Расчет нормативных затрат в сфере образования
Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2015 г. N 1040 «Об утверждении Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2015 г. N 1040
«Об утверждении Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением»
В соответствии с абзацем вторым пункта 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2007, N 18, ст. 2117; 2009, N 1, ст. 18; 2010, N 19, ст. 2291; 2013, N 31, ст. 4191) приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Общие требования к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением (далее — Общие требования).
2. Положения Общих требований применяются при расчете объемов финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания начиная с формирования государственных (муниципальных) заданий на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) в сфере образования, науки и молодежной политики на 2016 год.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Повалко А.Б.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 октября 2015 г.
Регистрационный N 39486
Установлены правила определения нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики.
Нормативные затраты определяются исходя из показателей, характеризующих объем услуги, и показателей, отражающих содержание и (или) условия (формы) оказания услуг.
Нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования определяются в расчете на одного обучающегося. Исключение — услуги по реализации дополнительных образовательных программ и основных программ профессионального обучения. Здесь затраты определяются в расчете на человеко-час.
Нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования определяют с учетом особенностей организации и осуществления образовательных услуг (для различных категорий обучающихся).
Нормативные затраты включают расходы на оплату труда; приобретение материальных запасов, основных средств и особо ценного движимого имущества, используемых в процессе оказания услуги; дополнительное профобразование педагогов; общехозяйственные нужды.
Нормативные затраты, исчисленные с учетом указанных правил, применяются при расчете объема финансирования государственного (муниципального) задания, начиная с заданий на 2016 г.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2015 г. N 1040 «Об утверждении Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 октября 2015 г.
Регистрационный N 39486
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Нормативные затраты на услугу: рассчитываем по-новому
Вскоре после издания в октябре 2014 года рекомендаций по установлению общих требований к порядку расчета объема субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания [1] Минфин сделал следующий шаг по внедрению в практику единых нормативов затрат. Финансовое ведомство предложило органам власти примеры расчета нормативов на оказание услуг и тем самым наглядно продемонстрировало, как многочисленные формулы превращаются в деньги.
Рекомендации по расчету нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, включенных в базовые перечни, опубликованы на официальном сайте Минфина [2] . Примеры приведены в отношении пяти услуг, предоставляемых учреждениями различных профилей деятельности. По итогам расчетов становится ясно, из чего конкретно складывается годовая стоимость услуги – обслуживания одного пользователя библиотеки, обучения одного ребенка в музыкальной школе, получения одним студентом среднего профессионального образования, содержания одного проживающего в доме-интернате для престарелых и инвалидов, подготовки одного спортсмена-пловца на этапе высшего спортивного мастерства.
Методическая помощь, оказываемая Минфином, призвана облегчить федеральным органам исполнительной власти работу по подготовке в своих сферах регулирования общих требований к порядку определения нормативных затрат (в соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 69.2 БК РФ). Кроме того, данные рекомендации пригодятся органам-учредителям, которые должны будут, опираясь на новые правила, определить нормативные затраты на оказание услуг и содержание имущества для подведомственной сети, а также самим учреждениям, принимающим участие в расчете нормативов.
По замыслу Минфина, общий порядок определения нормативных затрат, предусмотренный п. 4 ст. 69.2 БК РФ и разъясненный в Рекомендациях № 02-01-09/49180, позволит обеспечить предоставление населению услуг установленного качества независимо от места их получения. При этом нормативная стоимость таких услуг для однотипных учреждений должна быть одинаковой, а отраслевая и региональная специфика, различия в материально-техническом и кадровом обеспечении учреждений могут быть учтены посредством применения к установленным нормативам корректирующих коэффициентов.
Рассмотрим подробнее, каким образом финансовое ведомство предлагает формировать норматив на оказание услуги.
Основная формула расчета
Норматив на оказание услуги |
1) на оплату труда персонала, занятого в предоставлении услуги;
2) на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания услуги;
3) иные нормативные затраты, связанные с оказанием услуги
1) на коммунальные услуги;
2) на содержание недвижимого имущества, эксплуатируемого в процессе оказания услуги;
3) на содержание эксплуатируемого особо ценного движимого имущества;
4) на приобретение услуг связи;
5) на приобретение транспортных услуг;
6) на оплату труда персонала, не занятого в предоставлении услуги;
7) на прочие общехозяйственные нужды
Впрочем, нормативные затраты на оказание услуги можно определить и в отсутствие утвержденных стандартов и регламентов. Приведенные в Рекомендациях № 02-01-09/49180 формулы позволяют сделать это.
Остановимся на некоторых расчетных процедурах. Но прежде отметим, что Минфин в подготовленных примерах использует условные расчеты: ими охвачены далеко не все расходы учреждений на оплату труда (включены не все штатные единицы, необходимые для оказания той или иной услуги), приобретение материальных запасов, коммунальных услуг и др. Поэтому в действительности итоговые цифры могут быть больше.
Затраты на непосредственное оказание услуги
Как рекомендует Минфин, сначала необходимо определить нормы штатных единиц работников учреждения, непосредственно связанных с оказанием услуги спортивной подготовки по плаванию.
Наименование ресурса (штатной единицы) |
Наименование ресурса (штатной единицы) |
Как и в предыдущем случае, сначала определяются нормы материальных запасов на оказание единицы услуги.
Наименование ресурса (материальный запас) |
Наименование ресурса (материальный запас) |
В данную группу также могут включаться затраты учреждения по договорам, заключенным со сторонними специалистами (например, на медицинское обслуживание). Если соответствующий стандарт оказания услуги предусматривает такое обслуживание, а в штате учреждения нет нужного специалиста, эти расходы при расчете нормативов, непосредственно связанных с оказанием услуги, включаются в группу иных затрат.
Затраты на общехозяйственные нужды
Так, расчет нормативных затрат на содержание объектов недвижимого имущества, эксплуатируемых в процессе предоставления услуги, продемонстрируем на примере учреждения среднего профессионального образования. Для этого потребуется установить сумму плановых расходов на содержание недвижимости (подчеркнем, что при их оценке финансовое ведомство учло не все составляющие затрат, поэтому стоимость использования имущества в примерах занижена).
Пример 1
Плановые затраты на вывоз твердых бытовых отходов, техническое обслуживание и ремонт охранной сигнализации, содержание прилегающих территорий составляют 1,3 млн руб. в год.
Для дальнейших расчетов необходимо определить два параметра:
1. Общее полезное время использования имущественного комплекса в год на оказание услуги. Данный параметр определяется так.
Имущественный комплекс (образовательное учреждение) осуществляет услугу в течение 225 дней (45 учебных недель в год при пятидневной рабочей неделе). Нормативное количество обучающихся составляет 100 человек (нормативное количество групп – 10, число человек в группе – 10). Таким образом, общее полезное время работы образовательного учреждения равняется 22 500 человеко-дням (225 дней х 100 чел.).
2. Норма времени использования имущественного комплекса на оказание услуги. В соответствии с требованиями к образовательной нагрузке среднего профессионального образования этот показатель составляет 225 дней в году.
Теперь на основе полученных данных рассчитаем стоимость единицы времени использования (аренды) имущественного комплекса учреждения на оказание услуги в части затрат на содержание недвижимого имущества: 1 300 000 / 22 500 = 57,77 (руб. в день на единицу услуги).
Далее определяются нормативные затраты на содержание недвижимого имущества: 1 300 000 / 22 500 х 225 = 13 000 (руб. в год на единицу услуги).
Обратите внимание, что два указанных параметра применяются при расчете всех нормативных затрат, участвующих в формировании норматива на общехозяйственные нужды. В частности, общее полезное время использования имущественного комплекса необходимо для того, чтобы правильно рассчитать величину затрат на общехозяйственные нужды, которые должны включаться в стоимость услуги. То есть использование названных параметров как раз и отражает суть нормативного метода: благодаря им можно высчитать, сколько реально стоит содержание имущественного комплекса в единицу времени и на единицу услуги. В противном случае все расходы на содержание учреждения были бы распределены между услугами вне зависимости от интенсивности использования имущества и загруженности учреждения.
Наконец, нормативные затраты на оплату труда административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала рассчитаем на примере услуги проживания в доме-интернате.
Пример 2
Плановые затраты на оплату труда директора учреждения и его заместителя (с начислениями) составляют 1,2 млн руб. в год.Имущественный комплекс (дом-интернат) функционирует круглосуточно 365 дней в году, в учреждении 720 койко-мест.
Рассчитаем общее полезное время использования имущественного комплекса в год на оказание услуги: 365 дн. х 720 койко-мест = 262 800 койко-дней.
В силу требований к содержанию граждан пожилого возраста и инвалидов в домах-интернатах норма времени использования имущественного комплекса на оказание услуги – 365 дней в году.
Стоимость единицы времени использования (аренды) имущественного комплекса учреждения на оказание услуги в части затрат на персонал, не задействованный в непосредственном предоставлении услуги: 1 200 000 / 262 800 = 4,6 (руб. в день на единицу услуги).
Далее рассчитываем нормативные затраты на указанный персонал: 1 200 000 / 262 800 х 365 = 1 667 (руб. в год на единицу услуги).
Использование результатов расчетов
Но что делать, если исходя из полученных нормативов размер субсидии для учреждения оказался существенно выше либо ниже прежнего финансирования? В этом случае финансовое ведомство рекомендует проверить корректность расчетов по следующим позициям:
- стоимость ресурсов, указанных в расчетах (например, может быть выбран самый дорогой или самый дешевый ресурс);
- нормы использования ресурсов – учтена ли возможность их использования одновременно несколькими получателями услуг (например, педагог проводит занятие для группы обучающихся, бассейн одновременно используется несколькими спортсменами);
- сроки использования ресурса;
- затраты на эксплуатацию имущественного комплекса (все ли учитывается при распределении затрат на одну услугу?).
По мнению Минфина, объективные исходные данные и корректные расчеты позволяют получить при использовании предложенной методики нормативные затраты, адекватные реальной ситуации в учреждениях.
[1] Письмо Минфина РФ от 01.10.2014 № 02-01-09/49180 (далее – Рекомендации № 02-01-09/49180).
[2] Раздел «Бюджет», подраздел «Нормативные затраты. Методологическая поддержка ФОИВ».
Нормативные затраты на услугу: рассчитываем по-новому
Автор: М. Е. Смолева
Минфин сделал очередной шаг по внедрению в практику единых нормативов затрат. Чиновники разработали примеры расчета нормативов на оказание услуг и тем самым наглядно продемонстрировали, как многочисленные формулы превращаются в деньги.
Вскоре после издания в октябре 2014 года рекомендаций по установлению общих требований к порядку расчета объема субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания[1] Минфин сделал следующий шаг по внедрению в практику единых нормативов затрат. Финансовое ведомство предложило органам власти примеры расчета нормативов на оказание услуг и тем самым наглядно продемонстрировало, как многочисленные формулы превращаются в деньги.
Рекомендации по расчету нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, включенных в базовые перечни, опубликованы на официальном сайте Минфина[2]. Примеры приведены в отношении пяти услуг, предоставляемых учреждениями различных профилей деятельности. По итогам расчетов становится ясно, из чего конкретно складывается годовая стоимость услуги – обслуживания одного пользователя библиотеки, обучения одного ребенка в музыкальной школе, получения одним студентом среднего профессионального образования, содержания одного проживающего в доме-интернате для престарелых и инвалидов, подготовки одного спортсмена-пловца на этапе высшего спортивного мастерства.
Методическая помощь, оказываемая Минфином, призвана облегчить федеральным органам исполнительной власти работу по подготовке в своих сферах регулирования общих требований к порядку определения нормативных затрат (в соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 69.2 БК РФ). Кроме того, данные рекомендации пригодятся органам-учредителям, которые должны будут, опираясь на новые правила, определить нормативные затраты на оказание услуг и содержание имущества для подведомственной сети, а также самим учреждениям, принимающим участие в расчете нормативов.
По замыслу Минфина, общий порядок определения нормативных затрат, предусмотренный п. 4 ст. 69.2 БК РФ и разъясненный в Рекомендациях № 02-01-09/49180, позволит обеспечить предоставление населению услуг установленного качества независимо от места их получения. При этом нормативная стоимость таких услуг для однотипных учреждений должна быть одинаковой, а отраслевая и региональная специфика, различия в материально-техническом и кадровом обеспечении учреждений могут быть учтены посредством применения к установленным нормативам корректирующих коэффициентов.
Рассмотрим подробнее, каким образом финансовое ведомство предлагает формировать норматив на оказание услуги.
Основная формула расчета
Согласно п. 4 Рекомендаций № 02-01-09/49180 при определении нормативных затрат на оказание государственной или муниципальной услуги надо учитывать несколько составляющих. Все они рассчитываются с помощью большого количества формул и исходных данных, однако общий алгоритм расчета сводится к следующему.
Норматив на оказание услуги
Нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием услуги:
1) на оплату труда персонала, занятого в предоставлении услуги;
2) на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания услуги;
3) иные нормативные затраты, связанные с оказанием услуги
Нормативные затраты на общехозяйственные нужды (за исключением учитываемых в составе затрат на содержание имущества):
1) на коммунальные услуги;
2) на содержание недвижимого имущества, эксплуатируемого в процессе оказания услуги;
3) на содержание эксплуатируемого особо ценного движимого имущества;
4) на приобретение услуг связи;
5) на приобретение транспортных услуг;
6) на оплату труда персонала, не занятого в предоставлении услуги;
7) на прочие общехозяйственные нужды
Как пояснено в Рекомендациях № 02-01-09/49180, в качестве исходных данных следует брать нормы, установленные федеральными законами и иными правовыми актами, ГОСТами, СНиПами, СанПиНами, федеральными стандартами и регламентами оказания государственных (муниципальных) услуг. В частности, образовательным учреждениям нужно опираться на ФГОСы, утвержденные Минобрнауки для соответствующего уровня образования, а учреждениям физкультуры и спорта – на федеральные стандарты спортивной подготовки по соответствующему виду спорта, утвержденные Минспортом. В свою очередь, библиотеки могут черпать информацию в том числе из Межотраслевых норм времени на работы, выполняемые в библиотеках, принятых Постановлением Минтруда РФ от 03.02.1997 № 6.
Впрочем, нормативные затраты на оказание услуги можно определить и в отсутствие утвержденных стандартов и регламентов. Приведенные в Рекомендациях № 02-01-09/49180 формулы позволяют сделать это.
Остановимся на некоторых расчетных процедурах. Но прежде отметим, что Минфин в подготовленных примерах использует условные расчеты: ими охвачены далеко не все расходы учреждений на оплату труда (включены не все штатные единицы, необходимые для оказания той или иной услуги), приобретение материальных запасов, коммунальных услуг и др. Поэтому в действительности итоговые цифры могут быть больше.
Затраты на непосредственное оказание услуги
Первая из трех частей данного норматива – нормативные затраты на оплату труда работников, непосредственно связанных с оказанием услуги. Расчет таких затрат приведем в отношении услуги по подготовке спортсмена на этапе высшего спортивного мастерства.
Как рекомендует Минфин, сначала необходимо определить нормы штатных единиц работников учреждения, непосредственно связанных с оказанием услуги спортивной подготовки по плаванию.
Как рассчитать нормативные затраты
Нормативные затраты — это специфический показатель, при помощи которого учредитель определяет объем финансового обеспечения учреждения на соответствующий финансовый год. Норматив используется для исчисления объема субсидии на муниципальное задание. Порядок подсчета имеет ряд особенностей.
Суть и предназначение
Норматив затрат используется как отдельный показатель расчетного алгоритма, чтобы определить объем финансирования учреждений бюджетной сферы. Учредитель или иной уполномоченный субъект определяет норму расхода на выполнение конкретной услуги или работы. Затем эта норма пересчитывается с учетом фактических реалий и характеристик получателя финансирования.
Простой пример: учредитель — муниципальный отдел образования. Сначала РОО исчисляет нормативные затраты на 2020 год для подведомственных организаций. То есть стоимость образовательной госуслуги из расчета на одного учащегося. После исчисления норматива объем финансового обеспечения исчисляется как произведение стоимости услуги и количества учащихся в конкретном учреждении.
Допустим, стоимость услуги на 1 ученика — 100 000 рублей.
Образовательное учреждение | Количество учеников в учебном году | Объем финансирования (руб.) |
---|---|---|
Школа № 1 | 300 | 30 000 000,00 |
Школа № 2 | 400 | 40 000 000,00 |
Школа № 3 | 350 | 35 000 000,00 |
Ключевая суть нормативных затрат заключается в том, чтобы определить один стандарт для всех. То есть усреднить или уравнять порядок финансирования, чтобы обеспечить справедливость.
Правовые основы регулирования
При формировании стандартов финансирования распорядителям бюджетных средств важно учитывать действующие рекомендации и нормативы. Конкретных ссылок на законодательные акты нет. Единый порядок расчетов и исчисления устанавливают учредители и профильные министерства. Какие требования учитывать при расчетах:
- Порядок формирования и финансового обеспечения, утвержденный Правительством, порядки, утвержденные региональными и муниципальными органами власти, в ведомственном подчинении которых находятся учреждения.
- Общие требования и правила к определению норматива трат, определенные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование в конкретной сфере деятельности или отрасли. То есть отраслевые правила и рекомендации.
При исчислении затратных норм учредитель руководствуется законодательными требованиями и отраслевыми правилами. Например, муниципальный отдел образования, исчисляя нормативные затраты для бюджетных учреждений, руководствуется:
- Постановлением Правительства от 26.06.2015 № 640 (ред. от 09.07.2019) — требования федерального уровня;
- Порядком формирования и финансового обеспечения госзадания, утвержденным на региональном и муниципальном уровнях;
- отраслевыми рекомендациями и правилами. Это Приказы Минпросвещения России от 20.11.2018 № 235 и № 237.
Например, при расчете нормативных затрат учреждений культуры или здравоохранения следует учитывать отраслевые рекомендации профильных министерств и ведомств.
Кто рассчитывает
Обязанность по исчислению нормативов издержек лежит на учредителе либо на органе власти, осуществляющем полномочия и функции учредителя. Но это не значит, что иные организации и ведомства не вправе принимать участие в расчете. Для исчисления стандартов задействуют:
- Учредителя или распорядителя бюджетных средств. Только эта категория участников бюджетного процесса наделена полномочиями по распределению и доведению финансирования.
- Централизованные бухгалтерии и расчетные центры. Участвуют в исчислении как функциональная единица. То есть выполняют расчеты, выкладки, сбор и обработку информации, необходимой для подсчета.
- Учреждения — получателей субсидий. Получатель финансирования обязан принимать участие в подсчетах. Это необходимо, чтобы довести до учредителя фактические потребности в финансировании. Например, чтобы рассчитать нормативные затраты на обеспечение функций казенного учреждения, в отношении которого доведено госзадание.
Принципы расчета
Требования к расчету нормативных издержек определяются с учетом места нахождения, специфики деятельности и отраслевой принадлежности, но выделяют несколько единых принципов.
Принцип | Разъяснение |
---|---|
Норматив определяется только к унифицированным услугам | Госуслуга или работа закрепляются в общероссийском базовом перечне государственных (муниципальных) услуг. |
Приоритет при исчислении отдается нормативному методу | В основу подсчетов берутся нормы материальных, технических и трудовых ресурсов, используемые для оказания государственной (муниципальной) услуги и предусмотренные нормативными правовыми актами РФ, СНиП, СанПиН, стандартами, порядками, регламентами оказания услуг в установленной сфере. Если таковых норм нет, то применяется структурный или экспертный метод исчисления. В этом случае расчет нормативных затрат на выполнение государственного задания 2020 производится на единицу оказываемой услуги или работы. |
Исчисление производится по принципу максимальной детализации | То есть об обобщенных нормативах речи не идет. Подсчеты производятся по каждому виду направления деятельности с учетом особенностей, специфики сферы деятельности, категории получателей и т. д. Например, в части образовательных услуг норматив определяется в отдельности для каждого профиля. |
Структура нормативных затрат зависит от специфики и направленности услуги | Состав затрат на оказание одной госуслуги существенно отличается от состава расходов на оказание другой. Например, дошкольное образование детей. Оказание услуги включает в себя лишь образовательный процесс и не учитывает затраты на присмотр и уход за ребенком в детском саду. Но если услуга предоставляется ребенку-инвалиду, то присмотр и уход включаются в затраты. |
Все эти принципы и особенности прописываются в локальных распоряжениях, определяющих порядок расчета нормативных затрат.
Как рассчитывать норматив
По общим правилам, расчет производится по стандартной формуле. Но бывают исключения и дополнения, в зависимости от установленных нормативов и отраслевой специфики.
- Квр — коэффициент выравнивания при расчете нормативных затрат на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, на оказание государственных услуг (выполнение работ);
- Ni — нормативные издержки на выполнение i-й работы, услуги на финансовый год;
- Gij — базовые нормативные траты, определенные для j-й группы затрат для i-й работы, услуги на финансовый год;
- Котр — отраслевой корректирующий коэффициент (отраслевые корректирующие коэффициенты);
- Ктер — территориальный корректирующий коэффициент.
detector