S-p.su

Антикризисные новости
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основные направления государственного регулирования рынка труда

Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда.

Рынок труда.

Рынок труда — сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через него осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок.

Элементами рынка труда будут:

· Стороны рыночных отношений или субъекты рынка: работодатели или их представители и ищущие работу люди;

· Правовые акты, регламентирующие отношения субъектов рынка труда;

· Конъюнктура рынка — соотношение спроса и предложения труда, определяющая ставки заработной платы на конкретные виды труда и уровень занятости населения;

· Службы занятости населения (центры, биржи, бюро и др.)

· Инфраструктура рынка труда:

· Службы профориентации, подготовки и переподготовки работников, фонды занятости, рекламные фирмы и др.;

· Система социальных выплат и гарантий для высвобождаемых из производства, переводимых на новое место работы, безработных;

· Альтернативные временные формы обеспечения занятости: общественные работы, надомный труд, сезонные работы и др.

Функции рынка труда определяются ролью труда в жизни общества. С экономической точки зрения труд — важнейший производственный ресурс. В соответствии с этим выделяют две главные функции рынка труда:

Социальная функция — заключается в обеспечении нормального уровня доходов и благосостояния людей, нормального уровня воспроизводства производственных способностей работников.

Экономическая функция — рынка труда заключается в рациональном вовлечении, распределении, регулировании и использовании труда.

Роль государства

Государственное регулирование рынка труда представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Цель государственного управления заключается в создании оптимальных условий состояния обще­ства и государства в соответствии с намеченными перспективами их развития.

Можно выделить две основные формы государственного регулирования рынка труда:

— прямое (программы по стимулированию роста занятости и увеличения числа рабочих мест в государственном секторе; по социальному страхованию безработицы, направленная на подготовку и переподготовку рабочей силы);

— косвенное (правительственное законодательство, налоговая политика правительства, денежно-кредитная политикаи.т.д.)

Деятельность государства на рынке труда должна заключаться в регулировании заработной платы, занятости, режима труда.

Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда.

§ программа по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе.

§ программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы.

§ программы содействия найму рабочей силы.

§ правительство принимает программы по социальному страхованию безработицы, т. е. выделяет средства на пособия по безработице

Цели государственного регулирования рынка труда:

§ обеспечение полной занятости, под которой понимается отсутствие циклической безработицы при сохранении «естественного уровня безработицы», определяемого размерами ее фрикционной и структурной форм;

§ создание «гибкого рынка труда», способного быстро приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий развития экономики, сохранять управляемость и стабильность. Эта «гибкость», по сравнению с традиционным рынком труда, проявляется в гибком использовании работников на условиях неполного рабочего дня, временной занятости, сменяемости рабочих мест, изменения количества смен, расширения или добавления в зависимости от необходимости рабочих функций. Каждый желающий трудиться должен найти на таком рынке рабочее место, отвечающее его потребностям.

Государственная политика на рынке труда осуществляется в двух основных формах:

§ активной — создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и преодоление безработицы путем обучения и переобучения работников;

§ пассивной — поддержка безработных путем выплаты пособий.

Проведение активной политики, нацеленной на достижение полной занятости, является в развитых странах приоритетным направлением государственной политики на рынке труда. К основным мерам этой политики относятся:

§ стимулирование государством инвестиций в экономику, что выступает главным условием создания новых рабочих мест;

§ организация переобучения и переквалификации структурно-безработных;

§ развитие служб занятости, бирж труда, осуществляющих посреднические функции на рынке труда, предоставление информации о вакантных рабочих местах с целью снижения фрикционной и структурной безработицы;

§ содействие мелкому и семейному предпринимательству, что рассматривается во многих странах важнейшим методом обеспечения занятости населения;

§ государственное стимулирование (налоговыми и законодательными мерами) предоставления работодателями рабочих мест определенным группам населения — молодежи, инвалидам;

§ содействие, в случае необходимости, перемене места жительства для получения работы;

§ международное сотрудничество в решении проблем занятости; решение вопросов, связанных с международной трудовой миграцией;

§ создание рабочих мест в государственном секторе — в сфере образования, медицинских услуг, коммунальном хозяйстве, строительстве общественных зданий и сооружений;

§ организация общественных работ.

Государственная поддержка лиц, оставшихся без работы, их социальная защита относятся к пассивной формеполитики государства на рынке труда. Безработным гражданам государство гарантирует:

§ обеспечение социальной поддержки в виде пособий по безработице, материальной помощи и прочих социальных выплат;

§ бесплатное медицинское обслуживание.

В развитых странах финансовая помощь безработным осуществляется на основе систем страхования по безработице. Минимальная задача этих выплат — обеспечение текущих жизненных расходов безработных. Продолжительность — от нескольких месяцев, до бессрочного вспомоществования (например, в Бельгии, Австралии). Средства формируются главным образом за счет государства и предпринимателей.

Роль профсоюзов.

Профсоюзы – это объединение работников, обладающее правом на ведение переговоров с предпринимателем от имени и по поручению своих членов.

Цель профсоюза – максимизация зарплаты своих членов, улучшение условий их работы и получение дополнительных выплат и льгот. На конкурентном рынке профсоюзы действуют двояким образом: они стремятся либо к повышению спроса на труд, либо к ограничению предложения труда.

Повышение спроса на труд достигается путем увеличения спроса на продукт (реклама, использование политического лобби). Повышению спроса на труд способствует также рост эффективности и качества труда.

В результате повышения спроса на продукт кривая спроса сдвигается вверх. Если кривая предложения имеет положительный наклон, то это приводит к росту занятости и увеличению зарплаты, т.к. точка равновесия сдвигается вправо вверх с Е до Е1. Успех деятельности профсоюзов в значительной мере зависит от степени эластичности кривой предложения труда. Чем менее эластична кривая предложения, тем больше увеличится зарплата при несущественном росте числа занятых. Чем более эластична кривая предложения, тем меньше возрастет зарплата, но больше увеличится занятость (рис.8.1а).

Рост зарплаты может быть достигнут и другим путем: ограничением предложения труда. Этого можно добиться включением данной специальности в список лицензируемых профессий, сокращением рабочей недели, запрете или уменьшении объема сверхурочных работ, понижении пенсионного возраста, сдерживании иммиграции иностранных рабочих.

В результате этих действий кривая предложения сдвигается влево, что приводит к сокращению количества занятых и повышению их зарплаты. Успех будет зависеть от эластичности кривой спроса. Чем менее эластична кривая спроса на труд, тем выше поднимается зарплата при незначительном сокращении занятых. Чем более эластична кривая спроса на труд, тем незначительнее будет рост зарплаты и существенно увеличение безработицы (рис.8.2б).

Читать еще:  Эластичность рынка труда

Биржа труда

Биржа труда — специальное учреждение, осуществляющее посреднические функции на рынке рабочей силы. В большинстве стран биржи руда являются государственными и осуществляют свою деятельность под руководством министерства труда или аналогичного ему органа, вместе с тем на рынке труда наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм, эффективность деятельности которых очень высока. В США действует около 15 тысяч таких фирм.

Основные направлениями деятельности бирж труда:

§ регистрация вакантных мест;

§ трудоустройство безработных и других лиц;

§ изучение конъюнктуры рынка труда и представление информации о ней;

§ тестирование лиц, желающих получить работу;

§ профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных;

Большинство экономистов полагает, что проблема безработицы и других диспропорций на рынке труда может быть смягчена только с помощью комбинации различных средств стимулирования экономического роста, сокращения рабочей недели, создания эффективной системы переподготовки кадров.

Государственная политика занятости населения — система мер прямого государственного и косвенного воздействия на трудовую сферу (рынок труда) для достижения поставленных целей.

Государственная политика занятости представляет собой многоуровневый процесс: макроуровень; региональный уровень; местный уровень.

Макроуровень

На макроуровне высшие органы государственной законодательной и исполнительной власти решают кардинальные задачи политики занятости:

§ Согласование целей и приоритетов политики занятости с экономической, социальной, демографической и миграционной политикой.

§ Согласование системы целей и приоритетов политики занятости с финансово-кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономической политикой.

§ Выработка политики трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения.

Региональный уровень

На региональном уровне учитываются перечисленные выше направления. Однако полномочия региональных органов управления несколько сужены. Например, демографическая политика осуществляется властями федерального уровня.

Регионы включают содействие занятости в число основных приоритетов своей политики и в рамках своей компетенции осуществляют социальную политику. На региональном уровне в интересах политики занятости осуществляются программы жилищного, транспортного и производственного строительства и другие.

На региональном уровне более эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки фермерства, малого бизнеса.

Проблемы трудоустройства на региональном уровне решаются следующим образом:

§ развитие системы подготовки и переподготовки населения (в первую очередь временно незанятого);

§ совершенствование информационного обеспечения (включая компьютеризацию);

§ обеспечение приспособленными помещениями и подготовленными кадрами центров занятости;

§ целевая поддержка рабочих мест для сдерживания высвобождения работающих;

§ повышение эффективности регистрации, трудоустройства и социальной поддержки безработных;

§ поддержка на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью, длительно безработных, женщин, молодежи и подростков и других социально незащищенных групп населения;

§ организация общественных и временных работ.

Местный уровень

На местном уровне ведется вся практическая работа по трудоустройству, выплате пособий, обучению.

3.4. Государственное регулирование рынка труда. Направления и методы

Здесь разумно обратиться к апробированному опыту многих развитых стран.

Основные направления государственного регулирования

Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда. Во-первых, это программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе, во-вторых, программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы, и, в-третьих, программы содействия найму рабочей силы. Кроме того, правительство принимает программы по социальному страхованию безработицы, т. е. выделяет средства на пособия безработным.

В рамках этих программ в США, например, в послевоенный период были созданы сотни тысяч рабочих мест в государственном секторе (в сфере общественных услуг — образование, медицинское обслуживание, коммунальное хозяйство, а также в строительстве общественных зданий и сооружений и в ремонтно-восстановительных работах). С помощью этих программ уровень безработицы в конце 70-х гг. был искусственно занижен на 0,8 процентного пункта.

Все более важное значение приобретает государственное содействие найму. Так, служба трудоустройства США, имеющая более 2500 местных агентств (бирж труда), занимается регистрацией безработных, пытается подыскать им вакансии, проводит тестирование претендентов на работу для определения их квалификации.

Что касается системы подготовки и переподготовки кадров, то ее основным звеном в США являются высшая и средняя школа, учебные кур сы и центры частных корпораций. Государственная система профессиональной подготовки здесь развита гораздо слабее.

Концептуальные основы регулирования

В качестве концептуальной основы деятельности государства на рынке труда многие годы (до конца 70-х гг.) служили воззрения сторонников активной государственной политики (кейнсианцы и институционалисты). В 80—90-х гг. в экономическом регулировании на Западе, в том числе и на рынке труда, возобладали концепции сторонников «экономики предложения», исповедующих ограничение государственного вмешательства в экономику и трактующих безработицу как в значительной степени естественное и добровольное явление, объяснение которому лежит в поведении индивидуумов. Опираясь на эту концепцию, американское прави-тельство в 80-х гг. существенно урезало федеральные расходы на государ-ственные программы и области трудовых ресурсов.

Важной основой регулирования рынка труда в стране с рыночной экономикой является зависимость между безработицей и заработной платой. Речь идет о так называемой кривой Филлипса, графически отражающей нелинейную зависимость между этими двумя величинами (рис. 3.1).

Эта зависимость была рассчитана английским экономистом А.

Если допустить, что существует одинаковое соотношение между темпами изменений заработной платы и цен, то модель Филлипса может быть преобразована в соотношение между безработицей и темпами изменения уровня цен. Кривая Филлипса дает варианты выбора: или достаточно высокая занятость с максимальным экономическим ростом, но при быстром повышении цен, или достаточно стабильные цены, но при значительной безработице.

Долгие годы кривая Филлипса служила базой социально-экономического регулирования в США и других странах Запада. Многие западные экономисты и сейчас исходят из того, что существует однонаправленное движение изменений в заработной плате и ценах и разнонаправленное — между данными величинами и безработицей. Однако было немало примеров, когда безработица и инфляция приобретали не обратную, а прямую связь: несмотря на рост безработицы, цены продолжали расти. Это вызывает критику обоснованности кривой Филлипса как надежного регу-лятора в экономике.

Косвенное регулирование рынка рабочей силы

Перечисленные направления не исчерпывают всех мер воздействия го-сударства на рынок труда. Наряду с ними существует комплекс мер косвенного регулирования рынка рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная и амортизационная политика правительства. Кроме того, немалое влияние на рынок труда оказывает и законодательство — о социальном обеспечении, о трудовых отношениях, о равных гражданских правах и т. п. В США, например, большая часть такого рода законов была принята в 30-х гг.

Меры косвенного регулирования рынка рабочей силы одновременно являются и мерами общеэкономического регулирования и воздействуют на динамику занятости и безработицы посредством воздействия на конъюнктуру в стране. Таким образом, современное государственное регулирование рынка труда представляет собой комплекс экономических, административных, законодательных, организационных и иных мер.

Читать еще:  Механизмы формирования рынка труда

Биржи труда и частные посреднические фирмы

Особое место в системе регулирования рынка труда занимает биржа труда (служба занятости, служба содействия найму), являющаяся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма. Она представляет собой специальное учреждение, осуществляющее посреднические функции на рынке рабочей силы. В большинстве стран биржи труда являются государственными и осуществляют свою деятельность под руководством министерства труда или аналогичного ему органа. Вместе с тем на рынке труда наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм, эффективность деятельности которых очень высока. В США действует около 15 тыс. таких фирм.

Основными направлениями деятельности бирж труда являются:

1) регистрация безработных; 2) регистрация вакантных мест; 3) трудо-устройство безработных и других лиц, желающих получить работу; 4) изучение конъюнктуры рынка труда и предоставление информации о ней; 5) тестирование лиц, желающих получить работу; 6) профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных; 7) выплата пособий.

Следует подчеркнуть, что в современных условиях в развитых странах большинство граждан трудоустраиваются не через биржи труда, а обращаясь непосредственно в кадровые службы предприятий и организаций или с помощью частных посреднических агентств. Крупнейшая в мире амери-канская компания такого типа «Мэнпауэр» (Manpower), имея 1350 своих отделений в разных странах, содействует найму ежегодно 700 тыс. человек и обслуживает примерно 300 тыс. фирм.

Появление в России такого рода частных фирм наряду с деятельностью государственных бирж труда имело бы важное значение для эффективного функционирования рынка рабочей силы. Вместе с тем, роль биржи труда в оказании помощи безработным (выплата пособий, трудоустройство, переквалификация) во многих странах весьма заметна. В США такая помощь оказывается ежегодно в среднем 6—8 млн. безработных.

Законодательство большинства стран содержит основные условия получения пособия по безработице. В США максимальный срок его получения составляет 26 недель (в некоторых случаях он может быть продлен еще на 13 недель), средненедельное пособие по стране (при довольно больших различиях по отдельным штатам) в 1992 г. равнялось 170 долл.

В нынешней ситуации особое значение приобретает зарубежный опыт по созданию так называемых банков рабочих мест, оснащенных электронно-вычислительной техникой. В США такие банки начали создаваться на базе государственных агентств содействия найму (бирж труда), подчиняющихся министерству труда США, еще в конце 60-х гг. В компьютерном центре такого банка собирается и пополняется информация о вакансиях на рабочие места и о предложении рабочей силы. Собранные сведения предоставляются как предпринимателям, так и безработным. В наиболее сложных системах такого рода осуществляется подбор претендентов под имеющиеся вакансии с помощью ЭВМ. Ныне в США насчитывается 300 банков рабочих мест, охватывающих практически всю территорию страны. Функционирует и общенациональный банк рабочих мест, который обслуживает специалистов с высшим образованием.

На Западе предлагаются различные варианты реконструкции системы страхования безработицы. Один из них состоит, например, в том, что в период ухудшения экономической конъюнктуры предприниматели не увольняют работников, а переводят часть их на сокращенный рабочий день. При этом часть заработной платы (за неотработанное время) этим работникам выплачивает государство. Ясно, что на такую финансовую поддержку работников требуется гораздо меньше финансовых средств из бюджета государства, чем на полную выплату пособий по безработице. Такого рода новшества в системе страхования безработицы уже были вве-дены в США в ряде штатов — в Калифорнии, Аризоне, Орегоне, Вашинг-тоне.

Большинство экономистов полагают, что проблема безработицы и других диспропорций на рынке труда может быть смягчена только с помощью комбинации различных средств — стимулирования экономического роста, сокращения рабочей недели, создания эффективной системы переподготовки кадров.

Государственное регулирование рынка труда

Регулирование рынка труда представляет собой особую форму и сферу регулирующего воздействия государства на социально-экономические процессы. Государственное регулирование рынка труда направлено на достижение рационального в конкретных социально-экономических условиях уровня занятости, наибольшего соответствия профессиональной структуры занятых профессиональной структуре занимаемых рабочих мест, смягчения последствий безработицы .

Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда:

  • программа по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе;
  • программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы;
  • программы содействия найму рабочей силы;
  • правительство принимает программы по социальному страхованию безработицы, т. е. выделяет средства на пособия по безработице.

Цели государственного регулирования рынка труда: обеспечение полной занятости, под которой понимается отсутствие циклической безработицы при сохранении «естественного уровня безработицы», определяемого размерами ее фрикционной и структурной форм;

создание «гибкого рынка труда», способного быстро приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий развития экономики, сохранять управляемость и стабильность. Эта «гибкость», по сравнению с традиционным рынком труда, проявляется в гибком использовании работников на условиях неполного рабочего дня, временной занятости, сменяемости рабочих мест, изменения количества смен, расширения или добавления в зависимости от необходимости рабочих функций. Каждый желающий трудиться должен найти на таком рынке рабочее место, отвечающее его потребностям.

Государственная политика на рынке труда осуществляется в двух основных формах:

  1. активной — создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и преодоление безработицы путем обучения и переобучения работников;
  2. пассивной — поддержка безработных путем выплаты пособий. Проведение активной политики, нацеленной на достижение полной занятости, является в развитых странах приоритетным направлением государственной политики на рынке труда. К основным мерам этой политики относятся:
  3. стимулирование государством инвестиций в экономику, что выступает главным условием создания новых рабочих мест;
  4. организация переобучения и переквалификации структурно-безработных;
  5. развитие служб занятости, бирж труда, осуществляющих посреднические функции на рынке труда, предоставление информации о вакантных рабочих местах с целью снижения фрикционной и структурной безработицы;
  6. содействие мелкому и семейному предпринимательству, что рассматривается во многих странах важнейшим методом обеспечения занятости населения;
  7. государственное стимулирование (налоговыми и законодательными мерами) предоставления работодателями рабочих мест определенным группам населения — молодежи, инвалидам;
  8. содействие, в случае необходимости, перемене места жительства для получения работы;
  9. международное сотрудничество в решении проблем занятости; решение вопросов, связанных с международной трудовой миграцией;
  10. создание рабочих мест в государственном секторе — в сфере образования, медицинских услуг, коммунальном хозяйстве, строительстве общественных зданий и сооружений;
  11. организация общественных работ.

Государственная поддержка лиц, оставшихся без работы, их социальная защита относятся к пассивной форме политики государства на рынке труда. Безработным гражданам государство гарантирует:

обеспечение социальной поддержки в виде пособий по безработице, материальной помощи и прочих социальных выплат; бесплатное медицинское обслуживание.

Читать еще:  Классическая концепция рынка труда

В развитых странах финансовая помощь безработным осуществляется на основе систем страхования по безработице. Минимальная задача этих выплат — обеспечение текущих жизненных расходов безработных. Продолжительность — от нескольких месяцев, до бессрочного вспомоществования (например, в Бельгии, Австралии). Средства формируются главным образом за счет государства и предпринимателей .

Особое место в системе государственного регулирования рынка труда занимает биржа труда (служба занятости, служба содействия найму), являющаяся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма.

Биржа труда — специальное учреждение, осуществляющее посреднические функции на рынке рабочей силы. В большинстве стран биржи руда являются государственными и осуществляют свою деятельность под руководством министерства труда или аналогичного ему органа, вместе с тем на рынке труда наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм, эффективность деятельности которых очень высока. В США действует около 15 тыс. таких фирм. Основные направлениями деятельности бирж труда: регистрация безработных; регистрация вакантных мест; трудоустройство безработных и других лиц; изучение конъюнктуры рынка труда и представление информации о ней; тестирование лиц, желающих получить работу; профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных; выплата пособий.

Государственная политика занятости населения — система мер прямого государственного и косвенного воздействия на трудовую сферу (рынок труда) для достижения поставленных целей.

Государственная политика занятости представляет собой многоуровневый процесс: макроуровень; региональный уровень; местный уровень.

В Конституции Российской Федерации записано, что «каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы» (ст. 37, п. 3) .

В 1991 г. был принят закон «О занятости населения в Российской Федерации», который определил государственные гарантии реализации права на труд и на защиту от безработицы.

Государственные гарантии для безработных включают: бесплатную профессиональную подготовку и переподготовку по направлению службы занятости; компенсацию расходов, связанных с направлением на работу в другой регион по рекомендации службы занятости; выплату пособия по безработице; возможность заключать трудовые контракты на участие в общественных работах и др. .

Е. С. Баданина Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)

Основные направления государственного регулирования рынка труда

Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда. Во-первых, это программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест во-вторых, программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы в-третьих, программы содействия найму рабочей силы и, в-четвертых, программы по социальному страхованию безработицы, т.е. правительство выделяет средства на пособия безработным. [c.306]

Помимо прямого воздействия на рынок труда, государство использует и косвенные методы, среди которых основное место занимают налоговая, денежно-кредитная и амортизационная политика. Конечно, эти меры нельзя рассматривать только как инструменты борьбы с безработицей. Они действуют на нее опосредованно, через изменение экономической конъюнктуры в желательном направлении. Таким образом, государственное регулирование рынка труда представляет собой целый комплекс экономических, законодательных, организационных и административных мер, направленных на достижение полной занятости в сочетании с высокой эффективностью производства. [c.89]

В курсе «Экономика труда» рассматриваются модели спроса на труд, теория принятия решений о работе по найму, теория человеческого капитала и инвестиции в него, механизм экономического равновесия на рынке труда, рассматриваются проблемы государственного регулирования рынка труда, разбираются современные теоретические концепции, позволяющие объяснить изменения, которые происходят в сфере труда в настоящее время. На лекциях излагаются основные концепции занятости и равновесия рынка. На семинарских занятиях студенты применяют теоретические знания для решения практических задач, а также изучают теоретические вопросы, не рассмотренные в ходе чтения лекции. Особое внимание уделяется практическим вопросам применения выводов из теоретических положений как на уровне внутрифирменной политики в сфере труда, так и на уровне государственной политики, направленной на регулирование рынка труда. На конкретных примерах закрепляются навыки практического исчисления и анализа важнейших социально-экономических показателей рынка труда. В самостоятельную работу студентов входит освоение теоретического материала и подготовка к контрольным работам экзамен. [c.134]

В настоящее время государственная политика в области доходов населения сконцентрирована по существу лишь на одной крупномасштабной цели — сокращение зоны бедности российского населения и регулирования доходов малообеспеченных групп. Более того, в последние годы другие направления социальной политики, формально преследующие иные цели, в реальности прямо или косвенно были подчинены именно этой задаче. Наиболее рельефным примером служит государственная политика на рынке труда. Ее основной функцией стала не борьба с безработицей, ее масштабами и продолжительностью, а попытка поддержания доходов безработных через выплату пособий по безработице, досрочных пенсий, доплат на иждивенцев и прочих видов денежных выплат и материальной помощи. Ресурсов эффективно выполнить эту задачу у государства явно недостаточно, и естественным результатом этой порочной парадигмы стал очевидный провал политики занятости практически по всем направлениям. [c.141]

МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА — способы воздействия государства на рынок труда различают два основных типа воздействия — прямое и косвенное. Прямое воздействие носит регулирующий и корректирующий характер и заключается в организации общественных работ, стимулировании создания новых рабочих мест, развитии системы производственного обучения и переподготовки, стимулировании или, наоборот, сдерживании развития производства в тех или иных регионах, регламентации продолжительности рабочего дня, недели, месяца, международной миграции трудовых ресурсов, организации сезонных работ. Косвенное воздействие на рынок труда заключается в изменении хозяйствования, в сторону стимулирования или торможения экон. процессов. Сюда можно отнести налоговую, кредитно-денежную политики, госзакупки, политику в области амортизации основных фондов, стимулирование научных исследований, опытно-конструкторских разработок, бюджетное субсидирование ряда отраслей. Если прямое воздействие оказывает влияние в основном на предложение труда, то косвенное — на спрос. С целью регулирования занятости и безработицы государство может применять целый комплекс методов, в частности, экон., адм., соц.-психологические. Под экон. методами подразумевается определенная политика достижения полной занятости за счет кредитования, субсидирования, льгот и дотаций работодателям, регулирования уровня и конкретных ставок процента и подоходного налога госзакупки как производительного, так и не-, производительного характера, усиления гос. сектора в экономике и др. К адм. методам относятся снижение пенсионного возраста, установление определенной продолжительности рабочей недели, оплачиваемого отпуска, либерализация или ограничение миграции и эмиграции рабочей силы, регулирование некоторых вопросов трудоустройства отдельных категорий населения. Гос. законодательные акты, регулирующие процесс обучения и образования, трудоустройство представителей отдельных групп населения, направленные против дискриминации некоторых из них, в частности, молодежи и женщин. Соц.-психологические методы заключаются в обос- [c.494]

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector