Аварийный комиссар как бизнес
Как стать аварийным комиссаром?
Аварийный комиссар (от французского Commissaire d’avaries) – лицо (организация, предприниматель), услугами которого пользуются страховые организации в целях обеспечения собственных интересов в страховой ситуации. Чаще речь идет о специалисте, получившем профессиональные навыки в сфере предоставления помощи попавшим в ДТП. Требования, предъявляемые к составлению документов при аварии, довольно жесткие. Правильность и точность заполнения документации может порой повлиять на определение виновности одной из сторон происшествия или даже на факт страхового возмещения.
С чем связана необходимость подобного специалиста?
Далеко не все водители достаточно компетентны в юридической подоплеке и тонкостях оформления обстоятельств дорожно-транспортного происшествия. Даже грамотный человек в подобной ситуации, будучи в стрессовом состоянии, не застрахован от ошибочных действий.
Попавшему в аварию водителю компетентные действия аварийного комиссара могут позволить избежать многих проблем в виде лишения водительских прав, несанкционированного штрафа или привлечения к уголовной ответственности. Ведь даже присутствие сотрудников ДПС не может служить абсолютной гарантией того, что фиксирование обстоятельств происшествия будет выполнено правильно и непредвзято.
Какие задачи решает аварком?
К числу основных функций, выполняемых аварийным комиссаром при выезде на место ДТП, относятся:
- содействие в выполнении обязанностей сотрудникам ДПС;
- точная регистрация обстановки на месте ДТП и обстоятельств случившегося, в том числе с помощью специальных технических средств;
- регистрация всех повреждений, полученных в ходе ДТП;
- правовая помощь при оформлении документации, включая объяснения для ГИБДД и заявления для СК;
- при необходимости оказание доврачебной, психологической и консультационной помощи;
- организация услуги эвакуатора, сопровождение ТС (по желанию клиента).
Комиссар после осмотра места ДТП и установления характера повреждений автомобилей делает вывод о степени отношения случившегося события к предусмотренным страховым ситуациям.
После сбора требуемых документов в обязанности аварийного комиссара входит определение предварительного размера нанесенного ущерба. Вся информация отражается в итоговом отчетном документе (аварийном сертификате), принимаемом во внимание страховыми организациями при рассмотрении заявлений на получение компенсационной выплаты.
Специалист выезжает на место ДТП по вызову (звонку) клиента и выполняет действия, направленные на получение объективной оценки ситуации.
Комиссар, не будучи сотрудником страховой организации или ГИБДД и не имея юридического образования, имеет законодательное право выступать в роли представителя, свидетеля или защитника клиента на судебном процессе.
Услуга вызова комиссара не только характеризуется оперативностью реагирования, но и экономит время клиента благодаря наличию у специалиста четко отработанной схемы действия.
Какими качествами должен обладать комиссар?
До того как стать аварийным комиссаром важно определиться с наличием необходимых качеств и склонности к подобному ритму работы. Ведь профессия предполагает наличие у человека многих важных свойств:
- Пунктуальности, вежливости и дружелюбия. Комиссар, понимая сложность ситуации, моральное и физическое состояние попавших в ДТП граждан, настроен на оказание всей необходимой помощи и поддержки.
- Точности, практически граничащей с дотошностью. Специалист обязан узнать практически все обстоятельства аварии, описать все повреждения транспортных средств. При поверхностном анализе ситуации может пострадать клиент, не получивший необходимого ремонта или выплаты денег в полном объеме.
- Профессиональной грамотности. Работа аварийным комиссаром предполагает знание ПДД, умение разбираться на хорошем уровне в устройстве автомобиля и ценовой ситуации на авторынке. Эти качества позволят ему грамотно и точно оформить протокол на основе увиденного.
- Стрессоустойчивости. После аварии сложно ожидать спокойствия и взаимной вежливости от участников происшествия, но аварком в любой ситуации должен оставаться спокойным, сосредоточенным и доброжелательным.
Как стать аварийным комиссаром?
Специалисты данного профиля часто востребованы страховыми организациями или компаниями, занятыми предоставлением услуг экстренной помощи водителям транспортных средств.
Получить профессию можно в профильных учебных центрах или на курсах, часто открываемых страховыми структурами. Требования к поступающим устанавливаются самим обучающим учреждением. В большинстве случаев предусматривается наличие у претендента высшего (предпочтительно юридического) или средне-специального технического образования.
При поступлении на работу сотрудник может рассчитывать на заработную плату в пределах от 15 000 руб. до 60 000 руб. в зависимости от региона страны. В серьезных организациях размер оплаты может начинаться с 35 000 руб.
Работодателем компенсируются расходы сотрудника на проезд, связанный с выполнением должностных обязанностей, и мобильную связь. Размер оклада и компенсации в каждом конкретном случае будет зависеть от финансовых возможностей работодателя, опыта работы специалиста, интенсивности рабочего графика и общего стажа работы в компании.
Карьерный рост возможен в других сферах страховой деятельности или в компаниях, связанных с транспортными услугами.
Преимущества профессии
Большим плюсом профессии аварийного комиссара является возможность работы по гибкому графику и самостоятельное планирование рабочего времени. Можно выбрать удобный график и легко договориться о замене со сменщиком в случае необходимости. Время встречи с клиентами устанавливается самим комиссаром (по договоренности с клиентом).
Не требуются глубокие профессиональные знания и опыт работы для поступления на должность. Обучение проводится уже на месте работы и за счет работодателя.
Требования к кандидатам не предусматривают возрастных ограничений. Результат зависит от активности и заинтересованности претендента, его высокой мобильности.
Несмотря на относительную новизну профессии, спрос на специалистов подобного профиля увеличивается вместе с ростом автопарка в стране, объемов автокредитования, соответственно и необходимости обязательного страхования, чаще с дополнительной опцией по наличию услуг аварийного комиссара.
Видео по теме
Помощь или обман: как работают аварийные комиссары
В республике на сегодняшний день их существует немалое количество. Предприимчивые дагестанцы живо подхватили эту бизнес-идею. Аваркомов можно разделить на две категории. Первые работают строго с бумагами, сопровождая дело от ДТП до выплаты водителю денег. Вторые же – напрямую со страховыми компаниями, приезжая на место по зову диспетчера страховой.
В чем разница? В том, что первые за свои услуги берут символическую плату, а вторые не берут ничего. Но это только на первый взгляд…
Схему работы аварийных комиссаров мы продемонстрируем на реальном примере, о котором нам рассказал владелец автомобиля Руслан.
«В пробке на проспекте Акушинского в заднюю часть моего авто («Лада Приора») въехала иномарка. Ругаться не стали, а просто позвонили в страховую компанию, где нам предложили подождать аварийного комиссара. Были очень удивлены, что ждать пришлось не более 30 минут (раньше ожидание составляло по нескольку часов). Молодой парень быстро сфотографировал место ДТП, освободил проезжую часть, заполнил извещение о ДТП, собрал с нас объяснительные и сказал явиться в офис страховой компании на следующий день.
В офисе мы прождали около 20 минут, пока приемщик сфотографирует наши автомобили повторно. Затем выяснилось, что фотографировать не нужно совсем. Я с виновником ДТП уехал, а через неделю получил выплату на руки, 15 тысяч рублей. И, учитывая, что ремонт бампера и багажника обошелся мне в 7 тысяч, остался еще в плюсе», – рассказывает автолюбитель.
И это не единственный случай. Проведя беглый опрос в социальных сетях, мы выяснили, что большая часть из тех, кто столкнулся с аваркомами, остались довольны размером выплат и качеством работы. Так кто же они – аварийные комиссары, и стоит ли с ними работать – «МИ» решили разобраться.
Сами аваркомы не видят ничего зазорного в том, чтобы взять с клиента символическую плату за услуги. В конце концов время – деньги. Но в их работе смущает то, что они, предлагая воспользоваться услугами, играют на страхе шокированных водителей. Страхе, в первую очередь, перед бумажной волокитой.
«ДТП – это определенного рода стресс, и в таком состоянии многие водители упускают очень важные детали, которые могут повлиять как на саму выплату, так и на полноту возмещения ущерба, – рассказывает представитель одной из подобных организаций Рустам Абдурахманов. – Мы же фиксируем все как положено, чтобы у страховых компаний не было сомнений в подлинности представляемой информации.
Да, за свою работу мы берем плату в 2000 рублей. В нее входит работа комиссара и сопровождение дела от начала до конца, пока человек не получит те деньги, которые положены ему по закону. Других расходов за нашу работу он не осуществляет. То есть он заплатил вначале – и все».
Но что делать, если выплата страховщиков окажется недостаточной? По словам Абдурахманова, выход есть и из этой ситуации.
«Если пострадавшему клиенту недостаточно выплаченных средств, он обращается к независимому эксперту, приносит нам заключение, и мы отправляем досудебную претензию в страховую компанию. Если там нам не идут навстречу, то мы обращаемся уже в суд».
А что с ответственностью комиссара? По словам нашего собеседника, клиент по желанию может подписать договор об ответственности.
«Мы можем подписать договор с водителем. В принципе готовые бланки у нас есть всегда. Но, учитывая нелюбовь дагестанцев к бумажной волоките, никто этого не делает. Все хотят, чтобы мы приехали, сняли копию документов, чтобы забыть о ДТП до выплаты компенсации. Но если по нашей вине было отказано в выплате, то мы можем возместить ущерб за свой счет. Ответственность мы несем полную».
БЕСПЛАТНЫЙ СЫР – В МЫШЕЛОВКЕ
Но у водителей есть и другой выбор – позвонить в страховую компанию, которая отправит на место «своего» аварийного комиссара (оговоримся, что подобные есть не у всех). И тут все происходит ровно так, как было описано в истории автолюбителя Руслана.
Не требуя с автовладельца денег, такие комиссары утверждают, что работают бесплатно. Но это не так. Суть схемы такова: аффилированные с некоторыми страховыми компаниями предприятия таким образом зарабатывают деньги. Комиссар просто приезжает на ДТП, оформляет все как положено и предлагает пострадавшему лицу деньги наличными. Естественно, водителя все устраивает, ведь он получает больше, чем рассчитывал получить, да еще и «на руки». Больше, чем рассчитывал, но… меньше, чем может получить.
Наши источники утверждают, что подобные комиссары в сговоре со страховыми компаниями получают на 20, а то и 30 процентов больше, чем выплатили водителю. Вот вам и заработок. Формально это обман, но обман взаимовыгодный.
И если в первом случае аварийный комиссар берет деньги у водителя, то во втором – он получает деньги за работу непосредственно у страховой компании, представляя при этом ее интересы. Что, несомненно, лучше – после аварии потерпевший звонит в страховую компанию (свою или виновника), та в свою очередь отправляет на место комиссара, который удостоверяет факт ДТП и собирает все необходимые документы для выплаты компенсации. Если ущерб от происшествия ниже 50 тысяч рублей и споров нет, то можно даже обойтись без вызова ДПС. В принципе это и есть европротокол, но проблема в том, что страховщики видят в каждом водителе, самостоятельно оформившем ДТП, мошенника, который хочет заработать на подставе или перекидке. А тут у них есть свидетельство от собственных комиссаров о том, что авария действительно была.
ПОПРАВКИ В ЗАКОН ОБ ОСАГО
Но в этом году деятельность автоюристов и аварийных комиссаров может оказаться под вопросом. Касается это, в первую очередь тех, кто делал бизнес на выплатах от страховых компаний. В скором времени может случиться так, что автоюристы, перекупающие доверенность на право ведения страховых дел, останутся у разбитого корыта.
Дело в том, что даже после увеличения тарифа, убыточность по ОСАГО, согласно данным РСА (Российский союз автостраховщиков), составляла 90%. Но сегодня на фоне активизирующихся автоюристов она снова растет и в некоторых регионах достигает даже 300%. Поэтому Банк России и Минфин РФ затеяли реформу, согласно которой страховщики будут возмещать ущерб не деньгами, а ремонтом, то есть направлять автомобили в собственные сервисы.
Однако поправки, которые могут вступить в силу уже в марте текущего года, имеют множество недоработок. Так, например, автовладелец сможет выбирать только из тех автомастерских, с которыми у страховщика заключен договор. Но неизвестно, какие требования будут предъявляться к автосервису. Не в пользу автомобилистов может измениться и срок, в течение которого он получит компенсацию. Помимо 20 дней, которые есть у страховой компании на рассмотрение дела, ЦБ предлагает ввести еще 30 дней на ремонт, в которые к тому же не входят выходные и праздники. И это еще неполный список недостатков.
Руководитель независимого профсоюза предпринимателей и водителей Дагестана Исалмагомед Набиев в разговоре с корреспондентом «МИ» отметил полезность аварийных комиссаров для водителей: «Это просто организации, которые накопили определенные знания в юридическом поле. Я против тех, кто работает нечисто, вытягивая из страховых компаний деньги. Каждый водитель может выбирать, работать ему через аварийного комиссара или нет, услугу никто не навязывает. Мне, например, легче довериться профессионалу, даже несмотря на то, что с меня за это берут деньги. Зато я экономлю свое время и нервы».
При этом Набиев раскритиковал новые поправки в закон об ОСАГО.
«С принятием этого закона у страховых компаний появится много лазеек, чтобы оставить водителей без квалифицированных услуг. Мы (водители), заключая договор, выплачиваем деньги, так почему меня при страховом случае должны заставлять чиниться в непонятной автомастерской? Я сам должен решить, где и как буду ремонтировать свою машину», – считает он.
P . S . Конечно, мы не станем советовать читателям в случае ДТП обязательно обращаться к аварийным комиссарам. Куда лучше будет подтянуть уровень собственной правовой грамотности и научиться оформлять европротокол. Но если все-таки вы решили прибегнуть к квалифицированной помощи юристов, заключайте договор на оказание комиссаром услуг, чтобы впоследствии можно было предъявить претензии (судебные в том числе) по невыполненным обязательствам.
alishavalenko.ru
Свежие записи
Свежие комментарии
Рубрики
Как открыть аварийный комиссариат
- 02.08.2018 /
- 0 Коментарьев
Тем не менее институт аварийных комиссаров нуждается в законодательной поддержке, и созданный в нашей стране Всероссийский Союз Аварийных комиссаров (ВСА) выступает за принятие закона о том, чтобы «бескровные» аварии рассматривались без участия ГАИ и аварийные комиссары самостоятельно оформляли мелкие ДТП. Представители ВСА считают, что оплачивать услуги комиссара должны страховые компании из страховых резервов, приравняв эту работу к ликвидации последствия ДТП. Аварийные комиссары на берегах Балтии В Калининградской области также существует служба аварийных комиссаров — это ООО «Автоспас» (тел. 95-17-46), которое является представителем ВСА в нашем регионе. Несмотря на то что «Автоспас» ещё на стадии становления, уже многие водители, попавшие в ДТП, ощутили реальную помощь этой организации. Вот один из характерных примеров: девушка с ребёнком на своём автомобиле попала в ДТП.
Как стать аварийным комиссаром?
Порядок действий при ДТП:
- остановить машину;
- включить аварийную сигнализацию;
- устанавливается знак аварийной остановки;
- объекты, которые имеют отношению к ДТП, не передвигаются;
- устанавливается наличие потерпевших;
- определяется, свободен ли путь для движения других авто;
- если что-либо мешает, местонахождение участников фиксируется на фото, затем по возможности путь освобождается;
- вызвать сотрудников ГИБДД (если пострадавших нет, можно составить европротокол).
Сначала необходимо самому получить первичные документы, посетить офис страховой компании, написать заявление, получить запрос в ГИБДД. Съездить в Госавтоинспекцию за справками, предоставить документы в страховую, получить направление на ремонт.
Затем отправиться в сервис для ремонта.
Оформление дтп аварийным комиссаром без гибдд
Заранее спасибо! #19 Александр Орлов ( .ertelecom.ru) 19:16 16.02.2014поделитесь опытомхотим создать подразделение АВАРКОМ в существующей службе автоюристов тел. 89325565270 #20 Максим ( .corbina.ru) 09:03 01.09.2014Расскажите пожалуйстаКак открыть организацию «аварийных комиссаров?» #21 Елена ( .pride-net.ru) 16:16 27.09.2014Помогите пожалуйстаХочу открыть свою контору по работе аварийных комиссаров,отпишитесь пожалуйста мне на почту какие первые шаги? ИП надо открывать или ООО ? #22 Светлана ( .93.103) 23:48 13.11.2014Пожалуйста поделитесь опытомПомогите, с чего начать открытие проекта Аварийные комиссары? Какие документы нужно для этого собрать? нужна договоренность с сотрудниками ГАИ? как вступить в ВСА?Кто уже работает,предлагаю помочь наладить работу данной службы в нашем городе в форме сотрудничества. Если не сложно, пришлите пожалуйста ответы на эл.почту.
Бизнес аварийных коммисаров, или дтп в розницу
Оксана Коробейникова ( .achinsk.net) 10:29 18.10.2011Вступить во всероссийский союз аварийных комиссаровЗдравствуйте, уже пятый год работает как независимая служба, хотели бы вступить в ВСА, как с ними связаться?Хотели бы общаться, делиться опытом, узнавать новости в данной сфере #9 саша ( .70.178) 22:48 07.12.2011ищу работу комиссаром стаж 1.5 года. в москве или в краснодаре. #10 Константин ( .35.158) 17:26 29.01.2012как создать и вступить в союз дорожных камисаровчто необходимо для создания службы (какие документы и какие требование) #11 Вадим ( .kaluga.ru) 05:24 09.02.2012Создаю службу аварийных комиссаровХочу создать службу аварийных комиссаров для поддержки и защиты водителей, на базе ИП, какие документы необходимы иметь и с кем согласовывать свои действия.
Как стать аварийным комиссаром
По оценке Дениса Чигарева, директора управления андеррайтинга автострахования компании «Ренессанс Страхование», в Санкт-Петербурге число выездов аваркомов по заказам страховых компаний можно оценить приблизительно в 5–7 тысяч в месяц, по Москве — в 15–20 тысяч. Из них на долю независимых аваркомов в столице приходится не более 5 тысяч выездов.
Форум инвесторов и инвестиций
- подробную схему дорожно-транспортного происшествия;
- снимки с места аварии;
- максимально исчерпывающие сведения об обеих сторонах происшествия;
- дополнительные комментарии аваркома.
Сертификат составляется дорожным комиссаром, подписывается им же и пострадавшим водителем. По этой причине пострадавшему автомобилисту, какой бы стресс он не испытал, нужно пристально следить за работой комиссара.
В прошлом ноябре по инициативе депутата Владислава Резника в Госдуму был внесен и принят в первом чтении проект поправок к закону об ОСАГО, который увеличивал лимит ущерба по европротоколу до 50–75 тыс. рублей. Однако в апреле 2012-го против инициативы выступило правительство РФ, мотивировав это тем, что закон об ОСАГО в целом нуждается в комплексном улучшении.
А поскольку комплексные решения, особенно в России, быстро не принимаются, автономным службам аварийных комиссаров, похоже, придется набраться терпения и потуже затянуть пояса.
Как заработать аварийным комиссаром
Первые компании аварийных комиссаров (или «аваркомов», как они сами себя называют) стали появляться в России в конце 1990-х. Разборки на месте аварии тогда нередко принимали криминальный характер, так что клиентам, попавшим в ДТП, часто требовалась элементарная физическая защита.
Не удивительно, что зачинателями аваркомовского движения стали выходцы из правоохранительных органов и частных охранных предприятий. Второе дыхание у рынка открылось после вступления в силу закона об ОСАГО1, принятого в 2002 году.
Служба аварийных комиссаров
В большинстве случаев предусматривается наличие у претендента высшего (предпочтительно юридического) или средне-специального технического образования. При поступлении на работу сотрудник может рассчитывать на заработную плату в пределах от 15 000 руб. до 60 000 руб. в зависимости от региона страны. В серьезных организациях размер оплаты может начинаться с 35 000 руб. Работодателем компенсируются расходы сотрудника на проезд, связанный с выполнением должностных обязанностей, и мобильную связь. Размер оклада и компенсации в каждом конкретном случае будет зависеть от финансовых возможностей работодателя, опыта работы специалиста, интенсивности рабочего графика и общего стажа работы в компании. Карьерный рост возможен в других сферах страховой деятельности или в компаниях, связанных с транспортными услугами.
Служба аварийных комиссаров как бизнес-идея.
После выхода 1 июля 2015 года нового закона о ДТП радикально изменился порядок оформления ДТП. Согласно новым правилам, сотрудники ДПС при авариях, повлекших за собой небольшой материальный ущерб, перестали выезжать.И вот, открылась новая ниша! Большинство участников ДТП не умеют правильно оформлять документацию.
Поэтому появилась возможность оформления частного предприятия, оказывающего консультационно-правовую поддержку — так называемые «аварийный комиссар».Более того, участникам ДТП не придётся ничего оплачивать, так как частные фирмы могут оформлять договора со страховыми и компенсировать все издержки за счёт страхового фонда.
Преимущества профессии Большим плюсом профессии аварийного комиссара является возможность работы по гибкому графику и самостоятельное планирование рабочего времени. Можно выбрать удобный график и легко договориться о замене со сменщиком в случае необходимости.
Время встречи с клиентами устанавливается самим комиссаром (по договоренности с клиентом). Не требуются глубокие профессиональные знания и опыт работы для поступления на должность. Обучение проводится уже на месте работы и за счет работодателя. Требования к кандидатам не предусматривают возрастных ограничений. Результат зависит от активности и заинтересованности претендента, его высокой мобильности.
Как открыть аварийный комиссариат
- 1 С чем связана необходимость подобного специалиста?
- 2 Какие задачи решает аварком?
- 3 Какими качествами должен обладать комиссар?
- 4 Как стать аварийным комиссаром?
- 5 Преимущества профессии
- 6 Видео по теме
Аварийный комиссар (от французского Commissaire d’avaries) – лицо (организация, предприниматель), услугами которого пользуются страховые организации в целях обеспечения собственных интересов в страховой ситуации. Чаще речь идет о специалисте, получившем профессиональные навыки в сфере предоставления помощи попавшим в ДТП. Требования, предъявляемые к составлению документов при аварии, довольно жесткие. Правильность и точность заполнения документации может порой повлиять на определение виновности одной из сторон происшествия или даже на факт страхового возмещения.
«Пообещали все сделать сами». Как аварийные комиссары зарабатывают на водителях в Воронеже
Схема действий автоюристов, комментарии полиции и страховщиков.
Так называемые аварийные комиссары или аваркомы появляются на месте ДТП оперативно, зачастую раньше страховщиков и ГИБДД, «вербуют» автовладельцев, обещая им солидную компенсацию за ущерб. Однако водители получают выплаты не всегда и не в полном объеме. По словам страховщиков, участники ДТП получают от автоюристов куда меньшие деньги, чем могли бы получить от страховщика. Этих средств не хватает на нормальный ремонт авто. К тому же водителям приходится платить 13% подоходного налога с гонорара автоюристов.
Корреспондент РИА «Воронеж» разбиралась, как работают аваркомы и как обезопаситься от недобросовестных автоюристов.
История одного водителя
Воронежец Эдуард Щеглов попал в аварию не по своей вине в ноябре 2015 года. Машины зацепились бамперами. Виновник ДТП вызвал аварийных комиссаров, которые предложили свои услуги и Эдуарду. Аваркомы убедили его не обращаться в страховую компанию – мол, сами все сделаем и гораздо быстрее. За 1,5 тыс. рублей оформили доверенность на право представлять интересы Щеглова в суде. По результатам организованной комиссарами экспертизы стоимость ущерба оценили в 12 тыс. рублей.
О себе комиссары напомнили в феврале 2016-го. Сообщили, что выиграли суд и что Эдуарду причитается 11 тыс. рублей, а самим аваркомам за услуги – 17 тыс.
Они предложили мне приехать в офис и взять решение суда, по которому в банке я смог бы получить деньги свои и комиссаров. Но чтобы я «не сбежал» с этими деньгами, они потребовали оставить у них в залоге паспорт. Меня это предложение покоробило. По закону я не должен никому в руки отдавать свой паспорт – неизвестно, чем это обернется. К тому же в нашем договоре не было такого пункта. Поэтому я никуда не поехал.
Эдуард Щеглов
Прошло восемь месяцев, свои 11 тыс. рублей Эдуард пока не получил. В феврале 2016 года машину Эдуарда снова «стукнули», в то же место.
– Виновник ДТП так же обратился к аварийным комиссарам, – рассказал Щеглов. – Это уже была другая организация, но ее представители тоже настойчиво убеждали меня, что помогут получить причитающуюся мне сумму. Их эксперт посмотрел на машину и не увидел повреждений! Дал номер телефона другого специалиста, который снимет бампер и посмотрит, нет ли скрытых повреждений.
В договоре Эдуард увидел пункт, согласно которому он должен заплатить аваркомам 10 тыс. рублей в случае, если самостоятельно обратится в свою страховую кампанию.
Щеглов отказался от услуг комиссаров. Ему позвонили из страховой и пригласили приехать. В офисе компании быстро оформили документы, и он получил свои 18 тыс. рублей меньше чем через месяц, в начале марта 2016 года.
– Спустя какое-то время позвонили комиссары. Мол, ты нам должен, приезжай в офис. Видимо, надеялись получить деньги за осмотр машины. Я не поехал, и больше мне не звонили. Видимо, действовали по принципу «а вдруг прокатит».
«Доходные» ДТП
В Воронеже юридическую помощь при ДТП оказывают около 20 фирм. Комиссары рассказали на условиях анонимности корреспонденту РИА «Воронеж», что авария может принести их компании от 10 тыс. до 100 тыс. рублей. Экипажи комиссаров караулят дорожные происшествия, патрулируя улицы с интенсивным движением. Офисные сотрудники отслеживают ситуацию на дорогах через онлайн-сервис «Яндекс. Пробки».
В Воронеже за сутки в среднем происходит 120 аварий, иногда – до 200. Для оформления ДТП в городе одновременно работают 10 экипажей ГИБДД. На оформление каждой аварии уходит час. При этом две трети аварий можно оформить без вызова полицейских по упрощенной схеме в соответствии с «европротоколом» или пунктом 2.6.1 ПДД. Но таким способом пока оформляются лишь 20-30% аварий.
По словам водителей, сталкивающихся с аварийными комиссарами, среди автоюристов много бывших гаишников и страховщиков, у которых сохранились связи на старом месте работы, откуда им «сливают» места ДТП. Начальник управления ГИБДД по Воронежской области Евгений Шаталов это отрицает. По его словам, аваркомы специально ссылаются на ДПС, чтобы ввести автолюбителей в заблуждение.
Если аварийные комиссары говорят, что их прислали сотрудники полиции, водитель должен сразу же позвонить в дежурную часть. Автомобилисту однозначно скажут держаться от них подальше. Если комиссары говорят, что без их помощи водитель не получит справку из ГИБДД, это неправда. По закону участникам ДТП должны выдать справку сразу же.
Евгений Шаталов
начальник управления ГИБДД по Воронежской области
По словам Евгения Шаталова, аварийные комиссары нередко фальсифицируют результаты. Был случай, когда владелец иномарки спровоцировал ДТП с «ВАЗом». Комиссары представили дело так, что виноват водитель «Жигулей». При этом сумма ущерба выросла в несколько раз.
– Инспекторы увидели несоответствие повреждений автомобилей и показаний водителей. Мы проводим проверку по этому делу: запросили видео с камер на соседнем здании, – пояснил Шаталов.
По мнению Евгения Шаталова, аварийные комиссары появились из-за того, что у страховых компаний изначально было неправильное отношение к клиентам. Сегодня страховщики готовы сокращать сроки выплат, увеличивать суммы.
Комиссары или автоюристы?
По словам директора воронежского филиала страховой компании «РЕСО-Гарантия» Артема Цыганкова, необходимо различать понятия «аварийный комиссар» и «автоюрист».
– Большинство страховых компаний предоставляют клиентам удобную услугу «Аварийный комиссар». В случае аварии к клиентам выезжает представитель страховой компании, который фиксирует обстоятельства ДТП, фотографирует, оценивает размер ущерба, помогает заполнить извещение. В последние время водители все чаще сталкиваются с автоюристами, которые представляются аварийными комиссарами. Они стараются приезжать на место ДТП раньше страховщиков и «выкупить» у водителей право обращения в страховую компанию, – объяснил Цыганков.
Воронежская область относится к числу регионов, где автоюристы наиболее активны. По словам страховщиков, они не могут открывать здесь дополнительные офисы продаж, чтобы удовлетворить спрос на ОСАГО , поскольку значительная часть заработка компании направляется (по искам комиссаров) на оплату судебных расходов, завышенных в разы.
Страховым компаниям остается наблюдать, как суды с легкостью принимают от автоюристов счета за независимую экспертизу на суммы в 10 раз выше среднерыночной цены, утверждают к возмещению собственные завышенные расходы, выписывают штрафы за якобы несвоевременную выплату. На самом деле автоюристы намеренно поздно обращаются за выплатой, причем не в компанию, а сразу в суд.
Артем Цыганков
директор воронежского филиала страховой компании «РЕСО-Гарантия»
По словам страховщиков, участники ДТП получают от автоюристов куда меньшие деньги, чем могли бы получить от страховщика. Этих средств не хватает на нормальный ремонт авто. К тому же водителям приходится платить 13% подоходного налога с гонорара автоюристов.
Исполнительный директор Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев уверен, что недобросовестные юристы делают все возможное, чтобы в страховой компании не увидели поврежденный автомобиль, поэтому комплект документов с заключением эксперта отправляют по почте.
– Страховая компания, получив документы, требует представить автомобиль на осмотр, но этого не происходит. Автоюристы ждут, когда истекут положенные по закону 20 дней, и идут в суд, – пояснил схему Уфимцев.
Когда автолюбитель сам приходит в страховую компанию (автоюристы не всех перехватывают), он получает денег больше, чем по решению суда. В среднем 56 тыс. рублей. В случае с автоюристами – 80 тыс., из которых лишь 48 тыс. – реальная выплата страхового возмещения, остальное – заработок автоюристов, экспертов, судебные расходы.
Евгений Уфимцев
исполнительный директор Российского союза автостраховщиков
В РСА утверждают, что страховщикам достаточно сборов и без роста тарифа ОСАГО, если не будет таких колоссальных судебных выплат.
«Ситуация катастрофическая»
Мировой судья участка №2 Ленинского района Воронежа Александр Постников в месяц выносит решения по 50 делам о ДТП. По его мнению, ситуация с автоюристами катастрофическая в Воронеже, Волгограде, Ростове-на-Дону и Краснодаре. Часто бывает, что аварийные комиссары подают иски в суды, но сами истцы и ответчики об этом не знают.
Часто представители истцов прячут автомобили. Например, страховщику сказали, что машина находится в городе Губкин Белгородской области, в 120 км от Воронежа, и пригласили туда на осмотр. При этом в деле имеется акт осмотра машины, сделанный через полчаса в центре Воронежа. Водитель что ли воспользовался военной авиацией? В суде он с пеной у рта доказывал, что быстро доехал. Понятно, что машины в Белгородской области не было.
Александр Постников
мировой судья участка №2 Ленинского района Воронежа
Как не стать жертвой автоюристов. Советы Эдуарда Щеглова
– Многие ошибочно принимают аварийных комиссаров за представителей госструктуры. На самом деле это частный бизнес, никак не регламентированный. Задача аваркомов – заработать максимальную прибыль на водителе и страховой компании, – объяснил Эдуард Щеглов. – Комиссары давят на юридическую безграмотность водителей: мол, поставите не там запятую, и выплат не увидите. Убеждают, что получить деньги от страховой компании архисложно. Не поддавайтесь этому давлению, но будьте готовы к подобной ситуации. Для этого всегда держите при себе номер телефона своей страховой компании, и в случае ДТП сразу туда звоните. Если в ДТП обошлось без вреда жизни и здоровью людей, и у водителей нет разногласий относительно обстоятельств аварии, то ее можно оформить в упрощенном порядке. Скачайте в интернете бланк европротокола (оформление документов о ДТП без ГИБДД). Заполнить его не так сложно, как может показаться. Нарисовать схему аварии тоже легко. Сделайте фото ДТП на телефон. Главное в растерянности не подписать доверенность или договор с автоюристами, из-за чего выплата «страховых» окажется под угрозой.
Контекст
Изменения в закон об ОСАГО, вступившие в силу 4 июля 2016 года, касаются проведения экспертизы автомобилей-участников ДТП. Теперь страховщики имеют право не рассматривать заявление о страховой выплате, если владелец пострадавшего авто не представил его на осмотр в страховую компанию. В том случае, если осмотр не состоялся по вине страховщика, компенсировать ущерб автовладельцу могут на основе результатов независимой экспертизы. Срок рассмотрения претензии в досудебном порядке увеличен с пяти до 10 дней.