S-p.su

Антикризисные новости
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анализ собственной деятельности

Методики анализа деятельности

В этой статье мы остановимся на очень необходимом этапе любой деятельности – анализе. Думаем, что не нужно убеждать вас, насколько он важен в педагогической деятельности. Ведь движение вперед предполагает осмысление, обобщение того, что было сделано. В общем смысле анализ можно определить как разложение на составные части для детального рассмотрения, как та или иная часть сыграла на общее.

В работе вожатого можно выделить два основных направления анализа: анализ педагогической деятельности и анализ с детьми.

Виды педагогического анализа и формы их обеспечения

1. Анализ собственной пед деятельности.

Осуществляется ежедневно и является основой для совершенствования текущей работы с детьми, позволяет вскрыть недостатки в этой работе и причины их возникновения.

Отдельные дела, их эффективность, изменение позиции и настроение детей, состояние межличностных отношений в отряде, выполнение единых норм и педагогических требований, активность включения детей в те или иные виды деятельности, состояние здоровья детей и условие жизнеобеспечения.

Постоянные личные наблюдения, беседы с детьми, обмен мнениями с коллегами, диагностика (анкеты, цветопись, материалы вечерних сборов-анализов с детьми в отряде).

Результаты фиксируются в педагогической документации (пед.дневник, индивидуальная карта собственного роста.)

Предполагаемая схема анализа дня.

  1. Выполнены ли цель и задачи, поставленные на этот день? Выполнен ли план работы на день? Что удалось выполнить, а что нет?
  2. Какое дело или событие было наиболее важным в воспитательном отношении:
    • какую задачу решали;
    • основные этапы этого дела;
    • в направлении ли решений задач был продуман и осуществлен ход дела;
    • как действовали в этом деле ребята, отношения ребят к делу, как реагировали ребята в ходе дела;
    • приходилось ли вам вносить корректировки в ходе дела, чем это было обосновано, что это дало.
  3. Анализ ситуации (при наличии такой в дне);
    • краткое содержание и ее участники;
    • в связи с чем возникла эта ситуация;
    • как проявили себя участники ситуации, их поступки;
    • итог ситуации;
    • выход из ситуации.
  4. Общая характеристика прожитого дня:
    • была ли группа организована;
    • произошли ли изменения в коллективе;
    • кто обратил на себя внимание;
    • как изменились ребята, внимание на которых раньше не обращали.
  5. Общие выводы:
    • удался ли день в целом;
    • что дал нового этот день вам как педагогу;
    • задачи на следующий день.

2. Анализ результатов педагогической деятельности.

Проводится по итогам определенного временного отрезка. Включает анализ организационного, основного и итогового периодов. Предполагает сопоставить результаты собственной педагогической деятельности с работой лагеря в целом, оценить эффективность и уровень своей работы и выстроить перспективы дальнейшего взаимодействия с другими подразделениями лагеря.

  1. Определение места и цели данного дела в общей программе смены и плане отряда
  2. Установление воспитывающих и развивающих аспектов дела и учет реальных возможностей их реализации
  3. Подготовка отдельных этапов дела и обеспечение их взаимосвязи и взаимовлияния
  4. Содержательное наполнение каждого составляющего компонента дела и уровень организационного обеспечения
  5. Совместная (коллективная) оценка конечного результата дела и оформление предложений по совершенствованию проведения.

4 . Самооценка индивидуального состояния.

Педагог-организатор, воспитатель, вожатый должен учитывать собственные возможности, адекватно оценивать свой профессиональный уровень и рационально строить отношение как с детьми, так и с коллегами. При решении проблемы самоанализа и самоорганизации, эффективность работы вожатого значительно возрастает.

Самочувствие, психоэмоциональное и физическое состояние.

Форма: самоконтроль и самооценка.

Методики анализа

1. Методика выявления и согласования мнений и представлений.

Цель: уточнить представления и понятия; рассмотреть соответствие идеального представления и реального результата.

Предоставляется список с перечисленными качествами. Каждой группе (3-5 человек) дается по одному списку личностных качеств. На основании этого списка группа выполняет пять заданий (отобрать пять черт “хорошего подростка”, “идеального подростка” и т.д. и расположить их по значимости), результаты каждого сдают руководителю в письменном виде. Руководитель обрабатывает полученные результаты и предлагает их на всеобщее рассмотрение. Каждая группа через некоторое время делает анализ полученных результатов.

2. Методика изучения удовлетворения подростка жизнью в лагере.

Подросткам предлагается прочитать утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 – совершенно согласен, 3 – согласен, 2 – трудно сказать, 1 – не согласен, 0 – совершенно не согласен.

  1. Я жду наступление нового дня в лагере с радостью.
  2. В детском лагере у меня обычно хорошее настроение.
  3. В нашем отряде хорошие вожатые.
  4. Ко всем взрослым в нашем лагере можно обратиться за советом и помощью в любое время.
  5. У меня есть любимый взрослый в детском лагере.
  6. В отряде я всегда могу свободно высказывать свое мнение.
  7. Я считаю, что в нашем лагере созданы все условия для развития моих способностей.
  8. У меня есть любимое занятие в детском лагере.
  9. Я считая, что детский лагерь по настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.
  10. Когда я уеду, то буду скучать по лагерю.

Подсчет: У = общая сумма баллов / общее количество ответов

У = общее количество ответов У > 3 – высокая степень удовлетворенности; 2 3 – средняя степень; У

1. Метод “недописанный тезис”

Этот метод заключается в том, что подростку прелагается набор незаконченных фраз, завершая которые, он мог бы выразить свое отношение к исследуемой теме, проблеме и т.п.

  • Хороший детский лагерь – это …
  • Если бы я был начальником лагеря, то непременно …
  • Когда я вижу вожатого, идущего на встречу, то …
  • Самое главное в жизни нашего отряда – это …
  • В нашем лагере больше всего цениться …

Время на ответ дается ограниченное, с учетом возраста (15 сек. – 1 мин.). При обработке результатов, ответы группируются по трем характеристикам: “положительная”, “отрицательная”, “неясная”.

2. Методика опросника.

Подростки получают задания – написать, что, по их мнению, в детском лагере (коллективе) хорошо и что плохо, или что радует и что огорчает. При этом не ставятся ориентирующие вопросы. Это дает возможность свободно изложить то, что объективно существует в жизни лагеря, больше всего ценится или осуждается. Субъективные оценки существенно помогают проанализировать жизнедеятельность детского лагеря (коллектива).

В нашем детском лагере (отряде):

ХорошоПлохо
11
22
..
88
И т.д.И т.д.

Анализ материала, полученного с помощью этой методики, позволяет увидеть удачные и неудачные дела, характер общения, отношений, настроение, что является показателями жизнедеятельности детского коллектива.

Анализ с детьми.

Очень важен в развитии детского коллектива с одной стороны, является материалом для анализа педагогической деятельности вожатого с другой стороны. Выбирая те или иные формы анализа, необходимо учитывать не только возраст детей, но и уровень развития детского коллектива. С детьми младшего возраста необходимо более предпочесть игровые формы. В начале развития коллектива анализ проходит на эмоциональном уровне (“понравилось”, “не понравилось”), в дальнейшем необходимо переходить к содержательному анализу (“почему”).

Читать еще:  Особенности методики управленческого анализа

По содержанию анализ может быть: анализ дня (временного отрезка), дела, ситуации.

  1. вспоминаем, описываем ситуацию;
  2. “+” и “-”, удачи, проблемы;
  3. причины;
  4. общий вывод, решение.
  1. Конкретность.
  2. Наглядность.
  3. Соответствие предмета анализа с ситуацией.
  4. Разнообразие форм представление ситуаций, сочетание методик индивидуальных и групповых.
  5. Соответствие возрасту детей:
    • Младшие – саморефлексия, основанная на доказательствах;
    • Средние – коллективные формы, обобщение на “мы”, вместо “я”;
    • Старшие – анализ на перспективу.

Формы организации анализа.

  1. В индивидуальном порядке. При ответе на тот или иной вопрос выступают только желающие. Рекомендуется в коллективе со средней и высокой степенью развития.
  2. По кругу. Форма группового анализа, выступают все по очереди, по кругу. Чаще всего используется на огоньках. В коллективах с низкой степенью развития вожатым необходимо поддерживать разговор.
  3. С мячиком. Активно-игровая форма анализа. Отряд встает в круг, вожатый начинает (задает тему для разговора, определяет вопросы), сам первый высказывается, затем перекидывает мячик любому ребенку, который продолжает разговор, потом перекидывает мячик другому и т. д.
  4. По группам. Сочетание группового и индивидуального анализа. Обсуждение в начале ведется в группах по 5-7 человек, где каждый высказывает свою точку зрения, затем от каждой группы выступает один человек. Подводится итог.
  5. Живая анкета. Игровая форма. Задается вопрос с ограниченным количеством ответов (например: “да”, “нет”, “затрудняюсь ответить”), выбираются помощники по количеству ответов, которые проходят и собирают ответы – хлопок по ладошке, того или иного помощника в зависимости от выбранного варианта ответа.
  6. Пресс-конференция. Игровая форма. Участникам объясняются правила проведения пресс-конференции, задается тема.
  7. Коллективное письмо.
  8. Почтовый ящик.
  9. Индивидуальный дневник.

Самоанализ собственной профессиональной деятельности

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязи РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

Самоанализ профессиональной деятельности

«Воспитание, полученное человеком,

закончено, достигло своей цели,

когда человек настолько созрел,

что обладает силой и волей

самого себя образовывать в течение

дальнейшей жизни, и знает способ

и средства, как он это может

осуществить в качестве индивидуума,

воздействующего на мир»

Само анализ – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для анализа приобретенных системных знаний в какой- либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п.

Для достижения проектируемых результатов своей профессиональной деятельности педагога необходимо , во-первых, составить план по самообразованию. Самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.

Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.

Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.

Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, имеет возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности.

Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Учитель способен добиться идеальной дисциплины, но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у детей желание «напиться» из источника знаний? Учителя придумывают различные «завлекалочки» на уроках — игры, слайды и т. д. Но всё это — внешняя мотивация. А успешность учебной деятельности и, в конечном счёте, качество образования зависят от внутренней мотивации.

Важным условием моей педагогической деятельностью является правильно организованная и проводимая работа по самообразованию.

Культура профессионального самообразования педагога — один из элементов организации всего учебно-воспитательного процесса предусматривает многокомпонентную деятельность учителя, включающую в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование, каждое из которых представляет собой многоуровневые образования, взаимосвязанные и взаимопроникающие друг в друга. Таким образом, всю свою работу я разделил на несколько этапов:

— информация, умения и навыки, имеющие общепедагогическую ценность;

— знания, умения и навыки, имеющие значение для повышения предметной квалификации.

— чтение специальной литературы по предметам;

— посещение специальных занятий, курсов, семинаров и т.д.

Психолого-педагогическое самообразование включает:

— углубленное изучение педагогической и психологической литературы, т.к. наибольшие затруднения, как и многие учителя, я испытываю в сфере психологической компетентности и выборе средств воздействия на своих воспитанников и организации взаимодействия с ними.

Методическое самообразование включает в себя — шлифовку методики преподавания через:

— чтение специальной литературы;

— изучение педагогического опыта;

— анализ собственной деятельности.

Я непрерывно обеспечиваю связь со специально организованным самообразованием с учетом актуального уровня профессиональной компетентности в сочетании с традиционным курсовым обучением; прохожу курсовую подготовку и работаю по самообразованию в межкурсовой период.

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно).

Я усиленно работаю по повышению качества преподавания предмета.

Выступаю с докладами, выступлениями.

Разрабатываю дидактические материалы, тесты, наглядности.

Разрабатываю и провожу открытые уроки на уровне района, школы по новаторским технологиям.

Обобщаю опыт по исследуемой проблеме.

Цели моего профессионального развития:

· Варианты распределения времени на изучение психолого-педагогической и методической литературы.

· Разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса.

· Получение консультаций от администрации учебного заведения, методистов отдела образования, научных работников.

· Обсуждение возникающих проблем с коллегами.

· Взаимопосещение учебных занятий.

· Работа по апробации полученных знаний на практике.

· Участие в системе школьной методической работы.

· Самообобщение результатов работы.

· Передача опыта коллегам.

В качестве примера можно использовать форму-таблицу, фиксирующую содержание моей индивидуальной работы:

Результаты и их самооценка

Где рассматриваются итоги работы

Результатом очередного этапа могут быть выступления перед коллегами в рамках творческого отчета, на научно-практических конференциях школы или района, «круглых столах», публикации в газетах, издание брошюр на основании материалов из опыта работы.

Идеальным вариантом роста моего педагогического мастерства является постепенный переход самообразовательной работы в научно-исследовательскую работу. Ведь на основе самопознания, выработки рефлексивного мышления, умения учиться происходит трансформация развития в саморегулирующую систему, преобразование устойчивого интереса личности к самообразованию в постоянную жизненную потребность в самовоспитании, что является свидетельством достижения оптимального уровня самосовершенствования. Так, на данный момент, я работаю над творческими проектами учащихся: «Традиции и обычаи казахского народа», Сатыбалдина Динара (11 кл.), «Изучение исторических памятников и туристических маршрутов Айыртауского района», Баярисова Айгерим (9 кл.).

Читать еще:  Анализ методов решения задачи

АНАЛИЗ СОБСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРАКТИКЕ

Производственная практика — Архангельскнедра — со 2 июля по 29 июля 2012 г.

Архангельскнедра является территориальным органом регионального уровня, осуществляющим функции Федерального агентства по недропользованию по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования, а также правоприменительные функции на территории Архангельской области.

Учреждение проводит геологическое изучение недр и обеспечивает государственную систему лицензирования пользования недрами. Выдача лицензий одна из главных функций отдела геологии и лицензирования.

Цель: Получение профессиональных навыков работы в отделе геологии и лицензирования и систематизация приобретенных знаний.

Задачи практики: — Ознакомиться со структурой учреждения и деятельностью отдела геологии и лицензирования; Изучить нормативно-правовые документы в области недропользования; — Приобрести навыки оформления лицензий на право пользования участком недр; — Изучить письма и заявочные материалы, которые предоставляются для получения лицензий; — Провести опись документов в фонды; — Отредактировать введенную информацию и написать отчёт.

В компетенцию Отдела геологии и лицензирования входят следующие полномочия: Организует: — Государственное геологическое изучение недр; — Организационное обеспечение государственной системы лицензирования пользования недрами.

Осуществляет: — Предоставление в пользование за плату геологической информации о недрах, полученной в результате государственного геологического изучения недр; — Выдачу заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешения на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений; — Выдачу, оформление и регистрацию лицензий на пользование недрами; — Рассмотрение и согласование проектной и технической документации на разработку месторождений полезных ископаемых в соответствии с компетенцией; — Участвует в подготовке программ геологического изучения недр, воспроизводства и рационального использования минерально-сырьевой базы и организует их выполнение.

Отдел в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ, международными договорами РФ, актами Министерства природных ресурсов РФ и Федерального агентства по недропользованию, а также Положением об Управлении по недропользованию по Архангельской области.

АНАЛИЗ СОБСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРАКТИКЕ

В течение производственной практики в отделе геологии и лицензирования Департамента по недропользованию по СЗФО Архангельской области (Архангельскнедра) по плану, составленному руководителем практики, осуществлялась следующая работа:

2.07 – изучение нормативно-правовых документов: Постановление от 29.12.01 Об утверждение нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанной с принятой схемой и технологией разработки месторождения; ФЗ «О недрах»; Приказ от 15.03.05 № 61 Об утверждение порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей геологического изучения участков недр:

Ø Последовательность действий Роснедр и его территориальных органов при исполнение государственных функции по осуществлению переоформлений лицензий на пользование участками недр:

— Регистрационные заявки на переоформление лицензий; — Причина переоформления; — Сроки исполнения государственных функций;

Ø Временные рекомендации к содержанию пакета заявочных материалов на переоформление лицензии на право пользования недрами, представленную в комиссию для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участком недр; Приказ № 498 Об образование Комиссий для рассмотрения заявок о предоставление права пользования участком недр на территории Архангельской области; Постановление Об утверждение Положения о порядке выдачи разрешений на застройку площадей залегания полезных ископаемых.

3.07 – изучение писем; распределение заявочных документов по перечню материалов для получения права пользования участком недр в целях добычи подземных вод: ООО «Скала» (г. Вельск) получение лицензии для обеспечения водоснабжения; ООО УК «Уютный город» (Плесецкий район, село Конево); ООО «Управдом Сервис» (Котласский район, д. Борки); МУП «ЖКХ» (г. Мирный).

4.07 – опись документов и сдача их в архив: ЗАО «Межрегионэнергогаз» Лицензия АРХ 01462 ВЭ, «Газпроэнерго» Лицензия АРХ 01463 ВЭ.

5.07 – разбор заявок (2) на переоформление лицензии на право пользования недр с целью добычи подземных вод «Санаторий «Сольвычегодск»; опись документов СПК «Колхоз имени Ленина» (Приложение 1); вбивание координат для заключения Вельск-Октябрьский (41 точка), Шепуновская-Шенкурск (9), Вельск-Коноша (54), ООО «Энергопроминжиниринг» (Приложение 2).

6.07 – составление соглашения к лицензии «Санаторий «Сольвычегодск»:

9.07 – 11.07 – составление бланков к лицензии (Приложение 3); ксерокопия документов; составление технического проекта ФКУ ОИУ ОУХД – 2 УФСИН России по Архангельской области (Плесецкий район).

12.07 – 13.07 – создание реестра действующих лицензий; опись документов и проставление номеров листов АК «Алроса», СПК «Колхоз имени Ленина», ЗАО «Межрегионэнергогаз», ООО «Газпроэнерго»; составление карточки заявителя УФК АО ФКУ ИК-14 УФСИН России по Архангельской области.

16.07 – 17.07 – редактирование реестра по срокам прекращения лицензий.

18.07 – 20.07 – разбор документов по перечню материалов на внесение изменений и дополнений в лицензию на право пользования недр с целью добычи подземных вод Вельской птицефабрикой; разбор документов ООО «Пермиловский источник» по перечню материалов для получения права пользования участком недр в целях добычи подземных вод.

23.07 – опись в фонды документов на внесение изменений в лицензию АРХ 01409 ВЭ ООО «Холмогоры».

24.07 – 27.07 – написание и редактирование отчета.

В процессе прохождения производственной практики в отделе геологии и лицензирования Департамента по недропользованию по СЗФО Архангельской области (Архангельскнедра) были получены ценные знания и умения в подготовке необходимых материалов и процессе согласования участков недр. Кроме того, в течение практики была возможность поработать с геологическими отчетами, реестрами, заявками и техническим проектом.

Прохождение производственной практики в отделе геологии и лицензирования Департамента по недропользованию по СЗФО Архангельской области (Архангельскнедра) было полезным и ценным в плане полученных знаний и навыков работы. Никаких трудностей в процессе прохождения практики не возникло.

В ходе практике были выполнены все поставленные задачи и цель. Работа заключалась в ознакомление со структурой учреждение и деятельностью отдела геологии и лицензирования по данным документам предоставленным в пользование самим отделом. Также данная работа заключалась в приобретение знаний и навыков, которые пригодятся в дальнейшей деятельности. С помощью предоставленных документов, писем и методических рекомендаций было сделано индивидуальное задание, которое заключалось в расчете ставки регулярного платежа за разведку участка недр Дикое.

Таким образом, в процессе прохождения производственной практики в отделе геологии и лицензирования Департамента по недропользованию по СЗФО Архангельской области (Архангельскнедра) были получены интересные, очень важные и полезные практические навыки работы, закреплены уже имеющиеся и приобретены новые знания и умения.

Задачи, поставленные на период прохождения практики были успешно решены, в результате чего изучались нормативные документы и законодательные акты, которые лежат в основе деятельности организации и которыми она непосредственно руководствуется.

Полученные навыки помогают осуществить необходимые расчёты и подготовить документацию, а также научиться оформлять и составлять ряд других документов.

Читать еще:  Методы анализа проекта

Анализ собственной деятельности

Анализ собственной деятельности как процесс осмысления педагогического опыта является важнейшим и своеобразным инструментом преодоления существующих в работе трудностей, стимулом самосовершенствования. Поэтому развитие способности учителя к самоанализу является основным условием определения лучших аспектов своей профессиональной деятельности и затруднений.

Вместе с тем в существующей системе методической работы не уделяется должного внимания вопросу формирования у педагогических работников умений анализировать собственную деятельность. В то же время целенаправленное развитие способности к самоанализу невозможно без организационно-педагогического обеспечения. Поэтому формирование у учителя готовности к выявлению реально существующих затруднений возможно при наличии специально организованной в этом направлении работы муниципальной и школьной методических служб, которые в силу постоянной приближенности к учителю в условиях конкретного образовательного социума может реализовать этот процесс комплексно и системно.

Повышение роли методической работы на школьном и муниципальном уровнях по организационно-педагогическому обеспечению процесса развития способности учителя к самоанализу связано с тем, что в рамках существующего тесного взаимодействия этих структур открывается возможность анализировать работу педагога в этом направлении. Именно в рамках методической деятельности возможно построение целостной системы обеспечения с учетом единства содержания и форм работы с педагогическими работниками. Научные публикации по проблеме самоанализа (Ю.А. Конаржевский, С.В. Кульневич и др.) направлены преимущественно на выявление основных аспектов анализа учителем собственной деятельности и определение структуры, средств, алгоритма его проведения.

Однако процесс осмысления, целостное видение педагогических проблем успешны только в ходе самой профессиональной деятельности учителя и при его активном участии. Поэтому идея развития способности учителя к самоанализу профессиональной деятельности в процессе методической работы является в значительной степени важной для педагогической науки. Научные исследования по данному вопросу малочисленны и не отражают системного видения этой проблемы в современных условиях.

Теоретические аспекты проблемы развития способности учителя к самоанализу в процессе методической работы.

Развитие способности учителя к самоанализу базируется на формировании умений проводить анализ собственной деятельности и выработки потребности в нем. Поэтому самоанализ имеет глубокую психологическую основу, которая связана с появлением индивидуального рефлексивного сознания. Содержательный аспект проблемы базируется на внутреннем саморегулирующем механизме, который, по словам Г.К.Селевко, составляет потребность, направленность, Я –концепция (9). Исходя из этого, учитель рассматривается как субъект, испытывающий потребность в профессиональном познании и самопознании. А это, в свою очередь, ведет к формированию таких личностных характеристик как самоутверждение, самоопределение, самовыражение, самореализация в педагогической практике. Такой подход способствует становлению педагогов как субъектов своей активности.

В то же время самоанализ является средством успешного взаимодействия и взаимопонимания учителя с учениками, родителями, коллегами. В связи с этим акцент переносится на способы и приемы проведения анализа, в котором особое место отводится осознанности средств и методов изменений конечных результатов. Поэтому анализ собственной деятельности можно рассматривать как целенаправленный процесс установления отношений между действиями, мотивами и средствами .

Рассматривая процесс самоанализа, исследователи исходят из того, что в ходе профессиональной деятельности учитель, познающий мир, по словам А.С.Рубинштейна, сталкивается с противоречием и внутренним дискомфортом.

Выявление учителем несоответствия между тем, что есть и тем, что требуется, выводит его на дальнейшую ступень – определение проблемы и установление причин. Обозначение четких позиций профессиональных затруднений позволяют перейти к поиску путей их устранений. Опорой для осознания противоречий, определения проблем и служит знание механизма самоанализа и умение адекватно его использовать в анализе собственной деятельности.

Процесс осознания учителем самого себя как профессионала базируется на самопознании и осуществляется путем самоконтроля, самодиагностики, осмысления затруднений и самооценки. Именно эти составляющие выделяют как компоненты, способствующие развитию способности учителя к самоанализу.

Самоконтроль рассматривается с точки зрения начальной стадии анализа. Это связано с тем, что контроль помогает устанавливать несоответствие между нормативно заданными параметрами и фактическим состоянием. В связи с этим самоконтроль осуществляется путем сравнения идеальной модели профессиональной деятельности и собственных действий, что позволяет учителю определять противоречия.

Самоанализ способствует выявлению учителем причин профессиональных затруднений с помощью получения систематической оперативной информации и установления педагогического диагноза. Данный процесс обеспечивается самодиагностикой, с помощью которой учитель, с одной стороны, сам выстраивает информационные потоки, определяет круг педагогических проблем и выделяет главные, с другой – ориентируется на внутреннее развитие, видение своих сильных и слабых сторон, осознание существующих противоречий и проблем, прогнозирование дальнейшего самосовершенствования.

С вышеизложенных позиций развитие способности к самоанализу профессиональной деятельности можно рассматривать как сложный многофакторный аналитический процесс изучения учителем своего педагогического опыта, основанного на самоконтроле, самодиагностике, осознании затруднений и оценивании дальнейших перспектив самосовершенствования.

Формирование готовности педагога к самоанализу требует соответствующей организации, которой присуще следующее: она гибко реагирует на изменение условий образовательного социума; взаимодействие учителей основано на сотрудничестве; педагоги управляют изменениями; в ней есть благоприятные возможности для профессионального роста и самоактуализации.

Содержание методической работы, ориентированное на развитие способности к самоанализу, включает в себя определенную последовательность этапов ее проведения. А именно: диагностика, которая обеспечивает определение учителем круга затруднений, планирование учебной и внеучебной деятельности с учетом выбора содержания и вариативных форм, методическое сопровождение, создание комфортных условий для повышения квалификации, получения обратной связи.

Степень освоения основ анализа собственной деятельности зависит от активной профессиональной позиции учителя. Для ее развития в методической работе необходимо использовать инновационные формы, которые обеспечивают раскрепощение, профессиональное самоутверждение и самовыражение учителя. В ходе активной работы учителя формируются такие качества, как самостоятельность, логика рассуждения, аналитическое и ассоциативное мышление, которые необходимы для развития способности к самоанализу.

Критическая позиция учителя по отношению к собственной деятельности находится в зависимости от его самообразования в сочетании с содержанием работы школьной методической службы. Выработка устойчивой направленности педагогов на самоанализ сопровождается проведением соответствующих тренингов, которые включают в себя работу межпредметных групп по решению профессиональных проблем. Важным аспектом в организации методической работы является проведения консультаций опытными учителями и методистами, а также деятельность творческих групп, научно-практических конференций, круглых столов с обсуждением конкретных задач. Такой подход позволяет видеть конкретные проблемы учителя и на их основе создавать гибкую систему развития способности педагогов к самоанализу.

Процессуальность самоанализа опирается на логический прием познания, который включает в себя разложение ситуации на элементы, соединение их в единое целое, определение причин и видение перспектив их развития. Анализ собственной деятельности выстраивается с позиции критического отношения учителя к профессиональной деятельности в прошлом, настоящем и будущем. Такой подход требует наличие у учителя развитости аналитических и ассоциативных способностей, самостоятельности, логики.

Согласно характеристикам и критериям оценки исследователями выделены следующие уровни сформированности самоанализа учителя: низкий(чувственно-эмоциональный), средний (осознанный), высокий (системно-осознанный) – разработаны показатели их развитости

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector