S-p.su

Антикризисные новости
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Госконтракт бухучет и налогообложение

Методика раздельного учета затрат по госконтрактам

Раздельный учет затрат по госконтрактам позволяет определить финансовый результат по каждому контракту. На что обратить внимание при разработке методики раздельного учета — узнаете из нашей статьи.

Нормативные документы в сфере исполнения госконтрактов

Для грамотного построения учета при исполнении госконтрактов их исполнителям необходимо учитывать требования следующей «контрактной» нормативки:

  • кодексов РФ — бюджетного, гражданского, налогового;
  • федеральных законов (от 05.04.2013 № 44-ФЗ о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, от 18.07.2011 № 223-ФЗ о закупках отдельными юрлицами и др.);
  • нормативных правовых актов (НПА) в сфере госзакупок (Президента и Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, госкорпораций «Росатом» и «Роскосмос» и т. д.);
  • НПА в сфере бухучета (ПБУ 9/99 «Расходы организации», утв. приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н, и др.);
  • нормативных актов, учитывающих отраслевые и иные особенности деятельности организаций (порядок ведения раздельного учета результатов ФХД организациями, выполняющими госзаказ за счет средств федерального бюджета, утв. постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 47, порядок раздельного учета затрат организаций водоснабжения, утв. приказом Минстроя и ЖКХ РФ от 25.01.2014 № 22/пр и др.).

Изучайте положения по бухучету, не покидая нашего сайта:

Как оформить положение по раздельному учету затрат?

Положение по раздельному учету затрат при исполнении госконтрактов является элементом учетной политики организации и может быть составлено в следующих формах:

  • в виде раздела учетной политики;
  • в форме приложения к учетной политике (например, с названием «Методика раздельного учета при выполнении госконтрактов»);
  • в качестве самостоятельного внутрифирменного учетного положения по раздельному учету;
  • отдельной инструкцией;
  • в иной, удобной для организации форме.

Независимо от способа оформления разработанный организацией порядок раздельного учета подлежит:

  • обязательному утверждению приказом (распоряжением) руководителя (п. 4 ПБУ «Учетная политика организации», утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н);
  • безусловному применению в рамках учетных процедур организации начиная с даты, указанной в распорядительном документе, утвержденном руководителем.

Знакомьтесь с алгоритмами оформления учетной политики с помощью размещенных на нашем сайте материалов:

Элементы организации раздельного учета по госконтрактам

Для разработки методики раздельного учета доходов и расходов по госконтрактам требуется введение дополнительных счетов аналитического учета. При этом необходимо:

  • закрепить в учетной политике порядок кодировки счетов аналитического учета — данный аспект законодательством не регламентирован и разрабатывается организацией самостоятельно исходя из требуемой степени детализации с учетом отраслевой специфики (например: субсчет первого порядка включает наименование госконтракта, субсчет второго порядка — детализацию по виду затрат и т. д.);
  • счета аналитического учета, введенные специально для цели раздельного учета, необходимо включить в рабочий план счетов — неотъемлемый элемент учетной политики каждой организации.

За основу разработки раздельного учета доходов и расходов по госконтрактам берутся специализированные методики и инструкции (в том числе отраслевые) — это позволяет учесть особенности деятельности организации и специфичные требования в учетных «контрактных» вопросах.

Например, правила ведения раздельного учета по госконтрактам, финансируемым за счет средств федерального бюджета (постановление № 47), предусматривают следующие требования:

  • общеорганизационные — учет затрат по каждому госконтракту осуществляется раздельно;
  • оформительно-документальные — первичка составляется на предусмотренное в госзаказе отдельное изделие (или группу изделий), работу, услугу;
  • группировочно-аналитические — фактические затраты отражаются в специальных аналитических регистрах;
  • методические — содержат перечень включаемых в себестоимость продукции затрат и порядок их учета;
  • итогово-отчетные — финансовый результат по госконтракту исчисляется в виде разницы между договорной ценой и фактическими затратами, сформированными в соответствии с п. 3 указанного порядка.

О требованиях к учету затрат по госконтрактам согласно п. 3 постановления № 47 узнайте из следующего раздела.

Алгоритм учета затрат при выполнении госконтракта и иные важные аспекты

Фактические затраты по госконтракту, выполняемому за счет средств федерального бюджета группируются на (постановление № 47):

  • прямые (МПЗ, услуги производственного контракта и др.) — они включаются непосредственно в себестоимость продукции, выпускаемой по госзаказу;
  • накладные (управленческие, общезаводские и др.) — их включение в себестоимость производится пропорционально прямым затратам, количеству продукции и иным показателям, характеризующим продукцию, изготовляемую по госзаказу, и иную продукцию, выпускаемую предприятием;
  • коммерческие (сбытовые) — они включаются в себестоимость пропорционально производственной себестоимости продукции (прямые затраты + накладные расходы).

В положении о раздельном учете также должны найти отражение и иные важные аспекты:

  • формы применяемых учетных документов (лимитные карты, требования, рабочие наряды и др.) и аналитических регистров учета (ведомость затрат на производство, карточка фактических затрат по калькуляционным статьям затрат и др.);
  • описание технологии документооборота, связанного непосредственно с исполнением госконтракта;
  • сроки и формы отчетности по гособоронзаказу;
  • порядок контроля выполнения алгоритмов раздельного учета при исполнении госконтракта;
  • иные аспекты.

С разработанным порядком раздельного учета по госконтрактам необходимо ознакомить всех причастных исполнителей и должностных лиц организации.

Итоги

Методика раздельного учета затрат разрабатывается самостоятельно организацией и утверждается приказом или распоряжением руководителя.

При ее разработке необходимо учитывать общие требования законодательства в учетных вопросах исполнения госконтрактов, а также специфические аспекты (особенности деятельности организации, отраслевые нюансы и др.).

Инструкция для бухгалтеров, которым предстоит работать по ГОЗ

К нам все чаще поступают вопросы о государственных оборонных заказах (ГОЗ). Министерство обороны и их ведомства привлекают коммерческие организации для участия в своих проектах, поэтому бизнес все чаще сталкивается с термином «гособоронзаказ».

Что такое гособоронзаказ

Государственные закупки (госзакупки) — конкурентная форма размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

Государственный оборонный заказ (ГОЗ) — это заказы Правительства РФ на поставки товаров, выполнения работ и оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны страны.

Заказчиком ГОЗ может быть Министерство обороны РФ, а также госкорпорации, например, «Роскосмос» и «Росатом». Финансовое обеспечение гособоронзаказа осуществляется федеральным бюджетом. Формирование происходит на основе планов развития Вооруженных сил. Целевое использование выделяемых средств контролируется банковским сопровождением, государственным надзором и Министерством обороны.

К нормативным документам по ГОЗ можно отнести Гражданский кодекс, федеральные законы, постановления и распоряжения Правительства РФ. Кроме этого, различные ведомственные приказы (Минобороны, МЧС, Минпромторга, Минэкономразвития, Минфина, Центробанка, Федерального казначейства, ФАС).

Но основным документом, регулирующим все отношения в рамках ГОЗ, является Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 № 275-ФЗ (далее — № 275-ФЗ).

Закон № 275-ФЗ

Для начала важно понять, кто же может участвовать в гособоронзаказе. В 275-ФЗ четко сказано, что головным исполнителем поставок продукции по государственному оборонному заказу является юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством РФ и заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу. Также в законе применяется термин «исполнитель ГОЗ» — это участник кооперации, созданной головным исполнителем, для осуществления гособоронзаказа. Кооперация представляет собой взаимодействие лиц, участвующих в заказе в рамках сопровождаемых сделок.

Читать еще:  Депозит как отразить в бухгалтерском учете

Необходимо выделить основные обязанности для головных исполнителей и участников коопераций.

В соответствии с законом, головной исполнитель для начала должен определить состав исполнителей, обосновать участие каждого из них в ГОЗ, выбрать уполномоченный банк, предоставить возможность государственным заказчикам осуществлять контроль за исполнение госконтракта и обосновать формирование цен.

Конечно же, одним из главных пунктов является соответствие товара или же оказание услуги требованиям контракта.

Ко всему прочему, предприятия обязаны предоставлять по требованию всю отчетность и информацию о затратах, а также каждый месяц сдавать в Министерство обороны регламентированный отчет по исполнению контракта. Также условием участия является ведение раздельного учета.

Банковское сопровождение ГОЗ

Уполномоченный банк контролирует назначение платежа, разрешенные и запрещенные операции. В случае незаконных списаний банк может приостановить операции.

Если возникает ситуация, что на специальном счете нет денежных средств, а требуется срочная оплата, то в таких случаях заказчик может пополнить счет своими средствами, а в последующем их возместить. Перечислить денежные средства со специального счета на обычный расчетный можно только после полного выполнения заказа. Для этого вам потребуется предоставить в банк контракт, акт-приема-передачи товара, платежные поручения, которые подтверждают расход, и иные документы, а также сопроводительные письма, необходимые банку. После исполнения контракта счет закрывается.

Что такое раздельный учет и как его организовать

Предприятию необходимо подтвердить наличие раздельного учета по контрактам ГОЗ. При интеграции раздельного учета в бухгалтерский требуется закрепление правил и методов ведения учета. Каким образом должен быть организован раздельный учет, законодательство не устанавливает.

Предприятие самостоятельно принимает решение и выбранный способ прописывает в своей учетной политике или иных положениях организации.

Отчетность по гособоронзаказу

Ежемесячно, не позднее 10 числа календарного месяца, следующего за отчетным, предоставляют Отчет об исполнении государственного контракта (Постановление от 19.01.1998 г. № 47). Организации, не имеющие военных ведомств, предоставляют отчет по требованию Минобороны.

Правила заполнения отчета содержат следующие основные положения:

  1. Отчет составляется по каждому контракту отдельно.
  2. Отчетным является весь период с даты заключения контракта по дату составления формы.
  3. Составление отчета ведется нарастающим итогом. Организация должна отразить все хозяйственные операции, любые движения денежных средств, взаиморасчеты, понесенные затраты и финансовый результат.
  4. Отчет предоставляется вплоть до исполнения контракта.
  5. Отражение стоимостных показателей производится в рублях и копейках, а процентные до десятых долей.

Как реализовано в программах «1С»

Если вы выбираете для ведения учета по ГОЗ «1С:Бухгалтерию 8», ПРОФ или КОРП, то будьте готовы, что автоматически отчеты по ГОЗ заполняться не будут. Кроме этого, раздельный учет придется организовывать самостоятельно. Для этого можно создать отдельные номенклатуры и склады под каждый контракт ГОЗ, здесь уже предприятие самостоятельно находит способы для того, чтобы отразить свой учет в программе.

Если же говорить о «1С:Комплексная автоматизация 8», ред. 2.4 и «1С:ERP Управление предприятием 2», то эти программы полностью отвечают всем параметрам для ведения раздельного учета. Для ведения раздельного учета в этих программах необходимо включить все функциональные опции в разделе «НСИ и администрирование» — «Настройка НСИ разделов»:

1. «Финансовый результат и контроллинг» — «Финансовый результат» — Финансовый результат по направлениям деятельности«.

Направление деятельности — главный инструмент для ведения учета, который и обеспечивает ту самую сквозную аналитику, которая впоследствии помогает собрать отчетность по всему контракту.

2. «Казначейство» — установить флажок «Поддержка платежей в соответствии с 275-ФЗ».

3. «Финансовый результат и контроллинг» — выбрать «Учет товаров», так как применяется партионный учет.

Также в карточке учетной политики организации стоит определить метод оценки стоимости запасов по ФИФО.

Для применения сквозной аналитики и соответственно ведения раздельного учета по ГОЗ используется классификация направления деятельности по типу деятельности. Для выбора доступно два типа: «Контракт ГОЗ» и «Иная (деятельность)». Выбирая значение «Контракт ГОЗ», появляется гиперссылка «Параметры контракта», в которой указываются планы по выполнению контракта. Данные показатели попадут в отчет «Исполнение контрактов ГОЗ».

Контракт с государством

Заключить контракт на работы для государственных нужд – мечта многих бизнесменов. Работать с государством – престижно и выгодно. Но, получив заветный подряд, надо быть готовым не только к преимуществам такого партнерства, но и к его неприятным особенностям.

Лакомый кусок имеет и оборотную сторону. Ведь в данном случае деньги заказчика это – деньги государственного бюджета Российской Федерации. Хотя речь идет не о прямом бюджетном финансировании коммерческих предприятий.

Подрядные работы предназначены для удовлетворения потребностей Российской Федерации или субъекта Российской Федерации. Их финансируют за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников. Они осуществляются на основе государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд (п. 1 ст. 763 ГК РФ).

Как правило, проект государственного или муниципального контракта разрабатывает заказчик (п. 1 ст. 528 ГК РФ). Заказчиком может выступить та организация, которая получает финансирование в соответствии с бюджетной росписью, например, Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой). Если условия контракта устраивают предполагаемого исполнителя, то последний в течение 30-ти дней должен подписать и вернуть проект заказчику. Если есть возражения, то вместе с договором возвращается протокол разногласий. А когда условия госконтракта неприемлемы категорически, то исполнитель должен в тот же 30-ти дневный срок уведомить заказчика об отказе (п. 2 ст. 528 ГК РФ).

В последнее время стало популярным заключение госконтрактов по результатам торгов. В этом случае время на заключение договора уменьшается до 20-ти дней со дня их проведения (п. 4 ст. 528 ГК РФ).

В зависимости от вида госконтракта (на поставку, на выполнение подрядных работ, на НИОКР или на обучение) каждый из них содержит уникальный набор документации. Это могут быть сметы, планы, приложения, калькуляции и другие материалы.

Рассмотрим содержание наиболее общего вида госконтрактов – контракта на выполнение НИОКР. Основой разработки является техническое задание на разработку. Основные позиции технического задания:

  • полное наименование конечного продукта или разработки;
  • наименование заказчика и главного исполнителя. Как правило, стороны согласуют «поименный» список соисполнителей;
  • основание для разработки (идет ссылка на распоряжение какого-либо органа законодательной или исполнительной власти);
  • сроки проведения работ и источники финансирования;
  • порядок оформления и предъявления результатов выполненных работ;
  • наименование нормативных актов (ссылки на СанПиН, ГОСТы, СНиПы), которым должен соответствовать результат и которые необходимо соблюдать в процессе разработки.

Примерный вариант сметы на выполнение НИОКР.
Смета расходов по проекту № НИР-05-010 от 5 октября 2006 г.

Статья расходаСтоимость, руб.
Аренда производственных помещений120 000
Заработная плата20 000
ЕСН5200
Материальные затраты2800
Амортизация2000
Услуги сторонних организаций40 000
Командировочные расходы10 000
Накладные расходы (20%)40 000
Плановые накопления (10%)24 000
Итого по статьям сметы264 000
Читать еще:  Оборудование в пути бухгалтерский учет

Помимо общей сметы в контракте может быть представлена постатейная расшифровка сметы.

Приложение 1. Расшифровка материальных затрат по смете расходов по проекту № НИР-05-010 от 5 октября 2006 г.

Виды материальных затратКол-воЦена, ед./руб.Стоимость, руб.
Бумага А4 80 г/м (коробка)43751500
Картридж для HP, черный.113001300
Итого по статье материальные затраты2800

Приложение 2. Расчет выплат по заработной плате по проекту № НИР-05-010 от 5 октября 2006 г.
Раздел 1. Определение трудозатрат специалистов, привлекаемых по договорам ГПХ.

Написание научно-
исследовательской
работыЭкспертИванов О.А.ЭкспертПетров А.А.ЭкспертЛютикова И.В.

Таким образом, техническое задание регламентирует именно содержание конечного результата разработки и сроки начала и окончания работ. А разбивка этих работ по этапам расписывается в календарном плане работ. В календарном плане указывается время закрытия каждого отдельного этапа работ. Отклонения могут стать основанием для предъявления заказчиком претензий.

Стоимость работ определяют на основании сметы, в которой исполнитель обосновывает потребности для выполнения работы в установленные сроки. Потребности представляют как в натуральном, так и обязательно в стоимостном выражении.

На основании согласованной сметы расходов составляют протокол согласования договорной стоимости.

Соответствовать или можно нарушить?

Часто исполнитель перераспределяет деньги по статьям внутри сметы без изменения общей суммы расходов. На это есть свои причины. Например, в соответствии с ведомственными нормативами в госконтракте может быть установлен строго определенный процент работ, выполняемых сторонними соисполнителями – юридическими лицами. Он может составлять не более 20 процентов или вообще быть равным нулю. А у исполнителя не всегда достаточно собственных возможностей выполнить работу без посторонней помощи, или соблюдая установленную пропорцию. Поэтому и приходится нарушать договоренности.

Попробуем разобраться к чему такие нарушения могут привести.

Предположим, исполнитель с энтузиазмом взялся за дело и уже достиг определенных рубежей. А работы приостановили или прекратили вовсе. Возможно, результаты промежуточных этапов работ не оправдали надежд заказчика: не соответствуют стандартам качества или в бюджете на следующий год не заложено государственного финансирования. Тогда в зависимости от причин прекращения финансирования для предприятия наступают различные финансовые последствия.

Не устраивает качество. Исполнитель обязан вернуть все полученные ранее денежные средства.

Прекратили финансирование. Исполнителю будут компенсированы только те расходы, которые предусмотрены по смете в соответствии с календарным планом.

Заказчик торопиться не будет. Ему не выгодно завершать работы по госконтракту, опережая календарный план. К примеру, чтобы высвободить свои трудовые ресурсы для других работ. Ведь «лишние» расходы ставшие таковыми ввиду их несвоевременности ему бюджет не компенсирует. А исполнитель просто окажется в убытке.

Может возникнуть ситуация, что работы остановят где-нибудь в середине этапа. Исполнитель уже авансировал соисполнителей. По условиям субподрядных договоров он не имеет права прекратить финансирование без уплаты штрафных санкций. Значит, исполнитель вроде бы и делал все как положено по техническому заданию и в строгом соответствии с календарным планом и все равно может получить убыток. На этот случай в госконтрактах стоит предусмотреть дополнительный пункт. «. В случае досрочного прекращения финансирования заказчик компенсирует исполнителю фактически произведенные затраты, но не более чем предусмотрено сметой и календарным планом. ».

Исполнителю нужно быть готовым документально подтвердить понесенные расходы. Ведь их возмещение он получит из бюджетных средств, целевое расходование которых могут проверить как контролирующие службы соответствующих ведомств, так и аудиторы Счетной палаты. Проверки возможны и при обычном проведении работ в штатном режиме, но они особенно вероятны именно при неблагоприятном развитии событий. И если будет выявлено несоответствие фактически произведенных расходов стоимости затрат, заявленных для компенсации, то исполнителя могут принудить вернуть аванс в 100-процентном размере и даже обязать уплатить штраф.

Особенности налогового учета госконтрактов

В настоящее время нет прямых указаний вести обособленный бухгалтерский или налоговый учет по государственным контрактам. На такие сделки в полной мере распространяются нормы гражданского и налогового законодательства. Однако некоторые особенности все-таки имеются.

Не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации (подп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ):

– выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций;

– выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров.

Это значит, что исполнителю предстоит вести раздельный учет НДС (п. 4 ст. 149 НК РФ). А в конце отчетного периода необходимо распределить «входной» НДС по расходам, одновременно относящимся как к облагаемым, так и необлагаемым видам деятельности.

Как обосновать распределение расходов

По учету расходов, которые все-таки можно распределить, стоит издать соответствующее распоряжение. Этот внутренний документ вместе со сметным расчетом и регистрами бухгалтерского учета как раз и следует предъявлять при проверке.

Аналогично можно предварить распределение и других расходов. Тем самым упростить составление налоговой и бухгалтерской отчетности, а также подготовиться к текущим проверкам соблюдения смет.

Без уведомления и разрешения заказчика исполнитель не может вносить изменения в контракт. Нельзя привлечь иного соисполнителя, если его не утвердил заказчик.

«01» ноября 2006 г.

В соответствии с условиями договоров заключенных ООО «Горизонт» с Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству:

  1. Создать рабочую группу из штатных сотрудников ООО «Горизонт» для работы по проекту № НИР-05-06 от 31 октября 2006 г. в составе:
    1. Лысенко А.А. – задействовать полностью на все время проекта.
    2. Шустиковой Т.С. – задействовать полностью на все время проекта.
    3. Новикова П.Б. – задействовать на 10 рабочих дней в месяц.

    Руководителем группы назначить Новикову П.Б.

  2. Главному бухгалтеру:
    1. вести учет заработной платы сотрудников, работающих по договору обособленно от сотрудников, работающих над другими договорами;
    2. относить ежемесячно заработную плату указанных в настоящем распоряжении работников и начисления на нее на затраты по договору.

Генеральный директор Анциперов А.А.

Как вести раздельный учет в 2020 году

Скачать проект приказа Минфина о новом порядке раздельного учета
Скачать постановление правительства РФ 47 о раздельном учете
Скачать приказ Минфина 4н от 10.01.2019
Скачать письмо № 09-01-05/11480 и № 07-04-05/22-3551 от 21.02.2019

Новый порядок раздельного учета

Новый порядок находится в стадии проекта, но обновленные правила уже доступны для получателей целевых средств. Суть ведения учетных операций не изменилась, законодатели скорректировали некоторые положения действующего приказа № 4н. Вот что ждет организации в следующем году, если Минфин примет новый порядок:

  1. Разделение учетных операций и фиксация результатов финансово-хозяйственной деятельности касается юридических лиц, получивших средства на основании госконтрактов, подлежащих казначейскому сопровождению.
  2. Целевые средства выделяются на исполнение государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг и госконтрактов на поставку ТРУ, источником финансирования которых являются субсидии и субсидиарные гранты, бюджетные инвестиции, взносы в уставные капиталы юрлиц и проч.
  3. Разделение не только доходов, но и расходов, активов и обязательств.
  4. Аналитика осуществляется по статьям затрат в соответствии с учетной политикой организации.
  5. Фактические затраты группируются в аналитических регистрах — карточке затрат по калькуляционным статьям, ведомости затрат и других.
  6. Накладные расходы включаются в себестоимость по базе распределения выбранного показателя и распределяются пропорционально срокам исполнения госконтракта.
  7. Основание для фиксации операций — первичная и сводная документация. В первичных и сводных документах указывают основные учетные реквизиты и идентификатор контракта. На приемку изделий оформляются приходные ордера и иные акты приемки материальных ценностей.
  8. Для каждой цены готовится информация о ее структуре.
  9. Для оплаты обязательств по госконтракту получатель обязан пройти проверку в органах ФК.
Читать еще:  Формы бухгалтерских регистров в учетной политике

В п. 12 нового порядка указано, какие документы подтверждают раздельный учет по госконтракту: бухгалтерская справка по форме ОКУД 0504833 (утверждена Приказом Минфин № 52н от 30.03.2015) и выписка из регистров аналитического учета (рекомендуемый бланк утвердили в приложении № 2 к новому Порядку). Выписка подписывается руководителем получателя целевых средств или уполномоченным лицом, с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), должности и даты составления. К этим документам придется приложить копии первичных (сводных) учетных документов

Проверка Казначейства проходит так: исполнитель предоставляет пакет требуемых документов и выписку из регистров аналитического бухучета. После окончания проверки получатель обязан направить в ФК подписанную расходную декларацию. Она подается одновременно с платежными документами. Таким способом производится санкционирование расходов.

Раздельный учет результатов ФХД

До вступления в силу поправок раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности ведут получатели целевых средств. Вот что обязаны выполнять организации:

  • вести раздельный учет всех операций;
  • распределять накладные расходы;
  • раскрывать структуру цены госконтракта;
  • осуществлять корректный аналитический учет;
  • предоставлять документы на проверку в органы ФК.

Помимо обязательств по ведению раздельного учета, для получателей целевых средств в рамках госзаказа вводятся и другие требования. Таким организациям и индивидуальным предпринимателям надлежит утвердить порядок его ведения в учетной политике и вести аналитическую регистрацию операций по статьям затрат в бухучете.

Вот основной порядок ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности для получателей целевых средств (приложение к приказу № 4н):

  1. Разделение применяется к доходам, расходам, активам, обязательствам и другим объектам.
  2. Аналитика расходов по статьям затрат.
  3. Фактические издержки на исполнение госконтракта группируются на аналитических бухгалтерских счетах. Накладные расходы включаются в себестоимость.
  4. Распределение накладных расходов пропорционально срокам исполнения контракта.
  5. Структурирование фактических затрат на исполнение государственных (муниципальных) контрактов.
  6. Подготовка и ведение первичной документации.
  7. Прохождение контрольных мероприятий в органах ФК с предоставлением информационной справки и подтвердительных первичных документов.

Казначейство проверяет организации, и если проверка пройдет успешно, то платеж по госконтракту с лицевого счета одобрят и пропустят. Если по итогам проверки специалист вынесет отрицательный вердикт, то оплата не пройдет. Если документы получателя содержат государственную тайну, их предоставление осуществляется по особым требованиям.

Раздельный учет гособоронзаказа

Раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по ГОЗ обязаны вести головные исполнители и исполнители по каждому контракту (пп. 18 п. 1, пп. 16 п. 2 ст. 8 275-ФЗ). Такая форма фиксации операций необходима для обоснования расходования бюджетных средств и ведения отчетности перед Казначейством и заказчиками.

Вот что надлежит сделать головным исполнителям и исполнителям для организации раздельного учета:

  • открыть специальные счета в ФК (инициировать казначейское сопровождение);
  • создать отдельные аналитические счета бухгалтерского учета для регистрации расходов по каждому контракту;
  • раскрывать структуру цены по статьям калькуляции (расчет себестоимости единицы продукции гособоронзаказа ведется в форме приложения № 1 к порядку, утвержденному приказом Минпромэнерго № 200 от 23.08.2006);
  • составлять перечни общепроизводственных и общехозяйственных затрат по типовым номенклатурам (приложения № 5, 6 к приказу № 200);
  • фиксировать другие расходы в отдельных калькуляциях.

Все косвенные расходы необходимо распределять в тех формулировках и пропорциях, которые утверждены в учетной политике организации.

ФК периодически проверяет информацию, указанную в контракте на выполнение гособоронзаказа и документах-основаниях. Подвергаются казначейскому контролю и сведения раздельного учета о результатах финансово-хозяйственной деятельности, и показатели структуры цены по ГОЗ. Если головной исполнитель или исполнитель не пройдет проверку, ФК вправе отменить платеж по договору и пропустить его только после успешных результатов контрольных мероприятий.

Когда не ведут учет

В п. 4 ПП № 47 прописано, надо ли вести раздельный учет по госконтрактам, если нет казначейского сопровождения — да, надо.

Но есть исключение. Правила, которые установлены ПП 47 о раздельном учёте не применяются, если поставщики и исполнители гособоронзаказа получают из федбюджета деньги, подлежащие казначейскому сопровождению.

Поставщики продолжают вести раздельный учет

На сайте Казначейства опубликовали совместное письмо Минфина и Казначейства № 09-01-05/11480 и № 07-04-05/22-3551 от 21.02.2019. В нем раскрываются правила ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому госконтракту.

В письме органы власти делают вывод, что при казначейском сопровождении целевых средств юрлица обязаны вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по правилам, которые утверждены приказом Минфина № 4н от 10.01.2019.

Такие выводы делают, несмотря на изменения, внесенные в постановление правительства № 47 от 19.01.1998 о правилах ведения организациями, которые исполняют госзаказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности. Суть изменений в том, что правила перестали работать для юрлиц, которые пользуются деньгами, полученными на основании госконтрактов и подлежащими казначейскому сопровождению по правилам бюджетного законодательства.

Логика ведомств

В ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 459-ФЗ от 29.11.2018 о бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов установлено, что при казначейском сопровождении целевых средств юрлица ведут регистрацию результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому госконтракту.

В положениях пп. «в» п. 6 постановления правительства № 1765 от 30.12.2018 предусмотрено, что при казначейском сопровождении целевых средств надлежит прописать обязанность юрлица вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности, распределять накладные расходы пропорционально срокам исполнения госконтракта, договора о капитальных вложениях, контракта учреждения, договора о проведении капитального ремонта либо срокам использования аванса, по правилам, установленным приказом Минфина № 4н от 10.01.2019. Это делается для:

  • соглашений;
  • госконтрактов;
  • договоров о капвложениях;
  • контрактов учреждений;
  • договоров о проведении капремонта.

В пп. «ж» п. 36 постановления правительства № 1702 от 28.12.2018 об утверждении правил казначейского сопровождения средств гособоронзаказа в случаях, предусмотренных Федеральным законом № 459-ФЗ от 29.11.2018, установлена обязанность головного исполнителя (исполнителя) вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту и договору и распределять накладные расходы по государственному контракту и договору пропорционально срокам его исполнения в порядке, установленном приказом Минфина № 4н от 10.01.2019.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector