S-p.su

Антикризисные новости
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Финансово кредитная система государства

Кредитная система

Существующая в нынешнее время кредитная система России представляет собой механизм взаимодействия финансовых учреждений (банковских и небанковских), которые способны влиять на экономику, а также изменять денежную массу, находящуюся в обращении, координируя, перераспределяя и предоставляя денежные средства.

Кредитная система — структура

Кредитная система считается одной из главных составляющих российской финансовой системы. Она способна влиять на баланс в народном хозяйстве, регулировать предпринимательскую активность, определять правила финансовых взаимоотношений рыночных субъектов. Финансово-кредитная система РФ является трехуровневой и включает:

  1. Центральный банк, отвечающий за выпуск национальной валюты, кредитующий коммерческие банки, контролирующий все элементы структуры;
  2. Коммерческие банки, предоставляющие финансовые услуги населению и предприятиям, выступающие посредником, обеспечивающие платежный оборот;
  3. Парабанковские организации, или кредитно-финансовые учреждения, взаимодействующие с определенными секторами хозяйственной деятельности.

На каждом из представленных уровней выполняются три основные функции финансово-кредитной системы:

  • Денежно-хозяйственная — информирование, кредитование, хранение сбережений населения,
  • Регулирующая — изменение процентов по вкладам/кредитам,
  • Регламентирующая — надзор за деятельностью финансовых учреждений.

Центральный банк как главный участник денежно-кредитной системы

Центральный банк (ЦБ), расположенный на первом уровне и находящийся в ведении государства, обладает уникальным правом эмиссии российского рубля. Кроме того, он проводит денежную политику страны, аккумулируя и сохраняя государственный золото-валютный запас и банковские резервы, определяя условия финансирования частных банков.

Предпринимательскую активность Центральный банк может стимулировать или снижать с помощью изменения ставки по кредитам. Увеличение или уменьшение ставки Центробанка приводит к соответствующему изменению процентной ставки по кредитам для населения, индивидуальных предпринимателей и предприятий. Данный механизм является одним из основных рычагов современной макроэкономики.

Количество денег Центральный банк в кредитной системе регулирует, определяя норму обязательных банковских резервов, т.е. сумму, которая должна храниться в ЦБ в виде резерва. Изменяя ее, Центробанк расширяет или ограничивает возможности коммерческих банков перераспределять деньги вкладчиков. Подобный механизм считается одним из самых эффективных инструментов управления финансовым сектором экономики.

Второй уровень кредитно-банковской системы — коммерческие банки

Организации следующего уровня осуществляют непосредственное взаимодействие с населением: с отдельными гражданами и целыми компаниями. Данные учреждения отвечают за проведение операций по кредитам и депозитам, а также принимают платежи и проводят расчеты между субъектами хозяйствования. Влияние на формирование денежной массы страны коммерческие банки в кредитной системе оказывают за счет:

  • Аккумулирования свободных финансовых ресурсов,
  • Создания кредитных ресурсов и предоставление их населению на условиях возвратности, срочности и платежности,
  • Выпуска акций/облигаций.

Кроме того, для анализа экономики, в целом, в расчет принимаются финансовые операции, осуществленные банками, по инвестированию, факторингу, лизингу и управлению капиталом клиентов.

Третий уровень кредитно-банковской системы — парабанковские организации

Выделяемые в отдельную группу финансовые организации, относящиеся к третьему уровню кредитной системы, ведут свою активность в определенном секторе. Причем их активность заключена в проведении одной–трех ключевых операций. К данной категории относят:

  • инвестиционные банки, отвечающие за эмиссию и размещение ценных бумаг различных типов;
  • инвестиционные компании ведут активность в нефинансовом секторе экономики. Работая с акциями различных компаний (преимущественно крупных) они являются связующим элементом между сбережениями частных инвесторов и предприятиями;
  • сберегательные банки, объединения собирают и перенаправляют часть финансовых сбережений населения, чаще всего, инвестируя в отрасль строительства;
  • страховые компании на сегодняшний день считаются одними из главных «помощников» долгосрочного финансирования экономики. Главным направлением их работы считается сотрудничество с торговыми, производственными и транспортными корпорациями.
  • пенсионные фонды, направляя собранные средства на приобретение акций коммерческих и государственных предприятий, осуществляют финансирование экономики в длительной перспективе.

Состояние денежно-кредитной системы оказывает непосредственное влияние на положение экономики государства, в целом. Для уравновешивания кредитной системы в современных условиях руководство страны и Центробанка вносит поправки в действующее законодательство, изменяет норму обязательных резервов и процентную ставку по кредитам для коммерческих банков, развивает новые способы ведения деятельности и регулирования.

Финансово-кредитная система государства

Деньги – особый товар, призванный служить всеобщим эквивалентом, условным измерителем стоимости любого товара, выступать в форме меновой самостоятельной стоимости и меры труда; капитал; универсальное средство ликвидности, используемое для оценки стоимости (или ценности) и представляющее собой единство финансовых активов и обязательств.

Денежная система – исторически сложившаяся в каждой стране и законодательно установленная форма организации денежного обращения.

Денежное обращение – движение денег, опосредующее отношения физических лиц, субъектов хозяйствования и государственных органов, или кругооборот доходов и продуктов в национальной экономике. Различают две формы денежного обращения: наличную и безналичную.

Денежная масса – совокупность всех денежных средств, которые находятся в обращении в наличной и безналичной формах, обеспечивающих кругооборот товаров и услуг, экономические связи субъектов хозяйствования и государства.

Агрегаты денежной массы, используемые в Республике Беларусь, – М0, М1, М2, М2*, М3 [3, с. 557–558].

Кредитная система – совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования, а также система кредитных учреждений. Включает три уровня: центральный (национальный банк), коммерческие банки, специализированные кредитно-финансовые учреждения.

Денежно-кредитная политика – совокупность государственных мероприятий, регламентирующих деятельность денежно-кредитной системы, показатели денежного обращения, рынок ссудных капиталов.

Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год разрабатываются Правлением Национального банка Республики Беларусь для представления совместно с Правительством Республики Беларусь ежегодно до 1 октября Президенту Республики Беларусь.

Прямые инструменты денежно-кредитной политики – целевое кредитование, «кредитные потолки», административный контроль над уровнем процентных ставок.

Косвенные инструменты денежно-кредитной политики – регулирование официальной ставки рефинансирования, изменение нормы обязательного резервирования, рефинансирование коммерческих банков, операции на открытом рынке.

Инфляция – нарушение равновесия между денежной массой и товарным предложением, переполнение каналов денежного обращения бумажными знаками стоимости, покупательная способность которых падает (рост цен); обесценение денег.

Антиинфляционная политика – система мер по предупреждению и преодолению инфляции. Принимаемые государством меры зависят от характера и уровня инфляции.

Меры антиинфляционной политики, применяемые в Республике Беларусь, – комплекс мер по ограничению издержек и ресурсосбережению; меры по ограничению монетарных факторов инфляции; комплекс мер по структурному регулированию рынка товаров и услуг, совершенствованию системы ценообразования.

Финансы – совокупность экономических отношений по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств (или финансовых ресурсов) через особые фонды и учреждения.

Финансовая система – сеть финансовых институтов и рынков, оперирующих различными финансовыми инструментами, с помощью которых осуществляются все действия с финансовыми ресурсами (оборот денежной массы, кредитование и заимствование финансовых средств, внешнеэкономическая деятельность). Включает в себя бюджеты различных уровней, фонды социального, имущественного и личного страхования, валютные резервы государства, денежные фонды различных организаций, прочие специальные фонды.

Финансовая политика – совокупность целей, средств их реализации и мероприятий по обеспечению эффективной мобилизации финансовых ресурсов, их перераспределения и использования для выполнения государством своих функций.

Бюджет – основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития страны или соответствующих регионов.

Читать еще:  Механизм государственного финансового регулирования

Бюджетная система – основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов, действующих на территории страны. Согласно Конституции Республики Беларусь (ст. 133) бюджетная система включает республиканский и местные бюджеты.

Консолидированный бюджет – совокупность бюджетов Республики Беларусь или ее соответствующей административно-территориальной единицы (бюджеты областей, г. Минска и республиканский бюджет).

Консолидированный бюджет района состоит из бюджетов сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, расположенных на территории района, и районного бюджета.

Консолидированный бюджет области состоит из консолидированных бюджетов районов, бюджетов городов областного подчинения, расположенных на территории области, и областного бюджета.

Консолидированный бюджет Республики Беларусь состоит из республиканского бюджета, консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска.

Консолидированный бюджет сектора государственного управления Республики Беларусь состоит из консолидированного бюджета Республики Беларусь, бюджетов государственных внебюджетных фондов, средств от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций.

Доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законодательством Республики Беларусь, других обязательных платежей, а также иных поступлений в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Расходы бюджета определяются программами социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствующей административно-территориальной единицы, осуществляются по направлениям и в размерах, установленных законодательством Республики Беларусь и решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год (на территории Республики Беларусь бюджет устанавливается с 1 января по 31 декабря).

Дефицит бюджета – превышение расходов бюджета над его доходами.

Профицит бюджета – превышение доходов бюджета над его расходами.

Налог – принудительно взимаемые государством или местными органами власти средства с юридических и физических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций.

Налоговая система – совокупность всех взимаемых в государстве налогов, методы и принципы их построения, способы исчисления и взимания, налоговый контроль, устанавливаемые в законодательном порядке.

Основа налоговой системы страны – подоходный налог с населения, взносы на социальное страхование, налог на прибыль и доходы предприятий, налог на добавленную стоимость, акцизные сборы, таможенные пошлины и имущественные налоги.

Национальная валютная система – форма организации валютных отношений государства, определяемая национальным законодательством.

Валюта – денежная единица государства (белорусский рубль, доллар США, евро и т. д.).

Свободно конвертируемая валюта (СКВ) – валюта, беспрепятственно обмениваемая любым юридическим или физическим лицом на валюту другой страны.

Твердая валюта – валюта, свободная от инфляции, сбалансированная с реальным предложением товаров и услуг.

Неконвертируемая валюта – национальная валюта, которая функционирует в пределах только одной страны и не может свободно обмениваться на иностранную валюту.

Валютный курс – цена денежной единицы одной страны, выраженная либо в денежных единицах другой страны, либо в наборе денежных единиц группы стран (валютной корзине), либо в международных счетных денежных единицах (например, специальные права заимствования).

Валютный рынок – механизм, посредством которого производятся купля-продажа, обмен иностранной валюты, чеков, векселей, переводов и других платежных документов в иностранной валюте; операции по внешнеторговым расчетам, туризму, миграции капиталов, рабочей силы и др., осуществляемые с использованием иностранной валюты; сделки по страхованию валютных рисков, диверсификации валютных резервов и перемещению валютной ликвидности; меры валютного вмешательства.

Валютная политика – составная часть экономической и внешнеэкономической политики государства, представляющая линию действий государства внутри и вне страны, проводимую посредством воздействия на валюту, валютный курс, валютные операции.

Валютное регулирование – часть валютной политики, включающая принципы, методы и формы осуществления в стране валютных операций.

Валютный контроль – составная часть валютной политики государства в области организации контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере валютных и внешнеэкономических операций (контроль за перемещением через таможенную границу валютных ценностей, контроль за валютными операциями, контроль за выполнением резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте).

36. Сущность и содержание социального императива государственного регулирования экономического развития

Социальная политика – это деятельность государства и общественных институтов по выработке и достижению комплекса целей социального развития государства, преобразованию социальной структуры и социальных отношений в обществе, росту доходов и потребления населения, повышению качества различных сторон жизнедеятельности и социальной защите граждан.

В социальной политике выделяют ряд следующих направлений:

· регулирование доходов и политика занятости населения;

· социальная защита населения, забота о наиболее социально уязвимых слоях общества;

· развитие социальной сферы.

Главной целью социальной политики является обеспечение стабильного роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала.

Денежные доходы населения включают оплату труда всех категорий населения, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты; поступления от продажи продуктов сельского хозяйства; доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендам; доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью; доходы от продажи иностранной валюты и др.

Реальные денежные доходы – денежные доходы, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги.

Прожиточный минимум – минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья.

Бюджет прожиточного минимума (БПМ)– стоимостная величина прожиточного минимума, а также обязательные платежи и взносы. БПМ предполагает удовлетворение физиологических потребностей человека на минимальном уровне, пересматривается с учетом роста потребительских цен.

Минимальный потребительский бюджет (МПБ) стоимость набора материальных благ и услуг, которые необходимы для удовлетворения минимальных физиологических и социальных потребностей человека определенного пола и возраста. Размер МПБ больше, чем БПМ.

Формы оплаты труда представляют собой способы установления зависимости размера заработной платы от общественно необходимого затраченного наемным работником труда. Выделяют сдельную и повременную формы заработной платы.

Под системой оплаты труда понимается способ исчисления размера заработной платы, которая подлежит выплате работнику за результаты его труда.

Сдельная форма оплаты труда подразделяется на прямую сдельную, сдельно-премиальную, аккордную, косвенную сдельную и сдельно-прогрессивную системы.

Повременная форма оплаты труда применяется в основном для руководителей, специалистов или рабочих в отраслях, где нецелесообразно устанавливать номы выработки. Она подразделяется на две системы: простую и повременно-премиальную.

Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; Нарушение авторского права страницы

Кредитная система

Кредитная система любого государства имеет функциональную, институциональную и сущностную составляющую. По сути, речь идет о работе системы финансово-кредитных взаимоотношений, которые возникают на основе представлений о погашении и использовании займов по принципам срочности, платности и возвратности.

Кредитная система России

Система кредитных учреждений Российской Федерации существует в виде структуры, состоящей из двух уровне. На первой ступеньке находится Центральный банк России, на площадке пониже – все остальные коммерческие банковские структуры, кредитные организации, представительства зарубежных финансовых компаний, филиалы и некоторые другие участники рынка финансовых услуг.

Полномочия и функции ЦБ РФ значительно отличаются от возможностей других банков. Регулятор осуществляет надзор и лицензирование деятельности всех субъектов рынка кредитования, занимается организацией платежного оборота, проводит эмиссию наличных средств, устанавливает правила учета и проведения банковских операций, определяет методологические основы банковской деятельности государства. На втором уровне кредитные организации занимаются своими традиционными видами деятельности по установленным на законодательном уровне нормам и правилам.

Читать еще:  Лица муниципального образования

Организация кредитной системы

В отличие от финансовых организаций, функционировавших при СССР, российские банки не работают отдельно от внешней среды. Благодаря работе банковской инфраструктуры, максимально приближенной к мировым и европейским стандартам, учреждения занимаются оказанием ряда востребованных на рынке услуг в рамках предоставленных экономических полномочий. Роль банковской инфраструктуры в развитии рынка финансовых услуг в последнее время приобретает колоссальное значение. Под словосочетанием «банковская инфраструктура» рекомендуется понимать совокупность специализированных институтов, ответственных за формирование условий для полноценного функционирования деятельности банков, а также для содействия созданию и доведению финансовых продуктов банковского сектора до конечного потребителя.

Структура кредитной системы

Структура кредитной системы РФ выглядит следующим образом.

Во главе угла находится центральный банк Российской Федерации, которому подчиняются:

  1. Коммерческие банки со своими представительствами и филиалами. Подразделяются на специализированные и универсальные учреждения или компании с иностранным капиталом.
  2. Небанковские кредитные организации.
  3. Ассоциации коммерческих банков, которые, в свою очередь, подразделяются на специализированные, региональные и Ассоциацию российских банков национального масштаба.

Кредитная система центрального банка

Организационная структура ЦБ РФ представляет собой вертикально интегрированную систему управления, которая состоит из подразделений безопасности, учебных заведений, полевых учреждений, вычислительных центров, расчетно-кассовых центров, территориальных учреждений, центрального аппарата, объединения инкассаторских и других организаций, функционирование которых требуется для поддержания работы всей махины ЦБ РФ.

В составе центрального аппарата регулятора числятся департаменты, управления и подразделения в количестве 27 единиц.

Понятие территориальных учреждений включает в себя обособленные подразделения, на которые возложена часть функций ЦБ РФ, необходимых к выполнению на территории различных субъектов Федерации.

Расчетно-кассовые центры – это подразделения общего структурного характера, которые действуют под началом территориальных учреждений и работают над проведением банковских операций с наличными и безналичными денежными средствами.

Кредитная система роли

В условиях современного рынка роль кредитной системы трудно переоценить. Без должного уровня развития рынка кредитования развитие экономики невозможно как таковое. Среди основных направлений развития экономики с помощью кредитной системы хочется выделить аккумуляцию свободных средств частных лиц и компаний, с целью приобретения новых активов для решения текущих производственных задач. Когда ситуация развивается по такому сценарию, активизируется поток инвестиционных поступлений в экономику государства.

Институты кредитной системы

Все коммерческие банки делятся на две больших группы. Первая — специализированные учреждения, которые фокусируются на обслуживании экспортно-импортных операций, ипотечных кредитов, инвестиционных потоков или предлагают клиентам финансовые продукты сберегательного характера. Вторая – универсальные организации, которые предлагают своим клиентам широкий спектр услуг.

Помимо двух вышеупомянутых групп существует еще одна, которую представляют небанковские кредитные организации, как-то: почтово-сберегательные союзы, кооперативы, кредитные союзы и популярные сегодня микрофинансовые организации.

Рыночная кредитная система

Рыночная банковская система предполагает отсутствие государственной монополии на ведение банковской деятельности. Кредитные и эмиссионные функции разделены между участниками рынка и регулятором. В частности, за выпуск денег несет ответственность центральный банк государства, в то время как кредитование населения и юридических лиц берут на себя сберегательные, ипотечные, инновационные, инвестиционные и коммерческие банки. При этом коммерческие кредитные организации не несут ответственность по государственным обязательствам, которое, в свою очередь, также не касается проблем с обязательствами частных структур.

Проблемы кредитной системы

Среди основных проблем кредитной системы выделяются следующие моменты:

  1. Большое количество мелких коммерческих банков, которые работают при слабой финансовой базе.
  2. Проблемы системы ипотечного кредитования.
  3. Проблемы автомобильного кредитования.
  4. Слишком высокие ставки по займам для физических лиц.
  5. Ужесточение требований к потенциальным заемщикам со стороны банков.
  6. Изменение в худшую для заемщиков сторону условий предоставления кредитов.
  7. Отсутствие возможности ряда банковских структур заниматься кредитованием производства.

Совет от Сравни.ру: Структура и принципы функционирования банковской системы России сегодня организованы по западному образцу. Придраться здесь не к чему. Но для роста и развития экономики государства этого недостаточно. На фоне практически полного отсутствия производства в государстве не может длительное время сохраняться стабильный курс национальной валюты. В сложившейся ситуации банковская система не способна решить все экономические проблемы государства, несмотря на широкий круг полномочий и прогрессивную организационную структуру

Финансово-кредитная система государства

Деньги – особый товар, призванный служить всеобщим эквивалентом, условным измерителем стоимости любого товара, выступать в форме меновой самостоятельной стоимости и меры труда; капитал; универсальное средство ликвидности, используемое для оценки стоимости (или ценности) и представляющее собой единство финансовых активов и обязательств.

Денежная система – исторически сложившаяся в каждой стране и законодательно установленная форма организации денежного обращения.

Денежное обращение – движение денег, опосредующее отношения физических лиц, субъектов хозяйствования и государственных органов, или кругооборот доходов и продуктов в национальной экономике. Различают две формы денежного обращения: наличную и безналичную.

Денежная масса – совокупность всех денежных средств, которые находятся в обращении в наличной и безналичной формах, обеспечивающих кругооборот товаров и услуг, экономические связи субъектов хозяйствования и государства.

Агрегаты денежной массы, используемые в Республике Беларусь, – М0, М1, М2, М2*, М3 [3, с. 557–558].

Кредитная система – совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования, а также система кредитных учреждений. Включает три уровня: центральный (национальный банк), коммерческие банки, специализированные кредитно-финансовые учреждения.

Денежно-кредитная политика – совокупность государственных мероприятий, регламентирующих деятельность денежно-кредитной системы, показатели денежного обращения, рынок ссудных капиталов.

Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год разрабатываются Правлением Национального банка Республики Беларусь для представления совместно с Правительством Республики Беларусь ежегодно до 1 октября Президенту Республики Беларусь.

Прямые инструменты денежно-кредитной политики – целевое кредитование, «кредитные потолки», административный контроль над уровнем процентных ставок.

Косвенные инструменты денежно-кредитной политики – регулирование официальной ставки рефинансирования, изменение нормы обязательного резервирования, рефинансирование коммерческих банков, операции на открытом рынке.

Инфляция – нарушение равновесия между денежной массой и товарным предложением, переполнение каналов денежного обращения бумажными знаками стоимости, покупательная способность которых падает (рост цен); обесценение денег.

Антиинфляционная политика – система мер по предупреждению и преодолению инфляции. Принимаемые государством меры зависят от характера и уровня инфляции.

Меры антиинфляционной политики, применяемые в Республике Беларусь, – комплекс мер по ограничению издержек и ресурсосбережению; меры по ограничению монетарных факторов инфляции; комплекс мер по структурному регулированию рынка товаров и услуг, совершенствованию системы ценообразования.

Финансы – совокупность экономических отношений по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств (или финансовых ресурсов) через особые фонды и учреждения.

Читать еще:  Государственные финансовые ресурсы это

Финансовая система – сеть финансовых институтов и рынков, оперирующих различными финансовыми инструментами, с помощью которых осуществляются все действия с финансовыми ресурсами (оборот денежной массы, кредитование и заимствование финансовых средств, внешнеэкономическая деятельность). Включает в себя бюджеты различных уровней, фонды социального, имущественного и личного страхования, валютные резервы государства, денежные фонды различных организаций, прочие специальные фонды.

Финансовая политика – совокупность целей, средств их реализации и мероприятий по обеспечению эффективной мобилизации финансовых ресурсов, их перераспределения и использования для выполнения государством своих функций.

Бюджет – основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития страны или соответствующих регионов.

Бюджетная система – основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов, действующих на территории страны. Согласно Конституции Республики Беларусь (ст. 133) бюджетная система включает республиканский и местные бюджеты.

Консолидированный бюджет – совокупность бюджетов Республики Беларусь или ее соответствующей административно-территориальной единицы (бюджеты областей, г. Минска и республиканский бюджет).

Консолидированный бюджет района состоит из бюджетов сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, расположенных на территории района, и районного бюджета.

Консолидированный бюджет области состоит из консолидированных бюджетов районов, бюджетов городов областного подчинения, расположенных на территории области, и областного бюджета.

Консолидированный бюджет Республики Беларусь состоит из республиканского бюджета, консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска.

Консолидированный бюджет сектора государственного управления Республики Беларусь состоит из консолидированного бюджета Республики Беларусь, бюджетов государственных внебюджетных фондов, средств от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций.

Доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законодательством Республики Беларусь, других обязательных платежей, а также иных поступлений в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Расходы бюджета определяются программами социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствующей административно-территориальной единицы, осуществляются по направлениям и в размерах, установленных законодательством Республики Беларусь и решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год (на территории Республики Беларусь бюджет устанавливается с 1 января по 31 декабря).

Дефицит бюджета – превышение расходов бюджета над его доходами.

Профицит бюджета – превышение доходов бюджета над его расходами.

Налог – принудительно взимаемые государством или местными органами власти средства с юридических и физических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций.

Налоговая система – совокупность всех взимаемых в государстве налогов, методы и принципы их построения, способы исчисления и взимания, налоговый контроль, устанавливаемые в законодательном порядке.

Основа налоговой системы страны – подоходный налог с населения, взносы на социальное страхование, налог на прибыль и доходы предприятий, налог на добавленную стоимость, акцизные сборы, таможенные пошлины и имущественные налоги.

Национальная валютная система – форма организации валютных отношений государства, определяемая национальным законодательством.

Валюта – денежная единица государства (белорусский рубль, доллар США, евро и т. д.).

Свободно конвертируемая валюта (СКВ) – валюта, беспрепятственно обмениваемая любым юридическим или физическим лицом на валюту другой страны.

Твердая валюта – валюта, свободная от инфляции, сбалансированная с реальным предложением товаров и услуг.

Неконвертируемая валюта – национальная валюта, которая функционирует в пределах только одной страны и не может свободно обмениваться на иностранную валюту.

Валютный курс – цена денежной единицы одной страны, выраженная либо в денежных единицах другой страны, либо в наборе денежных единиц группы стран (валютной корзине), либо в международных счетных денежных единицах (например, специальные права заимствования).

Валютный рынок – механизм, посредством которого производятся купля-продажа, обмен иностранной валюты, чеков, векселей, переводов и других платежных документов в иностранной валюте; операции по внешнеторговым расчетам, туризму, миграции капиталов, рабочей силы и др., осуществляемые с использованием иностранной валюты; сделки по страхованию валютных рисков, диверсификации валютных резервов и перемещению валютной ликвидности; меры валютного вмешательства.

Валютная политика – составная часть экономической и внешнеэкономической политики государства, представляющая линию действий государства внутри и вне страны, проводимую посредством воздействия на валюту, валютный курс, валютные операции.

Валютное регулирование – часть валютной политики, включающая принципы, методы и формы осуществления в стране валютных операций.

Валютный контроль – составная часть валютной политики государства в области организации контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере валютных и внешнеэкономических операций (контроль за перемещением через таможенную границу валютных ценностей, контроль за валютными операциями, контроль за выполнением резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте).

36. Сущность и содержание социального императива государственного регулирования экономического развития

Социальная политика – это деятельность государства и общественных институтов по выработке и достижению комплекса целей социального развития государства, преобразованию социальной структуры и социальных отношений в обществе, росту доходов и потребления населения, повышению качества различных сторон жизнедеятельности и социальной защите граждан.

В социальной политике выделяют ряд следующих направлений:

· регулирование доходов и политика занятости населения;

· социальная защита населения, забота о наиболее социально уязвимых слоях общества;

· развитие социальной сферы.

Главной целью социальной политики является обеспечение стабильного роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала.

Денежные доходы населения включают оплату труда всех категорий населения, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты; поступления от продажи продуктов сельского хозяйства; доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендам; доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью; доходы от продажи иностранной валюты и др.

Реальные денежные доходы – денежные доходы, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги.

Прожиточный минимум – минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья.

Бюджет прожиточного минимума (БПМ)– стоимостная величина прожиточного минимума, а также обязательные платежи и взносы. БПМ предполагает удовлетворение физиологических потребностей человека на минимальном уровне, пересматривается с учетом роста потребительских цен.

Минимальный потребительский бюджет (МПБ) стоимость набора материальных благ и услуг, которые необходимы для удовлетворения минимальных физиологических и социальных потребностей человека определенного пола и возраста. Размер МПБ больше, чем БПМ.

Формы оплаты труда представляют собой способы установления зависимости размера заработной платы от общественно необходимого затраченного наемным работником труда. Выделяют сдельную и повременную формы заработной платы.

Под системой оплаты труда понимается способ исчисления размера заработной платы, которая подлежит выплате работнику за результаты его труда.

Сдельная форма оплаты труда подразделяется на прямую сдельную, сдельно-премиальную, аккордную, косвенную сдельную и сдельно-прогрессивную системы.

Повременная форма оплаты труда применяется в основном для руководителей, специалистов или рабочих в отраслях, где нецелесообразно устанавливать номы выработки. Она подразделяется на две системы: простую и повременно-премиальную.

Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; Нарушение авторского права страницы

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector