S-p.su

Антикризисные новости
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Санирующая функция рынка предполагает

Функции рынка

· Информационная функция. Через ценовой механизм рынок сообщает своим производителям, какой продукции не хватает, какая произведена с избытком.

· Регулирующая функция.Цены помогают регулировать распределение ресурсов по отраслям и сферам хозяйства таким образом, чтобы уровень производства и его структура были максимально приближены к уровню производства.

· Стимулирующая функция.Система ценообразования дает ответы на главные вопросы экономики. В частности на вопрос как? рынок отвечает — снижением затрат (экономным расходованием ресурсов) или повышением производительности труда, а это использование достижений научно- технического прогресса, применение более квалифицированного труда, совершенствование организации производства.

· Санирующая функция. Рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, дает зеленый свет более предприимчивым и перспективным.

Плюсы рынка:

1. В рыночной экономике производятся те товары и услу­ги, которые покупатели желают и могут купить.

2. Рынок обеспечивает высокую эффективность производ­ства. Как мы уже говорили ранее, конкуренция способствует тому, что производители стремятся использовать новейшие до­стижения научно-технических разработок, внедрять в производ­ство новые технологии и оборудование.

3. Рынок способствует эффективному распределению ресур­сов. Никто и ничто не сдерживает перелив ресурсов из менее эффективных сфер производства в более эффективные. Это объясняет способность рынка к быстрой переорганизации в про­изводстве от одного вида продукции к другому, а также его спо­собность к удовлетворению разнообразных потребностей лю­дей, к росту качества товаров и услуг.

4. Рыночный механизм обеспечивает свободу выбора и дей­ствий участников рыночных отношений. Любой желающий имеет право купить акции, недвижимость, открыть свой счет в банке, начать свое дело.

Минусы рынка:

1. Рынок хорошо работает, когда существует конкуренция. Однако рыночный механизм не способен самостоятельно ре­шать проблемы, связанные с исключительным положением на рынке отдельных фирм, имеющих возможность не заботиться о повышении качества производимой ими продукции, а также диктовать свои цены покупателям.

2. Рыночная деятельность может оказать негативное вли­яние на состояние невосполнимых ресурсов (таких как леса, ди­кие животные, запасы морей и океанов, полезные ископаемые) и экологической обстановки в целом.

Выпуск большинства товаров и создание услуг сопровожда­ется загрязнением окружающей среды, однако борьба с этими отрицательными последствиями производственной деятельнос­ти не выгодна производителям, так как связана с дополнитель­ными расходами.

3. Рынок не обеспечивает производство товаров и услуг коллективного пользования (общественный транспорт, до­роги, мосты, парки и т.д.). В большинстве своем это не вы­годно частным производителям, так как связано со значи­тельными затратами, которые не окупаются в рыночной цене. Например, многие из нас отказались бы платить высокую цену за вход в парк или за право проезда по дороге на своем личном автомобиле. Трудно представить, каким образом частная фирма взимала бы плату с прохожих за освещение городских улиц.

4. Рынок не создает условия для развития фундаменталь­ной науки, системы общего образования, учреждений куль­туры.

5. Рынок не гарантирует право на труд, доход, отдых.

6. Рынок не препятствует возникновению социальной не­справедливости и расслоения общества на богатых и бедных.

Недостатки рыночной экономики могу быть компенсиро­ваны путем вмешательства государства в рыночный механизм.

Рассмотрение вопроса о том, какую роль играет государство, показывает, что в реальной действительности чисто рыночной системы никогда не существовало и существо­вать не может. В настоящее время практически в любой стране мира уже сло­жилась или формируется смешанная экономика.

Смешанная экономика.

Смешанная экономическая система — это рыночная система, основанная на частной собственности и свободном предпринимательстве, регу­лируемая государством.

Для смешанной экономики характерны:

· многообразие форм собственности и типов хозяйствования;

· сочетание рыночной саморегуляции с государственным и корпоративным регулированием экономических и социальных процессов;

· социальная ориентация экономики, развитие систем социальной защиты и социального партнерства.

В самых общих чертах место государства в смешанной экономике может быть сведено к следующим моментам:

Во-первых, некоторые экономические задачи правительства имеют целью поддерживать и облегчать функционирование рыночной системы. В этой сфере необходимо отметить следующие два важнейших вида деятельности государства:

· Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной системы.

Путем выполнения второй группы задач правительство усиливает и модифицирует функционирование рыночной системы. Здесь важное значение имеют следующие три функции правительства:

· Перераспределение дохода и богатства.

· Корректирование распределения ресурсов с целью изменить структуру национального продукта.

· Стабилизация экономики, то есть контроль за уровнем занятости и инфляции, порождаемых колебаниями экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста.

Несмотря на общие черты, хозяйства развитых стран представляют собой многообразие моделей смешанных экономик, что объясняется рядом факторов: менталитетом нации, ходом исторического развития, геополитическим положением, уровнем развития и характером материально-технической базы и др. Рассмотрим некоторые модели смешанной экономики.

Читать еще:  Анализ спроса и предложения на рынке

Основные черты американской модели смешанной экономики:

· низкая доля государственной собственности и незначительное прямое вмешательство государства в процесс производства. Сегодня в государственный бюджет США поступает около 19 % национального продукта;

· всемерное поощрение предпринимательской активности. Основными принципами экономической политики являются поддержка свободы экономической деятельности, поощрение предпринимательской активности, защита конкуренции, ограничение монополий;

· высокий уровень социальной дифференциации. Американские социальные классы ощутимо различаются. Задача социального равенства вообще не ставится. Малообеспеченным слоям населения создается приемлемый уровень жизни.

Основные черты европейской модели смешанной экономики:

· активное воздействие государства на функционирование национального рыночного хозяйства. Сегодня в государственный бюджет стран Европейского сообщества поступает от 29 % (Испания) до 44 % (Бельгия) национального продукта;

· защита конкуренции, поощрение мелкого и среднего бизнеса;

· сильная система социального обеспечения. В Западной Европе социальная ориентация общественно-экономических систем является наивысшей в современном мире. Удельный вес всех затрат на социальные нужды в расходах федеральных бюджетов в большинстве западноевропейских стран составляет 60 % и более, а во Франции и Австрии — даже 73 % и 78 % соответственно. Для сравнения — эти расходы составляют в США 55 %.

Особенности японской модели смешанной экономики:

· координация деятельности правительства и частного сектора. Четкое и эффективное взаимодействие труда, капитала и государства (профсоюзов, промышленников и финансистов, правительства) в интересах достижения национальных целей;

· особая роль государства в экономике. Япония — страна с сильной государственной политикой, осуществляемой без прямого участия государства в хозяйственной деятельности. Сегодня в государственный бюджет Японии поступает всего 17 % национального продукта;

· особый упор на роль человеческого фактора. Удельный вес всех затрат на социальные нужды в Японии составляет 45 %. Низкий уровень безработицы в стране объясняется традициями социального партнерства, хорошо поставленным обучением на рабочих местах, широким распространением работы по временным контрактам (либо неполный рабочий день). Достижением японской экономики является снижение удельного веса бедных. Если в США и странах ЕС этот показатель достигает примерно 15 % от общей численности населения, то в Японии он колеблется около 1 %.

Российская экономика находится на сложной и противоречивой стадии развития, обозначаемой как переходная — от административно-командной системы к смешанной. Российская модель смешанной экономики только формируется, и в дальнейшем ожидается, что она будет сочетать в себе национальные черты и все самое перспективное из других моделей. Российская модель смешанной экономики должна опираться:

· на многообразие форм собственности. Особенностью российского менталитета, с одной стороны, является тяга к индивидуализму, сложившаяся под влиянием Европы. С другой стороны — соборность, коллективизм, государственное мышление. Исторически российское государство играло в жизни общества значительную роль. Должны быть учтены и особенности российского этноса. По мнению большинства специалистов России необходима государственно-частная система хозяйствования, в которой государственная собственность должна занимать примерно такой же удельный вес, как и частная;

· многообразие форм предпринимательской деятельности. Многообразие форм собственности предполагает многообразие форм предпринимательской деятельности. Причем для России особенно актуально сочетание частного и государственного предпринимательства;

· смешанный экономический механизм регулирования экономики. На первых этапах экономических преобразований реформаторы полагали, что при построении крыночной экономики обязательным условием является уменьшение роли государства в социально-экономической жизни общества. Следствием этого стало углубление экономического кризиса, дезорганизация воспроизводственных процессов, подрыв экономической безопасности России. Сегодня можно утверждать, что вывод экономики России из системного кризиса и обеспечение устойчивого экономического роста невозможны без активной роли государства в регулировании воспроизводственных процессов;

· многообразие форм распределения национального продукта.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

6.2. Функции рынка: ценообразующая, информационная, регулирующая, посредническая, санирующая

Рис. 6.2. Функции рынка

Посредническая функция. Рынок соединяется в единую систему экономически обособленных товаропроизводителей и по-требителей. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка невозможно определить, насколько взаимовыгодна та или иная технологическая и экономическая взаимосвязь между конкретными участниками общественного производства. Современное производство основано на разделении труда, поэтому абсолютное большинство продуктов создается не для собственного

а для «чужого» потребителя. Именно рынок служит мостом, через который продукт поступает от производителя к потребителю по схеме: «производство — рынок — потребитель».

Регулирующая функция. Самая важная функция связана с воздействием рынка на все сферы экономики, прежде всего на производство. Рынок дает ответ на вопросы: что, как и для кого производить. Рынок немыслим без конкуренции. Важную роль в рыночном конкурировании имеет соотношение спроса и предложения, существенно влияющее на цены. Растет цена — это сигнал к расширению производства, падает цена — сигнал к сокращению. Неблагоприятное соотношение товара на рынке, отражающее несоответствие его общественным потребностям, вынуждает производителя переориентировать ресурсы на создание другого товара, потребность в котором не удовлетворена. Поэтому рынок способствует перераспределению ресурсов производства, стремясь приблизить ассортимент товаров к структуре общественных потребностей.

Читать еще:  Особенности ценообразования на рынке совершенной конкуренции

Ценообразующая функция. В результате взаимодействия производителей и потребителей, спроса и предложения на товары и услуги на рынке формируется цена, отражающая полезность товара и издержки на его производство. В экономике существуют затратный и рыночный механизмы ценообразования. Суть затратного подхода состоит в том, что величина цены товара становится в зависимость от издержек производства и обращения. Рынок признает только общественно необходимые затраты труда на производство данной продукции, только их согласен оплатить покупатель.

Информационная функция. Через постоянно меняющиеся цены, процентной ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию о количестве, ассортименте и качестве товаров и услуг, которые поставляются на рынок.

Санирующая функция. Рыночный механизм — неблагоприятная система, жесткая, подчас даже жестокая, которой присущи социальное расслоение, беспощадность по отношению к экономически слабым производителям. С помощью кон-куренции рынок очищает общественное производство от эко-номически неустойчивых, хозяйственно нежизнеспособных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным предприятиям (фирмам).

Рынок есть взаимодействие спроса и предложения посредством цены. Экономическая теория именно так и представляет рынок, строя модели рыночной зависимости между спросом, предложением и ценой, а также изучая влияния на них отдельных факторов.

Значение санирующей и информационной функции рынка

Влияние рынка на общество проявляется с помощью экономических функций: информационной, посреднической, регулирующей, ценообразующей, стимулирующей, созидательно-разрушительной, оздоровительной и дифференцирующей.

Санирующая функция — рынок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и поощряет развитие эффективных и перспективных фирм.

Рыночный механизм — это достаточно жесткая, в известной мере жестокая система. Он постоянно проводит «естественный отбор» среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективно функционирующих предприятий. И напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и активным. В результате селекционной работы рынка повышается средний уровень эффективности, поднимается устойчивость национального хозяйства в целом. Как свидетельствует опыт, средний цикл малого бизнеса не превышает пяти лет. В конкурентной борьбе нередко гибнут и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производства и капитала монополизация деформирует санирующий механизм рынка. И все же монополизация нигде не подавляет конкуренцию настолько, чтобы «естественный отбор» прекратился. В России общее количество малых предприятий в последние годы стабилизировалось. Число прекращающих существование и вновь создаваемых предприятий сравнялось. Одна часть предприятий разорилась в результате банкротства банков, другая — ушла в среду теневого бизнеса; многие не выдерживают конкуренции.

Информационная функция — дает объективную информацию об общественно-необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются. Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынки. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены — об избытке благ по сравнению с платежеспособным спросом. Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации, выдающий обобщенные данные по всему хозяйственному пространству, которое он охватывает. Концентрируемая рынком информация позволяет каждому участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчеты и действия. Информационная функция рынка состоит в том, что через систему показателей: цены, количество, ассортимент товаров, проценты и т.п. рынок информирует общество о состоянии экономики отдельных отраслей и всего народного хозяйства.

Гос. регулирование рынка

Гос. регулирование экономики включает меры законодательного, исполнительного и контролирующего характера по обеспечению эк-го роста в стране. Включает в себя методы:

1) непосредственное гос. упр-ие применяется непосредственно к предпр-ям и орг-циям, имеющим жизненно важное значение для эк-ки и общества, представляющим общественную опасность или нуждающимся в значительной гос. поддержке. К ним относятся: военные и энергетич. объекты, заповедники, нац. музей, полезные ископаемые, водн. ресурсы, учреждения науки. Подобные объекты часто находятся в гос. и муницип. собственности.

2) гос. регулирование цикла сводится к противодействию фазам цикла, т.е. в период спада правительство стимулирует деловую активность.

Читать еще:  Характеристика рынка акций

3) налоговое регулирование осуществляется путем установления объектов налогообложения, определение налоговых ставок, введение налоговых льгот, освобождение от налогов, а также введение пошлин и таможенных сборов. Изменяя налоговое бремя, гос-во может ускорять или замедлять экон. процессы, при этом гос-во не может снижать налоги ниже определенного уровня.

4) денежно-кредитное регулирование, которое вместе с налоговым называется фискальной политикой гос-ва. Состоит в воздействии на денежное обращение. Гос-во через ЦБанк может регулировать эмиссию и общую денежную массу.

5) бюджетное регулирование заключается в распределении средств гос. бюджета по различным направлениям их расходования. При этом одним регионам, отраслям и группам населения могут быть выделены большие ассигнования, другим — меньше. Гос-во обладает возможностью устанавливать дополнительные отчисления в бюджет, регулируя гос. доходы и денежные накопления.

6) регулирование посредством формирования гос. программ и гос. заказов.

7) ценовое регулирование – ограничивается предельный уровень цен, а ущерб продавцам компенсируется дотациями.

8) регулирование условий труда.

9) соц. регулирование.

10) гос. регулирование охраны природной среды в виде штрафов, санкций.

77. Роль и значение категории “предельные издержки” в микроэкономическом анализе деятельности фирмы

Предельные издержки – один из видов издержек, изучаемый экон. теорией. Это дополнительные издержки, необходимые для производства дополнительной единицы продукции. Принятие решений производить или не производить эту дополнительную единицу обусловлено дополнительным доходом или прибылью предприятий. Может случиться так, что эти дополнительные затраты, например, наем раб. силы, приобретение сырья, материалов не могут оказаться невозмещенными, а тем более принести дополнительный доход. Обусловлено это 2 обстоятельствами: 1. установленным объемом производства данного вида продукции и, 2. неопределенностью в возможности реализации на рынке этой дополнительно произведенной продукции.

ПРЕДЕЛЬНЫЕ ИЗДЕРЖКИ (англ, marginal cost) — приращение совокупных издержек, вызванное бесконечно малым увеличением производства. Обычно под этим понимают издержки, связанные с производством последней единицы продукции. В реальной жизни при увеличении выпуска продукции наступает такой момент, когда дополнительные (предельные) издержки и предельная выручка фирмы совпадают. Следовательно, предельная прибыль оказывается равной нулю. Это означает, что при прочих равных условиях дальнейшее наращивание выпуска продукции будет сопровождаться уменьшением выручки.

Закономерности, которым подчиняется изменение издержек в долгосрочном временном интервале, позволяют фирме правильно выбрать размер предприятия, определить объемы выпуска продукции.

Бизнес-план фирмы

Бизнес-план составляется в целях эффективного управления и планирования бизнеса и является одним из основных инструментов управления предприятием, определяющих эффективность его деятельности.

Каждый инвестор захочет оценить выгодность инвестирования в предлагаемый инвестиционный проект и оценить соотношение возможной отдачи от проекта и рискованности вложений, а лучший способ для этого — изучить и проанализировать бизнес-план инвестиционного проекта.

Обязательным условием получения банковского кредита является предоставленный банку грамотно составленный бизнес-план инвестиционного проекта. Бизнес-планирование позволяет экономистам-менеджерам не только обосновать необходимость разработки того или иного инновационного проекта, но и возможность его реализации в действующих рыночных условиях.

Бизнес-план представляет собой документ, который описывает аспекты будущего коммерческого предприятия, анализирует проблемы, с какими оно может столкнуться, а также устанавливает способы их решения.

Для предварительного технико-экономического обоснования бизнес-проекта, как подтверждает отечественная практика, необходимы следующие рыночные показатели:

общие исходные данные и условия выполнения проекта;

рынок сбыта продукции и производственная мощность;

материальные факторы производства и требуемые ресурсы;

местонахождение предприятия и транспортные связи;

организация предприятия и накладные расходы;

потребность трудовых ресурсов и источники покрытия;

планирование сроков осуществления проекта;

финансово-экономическая оценка бизнес-проекта.

Титульный лист: название и адрес фирмы; имена и адреса учредителей; суть предлагаемого проекта; стоимость проекта.

Вводная часть: основные положения предлагаемого проекта.

Анализ положения дел в отрасли: текущая ситуация и тенденции ее развития; потенциальные конкуренты; предполагаемые потребители.

Существо предлагаемого проекта: выпускаемая продукция; выполняемые работы и услуги; необходимые помещения и оборудование; требуемый административный и производственный персонал; сведения о самом предпринимателе и его партнерах.

Производственный план: содержание технологического и производственного процессов; предполагаемые субподрядчики и партнеры; стоимость основных производственных фондов; номенклатура и объем выпуска продукции; перечень применяемых материалов; поставщики сырья.

План маркетинга: предполагаемые цены на продукцию; возможные каналы сбыта; реклама продукции; прогноз новых видов изделий; целевые показатели.

Организационный план: форма собственности; сведения о партнерах (пайщиках); мера ответственности партнеров; состав руководящих органов; организационная структура фирмы; распределение обязанностей и функций.

Финансовый план: план доходов и расходов; денежные поступления и платежи; балансовый план; точка самоокупаемости; основные источники денежных средств; порядок использования доходов.

Оценка риска: слабые стороны предприятия; вероятность появления новых технологий; альтернативные стратегии; надежность партнеров и поставщиков.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector