S-p.su

Антикризисные новости
7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сайт балансирующего рынка системного оператора

Просто об оптовом рынке электроэнергии

Вопрос выхода на оптовый рынок электроэнергии актуален для крупных предприятий, но при его проработке техническая служба сталкивается с большим количеством новой информации. Сходу разобраться в том, что такое оптовый рынок и как он работает не всегда получается. Информация разрознена и написана на узкопрофессиональном языке. В этой статье мы постарались доступно рассказать о структуре оптового рынка и механизмах его работы.

История создания оптового рынка

Оптовый рынок электроэнергии (ОРЭМ) создан в рамках реформы РАО ЕЭС в 2003 году. Цель создания оптового рынка — соединить в одном месте крупных производителей электроэнергии и потребителей. Сегодня на оптовом рынке продаётся и покупается два товара электрическая энергия и электрическая мощность.

Организации, участвующие в работе оптового рынка

Ассоциация НП «Совет рынка»

Некоммерческое партнерство, создано участниками оптового рынка электрической энергии и мощности. По сути, выполняет функцию саморегуляции оптового рынка электроэнергии в стране.
Ассоциация НП «Совет рынка» объединяет в рамках палат всех участников рынка.

  • Палата экспертов — претенденты на получение статуса субъекта оптового рынка: энергосбытовые компании и потребители;
  • Палата покупателей — покупатели электроэнергии, субъекты оптового рынка: энергосбытовые компании и потребители;
  • Палата продавцов — генераторы электроэнергии, квалифицированные для работы на оптовом рынке;
  • Палата инфраструктурных организаций — организации, обеспечивающие функционирование коммерческой и технологической инфраструктуры оптового рынка электроэнергии: ОАО «Администратор торговой системы», ОАО «Центр финансовых расчетов», ОАО «Системный оператор Единой энергетической системы», ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергосистемы»

ОАО «Администратор торговой системы»

Администратор торговой системы выполняет следующие функции:

  • Регистрирует группы точек поставки — определяет какая компания, по каким точкам учета продает или покупает электроэнергию. Проверяет правильность оформления документов и правильность работы системы учета электроэнергии по точкам поставки генераторов и потребителей;
  • Сопровождает торги на оптовом рынке. Принимает заявки от потребителей и генерации на покупку и продажу электроэнергии и мощности
  • Определяет цену на электроэнергию. На основании заявок потребителей и генерации определяет цену на электроэнергию для каждого региона в почасовом разрезе.
  • Проводит расчеты объемов потребленной электроэнергии. По итогам торгов определяет какой потребитель у какой генерации сколько купил электроэнергии.

Тариф на услуги Администратора торговой системы определяется Федеральной антимонопольной службой. Составляет около 1/10 копейки за кВт.ч электроэнергии. Точная цена услуг цена услуг администратора торговой системы на 2016 год составляет:

  • На первое полугодие 2016 года – 0,001103 руб./кВт*ч;
  • На второе полугодие 2016 года – 0,001110 руб./кВт*ч.ОАО «Администратор торговой системы» является 100% учредителем ОАО «Центр финансовых расчетов».

ОАО «Центр финансовых расчетов»

Центр финансовых расчетов осуществляет биллинг. На основании данных Администратора торговой системы и результатов торгов центр финансовых расчетов делает расчет кто, кому и сколько должен. Формирует реестр для генераторов и покупателей для выставления счетов фактур.

До момента завершения торгов потребители электроэнергии не знают какому конкретному генератору они должны заплатить. Это определяет центр финансовых расчетов. После предоставления реестров потребители электроэнергии платят генераторам напрямую.

Системный оператор

Отвечает за надежность работы энергосистемы России и регулирует работу генерации и потребителей в оперативном режиме. По сути управляет потоками электроэнергии в стране, уравновешивает объемами потребления и объемами генерации, чтобы энергосистема не вышла из равновесия. Иначе это повлечет за собой веерные отключения и блэкауты, такие как в Санкт-Петербурге в 2010 году.

Сегменты оптового рынка электроэнергии

Оптовый рынок электроэнергии разделен на несколько сегментов. Отдельно происходит покупка и продажа электрической мощности и электрической энергии.

Рынок регулируемых договоров

На рынке регулируемых договоров ведётся продажа электроэнергии для населения и категорий потребителей, приравненных к ним. Цена на электроэнергию в этом сегменте оптового рынка определяется не рыночными методами, а устанавливается государством. На текущий момент в этом сегменте оптового рынка продаётся около 25% всего объема электроэнергии.

Рынок свободных договоров

На рынке свободных договоров потребитель и генерация могут заключить прямой договор на покупку электроэнергии по установленной цене. Раньше этот сегмент использовался для покупки электроэнергии у генераторов по более выгодной цене. Затем были внесены изменения в законодательство. На текущий момент на рынке свободных договоров электроэнергия не может быть продана по цене выше цены рынка на сутки вперед, а в случае покупки электроэнергии по более низкой цене экономический эффект от такой операции включается нерегулируемую цену, которая потом включается в конечную цену для потребителей на розничном рынке. То есть гарантирующий поставщик не может на этом заработать и экономическая целесообразность заключать свободные договоры для него пропала. А вот для потребителей оптового рынка свободные договоры являются инструментом снижения цены на электроэнергию, так как он покупает ее для себя.

Рынок на сутки вперед

Сегмент оптового рынка электроэнергии, на котором идут основные операции. На текущий момент на нем продаётся и покупается около 70% электроэнергии. На рынке на сутки вперед цена на электроэнергию определяется на основании баланса спроса и предложения. Все потребители электроэнергии планируют собственное потребление и делают заявки на следующий день об объеме потребления в каждый час суток. Аналогично делают генераторы — сообщают администратору торговой системы в какой час сколько электроэнергии они могут выработать, также генераторы сообщают цену электроэнергию, по которой они готовы продать.

Далее происходит определение цены электроэнергии и выбор генерации, которые будут производить электроэнергию.

Первоочередной в продаже электроэнергии стоит энергия, выработанная на атомных и гидроэлектростанциях. Это связано с особенностями технологического процесса. Эти генераторы не могут управлять объемом выработанной электроэнергии. А далее тепловая генерация в порядке возрастания их заявленной цены на электроэнергию.Во многом за счет функционирования рынка на сутки вперед происходит конкуренция между генераторами и сдерживание роста цены на электроэнергию. За послание 3 года средняя цена покупки на электроэнергию возросла на 15%. Основной рост цены на электроэнергию происходит за счет увеличения стоимости топлива для генераторов.

Читать еще:  Общая характеристика рынка ресурсов

Балансирующий рынок

Предприятиям сложно планировать объем потребления, поэтому фактический объем потребления отличается от заявленного на рынке на сутки вперед. Для балансировки создан отдельный сегмент рынка — балансирующий рынок. При отклонении фактического объема от планового, покупка недостающей электроэнергии или продажа излишне заказанной происходит на балансирующем рынке. Цена на электроэнергию на балансирующем рынке дороже, чем на рынке на сутки вперед для тех, кто докупает электроэнергию сверх плана и дешевле для тех, кто продает излишки.

Цена на балансирующем рынке определяется аналогично рынку на сутки вперед. В режиме реального времени Системный оператор дозагружает более дорогую генерацию, чтобы покрыть недостаток электроэнергии.

Конкурентный отбор мощности

Конкурентный отбор мощности производит системный оператор. До октября месяца текущего года генерирующие компании подают предложения по объему выработанной мощность и цене выработки. Системный оператор делает прогноз спроса на мощность. На основании баланса спроса и предложения определяется максимальная цена мощности. Генераторы, предложившие цену выше, полученной в торговле мощностью, не участвуют. Заявки на мощность подаются на 3 года вперед. В 2016 году будут подавать заявки 2019 год.

Хотите узнать о работе оптового рынка электроэнергии больше? Мы к вашим услугам! Проконсультируем бесплатно.

Агрегаторы управления спросом на электрическую энергию. Услуги по управлению спросом на электрическую энергию. Информация обновляется

Статья дополняется обновлениями, с которыми можно ознакомиться внизу страницы

В настоящее время Системный оператор ведет активную работу по внедрению механизмов снижения объема потребления в часы пиковой нагрузки энергосистемы. Постановлением Правительства РФ от от 20.03.2019 №287. Установлены понятия: Агрегатор управления спросом; Потребители, участвующие в групповом управлении изменением нагрузки, а также определены параметры дальнейшей работы по введению механизма со 2 полугодия 2019 года.

Ссылки на материалы на сайте Системного оператора: http://www.so-cdu.ru/index.php? >

ОБНОВЛЕНИЕ:

Системный оператор открыл регистрацию для агрегаторов управления спросом на электрическую энергию: http://www.so-cdu.ru/index.php? >

ОБНОВЛЕНИЕ 2:

Состоялся первый конкурентный отбор оказания услуг по управлению спросом на электрическую энергию.

Системный оператор 26.06.2019 г. провел отбор потребителей, оказывающих услуги по управлению спросом на э/э на июль-сентябрь 2019 года.

Проводим анализ пилотного отбора субъектов электроэнергетики, оказывающих услуги по управлению спросом.

Новость о проведении пилотного отбора на сайте Системного оператора: http://so-ups.ru/index.php? >

Решения комиссии по проведению конкурентного отбора: http://www.so-cdu.ru/index.php? >

ОБНОВЛЕНИЕ 3:

Системный оператор опубликовал результаты исполнения агрегаторами управления спросом команд Системного оператора за июль 2019 года.

Первые результаты не очень обнадёживающие.

В первой ценовой зоне из 39 МВт. «расторгованных» объемов, услуги по управлению спросом были оказаны всего на объем 16,43 МВт., фактическая стоимость услуг составила 8,5 млн. руб. При этом базовая стоимость услуг (была бы оплачена при исполнении всех команд Системного оператора) составляла 18,7 млн. руб.

То есть, обязательства были исполнены менее чем на половину.

Во второй ценовой зоне ситуация гораздо хуже. Из 8,52 МВт. исполнены обязательства только по 0,09 МВт. (54,9 тыс. руб).

Фактически, в Сибири механизм ценозависимого потребления в июле 2019 года не сработал вообще.

ОБНОВЛЕНИЕ 4:

ОБНОВЛЕНИЕ 5:

Состоялся конкурентный отбор субъектов электроэнергетики, оказывающих услуги по управлению спросом на 4 квартал 2019 года.

Результаты впечатляют. В первой ценовой зоне максимальная цена отобранных заявок составила всего 99 тыс. руб./МВт.

Минимальная цена всего 1 руб/МВт. Скорее всего агрегатор просто опечатался при подаче заявки.

Всего в первой ценовой зоне отобрано 28 заявок.

Во второй ценовой зоне потребители тоже активизировались. Отобрано 18 заявок. Максимальная цена среди отобранных заявок 444,8 тыс. руб.

Конкурентный отбор показывает, что спрос на оказания данных услуг со стороны потребителей имеется.

ОБНОВЛЕНИЕ 6:

Опубликован ПРОЕКТ Приказа ФАС России по установлению тарифов для Системного оператора на 2020 год, согласно которому:

  • Плановый совокупный объем оказания услуг по управлению спросом составляет 100 МВт. ежемесячно на 1 полугодие 2020 года и 183 МВт. ежемесячно на 2 полугодие 2020 года.
  • Предельный размер средств, необходимых на оплату услуг по управлению спросом на 2020 год составляет 1,4 млрд. руб.
  • Тариф системного оператора для потребителей
    • на 1 полугодие 2020 года — 1,417 руб./МВтч. (как во втором полугодии 2019 года).
    • на 2 полугодие 2020 года — 5,303 руб./МВтч. (рост в 3,7 раза).

Системный оператор совершенствует технологии балансирующего рынка

28 сентября 2012, 09:39
Рубрика: Энергетика
Метки: СО ЕЭС

С 27 сентября 2012 года ОАО «Системный оператор Единой энергетической системы» перешел на управление режимами ЕЭС России с применением сокращенного с трех до двух часов интервала расчетов планов балансирующего рынка. Количество формируемых Системных оператором планов балансирующего рынка увеличилось с 8 до 12 в сутки.

План балансирующего рынка (ПБР) формируется Системным оператором по результатам конкурентного отбора ценовых заявок поставщиков – участников оптового рынка. На основании результатов такого отбора Системный оператор управляет электроэнергетическими режимами и корректирует планируемую загрузку генерирующих мощностей поставщиков электроэнергии. Теперь такие расчеты будут выполняться каждые 2 часа, ранее план загрузки генерирующих мощностей формировался на каждые 3 часа.

Читать еще:  Описание рынка сбыта

Для формирования ПБР используется та же расчетная модель, что и при проведении торгов на РСВ, но содержащая актуализируемые в течение операционных суток параметры функционирования энергосистемы. При расчете ПБР учитываются уточненный прогноз потребления, текущий состав работающего генерирующего оборудования и топология сети. По результатам расчета ПБР Системный оператор определяет и доводит до участников рынка плановые графики работы электростанций и ценовые индексы балансирующего рынка (БР).

По словам Директора по энергетическим рынкам и инновационному развитию ОАО «СО ЕЭС» Андрея Катаева, экономические стимулы балансирующего рынка обеспечивают заинтересованность генераторов в корректном планировании выработки и точном выполнении заданных диспетчерских графиков (диспетчерских команд), при этом одним из необходимых условий работы балансирующего рынка является максимально точное формирование управляющих воздействий Системного оператора.
«Переход на расчеты ПБР с двухчасовым интервалом позволяет ОАО «СО ЕЭС» более точно и оперативно учитывать актуальное состояние ЕЭС России при формировании графиков работы электростанций и расчете ценовых индексов БР. Таким образом, обеспечивается максимальная адекватность ценовых сигналов актуальному состоянию ЕЭС», — отметил Андрей Катаев.

С сокращением интервала расчета ПБР участники рынка получили возможность более оперативно участвовать в формировании оптимальных для них графиков загрузки электростанций. Уменьшение интервала расчетов ПБР позволит субъектам рынка более эффективно использовать механизм оперативных ценопринимающих заявок, корректирующих объемы поставки электроэнергии на оптовый рынок.

О балансирующем рынке

Балансирующий рынок — один из секторов торговли на оптовом рынке электроэнергии (мощности), который представляет собой механизм расчетов между субъектами рынка при возникновении отклонений фактических объемов производства электроэнергии от плановых почасовых объемов производства. Основой балансирующего рынка является проводимый Системным оператором конкурентный отбор ценовых заявок поставщиков, который проводится исходя из требования минимизации стоимости на поставки электрической энергии для удовлетворения фактического спроса на электроэнергию в актуальных условиях функционирования энергосистемы. На основании результатов такого отбора, Системный оператор осуществляет управление электроэнергетическими режимами, формируя графики загрузки генерирующих мощностей.

Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl + Enter

Что такое оптовый рынок электроэнергии

По состоянию на сегодняшний момент в России отношения по купле-продаже электроэнергии можно условно разделить на две основные части:

  • купля-продажа на оптовом рынке электроэнергии (оптовый рынок электроэнергии и мощности);
  • купли-продажа электроэнергии на розничном рынке электроэнергии;

Основы розничного рынка электроэнергии рассматривались в других статьях сайта, поэтому в этой статье остановимся более подробно на понятии оптового рынка электроэнергии и мощности ОРЭМ.

Итак, что такое оптовый рынок электроэнергии и мощности, какие правила оптового рынка электроэнергии существуют, а также какие субъекты оптового рынка электроэнергии и мощности имеют право на нем работать об этом и пойдет речь в настоящей статье.
На оптовом рынке продавцами и покупателями могут выступать:

  • генерирующие компании оптового рынка электроэнергии;
  • операторы экспорта/импорта электроэнергии;
  • энергосбытовые компании и гарантирующие поставщики;
  • сетевые компании (территориальные сетевые компании и ОАО «ФСК ЕЭС» ) — в части покупки потерь;
  • крупные потребители.

Указанные выше субъекты оптового рынка электроэнергии и мощности ОРЭМ могут быть как продавцами на оптовом рынке электроэнергии и мощности, так и покупателями. Для того, чтобы получить статус оптового рынка электроэнергии и мощности и право торговать на нем организация, желающая стать участником оптового рынка электроэнергии и мощнсоти, должна удовлетворять требованиям, которые изложены в «Правилах оптового рынка электроэнергии», утвержденном в постановлении Правительства РФ от 27 декабря 2010 года № 1172, а также в Договоре о присоединении к торговой системе оптового рынка (его можно скачать на сайте НП «Совет рынка»).

В России оптовый рынок электроэнергии и мощности пока действует только на территории ценовых зон. Ценовая зона – это часть территории РФ, где возможна конкуренция между участниками оптового рынка электроэнергии и мощности. Существует две ценовые зоны:

  • первая ценовая зона (территория Европейской части России и Урала);
  • вторая ценовая зона (Сибитрь).

Кроме того, есть так называемые неценовые зоны (регионы Дальнего Востока, Архангельская область, Калининградская область и Республика Коми). На этих территориях конкуренция пока по различным техническим причинам невозможна. В неценовых зонах реализация электроэнергии на розничном рынке электроэнергии и мощности производится по регулируемым ценам. О ценовых и неценовых зонах оптового рынка электроэнергии более подробно рассмотрено ниже.

Основные принципы работы оптового рынка электроэнергии и мощности

Как следует из названия, на оптовом рынке электроэнергии и мощности осуществлятеся торговля двумя товарами – электроэнергией и мощностью.
Мощность – это особый товар, при покупке которого у покупателя возникает право требования к генерирующим компаниям оптового рынка поддерживать оборудование, предназначенное для выработки электроэнергии в постоянной готовности.

В настоящем виде оптовый рынок электроэнергии и мощности работает с 2006г.

Рынок электроэнергии

На оптовом рынке электроэнергии и мощности работают несколько секторов рынка:

  • сектор регулируемых договоров;
  • рынок на сутки вперед;
  • сектор свободных договоров;
  • балансирующий рынок.

По регулируемым договорам сектора регулируемых договоров тарифы на электроэнергию определяется ФСТ РФ. При этом в этом секторе приобретается электроэнергия только для поставки населению, а также для потребителей в зоне работы МРСК Северного Кавказа.

Объемы электроэнергии, которые не приобретаются по регулируемым договороам, покупаются по нерегулируемым ценам в рамках свободных договоров, рынка на сутки вперед (РСВ) и балансирующего рынка (БР).

Основной смысл свободных договоров это то, что участники оптового рынка электроэнергии и мощности самостоятельно определяют с кем они будут заключать договоры, а также цены и объемы поставки электроэнергии.

Читать еще:  Стратегии лидерства на рынке

Рынок на сутки вперед (РСВ) оптового рынка электроэнергии и мощности это проводимый ОАО «АТС» конкурентный отбор ценовых заявок поставщиков и покупателей за сутки до реальной поставки электроэнергии с определением цен и объемов поставки на каждый час суток. На РСВ осуществляется маржинальное ценообразование, т.е. цена определяется путем балансирования спроса и предложения и распространяется на всех участников рынка. Цена РСВ определяется для каждого из порядка 8000 узлов обеих ценовых зон.

Индексы цен и объемы торговли РСВ публикуются в ежедневном режиме на сайте ОАО «АТС».

Для подачи заявки на покупку электроэнергии на рынке на сутки вперед покупатели оптового рынка направляют эти заявки в соответствии с установленными сроками в адрес ОАО «АТС». Таким образом, все крупные потребители, которые работают на оптовом рынке электроэнергии и мощности должны подавать заявки с плановым почасовым потреблением электроэнергии для приобретения электроэнергии на рынке на сутки вперед.
Для исключения рисков манипуляции ценами на рынке на сутки вперед в первую очередь должны удовлетворяться заявки на приобретение электроэнергии с наименьшей ценой.

Вместе с тем, фактическое потребление электроэнергии всегда отличается от планового потребления электроэнергии. В связи с этим у потребителя, который подал заявку на приобретение электроэнергии на рынке на сутки вперед будет либо недостаток электроэнергии (в случае если факт больше плана), либо избыток приобретённой на рынке на сутки вперед электроэнергии (план больше факта). В связи с этим торговля этими отклонениями производится в режиме реального времени на балансирующем рынке. Стоит отметить, что цена покупки электроэнергии на балансирующим рынке значительно выше чем цена покупки на рынке на сутки вперед, а цена продажи – значительно ниже. Т.е. планировать свое почасовое потребление необходимо таким образом, чтобы добиться минимального отклонения факта от плана, т.к. значительное отклонение приведет к значительному увеличению затрат на электроэнергию. При этом за каждые 3 часа до часа фактической поставки системный оператор (ОАО «СО ЕЭС») проводит дополнительные конкурентные отборы заявок поставщиков с учетом прогнозного потребления в энергосистеме, экономической эффективности загрузки станций и требований системной надежности.

Кроме того, отклонения фактического потребления от планового квалифицируются собственными или внешними инициативами. Собственная инициатива возникает по причине действий участника рынка (потребителя или поставщика), внешняя – в результате команд Системного оператора или аварии, приведшей к вынужденному изменению режима производства или потребления электроэнергии. Для определения стоимости отклонений для различных видов инициатив используются расчетные формулы (срезки), рассчитываемые на каждый час суток для каждого узла расчетной модели. Срезки определяются как максимальные (минимальные) значения индикатора БР и цены РСВ., тем самым стимулируя к более точному исполнению планового потребления и производства электроэнергии. На основе стоимости отклонений определяются предварительные требования и предварительные обязательства БР, разница между которыми формирует небаланс балансирующего рынка. Отрицательный небаланс распределяется между участниками пропорционально их собственным инициативам. Положительный небаланс распределяется между поставщиками, пропорционально величине исполнения внешних инициатив, и потребителями, максимально точно придерживающимися планового потребления. Таким образом, на БР «штрафуются» участники рынка, допускающие наибольшие отклонения фактических потребления и выработки от плановых по собственной инициативе, и «премируются» участники, придерживающиеся планового потребления и максимально точно выполняющие команды Системного оператора.

Рынок мощности

С 1 июня 2008 года торговля мощностью осуществляется на основе конкурентного отбора мощности (КОМ), проводимого системным оператором. Участники оптового рынка, прошедшие процедуру допуска к КОМ, получили возможность подавать заявки в объеме, не превышающем максимальную располагаемую мощность, учтенную Федеральной службой по тарифам России в прогнозном балансе на соответствующий период регулирования. Покупатели обязаны оплатить всю мощность, отобранную на КОМ в их ценовой зоне. Поставщики в каждой ценовой зоне несут солидарную ответственность за исполнение обязательств по предоставлению мощности.
Переходный рынок мощности обеспечил возможность реализации части мощности по нерегулируемым ценам, в рамках договоров купли-продажи электроэнергии и мощности (СДЭМ), в том числе на бирже, и купли-продажи мощности по результатам конкурентного отбора. Постановлением Правительства РФ №89 от 24 февраля 2010 года утверждены изменения в Правила оптового рынка, обеспечивающие запуск модели долгосрочного рынка мощности (ДРМ). Как и в части торговли электроэнергией, с 2011 года по регулируемым договорам поставляется мощность только в объемах, необходимых для поставки населению и приравненным категориям потребителей.

Основные отличия ДРМ от переходного рынка мощности:

  • В рамках КОМ мощность отбирается на не год вперед, а на 4 года (начиная с 2016 года), что гарантирует оплату мощности поставщику на период строительства новых мощностей;
  • Ценообразование осуществляется в рамках зон свободного перетока (ЗСП), а не ценовых зон, что позволяет формировать локальные ценовые сигналы для покупателей и поставщиков мощности;
  • В рамках конкурентного отбора отбирается и оплачивается не вся располагаемая мощность, что способствует усилению конкуренции среди поставщиков мощности.
  • В долгосрочный рынок мощности включены договоры о предоставлении мощности, позволяющие обеспечить финансирование инвестиций в новую генерацию.

Территории, отмеченные 3 и 4 это неценовые зоны оптового рынка электроэнергии и мощности.

На некоторых территориях, которые на карте заштрихованы установлены особенности работы оптового и розничного рынка электроэнергии и мощности.

Хотите узнать как выйти на оптовый рынок электроэнергии, чтобы потом не сожалеть об этом? Читайте эту статью

Субъекты России, входящие в первую ценовую зону оптового рынка электроэнергии

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector