Постановлением правительства российской федерации 1042
Постановление №1042 о штрафах и пенях для заказчиков и поставщиков (подрядчиков, исполнителей) приведено в соответствие с действующим законодательством о контрактной системе
Коллизия между положениями статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №44-ФЗ) и постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 (далее – Постановление №1042) вызывала множество споров среди специалистов в сфере закупок, поскольку несмотря на изменение положений Закона №44-ФЗ в Постановление №1042 изменений не вносилось. В связи с чем возникал вопрос как составлять проект контракта в соответствии с условиями Закона №44-ФЗ или Постановления №1042.
Изменения в постановлении №1042 в 2019 г.
Вопрос относительно указания в условиях контракта ставки рефинансирования либо ключевой ставки ЦБ РФ при расчете размера пени за просрочку поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом разрешен путем исключения пункта 10 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее – Правила), который указывал на ставку рефинансирования.
В связи с отказом в положениях Закона №44-ФЗ от условий, определяющих размеры штрафов в виде фиксированной цены, аналогичным образом указанная формулировка исключена и из текста Правил. Это означает что заказчики теперь могут не только не указывать фразу «фиксированная цена», но и не обязаны указывать фиксированную сумму в рублях. Достаточно указать порядок определения штрафа в виде процентов от цены контракта либо начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно принятых изменений в контрактах, заключенных по итогам закупок среди СМП и СОНО в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона №44-ФЗ, заказчики должны будут указывать размер штрафа за неисполнение обязательств, не связанных с просрочкой, независимо от цены контракта следующим образом: 1 процент цены контракта (этапа), но не более 5 тысяч рублей и не менее 1 тысячи рублей.
Изменен порядок определения размера штрафа по контрактам, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта. Так в случае, если цена контракта не превышает начальную (максимальную) цену контракта:
10 % начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
5 % начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
1 % начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).
В случае, если цена контракта превышает начальную (максимальную) цену контракта:
10 % цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
5 % цены контракта, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
1 % цены контракта, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).
В указанных случаях в качестве цены контракта выступает цена за право заключить контракт, которую победитель готов заплатить за то, чтобы с ним был заключен контракт.
Для особых случаев в Постановление № 1042 внесли оговорку о том, что в случае если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафа, чем порядок, предусмотренный настоящими Правилами, размер такого штрафа и порядок его начисления устанавливается контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Аналогичная оговорка присутствует в ч. 7 и 8 ст. 34 Закона №44-ФЗ.
Правительство Российской Федерации: Постановление № 1042 от 30.09.2015 Об утверждении перечня медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 и подпунктом 2 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость.
2. Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерству промышленности и торговли Российской Федерации и Федеральной таможенной службе осуществлять анализ применения перечня, утвержденного настоящим постановлением, и при необходимости вносить в Правительство Российской Федерации предложения о внесении в него изменений.
3. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2000 г. N 998 «Об утверждении перечня технических средств, используемых исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, реализация которых не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, 1, ст. 129);
постановление Правительства Российской Федерации от 28 марта 2001 г. N 240 «Об утверждении перечня линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных), реализация которых не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 15, ст. 1488);
постановление Правительства Российской Федерации от 10 мая 2001 г. N 357 «О внесении дополнений в перечень технических средств, используемых исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, реализация которых не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 20, ст. 2020);
постановление Правительства Российской Федерации от 17 января 2002 г. N 19 «Об утверждении перечня важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 3, ст. 226).
от 30 сентября 2015 г. N 1042
ПЕРЕЧЕНЬ
МЕДИЦИНСКИХ ТОВАРОВ, РЕАЛИЗАЦИЯ КОТОРЫХ НА ТЕРРИТОРИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВВОЗ КОТОРЫХ НА ТЕРРИТОРИЮ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИНЫЕ ТЕРРИТОРИИ, НАХОДЯЩИЕСЯ
ПОД ЕЕ ЮРИСДИКЦИЕЙ, НЕ ПОДЛЕЖАТ ОБЛОЖЕНИЮ (ОСВОБОЖДАЮТСЯ
ОТ ОБЛОЖЕНИЯ) НАЛОГОМ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
Наименование товара и ссылка на соответствующий код по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93
Код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС)
I. Важнейшие и жизненно необходимые медицинские изделия
из 8543 20 000 0
из 9010 50 000 0
из 9026 20 800 8
Очки 94 4200 (диоптриметры; приборы эндоскопические и увеличительные; аппараты рентгеновские медицинские диагностические; приборы радиодиагностические; приборы офтальмологические; приборы для аускультации (выслушивания); очки , приборы для функциональной диагностики прочие)
из 9008 50 000 0
из 9030 39 000 9
из 9011 80 000 0
из 9012 10 900 0
из 8479 89 970 8
из 8421 8439 30 000 0
из 8471 60 8523 49 450 0
из 9020 00 000 0
из 8415 81 001 0
из 8421 39 800 7
из 8479 82 000 0
из 8716 80 000 0
из 9401 79 000 9
из 9401 80 000 9
из 9402 90 000 0
из 8413 19 000 0
из 8417 80 300 0
из 8418 69 000 8
из 8419 89 989 0
из 8421 19 700 1
из 8460 90 900 8
из 8464 10 000 0
из 8464 90 000 0
из 8467 29 900 0
из 8473 30 800 9
из 8474 39 000 9
из 8479 82 000 0
из 8479 89 970 8
из 8501 31 000 0
из 8515 80 900 0
из 9021 40 000 0
(в том числе с ручным приводом, электроприводом, велоприводом, микропроцессорным управлением)
из 8713 10 000 0
из 8713 90 000 0
из 8716 80 000 0
из 9402 90 000 0
из 6602 00 000 0
из 9021 10 100 0
II. Линзы и оправы для очков (за исключением солнцезащитных)
(за исключением оправ для солнцезащитных очков)
III. Технические средства, включая автомототранспорт и материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов
из 8713 90 000 0
из 8703 21 109 9
из 8703 22 109 9
из 8703 31 109 0
из 9401 20 000 9
из 8702 из 8704
из 8471 60 700 0
из 9013 80 900 0
из 9021 90 900 9
из 9023 00 800 0
из 4901 99 000 0
из 4903 00 000 0
из 4905 91 000 0
из 4911 99 000 0
Комментарий к постановлению правительства РФ от 30.08.2017 № 1042.
Семинары и вебинары Аюдар Инфо
По общему правилу контракты должны заключаться в письменной форме, однако Закон о контрактной системе позволяет заключить договор с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в устной форме в порядке и на условиях, которые установлены ГК РФ, в случаях, предусмотренных п. 4, 15 и 28 ч. 1 ст. 93 этого закона.
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых такие извещение, приглашение, документация, заявка, предложение не предусмотрены.
Закон о контрактной системе устанавливает перечень необходимых условий, подлежащих включению в контракт. Одним из обязательных является условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Исходя из ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, при просрочке исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (п. 1 ст. 330 ГК РФ). Соглашение о неустойке должно быть составлено в письменной форме, ее несоблюдение влечет недействительность соглашения (ст. 331 ГК РФ).
С 09.09.2017 порядок определения размера неустоек определяется комментируемыми Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 (далее – Правила № 1042).
К сведению:
Правила № 1042 следует применять к отношениям, связанным с закупками товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в которых направлены после 09.09.2017.
С указанной же даты прекратили действовать Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063 (далее – Правила № 1063).
Правила № 1042 устанавливают порядок определения в контракте:
- размера штрафа в виде фиксированной суммы, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом;
- размера штрафа в виде фиксированной суммы, начисляемого за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом;
- размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения указанного обязательства (далее соответственно – штраф, пеня).
Ответственность поставщика. Размер штрафа должен определяться в следующем порядке.
Категория поставщика (подрядчика, исполнителя)
Субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации (за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства))
– 3% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн руб.;
– 2% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн руб. до 10 млн руб. (включительно);
– 1% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн руб. до 20 млн руб. (включительно)
Победитель закупки (иной участник закупки в случаях, установленных Законом о контрактной системе), предложивший наиболее высокую цену за право заключения контракта
– 10% начальной (максимальной) цены контракта в случае, если она не превышает 3 млн руб.;
– 5% начальной (максимальной) цены контракта в случае, если она составляет от 3 млн руб. до 50 млн руб. (включительно);
– 1% начальной (максимальной) цены контракта в случае, если она составляет от 50 млн руб. до 100 млн руб. (включительно)
Поставщик (подрядчик, исполнитель), не исполнивший или исполнивший ненадлежавшим образом обязательства, предусмотренные контрактом, которое не имеет стоимостного выражения
– 1 000 руб., если цена контракта не превышает 3 млн руб.;
– 5 000 руб., если цена контракта составляет от 3 млн руб. до 50 млн руб. (включительно);
– 10 000 руб., если цена контракта составляет от 50 млн руб. до 100 млн руб. (включительно);
– 100 000 руб., если цена контракта превышает 100 млн руб.
Подрядчик, не выполнивший обязательства по выполнению работ по строительству или реконструкции, которые он был обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц
5% стоимости указанных работ
Подрядчик (исполнитель), не выполнивший условие о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций
5% объема такого привлечения, установленного контрактом
Во всех остальных случаях (за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства))
– 10% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн руб.;
– 5% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн руб. до 50 млн руб. (включительно);
– 1% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн руб. до 100 млн руб. (включительно);
– 0,5% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн руб. до 500 млн руб. (включительно);
– 0,4% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 500 млн руб. до 1 млрд руб. (включительно);
– 0,3% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 1 млрд руб. до 2 млрд руб. (включительно);
– 0,25% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 2 млрд руб. до 5 млрд руб. (включительно);
– 0,2% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 5 млрд руб. до 10 млрд руб. (включительно);
– 0,1% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) превышает 10 млрд руб.
Если заключенным контрактом предусмотрены этапы его исполнения, размер штрафа должен определяться исходя из цены этапа, а не из цены всего контракта (п. 2 Правил № 1042).
Ответственность заказчика. В силу ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт вносится обязательное условие о порядке и сроках: оплаты товара, работы или услуги; осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом; оформления результатов приемки.
Таким образом, оплата по контракту должна быть произведена заказчиком в срок, установленный в контракте. При этом в соответствии с ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, и в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Согласно п. 9 Правил № 1042 за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки их исполнения, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
- 1 000 руб., если цена контракта не превышает 3 млн руб. (включительно);
- 5 000 руб., если цена контракта составляет от 3 млн руб. до 50 млн руб. (включительно);
- 10 000 руб., если цена контракта составляет от 50 млн руб. до 100 млн руб. (включительно);
- 100 000 руб., если цена контракта превышает 100 млн руб.
Напомним, что Правилами № 1063 размер штрафа определялся в процентном выражении от цены контракта.
Порядок расчета пени. Значительно упрощен порядок расчета суммы пени. Напомним, что Правилами № 1063 размер пени определялся по формуле:
П = (Ц — В) x С, где:
Ц – цена контракта;
В – стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов;
С – размер ставки.
Теперь же в силу п. 10 Правил № 1042 пеня будет начисляться за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Общая сумма неустойки. Еще одним новшеством является ограничение общей суммы начисленной неустойки. Правилами № 1042 предусмотрено, что общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение как поставщиком (подрядчиком, исполнителем), так и заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
Adblockdetector