S-p.su

Антикризисные новости
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Привлечение иностранного капитала

МВФ оценил долю «фантомных» иностранных инвестиций в России

Более половины накопленных иностранных инвестиций в экономику России приходится на «фантомные» зарубежные корпорации, то есть осуществлено компаниями-пустышками, скрывающими страну — истинный источник этих вложений. Такие данные приводятся в исследовании «Что является подлинным, а что нет в глобальной системе прямых иностранных инвестиций?» (.pdf), опубликованном Международным валютным фондом (МВФ).

Авторы исследования — датский экономист Нильс Йоханессен из Копенгагенского университета, Янник Дамгаард из Центробанка Дании и Томас Элькьяер из МВФ.

Проблема, поднятая экономистами, характерна для всего мира: по данным исследования, почти 40% мирового объема прямых иностранных инвестиций проходит через номинальные компании, не ведущие реальной деятельности, зарегистрированные в таких специальных юрисдикциях, как Люксембург, Нидерланды или Ирландия. Но в России доля таких инвестиций самая большая среди всех стран — 57,9%, по оценкам за 2017 год (точные цифры из исследования есть у РБК).

Почти четверть иностранных инвестиций в Россию — собственные вложения

  • По данным Банка России, на конец 2017 года в России было накоплено $441,1 млрд прямых иностранных инвестиций.
  • Около $255 млрд из этих вложений было сделано компаниями-оболочками из «перевалочных» юрисдикций, а реальный инвестор находился в какой-то другой стране, следует из данных МВФ.
  • В том числе около $102 млрд, или 23,2% от общих иностранных инвестиций в Россию, — это не подлинные инвестиции из-за рубежа, а средства российских инвесторов, вложенные на родине через другие страны.

Речь идет о так называемых круговых схемах (round-tripping), хорошо известных исследователям российских иностранных инвестиций, — схемах вывода средств за рубеж и их последующего возвращения под видом иностранных вложений.

«Мы делали исследование в 2012 году — тогда половина прямых иностранных инвестиций приходила в Россию из офшоров. Поэтому цифры 23–25% инвестиций round-tripping вполне похожа на правду», — прокомментировала РБК профессор РЭШ Наталья Волчкова. Оценка «круговых» инвестиций, представленная в исследовании МВФ, может быть даже несколько заниженной, считает директор Института стратегического анализа ФБК Grant Thornton Игорь Николаев.

ЦБ России публикует данные о прямых иностранных инвестициях (ПИИ) в Россию на базисе страны — непосредственного инвестора: например, если офшорная компания с Бермуд приобрела долю в российской компании, инвестиция будет записана как вложение с Бермудских островов в Россию, а кто стоит за бермудским ошфором — американский, китайский или российский владелец — никак отражено не будет. Около 70% всех иностранных инвестиций в Россию сделано с Кипра или офшорных финансовых центров (Багамы, Британские Виргинские острова, острова Джерси и Гернси и т.д.), и этот показатель является верхней оценкой явления round-tripping — в экстремальном предположении, что все инвестиции из офшоров и квазиофшоров являются российскими по происхождению.

«Статистика иностранных инвестиций, публикуемая Банком России, основана на международной методологии учета, разрабатываемой ОЭСР и МВФ. Международные стандарты предполагают наличие множества представлений данных, среди которых присутствуют таблицы обязательного, стандартного характера и дополнительные», — заявила пресс-служба ЦБ в ответ на запрос РБК. «Презентация по конечному инвестору относится к разряду дополнительных. Большинство презентаций прямых инвестиций, включая ряд дополнительных, Банк России уже публикует», — добавили в ЦБ, не ответив на вопрос, планирует ли Банк России публиковать оценки инвестиций на базисе конечного инвестора.

Не все инвестиции из офшоров являются российскими: пример — американская ExxonMobil, которая инвестировала в проект «Сахалин-1» через свою багамскую «дочку» Exxon Neftegas. Однако можно найти гораздо больше примеров, когда российские инвесторы зарегистрированы за рубежом, в частности:

  • нефтяная компания «Нефтегазхолдинг» Эдуарда Худайнатова принадлежит компании, зарегистрированной на Бермудских островах;
  • Совкомбанк формально подконтролен голландской компании;
  • производитель алюминия Rusal зарегистрирован на острове Джерси;
  • Тинькофф Банк, основанный Олегом Тиньковым, принадлежит кипрскому холдингу;
  • ретейлером O’Key, бенефициарами которого являются три российских бизнесмена, владеет холдинг из Люксембурга.

Чем больше эффект round-tripping, тем меньше в стране реальных иностранных инвестиций. Ранее экономисты уже оценивали (с поправкой не на round-tripping, а на реинвестированные доходы), что у России самые низкие входящие ПИИ среди всех развивающихся стран. Всемирный банк утверждает, что от способности привлекать иностранные инвестиции зависит рост доходов на душу населения. В первом полугодии 2019 года приток ПИИ в российскую экономику, по данным ЦБ, составил $16,5 млрд — на 63% больше, чем за аналогичный период годом ранее, однако большинство этих инвестиций пришлось на квазиофшоры — Кипр (41%), Нидерланды (20%). Кроме того, 56% инвестиций в первом полугодии пришлось на реинвестирование, то есть «новых» инвестиций страна получила гораздо меньше.

Метод Йоханессена, Дамгаарда и Элькьяера основан на следующем примере: официальная статистика фиксирует инвестиции в Испанию из США на уровне $23 млрд; в глобальной базе данных Orbis отражены инвестиции из США по принципу непосредственного инвестора на сумму $13 млрд и инвестиции по принципу конечного инвестора (когда американская компания является истинным инвестором независимо от того, через какую промежуточную страну осуществлена инвестиция) на сумму $29 млрд. Исходя из этого, авторы получают коэффициент пересчета 2,2 ($29 млрд/$13 млрд), который применяют к официальному показателю ($23 млрд). Таким образом они приходят к оценке подлинных инвестиций в Испанию из США на уровне $50 млрд.

В то же время исследователи используют много ситуативных допущений. Например, они экстраполируют официально публикуемые 16 странами данные о входящих иностранных инвестициях на базисе конечного инвестора на более чем сто остальных экономик, в том числе российскую. А использование базы данных Orbis не панацея, так как в ней много пробелов. Кроме того, исследователи МВФ проигнорировали ряд значимых работ на ту же тему, например исследование ЮНКТАД этого года с новыми оценками распределения мировых инвестиций по странам конечных инвесторов. Наконец, расчетная доля инвестиций round-tripping в российской экономике, исходя из исследования, практически не меняется в 2015–2017 годах, хотя государственная деофшоризационная кампания, начатая в 2014 году, вероятно, сократила использование круговых схем, заявлял недавно Всемирный банк.

Почему российские инвесторы вкладываются в России через другие страны?

В исследовании МВФ высказывается предположение, что структурирование инвестиций через низконалоговую юрисдикцию преимущественно преследует цели оптимизации налогов. Например, иностранная корпорация может владеть реальными активами в другой стране через третью юрисдикцию, генерируя доходы, которые в противном случае облагались бы налогом в стране, где находится актив. Или же корпорация может аккумулировать прибыли в промежуточной юрисдикции, откладывая репатриацию прибыли в страну реального происхождения инвестиций.

Но россияне используют круговые схемы инвестиций в Россию далеко не только из-за налоговых соображений, а из-за институциональных и регуляторных факторов, говорилось в исследовании Всемирного банка 2017 года (.pdf). «Более важную роль играют мотивы бегства от изъянов домашней системы, например от неопределенности внутреннего регулирования», — отмечалось в исследовании. Структурирование инвестиций как иностранных также позволяет «застраховаться от политических рисков». Наконец, это дает возможность скрыть личность бенефициара от российских властей, утверждали экономисты Всемирного банка.

Важный аспект — это сохранность инвестиции и удобство распределения прибыли, говорит руководитель московского офиса Confideri Family Office Анна Хрусталева. «Например, при инвестировании в ИT-сектор инвестор выбирает структурирование через страны с английской системой права. Когда речь идет об интеллектуальной собственности, она часто регистрируется на кипрскую компанию, а компания как IP Box [льготный налоговый режим для инновационной сферы], в свою очередь, инвестирует в российский бизнес, при этом из России поступают платежи (например, роялти) на Кипр. У кипрской компании есть возможность исключить до 80% доходов от интеллектуальной собственности из налогооблагаемой базы. Таким образом, инвестор получает возможность и грамотно перераспределить доход, и скорректировать налогооблагаемую базу, и высокую степень защиты актива», — рассказала Хрусталева.

Читать еще:  Затраты на капитал формула

Российские инвесторы продолжают, несмотря ни на что, выбирать Кипр, создавая в нем операционный офис для своих проектов и владения активами, или другие оншорные юрисдикции с отсутствием налога на прирост капитала, например Сингапур или Гонконг, продолжает она. В вопросе прямых инвестиций при налоговом планировании ключевыми для иностранного инвестора также являются положения соглашений об избежании двойного налогообложения между Россией и странами, включенными в группу компаний, добавляет эксперт.

По мнению директора Института международной экономики и финансов ВАВТ Александра Кнобеля, то, что 23% иностранных инвестиций имеют российское происхождение, «похоже на правду». «У нас действительно многие компании зарегистрированы в странах ЕС (и не только) и осуществляют свои инвестиции формально оттуда. Они таким образом защищают свои инвестиции, потому что иностранные инвестиции в меньшей степени подвержены рейдерским атакам и при прочих равных больше защищены», — отметил он. «Если вы инвестируете из Кипра, даже если конечным бенефициаром является собственник из России, у вас больше шансов на безрисковое ведение бизнеса», — подчеркнул Кнобель.

В условиях высокой неопределенности экономической ситуации для принятия инвестрешений в Россию так и будут идти в значительном объеме псевдоиностранные инвестиции, которые так или иначе имеют российское происхождение, заключает Игорь Николаев.

Структурирование преимущественно российских вложений в качестве иностранных в свое время не спасло нефтяную компанию ЮКОС от банкротства и распродажи по частям на аукционах. Однако позволило обратиться в международный арбитраж на основании международного соглашения о защите иностранных инвестиций в постсоветских странах и добиться решения о компенсации утраченных инвестиций на $50 млрд. Глава Международного центра правовой защиты Андрей Кондаков, представляющий интересы России в деле ЮКОСа, публично ссылался на работу тех же исследователей Копенгагенского университета и МВФ о «фантомных» иностранных инвестициях. «Россия прекрасно понимает природу таких компаний, это пустышки, которые были нужны, чтобы перевести чисто внутренний российский налоговый спор в международную плоскость», — говорил тогда РБК Кондаков.

Иностранные инвестиции в России: их виды, формы и роль

Вне зависимости от уровня экономического развития любая страна нуждается в привлечении иностранных инвестиций. Это обусловлено участием стран в международном разделении труда и перемещением капитала в открытые для предпринимательства отрасли. Российская Федерация не является исключением. Иностранные инвестиции в России также необходимы, как капитал для решения местных стратегических задач и экономического роста. Одним из приоритетных направлений государственной экономической политики России является обеспечение притока иностранных инвестиций в страну.

Иностранные инвестиции

Инвестиции – вложение определенных активов с перспективой извлечения финансовой выгоды. Если присутствуют финансы другого государства, то определение немного меняется.

Иностранные инвестиции – долгосрочные вложения капитала, вывезенного из одной страны, в предпринимательскую и иного вида деятельность другой страны с целью получения прибыли. Под иностранными инвестициями в России понимаются все виды вложений имущественных (деньги, ценные бумаги) прав и интеллектуальных ценностей, а также услуг и информации иностранными инвесторами.

Виды иностранных инвестиций

В зависимости от активов иностранные инвестиции подразделяются на:

  • Реальные. Под реальными инвестициями понимаются вложения в реально существующие проекты. Например, в строительство, а также образование и здравоохранение.
  • Нематериальные инвестиции – приобретение нематериальных активов. Это патенты, торговые марки, лицензии.
  • Финансовые. К финансовым активам относятся приобретение ценных бумаг и иных денежных активов.

По форме собственности выделяют:

Частные инвестиции представляют собой вложение личного капитала инвесторов в предпринимательскую и иную деятельность на зарубежной территории. Государственные инвестиции осуществляются за счет государственного бюджета, который распределяется по официальному решению правительства. Если взаимодействуют частные и государственные инвесторы, то такое сотрудничество называется смешанными инвестициями.

В зависимости от объекта вложений иностранные инвестиции подразделяются на:

Прямые и портфельные инвестиции – вложения в ценные бумаги. Прямые инвесторы принимают непосредственное участие в управлении предприятием и приобретают капитал более 10% от общей стоимости ценных бумаг. Во втором случае активного участия в управлении компанией инвестором не требуется. В таком случае прибыль варьируется в пределах до 10% от стоимости ценных бумаг.

По сроку получения прибыли инвесторами выделяют:

  • Долгосрочные (более 3-х лет)
  • Среднесрочные (от 1-го года до 3-х лет)
  • Краткосрочные (от 1-го дня до 1-го года)

По характеру использования иностранные инвестиции делятся на:

Оба вида инвестиций подразумевают вложения в предпринимательскую деятельность. В случае ссудных инвестиций прибыль получается в форме ссудных процентов. Тогда как в случае предпринимательских – в виде дивидендов.

Формы иностранных инвестиций

К основным формам иностранных инвестиций относятся:

  • Предприятия, полностью находящиеся во владении иностранных инвесторов
  • Доля в капитале предприятия. Для этого может быть выкуплен как контрольный, так и обычный пакет акций.
  • Имущественные комплексы, здания, сооружения
  • Акции, облигации, паи и прочие ценные бумаги
  • Государственные займы
  • Права пользования земельными ресурсами

Роль иностранных инвестиций

Наиболее значимую роль для экономики любой страны играют прямые иностранные инвестиции. Их значение заключается в:

  • Обеспечении социально-экономической стабильности
  • Активизации инвестиционных процессов
  • Взаимовыгодном обмене практическими навыками и менеджментом для выхода на международную арену
  • Стимулировании развития отраслей и регионов
  • Развитии экспортного производства с высокой долей добавленной стоимости и инноваций
  • Стимулировании роста занятости населения и дальнейшего расширения налоговой базы

Привлечение иностранных инвестиций

Политика страны должна учитывать целый ряд факторов для повышения ее инвестиционной привлекательности для иностранных инвесторов. В их число входят такие факторы, как:

  • Собственность на землю
  • Экономическая стабильность
  • Транспарентность и либеральность законов и норм
  • Качество рабочей силы
  • Развитость инфраструктуры
  • Ставки по кредитам
  • Спрос

Несмотря на положительное влияние рабочей силы, высокая заработная плата отрицательно сказывается на привлечении иностранных инвестиций. Также иностранные инвестиции очень чувствительны к налоговым стимулам. Согласно исследованиям, если повысить налоги на 1%, то это сокращает иностранные инвестиции на 0 – 5%. Точное значение зависит от страны и отрасли. В России этот показатель равен 3,7%.

Способы привлечения иностранных инвестиций:

  • Инвесторы покупают местные организации, а также создают филиалы и смешанные предприятия.
  • Вкладываются в уже развитые организации, которым требуется дополнительное финансирование.
  • Покупают активы предприятий-экспортеров.

Компания, использующая иностранный капитал в своей деятельности, получает ряд привилегий. Таких как возможность стать международной, создать холдинг иили расширить географию. А также возможность получить дополнительные средства для развития и гарантии в отношении кредиторов.

Регулирование иностранных инвестиций

Законодательной основой регулирования иностранных инвестиций на территории Российской Федерации является ФЗ от 9.07.1999г №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Кроме того, они регулируются международными договорами и нормами международного права. К ним относятся: Сеульская конвенция 11.10.1985г. об утверждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, а также Конвенция о защите прав инвестора от 28.03.1997г.

Сеульская конвенция предоставляет иностранным инвесторам финансовые гарантии от некоммерческих рисков путем страхования инвестиций от:

  • рисков с переводом и обменом валюты
  • нарушений договоров и отказ от них
  • рисков войны и беспорядков.

Иностранные инвестиции в России

Согласно закону об иностранных инвестициях в России иностранными инвесторами считаются:

  • Иностранные юридические лица. А также организации, ими не являющиеся, внесенные в корпоративный реестр.
  • Иностранные физические лица, которые обладают гражданской правоспособностью и дееспособностью на территории своего государства.
  • Другие государства в соответствии с федеральными законами этих государств.

Привлечение иностранных инвестиций в Российскую Федерацию

Наиболее предпочтительным способом использования иностранного капитала для России является привлечение прямых иностранных инвестиций. Их преимущество в том, что они не требуют возврата. Если объект вложения не гарантирует прибыли, то растет заинтересованность инвестора в развитии компании.

Основные направления развития привлекательности России для иностранных инвесторов:

  • Снижение уровня инфляции.
  • Укрепление финансового положения российских предприятий.
  • Развитие системы гарантий и защиты собственности инвесторов.
  • Контроль за использованием амортизационных отчислений.
  • Формирование системы налогового стимулирования, для чего снижается налоговое бремя инвестора.
  • Разработка механизмов господдержки инвестиционных проектов.
Читать еще:  Структура оборотного капитала это

III. Основные меры, принимаемые с целью привлечения иностранного капитала в экономику России

Обязательным условием роста капитальных вложений является наличие в российской экономике благоприятного инвестиционного климата.

В 1994 — 1995 годах Правительством Российской Федерации были предприняты важные меры, направленные на улучшение инвестиционного климата для отечественных и иностранных инвесторов. В их числе снижение темпов инфляции, льготы при налогообложении прибыли коммерческих организаций с иностранными инвестициями; освобождение от налога на добавленную стоимость и спецналога на импортируемое технологическое оборудование и запасные части к нему, а также предоставление льготных кредитов в иностранной валюте, полученных от иностранных банков и кредитных учреждений. Отменено ограничение количества расчетных (текущих) и бюджетных счетов предприятий, учреждений, организаций в банках или иных кредитных учреждениях. Решен вопрос учета суммы курсовых разниц, возникающих в связи с изменением курса рубля к иностранным валютам, при определении предприятием налогооблагаемой прибыли. Принято решение об отмене с 1 января 1996 года налога на сверхнормативное превышение расходов на оплату труда.

В 1995 — 1997 годах решающее значение приобретает улучшение макроэкономической конъюнктуры в результате подавления инфляции и, как следствие, снижение процентной ставки долгосрочного кредита для инвестиционных целей.

В 1999 году предложен к принятию Закон об иностранных инвестициях в Россию, цель которого – предоставить гарантии иностранному инвестору, прежде всего от необоснованной национализации.

Действующие законодательные акты в области налоговой политики предоставляют ряд льгот по налогообложению прибыли для предприятий и организаций в части финансирования капитального строительства. В ближайшие годы необходимо сформировать оптимальный уровень налогов, тарифов и льгот, сопоставимый с условиями инвестирования, сложившимися в странах-конкурентах России на рынке инвестиционных капиталов.

Решение проблемы стимулирования инвестиций в российскую экономику во многом зависит от становления российского рынка ценных бумаг, развитие которого будет осуществляться по мере преодоления инфляционных процессов в и стабилизации производства.

На инвестиционную активность в значительной мере влияет спрос на акции приватизированных предприятий. Рост курса этих акций в последнее характерен для акционерных обществ-монополистов, функционирующих в таких отраслях как нефтяная промышленность, энергетика, связь.

Процесс привлечения иностранного капитала в условиях, когда значительная часть российских предприятий приватизирована, неизбежно будет идти преимущественно путем продажи иностранному инвестору акций российских акционерных обществ, владеющих предприятиями.

В обеспечение благоприятного инвестиционного климата существенное значение имеет деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ по привлечению отечественных и иностранных инвестиций.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации формируют благоприятный инвестиционный климат регионов посредством организации выставок и участия в федеральных и международных выставках инвестиционных проектов, осуществления рекламно-информационной кампании в печатных изданиях.

Так, Министерство экономики Российской Федерации уже разработало совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и заинтересованными органами государственной власти план мероприятий по вопросам привлечения иностранных инвестиций в экономику регионов РФ. Данный документ охватывает все направления региональной инвестиционной политики и предусматривает конкретные меры, направленные на привлечение иностранных инвестиций в экономику субъектов Российской Федерации.

Инвестиционное сотрудничество России со странами ближнего зарубежья служит одним из основных средств стабилизации дальнейшего развития экономики каждой страны. Последнее не может осуществляться успешно без согласованной экономической политики, учитывающей специализацию, кооперацию и производство тех видов продукции, которые необходимы этим странам.

Привлечение капитала из государств-участников Содружества Независимых Государств должно осуществляться путем совместного государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов, международного финансового лизинга, создания договорных совместных организаций типа консорциумов для осуществления инвестиционной деятельности. Необходимо также создать условия для привлечения частных российских инвесторов в производственные объекты государств-участников СНГ в продукции которых заинтересована Россия. В этой связи целесообразно разработать совместно со странами Содружества Независимых государств механизм инвестиционного сотрудничества и перехода на совместное финансовое обеспечение.

В целях активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику России, обеспечения проведения последовательной работы и скоординированной государственной политики в этой области Правительство РФ приняло постановление “Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации” от 29 сентября 1994 г.

Обеспечению благоприятного инвестиционного климата служит применение национального режима к иностранным инвесторам.

До последнего времени основной формой участия иностранного капитала в виде прямых инвестиций было создание совместных предприятий. Несмотря на значительное число зарегистрированных предприятий такого типа, размеры привлеченных им зарубежных инвестиций невелики, а их роль в экономике незначительна.

Необходимо совершенствовать способы определения доли российских инвесторов в уставных капиталах совместных предприятий, разработать методики оценки зданий, сооружений, оборудования, земли, вкладываемых в качестве российской части уставных фондов коммерческих организаций с иностранными инвестициями.

Следует активнее стремиться к привлечению иностранных финансовых ресурсов в форме кредитов, которые требуют погашения, но не устанавливают прямой зависимости кредитуемых предприятий от иностранных компаний.

Одной из форм иностранных кредитов являются целевые банковские вклады для кредитования развития российских предприятий с условием возврата кредита поставками продукции (компенсационные соглашения).

Целесообразно стимулировать сделки, в которых зарубежный партнер поставляет машины, оборудование, технологии, комплектные заводы в обмен на встречные поставки сырья, полуфабрикатов, производимых на поставленном оборудовании.

Важным фактором притока инвестиций в российскую экономику является стимулирование возврата российского капитала, находящегося в зарубежных банках, и формирования условий для предотвращения дальнейшей утечки капиталов из России.

Для привлечения иностранных инвесторов к деятельности на конкретных территориях следует использовать механизм создания свободных экономических зон.

Наряду с созданием организационно-правовых условий и государственной поддержкой комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций должна включать меры по снижению издержек инвестора, не относящихся к прямым затратам на реализацию конкретных проектов. В этой связи развивается информационная инфраструктура инвестиционного рынка, осуществляется регулирование тарифов на услуги монополий, обеспечивается защита собственности и личности инвестора от криминальной сферы.

Интересы инвесторов предполагается учитывать при подготовке законодательных и нормативных актов, а также ведомственных инструкций по ценообразованию в электроэнергетике, связи, железнодорожном транспорте. Для мелких инвесторов важнейшее значение имеет ограничение платы за аренду производственных помещений.

В отношении защиты собственности инвесторов желательно разработать единый порядок определения размеров ущерба, причиняемого, в частности, растратами и хищениями, а также недобросовестной конкуренцией.

Необходимо совершенствовать работу международного коммерческого арбитражного суда, третейского суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

Для обеспечения личной и имущественной безопасности инвесторов следует разработать специальные государственные программы предупреждения преступности в криминогенных сферах экономики, а также в регионах России с повышенным уровнем правонарушений.

Под эти цели необходимо предусмотреть материально-техническое, информационное и организационное укрепление соответствующих оперативных служб, следственных органов и судов.

В части информационного обеспечения инвестиционной деятельности представляется необходимым содействие государства действующим и создаваемым коммерческим консалтинговым организациям, фирмам по разработке бизнес-планов, проектным институтам. Конкретными задачами информационного обеспечения инвестиционной деятельности являются: сбор, обработка и актуализация информации о законодательстве, состоянии рынка, перспективах развития экономики и отдельных отраслей, о планах предприятий, продаже акций, конверсии производства. С целью обеспечения эффективного информационно- консультативного взаимодействия потенциальных иностранных инвесторов с российскими организациями и создания привлекательного образа России на мировых рынках капитала принято постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 1995 г. “О Российском центре содействия иностранным инвестициям при Министерстве экономике Российской Федерации”.

По инициативе Правительства Российской Федерации создана качественно новая структура — Консультативный совет по иностранным инвестициям в России, в состав которого входят представители зарубежных фирм, осуществляющих прямые инвестиции в российскую экономику в крупных размерах. Его основная задача — обеспечение постоянного диалог между Правительством Российской Федерации и крупными иностранными инвесторами с целью выработки конкретных рекомендаций по совершенствованию инвестиционного климата в России, налогового и таможенного законодательства Российской Федерации, созданию привлекательного образа России как страны, принимающей инвестиции.

Читать еще:  К элементам капитала относятся

Для развития экономики России и продвижения частных иностранных прямых инвестиций важное значение имеет сотрудничество России с ведущими международными финансовыми организациями, прежде всего с Международным валютным фондом, Международным банком реконструкции и развития, Европейским банком реконструкции и развития и другими.

При реализации широкой программы стимулирования отечественных и иностранных инвестиций необходима также организация мониторинга программы и оперативной корректировки состава мероприятий.

Современные проблемы и значение привлечения иностранного капитала в экономику Российской Федерации.

Офицальная точка зрения: следует активно привлекать иностанные инвестиции создавая благоприятный инвестиционный климат. Мировое хозяйство в целом и отдельные страны не могут эффективно функционировать без перелива капитала и его эффективного использования это является необходимостью и одной из важнейших отличительных черт современного мирового хозяйства и международных экономических отношений.
Привлечение иностранного капитала в Россию относиться к стратегическим задачам развития российской экономики.
Как и другие страны, Россия рассматривает иностранные инвестиции как факторы:
1. Ускорение экономического и технического прогресса;
2. Обновление и модернизация производственного аппарата;
3. Овладение передовыми методами организации производства;
4. Обеспечение занятости, подготовки кадров отвечающих требованиям рыночной экономики;

Факторы, которые играют положительную роль в привлечении иностранного капитала:
1. Богатые и сравнительно недорогие природные ресурсы;
2. Огромный внутренний рынок;
3. Достаточно высокий уровень базового образования кадров;
4. Относительная дешевизна квалифицированной рабочей силы;
5. Отсутствие сильной конкуренции со стороны российских производителей;
6. Осуществляемый процесс приватизации и возможность участия в нем иностранных инвесторов;
7. Возможность получения сверхприбыли;

Перспективы в России слишком многообещающи, чтобы их игнорировать. В суммарном валовом внутреннем продукте всех мировых рынков доля России составляет более 25%. Несмотря на это удельный вес России в международных инвестициях в мировые рынки составляет всего 0.5%.

Готовность инвесторов к вложению капитала в экономику той или иной страны зависит от существующего в ней инвестиционного климата.
В современных условиях, многонациональные корпорации, осуществляющие прямые инвестиции, имеют выбор. Они оценивают условия инвестирования за рубежом по ряду критериев и только на основании всесторонней оценки инвестиционного климата в стране принимают решение.
Важнейшими критериями являются: оценка местного рынка с точки зрения его емкости, наличия ресурсов, местоположения и т. д., политическая стабильность в стране, правовые условия иностранных инвестиций, система налогообложения, характер торговой политики, степень развития инфраструктуры, защита интеллектуальной собственности, государственное регулирование экономики, дешевизна рабочей силы и уровень ее квалификации, стабильность национальной валюты, возможность репатриации прибылей.
По большинству из перечисленных критериев выбор следует не в пользу России.

факторы, сдерживающие приход иностранного капитала в Россию:

• Неразвитость транспортной инфраструктуры и инфраструктуры связи;

• Устаревший производственный аппарат во многих отрасялх экономики страны

• Утяжеленнность структуры экономики, где высок удельный вес отраслей

добывающей и тяжелой промышленности при относительной неразвитости

современных отраслей перерабатывающей промышленности

• Сохраняющийся со времен СССР высокий удельный вес Объединенных промышленных корпораций в структуре экономики страны

• Низкий уровень развития сельскохозяйственного производства

• Высокий уровень коррупции и криминализации экономики страны

К сожалению, приходится констатировать, что страна до сих пор не пользуется доверием частных инвесторов и ныне не способна нормальным, цивилизованным образом привлечь необходимый ей предпринимательский капитал.

Зарубежные фирмы, пытаясь вложить капитал в российскую экономику, на практике сталкиваются с громадными трудностями. Среди наиболее важных для предпринимателей и инвесторов негативных изменений по вмешательству государства в экономику выделяется рост административных барьеров на пути предпринимательской и инвестиционной деятельности. В результате более жесткого регулирования режима заключения внешнеторговых сделок и валютного контроля снизился отток капитала из российской экономики в форме внешнеторговых кредитов, но значительно выросло число неучтенных операций, что привело к увеличению количества попусков и ошибок в платежном балансе, а в конечном счете к усилению оттока капитала. И без подчинения правоохранительных органов закону, а не чьему-либо заказу и отмены особых условий деятельности отдельных хозяйствующих субъектов в рамках однородной группы компаний устойчивого роста предпринимательской активности не будет.

Даже при наличии превосходных инвестиционных перспектив частный капитал нередко вынужден отказываться от инвестирования из-за чрезмерного риска.

Инвестиционный климат в РФ.

У современной России имеется целый ряд факторов, способствующих приходу в страну

• Огромные запасы природных ресурсов;

• Еще сохранившийся научно-технический и производственный потенциал

• Потенциал перспективного роста внутреннего рынка страны

• Отсутствие серьезной конкуренции со стороны российского бизнеса

• Перспективы экономического роста, связанные с реформирование экономики

Однако есть и факторы, сдерживающие приход иностранного капитала в Россию:

• Неразвитость транспортной инфраструктуры и инфраструктуры связи;

• Устаревший производственный аппарат во многих отрасялх экономики страны

• Утяжеленнность структуры экономики, где высок удельный вес отраслей

добывающей и тяжелой промышленности при относительной неразвитости

современных отраслей перерабатывающей промышленности

• Сохраняющийся со времен СССр высокий удельный вес ОПК в структуре экономики

• Низкий уровень развития сельскохозяйственного производства

• Высокий уровень коррупции и криминализации экономики страны

1. Кооперация интересов иностранных инвесторов и российской экономики

2. Низкая доля накоплений (15 % от ВВП)

3. Передача технологий, управленческого опыта.

Инвестиционный климат – совокупность сложившихся в какой-либо стране социально-экономических, политических, финансово-экономических и правовых условий, определяющих качество предпринимательской среды, эффективность инвестирования и степень возможных рисков при вложении капитала.

Необходимо учитывать 2 основных фактора:

— рентабельность инвестиционных проектов

Объем иностранных инвестиций к ВВП:

Привлечение иностранных инвестиций в Россию осуществляется из-за:

· — объемов российского рынка

· — стабильных темпов роста экономики

Доля России в общем притоке прямых иностранных инвестиций – 2%, а в мировом экспорте 2,8% (12 место в мире)

Законы, регулирующие иностранные инвестиции:

— 1987 – закон о создании совместных предприятий

— 1991 – ФЗ «Об иностранных инвестициях» — утратил силу

— 1999 – «Об иностранных инвестициях» (в законы даны основные понятия, в том числе и «инвестиционный проект» и «приоритетный инвестиционный проект», а также отражены права и обязанности субъектов + «Стабилизационная оговорка», т.е. если государство вводит законы, ухудшающие инвестиционный климат, то иностранным инвесторам гарантируется работа по прежним условиям в течение всего срока действия инвестиционного проекта) и т. д.

В экономике по-прежнему сохранялось большинство рисков, связанных с несовершенством властных, регулятивных и других общественных институтов и структурными деформациями. Продолжались стагнация притока прямых иностранных инвестиций и высокий отток капитала. Все это свидетельствует о сохранении у большинства потенциальных инвесторов недоверия к политике правительства РФ и низкой оценке привлекательности вложений в российскую экономику.

Поскольку улучшение инвестиционного климата происходит постепенно, необходимо уже сейчас создавать условия для повышения конкурентоспособности инвестиционного климата российской экономики на мировых рынках капитала. Решение этой задачи предполагает дерегулирование экономики, снижение административных и прочих барьеров на пути инвестиций, эффективную защиту прав собственников и обеспечение равных условий конкуренции, повышение прозрачности экономических процессов и их финансовых результатов.

Среди наиболее важных для предпринимателей и инвесторов негативных изменений по вмешательству государства в экономику выделяется рост административных барьеров на пути предпринимательской и инвестиционной деятельности. В результате более жесткого регулирования режима заключения внешнеторговых сделок и валютного контроля снизился отток капитала из российской экономики в форме внешнеторговых кредитов, но значительно выросло число неучтенных операций, что привело к увеличению количества попусков и ошибок в платежном балансе, а в конечном счете к усилению оттока капитала. И без подчинения правоохранительных органов закону, а не чьему-либо заказу и отмены особых условий деятельности отдельных хозяйствующих субъектов в рамках однородной группы компаний устойчивого роста предпринимательской активности не будет.

Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; Нарушение авторского права страницы

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector