S-p.su

Антикризисные новости
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Цена предложения на рынке

ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Экономика. 3.6 Рынок и рыночный механизм.

3.6 Рынок и рыночный механизм.

План.

  • Сущность понятия «рынок».
  • Рыночный механизм.
  • Условия возникновения рынка и его признаки.
  • Функции рынка.
  • Типы рынков.
  • Спрос, предложение, цена.
  • «Невидимая рука» рынка.
  • Конкуренция, её уровни, типы, условия.
  • Достоинства и недостатки рыночной экономики.

Рынок.

Рынок – это экономические отношения, связанные с куплей-продажей товаров и услуг, в результате которых формируется про, предложение и цена.

Рынок в узком смысле – это отношения продавца и покупателя по воду купли – продажи товара в конкретный момент в конкретном месте.

Рыночный механизм – это механизм формирования и распределения ресурсов, механизм взаимодействия продавцов и покупателей по поводу установления цен и качества, объёма производства и его структуры.

Условия возникновения рынка

  • Частная собственность
  • Свобода предпринимательства
  • Личный интерес участников рынка
  • Конкуренция
  • Свободное ценообразование
  • Общественное разделение труда

Признаки рынка.

  • Доминирование частной собственности при равноправии форм собственности.
  • Максимальная свобода хозяйственной деятельности. Продавцы свободны в выборе товара и места торговли, всего, что разрешено законом. Производитель свободен производить всё, что кажется ему выгодным и что разрешено законом.
  • Активный учёт спроса и предложения.
  • Нерегулируемая цена.
  • Нерегулируемый спрос.
  • Нерегулируемое предложение.
  • Свободное ценообразование.
  • Наличие конкуренции.

Функции рынка.

  • Посредническая – связывает продавцов и покупателей
  • Ценообразовательная – цена формируется в соответствии с законами рынка, то есть спроса и предложения
  • Информационная – на рынке можно получить полную информацию о производителе, товаре, продавце.
  • Регулирующая – благодаря спросу и предложению устанавливается равновесие товаров и услуг
  • Санирующая – рынок освобождается от неэффективных производителей и продавцов.
  • Стимулирующая – внедрение новых технологий улучшение качества продукции и услуг, иначе можно оказаться неконкурентоспособным на рынке.

Типы рынков

Т ипы рынков по отношению к закону

  • Легальный (то есть оформленный официально)
  • Нелегальный (или теневой, не имеет законного основания для деятельности)

Причины появления нелегальных рынков

  • Продажа запрещённых товаров (наркотики, яды, оружие)
  • Продажа некачественного или просроченного товара
  • Нежелание платит налоги

Типы рынков по степени регулируемости:

  • Регулируемый (контролируется государством)
  • Нерегулируемый (государство не вмешивается).

Типы рынков по предлагаемым товарам и услугам

  • Потребительские товары и услуги (одежда, продукты питания, мебель, услуги парикмахера и пр.)
  • Продажа факторов производства (земля, полезные ископаемые, лес, технические ресурсы и пр.)
  • Рынок труда (места для трудоустройства, вакансии)
  • Рынок научно-технических разработок, инноваций
  • Рынок средств производства (машины, оборудование)
  • Рынок валюты
  • Рынок информации (получил особенное распространение с появлением Интернета)
  • Рынок интеллектуальных продуктов( продукты духовной деятельности)
  • Рынок инвестиций (то есть долгосрочных вложений)

Типы рынков по территориальному признаку

  • Местный (городской, сельский)
  • Национальный (российский)
  • Региональный (европейский)
  • Мировой

Типы рынков по конкуренции

  • Рынок свободной или совершенной конкуренции
  • Рынок несовершенной конкуренции или монополистический рынок.

Т ипы рынков по субъектам, вступающим в обмен

  • Рынок потребителей
  • Рынок производителей
  • Рынок оптовиков
  • Рынок госуслуг

Типы рынков по степени насыщенности товаров

Основные законы рынка

Закон спроса

Спрос – это желание и возможности потребителя приобрести конкретный товар или получить услугу.

Закон спроса гласит: чем выше цена, тем ниже спрос, и чем ниже цена, тем выше спрос.

Величина спроса – это такое количество товаров и услуг, которое покупатель готов и способен приобрести по данной цене в данное время.

Читать еще:  Дискриминация на рынке труда

Спрос зависит

  • От денежных доходов покупателей
  • От размеров рынка (чем больше размер рынка, тем меньше будет спрос на ваш товар).
  • От льгот потребителям (различные скидки, акции увеличивают спрос)
  • Субъективные вкусы населения (например, жители приморских городов предпочитают морепродукты, в то время, как в центре России они пользуются меньшим спросом).
  • Наличие товаров- заменителей (какой-то товар стоит значительно выше его заменителя, то предпочтение отдают более дешёвому, например, апельсины и мандарины, чай и кофе).

Закон предложения

Предложение – это желание и возможности производителя продать конкретный товар или услугу.

Закон предложения: чем выше цена, тем выше предложение, чем ниже цена, тем ниже предложение.

Величина предложения – это количество товаров и услуг, которое производитель может предложить по данной цене в данное время.

Предложение зависит

  • От цен на ресурсы (например, повысили цены на электроэнергию, снизилось предложение, так как увеличились расходы предпринимателя)
  • От налогов
  • От товаров-заменителей на рынке
  • От количества на рынке аналогичной продукции
  • От уровня технического прогресса и степени его использования предпринимателями

Цена

Цена – это денежное выражение стоимости товара на рынке.

Она может равняться стоимости товара, быть выше или ниже её.

Цена – это количество денег, которое покупатель готов заплатить, а продавец желает получить за определённый товар.

Цена спроса – максимальная цена, по которой покупатель может приобрести товар.

Цена предложения – минимальная цена, по которой предприниматель может продать товар.

Рыночная цена — (или её называют равновесная цена) – цена, при которой объём спроса равен объёму предложения.

Дефицит – спрос выше предложения.

Профицит товаров – спрос ниже предложения.

Прибыль – превышение выручки от продаж товаров над общей суммой затрат на их изготовление и продажу.

Рыночное равновесие – это ситуация на рынке, когда продавец может и хочет продать ровно только товара и по такой цене, сколько покупатель захочет и сможет купить за эту цену.

Цена, по которой заключается реальная сделка, — равновесная цена.

«Невидимая рука» рынка.

Положение, когда участники рынка стремятся обеспечить повышение благосостояния всех, по мере того как каждый продавец и каждый покупатель стремятся удовлетворить личный интерес в отношении своего благосостояния, известный английский экономист Адам Смит называл «невидимой рукой» рынка. Именно она заставляет каждого думать об интересах других, потому что иначе результат труда может оказаться ненужным и вместо выгоды принести убытки. «Невидимая рука» рынка направляет желание отдельных производителей на общее благо.

Так устроен рынок — каждый участник экономики в погоне за своей личной выгодой в итоге увеличивает богатство страны и служит интересам всего общества.

Конкуренция.

Конкуренция (от лат. сталкиваться, состязаться) – экономическое соперничество участников хозяйственной деятельности в борьбе за достижение лучших результатов.

Уровни конкуренции:

  • среди производителей за рост объёма производства, опережающее снижение затрат, повышение качества продукции;
  • среди потребителей за выгодное размещение своих доходов: выбор товаров и услуг лучшего качества за более низкую цену;
  • между продавцами и покупателями на наибольшее влияние на величину равновесных цен: продавцы хотят продать товар подороже, а покупали купить его подешевле.

Типы конкуренции (типы рынков по конкуренции)

Свободная (совершенная, чистая ) – рынок, на котором независимые, свободно действующие производители продают идентичную (стандартизированную)продукцию, ни один из них не в состоянии контролировать розничную цену.

Читать еще:  Государственное регулирование рынка это

Условия для свободной конкуренции:

  • Небольшой объём производства отдельных производителей, что не позволяет влиять на цену товара
  • Однородность товара
  • Ничем не ограниченный доступ и выход с рынка
  • Продавцы товаров никак не влияют друг на друга, все работают самостоятельно

Несовершенная конкуренция.

  • Монополистическая (от греч. один + продаю) – рынок, на котором многочисленные продавцы продают схожие, но не идентичные товары.
  • Олигополия (от греч. несколько + продаю) – рынок, на котором господствуют несколько крупных фирм.
  • Чистая монополия – рынок, на котором есть только один продавец

Особенности несовершенной конкуренции:

  • Раздел рынка между крупными компаниями
  • Ограничение самостоятельности участников рынка
  • Контроль сегментов рынка (сегменты рынка – это группы, обладающие схожими характеристиками, например, одинаковым товаром).
  • Использование нечестных способов соперничества

Достоинства и недостатки рыночной экономики.

Достоинства.

  • Стимулирование предприимчивости, заинтересованности в труде.
  • Отторжение ненужного и неэффективного производства.
  • Наличие больших прав у производителей и потребителей.
  • Не требуется большой аппарат управленцев
  • Эффективное использование ресурсов в соответствии с рыночным механизмом — законами спроса и предложения —«невидимой руки рынка».
  • Наличие конкуренции, приводящей к повышению качества продукции и услуг.
  • Появление новых продуктов на рынке
  • Широкое использование новых технологий производства

Недостатки.

  • Усиление социальной дифференциации, то есть неравенства.
  • Нестабильность экономики, частые кризисы, инфляция, безработица.
  • Отсутствие заинтересованности в развитии малоприбыльных, но необходимых обществу производства.
  • Безжалостное, потребительское отношение к природе.
  • Ориентированность производителя на платёжеспособного клиента.
  • Недостаточное финансирование социальных сфер, например, образования, здравоохранения.
  • Монополизация экономики, приводящая к снижению конкуренции

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Учебная литература

2. ЦЕНА АКЦИЙ

Цена акции может измениться в любой момент, это зависит от состояния рынка, поведения инвесторов и множества других факторов.

В течение дня, недели или месяца цена на акции может колебаться в широком диапазоне под влиянием общих тенденций фондового рынка или новых обстоятельств, возникших в отдельной компании или в целой отрасли. Иногда цены на акции поднимаются и падают вообще без видимой причины. Любая совокупность событий или обстоятельств может повлиять на уверенность вкладчиков и на соотношение предложения и спроса со стороны продавцов и покупателей.

Ниже приведен график изменений котировок акций, с указанием событий, которые оказали значительное влияние на эти изменения.

Существуют различные критерии оценки стоимости акции. Однако покупателя в первую очередь интересуют перспективы получения прибыли, потенциальные дивиденды и финансовое состояние компании. Цена акции определяется этими тремя основополагающими факторами, поскольку именно ими руководствуются инвесторы, сравнивая акции с другими доступными им инвестиционными возможностями.

Основной интерес инвесторов представляет рыночная (курсовая) цена акции – это цена, по которой акция продается и покупается на рынке.

Рыночная цена обычно устанавливается на торгах на фондовой бирже и отражает действительную цену акции при условии большого объема сделок. Биржевой курс как результат биржевой котировки, определяется равновесным соотношением спроса и предложения. Цену предложения устанавливает продавец, цену спроса – покупатель.

Котировка предполагает наличие двух цен:
1. Цена приобретения, по которой покупатель выражает желание приобрести акцию, или цена спроса (bid price) – цена бид.
2. Цена предложения, по которой владелец или эмитент акции желает ее продать, — цена предложения (offer price) – офферта.

Читать еще:  Стратегические цели сегментирования рынка

Между ними и находится цена исполнения сделки, т.е. цена реальной продажи акций, называемая курсовой (рыночной) ценой.

Как оцениваются акции.

В отличие от финансовых инструментов с фиксированной доходностью которые по истечении срока действия обязательно погашаются в соответствии с номиналом, корпорации не несут обязательств по выкупу акций у своих акционеров. Именно поэтому, стоимость (котировки) акций определяется только соотношением спроса и предложения на открытом рынке ценных бумаг. Поскольку основной целью при покупке акций частным инвестором является последующая их продажа по более высокой цене, оценка привлекательности акций для вложения капитала явно или не явно сводится к прогнозированию спроса на них.

Существует два взаимодополняющих подхода к оценке акций — фундаментальный (аналитический) анализ и технический анализ.

В основе фундаментального подхода лежит постулат о том, что акции успешных компаний растут в цене, в то время, как стоимость акций убыточных предприятий падает. В самом деле, чем более доходным становится бизнес, совладельцем которого вы являетесь как акционер, тем дороже должна стоить ваша доля (акции) в этом бизнесе. И наоборот, если ваша компания непрерывно несет убытки, если растет ее задолженность перед кредиторами, то стоимость такой компании будет уменьшаться. Любая корпорация, акции которой свободно обращаются на фондовом рынке обязана ежеквартально публиковать результаты своей коммерческой деятельности — оборот, доход, основные позиции балансового отчета. Как на основе этой информации спрогнозировать спрос и предложение на акции конкретной компании? Очень просто: чем большее число инвесторов ознакомится с основными финансовыми показателями данной компании и чем лучше будут эти показатели относительно аналогичных показателей других компаний, тем большее число инвесторов захочет вложить свои средства в акции именно этого предприятия. Чем больше желающих купить, тем выше спрос.

Кроме фундаментального анализа существует подход к оценке акций, основанный непосредственно на изучении закономерностей в соотношении спроса и предложения. Этот подход носит название технического анализа.

Исходными данными для любого из методов технического анализа является история торгов данными акциями, которая представляется обычно в виде графика. Исключительно на основании этой истории и строится прогноз о поведении котировок в ближайшем будущем. В основе технического анализа лежит постулат о том, что существуют шаблоны изменения котировок акций во времени, отражающие либо определенные аспекты психологии участников торгов, либо крупномасштабные операции на рынке. Не следует забывать и о феномене обратного влияния технического анализа на котировки акций — чем большее числов трейдеров анализирует графики котировок акций данной компании, и чем большее число методов технического анализа дает положительные (buy — купить) сигналы, тем большее число трейдеров захочет совершить краткосрочную сделку на этих акциях, что в свою очередь, приведет к повышению спроса. Справедливо и обратное — чем хуже выглядит график котировок акций данной компании, тем большее число трейдеров может вступить в игру на понижение, что неизбежно приведет к увеличению предложения и это не самый лучший момент для покупки акций, даже если вы планируете долгосрочные инвестиции.

Более подробно о фундаментальном и техническом анализе Вы узнаете в соответствующей главе книги.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector