S-p.su

Антикризисные новости
8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проблемы учета основных средств 2020

Что нового в бухучете с 2020 года

Изменения, которые ждут бухгалтеров в 2020 году, связаны с двумя основными направлениями. Это изменение форм бухгалтерской отчетности и изменения стандартов бухгалтерского учета.

Итак, обо всем по порядку.

Изменения форм бухгалтерской отчетности

С 01.01.2020 года вступает в силу Федеральный закон от 28.11.2018 N 444-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и хорошая новость заключается в том, что большинству организаций бухгалтерскую отчетность больше не придется сдавать в статистику. Наконец-то заработает принцип «одного окна» и этим окном станет ФНС, которая будет собирать отчетность. Исключением данного порядка сдачи бухгалтерской отчетности станут организации, имеющие в своей отчетности сведения, отнесенные к гостайне и некоторые другие организации в случаях, установленных Правительством РФ. При этом сроки сдачи отчетности не изменятся.

На основании собранной бухотчетности ФСН сформирует информационный ресурс, к которому будет предоставлен доступ заинтересованным лицам. Предоставление информации будет платным, за исключением гос. органов, органов местного самоуправления и Центрального банка РФ.

Еще одно существенное изменение касается самих форм бухгалтерской отчетности (Приказ Минфина России от 19.04.2019 N 61н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»). Здесь внесены изменения, касающиеся как заголовочной части форм отчетности, так и непосредственно самих форм.

В частности, в заголовочной части всех форм отчетности в строке «Вид экономической деятельности» слово ОКВЭД заменено на ОКВЭД.2 — фактически применяемый классификатор видов экономической деятельности. Исключена возможность использовать в качестве единицы измерения миллион. Теперь вся отчетность будет составляться в тысячах. Это сделано для того, чтобы обеспечить сопоставимость показателей отчетности от периода к периоду и привести к единообразию отчетность всех предприятий.

Обратите внимание, что в форму бухгалтерского баланса добавлена новая строка:

«Бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту [ДА/ НЕТ]».

Здесь нужно будет раскрывать наименование аудиторской организации или ФИО индивидуального аудитора, ИНН и ОГРН или ОГРНИП аудитора, если на момент сдачи отчетности аудит уже проведен и выдано аудиторское заключение. Это значит, что теперь на этапе составления отчетности появится некий маркер, на основании которого будет фильтроваться отчетность, подлежащая обязательному аудиту.

Напомним, что аудиторское заключение представляется вместе отчетностью или в течение 10 рабочих дней с даты выдачи аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (п.5. ст.18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

В Отчете о финансовых результатах заменены строки:

Текущий налог на прибыль

в т.ч. постоянные налоговые обязательства (активы)

Изменение отложенных налоговых обязательств

Изменение отложенных налоговых активов

Налог на прибыль

текущий налог на прибыль

отложенный налог на прибыль

После строки «Результат от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода» добавлена новая строка:

Налог на прибыль от операций, результат которых не включается в чистую прибыль (убыток) периода

В отчете об изменении капитала, отчете о движении денежных средств и отчете о целевом использовании средств изменились коды по ОКУД:

Форма бухгалтерской отчетности

Старая форма по ОКУД

Новая форма по ОКУД

Отчет о целевом использовании средств

Отчет об изменениях капитала

Отчет о движении денежных средств

Изменения положений по бухгалтерскому учету

Кроме форм отчетности вступают в силу и начинают действовать с отчетности за 2020 год Приказы Минфина России от 20.11.2018 N 236н «О внесении изменений в Положение по бухгалтерскому учету „Учет расчетов по налогу на прибыль организаций“ ПБУ 18/02», от 04.12.2018 N 248н «О внесении изменений в Положение по бухгалтерскому учету „Учет государственной помощи“ ПБУ 13/2000» и от 02.07.2002 N 66н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету „Информация по прекращаемой деятельности“ ПБУ 16/02», но организации могут принять решение и применять стандарты уже сейчас.

Изменение ПБУ 18/02

Конечная цель изменений российских стандартов бухгалтерского учета — это приведение их в соответствие со стандартами МСФО, в данном случае МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль».

Основным существенным изменением ПБУ 18/02 является замена терминологии постоянного налогового актива/обязательства на постоянный налоговый доход/расход, уточнение понятия временных разниц и определение порядка учета расчета налога на прибыль участниками (включая ответственного участника) консолидированной группы налогоплательщиков.

Теперь временные разницы — это не только доходы и расходы, признаваемые в бухгалтерском и налоговом учете в разные периоды, но и результаты операций, участвующие в расчете налога на прибыль в других периодах и не включаемые в бухгалтерскую прибыль (убыток).

Ранее ПБУ 18/02 указывало на то, что налогооблагаемые и вычитаемые разницы имели каждые свою природу образования. Теперь же природа возникновения временных разниц единая, и только результат к которому она приводит говорит о том какая это разница: налогооблагаемая или вычитаемая.

Напомним, что вычитаемые разницы — это такие разницы, которые в будущем приведут к уменьшению налога на прибыль. На основании вычитаемых разниц формируется отложенный налоговый актив. Налогооблагаемые разницы — напротив, в будущем приведут к увеличению уплаты в бюджет налога на прибыль. На основании налогооблагаемых разниц формируется отложенное налоговое обязательство.

Суммарное изменение отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств за отчетный период формирует отложенный налог на прибыль.

Читать еще:  Стоимость земельного участка в налоговом учете

В новой редакции ПБУ 18/02 уточено понятие расхода (дохода) по налогу на прибыль. Расход (доход) по налогу на прибыль отражается в отчете о финансовых результатах в качестве налога на прибыль уменьшающего (увеличивающего) прибыль (убыток) до налогообложения отчетного периода. Он складывается из текущего и отложенного налога на прибыль. В связи с данными изменениями ПБУ 18/02 и внесены изменения в формы бухгалтерской отчетности, о чем мы писали выше.

Особое внимание в новой редакции ПБУ 18/02 обращено на порядок раскрытия информации об учете налога на прибыль в бухгалтерской отчётности и в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.

Так участник консолидированной группы должен отдельно отражать в отчете о финансовых результатах разницу между текущим налогом на прибыль и суммой денежных средств, причитающейся ему исходя из условий договора о создании консолидированной группы и обозначать как ее перераспределение налога на прибыль внутри консолидированной группы.

Налог на прибыль, относящийся к операциям, не включаемым в бухгалтерскую прибыль (убыток), указывается отдельной статьей и участвует в расчете чистой прибыли (убытка) и совокупного финансового результата периода.

В пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах раскрывается порядок формирования отложенного налога на прибыль, в разрезе влияния на этот показатель временных разниц, изменений правил налогообложения или налоговых ставок и признания (списание) отложенных налоговых активов.

Также в обязательном порядке раскрываются величины, объясняющие взаимосвязь между расходом (доходом) по налогу на прибыль и показателем прибыли (убытка) до налогообложения, такие как: применяемые налоговые ставки; условный расход (условный доход) по налогу на прибыль; постоянный налоговый расход (доход), а также иная информация, необходимая пользователям отчетности для понимания ее содержания в части расчетов налога на прибыль.

Изменения ПБУ 13/2000

Изменения в ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» обусловлены приведением правил бухучета государственной помощи в соответствие МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи».

Важным изменением в ПБУ 13/2000 стал момент признания государственной помощи к бухучету, теперь ее можно признавать к учету в момент фактического получения денег.

В части учета бюджетных средств на капитальные затраты тоже есть изменения. Такие затраты, понесенные за счет бюджета, списываются по мере начисления амортизации на протяжении срока использования объекта капитальных затрат.

Если же бюджетные средства предоставлены на компенсацию ранее понесенных организацией затрат, то такие средства относятся на финансовые результаты организации.

Конечно же изменения коснулись и порядка раскрытия бюджетных средств в бухгалтерской отчетности. По новым правилам отдельно раскрываются:

  • остаток средств целевого финансирования в части предоставленных бюджетных средств;
  • б) дебиторская задолженность по получению бюджетных средств;
  • в) кредиторская задолженность по возврату бюджетных средств;
  • г) доходы будущих периодов, на финансирование текущих расходов.

Изменение ПБУ 16/02

Изменения, коснувшиеся ПБУ 16/02, связаны с приведением стандарта в соответствие МСФО (IFRS) 5 «Внеоборотные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность».

Одним из самых интересных изменений этого стандарта является введение нового понятия «долгосрочный актив для продажи». Долгосрочный актив для продажи, это такой актив (основное средство или иной внеоборотный актив), использование которого приостановлено с целью его дальнейшей продажи. Если решение о продаже принято или заключен договор о продаже, то актив переводится в состав оборотного и дальнейшая его оценка производится по правилам оценки запасов.

Соответствующие изменения внесены в раздел III. Раскрытие информации по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности.

В части учета долгосрочных активов к продаже в пояснениях нужно описать сами долгосрочные активы к продаже, обстоятельства продажи или только намерения, финансовый результат от продажи актива и статью отражения этого результата в отчете о финансовых результатах, а также отчетный сегмент, к которому относятся показатели, связанные с долгосрочным активом к продаже.

И напоследок.

6 января 2019 года вступил в силу и начал действовать Приказ Минфина России от 16.10.2018 N 208н «Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды». По общему правилу обязательным новый стандарт станет с отчетности за 2022 год. Но организация может начать применять стандарт и ранее, предусмотрев это в своей учетной политике и раскрыв такое решение в своей бухгалтерской отчетности.

Бюджетный учет основных средств в 2019-2020 годах (нюансы)

Основные средства в бюджетном учете — 2019-2020: вводная информация

В соответствии с п. 21 приказа № 157н понятие «бюджетный учет основных средств» применяется только к определенным государственным организациям. Например, казенным учреждениям, госорганам, внебюджетным фондам. Помимо единого плана счетов, в бюджетном учете должен применяться специальный план счетов (приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н).

Остальные госучреждения, ведя бухгалтерский и налоговый учет ОС в 2019-2020 годах, кроме единого плана счетов, используют планы счетов, утвержденные приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н или от 23.12.2010 № 183н (в зависимости от вида организации) и другие нормативные акты.

О нормативных документах, регулирующих бухучет в бюджетных структурах, читайте здесь.

В данной статье мы будем ссылаться на приказы № 157н и 162н как на основу бюджетного учета. С начала 2018 года организации госсектора должны руководствоваться новым федеральным стандартом «Основные средства», утв. приказом Минфина от 31.12.2016 №257н (далее Стандарт). Эти документы раскрывают общие принципы бухгалтерского учета ОС, а такжео логику составления проводок.

Читать еще:  Расходы на бензин в налоговом учете

Согласно п.8 Стандарта для отнесения актива к основным средствам должны выполняться следующие критерии:

  • Имущество (за исключением периодических изданий, составляющие библиотечный фонд субъекта учета) относится к ОС вне завситмости от срока полезного использования.
  • Субъектом учета прогнозируется получение от использования актива экономических выгод или полезного потенциала.
  • Первоначальную стоимость имущества как объекта бухгалтерского учета можно надежно оценить.

Если актив не соответствует хотя бы одному из вышеприведенных критериев, он учитывается на забалансовых счетах. Информация о таких материальных ценностях раскрывается в бухгалтерской отчетности.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В состав основных средств не входят объекты, отнесенные согласно п. 99 приказа № 157н к материальным запасам. Например, орудия лова, бензомоторные пилы и т. д.

Каждому инвентарному объекту как единице учета основных средств должен быть присвоен номер. И на каждый объект заводится инвентарная карточка.

Для учета основных средств предусмотрен синтетический счет 010100000 «Основные средства». Номер счета бюджетного учета состоит из 26 цифр, и только 18–26 разряды используются в бухучете учреждения. В зависимости от группы и вида ОС, а также сути их движения в номере счета меняется код в 22–26 разряде.

Ниже рассмотрена схема формирования номера счета бухучета в бюджетной организации, а также расшифрованы на примере коды разрядов. Подробную расшифровку разрядов также можно найти в п. 21 инструкции к плану счетов (приказ № 157н), в таблице плана счетов бюджетного учета и в п. 2 инструкции к нему (приказ № 162н).

Проблемы учета основных средств в условиях перехода на МСФО

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 12.07.2016 2016-07-12

Статья просмотрена: 1914 раз

Библиографическое описание:

Халзанов, А. Б. Проблемы учета основных средств в условиях перехода на МСФО / А. Б. Халзанов. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2016. — № 14 (118). — С. 412-414. — URL: https://moluch.ru/archive/118/32729/ (дата обращения: 08.04.2020).

В современных условиях ведения бизнеса не стоит замыкаться в рамки только лишь отечественных государственных стандартов. Данная тенденция обусловлена требованиями и нормами экономического развития сообщества, которые преследуют цель понимания бухгалтерской и финансовой отчетности всеми пользователями данной информации во всем мире в целом. Данную цель возможно осуществить путем внедрения применения Международных Стандартов Финансовой Отчетности (в дальнейшем МСФО) в национальной системе учета. МСФО вобрала в себя всю положительную мировую практику ведения учета и составления отчетности.

Потребность составления отчетности компаний в соответствии с требованиями Международных Стандартов объясняется тем, что компании вынуждены получать кредиты и займы не только в отечественных кредитных организациях, но также и работать с иностранными инвесторами, покупателями и поставщиками. Нужно сказать, что для хорошего экономического развития нельзя ограничиться минимальными объемами инвестиций. Организациям в условиях инновационного развития нужно выходить на мировой экономический рынок, что влечет за собой применение не только российских стандартов учета, но и международных. Такая направленность политики позволяет гарантировать расширение экономической деятельности на длительную перспективу, а внедрение отчетности в соответствии с требованиями МСФО позволит привлечь не только лишь российский капитал, а также и капитал иностранных инвесторов.

По ряду причин ведение учета основных фондов представляет собой один из наиболее сложных и трудоемких участков учета в бухгалтерии. Учет по основным средствам ведется в разрезе каждой отдельной единицы, принимают участие при формировании финансовых результатов на протяжении довольно длительного периода времени и представляют собой, как правило, наиболее крупную статью активов организации.

В соответствии с п. 6 стандарта IAS 16 «Основные средства» основное средство — это материальный актив, у которого срок полезного использования превышает один период и назначение которого участие в производстве и поставке товаров и услуг, приобретенное для целей предоставления его в аренду либо для управленческих нужд.

В ПБУ 6/01 «Учет основных средств» не представлен конкретный термин основного средства, однако указан ряд критериев основного средства, которые позволяют принять объект к учету в качестве такового.

Для того чтобы организация могла принять актив на баланс в качестве основного средства необходимо чтобы одновременно соблюдались нижеперечисленные условия:

– актив приобретается для нужд организации и будет задействован в деятельности компании;

– использование актива планируется в течение длительного периода времени, в частности более 12 месяцев;

– организация не предполагает в дальнейшем перепродавать данный актив;

– данный актив способен приносить доход (экономическую выгоду) компании в перспективе. [2]

Соответственно и отечественные, и международные стандарты признают надежность оценки, подтверждение документами понесенных расходов в качестве одного из главных принципов ведения учета.

Однако, главную проблему составляют разногласия между отечественными и международными стандартами в подходе учета основных средств. Прежде всего, в международных стандартах понятие экономической выгоды часто формируется в зависимости от профессионального личного суждения бухгалтера. В качестве экономической выгоды может выступать положительный имидж предприятия, командный дух, лояльное отношение персонала и т. д. Однако, объекты, относящиеся к социально-культурной сфере, различные дворцы спорта и прочие активы, которые не участвуют в процессе производства, либо поставке товаров и услуг, либо других нужд управления, в соответствии с международной отчетностью не могут быть включены в состав основных производственных фондов.

Читать еще:  Учет процентов по займам полученным проводки

Так же, существуют различия в величине капитализации, то есть пороге стоимости основного фонда, выше которого объект может учитываться в качестве основного средства, а если стоимость ниже указанного порога, то расходы на его приобретение единовременно списываются в момент ввода объекта в эксплуатацию. В соответствии с международными стандартами организация вправе сама установить величину порога капитализации и закреплять ее в учетной политике, а в национальных стандартах порог капитализации регламентируется нормативными актами Российской Федерации. Основные средства со стоимостью не превышающей 40000 рублей законодательством разрешено учитывать в составе расходов организации единовременно.

В соответствии с МСФО основные средства принимаются к учету исходя не из первоначальной (покупной) стоимости объекта, а исходя из справедливой стоимости, которая определяется путем проведения переоценки, кроме того выполнив переоценку объекта, принадлежащего к одной из девяти групп организация будет вынуждена провести переоценку всех объектов данной группы. И на балансе организации полностью вся группа основных средств без исключения должна быть учтена по справедливой стоимости. Т. е. каждая организация вознамерившаяся осуществить перестроение своего учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) должна выполнить переоценку всего собственного имущества (основных средств), что в свою очередь влечет за собой к крупным дополнительным затратам. Соответственно у руководства организации возникнет вопрос в том так уж ли необходимы эти довольно ощутимые затраты организации, направленные на определение того есть ли отличия в остаточной стоимости объекта основных средств от его справедливой стоимости? Вывод довольно очевиден: чем большее количество основных фондов находится на балансе организации, тем более невыгодным с точки зрения финансов становится выполнение переоценки основных фондов.

Термин «амортизация» довольно похоже толкуется как в отечественной, так и зарубежной практике учета. Амортизация основных фондов представляет из себя систематическое распределение стоимости объекта основного средства в период всего срока его полезного использования. В соответствии с ПБУ 6/01 по объектам основных фондов, по которым потребительские свойства с течением времени не меняются (например, объекты природопользования, земельные участки, объекты, отнесенные к музейным предметам и музейным коллекциям, и прочее) не предусмотрено проведение амортизационных отчислений.

В соответствии с национальными стандартами амортизационные отчисления по объекту основного средства может выполняться одним из нижеперечисленных методов:

– способ уменьшаемого остатка;

– способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

– способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования. [2]

Избранный метод начисления амортизации применяется по всей группе однородных фондов в течение всего срока полезного использования активов, входящих в состав этой группы.

В соответствии с МСФО также предусмотрено несколько способов выполнения амортизационных отчислений:

– метод уменьшаемого остатка

– метод единиц производства продукции. [3]

В международных стандартах не предусмотрено использование способа списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.

Организация использует тот метод, который точнее всего отражает предполагаемую структуру потребления будущих финансовых выгод, заключенных в активе. Избранный метод должен последовательно применяться от одного отчетного периода к последующему, исключая те случаи, в которых происходят изменения в структуре потребления этих будущих финансовых выгод.

Существенные различия учета основных средств МСФО от Российских Стандартов Бухгалтерского Учета составляют амортизационные отчисления. В соответствии с МСФО амортизация определяется с учетом ликвидационной стоимости объекта основного фонда. Отечественный учет рассчитывает, что базой для начисления амортизации будет реальная стоимость приобретения объектов основных фондов. Таким образом, МСФО 16 предполагает, что промежуток времени полезного использования и метод начисления амортизации исследуются на предмет пересмотра и, если необходимо, могут быть изменены. Перемена временных промежутков и способов амортизации не потребует изменения ранее отнесенных на издержки сумм амортизации. В соответствии с ПБУ 6/01 выбранный способ исчисления амортизации используется на протяжении всего срока использования основных фондов и в теории крайне редко пересматривается. Если организация решит, что методика либо срок полезного использования основного фонда был изначально определен неверно, то изменения должны быть отражены во всех предыдущих периодах.

Самым характерным отличием между международной и отечественной практикой построения учета и отчетности обычно бывает разница в конечных целях назначения финансовой отчетности. Отчетная информация по российским стандартам нацелена на отражение имущественных отношений и показывает положение фирмы с юридической точки зрения. А, отчетность, в свою очередь, разработанная в соответствии с МСФО, не ставит целью отражение юридической стороны действий, а направлена на их экономическое содержание, то есть она анализируется инвесторами и прочими различными предприятиями, и институтами финансов.

Так как указанные пользователи отчетности имеют разные интересы и разные потребности в отчетной информации, то и принципы формирования финансовой отчетности имеют различия.

В процессе глобализации возникают проблемы сотрудничества российских организаций с иностранными партнерами, потенциальными инвесторами и т. д., из-за несоответствия российской бухгалтерской отчетности c международнымb стандартам.

В сегодняшних реалиях сближение российских стандартов с международными является необходимым условием развития международных связей. При помощи исследования отечественной и иностранной литературы, а так же путем рассмотрения и поэтапного внедрения принципов МСФО (IAS 16) можно будет повысить качество бухгалтерского учета основных средств, а так же их эффективного использования в современных условиях. А значит позволит привлечь иностранные инвестиции в российский бизнес и облегчит продвижение отечественной продукции на мировом рынке.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector