S-p.su

Антикризисные новости
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Воинский учет у индивидуального предпринимателя

Обязан ли индивидуальный предприниматель вести воинский учет?

Для чего ведется воинский учет

Воинский учет, осуществляемый работодателями, — составляющая государственной системы обороны, важный этап мобилизационной подготовки. Ведь если возникнет необходимость в защите страны, у военкоматов должна быть полная информация о военнообязанных: их месте нахождения, работы и др.

Еще одна функция воинского учета — бронирование работников (тех людей, кого при объявлении мобилизации не призовут в армию, а оставят в городах на восстанавливающих работах).

Воинский учет: нормативные документы

Приведем перечень нормативных документов, регулирующих ведение воинского учета:

  • Закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне»;
  • Закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
  • Закон от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;
  • Инструкция по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации, утв. Приказом Министра обороны РФ от 19.11.2007 № 500;
  • Положение о воинском учете, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 ;
  • Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях, утв. Генеральным штабом ВС РФ от 11.07.2017.

Основной документ, которым должны руководствоваться работодатели в ведении воинского учета, — последний из данного списка (Методические рекомендации Генштаба ВС РФ): в нем прописан порядок действий работодателя, приведены образцы применяемых документов воинского учета.

Кто обязан вести воинский учет

Действующее законодательство устанавливает обязанность по ведению воинского учета только для юридических лиц. Об этом прямо говорится в вышеуказанных нормативных актах (подп. 6 п. 1 ст. 8 Закона № 61-ФЗ, п. 7 ст. 8 Закона № 53-ФЗ).

В этих законах лица, обязанные вести воинский учет, обозначены как «организации». Поэтому если читать буквально, воинский учет у индивидуального предпринимателя вестись не должен.

Данная обязанность возлагается законом только на органы государственной власти и организации всех форм собственности.

Предприниматель может вести воинский учет добровольно

Так как закон не содержит требований по обязательному ведению военного учета ИП-шниками, они могут вести его только, если сами изъявят желание: принудить их нельзя. Однако ИП-работодатель в общем порядке обязан запрашивать документы воинского учета у людей, принимаемых на работу (ч. 1 ст. 65, ч. 3 ст. 11, ч. 4 ст. 20 ТК РФ). При этом отказать в приеме на работу соискателю, не представившему такие документы, нельзя.

Вместе с тем административная ответственность, предусмотренная за нарушение правил ведения воинского учета, на предпринимателей не распространяется. Штрафы предусмотрены только для руководителей компаний и сотрудников организаций, ответственных за ведение такого учета (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ).

ИП-работодатели могут вести документы воинского учета (к примеру, записывать сведения о воинском учете в личную карточку работника), но подавать информацию в военкомат они не должны.

Если дело дойшло до суда

В свою очередь, военкоматы, отвечая на вопрос «Обязан ли ИП вести воинский учет работников?», дают утвердительный ответ. По мнению военных, раз предприниматель, являющийся работодателем, должен запрашивать у новых работников документы воинского учета на общих основаниях, то и военный учет вести обязан.

Однако судьи, рассматривая такие споры, поддерживают предпринимателей. Они считают, что закон следует трактовать буквально, как бы не хотелось военным обратного. Точку в этом споре поставил ВАС РФ, поддержав позицию индивидуально предпринимателя (Постановление Президиума ВАС РФ от 28.04.2009 № 13798/08).

Подводим итоги

  • Обязанности по ведению воинского учета у ИП-работодателей нет.
  • ИП, как и другие работодатели, обязаны запрашивать документы воинского учета у людей, поступающих на работу.
  • Ответственность за несоблюдение правил ведения воинского учета предусмотрена только для организаций.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Воинский учет у индивидуального предпринимателя

опубликовано: № 47 (907) — ноябрь 2009, добавлено: 25.11.2009 комментарии

Тематики: Трудовые отношения

Показано только начало документа. Для просмотра всего текста необходимо оформить подписку на журнал АМБ-Экспресс:

Я работаю бухгалтером в ООО и у индивидуального предпринимателя. Кадровой службы нет. Нужно ли вести воинский учет и как это делать?

В соответствии с п. 6 ст. 1 Федерального закона РФ от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. от 28.06.2009 г.) организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и их должностные лица обязаны в пределах своей компетенции обеспечивать исполнение гражданами (в первую очередь своими работниками) воинской обязанности, в частности осуществлять воинский учет своих работников.

Следовательно, в организации (ООО) вести воинский учет нужно в обязательном порядке.

Закон № 53-ФЗ не распространяет обязанность ведения воинского учета на работодателей — индивидуальных предпринимателей.

Это подтвердил и Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ, который в постановлении от 14.04.2009 г. № 13798/08 указал, что согласно Закону № 53-ФЗ обязанность предоставления сведений о гражданах, подлежащих постановке на воинский учет, принятых на работу, возложена исключительно на организации и их должностных лиц.

Читать еще:  Распределение косвенных расходов в налоговом учете

Следовательно, индивидуальные предприниматели не обязаны вести воинский учет.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона о воинской обязанности и военной службе все граждане РФ обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан:

– освобожденных от исполнения воинской обязанности;

– проходящих военную службу или альтернативную гражданскую службу;

– отбывающих наказание в виде лишения свободы;

– женского пола, не имеющих военно-учетной специальности;

– постоянно проживающих за пределами РФ.

Следовательно, в ООО Вы обязаны вести воинский учет всех своих работников, подлежащих воинскому учету.

То есть организация должна вести воинский учет не только в отношении работников призывного возраста (граждан мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанных состоять на воинском учете и не пребывающих в запасе), но и в отношении военнообязанных работников, пребывающих в запасе.

Порядок ведения воинского учета урегулирован Законом о воинской обязанности и военной службе и Положением о воинском учете, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 г. № 719 (в ред. от 14.02.2009 г.).

Согласно п. 9 Положения. воинский учет граждан по месту их работы осуществляется организациями.

Порядок осуществления воинского учета в организациях подробно определен Разделом III Положения о воинском учете.

В соответствии с п. 27 Положения о воинском учете Вы должны осуществлять воинский учет своих работников на основании личных карточек работников по форме № Т-2, утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 г. № 1.

Сведения о воинском учете заносятся в раздел II личной карточки работника на основании документов воинского учета.

Данный раздел/документ открыт только зарегистрированным пользователям, которые оформили подписку на журнал АБ-Экспресс!

Обязан ли индивидуальный предприниматель вести воинский учет работников?

Индивидуальный предприниматель относится к субъектам малого предпринимательства, имеет небольшую численность работников. Обязан ли индивидуальный предприниматель вести воинский учет работников? Можно ли возложить обязанность по ведению воинского учета на бухгалтера?

Действующее законодательство не предусматривает прямой обязанности по организации и ведению воинского учета работников для индивидуальных предпринимателей. Однако во избежание претензий со стороны контролирующих органов документы воинского учета вести рекомендуется. Обязанность по ведению воинского учета может быть возложена на бухгалтера.

Осуществление воинского учета у работодателей регламентировано Положением о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее — Положение N 719), Методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях, подготовленными Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ в 2007 г.

Для целей осуществления воинского учета под призывниками и военнообязанными понимаются: 1) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. При этом согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон N 53-ФЗ) все граждане мужского пола указанного возраста обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности ( п. 4 ст. 23 Закона N 53-ФЗ), проходящих военную службу, отбывающих наказание в виде лишения свободы и постоянно проживающих за пределами РФ; 2) граждане, пребывающие в запасе ( п. 14 Положения N 719).

В соответствии с п. 7 ст. 8 Закона N 53-ФЗ обязанности по организации и ведению воинского учета граждан исполняют органы государственной власти, организации и их должностные лица в соответствии с настоящим Федеральным законом и Положением N 719.

Согласно пп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне» воинский учет работников осуществляют организации независимо от форм собственности.

Следовательно, действующее законодательство не предусматривает прямой обязанности по организации и ведению воинского учета работников для индивидуальных предпринимателей.

Однако, поскольку в соответствии с действующим трудовым законодательством все индивидуальные предприниматели наряду с другими работодателями обязаны запрашивать документы воинского учета у лиц, поступающих на работу ( ч. 1 ст. 65 , ч. 3 ст. 11 , ч. 4 ст. 20 Трудового кодекса РФ), на практике имеют место претензии со стороны военкоматов по ведению воинского учета.

Президиум ВАС РФ в своем Постановлении от 28.04.2009 N 13798/08 по делу N А33-4142/2008 также признал неправомерными требования военкомата о ведении воинского учета работников в отношении индивидуальных предпринимателей. Кроме того, административная ответственность, предусмотренная ч. 3 ст. 21.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за несообщение о приеме работников без воинских документов предусмотрена только для организаций.

Учитывая вышеизложенное, по нашему мнению, индивидуальные предприниматели не обязаны, но во избежание претензий со стороны контролирующих органов могут вести документы воинского учета.

Читать еще:  94 счет бухучета

В целях возложения обязанности по ведению воинского учета на бухгалтера организации указанная обязанность должна быть предусмотрена в трудовом договоре или должностной инструкции бухгалтера ( абз. 2 ч. 2 ст. 57 ТК РФ, Письмо Роструда от 31.10.2007 N 4412-6).

При этом поручение бухгалтеру дополнительной работы по ведению воинского учета допускается только с его согласия, поскольку запрещено требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором ( ст. 60 ТК РФ). За выполнение дополнительной работы работнику производится доплата, размер которой устанавливается по соглашению между работником и работодателем с учетом содержания и характера дополнительной работы ( ч. 2 ст. 151 ТК РФ).

Информация предоставлена справочно-правовой системой «КонсультантПлюс».

Самое важное о воинском учете

Воинский учет обязаны вести все работодатели — юридические лица. Индивидуальные предприниматели, согласно федеральным законам, освобождены от этой обязанности, но необходимость запрашивать документы воинского учета у нанятых работников для них сохраняется. Поэтому материал о порядке ведения воинского учета будет полезен и интересен всем работодателям.

Какие документы изучить?

Базовые регламентирующие документы уже знакомы большинству кадровиков. Это:

  • Федеральный закон № 61-ФЗ от 31.05.1996 «Об обороне» (далее — Закон № 61-ФЗ);
  • Федеральный закон № 53-ФЗ от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон № 53-ФЗ);
  • Постановление Правительства РФ № 719 от 27.11.2006 «Об утверждении Положения о воинском учете» (далее — Положение).

А в 2017 году появился еще один важный документ — Методические рекомендации Генерального штаба Вооруженных Сил РФ от 11.07.2017 по ведению воинского учета в организациях (далее — Рекомендации). Он имеет максимально прикладное значение: в нем сосредоточены необходимые шаблоны документов (приказов, журналов учета и пр.), которые может использовать работодатель при ведении воинского учета на предприятии.

Какие сотрудники подлежат воинскому учету?

Согласно п. 14 Положения, стоит учитывать следующие категории сотрудников:

  • призывники (граждане призывного возраста, но еще не служившие);
  • военнообязанные (граждане РФ, которые уже имеют военный билет).

Не подлежат воинскому учету и не относятся к военнообязанным:

  • женщины, не имеющие военно-учетной специальности;
  • освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии со ст. 23 Закона № 53-ФЗ (например, по состоянию здоровья или прошедшие службу в другом государстве и пр.);
  • проходящие военную или альтернативную гражданскую службу;
  • постоянно проживающие за пределами РФ;
  • имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе службы внешней разведки России и ФСБ России.

Определить, имеет ли сотрудник отношение к воинской обязанности, несложно — надо проверить наличие специальной отметки на 13-й странице гражданского паспорта. Сделать это следует при приеме на работу.

Различают два вида учета — общий и специальный. Специальный — это учет сотрудников, которые подлежат мобилизации. Он касается служащих органов внутренних дел, противопожарной службы, органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ. Во всех остальных случаях на предприятиях ведется общевоинский учет.

Кто обязан вести воинский учет в организации?

Отвечает за этот участок учета руководитель организации или сотрудник, наделенный соответствующими полномочиями. Если руководитель делегирует полномочия, это должно быть отражено в трудовом договоре и должностной инструкции. Другой вариант — оформить через внутреннее совместительство или нанять внешнего совместителя.

Делегировать он может это на основании приказа (образец — приложение № 4 к Рекомендациям).

Количество специалистов, необходимых на этом участке учета, регламентировано п. 12 и 13 Положения и зависит от количества сотрудников, подлежащих воинскому учету.

Количество сотрудников, подлежащих воинскому учету

Количество уполномоченных сотрудников

От 500 до 2 000

Один основной сотрудник

От 2 000 до 4 000

Два основных сотрудника

На каждые последующие 3 000

Дополнительно по одному основному сотруднику

Крупные организации, где количество сотрудников, подлежащих воинскому учету, превышает 2 000, должны создать отдельное структурное подразделение — военно-учетный стол.

Количество работников подсчитывается на конец предыдущего года, и исходя из этого определяется число ответственных специалистов.

С чего начинается воинский учет?

Обязанности сотрудника, который ведет воинский учет (ВУ) на предприятии:

  • проверять документы воинского учета у поступающих на работу (ч. 1 ст. 65, ч. 3 ст. 11, ч. 4 ст. 20 ТК РФ);
  • вести ВУ на предприятии;
  • оповещать сотрудников об их обязанностях по воинскому учету (например, оповещать о военных сборах);
  • извещать военные комиссариаты о нарушения в ведении ВУ в организации;
  • отчитываться о ведении воинского учета перед военкоматами (по месту нахождения) или органами местного самоуправления;
  • поддерживать в актуальном состоянии информацию о воинском учете.

Кадровый работник у принятого на работу сотрудника должен в числе прочих документов запросить военный билет или удостоверение призывника (ст. 65 ТК РФ). Формы военного билета и удостоверения призывника утверждены. Можно сверить с образцами, утвержденными Приказом Министра обороны России от 18.07.2014 № 495.

Читать еще:  Стоимость ос в налоговом учете

Еще раз повторим: собирать информацию о воинской обязанности должны все работодатели: и юридические лица, и индивидуальные предприниматели. Доводы о том, что какой-то вид организаций имеет право не интересоваться документами ВУ, Верховный Суд РФ признал несостоятельными (Решение ВС РФ от 19.11.2009 № ГКПИ 09-1351).

В подавляющем большинстве случаев женщины не входят в категорию военнообязанных, но проверить страницу 13 в гражданском паспорте все же стоит. При наличии штампа следует запросить военный билет, зафиксировать реквизиты документа в личной карточке сотрудницы (п. 28 и 49 Положения).

Организация обязана информировать военный комиссариат о приеме или увольнении военнообязанных и призывников. Сделать это следует в срок до двух недель с момента оформления документов (пп. «а» п. 32 Положения). Образец уведомления можно взять в Рекомендациях (приложение № 9). Если уведомления не поступит, работодателя ждет административная ответственность.

Федеральный закон от 06.02.2019 № 8-ФЗ внес изменения в ст. 4 Закона 53-ФЗ, тем самым вменил работодателям новые обязанности. Все организации должны будут сами находить работников, которые должны состоять на воинском учете, но избегают военкоматов, и в двухнедельный срок сообщать о них в военные комиссариаты. Таким сотрудникам работодатель должен вручать направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет. Ранее в обязанности входило только передавать повестки из военкомата.

Одна из обязанностей работодателя — представлять в военные комиссариаты отчеты, в том числе:

  • списки сотрудников, подлежащих ВУ, при поступлении или увольнении их с работы;
  • списки сотрудников, состоящих и не состоящих, но обязанных состоять на ВУ, по запросу военкоматов в двухнедельный срок.
  • списки граждан мужского пола 15 и 16 лет, раз в год в сентябре (чаще всего для учебных заведений, но иногда и для работодателей);
  • списки граждан мужского пола для первоначальной постановки на ВУ в следующем году (ежегодно до 1 ноября);
  • отчет «О численности работающих и забронированных военнообязанных» (форма 6);
  • карточка учета организации (форма 18) и пр.

Как подготовиться к проверке?

Плановые проверки организаций на предмет ведения ВУ военкоматы проводят раз в год при численности сотрудников свыше 500 человек и не реже одного раза в три года для организаций с меньшей численностью. При этом с 1 января 2016 по 31 декабря 2018 года проводить проверки малых предприятий запрещено. Надзорные каникулы для субъектов малого предпринимательства подразумевают мораторий на неналоговые проверки: ГИТ, пожарной инспекции, военкоматов. Если в военкомат не поступают сигналы о нарушениях в организации, то проверять ее не должны.

Чтобы у представителей военного комиссариата не возникло вопросов к организации, руководителю и уполномоченным специалистам следует обратить внимание на несколько моментов:

  • проверить, все ли сотрудники, кому необходимо, поставлены на воинский учет;
  • проанализировать полноту и достоверность данных, содержащихся в личных карточках;
  • упорядочить документооборот: как хранятся документы, ведутся журналы, своевременно ли вносятся изменения и пр.

В целом военкоматы оценивают то, как в организации соблюдаются требования законодательства о военной обязанности и воинском учете. Результаты инспекции комиссариат фиксирует в специальных журналах проверок. Если будут выявлены правонарушения, должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности. О серьезных правонарушениях местные военные комиссариаты сообщают в военные комиссариаты субъектов РФ и вышестоящий орган, которому подведомственна проверяемая организация (при наличии).

Все санкции за нарушения в сфере воинского учета перечислены в ст. 21.1–21.4 КоАП РФ:

Ст. 21.1 «Непредставление в военный комиссариат или орган местного самоуправления списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет»

Штраф от 300 до 1 000 рублей для должностных лиц

Ст. 21.2 «Неоповещение граждан о вызове их повесткой военного комиссариата или иного органа осуществляющего воинский учет»

Штраф от 500 до 1 000 рублей для должностных лиц

Ст. 21.3 «Несвоевременное представление сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более трех месяцев в месте временного пребывания, состоящих или обязанных состоять на воинском учете»

Штраф от 300 до 1 000 рублей для должностных лиц

Статья 21.4 «Несообщение сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете»

Штраф от 300 до 1 000 рублей для должностных лиц

Об авторе: Эмма Форштретер — юрист по трудовому праву, аттестованный преподаватель Минфина России в области бухгалтерского учета и отчетности, аттестованный консультант по налогам и сборам.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector