S-p.su

Антикризисные новости
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Регуляторы рынка труда это

Основные факторы (регуляторы) на рынке труда

Факторы, влияющие на формирование заработной платы, подразделяются на рыночные и нерыночные. К ры­ночным факторам относятся: спрос и предложение, складывающиеся на рынке тру­да; полезность ресурса для предприятия; эластичность спроса на труд по цене, вза­имозаменяемость ресурсов; изменение цен на потребительские товары и услуги.

К нерыночным факторамрегулирования заработной платы относятся: меры го­сударственного регулирования; соотношение сил между профсоюзами и работода­телями; трудовой вклад персонала и конечные результаты финансовой деятельности предприятия.

Закон спроса на рынке труда регулирует ставки заработной платы и условия за­нятости. Это происходит с учетом профессий, работы и занятости. В рамках этого закона спрос на работников определенной квалификации с низкими ставками зара­ботной платы выше, чем на работников той же квалификации, но с высокими став­ками зарплаты.

Закон предложения гласит: число лиц, ищущих работу определенной квалифи­кации согласных на низкие ставки зарплаты меньше, чем число ищущих работу с повышенным требованием к зарплате. Точка пересечения интересов большего числа людей, участвующих на рынке труда и функционирующих в рамках спроса и предложения, приводит к равновесию интересов продавца и покупателя.

Механизм функционирования рынка труда основан на многоплановости и раз­нообразии сфер экономической жизни общества. Сумма материальных средств, де­нег, выплачиваемых работнику за использование его труда в виде заработной платы (цены рабочей силы) определяется рынком труда, т.е. спросом на рабочую силу. Предложение рабочей силы является основополагающим, но не единственным усло­вием механизма существования самого этого рынка.

Чем больше спрос на конкретную рабочую силу и чем меньше ее предложение, тем выше заработная плата этих работников, и наоборот. Величина спроса на рабо­чую силу определяется предельным доходом предпринимателя, т.е. вступает в силу закон уменьшающегося дохода при дополнительном увеличении какого-либо фактора производства.

В соответствии с данным законом прием новых работников может происходить до тех пор, пока каждый вновь принятый рабочий будет сопровождаться дополни­тельным приростом продукции без падения выработки на каждого взятого дополни­тельно работника, пока не наступает предел, ниже которого невыгодно привлекать рабочую силу. Предприятие не может беспредельно нанимать рабочих по рыночной цене. Оно может принять «Ч» рабочих по цене «3» сообразуясь с тем, что при таком соотношении предельные продажи продукции дают максимальные прибыли. Иначе, в случае привлечения дополнительной рабочей силы по более высокой цене, сни­жаются доходы предприятия.

Именно поэтому величина спроса определяется законом предельной произво­дительности системы. Это обстоятельство оказывает существенное влияние на стоимость рабочей силы.

Предложение рабочей силы связано с двумя устремлениями рабочих — получать больше и больше иметь досуга при росте заработной платы (эффект дохода) и ра­ботать больше за более высокую заработную плату, чтобы заменить досуг более вы­сокой заработной платой (эффект замены).

Стремление предпринимателя нанять рабочую силу высокой квалификации по более низким ставкам заработной платы встречает сопротивление со стороны рабочих продать рабочую силу той же квалификации по более высоким ставкам зара­ботной платы. В противоборстве этих полярных устремлений достигается разумное равновесие на рынке труда. В современных условиях рынок труда становится полем коллективных, групповых поступков и представляет собой сферу общественных пе­реговоров и коллективных действий наемных рабочих, представленных профсоюза­ми, и представителей общероссийского объединения работодателей, которые дого­вариваются об экономических условиях труда при участии государства.

Читать еще:  Фирма на совершенно конкурентном рынке

Исходя из определения и характеристики рынка труда можно установить основные его элементы: А – субъекты рынка труда; Б — правовые акты, регламентирующие отношения субъектов на рынке труда; В — конъюнктура рынка; Г – инфраструктура рынка.

А. Основными субъектами рынка труда являются работодатели и наемные работники.

Работодатель — наниматель, который может быть представлен разными «фигурами» в зависимости от узаконенной структуры отношений собственности. Им могут быть — государственные предприятия; акционерные общества; общественные организации; колхозы; властные структуры; совместные предприятия; хозяйственные ассоциации и т. д.

Наемные работники — это свободные трудоспособные граждане, для которых работа по найму является главным источником средств существования и индивидуального воспроизводства. Для работодателей они представляют различную ценность в зависимости от пола, возраста, квалификации, социального статуса и ряда социально приобретенных качеств.

Система отношений на рынке труда складывается из трех основных компонентов (рис 3.1):

2

Работодатели
Наемные работники

1

3 3

Государство

2 2

2

Рис.3. 1. — Система отношений на рынке труда.

1. отношения между наемными работниками и работодателями;

2. отношения между субъектами рынка труда и представителями различных организаций-посредников (профсоюзы, ассоциации работодателей, службы занятости);

3. отношения между субъектами рынка труда и государством.

Наличие и взаимодействие всех элементов рынка труда необходимо для его функционирования. Рынок труда выполняет ряд функций:

§ организация встречи работодателей и наемных работников;

§ обеспечение конкуренции на рынке труда как между работодателями, так и наемными работниками;

§ установление равновесных ставок заработной платы;

§ решение вопросов занятости населения;

§ осуществление социальной поддержки безработных путем перераспределения рабочей силы в народном хозяйстве между отраслями и сферами производства и обеспечения работой незанятого населения.

Б. Правовые акты, регламентирующие трудовую деятельность устанавливают на государственном и региональном уровнях.

В. Конъюнктура рынка — это соотношение спроса и предложения в разрезе всех составляющих структур рынка. Она складывается в зависимости от состояния экономики, отраслевой структуры хозяйства, уровня развития технического базиса, благосостояния, развития рынка товаров, услуг, жилья, ценных бумаг, состояния социальной и производственной инфраструктуры, степени развития многоукладной экономики, меры развития интеграционных связей.

В зависимости от соотношения между спросом и предложением конъюнктура рынка труда может быть трех типов:

— трудодефицитной, когда рынок труда испытывает недостаток предложения труда;

— трудоизбыточной, когда на рынке труда имеются большое число безработных и соответственно избыток предложения труда;

— равновесной, когда спрос на труд соответствует его предложению.

Текущая конъюнктура российского рынка характеризуется диспропорциями в соотношении спроса и предложения труда, которые носят застойный характер.

Конкуренция представляет собой наличие большого числа независимых покупателей и продавцов на рынке труда и возможность для них свободно входить на рынок труда и покидать его. Она — неотъемлемая составляющая механизма любого рынка. Для полноценного функционирования рынку труда требуется развитая инфраструктура.

Читать еще:  Анализ динамики рынка сбыта продукции

Г. Инфраструктура рынка труда — это государственные учреждения, негосударственные структуры содействия занятости, кадровые службы предприятий и фирм, общественные организации и фонды и др., обеспечивающие наиболее эффективное взаимодействие между спросом и предложением на рынке труда. Инфраструктура регулирует отношения между работодателем и работником по поводу цены рабочей силы, условий труда, подготовки и переподготовки работников, а также позволяет организовывать и регулировать процессы защиты прав работодателей и наемных работников на рынке труда.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10380 — | 8014 — или читать все.

Государственное регулирование

Учебные материалы, статьи и конспекты лекций.

Государственное регулирование рынка труда

Рынок труда – это система экономических отношений в обществе по поводу купли-продажи ресурса труда.

Труд — это процесс использования физических и умственных способностей людей при производстве товаров и услуг.

Основные элементы рынка труда:

  • 1. Спрос на труд (это то количество труда, которое желают и могут привлечь работодатели, для вовлечения в производство), зависит от уровня зарплаты.
  • 2. Предложение труда (это то количество труда, которое желают и могут предложить работники для выполнения работы).
  • 3. Цена труда (зарплата, формируется на основе спроса / предложения труда).
  • 4. Конкуренция.

Необходимость государственного регулирования рынка труда вытекает из следующих обстоятельств:

  • 1. Негибкость зарплаты (так как ослабевает конкуренция в силу монополизации рынка труда в современных условиях: крупными корпорациями, навязывающими условия труда и уровень зарплаты; работниками, которые вступают в профсоюзы, выступающие монополистом в предложении труда, ставят определенные условия коллективного договора).
  • 2. Наличие социальных аспектов в функционировании рынка труда (зарплата не может опуститься ниже прожиточного минимума).

Государственное регулирование рынка труда – это совокупность средств и методов государственного регулирования, направленных на совершенствование механизма рынка труда.

Задачи государственного регулирования рынка труда:

  • 1. Достижение оптимального соотношения между спросом и предложением труда, таким образом обеспечение уровня безработицы в естественной норме (до 5% экономически активного населения). В Российской Федерации в 2009 году циклическая безработица составила 7,8%, неполная занятость – 473 тыс. по инициативе работодателя, 476 тыс. – по соглашению, в отпусках — 174 тыс., неоплачиваемые отпуска – 845 тыс. То есть, безработица вместе с неполной занятостью – 10,34%. При этом в РФ 76,4 млн. человек экономически активного населения.
  • 2. Сокращение продолжительности безработицы.
  • 3. Снижение чрезмерных различий в региональных рынках труда. Самый высокий уровень безработицы в Ингушетии – 22%. Наряду с этим в Москве – 0,8%, а в Санкт- Петербурге – 0,7%. В Ставропольском крае — 15%.
  • 4. Обеспечение соответствия оплаты труда его содержанию. В РФ 17,4 % населения с доходами ниже прожиточного минимума.

Все инструменты государственного регулирования рынка труда подразделяются на административные и экономические.

Административные:

  • 1. Установление МРОТ.
  • 2. Пособие по безработице.
  • 3. Организация переподготовки кадров, повышение квалификации.
  • 4. Изменение масштабов подготовки работников разных профессий.
  • 5. Регулирование оплаты труда по отраслевым тарифным сеткам.
Читать еще:  На рынке монополистической конкуренции монопольная власть

Экономические — в рамках бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики:

  • 1. Снижение налогов.
  • 2. Увеличение государственного заказа.
  • 3. Снижение ставок по кредитам.

Министерство экономического развития и торговли, Федеральная служба по труду и занятости населения занимаются государственным регулированием рынка труда в РФ.

Государственная концепция действий на рынке труда:

  • 1. Достижение равенства МРОТ и прожиточного минимума.
  • 2. Создание условий для достижения соответствия между спросом и предложением труда.
  • 3. Улучшение условий и усиление системы охраны труда на предприятиях.
  • 4. Оптимизация использования труда иностранных рабочих.
  • 5. Улучшение профессиональной ориентации населения.

22. Рынок труда и его регулирование

22. Рынок труда и его регулирование

Рынок труда – способы, общественные механизмы и организации, позволяющие людям найти работу по своим способностям и навыкам, а работодателям – нанять работников, которые им необходимы для организации коммерческой или иной деятельности.

На рынке труда действует закон спроса и предложения на рабочую силу, который влияет на заработную плату.

Через рынок труда проходят три взаимосвязанных эволюционных потока – развитие экономики (материально—технических элементов), развитие человека (общей и профессиональной культуры, творческих возможностей), развитие общественных отношений (государственных и классовых структур, отношений собственности).

Формы государственного регулирования рынка труда:

1) разработка законодательно—нормативной базы и контроль за соблюдением законодательства;

2) изъятие части дохода предприятия через систему налогообложения, ее перераспределение и воздействие на формирование рынка труда;

3) прямое участие государства в управлении рынком труда.

Законодательно—нормативная база регулирует:

1) правовые отношения в сфере наемного труда;

2) заключение и реализацию коллективных договоров;

3) занятость и трудоустройство;

4) применение и организацию наемного труда (рабочее время, время отдыха, заработная плата, дисциплина труда, материальная ответственность);

5) механизм разрешения трудовых споров.

Безработица – положение в экономике, когда часть способных и желающих трудиться по найму людей не может найти работу по своей специальности или трудоустроиться вообще.

Структурная безработица – невозможность трудоустройства из—за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы различной квалификации.

Фрикционная безработица – безработица из—за необходимости для уволенного работника найти свободное место по своей специальности.

Застойная безработица – невозможность найти работу в регионах и странах, пораженных экономическим спадом.

Скрытая безработица – человек работает неполный рабочий день или неполную рабочую неделю.

При этом государство не должно создавать условий, чтобы на предприятиях работали «ненужные», резервные люди, а должно стимулировать появление новых рабочих мест, в первую очередь путем создания соответствующих условий для частного сектора (льготное налогообложение предпринимателей, прощение системы регистрации нового предприятия, предоставление государственных кредитов под низкий процент).

Еще один метод борьбы с безработицей – переподготовка кадров, обучение безработных другим профессиям и трудоустройство их по новой специальности.

Для регулирования рынка труда предусмотрена государственная единая служба занятости.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector