S-p.su

Антикризисные новости
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Унитарное предприятие владеет имуществом на праве

Статья 2. Унитарное предприятие

Статья 2. Унитарное предприятие

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 мая 2016 г. N 149-ФЗ в пункт 1 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения

1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального государственного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» в порядке, установленном Федеральным законом «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального унитарного предприятия может осуществлять федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный исследовательский центр «Институт имени Н.Е. Жуковского» в соответствии с Федеральным законом «О Национальном исследовательском центре «Институт имени Н.Е. Жуковского». От имени Российской Федерации права собственника имущества государственного унитарного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» в порядке, установленном Федеральным законом «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос». От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального унитарного предприятия может осуществлять федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт» в соответствии с Федеральным законом «О национальном исследовательском центре «Курчатовский институт».

ГАРАНТ:

О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия см. постановление Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 739

От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.

Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).

Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.

2. В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:

унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, — федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (далее также — государственное предприятие), муниципальное предприятие;

унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, — федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (далее также — казенное предприятие).

3. Унитарное предприятие должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия. Печать унитарного предприятия может содержать также его фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

Унитарное предприятие вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.

4. Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, не допускается.

Информация об изменениях:

Статья 2 дополнена пунктом 5 с 30 июля 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 267-ФЗ

5. Под федеральным унитарным предприятием, имеющим стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, в целях настоящего Федерального закона понимается:

1) федеральное государственное унитарное предприятие и федеральное казенное предприятие, включенные в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Президентом Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»;

2) федеральное государственное унитарное предприятие и федеральное казенное предприятие, включенные в перечень стратегических предприятий и организаций, утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

3) федеральное государственное унитарное предприятие и федеральное казенное предприятие, определенные отдельным решением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона

Правовой режим имущества унитарного предприятия

Дата публикации: 08.05.2017 2017-05-08

Статья просмотрена: 1102 раза

Библиографическое описание:

Маркова, Ю. В. Правовой режим имущества унитарного предприятия / Ю. В. Маркова. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2017. — № 18 (152). — С. 230-232. — URL: https://moluch.ru/archive/152/43138/ (дата обращения: 08.04.2020).

Эффективное управление государственной и муниципальной собственностью в современной России является необходимой составляющей института государственного и муниципального управления, развивающегося под влиянием тенденций расширения негосударственного сектора экономики, популяризации государственно-частного партнерства, приватизации государственных и муниципальных организаций.

В таких условиях актуальный характер и особое значение приобретает выбор оптимальных форм участия публично-правовых образований в названных процессах, одной из которых выступает организационно-правовая форма унитарного предприятия, которая не является новой для отечественного законодателя.

Основу нормативной правовой базы, определяющей сущность и специфику режима имущества унитарного предприятия, составляет Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», часть 1 статьи 2 которого содержит легальное определение унитарного предприятия, под которым законодатель признает коммерческую организацию, не наделенную правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником [1].

Из указанного определения очевидны признаки унитарного предприятия, определяющие особенности режима его имущества. Во-первых, законодатель прямо определяет унитарное предприятие как разновидность коммерческой организации.

Данная норма находит свое отражение и в пункте 2 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Читать еще:  Ифнс правовой отдел

Анализируя положения статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, классифицирующей все организации в зависимости от целей их деятельности, на организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, которые законодатель определяет как коммерческие организации, либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками, являющиеся некоммерческими организациями, очевидно, что основной целью коммерческих организаций, как и осуществляемой ими коммерческой деятельности является извлечение прибыли [2].

Однако, в силу особого субъектного состава и правового статуса собственника имущества унитарного предприятия указанную организацию нельзя назвать коммерческой в классическом понимании. Скорее, это специфическая коммерческая организация, использующая закрепленное за ней имущество, которое не принадлежит ей на праве собственности, в коммерческих целях. Собственником указанного имущества, реализующим в полной мере традиционную триаду правомочий владения, пользования и распоряжения в отношении этого имущества, выступают публично-правовые образования — Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования, которые в силу специальной правоспособности не наделены правом осуществлять предпринимательскую деятельность с целью извлечения прибыли, как это делают классические коммерческие организации. Для подобного рода организаций применимо понятие приносящей доход деятельности, поэтому говорить о принадлежности унитарных предприятий к коммерческому типу организаций возможно только с учетом указанных особенностей.

Во-вторых, поскольку имущество, которым наделено унитарное предприятие, принадлежит на праве собственности Российской Федерации, ее субъекту или муниципальному образованию, собственник имущества организации и ее учредитель совпадают — это все те же публично-правовые образования.

Унитарное же предприятие владеет имуществом на одном из ограниченных вещных прав: праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления. В обоих случаях правомочия распоряжения имуществом унитарным предприятием значительно урезаны, что и объясняет ограниченный характер вещных прав на данное имущество.

Так, унитарное предприятие, наделенное имуществом на праве хозяйственного ведения, согласно статье 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, не вправе продавать, сдавать в аренду, предоставлять в качестве залога и иным образом отчуждать без согласия собственника недвижимое имущество [2]. Иным имуществом унитарное предприятие вправе распоряжаться по своему усмотрению.

За собственником остаются права по созданию, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия, определению целей его деятельности, назначению руководителя организации и осуществлению контроля за сохранностью и использованием по назначению имущества унитарного предприятия, а также право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

Владение имуществом на праве оперативного управления позволяет предприятию пользоваться этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и распоряжаться этим имуществом также с согласия его собственника, который вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество. Указанные признаки, отраженные в легальном определении унитарного предприятия, главным образом, отличают рассматриваемую организационно-правовую форму от иных форм коммерческих организаций.

Особенностями режима имущества унитарных предприятий помимо тех, которые напрямую вытекают из его определения, также являются:

– неделимость имущества унитарного предприятия и его невозможность распределяться по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия, которые определены пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 161-ФЗ [1];

– единообразие формы собственности на имущество, закрепленное за унитарным предприятием, предполагающее, что оно может создаваться либо на основе государственной собственности (федеральной собственности и собственности субъектов РФ), либо муниципальной собственности. Федеральный закон № 161-ФЗ пунктом 4 статьи 2 предусматривает прямой запрет на создание унитарных предприятий, объединяющих имущество разных по правовому положению собственников [1];

– наличие единственного учредителя и одновременно собственника имущества унитарного предприятия в одном лице, что исходит из ранее установленного запрета на объединение разных форм собственности при создании предприятия;

– учредитель унитарного предприятия в соответствии со статьей 65.1 Гражданского кодекса Российской Федерации не становится и не является его участником, а выступает лишь субъектом, который наделяет унитарное предприятие движимым и недвижимым имуществом с тем, чтобы оно могло осуществлять коммерческую деятельность, часть прибыли от которой собственник как публично-правовое образование мог бы использовать для удовлетворения тех или иных общественных потребностей.

Таким образом, в современных условиях унитарное предприятие — это, фактически, разновидность коммерческих организаций, организационная структура которого ограничивает его возможности в предпринимательской деятельности [3].

Несмотря на сложность юридической конструкции унитарного предприятия и неоднозначность правового режима его имущества, указанная организационно-правовая форма юридического лица сохранилась и после проведения отечественным законодателем широкомасштабной реформы гражданского законодательства, в целом и института юридических лиц, в частности.

Отказ от упразднения унитарных предприятий как пережитка былой административно-командной системы хозяйствования, вне всяких сомнений, обусловлен необходимостью государственного (муниципального) участия в осуществлении коммерческой деятельности и эффективного управления государственным и муниципальным имуществом. А унитарное предприятие и режим использования его имущества являются одной из оптимальных форм такого участия.

  1. Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» // «Российская газета», N 229, 03.12.2002
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // «Российская газета», N 238–239, 08.12.1994
  3. Афанасьева Е. А. Правовой статус унитарного предприятия в условиях формирования и развития рыночных отношений в России // Научный вестник Костромского государственного технологического университета. — № 1. — 2012.

ВУЗРУ

«Научные статьи, доклады, лекции, эссе преподавателей и студентов России»

Имущество, уставный фонд и управление унитарным предприятием

За унитарным предприятием закрепляется определённое имущество на праве хозяйственного введения на балансе, позволяющем владеть, пользоваться и распоряжаться в определённых законодательных границах.

В соответствии со ст. 11 ФЗ от 14.11.2002 N 161-ФЗ «государственных и муниципальных унитарных предприятиях» имущество унитарного предприятия формируется за счет:

— «имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества;

— доходов унитарного предприятия от его деятельности;

— иных не противоречащих законодательству источников».

Имущество, находящееся у унитарного предприятия на балансе, принадлежит ему на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления т.е. у имущества унитарного предприятия есть собственник в лице государства.

Читать еще:  Постановления правительства калужской области официальный сайт

При этом казенные предприятия менее самостоятельны в распоряжении имущества, чем предприятия, действующие на праве хозяйственного ведения.

Распоряжаться своим имуществом казенное предприятие может только с согласия собственника. Также собственник определяет порядок использования прибыли предприятия. Без разрешения собственника казенное предприятие не может распоряжаться движимым или недвижимым имуществом. Собственник вправе изъять имущество неиспользованное, излишнее, а также имущество, используемое не по назначению. Имущество, закрепленное собственником имущества за предприятием и поступившее иным путем, доходы предприятия от его деятельности, иные источники, не противоречащие законодательству Российской Федерации, являются источниками формирования имущества предприятия. На совершение казенным предприятием любых сделок, связанных с распоряжением или отчуждением иным способом любым имуществом, находящимся на балансе предприятия (не только недвижимостью, как это имеет место в случае с хозяйственным ведением), необходимо согласие собственника, что составляет еще одно отличие правомочий казенного предприятия.

К примеру, у казенного предприятия ограничены права на распоряжение земельным участком, который находится у него в аренде. Казенное предприятие, которое берет в аренду земельный участок, находящийся в собственности государства не имеет права:

— отдавать в залог арендные права;

— сдавать в субаренду данный земельный участок;

— передавать по договору аренды другим лицам (перенаем) свои права и обязанности;

— вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или в качестве паевого взноса в производственный кооператив.

Предприятия, относящиеся к типу, основанному на праве хозяйственного ведения, пользуются и распоряжаются переданным им имуществом в пределах, определяемых ГК РФ. Законодательство устанавливает следующие ограничения на право распоряжения имуществом унитарных предприятий:

— ГМП не вправе распоряжаться переданным ему собственником недвижимым имуществом без согласия собственника: продавать, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ либо распоряжаться иным способом;

— остальным имуществом, принадлежащим унитарному предприятию, оно распоряжается самостоятельно, однако такое распоряжение допустимо лишь в пределах, не лишающих предприятие возможности осуществлять деятельность, цели, предмет и виды которой установлены его уставом (это же ограничение распространяется дополнительно и на распоряжение недвижимым имуществом);

— предприятие не вправе без согласия собственника: предоставлять займы, выдавать поручительства, получать банковские гарантии, осуществлять сделки с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга; а также заключать договоры простого товарищества.

Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Поэтому единым и неделимым является и уставный фонд тех унитарных предприятий (основанных на праве хозяйственного ведения), в которых он создается. В казенных предприятиях уставный фонд вообще не формируется, что объясняется субсидиарной ответственностью собственника по обязательствам такого предприятия. Однако, но в обоих разновидностях имеют место резервный, жилищный, мобилизационный, социальный фонды, фонд материального поощрения работников, фонд развития предприятия, фонд специального назначения.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 N 161-ФЗ «уставный фонд унитарного предприятия должен быть полностью оплачен собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации предприятия. До завершения формирования уставного фонда, унитарное предприятие не вправе совершать сделки, не связанные с его учреждением». Таким образом, правосубъектность унитарного предприятия в полном объеме возникает только после завершения формирования уставного фонда.

Уставный фонд необходим для формирования минимального размера имущества, которое гарантирует интересы кредиторов предприятия. В ином случае если интересы кредиторов гарантированы субсидиарной ответственностью учредителя, то формирование уставного фонда не требуется.

Уставный фонд унитарных предприятий формируется за счет денежных средств, но может также формироваться с помощью ценных бумаг, иных вещей, а также имущественных прав, имеющих денежный эквивалент. Государственное унитарное предприятие обычно имеет размер уставного фонда не меньше, чем 5000-кратный размер минимальной ежемесячной оплаты труда, а муниципальное – не меньше 1000-кратного размера. Уставной фонд создают только в муниципальных предприятиях.

В дальнейшем размер уставного фонда может изменяться подобно тому, как это предусмотрено для организаций частного сектора:

– в случае передачи собственником недвижимого и иного имущества, предназначенного для закрепления за ГУП на праве хозяйственного ведения, уставной фонд ГУП подлежит увеличению и перерегистрации в общеустановленном порядке;

– в случае, если по окончании финансового года стоимость чистых активов ГУП окажется меньше размера его уставного фонда, уставной фонд подлежит уменьшению до размера, не превышающего стоимости чистых активов; соответствующие изменения регистрируются в установленном порядке.

«Управление государственными предприятиями – это система организационно-экономических отношений между руководителем государственного предприятия и органами управления исполнительной власти по поводу организации воспроизводства и использования объектов государственной собственности посредством организационно-экономических функций, форм и методов с целью обеспечения реализации основополагающих социальных и экономических интересов общества и государства».

Основы управления унитарными предприятиями были заложены законом РФ от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Особенности управления казенными предприятиями регулируются Постановлением Правительство РФ от 15.12.2007 г. № 872 «О создании и регулировании деятельности федеральных казенных предприятий». Политика в сфере управления федеральными государственными унитарными предприятиями определяется Министерством экономического развития РФ.

Можно выделить следующие задачи управления федеральными унитарными предприятиями:

— обеспечение оптимизации состава ФГУП (реорганизация, преобразование в другие организационно-правовые формы, ликвидация ФГУП, не ведущих финансово-хозяйственную деятельность);

— внедрение системы экономического мониторинга и контроля функционирования федеральных унитарных предприятий (принятие и реализация программ и стратегий ФГУП, формирование системы оценки показателей деятельности ФГУП и эффективности использования федерального имущества).

Деятельность унитарного предприятия не находится под непосредственным управлением государства, причем можно выделить несколько специфических механизмов управления деятельностью подобных предприятий со стороны государства.

Существуют следующие виды механизмов государственного управления деятельностью унитарных предприятий:

– механизм административного управления;

– механизм правового управления;

Читать еще:  Как правильно сделать инвентаризацию

– механизм экономического управления.

Механизм административного управления реализуется посредством административных и организационных методов (Рис. 3).

Государство, как собственник решает большой круг вопросов, среди них:

— вопросы, связанные с распоряжение недвижимым имуществом ГУП;

Механизм управления государственным предприятием

Статья 113 ГК РФ. Основные положения об унитарном предприятии

1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия.

В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное казенное предприятие (казенное предприятие).

2. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Права унитарного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

3. Учредительным документом унитарного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.

Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о его фирменном наименовании и месте его нахождения, предмете и целях его деятельности. Устав унитарного предприятия, не являющегося казенным, должен содержать также сведения о размере уставного фонда унитарного предприятия.

4. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. Фирменное наименование казенного предприятия, кроме того, должно содержать указание на то, что такое предприятие является казенным.

5. Органом унитарного предприятия является руководитель предприятия, который назначается уполномоченным собственником органом, если иное не предусмотрено законом, и ему подотчетен.

6. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества.

Собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.

7. Правовое положение унитарных предприятий определяется настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

8. Унитарное предприятие может быть реорганизовано в соответствии с законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и законами о приватизации.

Комментарии к ст. 113 ГК РФ

Положения § 4 главы 4 ГК РФ получили развитие в нормах Федерального закона от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Указание на форму собственности в названии данного Закона обусловлено прямым требованием абзаца третьего части 1 комментируемой статьи, в силу которого в качестве унитарных могут создаваться только государственные и муниципальные предприятия (также этот факт должен быть отражен в фирменном наименовании унитарного предприятия).

Статья 2 указанного Федерального закона определяет унитарное предприятие как коммерческую организацию, не наделенную правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности соответственно Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию. Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований, не допускается.

От имени Российской Федерации или субъекта РФ права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют в рамках своей компетенции органы государственной власти РФ или органы государственной власти субъекта РФ. От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления.

Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия. Принцип неделимости (иными словами, единства, унитарности), является основной юридической характеристикой данного типа юридических лиц.

Кроме того, унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие). В то же время оно может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Единоличным исполнительным органом унитарного предприятия является его руководитель (директор, генеральный директор), назначаемый собственником имущества унитарного предприятия. Соответственно, в своей работе руководитель унитарного предприятия подотчетен назначившему его собственнику.

Руководитель унитарного предприятия действует от имени данного предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки, утверждает структуру и штаты унитарного предприятия, осуществляет прием на работу работников такого предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством. Кроме того, он организует выполнение решений собственника имущества унитарного предприятия.

Руководитель унитарного предприятия не вправе быть учредителем (участником) какого-либо юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях (кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности), заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя, а также принимать участие в забастовках.

Руководитель унитарного предприятия отчитывается о деятельности предприятия в порядке и в сроки, которые определяются собственником имущества данного унитарного предприятия.

В зависимости от того, на основании какого вещного права за унитарным предприятием закреплено имущество, закон выделяет следующие виды унитарных предприятий:

— государственные (федеральные, а также предприятия субъектов РФ) и муниципальные предприятия (унитарные предприятия данного вида основаны на праве хозяйственного ведения);

— казенные предприятия (федеральные, казенные предприятия субъектов РФ, муниципальные). Имущество за предприятиями данного вида закрепляется на праве оперативного управления.

Особенности данных видов унитарных предприятий рассматриваются в комментариях к статьям 114, 115.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector