S-p.su

Антикризисные новости
40 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Автор научного текста обычно пишет от имени

Учебное пособие для студента


Загрузить всю книгу

Модуль №1
Тема №1. Язык как знаковая система

В современную эпоху, требующую получения и обработки большого количества информации, оперативных действий, быстрого принятия решений, от специалиста для успеха в его профессиональной деятельности требуются навыки владения устной и письменной речью.

Культура речи, умение общаться, знание этикета являются визитной карточкой любого человека, особенно в деловом мире.

Инженеру, который не способен подобрать соответствующие слова для ясной передачи мысли и затрудняется грамотно изложить полученную информацию, будет трудно добиться успехов в своей профессиональной деятельности.

Кроме того, специалисты, занимаясь профессиональной деятельностью, часто не имеют представления о специфике общения, его этических нормах, речевом этикете, не следуют правилам создания оригинального текста, в том числе документа.

Усвоение теоретических знаний и овладение навыками, входящими в профессиональную составляющую специалиста, является задачей курса «Русский язык и культура речи».

Реальностью сегодняшнего дня является включение в речь молодых людей слов «классно», «клево», «в лом», «фишка» и др. Это молодежный жаргон, язык молодежной субкультуры.

За словами сленга стоят определенные понятия, выражающие состояние нашего общества на определенной стадии его развития, стоит речевая культура участников общения, незнание норм делового общения и речевого этикета.

Одна из иностранных фирм специально разработала и выпустила на латиноамериканский рынок новый автомобиль и назвала его «Чеви-Нова». Но автомобиль не пользовался спросом. Фирма срочно провела свое расследование, затратив огромные деньги, и выяснила, что «Нова» по-испански означает «она не едет». Так незнание значения слова чуть не сделало фирму банкротом.

Автомобиль «Запорожец» в Финляндии не продавался, потому что его название оказалось созвучным выражению «свиной хвостик», название машины «Жигули» во французском языке похож на жиголо — сутенер, в арабском означает фальшивый. Поэтому автомобиль в экспортном варианте назвали «Лада».

Известный русский ученый Д.С. Лихачев писал: «Язык не только лучший показатель культуры, но и воспитатель человека. Четкое выражение своей мысли, богатый язык, точный подбор слов в речи формирует мышление человека и его профессиональные навыки во всех областях человеческой деятельности. Если человек точно может назвать ошибку, допущенную им в работе, значит, он определил ее суть».

Что же представляет собой язык?

Язык — это система знаков и способов их соединения, он служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявления и является средством общения.

С помощью языка мы узнаем мир, определяем свое место в нем. Люди, получая и перерабатывая информацию о предметах или явлениях, оперируют с помощью языка уже не ими, а их знаками, обозначениями понятий.

Колумбийский писатель Габриель Гарсия Маркес в романе «Сто лет одиночества» рассказал о том, как люди в результате болезни теряли память, не могли назвать предмет и не понимали, что это и зачем нужно. Когда один из героев заметил, что с трудом вспоминает названия привычных вещей, он прикрепил к ним наклейки, например «часы, стол, дверь, стена, кровать». В конце концов, дощечка с надписью, повешенная на шею корове, указывала: «Это корова, ее надо доить каждое утро, чтобы иметь молоко, а молоко надо кипятить вместе с кофе, чтобы получился кофе с молоком». Невозможность назвать вещи по именам означает невозможность узнать их, понять их значение. То, что закодировано в языке, не только информация о мире, но и сам мир, имеющий свой определенный код.

Русский язык (как и любой другой язык) представляет собой систему. Система (от греческого systema — целое, составленное из частей; соединение)- объединение элементов, находящихся в отношениях и связях, образующих целостность, единство.

Следовательно, каждая система:

  • состоит из множества элементов;
  • элементы находятся в связи друг с другом;
  • элементы образуют единство, одно целое.

Характеризуя язык как систему, необходимо определить, из каких элементов он состоит, как они связаны друг с другом, какие отношения устанавливаются между ними, в чем проявляется единство.

Язык состоит из единиц:

  • звук;
  • морфема (приставка, корень, суффикс, окончание);
  • слово;
  • фразеологическая единица (устойчивое словосочетание);
  • свободное словосочетание;
  • предложение (простое, сложное);
  • текст.

Единицы языка связаны друг с другом. Однородные единицы (например, звуки, морфемы, слова) объединяются и образуют уровни языка.

Тест 6. К особенностям термина не относится

b) наличие дефиниции;

c) стилистическая нейтральность;

Тест 7. Терминология в современном русском языке делится на … группы (групп)

Тест 8. Современная терминология не представлена группой

Тест 9. Автор научного текста обычно пишет от имени:

a) 1-го лица единственного числа;

b) 1-го лица множественного числа;

c) 2-го лица множественного числа; +

d) 3-го лица единственного числа.

Тест 10. Содержит положительную оценку научного сочинения фраза:

a) Мы придерживаемся другой точки зрения…

b) Трудно согласиться с автором…

c) Представляется ошибочным…

d) Следует признать достоинство такого подхода к решению…+

Тест 11. Содержит отрицательную оценку научного сочинения фраза:

a) Автор справедливо указывает на…

b) Автор критически относится к…

c) Автор упускает из вида очевидное несоответствие…+

d) Можно согласиться с автором, что…

Тест 12. Целью научного рассуждения является:

a) проверка истинности или ложности какого — либо утверждения с помощью доводов, истинность которых проверена и не подвергается сомнению; +

b) раскрыть признаки предмета, явления, процесса, установить связи (внешний вид, составные части, назначение, сравнение);

c) способ изложения, посредством которого подтверждается или отрицается истинность значений, носивших характер гипотез;

d) зафиксировать, представить этапы изменений, формирований, то есть временные рамки.

Тест 13. Индуктивный метод предполагает

a) движение мысли от частного к общему, от одного факта к общему правилу, к обобщению; +

b) движение мысли от общего к частному, от общих законов к частным;

c) постановку в определенной последовательности проблемных вопросов;

d) изложение, посредством которого подтверждается или отрицается истинность знаний, носивших характер гипотез.

Тест 14. Логическая схема текста с использованием метода дедукции выглядит так:

a) цель исследования, накопление фактов, анализ, обобщение и выводы;

b) тезис, гипотеза, развитие тезиса, аргументация, выводы;

c) тезис + аргументы + демонстрации + выводы; +

d) гипотеза, развитие тезиса, тезис, аргументация выводы.

Тест 15. Если лектор располагает материал вокруг главной проблемы и переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному анализу, то он использует метод организации текста

Тест 16. Для получения правильно построенного абзаца будет правильным следующий порядок предложений:

Не надо от пуль на пол ложиться, не надо от снарядов в погреба прятаться, не надо от пожаров в лес бежать.2) Не визжат пули, не грохают снаряды, не горят деревни. 3) Некому в пояс кланяться. 4)Нечего буржуинов бояться. 5)Живи да работай — хорошая жизнь. 6) Хорошо! (А.Гайдар. Военная тайна).

Тест 17. Для получения правильно построенного абзаца будет правильным следующий порядок предложений:

Читать еще:  Копирайтинг официальный сайт

И казалось, что конца-краю этим фронтам и бандам нет и не будет. 2) Стрелки сбиты, крестовины повынуты, сзади путь разобран и мостик сожжен. 3) Впереди где-то фронт, и с боков фронты, а кругом банды. 4) На полустанке ни души; кругом лес. 5) Помню я как-то… 6) Вечер.. 7) Въехали мы на какой-то полустанок. (А.Родимцев. Машенька из Мышеловки).

a) 5, 6, 7, 2, 3, 1, 4.

b) 6, 5, 7, 4, 2, 3, 1.

c) 5, 6, 7, 4, 3, 1, 2.

ТЕСТЫ

Тест 1. Следующие признаки: изложение основных положений, отсутствие прямых цитат, четкая рубрикация – присущи такому жанру научного стиля, как

Тест 2. Предполагает критический разбор какого-либо научного произведения и содержит аргументированную оценку такой жанр научного стиля, как

Тест 3. Определение: Это краткое изложение в письменном виде содержания научного труда — соответствует такому жанру научного стиля, как

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Научный стиль: понятие, признаки и примеры

Научный стиль текста – это язык науки, научной сферы деятельности. Жанры, в которых он функционирует, в основном письменные:

  • научные статьи и заметки,
  • методические пособия и монографии,
  • рецензии и аннотации,
  • курсовые, дипломные и кандидатские работы для получения или защиты ученой степени.

В устной форме научный стиль представлен жанрами выступлений – научными докладами, лекциями.

Примеры разговорного стиля: пример 1, пример 2, пример 3.

Статью о других стилях речи читайте здесь.

В научном стиле выделяют ряд некоторых черт, отличающих его от иных функциональных стилей текста. Причем данные черты характерны для любой сферы научной деятельности – технической, гуманитарной, естественнонаучной.

Среди черт научного стиля прежде всего выделяются такие:

  1. Безличность автора – или сухое «мы» (предполагаем, делаем вывод, считаем и др.), или полное отсутствие указания на автора; монологичность речи.
  2. Обилие научной терминологии; масса речевых клише; минимум экспрессивно-эмоциональной лексики (а то и полное ее отсутствие).
  3. Преобладание существительных, прилагательных и наречий над глаголами, и, как следствие, – статичный, медленно читаемый и трудный для восприятия текст.
  4. Логичность и тезисность изложения.
  5. Обилие вводных слов, сложные конструкции предложений с массой приточных. Предельная насыщенность предложений словами, уточняющими различные понятия (явления).

Надоело самому делать домашку?

Закжи выполнение домашней работу у наших партнеров и получай только отличные оценки

Также можно заказать рефераты, эссэ, курсовые работы и все, что только могут придумать твои учителя

Научный стиль: разбор примера

Давайте разберем пример собственно научного текста.

Отрывок из статьи:

Среди феноменологических моделей наибольшее распространение получили модели основанные на лучевых представлениях полей рассеяния и модели базирующиеся на принципе Гюйгенса-Френеля, согласно которому каждая точка волнового фронта рассеянного поля рассматривается как источник вторичных волн. К этому типу моделей относится модель локальных источников рассеяния. Несмотря на то, что все эти модели имеют одни и те же методологические основы, они имеют особенности, которые проявляются при дополнительных упрощениях и допущениях математического и физического характера. Аналоговой моделью принято называть стохастическую модель «блестящих» точек, получивую широкое распространение при анализе рассеянных полей от объектов, которые представлены в виде совокупности локальных отражателей.

Главные стилевые черты в данном отрывке таковы: употребление терминов и их последующая интерпретация, безликость авторского «я», монологичность, однозначность слов, доказательное изложение, наличие важной информации, официальность, точность, стандартизованность, четкость изложения.

Дополнительно можно назвать черты следующие:

1) терминологичность (феноменологические модели, модели основанные на лучевых представлениях полей рассеяния, совокупности локальных отражателей);

2) количественное преобладание существительных и прилагательных в тексте над глаголами (Аналоговой моделью принято называть стохастическую модель «блестящих» точек, получивую широкое распространение при анализе рассеянных полей от объектов, которые представлены в виде совокупности локальных отражателей);

3) выбор отглагольных оборотов и слов (широкое распространение, отражатели, допущения и пр.);

4) использование глаголов в настоящем времени, которые выражают «вневременное», другими словами, признаковое значение и у которых ослаблено лексико-грамматическое значение времени, лица, числа (принято называть, представлены, получили);

5) широкое применение предложений большой длины, и при этом следует отметить их безличный характер в совокупности с пассивными конструкциями и необычным расположением членов предложений (Среди феноменологических моделей наибольшее распространение получили модели основанные на лучевых представлениях полей рассеяния и модели базирующиеся на принципе Гюйгенса-Френеля, согласно которому каждая точка волнового фронта рассеянного поля рассматривается как источник вторичных волн).

Надо сказать, что научный стиль нельзя назвать замкнутой системой. Как научные языковые средства активно используются в жанрах, например, публицистики, так и чистый научный стиль применяет языковые средства других стилей.

Таким образом, при подобном взаимодействии образуются подстили разбираемого стиля речи:

  • научно-популярный – очерки, лекции;
  • научно-публицистический – статьи, очерки, заметки;
  • научно-информативный – патентные описания, аннотации;
  • научно-учебный – учебники, методические пособия, лекции, рефераты;
  • научно-справочный – словари, каталоги;
  • собственно научный – статьи, монографии, диссертации, доклады.

Рассмотрим примеры некоторых подстилей.

Научно-популярный стиль: разбор примера

Отрывок из статьи:

Мировая экономика, пишет автор, рано или поздно будет вынуждена использовать материальные и энергетические ресурсы Солнечной системы хотя бы лишь по одной причине – истощения сырьевых ресурсов Земли. Но существует один психологический аспект, который следует из положения, высказанного Б. Расселом в 1952 г. Б. Рассел считал, что если когда-нибудь на Земле наступит всеобщий мир, люди будут удовлетворять свое стремление к приключениям, в исследованиях, а не в разрушениях. А познание Солнечной системы и звезд может стать таким приключением, вытесняющим энергию разрушения, что, вероятно, позволит решить серьезную психологическую проблему. Кроме того, такие мощные культурные и интеллектуальные стимулы могут помочь человечеству избежать стагнации, предсказанной современным философом Ф. Фукуямой.

Стиль данного текста – научно-популярный.

Лексика приведенного отрывка состоит из таких пластов:

  • слова широкого употребления: автор, положение, люди;
  • термины: стагнация, Солнечная система;
  • общенаучная лексика: аспект, философ, экономика;
  • абстрактная лексика: мир, познание;
  • научная фразеология: материальные ресурсы, психологический аспект, интеллектуальные стимулы.

В морфологии данного текста следует выделить:

  • численное преобладание существительных и прилагательных в разбираемом отрывке над глаголами;
  • характерное употребление имен существительных среднего рода, которые обозначают абстрактное понятие: познание, исследование, истощение;
  • отсутствие глаголов во втором лице (как ед., так и мн. числа), поскольку они несвойственны научной речи;
  • преобладание описательных прилагательных: материальные, энергетические, культурные, интеллектуальные.

Синтаксис имеет следующие особенности:

  • выделяется тенденция к построению сложных, сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными: Б. Рассел считал, что если когда-нибудь на Земле наступит всеобщий мир…, …что, вероятно, позволит решить серьезную психологическую проблему;
  • простое предложение осложняется вводными словами и вводной конструкцией (кроме того, вероятно), а также причастными оборотами: вытесняющим энергию разрушения, предсказанной современным философом Ф. Фукуямой;
  • в предложениях используется обычный порядок слов – прямой: Но существует один психологический аспект, который следует из положения, высказанного Б. Расселом в 1952 г;
  • по цели высказывания, как правило, предложения повествовательные.
Читать еще:  Лендинг продажа мебели

Научно-публицистический стиль: разбор примера

В одной из предыдущих статей о стилях речи мы уже разбирали один из примеров подобного подстиля. Однако в том случае преобладали черты публицистического стиля, а не стиля научного, как в этот раз.

Посмотреть предыдущий разбор и сравнить можно, перейдя по ссылке на эту статью.

А теперь посмотрим на новый отрывок научно-публицистического текста.

Отрывок из статьи:

При нормативной оценке избыточных сочетаний необходимо иметь в виду, что многие из них служат стилистическим целям, являются одним из способов усиления признака целенаправленной характеристики предмета высказывания. Неслучайно поэтому соединение синонимов и некоторые тавтологические сочетания имеют общую психо-эмоциональную основу, сосредоточение внимания на значимом представлении путем повторения одних и тех же или родственных сигналов. Мы, замечал еще выдающийся русский ученый А. А. Потебня, чтобы выразить лучше нашу мысль, нагромождаем слова, которые значат приблизительно одно и то же. В устном народном творчестве, в классической и современной литературе встречается много сочетаний слов, которые в той или иной степени повторяют (усиливают) основной признак выражаемого понятия. Но ведь никто не станет браковать такие, например, широко употребительные выражения как истинная правда, всякая всячина, слыхом не слыхивать, криком кричать, вокруг да около и т.д.

Приведенный текст, как уже было сказано, написан научно-публицистическим подстилем.

Внеязыковые особенности: сжатость, краткость и тезисность изложения, использование цитат.

Лексика:

  • общеупотребительные слова: способов, признака, сочетание, творчество;
  • термины: избыточных сочетаний, синонимов, тавтологические сочетания, сосредоточение внимания, сигналов;
  • разговорные слова: нагромождаем, браковать;
  • абстрактные слова: основа, степени, сочетания, признак;
  • речевые клише: необходимо иметь в виду, являются одним из способов, неслучайно, путем повторения;
  • фразеологизмы и устойчивые сочетания: истинная правда, всякая всячина, слыхом не слыхивать, криком кричать, вокруг да около.

Разберем морфологию. Отмечаются следующие особенности:

  • тематикой текста диктуется совмещение морфологических черт научного стиля с чертами стиля публицистического;
  • используются отвлеченные существительные, стоящие в родительном, дательном и винительных падежах: признака целенаправленной характеристики, сигналов, нашу мысль;
  • наличествует принципиальное совпадение автора и рассказчика;
  • характерно употребляются глаголы настоящего времени в 3 лице мн. числа с обобщенным значением субъекта действия: являются, служат, имеют;
  • над глаголами в тексте имеют количественное преобладание имена существительные и прилагательные;
  • отмечается употребление большого числа личных и указательных местоимений: из них, мы, нашу, никто.

Синтаксис:

  • в большинстве своем предложения (что характерно для публицистики) необъемные, несложной структуры: Мы, замечал еще выдающийся русский ученый А. А. Потебня, чтобы выразить лучше нашу мысль, нагромождаем слова, которые значат приблизительно одно и то же;
  • по цели высказывания – повествовательные и побудительные;
  • эмоционально окрашенные предложения: но ведь никто не станет браковать такие, например, широко употребительные выражения как истинная правда, всякая всячина;
  • стандартные конструкции: необходимо иметь в виду, что…; чтобы выразить лучше нашу мысль, нагромождаем слова, которые…; например;
  • цитата, вплетенная в текст без ссылок и кавычек.

Данный текст – рассуждение, выстроенное логической цепочкой «факт – анализ факта – вывод», причем факты переданы научным языком, а их анализ и выводы – публицистическим. Кроме того, несмотря на преобладание ярких черт научного и публицистического стиля, в данном отрывке отмечаются также и черты стиля художественного – объемные предложения с большой смысловой нагрузкой и др.

Подытожим: в целом, научный стиль служит одной цели – передаче информации адресату. А смысловая сложность информации и отбор языковых средств зависит от выбранного подстиля.

Научный стиль: примеры из литературы

Научный стиль, примеры которого предлагаем изучить, — это разновидность общелитературного языка. Он применяется в научной среде — словарных статьях, монографиях, учебниках и пособиях, научных докладах. Чтобы получить более детальную информацию об этом стиле языка, ознакомьтесь с материалом статьи.

Научный стиль и его подстили, сфера применения

Одно и то же явление, событие или факт можно передать различным набором слов, грамматических форм и синтаксических конструкций. Именно специальный подбор форм выражения мысли формирует стили текста.

Стили вырабатывались на протяжении всего времени функционирования языка. На сегодняшний момент различают:

  • официально-деловой (язык бюрократической корреспонденции, законов, актов, приказов и т. д.);
  • публицистический (язык журналов и газет);
  • разговорный (формы и обороты речи, которые используются в межличностном общении);
  • художественный — язык художественной литературы;
  • научный стиль.

Все эти стили существуют в двух формах — устной и письменной. Они имеют свои отличия и характеристики. Расскажем подробнее о том, что представляет собой научный стиль речи, в чем его особенности и какие есть варианты этого стиля в зависимости от целей использования.

Чтобы составить яркое представление о специфике стиля научной литературы, предлагаем сравнить два описания одного и того же природного явления — грозы.

Антон Чехов в повести «Степь» писал так:

Налево, как будто кто чиркнул по небу спичкой, мелькнула бледная, фосфорическая полоска и потухла. Послышалось, как где-то очень далеко кто-то прошелся по железной крыше. Вероятно, по крыше шли босиком, потому что железо проворчало глухо.

Писатель использует слова и обороты, которые передают чувственное восприятие этого явления.

Научный текст о грозе будет иным. В энциклопедии это природное явление описано таким образом:

Из примеров видно, насколько разительны описания, созданные в двух стилях. Научный стиль — это сухое изложение фактов, сопровождаемое использованием терминов и четких научных понятий.

Этот стиль имеет такие особенности:

  • Обнуление личности автора.

Когда автор излагает в научном тексте результаты исследования, описывает факты, с которыми имел дело, делает выводы, то прячется за обобщенным «мы». В научных текстах допускаются только обороты от 3-го лица множественного числа: мы считаем, на наш взгляд, проведенный нами эксперимент и т. д.

  • Специальная терминология.

Лексика научного текста — специальные термины, которые используются в определенной дисциплине или имеют общефилософское значение.

Кроме того, принято использовать стандартные схемы словосочетаний и синтаксических конструкций: «актуальной темой является…», «в современной науке особую остроту приобрела тема…», «среди ученых, которые занимаются данной проблемой, не выработан единый подход…», «из всего сказанного следует…» и пр. При этом эмоциональная лексика практически не используется.

  • В научном стиле преобладают существительные.

Так исключается эмоциональная составляющая изложения.

В научном стиле преобладают однозначные слова или используются слова в прямом значении.

  • Прямой порядок слов в предложении.
Читать еще:  Работа фриланс дизайнер

В построении предложений неприемлема инверсия — нарушение порядка слов в предложении, когда глагольная группа слов выстраивается перед группой существительного. Инверсия обычно используется как средство эмоционального окрашивания высказывания, в целях создания ритмичности, а это не присуще научному стилю.

  • Преобладают сложные синтаксические конструкции средней длины.

В научном тексте допустимо использование сложных предложений с различными вводными и вставными конструкциями, однородными и обособленными членами предложения. Они, как правило, реализуют пояснительную функцию научного стиля.

  • Используются пассивные конструкции.

Например: «К предмету была применена сила, действующая одинаково на обе стороны». Или: «Можно обозначить эту функцию как КС».

  • Логика изложения.

Научный стиль предполагает, что каждый последующий абзац будет дополнять, уточнять изучаемое явление.

  • Доказательность.

В научных работах приводятся примеры, факты, которые подтверждают позицию автора.

Однако и среди текстов, которые принадлежат к научному стилю, наблюдаются отличия. Они обусловлены:

  • спецификой адресата;
  • уровнем знаний автора и адресата.

В зависимости от этих факторов различают такие подстили научного стиля:

  1. Академический. Этим стилем написаны диссертационные исследования, монографии, научные статьи и доклады. Это стиль общения преподавателей, исследователей, аспирантов.
  2. Научноучебный. Студенты, школьники встречают его в учебных пособиях, методических рекомендациях, кратких курсах лекций.
  3. Научно-справочный. Таким стилем написаны справочники и энциклопедии.
  4. Производственно-технический. Это стиль изложения инструкций, памяток, некоторых учебников.
  5. Научно-популярный. Им пишут заметки и очерки, в которых популярно рассказывают о каком-то природном, физическом, культурном или социальном факте, явлении. Это стиль литературы, адресованный широкой аудитории.

С научным стилем человек встречается ежедневно, когда обращается к справочнику или энциклопедии, словарю, чтобы отыскать значение нового слова. Чаще всего имеют дело с этим стилем учащиеся, студенты.

Научный стиль: примеры из литературы

Ничто не дает такого четкого понимания того ли иного явления, как наглядность. Поэтому предлагаем изучить примеры научного стиля, чтобы четче усвоить его особенности.

Пример 1. «Универсальная научно-популярная энциклопедия»:

АЙСБЕРГИ — крупные глыбы пресного льда, отломившиеся от ледников, спускающихся в море, или приледниковое озеро (обычные плавучие льдины и паковые льды образуются при замерзании поверхности моря). Основными источниками айсбергов служат фиордовые ледники Гренландии и шельфовые ледники Антарктиды. Длина антарктических айсбергов иногда достигает 80 км. Некоторые айсберги возвышаются над поверхностью воды более чем на 60 м. В зависимости от формы айсбергов их подводная часть в 7–9 раз больше надводной. Направление дрейфа айсбергов зависит главным образом от океанических течений, поэтому айсберги часто движутся против ветра.

Пример 2. Шиманович И. Е., Василевская Е.И. и др. «Химия. 10 класс»:

Изучая ранее способы получения и химические свойства простых веществ, различных оксидов, кислот, оснований и солей, вы неоднократно сталкивались с примерами последовательного превращения веществ. В результате различных химических реакций одни вещества превращаются в другие, из которых затем образуются всё новые и новые соединения. Ряды таких последовательных переходов уже знакомы вам под названием «цепочки превращений», и вы, конечно же, составляли уравнения реакций для их осуществления. Вспомним, в чём заключается суть этих превращений. Начнём с простых веществ — металлов и неметаллов. Многие из них, соединяясь с кислородом, образуют основные и кислотные оксиды. Например, металл барий при этом окисляется до основного оксида BaO, а неметалл фосфор — до кислотного оксида. Эти сложные вещества, присоединяя молекулы воды, превращаются в соответствующие гидраты оксидов, или гидроксиды, которые, как вы уже знаете, делятся на основания и кислородсодержащие кислоты.

Пример 3. М.С. Иванов. Психология самореализации личности в компьютерной игровой деятельности:

Как справедливо отмечает К.А. Абульханова-Славская, развивая мысль Б.Г. Ананьева, проблема современной психологии состоит в том, что при достаточной изученности различных личностных характеристик, подтверждающих наличие у человека активности, не существует теории или концепции, объединяющей эти явления и процессы в единую и наиболее общую систему, позволяющую описать не отдельные стороны человеческой личности, а человека в целом. Действительно, характеристики движущих сил человеческой активности, таких как побуждение к действию, притязания, способности, намерения, направленность, интересы и т. д. изучены достаточно глубоко, но в большинстве своем эти характеристики и черты личности изучались сами по себе, часто вне жизненного применения, в искусственных условиях и в отрыве от понимания глубокого единства, целостности и системности человеческой личности. Вследствие этого мы имеем огромное количество научных фактов, законов и закономерностей, описывающих протекание тех или иных психических процессов, но имеем очень скудную информацию о психической жизни человека как целостного существа. В этой связи понятие самореализации представляется как подходящее «связующее звено» для многочисленных научных знаний о психологии человека, позволяющее, во-первых, привести многие из них к методологическому «общему знаменателю», во-вторых, применить их в совокупности для более комплексного описания и прогнозирования поведения человека.

Пример 4. Том Нилон. «Битвы за еду и войны культур»:

В 1838 году французы вторглись в Мексику предположительно для того, чтобы собрать просроченные долги. Собственно, конфликт, как это часто случается, завязался десятью годами ранее, в 1828 году, когда мексиканские войска якобы разрушили французскую кондитерскую, принадлежавшую джентльмену по имени Ремонтель, в районе Такубайя недалеко от центра Мехико. Существуют две альтернативные версии события: первая рассказывает о двух работавших в кондитерской французах, которых убили солдаты мексиканской армии под предводительством генерала Антонио Лопеса де Санта-Анны (1794–1876); вторая — о том, что мексиканцы похитили из кондитерской все пирожные до единого. Далее история гласит: господин Ремонтель после продолжительных и неудачных переговоров с мексиканским правительством о возмещении ущерба пожаловался французам и потребовал компенсацию в диковинном размере — 60 000 песо, что по подсчетам примерно в шестьдесят раз превышало стоимость кондитерской. Французы долго размышляли и в конце концов решили увеличить сумму мексиканского долга до 600 000 франков. Любые предположения, почему этот эпизод стал поводом для Кондитерской войны, не выдерживают ни малейшей критики: убийство, вандализм, воровство, долг выглядят неправдоподобно, и ничего проверить, разумеется, нельзя. Заявление господина Ремонтеля о возмещении ущерба, равно как и сама история, не упоминаются ни в одном дипломатическом документе, которыми в то время обменивались Франция и Мексика. Но один факт не вызывает сомнений — мексиканцы настойчиво называют войну Кондитерской и никогда не называли ее как-либо иначе.

Представленные примеры позволяют составить представление о научно-справочном, учебно-научном, академическом и научно-популярном подстиле научного стиля.

Научный стиль, как и любой другой стиль языка, — явление, которое проходит этапы становления и изменений.

В современном мире наука становится органической составляющей нашей жизни. Мы учимся, познаем мир всю жизнь, поэтому не сможем избежать использования научной литературы.

Кроме того, приходится обращаться к научному стилю, когда готовим научные работы — доклады, рефераты, курсовые работы. Изучите его особенности и будьте во всеоружии.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector