Чему учат в бизнес школе - Антикризисные новости
S-p.su

Антикризисные новости
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чему учат в бизнес школе

Чему учат в бизнес-школе: программа MBA по маркетингу за 10 минут

Хотите узнать, чему учат в бизнес-школах? Найдите 10 минут и прочтите этот пост.

Несколько месяцев назад директор по маркетингу HubSpot Майк Волп (Mike Volpe) запустил минипрограмму MBA для сотрудников компании. Ускоренный курс включал восемь занятий по маркетингу, которые проводил сам Волп, выпускник известной Школы управления Слоуна при Массачусетском технологическом институте. Предлагаем вам подборку ключевых моментов курса.

Метод кейсов

Преподаватели маркетинга в программах MBA очень часто используют в своих лекциях конкретные кейсы. Перед каждым занятием студентам описывается определенная бизнес-ситуация, они анализируют ее вместе, обсуждают и извлекают полезные уроки. В основном, это примеры из реальной жизни: с какими проблемами сталкиваются компании и как они их решают.

Экономические и рыночные силы

Основы экономической теории

Одной из главных составляющих экономики является баланс спроса и предложения. Предложение показывает, какой объем продукции или услуг компания может производить, а спрос — какое количество продукции или услуг потребитель может или хочет приобрести. Эти две составляющие и влияют на цену товара или услуги и на объем их производства. На картинке ниже проиллюстрирован этот баланс спроса и предложения:

Необходимо запомнить четыре основных закона спроса и предложения:

  • Если растет спрос, а предложение не меняется, то возникает дефицит.
  • Если падает спрос, а предложение не меняется, то возникает переизбыток.
  • Если спрос не меняется, а предложение растет, то возникает переизбыток.
  • Если спрос не меняется, а предложение падает, то возникает дефицит.

Базируясь на этих законах, соотношение цены и количества поставляемой продукции могут быть скорректированы соответствующим образом для достижения баланса.

Модель пяти сил Портера

Преподаватель Гарвардской школы бизнеса Майкл Портер (Michael Porter) ссылается на 5 основных факторов, которые определяют, будет ли ваш продукт или услуга иметь спрос или упадет на рынке.

Согласно этому методу, ваши продукты и услуги будут иметь сильные конкурентные преимущества, если вы примете во внимание эти пять факторов:

  • угроза появления новых участников рынка (наличие барьеров входа на рынок);
  • угроза выпуска продуктов-заменителей;
  • рыночная власть потребителей;
  • рыночная власть поставщиков;
  • конкурентная борьба.

Если вы хотите войти на рынок с совершенно новым продуктом, то вам необходимо найти ответы на следующие вопросы:

  • Просто ли вам будет как новичку войти на рынок?
  • Легко ли ваш продукт или услуга заменимы какими-либо другими? (Для примера вспомните, как iPod вытеснил с рынка CD-диски).
  • Как потребители могут повлиять на цену вашего продукта или услуги?
  • Насколько просто будет переманить поставщиков?
  • Насколько высока конкуренция?

Стратегия голубого океана

Еще в 2005 году В. Чан Ким (W. Chan Kim) и Рене Моборн (Renée Mauborgne) совместно выпустили книгу под названием «Стратегия голубого океана». Эта книга рассказывает о том, как компании с новыми продуктами могут преуспеть на рынке и завоевать даже переполненный такими же продуктами рынок.

На графике ниже показано, где вы можете найти этот инновационный «голубой океан»:

Основная задача стратегии голубого океана состоит не в том, чтобы выиграть в конкурентной борьбе, а в том, чтобы ее не было вообще. Ярчайший пример, на который ссылаются Ким и Моборн, это знаменитый Цирк Солнца (Cirque du Soleil) — инновационная компания, совершенно по-новому взглянувшая на цирковую индустрию и воплотившая это видение в реальности.

Цирк Солнца поставил перед собой такие задачи:

  • исключить то, в чем другие компании наиболее остро конкурируют (или то, от чего нужно избавиться по другим причинам);
  • уменьшить некоторые нежелательные факторы относительно стандартов отрасли;
  • увеличить приоритетные факторы относительно стандартов отрасли;
  • создать новое, чего в отрасли еще не было.

Компания исключила из своей программы номера с участием животных и бородатых женщин и уменьшила количество выступлений, вызывающих волнение, переживания зрителей и чувство опасности. Но они увеличили количество уникальных спецэффектов и создали более впечатляющее шоу, использовав драматические и артистические трюки.

Бизнес-процессы

Вы сможете увеличить свой доход за счет оптимизации бизнес-процессов. Возьмем два ярких примера — рестораны быстрого питания McDonald’s и Burger King.

McDonald’s имеет в два раза выше доход, чем Burger King, потому что они отличаются своей оперативностью в обслуживании. С помощью своих «макдрайвов» (точек обслуживания водителей и пассажиров транспортных средств без необходимости выходить из них) они могут принять большее количество заказов, что особенно важно в часы пик. Кроме того, дело еще и в скорости обслуживания. Так в McDonald’s можно получить свой заказ за 189 секунд, в то время как в Burger King за 198.

Немаловажными факторами для подобного рода компаний также является и то, сколько времени занимает процесс доставки продукта из холодильника до кухни, как готовятся блюда, какой сервис предлагает компания, какой персонал в ней работает и насколько чисто в заведении.

Сотрудники компании должны быть обучены тому, чтобы быстро делать бургеры и сэндвичи в любых количествах и всегда поддерживать их одинаковый внешний вид и вкус, независимо от того, какой это ресторан McDonald’s и где он находится. Кроме того, каждый из работников должен знать, где ему быть в следующую секунду и что делать, — чтобы рассчитать время между приготовлением и следующим принятым заказом.

Читать еще:  Бизнес на меде

Организационная структура

Принцип трех линз

На организации часто можно смотреть через три «линзы»: стратегическая (процессы), политическая (авторитет и власть) и культурная (лежащие в основе отношения и убеждения).

Стратегическое видение наиболее важное. С его помощью менеджеры оптимизируют работу таким образом, что компания достигает поставленных целей. Политический принцип помогает правильно распределить власть и влияние во всей компании. Культурные факторы определяют дальнейшие решения, которые принимаются в компании, исходя из установленных в ней ценностей. Как только вы поймете мотивы людей, которые уже добились успеха в бизнесе, вы сможете понимать, какое решение лучше принять в той или иной ситуации.

Функциональная структура

Функциональная структура очень эффективна, когда вы хотите, чтобы в вашей компании работали хорошие специалисты. Или если вы хотите снизить затраты на каждого сотрудника и увеличить их количество. Недостаток такой структуры заключается в риске слабой координации и коммуникации между отделами и снижении эффективности работы над конечным продуктом. Вот как выглядит эта структура в упрощенном виде:

Эта структура лучше всего подходит для внедрения в небольших и средних компаниях.

Структура, зависящая от рынка

Если вы хотите улучшить координацию и коммуникацию между отделами, которая влияет на конечный результат работы, то именно такая структура управления, возможно, окажется самой подходящей.

Очень важно учитывать всевозможные нюансы, которые могут возникнуть при налаживании коммуникации внутри отделов и развивать у сотрудников необходимые навыки.

Эта структура подходит для компаний, продукция которых отличается высоким разнообразием и положение которых на рынке нестабильно. Apple и Microsoft — это два примера компаний, организованных на структуре, зависящей от рынка.

Матричная структура

Матричная структура — это так называемая золотая середина между функциональной и рыночной структурами. На первый взгляд она может показаться довольно запутанной. Но если учитывать некоторые хорошие советы по ее использованию, то работать с ней может быть намного проще. Вот один из вариантов, как может выглядеть матричная структура:

Холократия

Этот метод подойдет для вашей компании, если вы больше ориентированы не на персонал, который выполняет работу, а на само выполнение работы. Проблема тут заключается в том, что необходимо определить людей, которые будут иметь полномочия нанимать сотрудников на работу, увольнять или повышать.

Эта структура не исключает полностью наличие иерархии. Она больше способствует всеобщему развитию сотрудников, чем продвижению по карьерной лестнице. На данный момент эту структуру использует известный интернет-магазин одежды и обуви Zappos. Посмотрите видео выступления предпринимателя Брайана Робертсона (Brian Robertson), в котором он рассказывает о холократии.

Если вы хотите увидеть примеры организационных структур, которые используются реальными компаниями, то посмотрите презентацию. Она включает в себя маркетинговые организационные структуры таких компаний, как Mindjet, Zendesk, HubSpot, Forrester, GitHub, Atlassian и Rue La La:

В этой презентации вы заметите много названий организационных структур, которые отличаются от четырех основных, упомянутых выше. Причина в том, что эти примеры иллюстрируют структуры отделов маркетинга каждой из компаний, а не для организации в целом.

Развитие и масштабирование компании

Компании, подобно людям, проходят сквозь болезненные периоды роста. Как и детям, ей приходится учиться на своих ошибках. Когда ваша компания начнет расширяться, вы столкнетесь с разными проблемами: привлечение новых клиентов, поставщиков и прочее. Более сложные задачи будут возникать позже, когда вам нужно будет выходить на новый рынок. Развитие компании и ее рост можно сравнить с человеческим возрастом.

Держа в голове эту идею, давайте взглянем на Dropbox. Раньше компания использовала только freemium-модель, и это обычно хорошо работает для юного бизнеса. За последнее время компания достигла цифры в 200 миллионов пользователей, сформировала предложения для бизнеса, и это сделало ее более зрелой.

На этом этапе первоначального устойчивого роста Dropbox столкнулась с теми проблемами, через которые могут проходить все молодые компании. Среди них проблема безопасности, рост числа конкурентов, некоторые ограничения freemium-модели. На рынке уже есть такие ресурсы, как Box и Google Drive, которые могут легко переманить к себе пользователей. И проблема конкуренции становится жизненно важной для дальнейшего роста компании.

Если Dropbox хочет оставаться на плаву и продолжать расти, то ей просто необходимо рассмотреть различные стратегии управления: органическую, неорганическую, инновационную.

Органический рост означает продажу большего количества продуктов и услуг для поддержания роста, но на это потребуется не один год кропотливой работы. Неорганический рост подразумевает объединение компаний и может привести к успеху намного быстрее. Инновационный рост наиболее труден, но может принести лучший результат. Для этой стратегии необходимы четкое видение настоящего и будущего и смелость для риска.

После прочтения этой статьи вы вряд ли сможете добавить новую строчку о сертификации у себя на LinkedIn, но вы получили базовые знания маркетинга и менеджмента в сжатом виде. И это не только заложит основу для более глубокого изучения темы в будущем, но и позволит вам уже сейчас внедрить новые идеи в области маркетинга и управления бизнесом.

Чему учат в бизнес-школе

Когда Алексей Ищенко поступал в Гарвардскую школу бизнеса, его на собеседовании спросили, зачем он приехал. «Я ответил как любой российский студент: «За знаниями, конечно!» – рассказывает Ищенко, ныне независимый член совета директоров энергетической компании ТЭСС и еще нескольких компаний, преподаватель Высшей школы менеджмента НИУ ВШЭ, Высшей школы бизнеса МГУ и Высшей школы менеджмента СПбГУ. – И в ответ услышал: «Если нужны знания, купите себе книги на Amazon.com. Мы подскажем какие». Тогда в Гарварде ему объяснили, что во всемирно известные бизнес-школы многие приезжают не столько за знаниями, сколько за знакомствами и интересными встречами. «В Гарварде я учился, например, с членом совета директоров Bank of America и вице-президентом Oracle, управлявшими тысячами сотрудников. Это люди с другим восприятием мира, настоящие лидеры, и у них есть чему поучиться. Они меняют ваше мировоззрение», – говорит Ищенко. После Гарварда он учился еще в нескольких известных бизнес-школах, включая Стэнфордскую и Лондонскую, но своего мнения не изменил.

Читать еще:  Какой бизнес актуален в наше время

В лучшие бизнес-школы мира абитуриенты часто поступают не только за знаниями, но и за тем, чтобы учиться у звездных преподавателей, перенимать опыт у звездных менеджеров. Ведь там собирается цвет менеджмента со всего мира, подтверждает Антон Рягузов, эксперт образовательной компании Begin Group. В российских бизнес-школах тоже, конечно, заботятся о нетворкинге, но ситуация немного иная, добавляет он. «В бизнес-школе я получал уже третье по счету высшее образование. Связями, пожалуй, не обзавелся. Зато новые знания заставили на многое взглянуть по-другому, повернули мировоззрение на девяносто градусов», – рассказывает Денис Фураев, гендиректор четырех компаний в группе «У сервис+» и выпускник 2010 г. ИБДА РАНХиГС.

Поколение прагматичных

Сейчас на российский рынок выходит новая генерация менеджеров, делится своими наблюдениями Сергей Мясоедов, директор бизнес-школы ИБДА и проректор РАНХиГС. «Среди них много молодых людей, которые уже отработали 5–7 лет и сделали первый шаг в карьере. Для дальнейшего роста им нужны знания и диплом брендовой школы, открывающий дорогу в крупные компании», – говорит он.

Абитуриенты относятся к выбору школы очень прагматично, выясняя содержание программы и полезность тех знаний, которые они могут здесь получить, рассказывает Юрий Тазов, проректор «Мирбиса». Он неоднократно наблюдал, как на днях открытых дверей поступающие с интересом изучают бизнес-проекты выпускников, листают материалы презентаций, оценивая уровень проведенных исследований и серьезность экономических обоснований. Только после всесторонней оценки абитуриенты принимают решение о поступлении.

Фураев рассказывает, что выбирал программу MBA очень придирчиво: сначала получил рекомендации выпускников, потом выяснил, насколько высоко котируется диплом, и, наконец, посетил день открытых дверей. «Многие поступающие не довольствуются просто рекламными буклетами школы. Они проводят исследование в интернете, встречаются с выпускниками, советуются с коллегами и принимают взвешенное решение», – замечает на это Рягузов.

Правда, добавляет Мясоедов, если школа имеет международную аккредитацию, то ее программа на 80% соответствует установленным международным стандартам. Разница в том, кто и как эти программы преподает. Обычно именно под эгидой известного бренда собираются лучшие преподаватели.

Как зажигают звезды

Выбирая программу MBA, многие интересуются преподавательским составом.

Александр Богза, заместитель гендиректора компании «Евробетон», несколько лет назад окончил Высшую школу бизнеса ГУУ. По его признанию, преподавательский состав был для него критерием номер один при выборе учебного заведения. «Я понимал, что программа может быть замечательной. Но если ее не так преподают, то и учиться не стоит», – говорит он.

У топовых школ уходят десятилетия, чтобы собрать под своей крышей звездных преподавателей и бизнес-лидеров. Чем выше престиж школы, тем охотнее идут туда звезды. В свою очередь, они еще больше повышают престиж бренда школы, рассказывает Мясоедов из РАНХиГС. Однако нередки случаи, когда поступающий, привлеченный брендом материнского университета, лишь предполагает, что в школе могут быть преподаватели высокого уровня, добавляет Тазов из «Мирбиса».

Элемент престижа

«Мне диплом MBA был необходим тоже для престижа – для признания и доверия со стороны совета директоров», – рассказывает Фураев из «У сервис+». Он 10 лет проработал на одном месте и к моменту поступления в бизнес-школу уже входил в топ-менеджмент компании.

Каким бы замечательным ни был диплом российской бизнес-школы, в международном бизнесе с большим доверием относятся к известным мировым брендам, говорит Галина Истомина, директор по маркетингу Unilever. «Я больше 16 лет проработала в международном бизнесе. Для признания мне нужен был известный в мире диплом MBA. Но я не могла надолго уехать за рубеж», – рассказывает она. В итоге Истомина выбрала школу с международной аккредитацией. В ноябре этого года она заканчивает ВШМБ РАНХиГС.

Обучение в брендовых бизнес-школах стоит в 3–4 раза больше, чем тот же курс в менее престижных учебных заведениях, рассказывает Рягузов из Begin Group. «Я платил за себя сам. Но качество было важнее цены. Мои вложения окупились», – рассказывает Фураев. То же самое говорят Богза и Истомина.

Только за последний год набор на программу MBA вырос на 30%, констатирует Мясоедов. «Даже в кризис спрос на качественное образование сильно не падал. Мы в массовом порядке давали рассрочки студентам, чтобы они могли расплатиться», – вспоминает он.

Читать еще:  Бизнес без лицензии

Чему учат и не учат в бизнеc-школе

В последние годы бизнес-образование перестало быть редкостью в резюме менеджеров. Оно стало чем-то вроде украшения, знака качества профессионального пути. Опытные топ-менеджеры часто поступают в бизнес-школы, потому что без этого пункта занимать новую должность уже «не солидно».

Ключевыми, традиционными в области бизнес-образования стали программы MBA. Получение этого диплома становится так же естественно, как наличие у управленцев высшего образования. При этом, после MBA процесс обучения, как правило, не заканчивается – через несколько лет менеджер возвращается на более серьезные программы, чтобы получить «следующий уровень». То есть бизнес-образование переходит в категорию life-long-learning.

И дело не в том, какую теорию дает бизнес-школа, а в том, кто будет читать лекции и кто будет их слушать вместе с вами. Результат обучения в бизнес-школе – это не столько полученные знания, сколько новые знакомства, опыт общения с успешно практикующими управленцами-лекторами и такими же успешными менеджерами-студентами.

Программы MBA в целом схожи во всех бизнес-школах. Отличаются по результативности и цене те, где состав педагогов и выпускников включает в себя именитых управленцев. Перенять опыт у гениев менеджмента – лучший сценарий для студентов бизнес-школ.

Чему учат в бизнес-школе, если говорить о конкретных навыках?

    1. Управлять командой. Это главный опыт, который вы должны получить в процессе обучения. Лучшие менеджеры учат заинтересованных в профессии менеджеров тонкостям менеджмента: без соответствующих навыков остаться сложно.
    1. Выходить из кризисных ситуаций. На курсе студенты прорабатывают бизнес-кейсы из реальной жизни, анализируют ситуации, в которых оказывались мировые корпорации.
    1. Работать в команде. Чему не учат в бизнес-школе , так это быть начальником на троне. Опираться на своих сотрудников, мотивировать их и себя, делегировать обязанности, формировать комфортную среду для работы: все это навыки отличного менеджера, которые можно получить в бизнес-школе.
    1. Расширять собственное сознание. Многие выпускники международных бизнес-школ говорят о том, что в ходе обучения их мышление полностью перестраивалось, структурировалось. Выпускники иностранных школ заявляют о том, что им стало легче работать в российских условиях. Это происходит из-за смены мышления, общения с представителями других культур и наций.
  1. Ставить цели и выстраивать стратегии. Все обучение в бизнес-школах нацелено на практику, поэтому после его завершения студенты могут сразу переносить полученный опыт на реальную деятельность. Более четкое мышление и новые навыки помогут действовать в соответствии с выбранной стратегией.

На собеседовании в бизнес-школы абитуриентам задают вопрос о цели поступления. Ответ «за знаниями» может не подойти, потому что их можно почерпнуть, например, из книг. База, которую дают педагоги, должна быть известна из курса экономики. Однако, перечень «формальных» предметов в расписании все же есть (например, швейцарская IMD Business School), и с разными названиями этих предметов он может повторяться в других школах.

    1. Предпринимательство. В IMD в свое время этот предмет вел бельгийский предприниматель и венчурный капиталист, который организовал для студентов работу с реальными стартапами. На лекциях студенты разбирают кейсы о запуске или развитии реальных компаний.
    1. Финансы. Эти занятия во многом повторяют курс любого российского ВУЗа и просто оживят знания для тех, кто его проходил. Но тем, кто никогда не работал с цифрами, очень полезен.
    1. Экономика и бухучет. Дисциплины также аналогичны программам факультета экономики в любом престижном университете.
    1. Лидерство. Этот предмет можно назвать базой бизнес-программ MBA и IMD. Чему учат в школе бизнеса , так это работать с собственным «Я». Фокус в процессе обучения держится на понимании студента себя в мире. Преподаватель учит замечать детали происходящего вокруг вас и «читать» других людей, работать в команде. Этот предмет можно назвать психологическим, потому что в процессе студентам приходится заглянуть внутрь себя, выйти из зоны комфорта, чтобы продвинуться дальше. По итогу курса пишется эссе, которое многие называют самой сложной задачей за всю программу.
    1. Так называемое Organizational Behavior, в рамках которого студенты рассматривают разные стороны управления компанией (культурные, психологические, лидерские, организационные). Здесь же говорят о решении конфликтов.
    1. Стратегия. Здесь студенты также знакомятся с конкретными примерами в истории бизнеса и пытаются разработать собственные стратегии для конкретных целей.
    1. Маркетинг. Приводятся примеры ведущих корпораций, самых именитых брендов: как создать, как продвигать. Рассматриваются разные варианты рекламных компаний и все, что связано с развитием в интернете.
    1. Инновации. Этот предмет рассказывает о необходимости постоянно быть в тренде, ловить настроения аудитории и непрерывно развиваться.
  1. Управление производством – о правильной организации процесса производства, о росте продуктивности. В рамках курса студентам могут провести экскурс в производство именитых компаний, где успешно реализована вся теория.

Если вы ввели запрос « чему учат и не учат в бизнес-школе », значит, вы с менеджментом наверняка «на ты» уже сейчас. Сухая теория вам уже ни к чему, но этому не учат в бизнес-школе . Для управленца главное – ясно мыслить и уметь руководить другими людьми. Рассчитывать на эти навыки после завершения обучения вы можете смело.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector