S-p.su

Антикризисные новости
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Умения и навыки работы в сотрудничестве

Развитие информационной компетенции учащихся средствами метода учебных проектов на уроках английского языка

в) Умения и навыки работы в сотрудничестве: навыки коллективного планирования; умение взаимодействовать с партнером; навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач; навыки делового партнерского общения; умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

г) Менеджерские умения и навыки: умение проектировать процесс; умение планировать деятельность, время, ресурсы; уме

ние принимать решения и прогнозировать их последствия; навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).

д) Коммуникативные умения: умение инициировать учебное взаимодействие с преподавателем (вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.); умение вести дискуссию; умение отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс; навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.

Все эти умения и навыки необходимы, но так как в век информационных технологий человеку приходится постоянно сталкиваться с информацией, представленной в знаковых системах: текст, таблица, аудиовизуальный ряд. Как следствие приоритетную роль играет информационная компетенция, то есть умение найти нужную информацию, передать ее содержание и выбрать знаковую систему адекватно познавательной цели. Для начала рассмотрим, что такое компетенция вообще. В современных стандартах школьного образования говорится о формировании у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способах деятельности и ключевых компетенций. Определим, что есть компетенция. Так Хуторской А.В. дает следующее определение компетенции – это отчужденное, заранее заданное социальное требование к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной, продуктивной деятельности в определенной сфере. Воровщиков С.Г. дает несколько следующее определение – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включая его личностное отношение к ней и предмету деятельности. В электронном учебно-методическом пособии дается следующее определение, которое как мне кажется, более всего соответствует данному термину, и оно определяется как «совокупность результатов обучения, освоенных учащимся знаний, умений, навыков, опыта, позволяющая личности сформировать и/или проявлять компетентность в определенной деятельности». А информационная компетенция по Гафуровой Н.В. это владение новыми технологиями, понимание способов их применения, способность критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации, рекламе. Именно развитие информационной компетенции играет центральную роль для модернизации системы образования. AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA

Информационная компетенция не сводится к простой квалификации, здесь на первый план выходит, прежде всего, опыт обращения с самой информацией, а не с ее средствами.

Общие знания и умения преподавателя, так и учащихся в области информационных технологий в обучении можно определить:

− как знание принципов работы персонального компьютера и периферийных устройств;− владение современным программным обеспечением;

− знание основных принципов работы в сети Интернет, владение программным обеспечением;

− умение вести самостоятельный поиск информации в Интернете, различных электронных справочниках, базах данных, словарях, информационно-поисковых системах;− умение использовать полученные данные при решении стоящих задач.

Можно выделить три уровня информационной компетентности:

− Функциональная грамотность для работы с различной информацией, простейшее представление информации, группировка информации.

− Отбор и интерпретация информации, сравнение информации, анализ необходимых источников информации для поиска.

− Понимание оптимальных и вариативных возможностей поиска, фильтрация информации, отбор метода и технологий поиска информации, расширение источников информации, медиаисточники, литература, выделение информации для упрощения восприятия, меры по сохранению информации.

Ключевым основанием, объединяющим исследования по проблеме становления и развития компетентности, с нашей точки зрения, является понятие «информация».

В том же словаре дается понятие определению «информация» (от лат. informatio — ознакомление, разъяснение, представление, понятие) сведения, передаваемые одними людьми другим в процессе непосредственного общения или каким-либо другим способом, а также сам процесс передачи или получения этих сведений. Кроме того это:

сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чём-либо, передаваемые людьми;

уменьшаемая, снимаемая неопределённость в результате получения сообщений;

сообщение, неразрывно связанное с управлением, сигналы в единстве синтаксических, семантических и прагматических характеристик;

передача, отражение разнообразия в любых объектах и процессах (неживой и живой природы).

Ведущим основанием нашего исследования является информационный подход (информационный метод познания), т.к. любой объект изучения, процесс, явление, действие имеет свое изоморфное информационное отображение. Возникновение информации, эволюция ее ценности, нелинейный характер комплексных процессов самоорганизации, протекающих в сверхсложных системах в материальной и интеллектуальной сферах деятельности человека предъявляют требования объединенного системного подхода со стороны естественных и гуманитарных наук и искусств.

По мере внедрения современных мультимедийных технологий в образование происходит изменение культуры учебного заведения и роли преподавателя в учебном процессе. В связи с акцентом на самостоятельное приобретение знаний усиливается консультационная и корректировочная направленность обучающей деятельности педагога. В условиях избыточной научной и учебной информации, предоставляемой учащимся современными мультимедийными технологиями, возрастают требования к профессиональной подготовке преподавателя в области основной и смежных учебных дисциплин. Существенно повышаются также требования к личностным, общекультурным, коммуникативным качествам преподавателя.

Читать еще:  Самые популярные работы

Компоненты информационной компетенции учащихся

В этой части мы рассмотрим основные компоненты информационной компетенции учащихся, предложенные Босовой Людмилой Леонидовной, также вы их можете увидеть в приложении 1. Она приводит следующие четыре компонента информационной компетенции учащихся такие как: умение работать с учебной литературой, т.е.:

переписывать в тетрадь правила, схемы, определения;

выделять главное, сокращать текст до нескольких строк не искажая смысл;

разбивать текст на части;

составлять план, тезисы;

находить в тексте необходимую информацию;

делать сообщение, заключение о прочитанном тексте.

Следующим компонентом является умения переводить визуальную информацию в вербальную и наоборот, в нее включено:

графически, схематически представлять прочитанную информацию;

читать и пояснять схемы и графики;

использовать таблицы, схемы, графики для систематизации материала.

Третьим компонентом она отметила умение критически мыслить, т.е:

Умения и навыки работы в сотрудничестве

В Федеральном государственном образовательном стандарте предусмотрена необходимость «развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций». Несмотря на это, в современных школах учителя все чаще замечают неумение общаться, соотносить свои действия с интересами других людей, сопереживать или радоваться успехам товарищей.

Сам по себе процесс формирования навыков сотрудничества длительный и непростой. У детей сотрудничество зачастую формируется в игре. Ведь именно в игре необходимо согласовывать выполнение правил или инструкций, договариваться с другими детьми о взаимодействии во время игры. А что делать, если игра это пройденный этап? На помощь может прийти проектная деятельность, где осуществляются такие варианты сотрудничества, как групповая работа, обучение в сотрудничестве и сотрудничество на основе ИКТ. В проекте могут быть сформированы навыки работы в команде, коммуникабельность, навыки организации работы над проектом.

Каждый проект на сайте Nachalka.com разработан учителями так, что создаются положительная мотивация и заинтересованность детей, атмосфера защищенности и доверия. Это очень важно для формирования навыков сотрудничества. В каждом этапе сетевого проекта прослеживается способность к развитию взаимоотношений между сверстниками не только одного класса, но и со всех уголков нашей страны путем выполнения заданий, требующих согласованной работы в совместных документах или сервисах.

Проект еще не начат, а мы посредством стартовой презентации уже начинаем готовить будущих участников к сотрудничеству: учим распределять роли и согласовывать действия с другими ребятами, вместе обсуждать вопросы направляющие проект.

Чтобы работа в проекте удалась, участники обязательно должны выполнять одно из основных правил работы в команде — это сотрудничество в исследованиях. Одним из ярких примеров сотрудничества ребят является сетевой проект “Свет наш солнышко, скажи”. В проекте представлена совместная работа при наблюдениях и исследованиях участников одной команды для достижения общих результатов.

Примеры сотрудничества при создании коллективного продукта и сотрудничества между несколькими командами можно увидеть во многих проектах. В сетевом проекте “В морское путешествие с царицей наук” команды трудились над совместным итоговым продуктом “Интерактивный задачник”. Участники создавали занимательные задачи, которые потом сами же и решали, но чтобы уж точно не было ошибки и задачник можно было использовать на уроках, команды из разных уголков нашей страны сотрудничая проверяли правильно ли составлена задача, можно ли ее решить. С таким сотрудничеством участников задачник удался на славу.

Работа ребят в проекте обязательно оценивается. А можно ли увидеть взаимопомощь при взаимооценивании? Думаю, да. Часто организаторы проектов отводят место для взаимооценивания продуктов других команд. Например, в сетевом проекте “Карусель сказок” получилась замечательная книга благодаря сотрудничеству и взаимооцениванию команд. В комментариях ребята высказывали свои пожелания авторам продуктов по их улучшению.

Участие в проекте позволяет сотрудничать не только с ровесниками, но и со взрослыми. Родители могут быть задействованы в оценивании готовых продуктов. Так, например, в проекте «Тайны закулисья» родители по критериям оценивают итоговые продукты детей – фильмы. Это помогает привлекать детей к сотрудничеству со взрослыми. Но этим сотрудничество детей и родителей не ограничивается. Кто поможет советом в трудной ситуации? Кто поможет выполнить дома задание, если ребенок затрудняется? У родителей мы просим разрешение на участие в проекте и публикацию детских работ. Без помощи взрослых работа над проектом не будет успешной.

Можно ли привлечь к сотрудничеству учителей — предметников? Обязательно. Так, в проекте “Удивительное рядом. Похимичим?” во время работы ребята сотрудничают с учителями химии, так как этот предмет им еще неизвестен.

В проекте “Азбука питания” в качестве эксперта по оценке школьных завтраков организаторы пригласили врача-терапевта, потому что “именно доктора лучше всех знают о последствиях неправильного питания”.

Таким образом, формирование навыка сотрудничества через проектную деятельность — это эффективный способ развития взаимоотношений между ровесниками и взрослыми людьми, формирования умений распределять роли и согласовывать свои действия с другими участниками, умений принимать участие в совместных делах, уважительно относиться к окружающим людям, приходить другим на помощь и самим принимать помощь.

Читать еще:  Работа на селе

Развитие навыков учебного сотрудничества .

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее общительными и отзывчивыми к чувствам других, и одна из задач, стоящих перед педагогами школы – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Особенно актуальной эта проблема становится сегодня, в свете новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Так, во ФГОС начального общего образования при изложении требований к результатам обучения подчеркивается необходимость «развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций», а в стандартах следующего звена обучения говорится о значимости «практического освоения умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации»

В рамках реализации ФГОС, приоритетной целью современного школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Концепция учебного сотрудничества предполагает, что большая часть обучения строится как групповое, и именно совместная деятельность обучающего и обучаемых обеспечивает усвоение обобщённых способов решения задач.

В рамках сложившейся системы обучения главными показателями нормативно-возрастной формы развития коммуникативного компонента УУД в начальной школе можно считать умение договариваться, находить общее решение практической задачи (приходить к компромиссному решению) даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах ( конфликт интересов); умение не просто высказывать, но и аргументировать своё предложение, умение и убеждать, и уступать; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.

В своей педагогической практике на уроках физической культуры в начальных классах я применяю игровые технологии, поскольку эти технологии позволяют в естественной и непринужденной атмосфере формировать личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД, а также, именно игровые технологии помогают активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей

Включение в урок игровых технологий делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. В играх формируются нравственные качества ребенка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь одноклассникам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.

Развитие навыков учебного сотрудничества на уроках физической культуры с применением игровых технологий

Развитие навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста в непосредственно-образовательной деятельности.

Формирование у детей способов взаимодействия в паре, малой группе.

Развитие способности к использованию элементов символизации для выражения своих действий.

Развитие основ самоконтроля, взаимоконтроля и взаимооценки по результатам деятельности.

Воспитание чувства товарищества, взаимовыручки и самостоятельности.

Активизация учебной работы, повышение активности и инициативы школьников.

Укрепление дружеских отношений в классе .

Содействие развитию креативного и оперативного мышления.

Развития младшего школьника как субъекта собственной деятельности поведения, его эффективную социализацию.

Сохранение и укрепление нравственного, психического физического здоровья и. т. д

Планируемые образовательные результаты

ЛР: — систематически наблюдает за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок;

— чувствует личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

— аргументировано обосновывает свою позицию

— доброжелателен и эмоционально-нравственно отзывчив, понимает и сопереживает чувствам других людей.

— продуктивно и позитивно взаимодействует со сверстниками и педагогами

— взаимодействует ориентируясь на партнёра и сотрудничество

— планирует общие цели и пути достижения;

— распределяет функции и роли в совместной деятельности;

— умеет конструктивно разрешать конфликты;

— осуществляет взаимный контроль;

— оценивает собственное поведение и поведение партнёра и вносит необходимые коррективы

ПР: — осуществляет определенный набор универсальных умений в самостоятельной организации и проведении подвижных игр;

Читать еще:  Пифы сбербанка графики доходности

— умеет излагать правила и условия проведения игр;

— моделирует технические действия в игровой деятельности;

— умеет выполнять физические упражнения;

Важным для изучения вопроса учебного сотрудничества становиться принцип единства деятельности и общения. (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин и др.)

«Игра выражает главную детскую потребность в общении»

«Чудесный мир природы, игры, музыки, сказки, который окружал ребенка до школы, не должен закрыться перед ним дверью класса. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». (В.А. Сухомлинский)

«Кооперация (сотрудничество) — это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей. Работая в коллективе, человек должен думать не только о собственном благе, но и благе тех, кто трудится рядом с ним. Обучение в сотрудничестве предполагает объединение учащихся в небольшие группы для того, чтобы, работая вместе, бок о бок, они достигали больших успехов, чем при индивидуальном обучении» (Д. Джонсон, Р. Джонсон, Э. Джонсон-Холубек)

Основные принципы, концептуальные идеи

— от простого к сложному;

— в обучение создаётся зона ближайшего развития через учебные ситуации: ситуация выбора, ситуация оценки, ситуация поиска и т.д.

— взаимозависимость членов группы.

— личная ответственность каждого. Каждый участник группы отвечает за собственные успехи и успехи товарищей.

— равная доля участия каждого члена группы.

— рефлексия — обсуждение группой качества работы и эффективности сотрудничества с целью дальнейшего их совершенствования.

Основной вид деятельности

Игровая, учебно-познавательная деятельность

Выбор игры. Осуществляется исходя, прежде всего, из целей предстоящего урока, возрастных и учебных возможностей учащихся, их физической подготовленности.

Оборудование и оснащение игровой площадки. При планировании учебного занятия обязательно выбираю место для проведения игры и оборудование, которые должны соответствовать гигиеническим нормативам, быть безопасным и удобным для учащихся.

Предложение игры детям. Главная задача в предложении игры заключается в возбуждении интереса к ней, в такой постановке вопроса, когда совпадают цели воспитания и желания ребенка. В предложение игры входит объяснение её правил и техники действий. Игру объясняю точно и кратко, непосредственно перед её началом. В объяснение входит название игры, её содержание и объяснение основных правил игры, в том числе роли играющих, объяснение игровых аксессуаров. Второстепенные правила объясняю по ходу игры.

Разбивка на команды, группы, распределение ролей в игре. На уроках физической культуры при проведении игр разбиваю класс на команды, таким образом, чтобы группы были равными по физической подготовленности детей. Для игр, в которых требуются капитаны или водящие, учитываю, какая роль особенно полезна ученику. Так, например, чтобы роль позволяла неавторитетным укрепить авторитет, неактивным проявить активность, недисциплинированным стать организованным. Стараюсь следить за тем, чтобы не проявлялось зазнайство, превышение власти командных ролей над второстепенными.

Развитие игровой ситуации. При организации игр придерживаюсь следующих принципов:

принцип развития игровой динамики;

принцип поддержания игровой атмосферы;

принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности;

принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам.

Подведение итогов игры. В соответствии с указанными заранее правилами вмести с учащимися, подводим итог игры, определяем победителей, в качестве жюри привлекают детей, которые по состоянию здоровья не могут в данной игре принимать участие.

Основные методы и приёмы

1. Словесные — сообщение информации при помощи слова;

2. Наглядные — сообщение учебной информации при помощи наглядных средств;

3. Практические – получение информации на основании практических действий;

4. Репродуктивные — формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний;

5. Поисковые – овладение обучаемыми методами научного познания, развить логическое мышление, постепенная подготовка к самостоятельной постановке и решении проблем;

6. Методы самостоятельной работы — развитие самостоятельности в учебной деятельности, формирование навыков учебного труда;

7.Информационно – перцептивный — организация усвоения информации путём сообщения им учебного материала и обеспечение его успешного восприятия

8 Соревновательный (игровой) — эстафетная тренировка

Виды деятельности учащихся

Играют, взаимодействуют в парах, группах, выявляют ошибки, при выполнении технических действий, формулируют цели, определяют направления и способы деятельности, осуществляют поиск, анализируют (сравнивают, группируют, классифицируют, систематизируют, обобщают информацию, решают учебные задачи, рассуждают, выявляют закономерности, дают оценку, выполняют физические упражнения, определяют правила игры

Информационные: учебник, рабочая тетрадь

Дидактические: таблицы, схемы, кластеры, карточки с заданиями, кроссворды

Технические: мультимедийные компьютерные средства

Формы уроков: урок – игра, урок – эстафета, урок —

Организационные формы: индивидуальные, парные, коллективные (фронтальные)

Позиция педагога, его основные функции

— организатор различных видов деятельности учащихся;

— «провокатор», сталкивающий мнения обучающихся;

Формы диагностики достижений учащихся

тестирование, игра, соревнование и т.д.

Методы и методики диагностики

Опрос, анкетирование, педагогическое наблюдение, диагностика уровня сформированности игровых навыков.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector
×
×