Банк отказал в открытии спецсчета
Отказ банка должнику в открытии отдельного банковского счета в рамках гособоронзаказа
IK144
Новичок
Здравствуйте! Может быть кто-то сталкивался с подобной ситуацией. Поделитесь, пожалуйста опытом или идеями.
Банкроту для получения причитающихся денежных средств по договору в рамках исполнения государственного контракта требуется открыть отдельный счет в рамках гособоронзаказа. Получить причитающиеся денежные средства на какой-то иной счет, в т.ч. основной счет Должника, он не может по понятным ограничениям, содержащимся в Законе о гособоронзаказе.
Банк отказывает в открытии такого счета со ссылкой на то, что Законом о банкротстве для Должника предусмотрен только один основной счет должника. Отдельный счет в качестве счета, возможного к открытию в процедурах банкротства Законом о бакнротстве не предусмотрен. Кроме того, банк ссылается на наличие блокировок (приостановок) по банковским счетам должника со стороны налогового органа, что, по его мнению, также не позволяет откыть отдельный счет для расчетов по гособоронзаказу.
Письма и претензии, адресованные в банк действия не возымели, банк продолжает настаивать на своей позиции. Что касается судебной практики в пользу должника в подобной ситуации, на глаза попалось только одно дело ( № А 54-7769/2015). Но практика региональная, кроме того решение отменено апелляционной инстанцией.
Фактически противодействие банка в открытии специального счета мешает пополнению конкурсной массы за счет причитающихся должнику денежных средств, которые он иным образом, нежели как через открытие отдельного счета получить не может.
Меры воздействия на банк ?
Astorkot
Пользователь
Здравствуйте! Может быть кто-то сталкивался с подобной ситуацией. Поделитесь, пожалуйста опытом или идеями.
Банкроту для получения причитающихся денежных средств по договору в рамках исполнения государственного контракта требуется открыть отдельный счет в рамках гособоронзаказа. Получить причитающиеся денежные средства на какой-то иной счет, в т.ч. основной счет Должника, он не может по понятным ограничениям, содержащимся в Законе о гособоронзаказе.
Банк отказывает в открытии такого счета со ссылкой на то, что Законом о банкротстве для Должника предусмотрен только один основной счет должника. Отдельный счет в качестве счета, возможного к открытию в процедурах банкротства Законом о бакнротстве не предусмотрен. Кроме того, банк ссылается на наличие блокировок (приостановок) по банковским счетам должника со стороны налогового органа, что, по его мнению, также не позволяет откыть отдельный счет для расчетов по гособоронзаказу.
Письма и претензии, адресованные в банк действия не возымели, банк продолжает настаивать на своей позиции. Что касается судебной практики в пользу должника в подобной ситуации, на глаза попалось только одно дело ( № А 54-7769/2015). Но практика региональная, кроме того решение отменено апелляционной инстанцией.
Фактически противодействие банка в открытии специального счета мешает пополнению конкурсной массы за счет причитающихся должнику денежных средств, которые он иным образом, нежели как через открытие отдельного счета получить не может.
Меры воздействия на банк ?
В какой стадии процедура?
Отправлено с моего iPhone используя Tapatalk
dieseldenis
Пользователь
Gertz
Пользователь
IK144
Новичок
В какой стадии процедура?
Отправлено с моего iPhone используя Tapatalk
Astorkot
Пользователь
А за разногласиями в суд ходили?
Отправлено с моего iPhone используя Tapatalk
Что делать при получении банковского отказа в открытии специального счета
О банковских отказах
Перед открытием спецсчета банк проводит внутреннюю проверку клиента. Каждый банк использует собственные методы и источники получения информации. Поэтому, если вам вдруг отказали или откажут в открытии специального счета для госзакупок – не расстраивайтесь, т.к. получение отказа в одном банке не означает автоматического получения отказа в другом.
Чтобы не нарушать закон, банки, как правило, используют публичные источники для проверки сведений о клиенте, в том числе Интернет и даже социальные сети. Однако конкретный список чаще всего не разглашается и держится секрете. Тем не менее, если отказ происходит уже не в первый раз, то участнику государственных закупок придется самостоятельно выяснить и исправить проблемы «публичного профиля» его бизнеса.
Дополнительная сложность состоит еще и в том, что банковские учреждения могут, но не обязаны сообщать причины своего отказа при открытии счетов. Если участник торгов столкнулся с подобной ситуаций и не имеет предположений в чем конкретно заключается его проблема, то есть только один выход. Придется составить список возможных вариантов, пройтись по нему и найти предполагаемую причину, а затем устранить ее.
Какие могут быть причины
Российским законодательством установлено большое количество разнообразных видов спецсчетов, предназначенных под разные цели. Несмотря на свое название, специальный счет для госзакупок является тем же самым типом банковского счета, что и расчетный счет для бизнеса. Как раз поэтому для них предусмотрены одинаковые процедуры проверки и общие причины для отказа (кроме нескольких).
Общие для расчетных и специальных счетов
Перечислим причины, по которым банк вправе отказать в открытии счета:
- Юрадрес фирмы обладает признаком «массовости», который можно проверить через сервис ФНС. После переоформления, требуется внести изменения в ЕГРЮЛ.
- Прописка ИП либо юридический адрес ООО находится на территории Крыма. Далеко не все банки работают и открывают специальные счета в Крыму.
- Компания продолжительное время не ведет никакой деятельности, а также не соблюдает сроки сдачи отчетности в налоговые органы и внебюджетные фонды.
- Кредитная организация ранее уже отказывала клиенту в открытии счета либо расторгала договор банковского обслуживания.
- Принятием решений и управлением компанией занимается лицо, находящееся под одним из видов административного наказания – дисквалификацией.
- Компания клиента находится в государственных реестрах и списках, которые указывают на: блокировку и приостановление существующих счетов в других банках (проверить), наличие недоимок по налогам, долгов по исполнительным производствам, а также косвенно свидетельствуют о неблагонадежности фирмы в целом.
- В публичных источниках (включая Интернет) отсутствуют сведения, которые бы доказывали, что клиент действительно осуществляет деятельность.
- В публичных источниках (включая Интернет) имеется отрицательная информация о клиенте, а также других участниках бизнеса.
- В публичных источниках (включая Интернет) присутствуют данные о начале стадии банкротства, реорганизации или ликвидации компании.
- В публичных источниках (включая Интернет) содержатся сведения о возможном отношении клиента к событиям или людям с криминальным характером.
В зависимости от внутреннего регламента, составляемого банковской службой безопасности могут быть предусмотрены и некоторые другие причины отказа в открытии счета.
Только для специальных счетов
- Если поставщик подал заявку на открытие спецсчета, но не прошел перед этим аккредитацию в ЕИС (альтернативные названия: единая информационная система госзакупок, единый реестр участников закупок, ЕРУЗ), то банк откажет в открытии счета для торгов. Это связано с тем, что кредитные организации законодательно обязаны проверять наличие участника торгов в данной системе.
- Некоторые поставщики, уже имея расчетные счета в банках, желают поменять их статус и перевести в формат специальных. Данная услуга разрешена законом, однако нужно заранее выяснить этот нюанс, поскольку не все банки имеют соответствующую техническую возможность. Из-за этого многие участники госзакупок не раз получали отказы и больше всего это относится к клиентам ВТБ.
- Если поставщик находится в РНП (реестре недобросовестных поставщиков), то он не только не сможет открыть специальный счет для 223 и 44-ФЗ, но вообще участвовать в процедурах государственных тендеров на протяжении 2-х лет.
Список самых лояльных к клиентам банков
Крупные финансовые организации обладают большим процентом отказов. Так как современные банки стараются предоставить каждому клиенту более качественный и индивидуальный подход, то вероятность получения от них отказа по статистике меньше.
Банк Точка
Точка – это дочерняя компания одного из крупнейших банков – «Открытие». Его специализация – предоставление только качественных услуг для российского бизнеса. Обладает доверием клиентов благодаря следующим преимуществам: удаленная и быстрая работа с клиентами, оперативная служба поддержки, суперсовременные интернет-банк и мобильные приложения, выгодные тарифы. Те, кто пользовался этим банком потом советуют его.
Промсвязьбанк
Среди участников государственных закупок – это один из самых популярных банков для открытия спецсчетов 44-ФЗ в 2020 году. Причина кроется в бесплатном тарифе для спецсчетов, где стоимость и открытия, и обслуживания, и блокировки средств — ноль рублей.
Альфабанк
Альфа – крупнейший коммерческий банк в России. Занесен в список системно-значимых банков ЦБ РФ, что подчеркивает его надежность. Заслужил лояльность от своих клиентов, так как предоставляет качественное обслуживание, удобное программное обеспечение, клиентоориентированную службу поддержки, популярные дополнительные услуги для физических лиц.
Специальный счет: инструкция для бухгалтера
В статье рассмотрим ситуации, с которыми сталкиваются налогоплательщики, которые работают в рамках гособорозаказа, руководствуясь Федеральным законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее Закон № 275-ФЗ) и применяют при этом специальный счет.
Ситуация 1. В каком банке открывать?
При этом до заключения контракта исполнители, входящие в кооперацию головного исполнителя, должны быть уведомлены о необходимости заключения с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договора о банковском сопровождении (пп.3 п. 1 и пп.3 п. 2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ).
При выполнении гособоронзаказа головной исполнитель и исполнители по государственному оборонному заказу используют для расчетов по контракту только отдельные счета, открытые исполнителями, с которыми заключены контракты, в уполномоченном банке (пп.7 п. 1 и пп. 7 п.2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ).
Учитывая вышеизложенные нормы Закона № 275-ФЗ Организация-субподрядчик, которая включена в кооперацию головного исполнителя по выполнению гособорнзаказа обязана заключить договор о банковском сопровождении и открытии спецсчета в уполномоченном банке, выбранном головным исполнителем. Поэтому она, не вправе открыть спецсчет в ином банке, кроме того, который указан в контракте с исполнителем и его уведомлении.
Ситуация 2. Правомочен ли банк отказать организации в открытии счета?
Согласно ст. 11 НК РФ счета (счет) — расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета. При этом Банк обязан заключить договор банковского счета с клиентом, который обратился с предложением открыть счет на объявленных банком для открытия счетов данного вида условиях, соответствующих требованиям, предусмотренным законом или установленными в соответствии с ним банковскими правилами (п. 2 ст. 846 ГК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ Исполнитель заключает с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договор о банковском сопровождении (пп. 2 п. 2 ст. 8 Закона № 275). Кроме того, Исполнитель уведомляет (до заключения контрактов) других исполнителей о необходимости заключения с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договора о банковском сопровождении (пп. 3 п. 2 ст.8 Закона № 275-ФЗ).
В свою очередь уполномоченный банк обязан заключить с головным исполнителем, исполнителем договоры о банковском сопровождении и открыть им отдельные счета (пп. 1 п. 2 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ). При этом отдельный счет — это счет, открытый головному исполнителю, исполнителю в уполномоченном банке для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу (п. 10 ст. 3 ФЗ Закона № 275-ФЗ). Поэтому на Организацию- исполнителя возложена обязанность по открытию специального счета в уполномоченном банке Законом № 275-ФЗ.
Cогласно абз. 2 п. 2 ст. 846 ГК РФ Банк не вправе отказать в открытии счета, совершение соответствующих операций по которому предусмотрено законом.
Однако при этом следует учитывать, что кредитная организация (банк) вправе отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации в случае наличия у нее подозрений о том, что целью заключения такого договора, во исполнение которого открывается счет, является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (п. 5.2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» далее Закон № 115-ФЗ).
Согласно п. 6.2 гл. 6 «Положения о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (утв. Банком России 02.03.2012 N 375-П), (далее- Положение № 375-П), факторами по отдельности или по совокупности, влияющими на принятие кредитной организацией такого решения могут являться следующие обстоятельства:
— юридическое лицо имеет размер уставного капитала равный или незначительно превышающий минимальный размер уставного капитала, установленный законом ((пп. «а» п. 6.2 Положения № 375-П.
— с даты регистрации юридического лица прошло менее шести месяцев (пп. «б», п. 6.2 Положения № 375-П);
— согласно данных налоговой службы в качестве юридического адреса юридического указан адрес массовой регистрации (пп. «в», п. 6.2 Положения № 375-П).
— отсутствие по адресу юридического лица, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, органа или представителя юридического лица («г» п. 6.2 Положения № 375-П);
— одно и то же физическое лицо является учредителем (участником) юридического лица, его руководителем и) осуществляет ведение бухгалтерского учета (пп. «д», п. 6.2 Положения № 375-П);
— имеется информация Банка России о том, что в отношении Организации выявлено наличие задолженности нерезидентов по контрактам, по которым Организацией были закрыты паспорта сделок в связи с их переводом на обслуживание в другой уполномоченный банк ( пп. «е»,» п. 6.2 Положения № 375-П);
— в отношении юридического лица имеется решение межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества (пп. «и» п. 6.2 Положения № 375-П);
— иные факторы, самостоятельно определяемые кредитной организацией (пп. «к» п. 6.2 Положения № 375-П.
Учитывая вышеизложенное, несмотря на то, что открытие специального счета Исполнителем в рамках исполнения им гособоронзаказа, предусмотрено законодательно, кредитная организация вправе отказаться от заключения договора банковского счета в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации, при наличии оснований полагать, что Организация совершает операции, направленные на легализацию (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Однако при получении отказа Организация-Исполнитель вправе обратиться в суд, и не исключено, что судебные органы, в случае недоказанности наличия оснований для открытия банковского счета, предусмотренных в п. 5.2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ, встанут на сторону Организации и признают действия банка неправомерными (Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.10.2016, Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2016, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.04.2017 № Ф01-878/2017 по делу № А43-15183/2016).
Так Верховный Суд РФ, рассматривая аналогичную ситуацию в своем Определении от 25.08.2017 № 301-ЭС17-10939 по делу № А43-15183/2016 отметил, что несмотря на то, что для отказа в открытии счета банку достаточно лишь подозрений о возможном совершении клиентом операции по легализации дохода, полученного преступным путем, при рассмотрении в суде дела об оспаривании отказа в открытии счета, банк должен подтвердить и доказать, что такие подозрения являлись обоснованными на момент отказа в открытии счета. Кроме того, суд обратил внимание на то, что денежные средства из федерального бюджета, направленные на исполнение государственного оборонного заказа, не могут по своей правовой природе являться доходом, полученным преступным путем.
Таким образом учитывая вышеизложенное для отказа в открытии счета банку достаточно лишь подозрений о возможном совершении клиентом операции по легализации дохода, полученного преступным путем. Однако, если Организация обратиться в суд, то банк должен будет подтвердить и доказать, что такие подозрения являлись обоснованными на момент отказа в открытии счета.
Ситуация 3. Вправе ли Организация-исполнитель перечислить деньги поставщику со своего специального счета на его расчетный счет?
В соответствии с пп. 6 п. 1 и пп. 6 п. 2 ст. 8 Законf № 275-ФЗ головной исполнитель и исполнители определяют в контрактах, заключаемых с другими исполнителями, обязательное условие об осуществлении расчетов по таким контрактам с использованием для каждого контракта отдельного счета, открытого в уполномоченном банке, выбранном головным исполнителем.
При этом до заключения контракта исполнители, входящие в кооперацию головного исполнителя, должны быть уведомлены о необходимости заключения с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договора о банковском сопровождении (пп.3 п. 1 и пп.3 п. 2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ).
В соответствии с пп. «з» п. 2 ч.1 ст. 8.3 Закона № 275-ФЗ режим использования отдельного счета предусматривает списание денежных средств только на отдельный счет, за исключением списания денежных средств с такого счета на иные банковские счета в целях в частности оплаты головным исполнителем расходов на сумму не более пяти миллионов рублей в месяц и оплаты исполнителем расходов на сумму не более трех миллионов рублей в месяц.
Поскольку с отдельного счета исполнителя возможно списание денежных средств на иные банковские счета в целях оплаты иных расходов на сумму не более трех миллионов рублей в месяц, а в рассматриваемом вопросе речь идет о сумме в 400 000 руб., Организация-исполнитель, осуществляющая деятельность в рамках ГОЗ, вправе перечислить деньги поставщику со своего специального счета на его расчетный счет.
Ситуация 4. Перечисляем аванс сотрудникам со спецсчета
В соответствии с пп. «ж» п. 1 ст. 8.3 Закона № 275-ФЗ режим использования отдельного счета предусматривает совершение разрешенных операций в соответствии с п. 2, 3, 9 и 10 ст. 8.4 Закона № 275-ФЗ.
При этом согласно пп. «а» п. 3 ст. 8.4 Закона № 275-ФЗ по отдельному счету не допускается, в частности, совершение операций в виде перечисления (выдачи) денежных средств физическим лицам, за исключением оплаты труда при условии одновременной уплаты соответствующих налогов, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
В соответствии с п. 1 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ уполномоченный банк в частности вправе: запрашивать у головного исполнителя, исполнителя документы и сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом (пп.1 п. 1 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ); осуществлять контроль распоряжений в порядке, установленном ст. 8.5 Закона № 275-ФЗ (пп.4 п. 1 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ).
При принятии распоряжения к исполнению уполномоченный банк контролирует: в частности, соответствие назначения платежа, указанного в распоряжении, содержанию документов, представленных владельцем отдельного счета и являющихся основанием для составления распоряжения (пп. 3 п. 1 ст. 8.5 Закона № 275-ФЗ), а также соблюдение режима использования отдельного счета, установленного Законом № 275-ФЗ (пп. 4 п. 1 ст. 8.5 Закона № 275-ФЗ).
При этом, при перечислении ЗП, в том числе и за первую половину месяца (аванса) Организация-Исполнитель должна предоставить в уполномоченный банк расчетно-платежные ведомости (иной формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, установленной законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете), на основании которой исполнителем составлено распоряжение о переводе денежных средств (Письмо Банка России от 02.12.2015 N 12-1-5/2822, от 14.12.2016 № 12-1-5/2793).
При этом следует добавить, что п. 3 ст. 8.4 Закона № 275-ФЗ регулирует порядок перечисления (выдачи) денежных средств с отдельного счета физическим лицам и не может регулировать порядок перечисления, в частности, налога на доходы физических лиц (Письмо Минфина России от 31.03.2017 № 03-04-09/18948).
Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, в данном случае относительно выплаты ЗП- на последний день месяца (пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ, п. 3 ст. 226 НК РФ).
Поэтому, учитывая вышеизложенное, налоговый агент в последний день месяца, за который налогоплательщику был начислен доход в виде оплаты труда, производит исчисление НДФЛ и не как не может этого сделать ранее.
В этой связи до истечения месяца невозможно определить полученный доход в виде оплаты труда за месяц и исчислить налог, подлежащий удержанию и перечислению в бюджет, при выплате заработной платы за первую половину месяца (Письмо Минфина России от 31.03.2017 № 03-04-09/18948).
Таким образом, Организация Исполнитель при выплате ЗП за первую половину месяца должна предоставить в уполномоченный банк расчетно-платежные ведомости (иной формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, установленной законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете), на основании которой исполнителем составлено распоряжение о переводе денежных средств.
Однако, при этом одновременно с распоряжением на аванс Организация не должна предоставлять распоряжения на уплату НДФЛ в качестве налогового агента, поскольку до истечения месяца, невозможно определить полученный доход в виде оплаты труда за месяц и исчислить налог, подлежащий удержанию и перечислению в бюджет.
«Сбербанк» получил от УФАС предупреждение за отказ в открытии «оборонного» спецсчета «Мотовилихинским заводам»
«Сбербанк» незаконно отказал «Мотовилихинским заводам», которые, среди прочего поставляют для Минобороны РСЗО «Торнадо-С», в открытии спецсчета для финансирования гособоронзаказа. Об этом сообщили Накануне.RU в пресс-службе Пермского УФАС.
21 августа «Мотовилихинские заводы» обратились в «Сбербанк России» для того, чтобы открыть специальный счет для финансирования выполнения государственных оборонных заказов в рамках исполнения госконтрактов. Однако в «Сбербанке» обществу отказали, сославшись на действующие в отношении «Мотовилихинских заводов» предписания Федеральной налоговой службы. Сумма взыскания, включающая налоги, сборы, пени и штрафы, составляет 56 млн руб.
Как выяснили антимонопольщики, требования закона о гособоронзаказе, который содержит прямое указание банку открыть отдельный банковский счет в рамках исполнения гособоронзаказа, не содержат ограничений, связанных с предбанкротным состоянием исполнителя. При этом обратиться в другой банк общество не может, поскольку, согласно закону, открыть специальный счет для финансирования выполнения гособоронзаказа может исключительно «Сбербанк России».
В соответствии с законом о защите конкуренции «Сбербанк» получил от УФАС предупреждение о необходимости открыть счет «Мотовилихинским заводам» для банковского сопровождения государственных оборонных заказов в рамках исполнения конкретных государственных контрактов.
«Банк такими действиями усугубляет положение хозсубъекта, и так находящегося в затруднительном финансовом положении», — пояснила начальник отдела контроля на товарных рынках и экономической концентрации УФАС Алла Лебедева.
В случае невыполнения предупреждения в установленный срок антимонопольное ведомство примет решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства. Отметим, что ранее «Сбербанк» уже получил от антимонопольщиков аналогичное предупреждение, когда отказался открывать «оборонный» спецсчет машзаводу имени Дзержинского.
Напомним, «Мотовилихинские заводы» находятся в непростой экономической ситуации в связи со значительным объемом накопленных долговых обязательств. Краевые власти держат этот вопрос на постоянном контроле. В марте этого года были достигнуты договоренности о подготовке комплексной программы взаимодействия госкорпорации «Ростех» и Пермского края, расширении номенклатуры выпускаемой на «Мотовилихинских заводах» продукции, повышении ее качества и снижении себестоимости.