S-p.su

Антикризисные новости
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Учет ниокр в бюджетном учреждении

Учет ниокр в бюджетном учреждении

Бюджетный учет, N 10, 2011

С.Г.Хабаев,
доктор экономических наук, доцент,
консультант ООО «ЦентрАудит М»

При выполнении НИОКР возникает множество спорных моментов. Их рассмотрит С.Г.Хабаев, доктор экономических наук, доцент, консультант ООО «ЦентрАудит М».

Государственные учреждения могут выступать как заказчиками, так и исполнителями (соисполнителями) по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам (далее — НИОКР). Кроме того, возможна ситуация, при которой государственное учреждение (бюджетное или автономное) для собственных нужд и за счет средств от деятельности, приносящей доход, проводит НИОКР.

Рассмотрим ситуацию, при которой государственное учреждение является заказчиком НИОКР. Порядок отражения НИОКР в данной ситуации будет зависеть от типа государственного учреждения (казенное, бюджетное или автономное), а также от источника финансирования НИОКР.

В случае если заказчиком НИОКР будет являться бюджетное или автономное учреждение, то источником финансирования данных работ должна быть выделенная учредителем целевая субсидия на данные цели, или это могут быть средства, полученные от деятельности, приносящей доход. Данный вывод можно сделать исходя из анализа статьи 79 Бюджетного кодекса, из которой следует, что в рамках бюджетных инвестиций не предусматривается создание нематериальных активов.

Оплата научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ осуществляется по подстатье 226 «Прочие работы услуги» КОСГУ.

Нормативно-правовая база

Нормы, регламентирующие заключение договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, представлены в главе 38 Гражданского кодекса. В частности, из нормы пункта 1 статьи 769 Гражданского кодекса следует, что по договору на выполнение научно-исследовательских работ исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ — разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее.

Применительно к государственным учреждениям следует отметить, что помимо Гражданского кодекса вопросы, связанные с заключением договора на НИОКР, могут регламентироваться и другими нормативными документами. Например, постановлением Правительства РФ от 29 сентября 1998 г. N 1132 «О первоочередных мерах по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения» (далее — Постановление N 1132).

Согласно пункту 4 Постановления N 1132 следует, что в государственных контрактах (договорах) на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения должно быть указано, что право на получение патента на изобретение, промышленный образец, селекционное достижение, свидетельства на полезную модель, исключительное право на использование программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, а также право на использование иных результатов интеллектуальной деятельности, охраняемых в соответствии со статьей 139 Гражданского кодекса, создаваемых при выполнении указанных работ, принадлежат Российской Федерации, от имени которой выступают Минюст России и государственный заказчик, или с их согласия исполнителю.

Содержание статьи 769 Гражданского кодекса позволяет сделать вывод о том, что результаты НИОКР могут отвечать требованиям, предъявляемым к нематериальным активам, которые определены в пункте 56 Инструкции «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению», утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее — Инструкция N 157н). Соответственно сумма затрат, связанная с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, отражается на счете 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы» (п.31 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. N 162н (далее — Инструкция N 162н), п.51 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. N 174н (далее — Инструкция N 174н) и п.51 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 23 декабря 2010 г. N 183н (далее — Инструкция N 183н)).

При отражении результатов НИОКР следует учитывать также норму пункта 57 Инструкции N 157н, согласно которой в состав объектов нематериальных активов не включаются:

— не давшие положительного результата научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;

— незаконченные и не оформленные в установленном законодательством порядке научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;

— материальные объекты (материальные носители), в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации.

В случае если результаты НИОКР не дали положительного результата, затраты по НИОКР списываются на финансовый результат. Например, согласно пункту 53 Инструкции N 174н отнесение произведенных вложений, сформированных при осуществлении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, по которым не получены положительные результаты на финансовый результат текущего финансового года, отражаются на основании справки по дебету счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы» (0 106 22 420, 0 106 32 420).

Налоговый учет

При выполнении государственным учреждением НИОКР для собственных нужд и за счет средств от деятельности, приносящей доход, следует обратить внимание на принятые изменения к статье 262 Налогового кодекса, которые вступят в силу с 2012 года. Первое — это то, что определен конкретный перечень затрат, которые могут считаться расходами на НИОКР для целей налогообложения.

К расходам на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки с 1 января 2012 года относятся (п.2 ст.262 НК РФ):

1) суммы амортизации по основным средствам и нематериальным активам (за исключением зданий и сооружений), используемым для выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, начисленные за период, определяемый как количество полных календарных месяцев, в течение которых указанные основные средства и нематериальные активы использовались исключительно для выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок;

2) суммы расходов на оплату труда работников, участвующих в выполнении научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, предусмотренных пунктами 1, 3, 16 и 21 статьи 255 Налогового кодекса, за период выполнения этими работниками научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок;

3) материальные расходы, предусмотренные подпунктами 1-3 и 5 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса, непосредственно связанные с выполнением научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок;

4) другие расходы, непосредственно связанные с выполнением научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, в сумме не более 75 процентов суммы расходов на оплату труда, указанных в подпункте 2 пункта 2 статьи 262 Налогового кодекса;

Учет ниокр в бюджетном учреждении

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

Образовательные и научные учреждения могут выполнять научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) для собственных нужд и по заказу сторонних организаций. Финансирование НИОКР может осуществляться за счет субсидий на госзадание, субсидий на иные цели или приносящей доход деятельности.

Доходы от НИОКР

Научные и образовательные учреждения могут выполнять НИОКР, если такие работы относятся к их уставной деятельности.
Выполнять НИОКР за плату по заказам сторонних организаций могут учреждения всех типов, однако казённые учреждения обязаны такой доход перечислять в доход бюджета. Что касается бюджетных и автономных учреждений, то доход от «заказных» НИОКР поступает в их распоряжение.
Также НИОКР могут финансироваться учредителем в виде субсидии на госзадание, на иные цели и в виде гранта в форме субсидии. Кстати, грантодателем в этом случае могут быть и иные органы власти.
Кроме того, гранты на проведение НИОКР могут выдаваться и другими лицами – в этом случае они учитываются как доходы от платной деятельности.
Учреждения могут быть как исполнителями, так и соисполнителями при выполнении НИОКР.

Читать еще:  Постановка на учет погрузчика

Договор на НИОКР

Если НИОКР выполняются по договору учреждением-исполнителем, заключение такого договора регламентируется главой 38 «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ» Гражданского кодекса РФ.
Согласно статье 769 ГК РФ договор на выполнение НИОКР предусматривает проведение исполнителем научных исследований по техническому заданию заказчика, а договор на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ – разработку образца нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию. При этом заключенный между заказчиком и исполнителем договор может охватывать как весь цикл проведения исследования, разработки и изготовления образцов, так и отдельные его этапы (элементы).
Научные исследования исполнитель обязан провести лично: привлекать к исполнению такого договора третьих лиц он вправе только с согласия заказчика (ст. 770 ГК РФ). В то же время при выполнении опытно-конструкторских или технологических работ исполнитель вправе, если иное не предусмотрено договором, привлекать к его исполнению третьих лиц – субподрядчиков.
Исполнителю НИОКР также необходимо иметь в виду, что, передав результат работ заказчику, он вправе использовать их для собственных нужд, если иное не предусмотрено договором (ст. 772 ГК РФ). При этом если результаты работ являются интеллектуальной собственностью, к ним применяются правила раздела 7 «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации» ГК РФ.
В ряде случаев в ходе выполнения НИОКР обнаруживается невозможность достижения запланированных результатов вследствие обстоятельств, не зависящих от исполнителя. В такой ситуации заказчик обязан оплатить стоимость работ, проведенных до выявления невозможности получить результат, но не свыше соответствующей части цены работ, указанной в договоре (ст. 775 ГК РФ).
Если заказчиком работ является государственный орган, орган управления государственным внебюджетным фондом, казённое учреждение или иной получатель бюджетных средств, то к заключенным государственным (муниципальным) контрактам применяются правила главы 37 «Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд» ГК РФ.
Если заказчиком выступает иное лицо, к срокам выполнения и к цене работ, а также к последствиям неявки заказчика за получением результатов применяются правила статей 708, 709 и 738 ГК РФ, определяющих общие правила договоров подряда (ст.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Учет средств на НИОКР

Как отразить расходы и доходы в налоговом учете, какие нужно сделать бухгалтерские проводки — отвечает эксперт приложения к журналу «Практическая бухгалтерия».

Мы являемся подрядчиком и получили из бюджета денежные средства на НИОКР. Все расходы по смете отношу на 08 счет. Прибыли нет. Сейчас мы подписали акт выполненных работ. Как отразить расходы и доходы в налоговом учете, какие нужно сделать бухгалтерские проводки?

Наталья Федорова, г. Москва

Если вы получили бюджетные средства как безвозмездное целевое финансирование

Если вы получили бюджетные средства как безвозмездное целевое финансирование для проведения НИОКР, то проводки должны быть следующие:

ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты по целевому финансированию» КРЕДИТ 86
– начислены средства целевого финансирования.

Если вы получили финансирование денежными средствами, сделайте проводку:

ДЕБЕТ 50 (51, 52) КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты по целевому финансированию»
– средства целевого финансирования поступили в организацию.

Порядок списания средств целевого финансирования зависит от того, на какие цели эти средства выделены.

Порядок списания целевых средств у коммерческой и у некоммерческой организации различается.

В коммерческой организации

После покупки внеоборотных активов и ввода их в эксплуатацию бухгалтер коммерческой организации должен сделать проводку:

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 98
– сумма средств целевого финансирования учтена в составе доходов будущих периодов.

А по мере начисления амортизации на купленные основные средства или нематериальные активы вы должны сделать запись на сумму начисленной амортизации:

ДЕБЕТ 98 КРЕДИТ 91-1
– средства целевого финансирования, отраженные в доходах будущих периодов, включены в состав прочих доходов организации.

В некоммерческой организации

После покупки внеоборотных активов и ввода их в эксплуатацию бухгалтер некоммерческой организации должен списать средства целевого финансирования так:

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 83
– средства целевого финансирования, израсходованные на покупку внеоборотных активов, учтены в составе добавочного капитала.

В налоговом учете поступление бюджетных средств не является доходом согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса. В налоговой декларации по налогу на прибыль полученные средства и их расход нужно будет отразить в листе 07.

Если вы являетесь исполнителем по договору

Если вы являетесь исполнителем по договору на выполнение НИОКР, то деньги, полученные за эту работу из бюджета – это оплата за работу.

Обратите внимание: в этом случае для вас как коммерческой организации-подрядчика не имеет значения, что вид работ – НИОКР, ни в налоговом учете, ни в бухгалтерском учете. Так как вы не можете применять положения статей 262 «Расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки» Налогового кодекса в налоговом учете, а нормы ПБУ № 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» в бухгалтерском учете (письмо Минфина России от 12.03.2013 № 03-03-06/1/7287).

Значит, полученные средства (на дату предоплаты) вам нужно отразить проводкой:

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62 (авансы)
– получены денежные средства для выполнения НИОКР по договору.

Использовать счет 86 в этом случае не нужно. Потому что на нем отражают целевые денежные средства государства, выделенные безвозмездно для реализации конкретных программ.

Причем произведенные вами затраты вы должны признать расходами по обычным видам деятельности и собирать на счете 20, а не на счете 08. Ведь счет 08 необходим для создания активов, которые вы как подрядчик (исполнитель) не создаете. Вы только выполняете работы по смете, а все права на использование результата выполненных работ принадлежат заказчику (п. 4 ст. 769, п. 1 ст. 772 ГК РФ).

Отразите произведенные расходы проводкой:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10, 70, 69.
– отражены затраты, связанные с выполнением НИОКР.

После выполнения работ (на дату подписания сметы и акта) делаете следующую проводку:

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»
– отражена выручка от выполнения НИОКР;

Читать еще:  Хозяйственные операции в бухучете таблица

ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость» КРЕДИТ 20
– отражена себестоимость выполненных НИОКР.

Выручка от выполнения НИОКР в размере договорной стоимости признается доходом от обычных видов деятельности. В конце отчетного периода определите финансовый результат. Сделайте проводку:

ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 90
– получен доход по итогам НИОКР.

С полученной прибыли вам необходимо уплатить налог на прибыль. Средства, полученные из бюджета за выполнение НИОКР, от уплаты этого налога не освобождаются (гл. 25 НК РФ).

В налоговом учете прямые расходы, связанные с выполнением НИОКР, относят к текущим расходам того отчетного периода, в котором признана выручка от выполнения работ (п. 2 ст. 318 НК РФ). Косвенные расходы, осуществленные в отчетном периоде, в полном объеме относятся к расходам текущего отчетного периода (п. 2 ст. 318 НК РФ).

В налоговой декларации отразите доходы и расходы (заполните лист 1 и лист 2 декларации). С полученного дохода (уменьшенного на величину расходов) рассчитайте и уплатите налог на прибыль.

Если вы исполнитель НИОКР, финансируемых за счет средств бюджета

Выполнение НИОКР, финансируемых за счет средств бюджета, относится к операциям, освобождаемым от обложения НДС (пп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ). То есть облагать НДС сумму полученной предоплаты и выставлять счет-фактуру заказчику (госучреждению) не нужно. Однако вы также не вправе принять к вычету НДС по материалам и товарам, которые были затрачены для выполнения НИОКР. Поэтому вам следует вести раздельный учет операций облагаемых и необлагаемых НДС.

В вашем случае освобождение от НДС – это льгота, которую нужно подтвердить. Основанием для освобождения от НДС стоимости НИОКР, выполненных за счет средств федерального бюджета, будут следующие документы: договор на выполнение работ с указанием источника финансирования или письменное уведомление (справка) заказчика, которому выделены средства непосредственно из федерального бюджета, в адрес исполнителя (вашей организации) о выделенных бюджетных средствах для оплаты НИОКР (письма Минфина России от 27.12.2012 № 03-07-07/139, от 11.10.2012 № 03-07-07/409, от 04.04.2012 № 03-07-07/42).

Помимо этих документов, налоговики вправе затребовать дополнительные сведения, например: техническое задание, дополнительные соглашения к договору, календарный план работ и др. (письмо УФНС России по г. Москве от 23.12.2008 № 19-11/ 119609).

Помогайте вашему бизнесу развиваться

Бесценный опыт решения актуальных задач, ответы на сложные вопросы, специально отобранная свежая информация в прессе для бухгалтеров и управленцев. Выберите из нашего каталога >>

Расходы на НИОКР, которые не дали положительного результата

Расходы на осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 4 п. 1 ст. 253 НК РФ).

Цель НИОКР — создание новой или усовершенствование производимой продукции (товаров, работ, услуг). Так сказано в пункте 1 статьи 262 НК РФ. Содержание указанных работ раскрывают положения статьи 769 ГК РФ.

ГК РФ разделяет договоры на выполнение НИОКР на два самостоятельных вида договоров (п. 1 ст. 769 ГК РФ):

  • договор на проведение опытно-конструкторских и технологических работ;
  • договор на проведение научно-исследовательских работ.

Эти договоры различаются между собой содержанием выполняемых работ и полученным результатом (п. 1 ст. 769 ГК РФ). В таблице 1 приведен сравнительный анализ договоров.

Сравнение договоров

Вид договора

Содержание работ

Результаты работ

Выполнение научно-исследовательских работ

Исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования

Документально оформленная и экспериментально подтвержденная расчетами научно-техническая информация, которая может быть использована для получения дохода

Выполнение опытно-конструкторских и технологических работ

Исполнитель обязуется разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него

Опытные образцы новой техники и технологическая документация на внедрение новой техники

Исполнитель обязуется разработать новую технологию

Что такое НИОКР

Расходы на осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 4 п. 1 ст. 253 НК РФ).

Цель НИОКР — создание новой или усовершенствование производимой продукции (товаров, работ, услуг). Так сказано в пункте 1 статьи 262 НК РФ. Содержание указанных работ раскрывают положения статьи 769 ГК РФ.

ГК РФ разделяет договоры на выполнение НИОКР на два самостоятельных вида договоров (п. 1 ст. 769 ГК РФ):

  • договор на проведение опытно-конструкторских и технологических работ;
  • договор на проведение научно-исследовательских работ.

Эти договоры различаются между собой содержанием выполняемых работ и полученным результатом (п. 1 ст. 769 ГК РФ). В таблице 1 приведен сравнительный анализ договоров.

Сравнение договоров

Вид договора

Содержание работ

Результаты работ

Выполнение научно-исследовательских работ

Исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования

Документально оформленная и экспериментально подтвержденная расчетами научно-техническая информация, которая может быть использована для получения дохода

Выполнение опытно-конструкторских и технологических работ

Исполнитель обязуется разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него

Опытные образцы новой техники и технологическая документация на внедрение новой техники

Исполнитель обязуется разработать новую технологию

Как отразить расходы на НИОКР…

…в налоговом учете

Научно-исследовательские работы предполагают получение новых знаний, а опытно-конструкторские и технологические работы — применение этих знаний путем разработки нового изделия или технологии. Для признания затрат на НИОКР в качестве расходов необходимо, чтобы они были направлены на создание новой или усовершенствование производимой продукции.

Если произведенные расходы направлены на обслуживание существующего производства или контроль за соблюдением технологических процессов, к расходам на НИОКР они не относятся. Такой вывод содержится, в частности, в постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 19.02.2007 № Ф04-431/2007(31383-А27-15) и от 23.08.2006 № Ф04-5197/2006(25426-А27-40), пункте 2 постановления ФАС Поволжского округа от 23.01.2007 № А55-3823/2006-10, а также в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 25.04.2005 № Ф08-1522/2005-622А и ФАС Московского округа от 23.12.2004 № КА-А40/12097-04).

В то же время достижение положительного результата не является обязательным для признания расходов на НИОКР (абз. 3 п. 2 ст. 262 НК РФ). Следовательно, если в результате проведенных исследований или опытно-конструкторских разработок не создано новых технологий, видов сырья, материалов или не произошло их усовершенствование, затраты на НИОКР учитываются в порядке, предусмотренном абзацем 3 пункта 2 статьи 262 НК РФ.

Порядок учета расходов на НИОКР распространяется только на организации, которые проводят такие НИОКР самостоятельно или совместно с другими организациями либо на основании договоров, по которым выступают в качестве заказчика (п. 2 ст. 262 НК РФ).

Если работы выполняются организацией в качестве исполнителя (подрядчика, субподрядчика), то расходы на НИОКР рассматриваются как расходы на осуществление деятельности, направленной на получение доходов (п. 4 ст. 262 НК РФ).

Если в результате выполнения НИОКР организация получила исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные в пункте 3 статьи 257 НК РФ, данные права признаются нематериальными активами.

Получив положительный результат, организация может учитывать затраты на НИОКР при выполнении следующих условий (абзацы 1 и 2 п. 2 ст. 262 НК РФ):

  • работы (отдельные этапы работ) по осуществлению НИОКР завершены;
  • сторонами подписан акт сдачи-приемки;
  • результаты НИОКР используются в производстве и (или) при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг).
Читать еще:  Составить учетную политику онлайн бесплатно

Пунктом 2 статьи 262 НК РФ установлено, что указанные затраты равномерно включаются в состав прочих расходов в течение одного года с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены исследования (отдельные этапы исследований).

Таким образом, после завершения исследований и применения их результатов в производственной деятельности организации, предприятие имеет право ежемесячно признавать расходы на НИОКР в течение одного года равными частями в размере 1/12 суммы осуществленных затрат.

Обратите внимание, что затраты на НИОКР, которые были произведены и завершены в течение 2006 года и дали положительный результат, списывались в течение двух лет, а затраты, произведенные до 1 января 2006 года, — в течение трех лет.

В связи с этим организации, которые произвели указанные затраты, но не успели их списать в полном объеме, продолжают списывать их в расходы отчетного периода в течение двух (трех) лет в размере 1/24 (1/36) суммы затрат соответственно.

Эта позиция отражена в письме Минфина России от 16.11.2005 № 03-03-04/1/370.

Правда, данное письмо касается признания расходов на НИОКР в течение переходного периода (2005-2006 годы). Но, по мнению автора, положения этого письма могут быть применены и к изменениям, произошедшим с 2007 года.

Таким образом, порядок признания расходов, который действует с 1 января 2007 года, не может применяться к НИОКР, которые были завершены до указанной даты.

Однако Минфин России в письме от 07.11.2006 № 03-03-04/1/722 выразил следующую позицию: если дата акта сдачи-приемки приходится на декабрь, то в следующем году расходы на НИОКР могут признаваться в том порядке, который установлен для данного года.

В производственной деятельности организации может возникнуть ситуация, при которой применение результатов НИОКР прекращается до истечения срока, установленного для списания указанных расходов. С точки зрения Минфина России, организация не вправе продолжать списывать эти затраты в расходы для целей налогообложения прибыли (письмо от 11.05.2005 № 03-03-01-04/2/245).

Позиция Минфина России основана на том, что одним из условий признания расходов на НИОКР является использование исследований и разработок в производстве или при реализации товаров. Поскольку организация прекращает использовать результаты НИОКР в своей деятельности, то и расходы она не имеет права учитывать.

В то же время, если организация реализовала результаты НИОКР, но еще не полностью списала расходы на их проведение, неучтенную сумму затрат можно учесть единовременно в момент реализации (письмо Минфина России от 18.04.2007 № 03-03-06/1/249).

…в бухгалтерском учете

Правила бухгалтерского учета расходов, связанных с выполнением НИОКР, установлены ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы», утвержденным приказом Минфина России от 19.11.2002 № 115н.

Согласно пункту 9 ПБУ 17/02 стоимость принятых у исполнителя результатов работ включается в состав затрат на ОКР. Эти затраты отражаются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 8 «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ».

Затраты на опытно-конструкторские работы отражаются в бухгалтерском учете организации в том месяце, когда организация может продемонстрировать использование результатов работ (п. 7 ПБУ 17/02).

Кроме того, если в налоговом учете списание затрат на расходы начинается с месяца, следующего за месяцем завершения исследований (работ), то в бухгалтерском учете списание на расходы периода капитализированных затрат по НИОКР начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем начала использования этих исследований и работ (п. 10 ПБУ 17/02).

Таким образом, в бухгалтерском и налоговом учете может не совпадать месяц начала списания затрат на НИОКР на расходы отчетного периода. В бухгалтерском учете признание может начаться позже, чем в налоговом. В этом случае при признании НИОКР для целей налогового учета возникает только вычитаемая временная разница.

Согласно пункту 11 ПБУ 17/02 срок полезного использования НИОКР устанавливается организацией на срок планируемого использования, но не более пяти лет. В НК РФ срок списания не может превышать одного года (п. 2 ст. 262 НК РФ). Таким образом, срок полезного использования в бухгалтерском учете может быть установлен больше, чем в налоговом. Следовательно, сумма признаваемых расходов ежемесячно для целей налогового учета будет больше, чем для целей бухгалтерского, что будет формировать налогооблагаемую временную разницу. При досрочном прекращении признания расходов по НИОКР может возникнуть постоянная разница, ведущая к формированию постоянного налогового обязательства.

Таким образом, в учете НИОКР могут возникать разнообразные сложные ситуации, требующие отражения в соответствии с ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль». Но работы, связанные с НИОКР не являются массовыми, поэтому возможности отражения таких операций в типовой конфигурации «1С:Бухгалтерия 8.1» ограничены.

Как отразить расходы на «отрицательные» НИОКР в «1С:Бухгалтерии 8»

НИОКР относятся к рискованным затратам. Поэтому зачастую возникает ситуация, когда затраты на них не дали положительного результата. Порядок признания таких расходов имеет свои особенности (абз. 3 п. 2 ст. 262 НК РФ). В качестве расходов могут рассматриваться только те затраты на НИОКР, которые организация осуществляет в целях создания новых или усовершенствования применяемых технологий, а также создания новых видов сырья или материалов.

Затраты на НИОКР, поименованные в пункте 2 статьи 262 НК РФ с 2007 года могут быть включены в состав прочих расходов организации в полном размере равномерно в течение года с даты окончания работ. Такой датой является момент подписания документа, подтверждающего завершение работ или их отдельных этапов. Ранее указанные расходы списывались в течение трех лет. Кроме того, до 1 января 2006 года разрешалось списывать лишь 70 % фактически осуществленных расходов.

Но если НИОКР завершен до 1 января 2007 года, расходы по ним нужно списывать в том порядке, который был установлен ранее (см. также письмо Минфина России от 16.11.2005 № 03-03-04/1/370).

В целях бухгалтерского учета признаются прочими расходами отчетного периода расходы по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам, которые не дали положительного результата (п. 7 ПБУ 17/02).

Таким образом, если НИОКР не дали положительных результатов, в целях налогового учета признание таких затрат осуществляется в течение 12 месяцев равномерно, а в целях бухгалтерского учета относится к прочим расходам отчетного периода единовременно.

При такой ситуации в первый месяц признания данных затрат расходами возникает вычитаемая временная разница и отложенный налоговый актив, в последующие месяцы происходит погашение возникшей разницы и отложенного налогового актива.

Пример

ООО «Альфа» в январе 2007 года в соответствии с договором на проведение опытно-конструкторских работ приняла от подрядчика «НИИ» опытный образец нового оружия, которое планировалось производить на предприятии (в документах данный образец значился как «Изделие № 1»).
Дополнительные испытания показали, что изделие не удовлетворяет заявленным данным, его производство технологически невозможно и опытно-конструкторскую разработку признали не давшей положительного результата.

Перечень хозяйственных операций ООО «Альфа» приведен в табл. 2.

Перечень хозяйственных операций ООО «Альфа»

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector