S-p.su

Антикризисные новости
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Фуд трак как бизнес

Как я открыл фудтрак

Почему фудтрак в России не может стать полноценным бизнесом — рассказывает Денис Пугач, совладелец двух стильных трейлеров с вывеской Durum-Durum, торгующих шаурмой в московских парках

Неуловимый фудтрак

Фудтрак в любую погоду

В Нью-Йорке экологичный стритфуд-фургон сдают за $1 в месяц

Концепция

Durum-Durum — это шаурма. Решили делать, потому что в Москве не было такой шаурмы, какую мы любим. Для начала решили попробовать отработать мобильную версию — сделать ресторан на колесах. Хотели привезти английский двухэтажный автобус double-decker, но из-за многих ограничений (высота 4,4 м, в Россию можно ввозить не выше четырех, проблема с таможней — он оказался старше двадцати лет) и запрета на ввоз в страну праворульного транспорта от этой идеи пришлось отказаться.

Привезли Airstream: купили в Штатах за 10 000 долларов, доставили в порт, дальше переправляли кораблями в Германию и оттуда в Санкт-Петербург, в Петролеспорт, где и растаможили.

Планировали открыться к 1 мая 2013 года, но, понимая, что не успеваем забрать трейлер из ремонта, купили оборудование и поставили дома на кухне: печку, тестораскатку и газовый гриль. Начали придумывать рецепты и читать, как замариновать курицу, как печь лепешки, до этого никогда не готовили (яичница не в счет).

18 мая 2013 года мы первый раз вышли на Городской маркет еды в Парке Горького. В нашем меню были дюрюмы — лепешки с курицей, капустой, огурцами и два самодельных соуса. Потом начались фестивали: работали в саду им. Баумана, в парке на Красной Пресне. Начиная с 2013 года каждый день зимой и летом, в любую погоду.

Документы

Перечень документов для открытия фудтрака, НТО (нестационарного торгового объекта), такой же, как для стационарной точки общепита, кроме тех, что касаются непосредственно помещения. Это договор аренды с собственником земли. Для муниципальной земли (парки) может проводиться тендер, если собственность коммерческая, договор подписывается непосредственно с владельцем здания.

На основании договора аренды открывается обособленное подразделение и регистрируется касса. Если планируется передвижение точки по городу, то надо регистрировать мобильную кассу (есть ряд ограничений) плюс в каждой точке города, где будет стоять фудтрак, должен быть заключен договор на аренду земли.

Также понадобится письмо в Роспотребнадзор об уведомлении о начале деятельности, который проверяет в первый год, а потом раз в три года. Со стороны СЭС: наличие меню в печатном виде, уголок потребителя, медкнижки у всех сотрудников и документы на компанию должны быть внутри трейлера — свидетельство о госрегистрации и свидетельство о постановке в налоговую инспекцию (ОГРН, ЕГРН, ИНН). Разрешительные документы оформить несложно, не помню точную продолжительность, но в течение пяти рабочих дней.

DURUM-DURUM

Команда: Карен Исаджанян, Александр Грабко, Денис Пугач.

В меню: дюрюм с курицей, дюрюм с уткой, дюрюм-бургер из баранины, дюрюм с фалафелем.

Старт: в мае 2013 года на «Местной еде» в Парке Горького.

Маршруты: в 2014 году фургон работал в двух столичных парках — Красная Пресня и Сад им. Баумана.

Постоянная точка: Outlet Village «Белая Дача».
Участвуют в фестивалях, торгуют в парках и рядом с бизнес-центрами.

Кухня

Все, кто обкатал свою модель и понял, что тот продукт, который он делает, востребован, дальше открываются в помещении. В помещении больше возможностей, чтобы сделать качественную кухню: в трейлере тесно и минимум возможностей, чтобы соответствовать нормам. По законодательству, в точках нестационарной торговли продукт может только доводиться до готовности, то есть поступать туда уже практически готовым, а значит, нужна заготовительная фабрика-кухня. Помещение под нее должно быть арендовано, спроектировано, отремонтировано, сертифицировано, и это серьезная работа.

У нас есть заготовительный цех, где мы делаем заготовки. Каждый день руководитель ресторана дает поручение заготовщику — какой объем заготовок ему нужен. Въезд на «Белую дачу», где стоит наш трейлер, ограничен: привезти надо до десяти утра. Бывают сложности, и нас не пускают, когда опаздываем.

Заготовительный цех оборудован продуманно, по последнему слову техники: холодильная камера, морозильные лари, печи, ванны для мытья гастроемкостей. На заготовке работает разное количество людей: в обычном режиме — один или двое, когда предстоит большое мероприятие — трое-четверо. Понятно, что какие-то вещи в любом случае можно сделать заранее, в зависимости от особенностей продукта, объема и сроков хранения. Например, вакуумировать соус, замариновать мясо. Иногда человек просто выходит на одну смену, если нужно 80 кг баранины зачистить, обрезать и порезать — это 2–3 часа или фарш прокрутить для котлет.

В итоге на точку приезжают завакуумированные пакеты, гастроемкости, это все распределяется по холодильникам, мясо насаживается на вертикальный гриль.

Особенности продукта

Мы можем моментально собрать команду на необходимое количество людей. Но именно в этом и состоит сложность мобильной торговли: в ней нет определенности. Хотя задача любого бизнеса — сделать так, чтобы какие-то переменные в нем стали постоянными, чтобы принять их за константу. Когда ты — ресторан на колесах, то это очень сложно сделать.

Бизнес на колесах не воспринимают всерьез. Арендодатель может в любой момент прийти и сказать: «Ребята, такая ситуация, вы должны были съехать позавчера». А у нас в трейлере человек работает, зарплату получает. Мы ему говорим: ты пока дома посиди. Поэтому это очень сложная работа: в ней есть пики торговли, а есть спад, и моя задача их как-то сглаживать.

Плюс у нас еще специфическое блюдо, и для поддержания качества здесь постоянно нужен клиентский поток. Это бургер можно приготовить, когда появился клиент, а в нашем случае замаринованное мясо насаживается на бобину (вертикальный гриль) и, если потока нет, невозможно остановить процесс: мясо поджаривается и выкидывается, если продать его некому. Поэтому бургерных сетей в мире много, а сетей с шаурмой нет.

Надо правильно выбрать продукт. Идеально — кутаб, если продолжать нашу тематику, то гёзлеме. Энтузиасты на маркетах идут путем: «О, классно, давай лепешку на месте готовить, будет вкуснее!». Но, допустим, на лепешку, приготовленную на месте, привлечешь сто человек, а если будешь покупать готовый лаваш, сможешь увеличить скорость выдачи на 200 человек. Надо постоянно смотреть, что важнее — привлечь дополнительную аудиторию или повысить скорость выдачи. Поэтому логика проста: лучше пусть будет готово сто порций сразу, ко мне придут люди и поедят.

У нас пять позиций в меню, за счет возможных комбинаций начинок и добавок их количество увеличивается. Можно и саму основу дюрюма (лепешки) сделать разной. Есть отдача в ланч-боксе, есть завтрак. При этом меню простое. Дюрюм — это моноконцепт.

Сегодня задача любого массового общепита, по моему мнению, сводится к продаже углеводов по цене белков. Что продает «Макдоналдс»? Не бигмак, а картошку фри и кока-колу, то, что фактически стоит ноль. Это у нас лепешка 80 граммов, а мяса 140. Вес стандартного дюрюма (шаурмы) 350 граммов — хорошая порция. Можно ли на этом заработать и разбогатеть — не знаю, но надеюсь.

Оборудование

У фудтрака одно преимущество — визуальное; он цепляет внимание. И есть масса недостатков: чем красивее внешне, тем неудобнее внутри. Скругленные углы — это нестандартное оборудование. Нельзя просто купить стол, нужен уникальный, на заказ, в два-три раза дороже.

Или надо пол постелить, сделали гофрированный из металла. Когда на него мука и вода попадают, отмыть невозможно. Если наливной пол делать, к примеру; он тяжелый, несколько десятков килограммов добавляет. Таких нюансов рассказать никто не может: опыта еще ни у кого нет. Хотя сейчас вроде появляются конторы, которые хотят профессионально заниматься переоборудованием автобусов; их единицы.

В нашем случае оборудование выходило дороже, мы не всегда знали, каким оно должно быть. Надо было купить гриль, он может и десять тысяч рублей стоить, и сто. В итоге покупали за шесть тысяч; он ломался, и мы уже знали, что нам от этого оборудования нужно — как он жарит, как держит тепло. Тоже было с печью — она развалилась за сезон, но мы начали понимать, что нам нужна печь двухсекционная, раздельная, чтобы тепло держала.

Во многом это объясняется и тем, что мы непрофессионалы. Ну а кто профи по вертикальному грилю? У нас это в принципе не развито. Приходишь в магазин, а продавец говорит: «Давайте откроем инструкцию». Поэтому многие вещи приходится постигать методом проб и ошибок, вникать во все.

Читать еще:  Успешные бизнес проекты малого бизнеса

В нашем фургоне два вертикальных гриля и один горизонтальный, печь для пиццы, тестораскаточная машина, холодильное оборудование, в том числе сокоохладитель и льдогенератор, мармит, фритюр, кассовый аппарат, VDU (Video Display Unit) монитор для сборщика, подогреваемая поверхность, рожковая кофемашина и вытяжка (внутри трейлера температура может нагреваться до 50°С).

Как открыть фудтрак

В России интерес к пунктам питания на колёсах с каждым годом растёт. Свидетельством тому являются многочисленные фестивали фудтраков, рост которых за последние пять лет нельзя не заметить.

Сама идея фудтраков зародилась в Америке в 60-ых годах и сейчас стремительно набирает свою популярность в нашей стране. За счёт новизны, нестандартного подхода, разнообразия форматов и мобильности «заведений на колёсах» у этого, ещё совсем юного для России, движения есть все шансы побороться среди традиционных пунктов питания.

По Закону

По сути, закон никак не разграничивает людей, которые могут или не могут заниматься этой деятельностью. Поэтому каждый, у кого в гараже стоит бесхозный фургон или грузовичок в рабочем состоянии, может смело приступать к делу хоть сегодня.

Для фудтрака требуется такой же перечень документов (кроме тех, что касаются непосредственно помещения), что и для стационарного заведения. Сначала вы регистрируетесь в качестве ИП, получаете разрешение на работу от Роспотребнадзора, который требует меню в печатном виде, медицинские книжки персонала и разрешение органов пожарного надзора. Также вы должны уведомить Роспотребнадзор о начале своей деятельности. Внутри фургончика должен быть уголок потребителя, свидетельство о регистрации и постановке в налоговую службу.

Для регистрации ИП необходимы:

  • заявление о государственной регистрации физического лица в качестве ИП;
  • копия паспорта гражданина РФ;
  • документ, подтверждающий оплату государственной пошлины в размере 800 рублей.

Документы для получения разрешения на деятельность в Роспотребнадзоре:

  • договор на вывоз мусора;
  • договор на поставку воды;
  • санитарные книжки персонала;
  • сертификаты на продукты питания;
  • юридическая информация об ИП;
  • информация для уголка защиты прав потребителя.

Где работать?

Идея фудтраков проста — они продают еду, разъезжая по улицам и останавливаясь в местах с наибольшей проходимостью. Наилучшими местами для них могут быть: станции метро, офисные центры, пешеходные подходы к стадионам и концертным залам, университеты, школы и центральные улицы. Также мобильные кафе отлично вписываются в работу парков. Для управляющих парков это отличная возможность увеличить количество точек общественного питания за счёт фудтраков. И если летом желающие поесть найдутся среди туристов и гуляющих людей, то зимой – это голодные посетители катков и любители зимних прогулок.

Самое главное при выборе места дислокации — это уметь спрогнозировать поток людей и оценить потенциал стоянки.

В отличие от Америки, которая законодательно закрепила деятельность фудтраков еще в 2008 году, в России нормативной базы, регулирующей работу еды на колёсах, до сих пор нет. Закон о мобильной торговле должен был вступить в силу ещё в прошлом году. Также правительство обещало разработать и специальную схему маршрутов, по которым могут передвигаться мобильные кухни, не мешая общему потоку автомобилей и пешеходам, — ждём.

С одной стороны, закон о мобильной торговле обеспечит свободную деятельность владельцев передвижных кухонь, но с другой стороны, когда бизнесмены прочувствуют открытие новых возможностей и перспектив малого бизнеса в сегменте общественного питания, количество фудтраков может возрасти. А пока вопросы «как ездить?» и «где стоять?» юридически остаются открытыми.

На сегодняшний день фудтрак попадает под действие федерального закона № 381 о нестационарной торговле. Это значит, что продавать еду на колёсах можно, оставаясь только на одном месте. А если вы хотите работать так, как в принципе и должен работать фудтрак — продавая еду в разных точках города, договор на аренду земли должен заключаться за каждое место. А это значит, что платить придётся в разы больше.

Для работы на муниципальных землях (в парках и т.д.) проводятся тендеры. Однако, по словам владельцев бизнеса на колёсах, выиграть такой тендер почти не возможно.

Но судя по количеству работающих в России фудтраков, возможность заработать всё-таки существует.

Как правило, фудтраки работают на различных городских фестивалях, ярмарках, фуд-фестах, концертах и пикниках, которые получают разрешение на временную торговлю. Под защиту этого разрешения и ставятся мобильные точки. Ценовой диапазон — от 3 000 до 30 000 руб. в день. Важный момент — проходимость людей на подобных мероприятиях разная. Если какой-нибудь малоизвестный маркет еды могут посетить всего 200–400 человек, то большой рок-фестиваль — более 20 тысяч.

Также бывают случаи, когда более идейные организаторы мероприятий очень заинтересованы в привлечении фудтраков и поэтому предлагают операторам более лояльные условия их участия. Например, возможность оплатить место на фестивале с процента от выручки за день или вовсе разрешают работать бесплатно.

Второй способ законной работы кухни на колёсах — аренда частной территории по договору аренды с частным лицом. Волокиты меньше, а шансов начать бизнес — больше. Однако отсюда вытекает важный момент: нужно найти подобную площадь с высоким трафиком, ведь при небольшой проходимости не стоит рассчитывать на высокую прибыль.

Ну и крайний вариант — несанкционированная торговля . На свой страх и риск можно размещать фудтрак в любом людном месте, но это чревато административной ответственностью и потерей разрешения на деятельность.

Принимая решение об участии в мероприятии или выходе на конкретную площадку со своим фудтраком, просчитайте максимальную проходимость, средний чек, скорость обслуживания. Не стоит переоценивать свои возможности, нужен максимально реалистичный прогноз.

Вложения

Бизнес на фудтраке не требует многомиллионных инвестиций, но и отнести его к бизнесу с минимальными вложениями нельзя. Главным пунктом в листе расходов будет приобретение фургона и его переоборудование.

Покупка автомобиля

Купить подержанный фургончик или прицеп — в среднем 200–500 тыс. рублей. Если же рассматривать покупку нового авто, то для фудтрака выбирают нетяжёлые грузовички или фургоны, где достаточно места для установки оборудования и комфортной работы персонала от двух до четырёх человек.

Проектирование

1. Проектирование фудтрака

Количество и тип оборудования зависит от формата и меню вашей кухни (бургерная, пиццерия, кофейня, стейки и т.д.). В стандартный набор входят: фритюрница, кухонная печь, весы, холодильник, кофе-машина, фасовочная станция, гриль и мойка (!). Оборудование может быть газовым, работать от генератора или от стационарного источника (самый выгодный вариант).

Чётких правил или схем расположения оборудования кухни нет. По сути, любой владелец фургона сам решает, какое оборудование и как именно его установить. Идеальный вариант организации пространства и установки оборудования с соблюдением всех правил эргономики приходит лишь с опытом.

Очень важный момент во время проектирования вашей кухни — это вентиляция и кондиционирование. Кухня фудтрака — помещение маленькое с очень высокой концентрацией людей и оборудования на один квадратный метр. А значит крайне важно минимизировать повышенные температуры и загрязнение пространства продуктами горения.

Для обработки финансовых данных, ведения складского учёта, формирования клиентской базы и отлаженной работы с налоговой отчётностью в формате фудтрака идеально подойдёт облачная система автоматизации Quick Resto. С её простой установкой, интуитивно понятным интерфейсом и доступной ценой — это оптимальное решение для вашего бизнеса. Система полностью соответствует требованиям 54-ФЗ и ЕГАИС и готова к работе сразу после установки.

Стоимость ежемесячной подписки от 2490 руб/мес.

Запишитесь на бесплатную консультацию. Расскажем, как Quick Resto поможет вам в бизнесе:

По предварительным данным, проект фудтрака с расстановкой оборудования и привязкой к инженерным сетям может стоить от 70 000 руб. Стоимость необходимого оборудования со всем кухонным инвентарём (нож, лопатка, доска разделочная и т.д.) равна 300–450 тыс. рублей.

2. Дизайн

Внешний вид фудтрака — основа успеха вашего бизнеса, так как всем давно известно, что «встречаю по одёжке». Своим дизайном и цветовыми решениями фудтрак должен приковывать к себе внимание прохожих, выделяться на фоне обыденной суеты, отличаться от конкурентов и, конечно же, информировать потребителя о продукте.

  • Разработка фирменного стиля (цвет, логотип, элементы, подчёркивающие стиль бренда и т.д.)
  • Изготовление и установка вывесок, крышных конструкций и т.д.
  • Оклейка автомобиля

Стоимость внешней отделки — от 20 000 рублей, в зависимости от запросов и предпочтений заказчика.

Этап составления меню — один из самых важных. Ведь именно от того, чем вы накормите своих гостей, и будет зависеть дальнейшее процветание вашего бизнеса. Меню целиком зависит от вашей фантазии и может включать всё, что можно быстро приготовить. Если же при составлении меню вы хотите положиться на мнение эксперта, то специально для этого приглашённый шеф-повар разработает его под формат вашего бизнеса и возможности оборудования.

Читать еще:  Бизнес основанный на услугах

Средняя стоимость разработки меню — от 40 000 руб.

Очень важно помнить, что самое главное – это качество вашей еды. Также для преимущества среди конкурентов вы можете придумать уникальную и запоминающуюся подачу или упаковку ваших блюд. И не забываем быть вежливыми и позитивными, ведь социологами доказано, что современный потребитель ценит сервис и эмоции не меньше, чем сам продукт.

Рентабельность и окупаемость

При условии, что у вашего фудтрака яркий и запоминающийся внешний дизайн, грамотно подобрано место его размещения, налицо уникальное предложение и тщательно разработанное меню с блюдами высокого (!) качества, то максимальный срок окупаемости при старте в сезон — 4–6 месяцев.

Наценка на блюда (пицца, бургеры, картофель-фри, сэндвичи) равна 200–250%. Это не самый высокий показатель для HoReCa, потому что прибыль в заведениях подобного рода исходит из посещаемости.

Средний чек — 300 руб.

В любом случае фудтрак намного дешевле, чем стационарное заведение. В качестве итога приведём основные преимущества данного бизнеса:

  • Мобильность. Предприниматель без проблем может «перевезти» свой бизнес в любую точку города, если прежнее местоположение оказалось не прибыльным.
  • Экономия на строительстве и аренде. Не требует инвестиций в поиск помещения, его дизайн-проект, ремонт и перепланировку.
  • Быстрая окупаемость. При обслуживании 100 человек в день фудтрак окупится в среднем через 4-6 месяцев
  • Быстрый выход на рынок. Если у вас уже есть фудтрак, всё необходимое оборудование и проект, то двух месяцев будет достаточно, чтобы разработать его дизайн, меню, оформить фургон, установить оборудование и определиться с местом

Если вас зажигает идея создать «заведение на колёсах», и вы не боитесь трудностей при достижении целей, то сейчас самое время пробовать свои силы. Ведь сезон продажи уличной еды только начинается и, хочется верить, уже скоро деятельность фудтраков закрепится на законодательном уровне. К этому времени вы уже разберётесь в оптимальном варианте обустройства вашей кухни, решите все бюрократические вопросы, оцените потенциал рынка в своём регионе и наметите чёткий план развития.

Как открыть фуд-трак – закусочная на колесах с нуля?

Содержание бизнес-идеи

Актуальность бизнес-идеи

Идея фуд-трака очень проста: продажа фаст-фуда в местах с наибольшей проходимостью, причем место стоянки можно легко поменять в зависимости от ситуации. Такая возможность регулировать потоки клиентов самостоятельно доступна не каждой точке общепита. Посетители любят фуд-траки за возможность быстро и вкусно перекусить на ходу.

Затраты и прибыль

По предварительной оценке проект предполагает инвестиции в размере, как минимум, 500’000 ₽. Текущие затраты высоки из-за расходов на зарплату персонала и покупку продуктов. Выйти на стабильную прибыль получится не сразу из-за отсутствия клиентской базы и недоверия аудитории к новой точке общепита. Ожидаемая прибыль в 50’000 ₽ окупит вложения за 10 месяцев.

Затраты на старте: примерный расчет для Казани

Ежемесячные затраты

Разрешения и документы

Регистрация бизнеса

Для начала зарегистрируйте ИП. Для этого вам понадобится сдать в отделение ФНС по месту жительства следующие документы:

  • Заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя
  • Копия паспорта гражданина РФ
  • Подтверждение об оплате госпошлины

Также вам понадобится заключить договора на вывоз мусора и поставку воды, получить сертификаты на продукты питания и подготовить информацию для уголка защиты прав потребителя. Не забудьте сделать санитарные книжки для персонала.

Выбор места

Крупные остановки общественного транспорта, площадки перед учебными заведениями и офисными центрами, и другие оживленные городские локации идеально подойдут в качестве точки для размещения фуд-трака. Кроме того, летом формат передвижного кафе отлично подходит для парков, скверов и набережных, а зимой — возле катка или городской елки.

Стоимость аренды зависит от условий и договоренностей с городскими властями. Не исключено, что на определенные мероприятия администрация будет сама приглашать вас на специальных условиях. С учетом сезонности и смены локаций заложите на эти расходы около 10’000 ₽ ежемесячно.

Оборудование

Основное оборудование — передвижной фургон. Обычно в качестве фуд-трака выбирают легкий грузовик или фургон. Основные критерии для выбора — пространство для установки оборудования и работы персонала в количестве двух человек. Стоимость фургона зависит от его характеристик и изношенности: подержанное оборудование, конечно, обойдется дешевле, но может потребовать больших затрат в обслуживании. Заложите на покупку фургона не менее 350’000 ₽.

Выбор дополнительного оборудования для фуд-трака зависит от специализации проекта, например:

Обычно стандартный набор оборудования включает:

  • Кофе-машина — 50’000 ₽
  • Холодильник — 15’000 ₽
  • Микроволновая печь — 5’000 ₽
  • Гриль — 3’000 ₽
  • Кухонные весы — 500 ₽
  • Мойка — 2’500 ₽
  • Итого — 76’000 ₽

Как выбрать поставщика

Выбор поставщика зависит от ассортимента вашей кухни. Закупайте кофе и чай на складе ежемесячно, а овощи и фрукты — еженедельно. Отдельное внимание уделите свежести и качеству продуктов, поскольку от них зависит вкус конечного блюда и ваша репутация. Также не забудьте про одноразовую посуду и салфетки. Лучше, если они будут брендированными. Ежемесячные расходы на продукты — от 20’000 ₽.

Персонал

Как правило, точка общепита предполагает сменный график, а стандартный фудтрак рассчитан на двух сотрудников. В обязанности сотрудников входят эксплуатация и уборка фургона, приготовление еды и обслуживание клиентов, отчетность перед собственником бизнеса.

Для сменного графика работы достаточно нанять 3 человек. Исходя из средней зарплаты по региону заложите на эти расходы около 60’000 ₽ в месяц.

Как рекламировать бизнес

Внешний вид и дизайн фуд-трака лежит в основе успеха проекта: посетителей едва ли заинтересуют обшарпанный и безликий фургон. Привлекайте внимание прохожих стильным дизайном, а удерживайте — хорошей кухней.

Плюсы и минусы бизнес-идеи

  • Простой и понятный проект
  • Легкость в управлении
  • Перспектива роста до сети
  • Репутационные риски
  • Конкуренция
  • Риск не выйти на целевую аудиторию

Фуд-трак может стать интересным и узнаваемым проектом при определенных вложениях в продвижение. Однако удержать внимание клиентов может только интересный ассортимент продукции и хорошая кухня. пусть у вас все получится!

Самый мобильный бизнес. Сколько стоит собственный фуд-трак?

Фуд-трак – интересная идея для бизнеса. Это услуга, которая сама себя рекламирует, продает и доставляет. Все, что требуется – пара человек внутри и вкусная еда.

Андрей Резников – бывший шеф-повар ресторана KITCH’N Brasserie. В какой-то момент он решил открыть собственное дело. Выбор пал на сочетание еды и дорожной романтики. И теперь каждый в Беларуси может попробовать колбаски на гриле из фуд-трака «Шалены кныр». Мы узнали у Андрея, в чем разница между фуд-траками, кафе и уличной торговлей, сколько стоит сам фуд-трак и как быстро может окупиться такой бизнес.

Как пришла идея открыть фуд-трак и почему выбрали именно такую форму?

– У каждого шеф-повара есть желание самовыражения. Фуд-трак – это один из способов выразить себя. Это как путешествие, что-то романтическое. Много фильмов снято, где есть такие машины, поп-культура продвигает фуд-траки очень активно. Когда сталкиваешься с этим в жизни, оно работает немного по-другому. Сейчас наш фуд-трак – это желание быть ближе к гостю. С определенной концепцией, с определенным продуктом мы можем в любой момент появиться там, где мы нужны. Не гость идет к нам, а мы к нему.

Почему не кафе или просто уличная торговля?

– Кафе подразумевает более крупные инвестиции. Тем более кафе – это одна дислокация, оно не может перемещаться. У него одинаковая проходимость. Те ребята, которые держат фуд-траки, говорят, что им нравится это, потому что они оказываются в совершенно разных условиях. Мы где-то ездим, меняем дислокации. Разные люди, поток – и разные эмоции. Кому нравится эта концепция, те кайфуют.

В этом году нам удалось поездить. В прошлом году мы стояли на «Песочнице», никуда не ездили, а в этом году попутешествовали по Беларуси.

Сейчас мы совмещаем и фуд-трак, и смарт-бокс. Например, на Верхнем городе фуд-тракам стоять нельзя, но зато «Спадчына» сдает боксы в аренду. Это продолжение концепции. Фуд-трак является хорошей визитной карточкой, на него обращают внимание. А потом люди узнают нас по нашему продукту.

Что понадобилось для открытия бизнеса? Открыть ИП, получить разрешение от санстанции, набрать людей?

Читать еще:  Как открыть шаверму с нуля бизнес

– В начале у меня появился компаньон, который сделал машину. Шеф-повар обычно занят на работе, совмещения даются сложно. Нашелся человек, который был свободен и сказал: «Давай сделаем». Он мне позвонил, сказал, что купил машину. Была идея изначально, каким мы хотим видеть фуд-трак, продукт, который хотим продавать. Мы выбрали продуктом колбасы. Потом уже это все обросло концепцией, названием. Сначала выбирали продукт: чего у нас нет? Все делают бургеры, хот-доги, шаурму, а мы делаем колбасы. У нас продукт дорогой, если кто-то сталкивается, то говорит, что такое продаваться не будет. А нам без разницы, мы берем оборотом. Получается, что и конкуренции у нас нет.

Потом начали оборудовать машину. Печь угольную туда поставили. Было открыто ИП, куплен кассовый аппарат, терминал обязательно нужен. Соблюдение санитарных норм. Как обычно, все то, что требуется по законодательству… Ну и дальше поиск места. В прошлом году нам повезло, открылась «Песочница», и мы сразу туда встали. Собрали фуд-трак к концу мая, отработали на Дне Швеции, а потом заработала «Песочница».

В этом году мы захотели попробовать новое и поездить на фестивали. Эта идея оказалась удачной. Мы работали на выходных. Появилось чуть-чуть свободного времени в будни. Когда была плохая погода, мы не работали, когда хорошая – мы были в том месте, где нужно. Сейчас могу сказать, что этот год получился более успешным. Да, и тут есть свои расходы, нужно теперь в ремонт машины вкладываться, но мы стали ближе к гостю. Нас уже приглашают на мероприятия в следующем году, планируем, куда хотим попасть.

По моему мнению, на стационарной торговле должна одна команда работать, а на выездных мероприятиях другая. На выездах другой режим работы, ненормированный график, вы не знаете, когда закончится рабочий день. Например, вы знаете, что у вас Viva Braslav, вы садитесь и едете. Закончилось мероприятие, вы пару часов поспали и поехали домой. Рабочий день может быть и 16 часов. Люди должны это понимать.

Нужно ли какое-то дополнительное обучение для работы в фуд-траке? Это же сильно отличается от работы в кафе.

– Здесь нужно быть готовым к более высокому потоку. В фуд-траке нужно работать быстрее, более быстрая выдача. Стрит-фуд подразумевает, что человек не должен ждать. Если вы работаете долго, то не стоит и начинать, вы не сможете обслужить поток гостей. Продукт должен быть понятен, быстро воспроизводим, и всегда одинаков. Потому что гость привыкает и хочет всегда получать те же вкусовые ощущения, эмоции.

Сколько времени и денег понадобилось на создание фуд-трака от идеи до реализации?

– Так как фуд-трак был первый, возникали какие-то проблемы с подрядчиками, которые не выполняли вовремя работу, затягивали. Время сборки заняло полгода. Хотя сейчас можно и быстрее сделать. Легче идти по проторенной дорожке. Машина покупается, переоборудуется, красится. Наша стоила 2800$, но они разные бывают. Мы брали Mercedes 308, он нам понравился сам по себе. Переоборудование стоит больше. В нашем случае конечный результат, учитывая, что мой партнер за свою работу вообще ничего не брал, обошелся около 16 000$. Это и основные средства на ремонт, и все мелочи.

Машину можно собрать, в зависимости от нужд, за 6-25 тысяч долларов. Отдельно считаются расходы на рабочую силу, продукты. Хотя, вообще, сначала советую работать самим. Потом, когда будет понятна вся экономика, тогда уже можно привлекать сотрудников и контролировать их.

Колбаски в фуд-траке – уникальный продукт для нашего рынка. Вы делаете его сами или покупаете у производителя?

– В фуд-траках часто встречается полный цикл производства продукта: выпекают булки, делают фарш. У нас по-другому. Производитель делает продукт под нас, а мы его собираем и продаем.

Имеют ли право фуд-траки продавать алкоголь? И выгодно ли это?

– ИП имеет право продавать пиво и слабоалкогольные напитки крепостью до 7%. Но пиво не является главной выручкой. Фуд-трак – это еда. Плюс, когда холодная погода, то это горячие напитки. Пиво может сделать хорошую выручку на определенных мероприятиях, на фестивалях за счет объема. Но если смотреть в моем обороте, то это не является большой частью дохода. А вот еда – да.

За какое время может окупиться такой бизнес?

– Как повезет. Некоторые ребята и за сезон «Песочницы» окупались. Но они не считали своих зарплат, многое не учитывали. Мы окупали свой фуд-трак дольше. Но мы и считаем окупаемость немного по-другому. Сейчас наше дело еще в процессе окупаемости, но момент уже близок. Мы немного альтруисты в этом плане: просто делаем, нам нравится и все. Для нас это возможность начать работать на себя.

В Минске сейчас есть только два места, где постоянно стоят и работают фуд-траки: «Песочница» и Октябрьская, так? Почему их нет в других местах, их нельзя поставить где угодно?

– Почему нельзя? Кто-то заключает договоры с бизнес-центрами и ставит свои машины рядом с ними. У нас немного закон не проработан по общим землям. Место под аренду можно получить на аукционе, но это на длительное время. А в концепции фуд-трака все-таки постоянные передвижения. Было бы здорово, если бы закон упростили и дали возможность для краткосрочной аренды. Тогда бы вокруг бизнес-центров, в местах с большой проходимостью начали бы появляться фуд-траки, точки, которые интересны потребителям. Представьте, как было бы здорово по пути на работу не заходить в кафе, а взять вкусный, любимый кофе в фуд-траке, который может стоять, например, рядом с остановкой общественного транспорта.

При участии в фестивале арендуется место под фуд-трак у организаторов. На каждом фестивале это происходит по-разному: кто-то смотрит на размеры машины, кто-то на другие параметры.

– Фуд-трак – это сезонный бизнес? Можно ли на этом заработать в холодное время года?

Это точно сезонный бизнес, просто в этом году сезон немного длиннее, чем обычно. Плюс мы еще надеемся, что город что-то сообразит по торговле зимой. Например, рождественские ярмарки. Сейчас эта тема интересна, людям нравится, значит, это будет развиваться.

Люди, которые занимаются фуд-траками, относятся к своему бизнесу очень трепетно, поэтому работают на результат. В целом, это повышение качества уличной торговли. То, что раньше продавали из палаток, и то, что сейчас продается из фуд-траков – это небо и земля. Это и эстетично, и в санитарной части более безопасно. Это более высокий уровень. И личная ответственность.

– Разве не нужно вводить сезонные блюда, вносить новые блюда хотя бы раз в год?

Надо смотреть. Важно понимать, что фуд-трак едет к гостю. Ты приезжаешь, а гости уже тебя ждут. И ты привозишь продукт, который у тебя отточен. Бывает, мы делаем меню конкретно под фестиваль, но это редко.

– Почему фуд-траки стали популярны у нас именно сейчас?

Сейчас в Беларуси легко начать бизнес. Открыть ИП ничего не стоит. А фуд-трак – это один из способов начать собственное дело. Белорусы хотят работать на себя. Те ребята, владельцы фуд-траков, с которыми я общаюсь, уже достигли определенных высот в работе на кого-то, а теперь начали работать на себя. Сначала сами, потом – нанимая людей. Теперь они ответственны и за себя, и за свой продукт, за свое дело, и за других. Они уже дают работу другим.

Открыть ресторан или кафе – это очень дорого. Аренда, дизайн, кухня. В одиночку человек вряд ли такое откроет – будет привлекать партнеров, придется делиться прибылью. С фуд-траками все иначе – это работа на себя с меньшими издержками, это твоя прибыль. Я думаю, что и дальше фуд-траков будет только больше, люди будут развивать это дело.

Сезон фуд-траков уже заканчивается, и сейчас самое время подумать о следующем. Чтобы открыть фуд-трак, не нужно больших инвестиций. Можно уложиться в 10 000-15 000$. При этом нужно быть готовым инвестировать не только деньги, но и время. Окупаемость может занять 1-2 сезона, и, конечно, нужна интересная идея – что именно вы будете продавать, чем удивите клиентов?

Читайте нас в Telegram и первыми узнавайте о новых статьях!

Читайте нас в Telegram и Яндекс.Дзен первыми узнавайте о новых статьях!

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector