исполнения бюджета, а также в процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций) 5. координационная (координация деятельности и взаимодействия многочисленных контрольных органов) 6. социальная (формирование доверия общества к исполнительной и представительной власти, обеспечивающего стабильность этой власти) 7. принудительная (принятие мер по пресечению неправомерных действия объектов контроля, применение финансовых санкций)
Романова Т.Ф., Карепина О.И.[22]1. функция предупреждения финансовых правонарушений (осуществляется в процессе профилактической работы субъектов контроля и направлена на предупреждения правонару­шений, связанных с использованием государственных средств) 2. результативно-аналитическая (связана с выявлением отклонений фактических результатов от пла­новых показателей, лимитов, норм и анализом их причин) 3. регулирующая (принятие мер по коррекции деятельности объектов контроля, в связи с выявлен­ными нарушениями в процессе формирования и исполнения бюд­жетов и внебюджетных фондов и финансовых нарушений предпри­ятий, организаций использующих государственные средства, а так­же применение финансовых санкций, разработка предложений по устранению недостатков)

Принципы государственного финансового контроля

ПринципОпределение
независимостьорганы финансового контроля должны обладать организационной, функциональной, материальной и иного характера независимостью от государства и хозяйствующих субъектов, деятельность которых они проверяют
законностьорганы финансового контроля должны строго следовать нормам и правилам, установленным законодательством
ответственностьорганы финансового контроля должны нести экономическую, дисциплинарную и административную ответственность за ненадлежащее выполнение возложенных на него контрольных функций и задач
гласностьозначает открытость деятельности органов финансового контроля, наличие доступа каждого гражданина к информации о результатах контрольной деятельности с помощью средств массовой информации
объективностьдеятельность органов финансового контроля, их подходы к планированию и проведению проверок, заключение о проверках должны исключать какую бы то ни было предвзятость и предрасположенность
системностьпредполагает наличие именно системы органов финансового контроля

Рис. 8. Финансовая система Российской Федерации[23]

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература:
1.Нормативная литература 1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. (с изм. на 30 декабря 2008 года) 2. Водный кодекс РФ от 18 ноября 1995 г. (с изм. и доп. на 28 декабря 2010 г.) 3. Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. (с изм. и доп. на 5 апреля 2011 г.) 4. Градостроительный кодекс РФ от 7 мая 1998 г. (с изм. на 21 апреля 2011 г.) 5. Гражданский кодекс РФ в 3 частях (с изм. на 6 апреля 2011) 6. Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. (с изм. на 5 апреля 2011) 7. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 1 января 2004 г. (с изм. от 22 ноября 2010 г.) 8. Лесной кодекс РФ от 29 января 1997 г. (с изм. на 29 декабря 2010г.) 9. Налоговый кодекс РФ (с изм. и доп. на 21 апреля 2011 г.) 10. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. (с изм. на 23 декабря 2010 г.) 11. Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. (с изм. и доп. на 29 декабря 2010 г.) 12. Федеральный закон от 24.07.2007 №198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» 13. Федеральный закон от 24.11.2008 N 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 201 1 годов» 14. Федеральный закон от 02.12.2009 №3()8-Ф3 «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» 15. Федеральный закон от 19.12.2006 № 238-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством РФ от дельных законодательных актов РФ» 16. Федеральный закон от 29.12.1998 №192-ФЗ (ред. от 03.12.2008) «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики» 17. Федеральный закон от 11.01.1995 № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (ред. от 09.02.2009) 18. Федеральный закон от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» 19. Федеральный закон от 07.08.2001 № 120-ФЗ «Об акционерном обществе» 20. Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ» 21. Федеральный закон от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» 22. Федеральный закон от 15.10.1995г. №193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» 23. Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 17-ФЗ «О некоммерческих организациях» 24. Федеральный закон от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан Российской Федерации» 25. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 26. Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» 27. Федеральный закон от 27.11.92. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» 28. Постановление Правительства РФ от 30.06.04 №329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» (ред. от 09.03.2010) 29. Постановление Правительства РФ от 08.04.2004 г. №198 «Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора» 30. Постановление Правительства РФ от 15.08.2006 №503 «О Федеральной службе финансово-бюджетного надзора» 31. Постановление Правительства РФ от 12.02.94 г. №101 «О фонде социального страхования Российской Федерации» 32. Постановление Правительства РФ от 22.05.2004 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» (ред. от 23.12.2004) 33. Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 г. №703 «О Федеральном казначействе» (ред. от 27.01.2009) 34. Постановление правительства РФ «О реформе предприятий и иных коммерческих организаций».- Собрание законодательства РФЛх144,1997. 35. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2006 №467-р «О Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в 2006 -2008 годах и плане мероприятий по ее реализации» 36. Постановление Верховного Совета РСФСР от 22.12.90 г. «Об образовании Пенсионного фонда Российской Федерации» 37. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию «О бюджетной политике в 2007 году» 38. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 09.03.2007 «О бюджетной политике в 2008-2010 гг.» 39. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 23.06.2008 «О бюджетной политике в 2009-2011 гг.» 40. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 25.05.2009 «О бюджетной политике в 2010-2012 гг.» 41. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год 42. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2010 год 43. Программа повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года (Проект) 44. Областной закон РО «Об областном бюджете на 2007 год» от 20.11.2006 №582-ЗС 45. Областной закон РО «Об областном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов» от 2 ноября 2007 г. №793-ЗС 46. Областной закон РО «Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» от 17.11.2008 №118-ЗС 47. Областной закон РО «Об областном бюджете на 2010 год» от 07.12.2009 № 333-ЗССПС «Кон-сультант Плюс»
2.Учебная литература 1. Бобков В. Анализ социально-экономической дифференциации // Финансы. №7. 2003. – С. 10-12. 2. Богославцева Л.В. Муниципальные бюджеты в условиях реформирования местного самоуправления: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону, 2004. – 149 с. 3. Богославцева Л.В., Денисова И.П., Рукина СП, «Бюджетная система РФ»: учебное пособие — Ростов н/Д : РГЭУ «РИНХ », 2007.- 149 с. 4. Бюджетная система России : учебник / Под ред. Г.Б. Поляка, 2-е изд., перераб. и доп. — М: ЮНИТИ-Дана, 2010. – 539 с. 5. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского. — 3-е изд., испр. и перераб. — М.: Юрайт-Издат, 2003. – 838 с. 6. Государственные и муниципальные финансы России: учебное пособие Л.С. Гринкевич, Н.К. Салайдачная, В.В. — М.: КНОРУС, 2007. – 560 с. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для ВУЗов (под ред. Поляка Г.Б.) Изд. 3- е перераб. и доп. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 703 с.
Дополнительная литература:
Статьи, опубликованные в журналах “Финансы”, “Деньги и кредит”, «Финансы и кредит», “Рынок ценных бумаг” “Российский экономический журнал”, “Вопросы экономики”, “Бухгалтерский учет”, еженедельнике “Экономика и жизнь”, газете “Финансовая газета” Интернет-ресурсы nalog.ru (сайт Федеральной налоговой службы РФ); minfin.ru (сайт Министерства финансов РФ); rnk.ru (сайт журнала «Российский налоговый курьер»); nalvest.com (сайт журнала «Налоговый вестник’*); akdi.ru (сайт газеты «Экономика и жизнь»); nalogoved.spb.ru (сайт газеты «Налоговые ведомости»)
Читать еще:  Паспорт муниципального образования города

[1] Бизнес. Оксфордский словарь. – М.: изд РГТУ, 1995. – С.18.

[2] Хикс, Дж. Р. Стоимость и капитал. — М . Прогресс., 1988.

[3] Боди, 3. Финансы : учеб. пособие / 3. Боди, Р. Мертон; пер. с англ. — М.: ИД «Вильяме», 2000.

4 Финансово-кредитный энциклопедический словарь /под ред.А. Г. Грязновой. — М : Финансы Е.В. Маркиной. — М.: Финансы и статистика, 2002. – С.145.

[5] Финансы: учебник /Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. – М. Финансы и статистика, 2005. – С.13.

[6] Философский словарь.— М.: Политиздат, 1991.- С. 504.

[7] См.: Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. — С. 10, 35.

[8] Врублевская О. , М. Романовский. «Бюджетная система Российской Федерации. Учебник для вузов». – СПб: Питер, 2008- 59 с.

[9] Организационно-правовые формы функционирования субъектов хозяйствования определены Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ).

[10] В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 12) органы местного самоуправление не входят в систему органов государственной власти

[11] Сенчагов В.К. Финансовый механизм и его роль в повышении эффективности производства – М.: «Финансы». 1979. – С. 6-9

[12] Белобжецкий И. А. Финансовый контроль и новый хозяйственный механизм //Финансы и статистика. – М.: Финансы, 1989. — С. 26.

[13] Родионова В. М., Шлейников В. И. Финансовый контроль: Учебник. — М: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. — С. 16.

[14] Финансы: Учебник для вузов /Под ред. Л.А. Дробозиной. — М.: Финансы ЮНИТИ, 1999. – С. 77.

[15] Мельник М.В., Пантелеев А.С., Звездин А.Л. Ревизия и контроль: Учебное пособие /Под ред. Мельника М.В. М.:ИД ФБК-ПРЕСС,2003. – С.14.

[16] Данилевский Ю.А. Финансовый контроль в СССР и пути его совершенствования: Учебное пособие. — М.: ЮНИТИ, 1989. – С. 86.

[17] Шохин С.О., Воронина Л.И. Бюджетно-финансовый контроль и аудит. Теория и практика применения в России //Научно-методическое пособие. — М.: Финансы и статистика, 1997. – С. 96 – 101.

[18] Бурцев В.В. Государственный финансовый контроль: методология и организация: Научное пособие. – М.: «Маркетинг», 2000. — С. 89.

[19] Степашин С.В., Столяров Н.С., Шохин С.О., Жуков В.А. Государственный финансовый контроль: Учебник для вузов. – Спб.: Питер, 2004. — С. 123.

[20] Бурцев В.В. Организация системы государственного финансового контроля в Российской Федерации: Теория и практика. – М.: «Дашков и К», 2002. — С. 89.

[21] Глазунова О.В. Усиление взаимодействия субъектов государственного финансового контроля в РФ //Автореферат. – Волгоград: «Поволжская академия государственной службы», 2008. — С. 27.

[22] Романова Т.Ф., Карепина О.И. Указ. соч. – С. 47.

[23] Врублевская О. , М. Романовский. «Бюджетная система Российской Федерации. Учебник для вузов». – СПб: Питер, 2008- 59 с.

Государственный финансовый контроль (13)

Главная > Реферат >Финансы

1.2 Функции государственного финансового контроля

Цель и задачи государственного финансового контроля определяют и его основные функции.

Эти функции можно классифицировать по двум признакам: во-первых, исходя из социального и общегосударственного значения; во-вторых, на базе содержательного значения функций контроля. В первой части это касается социального управления, политического руководства, правового регулирования. Активная, творчески организуемая роль финансового контроля проявляется в его собственных функциях. Как фактор, обеспечивающий нормальное действие социальной системы, эта контрольная деятельность использует правовые средства воздействия на общественные отношения через функции: выявление отклонения, анализ причин отклонения, коррекция деятельности объекта контроля, превенция и правоохрана.

Выявление отклонений включает в себя широкий спектр деятельности. Это — установление отклонений в исполнении законов в части использования средств государственного бюджета; отклонения в формировании доходной части и использовании расходной части бюджета; отклонения в сфере финансовой деятельности министерств, ведомств, предприятий и организаций.

Анализ причин отклонений. Эта функция предполагает исследование фактов, определивших то или иное отклонение, установление персоналий, ответственных за отклонение.

Функция коррекции заключается в разработке предложений по устранению выявленных отклонений в процессе формирования и исполнения бюджета, а также процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций.

Функция превенции. Важной предпосылкой развития и основой укрепления эффективности контрольной деятельности является профилактическая работа для

предупреждения правонарушений. Цель профилактики — выявление причин и условий совершения правонарушений и их последующее устранение с целью недопущения новых противоправных действий, снижения их уровня в обществе.

При всем многообразии субъектов контрольной деятельности они все в определенной степени проводят профилактические мероприятия. Цели превенции достигаются: а) в процессе осуществления контрольной деятельности при выявлении правонарушений и виновных лиц; б) при реализации правовых актов, принятых по результатам контроля, в которых сформулированы рекомендации по устранению условий, способствующих правонарушениям; в) при проведении контрольными органами конкретных профилактических мер.

Особое место в системе мер профилактики занимают правовые акты контрольных органов. Сам факт вынесения обоснованного и законного постановления по делу имеет важное превентивное значение, причем не только для лица, признанного виновным, но и для всех лиц, прямо или косвенно вовлеченных в процесс контроля. Существует целый ряд специальных правовых актов профилактического характера, выносимых субъектами контроля.

Читать еще:  Виды государственного регулирования финансов

Первостепенное значение в деятельности контрольных органов имеет конкретная профилактическая работа: обобщение результатов проверок, выявление и изучение причин тех или иных недостатков и нарушений, условий, которые их вызвали, разработка и проведение в жизнь превентивных мероприятий организационного и воспитательного характера, дача рекомендаций и обязательных указаний органам управления по принятию соответствующих мер.

Стало быть, профилактика является наиболее перспективным видом контрольной деятельности, основное назначение которой предупредить возможные правонарушения, определить меры по устранению условий, способствующих совершению правонарушений, а в случае обнаружения неправомерного поведения привести в действие соответствующие правоохранительные средства.

Функция правоохраны. Контрольная деятельность органов государства является в значительной мере правоохранительной, хотя и не сводится только к ней. Как средство обеспечения законности эта функция направлена на пресечение неправомерных действий должностных лиц и граждан, виновных в недостатках и нарушениях, и связана с привлечением к юридической ответственности, а также применением к этим субъектам мер государственного или общественного воздействия.

По действующему законодательству не все контрольные органы полномочны как самостоятельно привлекать к ответственности виновных лиц, так и ставить перед вышестоящими органами вопрос о привлечении нарушителей к административной ответственности, а перед судебно-следственными — о привлечении к уголовной ответственности.

Таким образом, можно сделать определенные выводы. Во-первых, государственный финансовый контроль, играя существенную роль в обеспечении функционирования государства, одновременно может квалифицироваться как функция: социального управления и правового регулирования. Во-вторых, как специфическая форма государственной деятельности контрольная деятельность обладает собственными функциями: фиксации отклонений, анализа, корректировки, социальной превенции, правоохраны.

1.3 Формы государственного финансового контроля

Успешная реализация контрольных мероприятий зависит от того , на сколько они соответствуют сложившейся экономической ситуации, задачам бюджетной политики, структуре объекта контроля. Существуют различные формы финансового контроля, которые можно классифицировать по различным признакам: в зависимости от времени проведения, субъекта осуществляющего контроль и т.д

Формы контроля принято классифицировать по следующим критериям:

Регламент осуществления обязательный (внешний), инициативный (внутренний)

-Обязательный контроль за финансовой деятельностью физических и юридических лиц осуществляется на основе закона. Это относится, например, к налоговым проверкам, контролю за целевым использованием бюджетных ресурсов, обязательному аудиторскому подтверждению данных финансово- бухгалтерской отчётности предприятий и организаций, осуществляемым в основном внешним, независимыми контролёрами.

— Инициативный контроль не вытекает из финансового законодательства , но является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратегических целей.

Время проведения- предварительный, текущий, последующий.

-Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля на макроуровне является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов на основе прогноза макроэкономических показателей развития экономики страны. На микроуровне –

это процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес- планов, составление прогнозных балансов, договоров о совместной деятельности.

— Текущий финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций , выдачи ссуд и субсидий и т.д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления денежных расчётов. Большую роль здесь играют бухгалтерские службы.

— Последующий финансовый контроль, проводимый путём анализа и ревизии отчётной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнение финансовых издержек с прогнозируемыми и т. д.

3. Субъекты контроля – президентский, законодательных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово- кредитных органов, внутрифирменный, ведомственный, аудиторский.

4. Объекты контроля – бюджетный; контроль за внебюджетными фондами, налоговой, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, таможенный контроль; контроль за денежной массой.

2.1 Функции и задачи счётной палаты, её деятельность.

Особое место в системе финансового контроля со стороны органов представительной власти принадлежит Счётной палате РФ, деятельность которой определяется Федеральным законом РФ от 11 января 1995 года. Это независимый от Правительства РФ постоянно действующий орган государственного финансового контроля, наделённый широкими полномочиями и подотчётный Федеральному Собранию РФ. Сфера полномочий Счётной палаты – контроль федеральной собственности и расходования федеральных денежных средств. Контролю подлежат все юридические лица – государственные органы и учреждения, включая государственные внебюджетные фонды и ЦБР, органы местного самоуправления, коммерческие банки, страховые фирмы, а также другие коммерческие фирмы и негосударственные коммерческие организации – в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федеральной собственности, а также наличием у них налоговых, таможенных и иных льгот, предоставленных федеральными органами.

Перед должностными лицами Счётной палаты РФ поставлены следующие задачи:

— Организация контроля исполнения федерального бюджета и внебюджетных фондов;

— Подготовка положений по устранению обнаруженных нарушений и упорядочению бюджетного процесса;

— Оценка эффективности и целесообразности расходования государственных средств, в том числе предоставленных на возвратной основе, и использования федеральной собственности;

— Определение степени обоснованности статей проектов федерального бюджета и внебюджетных фондов;

— Финансовая экспертиза, т.е. оценка финансовых последствий принятия федеральных законов для бюджета; контроль поступления и движения бюджетных средств на счетах банков;

— Регулярное предоставление Совету Федерации и Государственной Думе

информации о ходе исполнения федерального бюджета; контроль поступления денежных средств от приватизации государственной собственности, продажи и

Счётная палата обязана также контролировать состояние государственного внутреннего и внешнего долга РФ, а также деятельность Центрального банка России по обслуживанию государственного долга, эффективность использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ, а также предоставление Россией финансовых и материальных ресурсов в форме займов и на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.

Основные методы контроля, проводимого Счётной палатой, — тематические проверки и ревизии. Для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причинённого государству ущерба и привлечению к ответственности, в том числе к уголовной, должностных лиц, виновных в нарушении законодательства и бесхозяйственности, Счётная палата направляет представление руководителю проверяемого предприятия, учреждения или организации. При выявлении фактов грубых нарушений законности и финансовой дисциплины, наносящих государству прямой ущерб или при несоблюдении порядка и сроков рассмотрения представлений Счётной палаты она имеет право давать предписания, обязательные для исполнения. В случае если предписания не исполняются, Коллегия Счётной палаты по согласованию с Государственной Думой может принять решение о приостановлении финансовых, платёжных и расчётных операций по счетам юридического лица. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке.

По закону деятельность Счётной палаты является гласной: результаты должны освещаться в средствах массовой информации.

2. Функции финансового контроля

2. Функции финансового контроля

На уровне каждого предприятия функции контроля заключаются главным образом в осуществлении мер, нацеленных на наиболее эффективное выполнение всеми работниками своих обязанностей.

Контроль в любой сфере деятельности позволяет всем системам правильно и четко функционировать.

Финансовый контроль позволяет четко функционировать финансовой системе, вовремя выявляет ее недостатки и корректирует последствия обнаруженных нарушений, повышает финансовую дисциплину и пресекает злоупотребления в сфере финансов.

Основу процесса финансового контроля составляет анализ предмета или явления с целью изучения закономерностей его возникновения, развития и преобразования, эффективности использования во всех сферах хозяйственной деятельности.

Читать еще:  Что относится к муниципальным предприятиям

Государственный финансовый контроль охватывает и общественный сектор экономики, и предпринимательскую деятельность и функционирует посредством проверок налоговых расчетов, выполнения организациями госзаказов, порядок предоставления и возврата субсидий, дотаций, кредитов, а также применяемых налоговых льгот.

Объектом контроля выступает процесс финансово-хозяйственной деятельности субъектов рыночных отношений, т. е. сфера денежных отношений между государством и юридическими и физическими лицами, сфера бюджетного процесса, перераспределения доходов и поступлений и эффективного использования.

К функциям финансового контроля относятся:

1) анализ – включает в себя спектр действий по анализу, изучению исполнения действующего законодательства в части использования средств государственного бюджета; выявление отклонений в формировании доходов и расходов субъекта финансовой деятельности; отклонения в сфере финансовой деятельности государственных институтов (министерств, ведомств, других органов); анализ причин отклонений (исследование фактов, повлекших то или иное отклонение, выявление виновных лиц);

2) корректировка – включает разработку предложений по устранению выявленных нарушений финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, других субъектов контроля;

3) предупредительная функция – состоит в разработке мероприятий по предотвращению нарушений, укреплению финансовой дисциплины, повышению эффективности финансового контроля, совершенствованию контрольной работы, разработке новых методов и способов контроля на основании материалов обобщения результатов проверок.

В современных условиях приоритетным направлением является предупредительная функция, направленная на профилактику нарушений и злоупотреблений, совершенствование средств предупреждения нарушений, оперативное реагирование на неправомерное поведение с целью предотвращения возможных нарушений и злоупотреблений, пресечение этих действий, выявление виновных.

Осуществление финансового контроля на предприятии также связано с обнаружением отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии.

Это позволяет принять корректирующие меры, привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб, осуществить мероприятия, направленные на предотвращение таких нарушений в будущем.

Таким образом, обобщая все вышесказанное, необходимо отметить, что финансовый контроль, выполняет функцию управления и регулирования всех финансовых взаимоотношений в государстве между его институтами, органами, субъектами финансовой деятельности. Такие его элементы, как субъект контроля, объект контроля, предмет контроля, принципы контроля, метод (методика) контроля, техника и технология контроля, принятие решения по результатам контроля, оценка эффективности контроля, определяют механизм финансового контроля.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

В чем заключаются функции финансового контроля

Финансы — это особые экономические взаимоотношения между участниками бюджетного процесса, а также внебюджетных фондов, связанные с созданием, распределением и использованием денежных средств, направленных на выполнение основных государственных функций и социально-экономических задач.

Государственные финансы выполняют распределительную, регулирующую, контрольную функции, а также полностью отражают ход распределительного процесса. Следовательно, контрольная деятельность финансов и финансовый контроль по сути одно и то же, так как оба определения направлены на выявление и устранение нарушений в сфере экономических отношений.

Уровни контроля

Действующие виды контроля можно сгруппировать по одному признаку — это уровень, на котором исполняются контрольные функции. Выделяют:

  1. Государственный финансовый контроль. Наиболее масштабная форма контроля, так как затрагивает практически все виды и формы финансовых взаимоотношений в рамках целого государства. Деятельность государственного финансового контроля выполняет не только Минфин и ФНС, но и другие многочисленные структуры и ведомства исполнительной власти. Основная цель — это повышение эффективности сбора, а затем распределения и использования средств.
  2. Муниципальный финансовый контроль. Аналогичный формат контроля, действующий в рамках конкретного муниципалитета. Часть полномочий государства делегировано органам исполнительной власти муниципальных образований. В рамках таких взаимоотношений выступает муниципальная форма контроля.
  3. Общественный финансовый контроль. Вид надзора, осуществляемый со стороны граждан, партий, объединений и коллективов. Примерами такого варианта контроля может выступать общественный контроль профсоюзов в рамках вопросов оплаты труда или деятельность общественных палат в рамках исполнения законодательства по закупкам.
  4. Внутрифирменный контроль. Формат финансового контроля, ставший обязательным для всех экономических субъектов. Обязанность была введена законом № 402-ФЗ и Приказом № 256н — ФСБУ. Организация обязана разработать и утвердить индивидуальный порядок проведения внутреннего контроля в своей учетной политике.

Отдельно стоит отметить аудиторский финансовый контроль. Может быть обязательным (предусмотрен законодательство), допустим инициативный формат (проводится по инициативе заинтересованных сторон, собственников, распорядителей).

Экономическое значение

Институт финансового контроля как в отношении локального объекта, например бюджетного учреждения или коммерческой компании, так и в отношении целого государства невозможно недооценивать. Проверки, проводимые в рамках осуществления финансового контроля позволяют экономическому субъекту не только выявлять слабые стороны финансово-хозяйственной деятельности, но и повышать рациональность использования финансов.

Экономическое значение финансового контроля характеризуется следующими аспектами:

  1. Контроль напрямую стимулирует подконтрольные объекты стремиться к обеспечению законности процедур управления финансами.
  2. Оптимизация структуры управления финансами проявляется как результат деятельности этих структур.
  3. Надлежащий контроль обеспечивает стабильное функционирование субъекта. Например, в рамках организации это бесперебойный цикл жизнедеятельности, самостоятельное обеспечение капиталами производства.

Значение контроля на государственном уровне позволяет обеспечить доходность бюджета. То есть функционируют целые министерства, службы и ведомства по контролю и сбору налоговых платежей, формирующих доходную часть бюджета (Федеральная налоговая служба, Министерство финансов, Центральный банк РФ). Также контрольные функции позволяют обеспечить занятость населения, укрепить рыночные взаимоотношения.

Задачи финансового контроля

Подробно раскрыть сущность и функции финансового контроля невозможно без определения основных задач. К таковым относятся:

  • повышение эффективности расходования денежных средств при сохранении целевого назначения операций;
  • обеспечение качественного и эффективного планирования, создание резервных фондов для поддержки и развития производства;
  • соблюдение законности, направленности и правомерности при осуществлении операций;
  • обеспечение контроля за правильностью ведения бухучета, составления отчетности, выполнения валютных операций, расчетов по налоговым обязательствам и бюджетным платежам;
  • определение скрытых и неиспользуемых ресурсов (денежных, трудовых, материальных), их перераспределение с целью повышения производства;
  • достижение социально значимых целей и показателей при формировании и расходовании бюджетов.

Основные функции финансового контроля

Финансовый контроль, как вид управленческого регулирования финансовой системы государства или отдельного экономического субъекта, позволяет всем структурам функционировать четко и правильно. Своевременное выявление нарушений в порядке ведения бухгалтерского учета, составления отчетности, проведения валютных операций и прочих фактов хозяйственной деятельности позволяет повысить эффективность производства и расходования средств.

Правильная организация финансового контроля заключается в рациональном распределении его целей между государственными структурами либо отделами предприятия.

Функции финансово-экономического контроля:

  1. Анализ. Суть заключается в подробном изучении результатов проведенных операций в сфере финансово-экономических взаимоотношений с целью выявления отклонений от исполнения действующего законодательства, поставленных целей, нарушений при формировании и исполнении бюджетов. Позволяет выявить и исключить факторы и причины, приведшие к отклонениям.
  2. Корректировка — создание актуальных предложений, направленных на устранение выявленных причин и факторов, повлекших отклонения в финансовой системе. В основном разработка предложений через нормативно-правовое регулирование финансовых вопросов. Следовательно, данную функцию финансового контроля выполняют представительные органы власти и Министерство финансов РФ.
  3. Предупреждение. Заключается в организации и проведении мероприятий, направленных на противодействие нарушений в финансовой системе государства или предприятия. Разработка и внедрение новых методов финансового контроля также относится к предупредительной работе органов ФК.

Основной целью финансового контроля является управление и регулирование сферы экономических взаимоотношений между структурами экономического субъекта. Причем уровень финансового контроля (государственный или внутрифирменный) не имеет никакого значения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector