S-p.su

Антикризисные новости
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Региональные особенности рынка труда в россии

Тема 12. Региональные особенности рынка труда

Функционирование регионального рынка труда связано со спецификой формирования экономически активного населения, исторически сложившейся занятости населения. Развитие рынка труда в регионах России обусловлено специализацией их хозяйства, обеспеченностью минерально-сырьевой базой, динамикой производства, инвестиционной привлекательностью территории, уровнем федеральной поддержки территории. Вместе с тем, от того, насколько эффективно используется трудовой потенциал территории, зависят его социально-экономические показатели. Регионы с напряженной ситуацией на рынке труда характеризуются сильным разбросом значений макроэкономических и социальных показателей. В тех регионах, где состояние рынка труда близко к критическому, вообще трудно прогнозировать его экономическое развитие.

Внешние проявления критических ситуаций на региональном рынке труда определяются в первую очередь социальным и профессиональным составом трудовых ресурсов региона в целом и безработных в частности. Так, ухудшение положения с занятостью в промышленных отраслях (угледобыча, машиностроение, текстильная промышленность) может отразиться на политической и социальной жизни страны. Напротив, в регионах с низкой плотностью населения, невысоким уровнем его социальной активности или же с высоким уровнем вторичной занятости (например, районы Севера) социальные конфликты маловероятны.

На территории РФ практически всегда имелись относительно развитые ареалы, в которых живущие там люди располагают определенными доходами и набором социальных услуг. Одновременно на этой же территории могут быть ареалы, характеризующиеся кризисным состоянием. В любом случае средние показатели положения регионов далеко не полностью отражают реальное положение дел.

В России часто решение проблемы занятости видят в увеличе­нии финансирования регионов или перераспределения средств. Но это становится все более невозможным. Основным способом реше­ния проблемы должно владеть местное самоуправление, которое, зная скрытые потенциальные возможности своих предприятий, могут создать новые рабочие места и реализовать социальные программы.

Региональный аспект занятости населения отражает участие населения в трудовой деятельности, которое выражается как отношение численности занятого к общей численности населения региона. При этом проявляется зависимость уровня занятости населения от демографической ситуации, т. е. от рождаемости, смертности и естественного прироста населения.

Самая высокая доля занятого в экономике населения характерна для следующих субъектов Российской Федерации, где традиционно находятся центральные промышленные регионы с нарастающей численностью трудоспособного населения (Москва, Санкт-Петербург, Московская, Нижегородская, Самарская области), нефтегазодобывающие (Тюменская обл., Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий авт. округа) В каждом из этих регионов доля трудоспособного насе­ления более 50% и ситуация на рынке труда наиболее благополучна за счет развитой производственной инфраструктуры.

Самую большую по количеству регионов составляет группа с высокой долей занятых в общей численности населения. В них от 40 до 45% селения трудятся в различных отраслях экономики. В этих регионах средняя по благополучиюсоциально-экономическая ситуация и уровень жизни населения напрямую связан с крупным промышленными предприятиями, имеющими большую инвестиционную привлекательность и мероприятиями со стороны глав регионов (Республики Татарстан, Марий Эл, Чувашия). В то же время в пограничном состоянии с соседней менее благополучной группой регионов находятся такие «проблемные» территории как Сахалинская, Курганская, Ивановская, Астраханская, Псковская Томская области, которые благополучными назвать нельзя.

Самая низкая доля занятого населения,менее 30%, приходится на Северокавказские регионы. Среди них выделяется Республика Ингушетия (16,2%), где катастрофически мала численность занятых в хозяйстве. Основные причины традиционны — отсутствие мощной индустрии, ориентация на благоприятные агроклиматические условия, а также высокая доля молодых возрастов, ежегодно пополняющих трудовые ресурсы, но не имеющих возможности реализовать себя в производственной деятельности. Следует учитывать также сложившийся менталитет и традиции местного населения в формировании собственных хозяйств и развитии неорганизованной торговли.

Российская Федерация в настоящее время оказалась в крайне сложной социально-демографической ситуации, связанной с тем, что:

Читать еще:  К демографическим признакам сегментации рынка относят

— исчез стереотип демографического развития, впервые возобладала ориентация на однодетную и бездетную семью; процесс депопуляции охватывает не только центрально-европейские, уральские регионы, но и Сибирь, Дальний Восток;

— скорость старения населения создает угрозу репродуктивному потенциалу России;

— демографические проблемы порождают широкий набор социально-экономических проблем, связанных со снижением потребности в детских, дошкольных и подростковых товарах и услугах, соотношением спроса и предложением на рынке труда;

— сокращение численности трудоспособного населения увеличивает объемы пенсионных выплат.

Демографические показатели в сложившейся ситуации служат основой для проведения социальной политики по повышению уровня занятости, а также при регулировании рынка труда и программ сохранения рабочих мест.

Государственные меры по обеспечению наибольшей занятости и развитию рынка труда являются социально ориентированными стратегически приоритетными, так как направлены на предоставление мест для труда гражданам страны.

Рынок труда — наиболее сложный элемент переходной (транзитивной) экономики. Он регулирует объем спроса и предложения труда, его распределение между отраслями и секторами хозяйства. Отношения на рынке труда при этом не ограничиваются только актом купли-продажи, они затрагивают все, что связано с системой социального партнерства, подготовки, и переподготовки кадров, управления занятостью на предприятиях на региональном и федеральном уровнях. Развитие рынка труда и занятости в стране непосредственным образом связано с одним из главных потенциалов экономического роста — производительностью труда.

Динамика рынка труда на протяжении последних лет показывает, что наибольшие региональные различия в уровне безработицы имели место в самом начале реформ (1992—1993 гг.), однако к началу XXI в. наметилась некоторая стабилизация и снижение этого показателя. Поэтому имеются определенные надежды на тенденцию уменьшения межрегиональных различий в уровне развития рынка труда.

Дата добавления: 2015-05-26 ; Просмотров: 921 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Региональные особенности рынка труда

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 15.02.2016 2016-02-15

Статья просмотрена: 1804 раза

Библиографическое описание:

Досжанова, А. Б. Региональные особенности рынка труда / А. Б. Досжанова, Г. Ж. Рысмаханова. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 372-376. — URL: https://moluch.ru/archive/108/26061/ (дата обращения: 07.04.2020).

В статье рассмотрено современное состояние регионального рынка труда. На примере Кызылординской области рассмотрены вопросы формирования спроса и предложения рабочей силы, оплаты труда и конкурентоспособности рабочей силы.

Ключевые слова: спрос и предложения рабочей силы, государственное регулирование, обеспечение занятости, оплата труда.

Рынок труда как составная часть рыночной экономики представляет собой систему общественных отношений с согласованными интересами работодателей и наемной рабочей силы. В стране создаются реальные предпосылки увеличению спроса на рабочую силу на рынке труда и повышению занятости населения.

Слабо регулируемое вхождение национальной экономики в рынок деформирует ход всех социально-экономических процессов в республике, и прежде всего тех, которые определяют воспроизводство рабочей силы. Неудачи и ошибки в реформировании сферы труда и занятости проявились в неконтролируемом высвобождении занятых в отраслях и сферах национальной экономики, росте всех видов безработицы.

Все это требует от государства формирование социально-экономической модели занятости с учетом проблем в экономике страны на современном этапе развития.

В процессе формирования любой модели она должна основываться на правовые нормы в данном государстве в данное время. На основе них строятся основные принципы модели и пути ее реализации.

Государство обеспечивает проведение политики, способствующей достижению продуктивной и свободно избранной занятости граждан. Государственная политика в сфере занятости направлена на:

 обеспечение равных возможностей всем гражданам в выборе занятости и трудоустройстве;

 защиту внутреннего рынка путем регулирования использования иностранной рабочей силы;

Читать еще:  Формирование предложения на рынке

 повышение использования трудовых ресурсов;

 ориентацию системы образования по подготовке кадров в соответствии с требованиями рынка труда;

 поддержку трудовой и предпринимательской активности;

 осуществление социальной защиты безработных;

 организацию трудового посредничества на основе деятельности уполномоченных государственных органов, а также частных физических и юридических лиц на основе государственного заказа;

 предупреждение и сокращение безработицы;

 сочетание республиканских и областных мероприятий по сокращению безработицы[1].

Формирование регионального рынка труда следует рассматривать поэтапно: от осуществления неотложных мер по снижению напряженности на рынке труда, осуществлению активной политики занятости в регионах на первом этапе до стабилизации положения на рынке труда, достижения намеченных параметров занятости и безработицы, формирования гибкого рынка труда на втором этапе.

Особенности становления и функционирования регионального рынка труда заключается в:

 реализации основных функций рынка труда в соответствии с осуществлением стратегии экономического роста страны и занятости населения на основе принципа активного вмешательства государства в обеспечение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, снижения напряженности и стабилизации ситуации на рынке труда;

 необходимости государственного регулирования сферы занятости и безработицы на основе комплексного подхода;

 регулирования рынка труда с учетом его сегментации и обеспечения профессиональной, региональной сбалансированности спроса и предложения рабочей силы;

 эффективном функционировании рынка труда на основе определения критерииев и показателей оценки, связанных с обеспечением основных параметров уровня занятости и безработицы в соответствии с ожидаемым экономическим ростом страны;

 формировании механизма регулирования регионального рынка труда на основе совершенствования законодательно-правовой базы и устойчивого финансового обеспечения проводимых мероприятий по приоритетным направлением активной политики занятости населения[2].

На динамику регионального рынка труда оказывает влияние ряд факторов: демографические факторы, степень экономической активности различных демографических и этнических групп трудоспособного населения, процессы миграции и иммиграции, состояние экономической конъюнктуры, фазы экономического цикла, научно-технический прогресс.

По данным Агентства по статистике РК на 1 декабря 2015 года по Кызылординской области экономически активное население составило 325, 3 тыс.человек, в том числе занятое население — 309,3 тыс.человек. Численность безработных, определяемая по методологии МОТ, за III квартал 2015г. по оценке составила 16,0 тыс. человек, уровень безработицы — 4,9 %.

Рис. 1. Уровень безработицы в Кызылординской области. Составлено на основе статистических данных

На 01.01.2016г. официально зарегистрированы в органах занятости в качестве безработных 1,6 тыс. человек (доля зарегистрированных безработных — 0,5 %).

Обеспечение занятости в Кызылординской области

IҮ квартал 2015г.

человек

в процентах ко

IIІ кварталу 2015г.

в процентах к

IҮ кварталу 2014г.

Экономически активное население

самостоятельно занятые работники

Экономически неактивное население

Примечание –составлено на основе статистических данных

Среднемесячная номинальная заработная плата одного работника в IҮквартале 2015г. составила 104929 тенге. С 1 января 2016г. минимальная заработная плата установлена в размере 22859 тенге.

Рис. 2. Оплата труда. Составлено на основе статистических данных

Индекс номинальной заработной платы к соответствующему кварталу прошлого года составил 100,1 %, реальной — 88,5 %. Различия в оплате труда характерны для работников, занятых в различных сферах деятельности. Максимальная величина оплаты труда отмечена в горнодобывающей промышленности и разработке карьеров — 256576 тенге, минимальная — в услугах по проживанию и питанию — 74332 тенге.

Списочная численность наемных работников за 4 квартал 2015 года составила 154096 человек.

Среднемесячная заработная плата одного работника по видам экономической деятельности за ІҮ квартал 2015г.

Тенге

Номинальная, в процентах к

Реальная, в процентах к

Предыдущему кварталу

соответствующему кварталу прошлого года

Предыдущему кварталу

соответствующему кварталу прошлого года

Читать еще:  Демографические признаки сегментирования рынка

По всем видам экономической деятельности

Горнодобывающая промышленность и разработка карьеров

Сельское, лесное и рыбное хозяйство

Оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов

Транспорт и складирование

Услуги по проживанию и питанию

Информация и связь

Ежемесячно со всех рай горотделов занятости и социальных программ собираются сведения о скрытой безработице и проводится мониторинг. На 1 января 2016 года по отчету 3-ТН «Сведения о скрытой безработице (о сокращенных, частично занятых работников, задолженности по зарплате) выявлена задолженность в предприятиях на сумму 80,1 млн.тенге [3].

Прошли обучение и переобучение 559 и повышение квалификации 4863 казахстанских граждан, созданы 1545 дополнительных рабочих мест для казахстанских граждан.

На сегодняшний день по разрешению работают 305 иностранных специалистов, в том числе по 1 — категории — 10 чел., 2-категории 130 человек по 3-категории — 165 чел.

По области направлены 97 человек на социальные рабочие места, из местного бюджета выплачено 2,6 млн.тенге. В связи с организацией социальных рабочих мест в рамках «Программы занятости — 2020», где среднемесячная заработная плата составляет 26000 тенге, создание социальных рабочих мест финансируемых из местного бюджета в Кармакшинском, Жалагашском, Сырдарьинском районах сокращены

По области организованы 8048 оплачиваемых общественных работ, на эти цели из местного бюджета выплачено 352,0 млн.тенге.

На профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации направлены 541 человек, из местного бюджета им выплачена 4, 2 млн.тенге.

На 2015 год по «Программе занятости — 2020» предусмотрена 5681,1 млн.тенге. С начала года количество обратившихся в органы занятости составило 8467 человек, с 8496 из них составлены трудовые договора.

Обеспечение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы является важнейшей функцией рынка труда. Сегментация рынка труда по полу, возрасту, профессиям значительно осложняет решение этой проблемы и требует новых подходов с учетом особенностей развития национальной экономики страны в целом и ее регионов. Количественная несбалансированность рынка труда дополняется диспропорциями в качественной структуре спроса и предложения рабочей силы. С одной стороны, возникает потребность в работниках новых профессий, а с другой — уменьшается спрос на работников традиционных узких профессий.

В условиях реформирования казахстанской экономики не было достигнуто равновесия между предложением рабочей силы и спросом на нее. В связи с этим решение данной проблемы возможно только при условии активного государственного регулирования рынка труда.

Несмотря на произошедшие количественные и качественные изменения в сфере рынка труда, эффективный механизм его регулирования в республике не сформировался. Наличие скрытой безработицы на предприятиях свидетельствует о недостаточной регулирующей роли рыночного механизма. В настоящее время возникли и сформировались лишь отдельные организационные элементы инфраструктуры рынка труда, которые выполняют некоторые функции регулирования трудовых отношений, но не затрагивают глубинных основ функционирования рынка труда[4].

Необходимость повышения качества, конкурентоспособности рабочей силы на предприятий обуславливается такими факторами, как:

 увеличением стоимости персонала как производственного ресурса;

 давлением со стороны конкурентов, требующих сокращения затрат и эффективного использования труда;

 технологическими изменениями, требующих новых навыков в организации и управлении производством;

 потребностью усиления интеллектуальной подготовки работников [5].

Таким образом, на казахстанском рынке рабочей силы формированиерынка труда осуществляется под влиянием соотношения спроса и предложения на основе определения цены труда.

1. Ермаков В. А. Казахстан в современном мире.Алматы: Гылым, 1998.

2. Сарсембаев А. О состоянии рынка труда в Республике Казахстан. Деловая неделя, № 3–4, 2005. С.14–19.

3. Социально-экономическое развитие Кызылординской области: статистический сборник. Кызылорда, 2015.

4. Абдимомынова А. Ш., Спанова Л. К. Проблемы развития инновационной активности казахстанских предприятий. Молодой ученый, № 6 (86), март-2 2015 г.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector