Становление рынка в россии
Становление и развитие рынка в России
В 1991 г. мировое сообщество узнало о новом государстве, взявшим курс на демократические преобразование с названием Российская Федерация. Оно состояло из 89 субъектов, включая 21 республику с автономным управлением. Перед руководством стояла задача продолжения реформ, направленных на благосостояние народа при неукоснительном следовании правовым нормам. Основным намерением находившихся у «руля» лидеров являлось преодоление экономической отсталости и формирование эффективной политической системы.
Новое правительство
Возникла необходимость укрепления российской государственности и создания органов контроля за народным хозяйством. Представители законодательных и исполнительных структур находятся в усиленной конфронтации, между которыми полностью отсутствует согласие. В 1992 г. под руководством опытного ученого-экономиста Е.Т. Гайдара, аппарат разрабатывает радикальный план преобразований в экономическом секторе. Требуется внедрение методов с использованием механизмов приватизации собственности с преобладанием частного сектора.
Суть преобразований
Правительство опирается на следующие составляющие:
o Установление налогового бремени.
o Либерализацию цен.
o Усиленную защиту малообеспеченных граждан.
Стремительно повышается инфляция. Стоимость произведенных товаров и услуг возрастает приблизительно в 26 раз. Состояние людей видимо ухудшается. Объем выпущенной продукции каждый год опускается на 20%. Тяжелая промышленность находится в полнейшем упадке. Больше всего пострадали:
• Энергетическая система.
• Аграрные предприятия со снижением выпуска продукции на 70%.
Внешняя политика
В результате распада СССР кардинально меняется связь с внешним миром. Новый порядок РФ в данном направлении включает вопросы:
Не уменьшение размера территорий.
Тенденция к независимости.
Курс на рыночное ведение хозяйства.
Интегрирование во внешнее пространство при активном взаимодействии с другими государствами.
Приоритетными становятся торговые отношения с иностранными партнерами при заключении ряда соглашений и включение в состав Международного валютного фонда. При успешных переговорах с Западом удалось отсрочить выплаты по прежним долгам банкам. Следовало решать вопросы:
Культуры.
Соблюдения прав человека.
Улучшения экологической обстановки.
Крупнейшие мировые державы всячески содействуют благотворным начинаниям.
Основы переходного периода
Сложившаяся к тому моменту ситуация отнюдь не лишена драматизма, но отчетливо прослеживается внутренняя логика происходящего исторического процесса. Экономике надлежало трансформироваться с учетом текущих событий на рынке. Плановая система теряет свои позиции, уступая место рыночным элементам хозяйственного регулирования.
Завершается этап истории при отмене принципов, на протяжении длительного временного промежутка заложенных СССР, названный переходным. Он более глубок, чем следование процессу либерализации. В реальности проводимые преобразования являются лишь началом разделения государства и экономики, существенной предпосылкой для образования рыночной системы. Последовало скорое обустройство свойственных данной среде институтов:
Приватизация.
Открытие банков.
Возникновение рынка всевозможных фондов и валютного регулирования.
Темпы невозможно назвать ускоренными, но все же перемены выявили определенный прогресс. На самом пороге смены веков оставляет пост главы государства Б. Н. Ельцин, публично заявивший о собственной добровольной отставке.
Заканчивается эра кризиса, конфронтации политических деятелей и ослабленной страны. Государство прежний руководитель принял накануне катастрофы, при исчезновении тоталитарных принципов правления. Оно прошло через множество катаклизмов, оказавшись на выходе из кризиса.
Вновь избранный Президент В. В. Путин начинает активно сотрудничать с вновь избранным парламентом. Решительно настроенный на укрепление власти, в число его приоритетов входят:
Притеснение сложившегося губернаторского корпуса и олигархических структур.
Изменение в системе налогообложения.
Сбалансированность бюджета.
В скором времени новшества оправдываются, обнаруживая успех.
Курс на динамические процессы
У страны появляется возможность интенсивно развиваться и преодолевать депрессивные настроения в народных массах. Пагубные последствия кризисной ситуации августа 1998 г. удается скоро преодолеть. В 1999 г. замечается рост в экономике, длящийся с 2000 по 2001 гг. Позитивные тенденции во многом происходят благодаря увеличению объемов выпуска промышленной продукции.
Но рынок не может быть самоцелью для общества, которому необходима высокоэффективная и ориентированная на решение социальных проблем экономика. Невозможно игнорировать вопросы инноваций, прогресса в науке и технике. Лишь подобные установки обеспечат уровень и качество жизни населения.
Установление рыночных отношений предполагает возрождение предпринимательства при неизменном повышении инициативности, предприимчивости, активности, проявления творчества и увлечение инновационными приемами. Россия относится к странам «нарождающихся рынков» без позволения макроэкономической несбалансированности. Кризисная ситуация 1998 г. включила ее в мировую систему финансов. Отныне отход от которой обернется новым коллапсом, приведет к не обустроенности и экономическому тупику.
становление рынка в России (стр. 1 из 3)
1. Структура рынка.
1.1. Сущность рынка.
1.2. Обмен результатами труда.
1.3. Рыночная организация.
1.3.1. Проблемы и цели.
1.3.2. Функции рынка.
1.4. Роль государства в рыночной экономике.
2. Становление рынка в России.
2.1. Предпосылки для создания рыночной экономики.
2.2. Государственные реформы 1991-1994гг.
2.2.1. Программа реформ.
2.2.2. Реформы Гайдара – Черномырдина.
2.2.3. Экономика России в 1993г.
2.3. Современный российский рынок.
Тема данного реферата – «Становление рынка в России». Работа состоит из двух частей введения и заключения. В первой части даются общие сведения о рыночной структуре экономики, ее задачах и функциях. Во второй части рассматриваются процессы становления рынка в России, представлена авторская оценка реформ Гайдара-Черномырдина.
Основная ценность данного реферата заключается в подробном и тщательном анализе этапов реформ при возникновении рыночной структуры экономики в РФ.
Любое общество, независимо от степени его экономической зрелости, сталкивается с необходимостью выбора той или иной формы организации для решения основных проблем макроэкономики: что? как? и для кого производить? На основе мирового опыта, можно сделать вывод, что рыночная организация оказалась наиболее эффективной в этом отношении, и в своей работе я привожу доказательства этого.
1.1. СУЩНОСТЬ РЫНКА.
Рынок – это объективное явление экономики, известное любому человеку, осуществляющему какие-либо покупки, А происходящие на рынках изменения интересуют и затрагивают даже тех, кому практически нечего терять. И все же рынку достаточно трудно дать исчерпывающее определение. В имеющихся и уже устоявшихся определениях не удается достичь той степени полноты, которая позволяла бы охватить все стороны столь сложного явления, как рынок.
В длительной экономической эволюции «сотворение» рынков произошло вследствие поиска людьми решения извечной экономической дилеммы: нередкие, ограниченные ресурсы – неограниченные потребности человека в разнообразных благах». Согласно учению А. Смита («Исследование о природе и причинах богатства народов», 1776 г.), возникновение рынков является следствием естественной редкости экономических ресурсов, ограниченности производительных возможностей человека. Экономические ресурсы и производительные возможности людей ограничены относительна и в сравнении с их безграничными потребностями. Человек любых наклонностей и способностей может что-либо эффективно производить только в одной какой-нибудь области, однако потребности его исчисляются миллионами наименований потребительских благ.
1.2. ОБМЕН РЕЗУЛЬТАТАМИ ТРУДА.
Отношения обмена результатами труда выступают еще одним объективным и важным звеном в процессе «сотворения» рынков. Такие экономические отношения вытекают из естественного, природного свойства человека – склонности обмениваться продуктами своего труда для получения многих других необходимых ему благ. Обменивая одни товары на другие, люди наиболее полно удовлетворяют свои разнообразные потребности.
Однако необходимость в обмене одного продукта труда на другой не возникла бы, если бы ограниченность ресурсов не вела к разделению труда и специализации на выполнение отдельных функций, умножающих производительность всех и каждого. В этом смысле рыночная организация экономики не является результатом чьей-либо мудрости: она возникла благодаря процессу обмена продуктами труда людей, способных производить их в ограниченном количестве, но нуждающихся во многих потребительских благах, производимых другими людьми.
Самые несхожие между собой виды труда и их результаты взаимополезны. Различные продукты, благодаря обмену, составляют общую массу, из которой каждый человек может выбрать себе то, что ему необходимо, предложив в обмен продукты своего труда Не будь возможности такого обмена, каждому человеку приходилось бы выполнять множество работ для удовлетворения минимальных и лишь самых насущных индивидуальных потребностей. Нетрудно представить, насколько замедлился бы в этом случае экономический прогресс и развитие цивилизации!
Обмен продуктами труда вызван ростом потребностей, поэтому тщетно было бы ожидать их удовлетворения лишь от субъективного расположения людей друг к другу. Процесс обмена приобретает рыночный характер, поскольку осуществляется на взаимовыгодных, эквивалентных началах. В рыночном процессе обмена любой человек скорее достигнет своей цели, если обратится к другим участникам обмена и сумеет доказать им, что в их собственных интересах сделать для него то, что он хотел бы получить от них. Всякий человек, предлагающий другому рыночный обмен продуктами труда на взаимовыгодных началах, добивается именно этого. Принцип и смысл подобного обмена выглядит примерно так: сдай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что необходимо тебе».
Именно таким путем люди получают максимум потребительских благ в условиях ограниченности ресурсов и разделения труда. Желаемого результата они достигают вовсе не потому, что благожелательно относятся друг к другу, а потому, что каждый человек блюдет свои индивидуальные интересы. В рыночной организации экономики принято полагаться не на чувства людей, а на их рационализм. И говорить им следует не о собственных нуждах и потребностях, а лишь об их выгодах и интересах! Таков принцип рыночных взаимосвязей, где никто не стремится к тому, чтобы зависеть от благоволения своих сограждан, поскольку через товарообмен на паритетных началах взаимной выгоды каждый участник получит столько продуктов, сколько сам предложит для обмена.
Участники рыночного обмена отнюдь не ставят цель содействовать общественной пользе. Они даже не сознают, что вообще способны ей содействовать. Участники обмена продуктами труда имеют в виду лишь свой собственный, индивидуальный интерес, преследуют лишь собственную выгоду. При этом «невидимая рука» направляет их к цели, которой они совсем не руководствовались в своих действиях. Преследуя собственные экономические интересы, люди зачастую более действенно служат интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремятся служить им.
1.3. ОРГАНИЗАЦИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.
1.3.1. ПРОБЛЕМЫ И ЦЕЛИ РЫНОЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.
Экономика – это постоянное движение массовых потоков товаров: они производятся и доставляются потребителям в самые отдаленные точки, где в них нуждаются люди. Казалось бы, при этом не избежать стихии и хаоса, а люди должны жить в неуверенности, под угрозой неминуемых срывов. Ведь в товарных потоках навстречу друг другу перемещаются потребительские продукты и капитальные товары производственного назначения. Товарное движение в производстве и обращении опосредуется рынками денег, ценных бумаг, новейших технологий, информации, знаний. Особое место в этой взаимосвязанной системе занимает рынок труда, услуг, оказываемых работниками самых разных специальностей.
Рыночная организация требует от общества наименьших издержек при решении перечисленных экономических проблем. В рыночной системе взаимодействуют между собой многие экономические переменные; ни один сектор не может существовать обособленно; производители и потребители товаров общаются на языке цен и с его помощью решают важнейшие для всей нации экономические проблемы. Обратимся к рис. 1, показывающему схему рыночной организации экономики.
Изучая представленную на рис.1 схему, важно понять, как взаимодействуют рынки потребительских товаров (они в верхнем секторе) с рынками факторов производства (в нижнем секторе). (1-с.37)
Схема лишь в наиболее виде показывает направления взаимосвязей,обусловленных предложением и спросом. В рыночной экономике нет структур, которые занимали бы место между производственной сферой и потребителями, диктуя им, что и как производить и для кого предназначено произведенное.
§ 3.5. Становление рыночной экономики в России
В результате начавшихся с 1992 г. рыночных реформ Россия прошла часть пути к современной рыночной экономике. Произошли следующие заметные изменения:
- во-первых, появились многочисленные коммерческие банки, товарные биржи, рынок ценных бумаг, валютный рынок, т. е. элементы рыночного хозяйства, без которых невозможно его нормальное функционирование;
- во-вторых, заметно выросли частный сектор экономики, частное предпринимательство, чему способствовала проведенная в 1990-х гг. приватизация. Около 70% валового внутреннего продукта производится в негосударственном секторе. В конце 1990-х гг. в сфере мелкого и среднего предпринимательства действовало более 860 тыс. предприятий, на которых было занято около 6,5 млн человек;
- в-третьих, ликвидирован острейший дефицит потребительских товаров и средств производства, заполнились прилавки магазинов; предложение товаров превышает спрос на них, что создает условия для конкуренции;
- в-четвертых, произошла институциализация рыночных отношений в результате закрепления в Конституции Российской Федерации свободы экономической деятельности, равноправия различных форм собственности, включая частную; в результате принятия Гражданского кодекса, а также ряда других законов, регулирующих функционирование рыночных институтов.
Однако рыночные реформы сопровождались и негативными процессами. Наполнение рынка товарами было достигнуто не в результате подъема сельского хозяйства, легкой, пищевой промышленности, производства товаров длительного пользования (напротив, происходило глубокое падение отечественного производства), а за счет импорта товаров, произведенных за рубежом. Вместе с тем произошло значительное сокращение покупательского спроса из-за снижения реальных доходов большей части населения страны.
В результате приватизации экономическая власть, по данным специалистов, оказалась в руках 5—6% населения, включающих четыре группы собственников: это представители теневой экономики и специалисты, накопившие состояние в 1990—1992 гг.; представители высшего аппарата управления; преступные структуры, получившие возможность «отмывания денег» через скупку приватизационных чеков; «директорский корпус», имевший привилегии в приобретении акций.
Приватизация государственной собственности не сопровождалась модернизацией производства. На большинстве приватизированных предприятий рыночные стимулы не заработали. Возник кризис неплатежей, когда предприятия, банки, государство оказались не в состоянии расплатиться с долгами друг другу. Частное предпринимательство было придавлено непомерными налогами, бюрократическими препонами, рэкетом (вымогательством имущества или денег путем угроз и насилия со стороны преступников). Государство не сумело воспользоваться новыми методами регулирования экономики, той части собственности, которая осталась государственной. Социальные последствия этих процессов оказались тяжелыми: снижение жизненного уровня значительной части населения, рост безработицы, усиление социального расслоения.
В этих условиях обострились споры о путях экономического развития страны. Одни считали, что нужно вернуться к командной экономике, государственной собственности. Другие, напротив, предлагали и далее вытеснять государство из экономики. Более взвешенной выглядела точка зрения тех ученых-экономистов, которые считали, что оздоровить экономику молено не путем отказа от реформ, а продолжая их, постепенно преобразуя имеющиеся формы хозяйствования в направлении соци ально ориентированной и регулируемой рыночной экономики при сохранении важной роли государства в экономических и социальных процессах.
В 2000—2003 гг. экономическое положение начало постепенно улучшаться. Почти на треть возрос ВВП. Многие тысячи предприятий эффективно работают. Развивается внутренний рынок. Экономика России стала привлекательной для инвестиций. Международные организации официально признали Россию страной с рыночной экономикой.
Однако темпы роста экономики нашей страны все еще недостаточны. Структура экономики пока не сбалансирована. В ней преобладают отрасли, добывающие сырье. Необходимо продвижение российской экономики в высокотехнологичные, высокодоходные сферы. Медленно формируется рынок услуг. Их качество низкое, а плата за них растет. Эти и другие проблемы российской экономики потребуют решения в предстоящие годы.