S-p.su

Антикризисные новости
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Формы государственного финансового регулирования

5.1 Содержание финансового регулирования, его формы и методы

Современный этап развития рыночной экономики в различных странах характеризуется активным вмешательством государства в экономические и социальные процессы, поскольку в условиях существования монополий, сильного влияния профсоюзов не происходит автоматического саморегулирования рынка. При этом в силу ограниченности возможности применения административных методов наиболее часто используемым экономическим инструментом выступают финансы. Из этого следует, что основным субъектом финансового регулирования выступает государство.

Государственное регулирование экономических процессов в целом, и в том числе государственное финансовое регулирование, направлено на предотвращение возникающих диспропорций, когда отдельные сегменты экономики развиваются более быстрыми темпами, угрожая создать ситуацию перепроизводства. Еще одним направлением государственного финансового регулирования является обеспечение развития более быстрыми темпами высокотехнологичных отраслей экономики или их создание. Это направление наиболее актуально для стран, осущестнляющих крупные системные преобразования. Немаловажным фактором экономического развития является социальная стабильность, поэтому государственное финансовое регулирование снизано также с ее достижением.

Финансовое регулирование происходит, с одной стороны, через стимулирование одних сегментов экономической системы путем концентрации в них финансовых ресурсов и, с другой стороны, через сдерживание иных сегментов на основе ограничения объема поступающих в них финансовых ресурсов.

Таким образом, финансовое регулирование — это воздействие на экономические и социальные процессы, направленное на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других.

Основными объектами государственного финансового регулирования выступают отраслевая структура экономики, ее территориальные пропорции, а также социальная структура общества.

Так, наиболее актуальной задачей для государственного финансового регулирования в Российской Федерации является увеличение доли перерабатывающей промышленности по сравнению с добывающей. Для обеспечения конкурентной среды, разработки и внедрения инноваций, решения социальных задач практически во всех странах мира осуществляется государственная финансовая поддержка малого бизнеса. Развитие малого бизнеса, в свою очередь, изменяет отраслевую структуру экономики.

Необходимость финансового воздействия на территориальные пропорции (выравнивание уровня социально-экономического развития территорий) актуальна для стран, где в силу исторических традиций, климатических условий, неравномерности размещения природных ресурсов и других факторов существуют резкие диспропорции в экономическом потенциале отдельных регионов. Например, промышленный север и аграрный юг в Италии и Испании; территории, находящиеся за Полярным кругом и южнее его, в Норвегии, Швеции и Финляндии; восточные и западные земли Германии и т.п. В Российской Федерации одной из сложнейших проблем является дифференциация экономического потенциала различных регионов.

Важным условием социальной стабильности выступает широкий слой так называемого среднего класса, поскольку излишняя поляризация общества ведет к политической и социальной нестабильности, а это негативно сказывается на экономике вследствие снижения квалификации трудовых ресурсов и производительности труда из-за низкой мотивации к труду.

Формами финансового воздействия на экономические и социальные процессы являются прямое и косвенное финансовое регулирование. Прямое финансовое регулирование предполагает непосредственное воздействие на конкретный объект регулиро вания. Например, предоставление налоговых льгот 1 субъектам малого бизнеса в рамках программы поддержки малого бизнеса или государственные и муниципальные заказы некоммерческим организациям и др. Косвенное финансовое регулирование действует опосредованно через другие объекты. Так, до середины 90-х гг. российским налоговым законодательством в целях поддержки сельскохозяйственных производителей были предусмотрены более иизкие ставки по налогу на прибыль для коммерческих банков и страховых компаний, обслуживающих сельскохозяйственные предприятия и фермеров.

Во многих странах существует проблема так называемого перекрестного субсидирования — это ситуация, при которой эффект от государственной поддержки получает хозяйствующий субъект, не являющийся объектом регулирования. Например, в рамках государственной поддержки сельскохозяйственных производителей последним предоставляются бюджетные субсидии для льготного приобретения сельскохозяйственного оборудования. Исходя из этого машиностроительные предприятия стараются включить сумму субсидии в цену своей продукции, таким образом, государственная поддержка оказывается направленной не на сельскохозяйственных производителей, а на производителей сельскохозяйственного оборудования.

Среди финансовых методов воздействия на экономику и социальные процессы наиболее распространены бюджетные (различные формы бюджетных расходов, государственные и муниципальные гарантии и т.п.) и налоговые 2 . Каждому объекту финансового регулирования соответствуют определенные методы.

Методами государственного финансового регулирования отраслевых пропорций являются:

• налоговое регулирование (изменение состава налогов, налоговых ставок, налогооблагаемой базы, состава налогоплательщиков и др.);

• амортизационная политика (тесно связана с налоговым регулированием, влияет на налогообложение прибыли и имущества; может предполагать использование ускоренной амортизации 3 );

Читать еще:  Источником формирования государственных финансовых ресурсов является

• различные формы государственной финансовой поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей (субсидии, бюджетные кредиты 4 , бюджетные инвестиции, государственные и муниципальные заказы, льготное предоставление государственного и муниципального имущества в аренду, государственные и муниципальные гарантии);

• с бюджетными расходами связаны также льготное кредитование и страхование, поскольку более низкий уровень ссудного процента и страхового тарифа по услугам коммерческих банков и страховых компаний обеспечивается бюджетным субсидированием соответствующих ставок и тарифов.

Отдельные методы государственного финансового регулирования могут быть использованы комплексно. Так, нередко бюджетные инвестиции на долевых началах в тот или иной проект могут рассматриваться частными инвесторами как государственные гарантии.

Методы финансового регулирования территориальных пропорций. Финансовое регулирование территориальных пропорций осуществляется главным образом через механизм межбюджетных трансфертов (дотаций, субсидий, субвенций бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации), финансирование целевых программ поддержки и развития отдельных регионов и муниципальных образований. Финансовое воздействие на территориальную структуру происходит также в связи с изменением состава налогов. Например, отмена налога с продаж в 2003 г. значительно сократила собственные доходы отдельных региональных бюджетов (например, Москвы и Санкт-Петербурга).

Основными методами финансового регулирования социальной структуры общества являются использование прогрессивной ставки подоходного налога 5 , высокий уровень ставок по налогу на наследство и налогу на недвижимость 6 , льготы по налогам, уплачиваемым физическими лицами, а также различные социальные выплаты и льготы.

Уровни финансового регулирования. Необходимо отметить, что регулирование отраслевых и социальных пропорций происходит не только на общегосударственном уровне, но и на уровне регионов. В федеративных государствах субъекты федерации
обладают большими возможностями финансового воздействия на экономические и социальные процессы, при этом, поскольку региональный уровень государственной власти в большей степени, чем федеральный, приближен к потребностям конкретных
организаций и граждан, эффективность такого регулирования достаточно высока. В Российской Федерации существуют примеры, когда комплексное использование различных методов стимулирования инвестиционной деятельности администрациями
субъектов РФ (налоговые льготы, льготное кредитование, государственный заказ и т.п.) обеспечивало рост инвестиций даже в тех регионах, которые занимали далеко не первые места в рейтингах инвестиционной привлекательности (например, Новгородская область). Москва как субъект РФ также может служить примером региональной социальной политики, направленной на компенсацию высокого уровня цен, присущего любому столичному городу.

Тем не менее нельзя забывать о том, что существуют объективные границы государственного вмешательства в экономические и социальные процессы, связанные с тем, что излишняя «государственная опека» отдельных организаций и социальных
групп может лишить их мотивации к развитию, порождать иждивенчество, в то время как важнейшими принципами рыночной экономики являются индивидуальный риск и ответственность.

1 В действующем в Российской Федерации налоговом законодательстве понятие «налоговая льгота» не используется, тем не менее Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает по отдельным видам налогов налоговые вычеты, понижение налоговых ставок, освобождение от уплаты налога отдельных лиц или категорий налогоплательщиков, налоговые кредиты. Все это в действующей до 01.01.1999 статьей 10 Закона Российской Федерации от 27.12.1999 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» определялось как налоговые льготы. Термин общеупотребим в экономической литературе, а также в законодательстве многих стран.
2 См.: Сумароков В. Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования. — М.: Финансы и статистика, 1996. — С. 58
3 Ускоренная амортизация — это списание большей части стоимости амортизируемого имущества в первые годы его эксплуатации на основе использования специальных коэффициентов при расчете норм амортизационных отчислений. При этом законодательство некоторых стран допускает 100%-ное списание стоимости амортизируемого имущества в первый же год его эксплуатации.
4 С 2008 г. в Российской Федерации сократился объем бюджетных кредитов, предоставляемых организациям, поскольку изменения в законодательстве Российской Федерации предусматривают предоставление таких кредитов только за счет средств целевых иностранных кредитов, на реструктуризацию задолженности по ранее предоставленным бюджетным кредитам.
5 В соответствии с российским налоговым законодательством налог на доходы физических лиц не предполагает использования прогрессивной шкалы.
6 В Российской Федерации эти налоги носят название налога на имущество физических лиц и земельного налога (в будущем предполагается их замена налогом на недвижимость). Налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, в нашей стране был отменен с 01.01.2006.г.

(Материалы приведены на основании: А.Г. Грязнова. Е.В. Маркина Финансы. Учебник. 2-е изд. – М.:Финансы и статистика, 2012)

Финансы

Учебные материалы, статьи и конспекты лекций.

Читать еще:  Механизм государственного финансового регулирования

Формы и методы финансового регулирования

Для современной смешанной экономики характерно многообразие форм и методов государственного финансового регулирования. Различаются прямые и косвенные формы регулирования экономики.

Прямые формы государственного финансового регулирования в основном связаны с использованием административных средств воздействия на финансовые отношения. Эти средства характеризуются непосредственным властным воздействием государственных органов и органов местного самоуправления на регулируемые отношения и поведение соответствующих экономических субъектов.

Формы прямого финансового регулирования в основном сводятся к административному воздействию на деятельность экономических субъектов. Эти меры предполагают, что экономические субъекты будут вынужденно принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства.

Так, государство реализует программы поддержания таких сфер, как образование, здравоохранение, охрана окружающей среды, которые без прямого государственного участия в виде государственных субсидий развивались бы медленнее. Постоянный объект субсидирования во многих государствах — аграрное производство, обрабатывающая промышленность и т. п. Реализация мер прямого регулирования имеет свои преимущества и недостатки — высокая степень эффективности из-за оперативного достижения экономического результата, с одной стороны, и ослабление деятельности рыночного механизма, с другой.

Прямое финансовое регулирование имеет форму безвозвратного адресного финансирования секторов экономики, отраслей, территорий и отдельных организаций. К нему относятся субвенции или субсидии, различного рода дотации, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различного уровня (федерального, регионального, местного). Сюда же входят льготные кредиты и налоговые льготы.

Косвенные методы государственного финансового регулирования основываются на финансовых средствах воздействия на регулируемые отношения со стороны субъектов государственной власти и местного самоуправления. Они опосредованно через экономические интересы без прямого воздействия отражаются на поведении участников финансовых отношений путем создания условий, влияющих на мотивацию должного поведения посредством финансовых стимулов.

Формы косвенного финансового регулирования предполагают, что государство закладывает условия, чтобы при самостоятельном принятии экономических решений субъекты экономики тяготели к вариантам, соответствующим экономическим целям государства. Вместе с тем при косвенном регулировании неизбежны временные лаги между принятием государством экономических решений и мер, их «восприятием» субъектами рынка и конечными экономическими результатами, соответствующими стратегическим целям развития экономики и общества.

Косвенными формами считаются регулирование объёма денежной массы, определение условий предоставления централизованных кредитов, политика в области налогов, валютного курса, таможенных пошлин и тарифов и др.

Прямые и косвенные формы государственного финансового регулирования социально-экономическими процессами и соответственно административные и экономические средства государственного финансового регулирования имеют единые цели и задачи и всегда облекаются в соответствующую правовую форму.

Западные эксперты рассматривают косвенное финансовое регулирование шире, относя к нему также разнообразные меры по созданию конкурентной среды. М. Портер, считает, что правительство должно создавать для фирм такую ситуацию, которая поощряет и подталкивает их к более высоким ступеням конкурентного развития. Наиболее эффективными рычагами косвенного финансового воздействия являются: стимулирование соответствующих современному уровню технологий и факторов производства, формирование национальных приоритетов научно-технического развития в отраслевом аспекте, рост производительности труда и развитие «человеческого потенциала».

Рыночное саморегулирование, охватывающее все рыночные структуры, включая государственные, представляет собой самонастраивающийся процесс регламентируемый экономическими законами рынка (спроса, предложения, конкуренции и т.д.)

Современность, столкнувшись с ограниченностью возможного саморегулирования посредством «невидимой руки рынка», высокой степенью концентрации производства, а также усложнением экономических связей, утвердила в теории и практике сочетание рыночного саморегулирования с активным регулирующим вмешательством государства в экономические процессы посредством финансового регулирования.

Дискуссия о государственном регулировании и о рыночном саморегулировании. Рыночное саморегулирование (законы рынка) наиболее объективно. Государство – роль «ночного сторожа». Однако ряд вопросов рыночное саморегулирование не решает. В частности, социальные проблемы, фундаментальная наука, оборона, образование, здравоохранение, природопользование.

Финансовое регулирование, понятие и сущность

Необходимость государственного финансового регулирования:

— начиная с конца XIX в. рынок перестает автоматически саморегулироваться (в т.ч. из-за развития профсоюзного движения, фиксирования минимальной заработной платы и т.д.)

— в условиях рынка государство ограничено в возможностях административного регулирования, поэтому прибегает к экономическим инструментам (главным образом, финансовым и денежно-кредитным)

Финансовое регулирование – это воздействие на экономические и социальные процессы путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста финансовых ресурсов в других.

Основные цели финансового регулирования:

1.предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций

2.обеспечение развития передовых технологий

3.обеспечение социальной стабильности

Основные объекты финансового регулирования:

Отраслевые пропорции =>территориальные=>социальные

Формы финансового регулирования:

1.Прямая-воздействие непосредственно на объект 2.Косвенная- опосредованное воздействие

Читать еще:  Привлеченными финансовыми ресурсами государства являются

Уровни государственного финансового регулирования в федеративном государстве:

— Федеральный («+» — больший объем финансовых ресурсов, «-» — отсутствие приближенности к объекту регулирования)

— Субъекта федерации (наоборот)

Проблемы финансового регулирования на уровне субъекта Российской Федерации:

— Ограниченные налоговые полномочия субъектов Российской Федерации (только фактически 2 региональных налога (налог на игорный бизнес владельцы бизнеса уплачивают только в 4 специальных зонах)+ возможность дифференцирования ставок по налогу на прибыль организации и единому налогу при упрощенной системе налогообложения)

Для слаборазвитых регионов ограничены неналоговые возможности регулирования объемом бюджетных средств

Методы финансового регулирования – налоговые

— В Российской Федерации (как и в ФРГ) часть федеральных налогов зачисляется в региональные и местные бюджеты – сейчас нормативы отчислений от этих налогов на федеральном уровне закреплены на постоянной основе, но при их изменении меняются территориальные пропорции

Методы финансового регулирования – неналоговые

Различия в дотациях, субсидиях и субвенциях по российскому законодательству

ДотацияСубсидияСубвенция
ПолучательТолько др. ППО (др. бюджет)ППО, физическое и юридическое лицоТолько др. ППО (др. бюджет)
ЦельДля получателя не устанавливается конкретная цель/условие использования средств (в целом используется для выравнивания бюджетной обеспеченности)При межбюджетных трансфертах софинансирование расходов, относящихся к полномочиях нижестоящих органов, в др. случаях – покрытие затрат или компенсация недополученной прибылиКомпенсация при передаче полномочий с одного уровня власти на другой
Объекты регулированияТерриториальные пропорцииОтраслевые, территориальные, социальные пропорцииТерриториальные пропорции

Методы финансового регулирования – неналоговые

Государственный заказ – наиболее распространенная в мире форма поддержка отраслей экономики и решения социальных вопросов

Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

Способы размещения заказов

— Путем проведения торгов (конкурс, аукцион, в т.ч. аукцион в электронной форме)

Налоговое бремя (налоговый пресс, налоговая нагрузка) – налоговое воздействие на положение субъектов хозяйствования и экономики в целом.

Определяется удельным весом налоговых платежей в ВВП или доходах субъектов хозяйствования.

Налоговое бремя должно быть соизмеримо с объемом государственных и муниципальных услуг и гарантий

Изменение механизма обязательных платежей в условиях перехода к рыночной экономике

В условиях административно-командной системы управления экономикой —неналоговые методы формирования доходов бюджетов на основе дифференцированного подхода к отдельным организациям

В условиях рыночной экономики– налоговые. Современное налоговое законодательство не предусматривает индивидуальных льгот для отдельных налогоплательщиков

Налоговые методы регулирования тесно связаны с системой налогового администрирования – при сокращении прав налогоплательщиков в процессе налогового администрирования даже в условиях снижения налоговых ставок и увеличения налоговых вычетов налоговый климат может рассматриваться как неблагоприятный

Основные направления финансового воздействия на экономику

— Изменение соотношения между валовым накоплением и валовым потреблением – стимулирование инвестиций

— Снижение инфляции, антимонопольное регулирование

Развитие научно-технического прогресса и обеспечение внедрения новых технологий

Основные финансовые методы стимулирования инвестиций

— Бюджетные инвестиции, государственные гарантии по инвестиционным проектам

— Использование бюджетных средств для закупки оборудования для дальнейшего предоставления на основе договора лизинга

Налоговое стимулирование инвестиционной деятельности

Введение 25 главы Налогового кодекса Российской Федерации отменило, действующие ранее налоговые льготы по налогу на прибыль организаций, связанные с инвестиционной деятельностью,

Но: уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль инвестиции, полученные от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения, при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения, неоднократно увеличена амортизационная премия в первый год эксплуатации амортизируемого имущества, в настоящее время предусмотрена возможность переноса убытков на 10 лет

Не подлежит обложению НДС ввоз технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций.

С 2006 года введен общий порядок принятия к вычету НДС при осуществлении капитального строительства

Имущественные вычеты предусмотрены по налогу на доходы физических лиц

Пониженные ставки налога на прибыль организации по выплачиваемым дивидендам или депозитарным распискам:

— 0% — если более 1 календарного года организация владеет более 50% акций АО

— 9% — для российских организаций по акциям российских и иностранных АО (если владеет менее 50%)

Налоговым законодательством и законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» предусмотрены налоговые льготы для промышленно-производственных, технико-внедренческих и курортно-рекреационных ОЭЗ.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector