S-p.su

Антикризисные новости
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анализ проблемных ситуаций это технология

Анализ проблемных ситуаций это технология

Метод «Анализ конкретных ситуаций»*

индивидуально-коллективная учебная деятельность, направленная на формирования опыта деятельности в определённой сфере – профессиональной или социальной

Анализ конкретной ситуации – это детальное исследование реальной или искусственно сконструированной ситуации для выявления проблем и причин, вызвавших её и для оптимального и оперативного её разрешения

Ведущие научные идеи

Конкретные ситуации существуют реально в разнообразных сферах деятельности. Их возникновение связано с проявлением производственных проблем, умением или неумением их разрешать, личностями участников

Только практические действия позволяют приобретать опыт. Решение практических ситуаций позволит выпускнику быстрее включиться в профессиональную среду.

При решении КС реализуются принципы:

1) проблемности – связана с наличием проблемы в представленной ситуации. Это создаёт предпосылку к продуктивному мышлению, поскольку решающий её погружается в состояние интеллектуального затруднения, что, в свою очередь, приводит к психологической проблемной ситуации – как найти выход из создавшегося положения;

2) моделирование профессиональных ситуаций и их решений – своеобразная имитация производственных событий, в которых участники исполняют роли. Несмотря на то, что ситуация учебная, но чувства, которые обучающийся переживает, – реальные. То есть, отрабатываются реальные умения, необходимые для профессиональной деятельности;

3) коллективно-индивидуальная деятельность – в процессе принятия решений задействуются различные виды взаимодействия;

4) диалогичность общения – подразумевается обмен мнениями, информацией, позициями, решениями, опытом, идеями, эмоциями и др. Данный процесс порождается их потребностью в совместной деятельности, взаимопонимании, взаимопомощи, то есть вырабатывается стереотип отношений, формируются коммуникативные свойства личности,

Информация для применения метода

  • 1)Стандартная (типичная) – одинаковые источники причины, одинаковые решения
  • 2)Критическая – нетипичные/неожиданные, деструктивные, требующие неординарных решений
  • 3)Экстремальные (уникальные) – нет аналогов, сложные для оперативного решения, деструктивные
  • 4)Конфликтные – противоборство людей, идей и интересов, конструктивные/деструктивные, уникальные решения
  • По учебной функции:

ситуация-проблема – прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения. С помощью этой проблемы можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения;

— ситуация-оценка – прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить «правильно – не правильно» и предложить своё адекватное решение;

— ситуация-иллюстрация – прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в учебное занятие;

— ситуация-тренинг – прототипы банка стандартных или иных ситуаций (зависит от поставленных целей). Тренинг проводится как по описанию ситуаций, так и по их решению.

По способу представления:

— Классическая ситуация – может быть взята из литературы, практики. Может быть искусственно сконструирована (рассказ о…). Должна быть описана по всем канонам ситуации. Чёткость изложения. В конце вопрос не ставится. Участники должны вычленить вопрос из контекста ситуации, по поводу чего они должны принять решение.

— Живая ситуация – берётся из жизни ближайшего окружения (возможна знакомая ситуация), но никому не известно принятое решение. Решение нужно найти, а ситуацию нужно описать в той последовательности, как она происходила в жизни. Можно использовать приём «разыгрывания ролей», чтобы поставить участников «на место» персонажей.

Читать еще:  Анализ качества управления организацией

— Разбор корреспонденции – имеется ввиду, действительно входящая и исходящая корреспонденция или какие-то иные документы. Цель – выработать умение вдумчиво читать, выявлять главное и второстепенное и прогнозировать решения.

— Действия по алгоритму, по инструкции, по стандарту – выработка умения действовать в соответствии с нормативными документами. Для этого предлагается ситуация и сам нормативный документ, а также вырабатывается решение, сообразуясь с нормативом

Конструирование конкретной ситуации.

1) Анализ реальных ситуаций в профессиональной деятельности (будущей) – трудовые функций и к ним ситуации, которые могут возникнуть при их выполнении.

2) Описание конкретной ситуации:

— используются только достоверные факты и события без искажения

— информацию необходимо представлять в динамике реального события

— описание проводится последовательно и логично, акцентируя приоритеты: сначала – данные о событии (когда, где, при каких обстоятельствах, оппоненты-участники), затем выявляется сама проблема и иносказательно сообщается о том, что произойдёт, если эту ситуацию не решить

— при описании ситуации целесообразно не раскрывать причинно-следственных связей

— кроме текста может быть использована дополнительная визуальная информация

— описание КС не ограничено объёмом и излагается в прошедшем времени

— структура описания КС однотипна

3) Оформление КС

Тема. Цели. Целевая аудитория. Время, необходимое для работы с КС. Автор-разработчик. Год разработки.

технология развития личности профессионала: творческое и критическое мышление, умение анализировать, принимать решение, сотрудничать в трудовом коллективе и др.

Методически не грамотное использование КС снижает эффект

Необходимость создания банка КС, его обновление в соответствии с требованием актуальности

Пример применения метода

Возможность применения метода

· Мухина С.А., Соловьёва А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. Серия «Среднее профессиональное образование». Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004. – 384 с.

Технология и методы анализа и диагностики проблемной ситуации

Проблема (греч.) буквально означает преграду, трудность, задачу. Как понятие оно выражает объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. Весь ход развития человеческого познания может быть представлен как процесс перехода от постановки проблем к их решению, а затем к постановке новых проблем.

Следует отметить, что единого мнения относительно определения понятия «проблема» в методологии науки нет. В литературе приведено более двадцати определений, в которых в совокупности отмечается ряд общих свойств проблем:

— если это проблема, то ее обязательно следует решать;

— неповторимость ситуации выбора (ситуации абсолютно точно не повторяются);

— наличие трудностей при рассмотрении альтернатив решения проблемы;

— неопределенность последствий принятия решения;

— необходимость учета множества факторов;

— присутствие человеческого фактора (ЛПР или группы лиц, разрабатывающих решение),’ а следовательно, субъективных аргументации по поводу выбора решений.

Внутреннюю структуру проблемы составляют такие элементы, как предмет, объект, субъект, связи, цель решения.

Предмет проблемы характеризует возникшее главное противоречие, которое выражается в вопросе: «В чем суть проблемы?»

Объект проблемы отвечает на вопрос: «Где возникла проблема?» (В бригаде, на участке, в цеху, оборудовании, коллективе и т.д.).

Субъект проблемы тот, кто связан с проблемой (социальный, интеллектуальный ее элемент).

Читать еще:  Анализ уровня и динамики прибыли предприятия

Связи проблемы характеризуют как структурные межэлементные связи (ограничения), так и отношения с другими проблемами. Они отражаются в вопросе: «С чем связана проблема?»

Цель решения проблемы выражается в вопросе: «Для чего необходимо решать проблему?»

В описании проблемы должны быть отражены указанные элементы. Например, при большой затоваренности магазина № 2 (директор Иванова М.И.) составляющими проблемы будут:

предмет — излишнее накопление товарных запасов;

объект — магазин 2;

субъект — Иванова М.И., директор;

связи — порча товаров, рост расходов по хранению (внутренние), увеличение издержек обращения организации (внешние);

цель решения проблемы — привести товарные запасы к нормативу, сократить расходы по торговле, увеличить прибыль магазина и организации в целом.

Каждый элемент проблемы может иметь подпроблемы, т.е. проблемы более низкого порядка. Чрезвычайно важно для решения проблемы правильно ее сформулировать. В связи с этим следует отметить, что в проблеме выделяют «имя» и «формулировку». Их нельзя смешивать. Имя, то есть название проблемы, как правило, бывает кратким, символичным.

А.В. Шевырев, глубоко исследуя «проблему проблем», предлагает схему структуры проблемы в контексте технологии ее решения. В несколько интерпретированном виде она выглядит следующим образом:

Решение проблем, как и управление, — это процесс, включающий последовательность взаимосвязанных шагов. Специфические черты проблемы — это ключ к ее решению. Для глубокого изучения и выяснения особенностей проблемы полезно придерживаться определенных способов ее продумывания и последовательности рассуждений.

Способы продумывания проблемы включают:

1. Разделение проблемы на части.

2. Выделение основных и второстепенных характеристик проблемы.

3. Установление причинно-следственных связей по всем возможным вариантам решения проблемы.

4. Прогнозирование и анализ требуемых действий.

5. Разработка рекомендаций к действиям. Последовательность рассуждений содержит следующие этапы:

При продумывании проблемы полезно поставить ряд контрольных вопросов:

1. Возможно ли уменьшить объем проблемы, упростить ее?

2. Что напоминает ситуация (какие ассоциации вызывает)?

3. Имеются ли аналогии в практике хозяйствования?

4. Были ли прецеденты в деятельности предприятия?

5. Возможно ли изменение срока, качества?

6. Что можно заменить, сжать, уплотнить?

7. Чем рискуете? В чем состоит риск?

8. Чем располагаете?

9. Каковы возможные варианты решения проблемы? Проведение научных исследований’ в области создания искусственного интеллекта усилило внимание и к исследованию проблем, в частности к моделированию процесса их постановки. Несмотря на то, что работа в этом направлении проводится с шестидесятых годов XX в., серьезных продвижений пока нет. Как отмечают специалисты, «не проанализирована даже логическая структура проблемы как формы мысли». Известный специалист, академик Бехтерева Н., исследуя механизм мыслительной деятельности человека, в качестве рабочей гипотезы допускает возможность участия космоса в этом процессе.

При выборе метода решения проблемы следует предвари­тельно ответить на вопросы:

— требует ли проблема комплексного решения?

— это проблема или возможность?

— как классифицировать проблему?

— это реально существующая или надуманная проблема?

— это финансовая проблема или она связана с отношениями между людьми?

— что произойдет, если не принимаешь никакого решения?

Читать еще:  Анализ портфеля заказов

— эта проблема уникальна?

— существует ли последовательность решения проблемы?

Схема последовательности суждений для конкретизации проблемы с этих позиций такова:

Технология проблемного обучения

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.

Проблемная ситуация в обучении имеет обучающую ценность только тогда, когда предлагаемое ученику проблемное задание соответствует его интеллектуальным возможностям, способствует пробуждению у обучаемых желания выйти из этой ситуации, снять возникшее противоречие.
В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания и т. п. Однако нельзя смешивать проблемное задание и проблемную ситуацию. Проблемное задание само по себе не является проблемной ситуацией, оно может вызвать проблемную ситуацию лишь при определенных условиях. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий. В общем виде технология проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися ставится проблема и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения, т. е. строят гипотезу, намечают и обсуждают способы проверки ее истинности, аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.

По степени познавательной самостоятельности учащихся проблемное обучение осуществляется в трех основных формах: проблемного изложения, частично-поисковой деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности.Наименьшая познавательная самостоятельность учащихся имеет место при проблемном изложении : сообщение нового материала осуществляется самим преподавателем. Поставив проблему, учитель вскрывает путь ее решения, демонстрирует учащимся ход научного мышления, заставляет их следить за диалектическим движением мысли к истине, делает их как бы соучастниками научного поиска.В условиях частично-поисковой деятельности работа в основном направляется преподавателем с помощью специальных вопросов, побуждающих обучаемого к самостоятельному рассуждению, активному поиску ответа на отдельные части проблемы.

Технология проблемного обучения, как и другие технологии, имеет положительные и отрицательные стороны.

Преимущества технологии проблемного обучения: способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения.

Недостатки:большие затраты времени на достижение запланированных результатов, слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся.

Игровые технологии

Игра наряду с трудом и ученьем — один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению,игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Классификация педагогических игр

1. По области применения:

2. По (характеристике) характеру педагогического процесса:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector