S-p.su

Антикризисные новости
7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нарушение учетной политики

Как проводится аудит учетной политики

Учетная политика организации представляет собой важнейший компонент управленческой системы. В ней сформулированы принципы и правила, согласно которым внутри предприятия осуществляются финансовый учет и контроль. Подразумевается, что эти правила будут отражать ведущийся в компании бухгалтерский учет адекватно действующему законодательству. Именно это соответствие и проверяется компетентными органами в ходе аудита учетной политики.

Рассмотрим, что именно становится объектом проверки в рамках такого аудита, какие цели и задачи он преследует и каким результатом завершится, а также какие типичные ошибки чаще всего встречаются у проверяемых.

Чем руководствуются аудиторы

Проверяя, насколько применяемые в данной организации методики бухгалтерского учета соотносятся с последними законодательными нормами, контролирующие органы действуют в рамках следующих нормативных актов:

  • Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 (Приказ Министерства финансов России № 60н от 09.12 1998 г.);
  • Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008 (Приказ Минфина России № 106н от 06.10.2008 г.);
  • Приказ Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» № 67н от 22.07.2003 г. (в редакции от 18.09.2006 г.).

Цель проведения аудита учетной политики

Знакомясь с учетной политикой, аудиторы ставят перед собой конкретную цель: выяснить полноту и соответствие отечественному законодательству правил бухучета, принятых в данной организации, а также корректность их применения. Для достижения этой цели перед проверяющими встают следующие основные задачи:

  • проанализировать существующую на предприятии систему финансового контроля и учета;
  • изучить финансовый документооборот на фирме;
  • оценить корректность учетной политики.

Что именно будут проверять

Изучая финансовую отчетность и внутренние нормативные акты, аудиторы могут:

  • выявить предпочитаемые методы ведения бухучета на данном предприятии;
  • оценить соответствие бухгалтерии декларируемым методикам учета;
  • проверить правильность отображения бухгалтерских данных на тех или иных счетах;
  • уточнить соответствие отображаемых операций принятым ПБУ регистрам;
  • сверить итоговые показатели тех или иных статей учета с Главной книгой и другими синтетическими регистрами.

В ходе аудита проверяющие должны дать оценку таким показателям учетной политики, как:

  • полнота – исчерпывающее отражение регламента учета хозяйственных операций;
  • своевременность – соответствие актуальным нормам закона;
  • осмотрительность – отсутствие спрятанных резервов, честное признание расходов, долгов, обязательств;
  • важность содержания в большей степени, чем формы – экономическое обоснование в приоритете над буквой оформления;
  • непротиворечивость – данные аналитического и синтетического учета не должны расходиться;
  • рациональность – степень соответствия выбранных методик параметрам аудируемого юрлица).

Ожидаемый результат аудита

В результате проверки формируется компетентное мнение о достоверности финансовой отчетности фирмы. Аудиторы смогут четко ответить на вопрос, допущены ли нарушения правил бухгалтерского учета, есть ли противоречия с актами законов, в результате чего возникают налоговые несоответствия.

Где искать доказательства

Результаты аудиторской проверки должны подкрепляться документальными доказательствами. Такой доказательной базой в ученой политике служат следующие документы:

  • распоряжение руководства (приказ) о закреплении учетной политики фирмы;
  • приложение к нему (отельные учетные методики);
  • рабочий план счетов бухучета;
  • утвержденный перечень «первички»;
  • образцы и формы внутренней бухгалтерской документации;
  • регламент документооборота в организации;
  • пояснения к балансу (если есть отличия от правил, принятых в других учетных годах).

Со всей этой документацией аудиторы имеют право беспрепятственно ознакомиться и изучить ее.

Важно! Помимо внутренних документов, в арсенале аудиторов есть государственные законодательные акты, на соответствие которым проверяется учетная политика. Во внимание также будут приняты предыдущие аудиторские заключения, если таковые имеются.

Дополнительными источниками доказательств могут служить сведения, разъяснения, заявления руководящих кадров организации.

Типичные ошибки, фиксируемые аудиторами

Руководителям предприятий следует быть особенно внимательными. Ряд нарушений, нередко встречающихся в учетной политике, легко узнаваем при аудиторской проверке, именно на эти моменты контролеры обращают внимание прежде всего:

  1. Ошибка в датировании. Нередко руководство подписывает приказ об утверждении учетной политики или переменах в ней на текущий год в этом же году. Это неверно: ПБУ 1/2008 требует утверждать правила учетной политики до 1 января того года, в котором они начнут действовать. Так что еще раз проверьте дату, стоящую на приказе.
  2. Чрезмерная краткость. В распоряжении (приказе) руководства не следует быть слишком лаконичным при обозначении элементов учета. Нужно их подробно охарактеризовать, а не только назвать, иначе выбор способа их отражения в бухучете может оказаться неоднозначным. В этом случае нарушаются ПБУ и Инструкция по его применению, а также Положение по бухгалтерскому учету № 60 н. Обнаруживший такую ошибку аудитор упрекнет учетную политику предприятия в «недостаточной методологической полноте». Полный объем учтенной политики предусматривает отражение в ней следующих обязательных моментов:
    • формы «первички» и внутренней отчетности, для которых нет типовых образцов;
    • регламент инвентаризации;
    • методики учета активов и обязательств;
    • аналитические регистры бухучета (формы, порядок занесения в них сведений);
    • положение о бухгалтерии (должностные инструкции бухгалтерских кадров организации);
    • освещение вопросов документооборота (внутреннего и между филиалами);
    • способы обработки учетных данных;
    • регламент учета каждого вида финансовых операций;
    • организация взаимосвязи налогового, финансового, управленческого учетов.
  3. Не определены сроки инвентаризации. Один из ключевых моментов учета – инвентаризация имущества. В документах нужно не просто указать ее сроки, а иметь четкий график. Если этих сведений нет, нарушается ст. 12 Закона РФ «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ.
  4. Нет точных дат относительно подотчетных средств. Когда на хозяйственные расходы выдают средства под отчет, в нормативных актах фирмы должен быть указан точных срок этого отчета (обычно это 10 дней после получения). Если эта норма не прописана, нарушается п.11 «Порядка ведения кассовых операций в РФ» утвержденного письмом ЦБ от 22 сентября 1993 г. № 40.
  5. Не уточнена оценка выбытия финансовых активов и ценных бумаг. Когда выбывают вложенные финансовые средства, относительно которых нельзя точно определить рыночную стоимость, в учетной политике надо определить способ их оценки, выбрав один из предлагаемых ПБУ 19/02 «Учёт финансовых вложений».
  6. Отсутствие динамики в документах. В приказ не внесены изменения в учетной политике, по факту введенные на предприятии под влиянием реорганизации, добавления видов деятельности, перемены собственников и других факторов.
  7. Ошибки в содержании учетной политики:
    • нет графика оборота документов;
    • затраты и прибыли неправильно отражены по отчетным периодам;
    • капитальные вложения смешаны с текущими тратами;
    • нарушен принцип имущественной обособленности;
    • не прописана методика отражения возврата товара и др.
  8. Формальное отношение. Аудитору всегда видно, действительно ли работают пункты приказа об учетной политике или он составлялся руководством «для галочки». Мало иметь безупречные бумаги, надо, чтобы они соответствовали действительному положению вещей.

Аудит учетной политики

Что такое аудит учетной политики

Аудит учетной политики (далее — УП) проводится по-разному и с разными целями, в зависимости от того, какая назначена проверка.

Независимая аудиторская проверка

Эту проверку проводят аудиторские организации или индивидуальные аудиторы, у которых есть соответствующая лицензия. Они проверяют учетную политику на соответствие законодательству РФ, и смотрят, соблюдает ли организация утвержденные в ней положения.

Читать еще:  Резерв отпусков счет бухгалтерского учета

Для некоторых организаций ежегодный аудит обязателен — их перечень определен в ст. 5 ФЗ №307-ФЗ. Например, это все акционерные общества и организации с выручкой свыше 400 млн рублей в год. Обязательный аудит УП не предусмотрен, но ее тоже могут проверить.

Также независимую аудиторскую проверку могут инициировать материнская компания и третьи лица, например, ваш банк-кредитор или потенциальный инвестор.

Добровольная аудиторская проверка

Добровольная аудиторская проверка начинается по инициативе руководства. Ее можно проводить силами самой фирмы или тоже пригласить независимых аудиторов. Как часто проверять решает менеджмент организации или собственники. Вот самые частые поводы для начала проверки:

  • проверка работы бухгалтерии, главбуха или финдиректора;
  • проверка работы управленческого состава;
  • требование партнеров по бизнесу;
  • замена главбуха;
  • подготовка к продаже или реорганизации компании;
  • скорая проверка налоговыми органами;
  • подготовка к сертификации.

Такой аудит поможет скорее выявить проблемы в учете организации и поправить положение дел. Его цель — найти угрозы деятельности, выявить ошибки и выработать рекомендации по их устранению и минимизации финансовых рисков.

Налоговая аудиторская проверка

Этот вид выделять не совсем корректно, так как налоговая не проводит аудит УП в стандартном понимании. При камеральной и выездной проверке налоговики могут запросить документ, но интересуют их, как правило, именно наличие учетной политики, нормы и правила, которых вы придерживаетесь в учете. Если УП у вас нет или она составлена с нарушениями, бухгалтера могут оштрафовать.

Зачем проводить аудит учетной политики

Крупные компании и акционерные общества уделяют аудиту учетной политики большое внимание. Ее важно корректировать и улучшать, не только чтобы хорошо показать себя перед налоговой или инвесторами, но и для собственной эффективности.

Профессиональные аудиторы подскажут, способствует ли принятая УП эффективной работе организации, и проверят, насколько утвержденные методы оценки, начисления амортизации и пр. соответствуют типу компании. Расскажут, что можно улучшить.

Как запланировать аудиторскую проверку компании

Руководство организаций, которые не подлежат обязательному аудиту, часто поручает проведение аудита своим сотрудникам. Как правило, этим занимаются простые бухгалтеры под командованием главбуха. От работы их при этом не освобождают, все наваливается комом, и такая проверка априори не может быть эффективной.

  • Во-первых, вся бухгалтерия — это заинтересованное лицо: ей приходится проверять собственную работу и находить собственные ошибки. Иногда их сложно заметить, а иногда хочется намеренно скрыть.
  • Во-вторых, проведение аудита без отрыва от рутинной работы затягивает проверку.
  • В-третьих, бухгалтер, у которого нет знаний о стандартных проблемах УП, едва ли проверит ее правильность и составит мнение о достоверности.

От этого варианта не стоит отказываться, если вы стеснены в средствах или просто не имеете другой возможности. Но проверка от независимых аудиторов будет куда эффективнее.

Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет, зарплата и отчетность в одном сервисе.

Аудиторы проверят рациональность методик учета и их соответствие законодательству. Составят аудиторское заключение со всеми недостатками УП, проблемами в ее выполнении и дадут рекомендации по устранению недочетов.

Что проверяют при аудите учетной политики

Профессиональные аудиторы проверяют УП для целей бухгалтерского учета и налогообложения. Мы расскажем, на что они обращают внимание, а вы можете попробовать повторить действия специалистов в своей организации. Проверьте, есть ли в компании следующие документы и соответствуют ли они законодательству:

  • приказ об утверждении УП;
  • рабочий план счетов;
  • формы первичных документов и внутренней отчетности;
  • правила документооборота;
  • порядок проведения инвентаризации;
  • способы начисления амортизации;
  • содержание и законность изменений и дополнений в УП;
  • пояснительные записки к балансу (их нужно составлять при смене способов учета, отраженных в УП).

Кроме проверки соответствия УП отраслевым стандартам, №402-ФЗ и ПБУ 1/2008, аудитор сопоставляет документы разных учетных направлений. Это помогает найти незаконные хозяйственные операции, ведущие к налоговом и финансовым нарушениям.

Для аудита УП для целей налогообложения проверьте:

  • наличие и состав распорядительных документов;
  • соответствие сроков и форм документов требованиям закона;
  • полноту разделов УП;
  • стабильность применения УП в каждом налоговом периоде;
  • обоснованность изменений и дополнений в УП;
  • влияние применяемых методов на достоверность отчетности;
  • СВК по налоговому учету.

По заказу специалист дополнительно подготовит план мероприятий по оптимизации УП и найдет возможности для экономии, которые разрешены НК РФ.

Типичные нарушения в учетной политике

При проверках УП чаще всего встречаются следующие нарушения:

  1. В УП не утвержден порядок внутреннего контроля за совершаемыми фактами хозяйственной жизни.
  2. В УП не утверждены приложения: рабочий план счетов, порядок инвентаризации, формы первичных документов, способы оценки, порядок документооборота и т.д.
  3. Не утвержден порядок определения стоимости арендованных основных средств, при том что в договоре аренды он тоже не указан.
  4. Не раскрыто положение о порядке проверки на обесценивание финансовых вложений, по которым не определяется текущая рыночная стоимость.
  5. Не утвержден порядок и методика создания резерва по сомнительным долгам.
  6. Не утвержден порядок формирования резерва под снижение стоимости материальных запасов.
  7. Не утвержден метод расчета текущего налога на прибыль.
  8. Не утвержден показатель существенности для детализации статей бухотчетности.

Встречаются и другие нарушения. Поэтому проверкой лишь этих направлений ограничиваться не стоит.

В сервисе Контур.Бухгалтерия есть образцы учетной политики для разных систем налогообложения, которые полностью соответствуют актуальному законодательству. Ведите учет, платите зарплату, начисляйте налоги и взносы в нашем сервисе. Дарим всем новым пользователям две бесплатных недели работы в бухгалтерии.

Учетная политика: будет ли штраф при несоблюдении

Некоторые бухгалтеры считают, что раз учетная политика — это внутренний документ организации, то, во-первых, налоговики не имеют права его истребовать для изучения при проверке. А во-вторых, несоблюдение учетной политики не влечет никаких налоговых последствий.
К примеру, бухгалтеру показалось, что как-то скудно выглядит их учетная политика, и для объемности он записал в ней, что проценты для целей налогообложения прибыли нормируются исходя из ставки рефинансирования. Однако впоследствии по конкретному кредиту оказалось выгоднее учесть проценты для целей налогообложения прибыли по другому способу — исходя из среднего уровня процентов по обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях (Пункт 1 ст. 269 НК РФ). И бухгалтер решает, что ничего страшного не произойдет, если посчитать расходы по методу иному, чем записано в учетной политике. Посмотрим, так ли это и может ли что-то грозить за нарушение положений главного учетного документа.

Зачем налоговикам нужна ваша учетная политика

Из учетной политики следует, какие способы признания доходов и расходов, а также учета иных операций из разрешенных законодательством выбрала организация для исчисления и уплаты налогов (Пункт 2 ст. 11 НК РФ). Следовательно, налоговики имеют полное право ознакомиться с этим документом (Подпункт 1 п. 1 ст. 31 НК РФ). А соответственно, и оштрафовать на 200 руб. за его непредставление по письменному требованию (Пункт 1 ст. 126 НК РФ).
Правда, они иногда забываются и к расчету налогов пытаются «притянуть» бухгалтерскую учетную политику при наличии у организации отдельной налоговой учетной политики. Что, конечно же, недопустимо: налоговая база должна определяться на основании налогового учета, а не бухгалтерского (Постановление ФАС СЗО от 09.08.2011 по делу N А56-52065/2010).
Но если инспекторы в ходе камеральной или выездной проверки обнаружат, что вы не соблюдаете свою учетную политику и это повлияло на расчет налогов, вопросы к вам точно будут. При этом положения учетной политики будут считаться несоблюденными, если в этом документе прописан один из способов учета, предложенных налоговым законодательством, но по факту вы применяете совсем другой.
И хотя отдельной статьи, предусматривающей штраф за нарушение положений учетной политики, нет, налоговики найдут способ наказать вас.

Читать еще:  Счет 75 02 в бухгалтерском учете

Какое наказание возможно

Следствием несоблюдения учетной политики может быть штраф за занижение налоговой базы.
Например, если в учетной политике прописан линейный способ начисления амортизации для целей бухгалтерского и налогового учета, а бухгалтер, чтобы побыстрее самортизировать основное средство, взял и рассчитал амортизацию способом уменьшаемого остатка для бухгалтерских целей и нелинейным — для налоговых. В этом случае, безусловно, «поплывет» и налог на прибыль, и налог на имущество.
Налоговики расценят это как грубое нарушение правил учета доходов и расходов и оштрафуют организацию на 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее чем на 40 000 руб. (Пункт 3 ст. 120 НК РФ).
Если к тому же начисленная сумма налога или любая статья бухгалтерской отчетности будут искажены на 10% и более, то, помимо налогового штрафа для организации, руководитель или бухгалтер могут быть привлечены к административной ответственности в зависимости от того, кто будет признан виновным в совершении этих ошибок (Статьи 2.4, 15.11 КоАП РФ). Штраф в этом случае составит от 2000 до 3000 руб.

Но не всегда несоблюдение собственной учетной политики — повод для штрафа. Например, в учетной политике организации еще с 2010 г. прописано, что норматив для признания расходов по процентам по валютным обязательствам составляет 15%. В последующем в учетную политику бухгалтер изменений не вносил, но на практике проценты по таким обязательствам включал в состав расходов, уменьшающих «прибыльную» базу, в размере, не превышающем ставки рефинансирования ЦБ, умноженной на 0,8 (Пункт 1.1 ст. 269 НК РФ).
Соответственно, бухгалтер все делал правильно, с учетом изменений в НК. И налоговики не смогут оштрафовать организацию. Просто потому, что не за что.

Новые виды ответственности за бухгалтерские нарушения

Автор: Смолева М. Е., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Должностным лицам государственных и муниципальных учреждений надо учитывать новые виды административной ответственности за «бухгалтерские» нарушения. С июня 2019 года изменилась система штрафов за несоблюдение требований к представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также к бюджетному (бухгалтерскому) учету. К чему готовиться главным бухгалтерам и руководителям учреждений?

Поправки в ст. 15.11, 15.15.6 и 15.15.7 КоАП РФ введены Федеральным законом от 29.05.2019 № 113-ФЗ и начали действовать 09.06.2019. С этого момента нарушения должностных лиц учреждений в области бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности проверяющие станут квалифицировать иначе, чем раньше, а составов правонарушений будет уже не три, а десять. То есть если завтра контролеры придут в учреждение с проверкой его финансово-хозяйственной деятельности или иным образом обнаружат «бухгалтерские» ошибки, уполномоченным лицам учреждений будут грозить штрафы более широкого диапазона – от 1 тыс. до 50 тыс. руб.

Старая и новая система штрафов

Раньше существовало три состава правонарушений, действующих в отношении органов власти и организаций госсектора. Бюджетные и автономные учреждения привлекались к ответственности по ст. 15.11 КоАП РФ (в прежней редакции) – за нарушение требований к бухучету и отчетности. К казенным учреждениям применялись ст. 15.15.6, 15.15.7 КоАП РФ (в прежней редакции), под которые подпадали нарушения требований к бюджетной отчетности и бюджетным сметам.

Обобщим эти нормы в схематичном виде.

Теперь правила изменились. Все нормы, адресованные органам власти, казенным, бюджетным и автономным учреждениям, объединены в ст. 15.15.6 и ст. 15.15.7 КоАП РФ, а ст. 15.11 КоАП РФ распространяется на остальные экономические субъекты. Составы правонарушений дифференцированы: появилась специальная норма для органов власти (главных распорядителей бюджетных средств), а суммы штрафов в большинстве случаев поставлены в зависимость от тяжести проступка.

Например, несоблюдение требований к документам, используемым в бюджетном процессе (ст. 15.15.7 КоАП РФ), как и раньше, влечет штраф в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб., но в данное понятие сейчас входит не только нарушение порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет. Согласно п. 1 и 3 ст. 15.15.7 КоАП РФ в эту группу также включены:

нарушение главным распорядителем бюджетных средств порядка формирования и (или) представления обоснований бюджетных ассигнований;

нарушение более чем на десять рабочих дней получателем бюджетных средств установленных сроков постановки на учет бюджетных и (или) денежных обязательств либо сроков внесения изменений в ранее поставленное на учет обязательство.

Аналогичные штрафы предусмотрены за непредставление или представление с нарушением установленных сроков бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 1 ст. 15.15.6 КоАП РФ).

Но основные изменения касаются содержания бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности – искажения ее показателей. Остановимся на этом подробнее.

Искажение показателей отчетности

Раньше степень искажения показателей бюджетной (бухгалтерской) отчетности определялась исходя из довольно общих понятий: «грубое нарушение требований к бухучету и отчетности» (ст. 15.11 КоАП РФ в прежней редакции) и «представление недостоверной бюджетной отчетности» (ст. 15.15.6 КоАП РФ в прежней редакции). В итоге получалось, что одинаковые штрафы назначались и при занижении стоимости имущества на 25 тыс. руб., и при представлении недостоверной информации об объектах незавершенного строительства госсобственности стоимостью более 10 млн руб. В первом случае на учет не была поставлена немецкая овчарка (впоследствии данное имущество не было отражено в отчетности). Причем судьи не признали такое нарушение малозначительным (см. Решение ВС Республики Марий Эл от 19.03.2018 по делу № 7Р-94/2018). Во втором случае недостоверные сведения подавались в отношении шести объектов незавершенного строительства, в том числе поликлиники, колледжа и центра единоборств (Решение Суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28.08.2018 № 7-614/2018). В обеих ситуациях виновным – главным бухгалтерам казенных учреждений – был назначен штраф в размере 10 тыс. руб.

Сейчас оснований для разнообразных трактовок недостоверности бухгалтерских документов у контролеров не будет: все нарушения требований к учету, повлекшие искажение показателей отчетности, разделены по степени допущенного искажения. Признаки, позволяющие установить ту или иную степень, перечислены в примечаниях 2 – 4 к ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Степень искажения показателей бюджетной или бухгалтерской отчетности

Признаки искажения в отчетности

Искажение денежного показателя по активам, обязательствам или финансовому результату

Читать еще:  Учет внутренних займов

Занижение сумм налогов, взносов и сборов

– от 1% до 10% и на сумму до 100 тыс. руб.;
– до 1% и на сумму от 100 тыс. до 1 млн руб.

На сумму до 100 тыс. руб.

– от 1% до 10% и на сумму от 100 тыс. до 1 млн руб.;
– до 1% и на сумму свыше 1 млн руб.

На сумму от 100 тыс. руб. до 1 млн руб.

– более чем на 10%;
– от 1% до 10% и на сумму свыше 1 млн руб.

На сумму свыше 1 млн руб.

Установлены и дополнительные признаки, на основании которых искажение будет оценено как грубое:

искажение денежного показателя бюджетной отчетности, которое привело к искажению показателя результата исполнения бюджета;

включение в отчетность показателей, не подтвержденных регистрами бухгалтерского учета и первичными документами;

регистрация в регистрах бухучета мнимого (неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта учета;

ведение счетов вне применяемых регистров бухучета;

отсутствие первичных документов, регистров бухучета, отчетности в течение установленных сроков хранения.

В зависимости от степени искажения показателей отчетности установлены и меры ответственности:

Степень искажения показателей бюджетной или бухгалтерской отчетности

Ответственность за проступок

Совершенный впервые

Совершенный повторно

Предупреждение или штраф в размере от 1 тыс. до 5 тыс. руб.

Штраф в размере от 5 тыс. до 15 тыс. руб.

Штраф в размере от 5 тыс. до 15 тыс. руб.

Штраф в размере от 15 тыс. до 30 тыс. руб.

Штраф в размере от 15 тыс. до 30 тыс. руб.

Штраф в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб.

Кто ответит за нарушения?

Согласно примечанию 1 к ст. 15.15.6 КоАП РФ ответственность предусмотрена для должностных лиц организаций госсектора: государственных органов, органов местного самоуправления, органов управления внебюджетных фондов и их территориальных подразделений, а также государственных и муниципальных учреждений. Но кто именно понимается под должностными лицами?

Как показывает судебная практика, сложившаяся в части применения ст. 15.11 и 15.15.6 КоАП РФ (в прежней редакции), административная ответственность грозит прежде всего главным бухгалтерам (иным работникам, на которых возложена обязанность по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета, формированию и представлению бюджетной (бухгалтерской) отчетности). На это указывают, например, решения Приморского краевого суда от 02.03.2017 по делу № 7-21-177/2017, Суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28.08.2018 № 7-614/2018, Постановление Пензенского областного суда от 27.04.2018 по делу № 4а-167/2018. Правда, в последнем случае производство по делу было прекращено, поскольку судьи признали нарушение малозначительным.

Но отвечать за «бухгалтерские» нарушения приходится и руководителям (хотя подобная практика все же не так обширна). Например, судьи признали, что:

начальник управления (органа власти) был правомерно оштрафован за представление бюджетной отчетности с нарушением установленного срока (Решение ВС Республики Саха (Якутия) от 26.10.2017 по делу № 7/1-294/2017);

начальник казенного учреждения виновен в направлении сведений о принятом бюджетном обязательстве позднее установленного срока (Решение ВС Республики Коми от 22.11.2017 по делу № 21-909/2017);

глава исполкома муниципального района допустил искажение строк в бухгалтерском балансе более чем на 10% (Решение Альметьевского городского суда № 12-596/2018 от 12.11.2018 по делу № 12-596/2018).

А вот директора бюджетного учреждения, привлеченного к ответственности за грубое нарушение правил ведения бухучета и представления отчетности, судьи поддержали. Они выявили несоблюдение контролерами процессуальных требований (в выписанном протоколе об административном правонарушении те не указали конкретную норму, по которой квалифицированы действия должностного лица учреждения), в связи с чем производство по делу было прекращено (Постановление заместителя председателя Свердловского областного суда от 08.06.2017 № 4а-377/2017).

Вероятно, практика привлечения к ответственности как главных бухгалтеров, так и руководителей учреждений продолжится. Косвенно это подтверждает и Минфин. Не так давно представители ведомства заявляли, что за достоверность бюджетной (бухгалтерской) отчетности все равно отвечает руководитель учреждения – независимо от того, кто составляет и подписывает данные документы (письма от 28.02.2019 № 02-07-05/13459, от 17.05.2019 № 02-07-10/35722).

За чужие ошибки не накажут

Как сказано в примечаниях 5 и 6 к ст. 15.15.6 КоАП РФ, лиц, на которых возложено ведение бюджетного (бухгалтерского) учета (то есть главных бухгалтеров), и лиц, с которыми заключен договор об оказании услуг по ведению учета (например, руководителей централизованных бухгалтерий), не станут привлекать в административной ответственности, если искажение отчетности допущено в результате чужих ошибок. Такое возможно в случаях, когда первичные документы, составленные другими работниками, не соответствуют свершившимся фактам хозяйственной жизни или когда сотрудники не передали (несвоевременно передали) первичные документы для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухучета.

Кроме того, законодатели предусмотрели возможность исправить свои ошибки. Если это сделать своевременно, должностных лиц, подпадающих под действие норм ст. 15.15.6 КоАП РФ, тоже освободят от штрафов. Исправить «бухгалтерские» ошибки можно двумя способами.

1. Подать уточненную налоговую декларацию (расчет) и на этом основании перечислить в бюджет сумму налога (сбора, страхового взноса), не уплаченную вследствие нарушения требований к учету, искажения показателей отчетности, а также соответствующие пени.

2. Повторно подать отчетность, содержащую исправленные показатели. Сделать это можно в любой момент:

до принятия отчетности финансовым органом, главным распорядителем бюджетных средств, органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, либо иным лицом, ответственным за формирование консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности;

после принятия отчетности одним из названных органов, но до момента обнаружения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях по ст. 15.15.6 КоАП РФ, ошибок в отчетности;

после проведения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях по ст. 15.15.6 КоАП РФ, проверки, по результатам которой в отчетности не были обнаружены исправленные ошибки (иными словами, при выявлении контролерами искажений показателей отчетности).

Отметим, что перечисленные послабления не распространяются на должностных лиц, которые привлекаются к ответственности по ст. 15.15.7 КоАП РФ. То есть если, например, получатель бюджетных средств (а им может быть не только казенное учреждение, но и бюджетное, автономное учреждение, которому орган власти передал полномочия государственного (муниципального) заказчика) вовремя не поставил на учет бюджетное и (или) денежное обязательство, на должностное лицо учреждения будет наложен штраф. Избежать административной ответственности здесь не получится.

Заключение

Теперь в отношении органов власти, казенных, бюджетных и автономных учреждений действуют две статьи, по которым проверяющие могут привлечь к административной ответственности за «бухгалтерские» нарушения, – ст. 15.15.6 и 15.15.7 КоАП РФ. Вместо трех составов правонарушений законодатели предусмотрели десять – увеличение произошло прежде всего из-за того, что нарушения дифференцированы по степени искажения отчетности. Диапазон сумм штрафов стал шире.

Но введены и послабления. Должностным лицам во многих случаях удастся избежать ответственности. Их не накажут за чужие «бухгалтерские» ошибки и при исправлении своих.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector