S-p.su

Антикризисные новости
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Налоговая нагрузка кредитных организаций

Налоговая нагрузка, установленная Банком России: что это такое и в какие противоречия вступает с НК РФ

Руководитель департамента по работе с финансовыми институтами юридической группы «АТЛАНТ», адвокат (Адвокатская палата Хабаровского края)

специально для ГАРАНТ.РУ

Учитывая, что из сугубо профессионального лексикона финансистов термин «налоговая нагрузка» вышел в более широкую аудиторию, хотелось бы немного в нем разобраться. Итак, понятие «налоговая нагрузка» применяется как в налоговой сфере, так и в банковской, но ее расчет не идентичен. Это понятие носит условный характер и жестко не регламентировано законодательством РФ. Благодаря усилиям Банка России, а также ФНС России, понятие «налоговой нагрузки» активно используется как критерий оценки сомнительности банковских операций и законопослушности налогоплательщика.

В налоговой сфере при расчете налоговой нагрузки учитываются все налоги и сборы, начисленные налогоплательщиком, администрирование которых осуществляет ФНС России (учитывает и контролирует налоговая служба). Например, в соответствии с письмом Минфина России от 11 января 2017 г. № 03-01-15/208 и письмом ФНС России от 22 марта 2013 г. № ЕД-3-3/1026@ суммы ввозного НДС, таможенных пошлин в расчете не участвуют, а до 2017 года в расчете не участвовали и страховые взносы [с 2017 года налоговой службе переданы функции по администрированию страховых взносов. – ГАРАНТ.РУ]. Налоговая нагрузка рассчитывается, как соотношение суммы уплаченных налогов и оборота (выручки) организаций.

Налоговая служба разработала и внедрила средние показатели налоговой нагрузки по основным видам экономической деятельности, начиная с 2006 года. Данные показатели определяются ежегодно и публикуются на официальном сайте ФНС России (приказ ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@). Если налоговая нагрузка у предприятия ниже данных показателей, то это не означает, что предприятие нарушает налоговое законодательство и налоговая инспекция не может доначислить дополнительно налоги и сборы в бюджет, но это является одним из основных критериев назначения выездной налоговой проверки (Постановление Пленума ВАС от 30 июля 2013 г. № 57).

Кроме этого, предприятие с низкой налоговой нагрузкой зачастую подвергается излишнему административному давлению со стороны налоговых органов. Налоговые органы в большинстве своем не берут во внимание, что значение налоговой нагрузки не всегда соответствует результатам финансово-экономической деятельности конкретных предприятий. Необходимо отметить, что Налоговым кодексом понятие налоговой нагрузки не определено. Таким образом, налоговики своими действиями пытаются контролировать предпринимательскую деятельность, определять уровень рентабельности и другие экономические показатели деятельности, что противоречит политике государства об ограничении вмешательства в бизнес.

Но данные не совсем дружественные шаги к бизнесу, совершают не только налоговые органы, но и Банк России. В частности, регулятор при выявлении и пресечении сомнительных операций хозяйствующих субъектов использует один из критериев оценки деятельности – критерий уплаты налога по счету «налоговую нагрузку», а именно долю уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации с банковского счета от дебетового оборота по счету. Если данный показатель уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет ниже 0,9% от дебетового оборота по счету, то это является одним из факторов признания совершения клиентом банка сомнительных операций, хотя и не единственным определяющим (Методические рекомендации Банка России от 21 июля 2017 г. № 18-МР).

Учитывая изложенное, приходится констатировать тот факт, что при возникновении спора (иной конфликтной ситуации) с налоговой инспекцией о размере налоговой нагрузки по конкретному предприятию, можно аргументировано доказать ее низкий уровень в сравнении с усредненными показателями. Низкая налоговая нагрузка может быть обусловлена необходимостью развития предприятия, приобретения товарных запасов, оборудования и иного имущества, необходимого в деятельности фирмы.

А вот с финансово-кредитными учреждениями гораздо сложнее. При выявлении низкой «налоговой нагрузки» банки истребуют у фирмы документы, касающиеся ее деятельности и, как правило, расторгают договор банковского обслуживания. Таким образом, перед предприятием встает угроза лишения расчетного счета. Чтобы избежать данных рисков, необходимо систематически проводить анализ движения средств по расчетному счету относительно изложенных показателей.

Налоговая нагрузка кредитных организаций

Воронежский государственный университет, Российская Федерация

ФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

Специфика функционирования коммерческого банка, проявляющаяся в перераспределении аккумулированных свободных денежных средств в стране, отражается на особенностях всех финансово-кредитных отношений компании. Исключением не являются и налоговые отношения, в которые вступают кредитные организации. В первую очередь специфика сказывается на отдельных элементах взимаемых налогов (н., доходы и расходы банка, учитываемые при формировании налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, отражают специфические банковские операции), также на возможности использования различных видов льгот и т. д. Данные обстоятельства свидетельствуют о возможном формировании налоговой нагрузки кредитных организаций, учитывая особенности их деятельности.

Необходимо отметить, что в настоящее время формирование налогового бремени в основном исходит из деятельности организаций некредитной сферы, а величина нагрузки коммерческих банков рассчитывается, исходя из общепринятых правил, не учитывая специфики их функционирования.

В связи с чем неотъемлемым является рассмотрение формирования налогового бремени кредитной организации через анализ существующих методик.

Отметим, что определение количественной составляющей налоговой нагрузки является наиболее дискуссионным, содержащим следующие различия: установление перечня налогов, включаемых в расчёт и определение интегрального показателя для соотношения суммы налогов.

Важно учитывать, что рассмотрение налоговых платежей, учитываемых при расчёте, приводит исследователей к различным точкам зрения. Наиболее спорными из них является включение НДФЛ и НДС в данную совокупность.

Читать еще:  Судебная практика по кредитным договорам

По мнению автора, подоходный налог не должен входить в расчёт налоговой нагрузки, поскольку фактическими его плательщиками являются работники, что необъективно приводит к завышению величины бремени. В свою очередь, НДС необходимо учитывать в совокупности изъятий, в силу отнесения его к платежам организации.

В тоже время нахождение оптимального показателя, с которым следует соотносить суммарную величину налоговых платежей, приводит к формированию четырёх основных его видов (рис. 1).

Рис. 1. Виды интегральных показателей, учитываемых при оценке налоговой нагрузки

При этом наиболее рациональными компонентами представляются выручка от реализации и добавленная стоимость, поскольку первый показатель «очищен» только от затрат, связанных с производством продукции, а второй исключает лишь материальные затраты, что делает налоговое бремя более объективным в отличие от прибыли, приводящей к его увеличению.

Привлекательным показателем является и рыночная стоимость бизнеса, но мы солидарны с мнением авторов, утверждающих невозможность такого расчёта для большинства субъектов в силу нахождения теории и практики российского финансового менеджмента на стадии становления.

В тоже время рядом исследователей в качестве интегрального показателя предлагается вновь созданная стоимость, определяемая как суммарная величина оплаты труда, социальных отчислений, прибыли и налоговых платежей.

Расчёт на основе данного знаменателя, по сути, является соотношением налога на прибыль с суммой оплаты труда и прибыли, поскольку знаменатель содержит остальную часть налогов, что приводит к сокращению итоговой величины бремени.

В свою очередь департамент налоговой политики Министерства Финансов РФ считает необходимым соотнесения всех платежей организации к суммарному значению выручки от реализации и внереализационных доходов.

При этом только рыночная стоимость бизнеса и вновь созданная стоимость являются нейтральными показателями для расчёта нагрузки банка и некредитных организаций. Остальные же в большей степени относятся для исчисления бремени компании некредитной сферы.

Исходя из вышесказанного, можно констатировать, что при формировании налоговой нагрузки коммерческого банка целесообразным представляется выделение абсолютного и относительного её показателя. При этом первый рассчитывается как суммарная величина всех уплачиваемых налоговых платежей, а второй – как отношение суммы налогов к интегральному показателю, представляющему совокупную величину процентных, комиссионных доходов и других доходов от банковских операций. Выбор именно такого знаменателя исходит из специфики функционирования банка, а притоки от указанных направлений являются её основой, что, в свою очередь, и делает расчёт налогового бремени адаптированным для банковской сферы и, соответственно, более объективным. При этом в расчёте не учитываются доходы от прочих операций, поскольку притоки по ним не облагаются налоговыми платежами, что может привести к нерациональному занижению налогового бремени при их включении в состав интегрального показателя.

Абсолютная величина нагрузки и числитель относительного показателя содержат один перечень налогов, в который должны включаться все налоговые платежи банка, за исключением НДФЛ. Отметим, что НДС в деятельности кредитной организации играет незначительную роль, в силу чего его величина в налоговой нагрузке не является весомой, но необходимость её включения очевидна, поскольку итоговая составляющая налоговых расходов увеличивается.

Таким образом, предложенный расчёт налогового бремени может стать важным элементом для рационального определения воздействия налоговых платежей на функционирование кредитных организаций.

Формула расчёта налоговой нагрузки

Любой предприниматель, стремясь к увеличению своей прибыли, ощущает неизбежное налоговое бремя. Естественно стремление снизить расходы на уплату налогов, при этом важно не переходить грань, определенную законом. Тем не менее, и слишком низкой налоговая нагрузка быть не может, потому что в таком случае практически наверняка налицо нарушения налогового законодательства, на выявление которых может быть направлена плановая либо внеплановая проверка ИНФС.

Из каких компонентов состоит налоговая нагрузка, какова ее роль в предпринимательской деятельности, как вычислить ее на разных экономических уровнях, под силу ли предпринимателю сделать это самостоятельно – все эти вопросы обсуждаем ниже. Присоединяйтесь!

Абсолютная и относительная налоговая нагрузка

Понятие налоговой нагрузки используется для установления финансовых обязательств предпринимателя перед государством. Можно рассматривать ее как относительную или абсолютную величину.

Сумма, обременяющая предпринимателя из-за его обязанностей налогоплательщика, выраженная определенной цифрой, составляет абсолютную величину налоговой нагрузки.

Эту цифру необходимо знать предпринимателям, чтобы планировать соотношение расходов и доходов, оптимизировать бизнес, оценивать его прибыльность.

Налоговые органы трактуют налоговую нагрузку как меру, характеризующую средства, которые предприниматель выделяет из бизнеса на свои налоговые траты. Такой подход относителен, так как включает многие параметры, учитываемые ФНС.

Именно поэтому относительное обозначение налоговой нагрузки лучше позволяет проанализировать влияние налогового бремени на финансовое состояние предпринимателя и рентабельность его бизнеса.

Иногда налоговую нагрузку отождествляют с эффективной ставкой налога – процентом от фактической уплаты того или иного налога в общей налоговой базе. Когда речь идет о налоговой нагрузке по какому-то определенному налогу, допустимо применять это определение, что и делается в некоторых нормативных актах.

Государственные документы

Поскольку налоговая нагрузка занимает первое место среди критериев выбора «счастливчиков» для выездной налоговой проверки, документальное ее регламентирование относится прежде всего к документам, изданным ФНС. Отношения между плательщиками налогов и контролирующими органами регламентируют такие акты:

  • Приказ федеральной налоговой службы Российской Федерации «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 и его приложение № 3 – информационные данные, ежегодно пополняющиеся и обновляющиеся;
  • Письмо ФНС РФ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 содержит формулу расчета налоговой нагрузки по различным видам налогов и особых налоговых режимов.
Читать еще:  Проценты за пользование кредитом гк рф

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вся эта информация содержится и на официальном сайте ФНС.

Кому и зачем это нужно

Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:

  • сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
  • федеральная налоговая служба с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
  • Министерство финансов и другие экономические государственные структуры на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.

Какую именно нагрузку будем считать?

Упомянутые документы, помимо информационных сведений, могут дать предпринимателям возможность самостоятельного расчета налоговой нагрузки по специально разработанным формулам.

В первом документе (приказе ФНС) приведена общая формула, которая поможет в расчете совокупной налоговой нагрузки, то есть той доли средств, которые начислялись к уплате на основе налоговых деклараций, по отношению к сумме выручки, зафиксированной Госкомстатом (в отчете о доходах и прибылях).

ВАЖНО! В расчет такой нагрузки включается НДФЛ, а НДС – нет. При этом исключены из расчетов взносы во внебюджетные фонды, так как не все их курирует ФНС.

Второй документ (письмо ФНС) содержит несколько расчетных формул для разных налогов и тех или иных спецрежимов налогообложения.

Формула расчёта налоговой нагрузки

Совокупная нагрузка

Совокупная налоговая нагрузка вычисляется очень усреднено. Формула ее крайне проста: это частное налоговых отчислений и выручки. В уточненном варианте она может выглядеть так:

НН = СнОг х 100% / СВг – НДС,

НН – налоговая нагрузка;
СнОг – сумма налогов, уплаченная по данным отчета в налоговом году;
СВг – сумма выручки по бухгалтерским документам, соответствующих налоговому годичному периоду; в нее не включаются НДС и акцизы.
Данная методика разработана и рекомендована к применению Минфином РФ.

Нагрузка будет признана низкой и вызовет пристальное внимание налоговых органов, если вычисленный показатель будет меньше среднеотраслевых значений, ежегодно обновляемых на сайте ФНС.

К СВЕДЕНИЮ! Существуют и другие методики расчета налоговой нагрузки в совокупности, предложенные в различных экономических изданиях.

ПРИМЕР. Рассчитаем нагрузку условного ООО «Долгождан», занимающегося гостиничным бизнесом.

ФНС определил средний уровень нагрузки для такого вида бизнеса как 9%.

Выручка предприятия по данным финансового отчета за 2015 год составила 40 млн. руб. Налоговые декларации, поданные фирмой в этом году, показали следующие суммы налоговых отчислений:

  • НДС – 1, 1 млн. руб.;
  • налог на прибыль – 1,2 млн. руб.;
  • налог на имущество организаций – 520 тыс. руб.;
  • транспортный налог – 250 тыс. руб.

С заработных плат сотрудников был удержан НДФЛ на 750 тыс. руб. Страховые взносы, а также перечисления в Пенсионный фонд, для данного расчета значений не имеют.

Налоговая нагрузка ООО «Долгождан»: 1 100 000 + 1 200 000 + 520 000 + 250 000 + 750 000 = 2 625 000 руб. Делим на показатель прибыли: 2 625 000 / 40 000 000 = 0,065. Умножаем на 100%, получаем 6,5 %.

Вычисленный результат меньше среднего (9%), определенного ФНС для этой отрасли бизнеса. Поэтому ООО «Долгождан» будет включено в план выездных налоговых проверок, либо его сотрудники будут вызваны в налоговую для дачи пояснений.

Нагрузка по конкретному налогу

Чаще всего налоговую нагрузку вычисляют по НДС и налогу на прибыль.

Уровень нагрузки по налогу на прибыль

Органы ФНС насторожит, если он окажется ниже таких показателей:

  • для торговых предприятий – менее 1%;
  • для других организаций, в том числе занимающихся производством и подрядами – менее 3 %.

Ее вычисляют по такой формуле:

ННп = Нп / (Др + Двн),

где:
ННп ­ ­– налоговая нагрузка по налогу на прибыль;
Нп ­– налог на прибыль по итогам годовой декларации;
Др – доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;
Двн – иные (внереализационные) доходы организации по данным той же декларации.
Полученный результат умножается на 100%.

Уровень налоговой нагрузки по НДС

ФНС признает низким уровень налоговой нагрузки по НДС, если за все четыре квартала отчетного года суммы налоговых вычетов по НДС составят 89% и более от полной суммы данного налога.

Рассчитать нагрузку по НДС можно несколькими способами.

    Разделить сумму уплаченного НДС (ННДС) на показатели налоговой базы в соответствии с 3 разделом соответствующей декларации, ориентирующейся на состояние рынка РФ (НБрф):

НН по НДС = ННДС / Нбрф

Найти отношение суммы НДС по декларации (ННДС )к общей налоговой базе, включающей в себя как показатели рынка РФ, так и экспортного рынка (НБобщ):

НН по НДС = ННДС / Нбобщ.

Нюансы налоговой нагрузки для разных типов предпринимателей

  1. ИП. Индивидуальный предприниматель должен рассчитать налоговую нагрузку по НДФЛ. Для этого нужно разделить показатель своей декларации на приведенный в декларации 3-НДФЛ.
  2. Плательщики УСН должны взять уровень своей нагрузки, начисленный в соответствии с декларацией, и разделить его на доход в соответствии с 3-НДФЛ.
  3. Предприниматели на ЕСХН делят,соответственно, показатели своего налога на сумму дохода по 3-НДФЛ–декларации.
  4. Те, кто выбрал ОСНО, суммируют НДС и налог на прибыль и находят отношение полученной суммы к общей выручке, отраженной в отчете о прибылях и убытках.
Читать еще:  326 критерии аккредитации 2020

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Если бизнесмен, кроме перечисленных, платит и другие налоги, например, земельный, на воду, имущество и т.д. (кроме НДФЛ), то все эти налоги будут участвовать в расчете совокупной нагрузки.

Если уровень налоговой нагрузки оказался низким, это еще не значит обязательных штрафных санкций: они могут быть назначены только по результатам проверки, риск которой в такой ситуации, естественно, возрастает.

Налоговая нагрузка: что это такое и как правильно рассчитать

Налоговая нагрузка – один из ключевых показателей деятельности компании. В этой статье расскажем, для чего нужен этот показатель, на что влияет и как его считать.

Есть два понятия налоговой нагрузки: абсолютная и относительная. Абсолютная – это общая сумма налогов и взносов, которые фирма перечисляет в бюджет. Относительная – это соотношение между суммой уплаченных налогов и каким-либо финансовым показателем, например, выручкой.

Абсолютная налоговая нагрузка фирмы за год – 1,5 млн руб.
Относительная – 12% от выручки.

То есть абсолютная нагрузка просто показывает, сколько налогов заплатила компания. Это не слишком информативный показатель для налоговой инспекции, он нужен больше самой компании для анализа. Относительная налоговая нагрузка характеризует, какая часть от денег компании уходит в бюджет. В этой статье мы будем говорить о нем.

Для чего нужен коэффициент налоговой нагрузки компании

Коэффициент налоговой нагрузки – это показатель, который используют налоговики, когда анализируют детальность компаний и выбирают, кого включить в план выездных проверок. Чем меньше налоговая нагрузка, тем больше вероятность, что организацию заподозрят в нарушении НК РФ и включат в план.

В Приказе ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» приведены критерии, по которым организация попадает в зону риска при составлении плана проверок. Первый пункт в списке – налоговая нагрузка на бизнес меньше, чем в среднем по отрасли.

Кроме того, показатель налоговой нагрузки в числе прочих используют и банки, когда решают, выдавать ли организации кредит. А еще банки контролируют налоговую нагрузку в целях соблюдения «антиотмывочного» закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Так, согласно Методическим рекомендациям ЦБ РФ № 18-Р, утвержденным в 2017 году, если сумма оплаты налогов меньше 0,9% от общего оборота по счёту, то это признак «плохого» клиента. Банк может отказать в обслуживании такому клиенту.

Как рассчитать налоговую нагрузку организации

Согласно Приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ совокупную нагрузку считают как соотношение всех уплаченных налогов.

В письме от 29.06.18 № БА-4-1/12589@ ФНС конкретизировала порядок расчета:

выручку нужно брать без НДС и акцизов;

в сумму налогов включают и уплаченный НДФЛ;

страховые взносы в расчет не включают.

Полученный показатель надо сравнивать с данными из Приложения 3 того же приказа, где ФНС ежегодно публикует усредненные данные по отраслям.

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности по итогам 2018 года ( можно скачать здесь >>> )

В таблице справочно приводится и фискальная нагрузка по страховым взносам.

Строительная организация по данным налоговых деклараций уплатила за 2018 год 950 тыс. руб. налогов, включая НДФЛ. Страховые взносы – 430 тыс. руб. Выручка организации за 2018 год без НДС составила 10,5 млн руб.

Суммарная налоговая нагрузка:
950 000 / 10 500 000 * 100 = 9,05
Налоговая нагрузка по страховым взносам:
430 000 / 10 500 000 = 4,1

Сравним полученные коэффициенты со средней нагрузкой по отраслям за 2018 год. Для строительства среднее значение совокупной нагрузки – 10,4, по страховым взносам – 4,4.

У компании из нашего примера показатели ниже среднеотраслевых, а значит она попадает в зону риска и ее, скорее всего, включат в план проверок.

Бывает, что некомпетентные инспекторы при расчете налоговой нагрузки берут не все показатели, например, только налог на прибыль, а сравнивают со среднеотраслевой нагрузкой из указанного письма. Так они получают неверную картину с заниженной налоговой нагрузкой и запрашивают у организации пояснения. В такой ситуации направьте в налоговую свой расчет, с учетом всех налогов, и пояснения к расчету.

Проверить налоговую нагрузку компании и сравнить ее со среднеотраслевыми показателями можно с помощью специального сервиса на сайте ФНС «Налоговый калькулятор для расчета налоговой нагрузки» . Он подходит для тех, кто платит налоги по общей системе налогообложения.Сервис позволяет сравнить свою налоговую нагрузку, в том числе по отдельным налогам, со средними значениями по отрасли в разрезе регионов. Также в сервисе есть информация о среднем уровне зарплаты, рассчитанном на основе справок 2-НДФЛ.

Любая организация хочет платить поменьше налогов. Это нормально и не запрещено, если не применять незаконные методы оптимизации. С другой стороны, стоит компании снизить платежи и отклониться от средних цифр по отрасли – к ней приходят с проверкой. 1C-WiseAdvice тщательно следит за тем, чтобы нагрузка всегда оставалась в безопасной зоне и не отклонялась от референтных значений больше, чем на 10%. Это позволяет не привлекать внимания ФНС и снизить риск выездной налоговой проверки практически до нуля.

Варианты налоговой оптимизации , которые мы предлагаем, разрабатываются индивидуально с учетом бизнес-структуры и особенностей деятельности вашей компании. Они абсолютно законны и безопасны.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector