S-p.su

Антикризисные новости
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Органы регулирования рынка труда

Государственное регулирование

Учебные материалы, статьи и конспекты лекций.

Государственное регулирование рынка труда

Рынок труда – это система экономических отношений в обществе по поводу купли-продажи ресурса труда.

Труд — это процесс использования физических и умственных способностей людей при производстве товаров и услуг.

Основные элементы рынка труда:

  • 1. Спрос на труд (это то количество труда, которое желают и могут привлечь работодатели, для вовлечения в производство), зависит от уровня зарплаты.
  • 2. Предложение труда (это то количество труда, которое желают и могут предложить работники для выполнения работы).
  • 3. Цена труда (зарплата, формируется на основе спроса / предложения труда).
  • 4. Конкуренция.

Необходимость государственного регулирования рынка труда вытекает из следующих обстоятельств:

  • 1. Негибкость зарплаты (так как ослабевает конкуренция в силу монополизации рынка труда в современных условиях: крупными корпорациями, навязывающими условия труда и уровень зарплаты; работниками, которые вступают в профсоюзы, выступающие монополистом в предложении труда, ставят определенные условия коллективного договора).
  • 2. Наличие социальных аспектов в функционировании рынка труда (зарплата не может опуститься ниже прожиточного минимума).

Государственное регулирование рынка труда – это совокупность средств и методов государственного регулирования, направленных на совершенствование механизма рынка труда.

Задачи государственного регулирования рынка труда:

  • 1. Достижение оптимального соотношения между спросом и предложением труда, таким образом обеспечение уровня безработицы в естественной норме (до 5% экономически активного населения). В Российской Федерации в 2009 году циклическая безработица составила 7,8%, неполная занятость – 473 тыс. по инициативе работодателя, 476 тыс. – по соглашению, в отпусках — 174 тыс., неоплачиваемые отпуска – 845 тыс. То есть, безработица вместе с неполной занятостью – 10,34%. При этом в РФ 76,4 млн. человек экономически активного населения.
  • 2. Сокращение продолжительности безработицы.
  • 3. Снижение чрезмерных различий в региональных рынках труда. Самый высокий уровень безработицы в Ингушетии – 22%. Наряду с этим в Москве – 0,8%, а в Санкт- Петербурге – 0,7%. В Ставропольском крае — 15%.
  • 4. Обеспечение соответствия оплаты труда его содержанию. В РФ 17,4 % населения с доходами ниже прожиточного минимума.

Все инструменты государственного регулирования рынка труда подразделяются на административные и экономические.

Административные:

  • 1. Установление МРОТ.
  • 2. Пособие по безработице.
  • 3. Организация переподготовки кадров, повышение квалификации.
  • 4. Изменение масштабов подготовки работников разных профессий.
  • 5. Регулирование оплаты труда по отраслевым тарифным сеткам.

Экономические — в рамках бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики:

  • 1. Снижение налогов.
  • 2. Увеличение государственного заказа.
  • 3. Снижение ставок по кредитам.

Министерство экономического развития и торговли, Федеральная служба по труду и занятости населения занимаются государственным регулированием рынка труда в РФ.

Государственная концепция действий на рынке труда:

  • 1. Достижение равенства МРОТ и прожиточного минимума.
  • 2. Создание условий для достижения соответствия между спросом и предложением труда.
  • 3. Улучшение условий и усиление системы охраны труда на предприятиях.
  • 4. Оптимизация использования труда иностранных рабочих.
  • 5. Улучшение профессиональной ориентации населения.
Читать еще:  Критерии оценки сегментов рынка необходимы

Государство и рынок труда

Связь государства и рынка труда

Рынок труда является системой общественных отношений, которая отражает уровень развития и баланс интересов между предпринимателями, трудящимися и государством в целом. Это, в свою очередь, ведет к дисстабилизации в обществе как в таковом из-за различия на уровне интересов компонентов единой структуры.

Способствует стабилизации в обществе, а также позволяет добиться приемлемого уровня оплаты труда в различных сферах общественного производства при достижении определенного уровня производительности, необходимого для нормальной жизнедеятельности государства и постепенного обеспечения прироста валового национального продукта, только лишь развитие социального партнерства.

Социальное партнерство является ассоциацией предпринимателей и профсоюзов. В свою очередь, государство в этой структуре выступает в ка-честве работодателя на государственных предприятиях, а также инвестора, который финансирует крупные проекты и программы развития. Государство регулирует интересы партнеров на рынке труда.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Механизм регулирования рынка труда состоит из нормативных, законодательных или коллективно-договорных актов, которыми руководствуются элементы структуры при реализации политики занятости.

Система трудоустройств, которая является регулирующим звеном, включает широкую сеть, состоящую из бюро занятости, банков данных о рабочих местах, целевых программ предприятий, государственных программ помощи в приобретении профессиональных знаний и трудоустройстве желающему работать населению.

Структура рынка труда состоит из трех основным систем, куда входят определенные подсистемы, которые обусловливают процессы формирования и функционирования рынка:

  • блок рыночных отношений;
  • блок государственного управления и регулирования с помощью организационных мер;
  • блок социальной защиты населения.

Элементы структуры рынка труда – это взаимоотношения владельца определенного товара и ее покупа теля. При чем товар предназначен для создания социальных благ в обществе. А это ведет к формированию условий для приобретения каждым индивидуумом определенного статуса в социуме.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Обеспечение социального согласия в обществе зависит от решения государством проблем, которые возникают в области социального партнерства, путем поддержания определенного уровня жизни. Вопрос взаимосвязан-ного регулирования экономических категорий, а именно рынка труда и заработной платы, приобретает особое значение.

Если рынок труда является ведущим звеном, то с помощью политики занятости, можно управлять использованием рабочей силы, а государство в это время формирует реальную политику заработной платы, регулирует доходы на основе их распределения и перераспределения. Если является зара-ботная плата ведущим звеном, то государство может достичь определенной сбалансированности на рынке труда через политику минимальной заработ-ной платы, позволит обеспечить благоприятный социальный климат в стране.

Структура государственного управления рынком труда

Процесс функционирования рынка труда включает в себя исследование правовых, экономических, социальных и морально-психологических факторов.

При исследовании рынка труда мы пришли к выводу, что можно выделить три уровня сегмента регулирования процессом развития:

Система функционирования рынка труда включает такие составляющие, как органы государственного регулирования; профессионального образования; организацию инфраструктурного сектора, осуществляющих функции научной и информационной поддержки; организацию сферы трудового посредничества, предприятий и организаций, которые осуществляют производство продукции, работ, услуг, что в дальнейшем использует трудовой потенциал работников.

Читать еще:  Анализ рынка объектов недвижимости

Государственные органы управления рынком труда включают совокупность органов государственной законодательной, судебной, исполнительной власти, которые регулируют основные социально-экономические отношения в стране, методы управления и механизм их использования.

Основными задачами являются:

  • принятие законов;
  • контроль за их выполнением;
  • выработка и реализация государственной политики в области социально-трудовых отношений;
  • регулирования занятости и миграции населения, трудового законодательства, уровня жизни и условий труда;
  • рассмотрения трудовых споров.

Государственный центр занятости обеспечивает:

  • занятость населения;
  • предупреждение массовой и сокращение длительной безработицы;
  • создание условий, необходимых для развития трудовых ресурсов.

Исходя из вышесказанного, мы выделили следующие аспекты регули-рования рынка труда на государственном уровне (рис. 1):

Если исключить одно из трех звеньев, то система управления потеряет какой-либо смысл, так как все части составляют единое целое для управления рынка государства и мира в целом.

Биржа труда

Особое место в системе государственного регулирования рынка труда занимает биржа труда (служба занятости, служба содействия найму), являющаяся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма.

Биржа труда — специальное учреждение, осуществляющее посреднические функции на рынке рабочей силы. В большинстве стран биржи руда являются государственными и осуществляют свою деятельность под руководством министерства труда или аналогичного ему органа, вместе с тем на рынке труда наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм, эффективность деятельно-сти которых очень высока. В США действует около $15$ тысяч таких фирм.

Основные направлениями деятельности бирж труда:

  • регистрация безработных;
  • регистрация вакантных мест;
  • трудоустройство безработных и других лиц;
  • изучение конъюнктуры рынка труда и представление информации о ней;
  • тестирование лиц, желающих получить работу;
  • профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных;
  • выплата пособий.

Большинство экономистов полагает, что проблема безработицы и других диспропорций на рынке труда может быть смягчена только с помощью комбинации различных средств стимулирования экономического роста, сокращения рабочей недели, создания эффективной системы переподготовки кадров.

Зависимость между безработицей и заработной платой

Важной основой регулирования рынка труда в стране с рыночной экономикой является зависимость между безработицей и заработной платой. Речь идет о так называемой кривой Филлипса, графически отражающей нелинейную зависимость между этими двумя явлениями.

Если допустить, что существует одинаковое соотношение между тем-пами изменения заработной платы и цен, то модель Филлипса может быть преобразована в соотношение между безработицей и темпами изменения уровня цен. Кривая Филлипса дает варианты выбора: или достаточная высо-кая занятость с максимально экономическим ростом, но при быстром повышении цен, или достаточно стабильные цены, но при значительной безработице.

Долгие года кривая Филлипса служила базой социально-экономического регулирования в США и других странах Запада. Многие западные экономисты и сейчас исходят из того, что существуем однонаправленное движение изменений в заработной плате и ценах и разноплановое — между данными величинами и безработицей. Однако было немало примеров, когда безработица и инфляция приобретали не обратную, а прямую связь: несмотря на рост безработицы, цены продолжали расти. Это вызывает критику обоснованности кривой Филлипса как надежного регулятора в экономике.

Читать еще:  Классическая концепция рынка труда

Перечисленные направления не исчерпывают всех мер воздействия государства на рынок труда. Наряду с ними существуют методы косвенного регулирования рынка рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная и амортизационная политика правительства. Кроме того, немалое влияние на рынок труда оказывает и законодательство — о социальном обеспечении, о трудовых отношениях, о равных гражданских правах и т. д.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

22. Рынок труда и его регулирование

22. Рынок труда и его регулирование

Рынок труда – способы, общественные механизмы и организации, позволяющие людям найти работу по своим способностям и навыкам, а работодателям – нанять работников, которые им необходимы для организации коммерческой или иной деятельности.

На рынке труда действует закон спроса и предложения на рабочую силу, который влияет на заработную плату.

Через рынок труда проходят три взаимосвязанных эволюционных потока – развитие экономики (материально—технических элементов), развитие человека (общей и профессиональной культуры, творческих возможностей), развитие общественных отношений (государственных и классовых структур, отношений собственности).

Формы государственного регулирования рынка труда:

1) разработка законодательно—нормативной базы и контроль за соблюдением законодательства;

2) изъятие части дохода предприятия через систему налогообложения, ее перераспределение и воздействие на формирование рынка труда;

3) прямое участие государства в управлении рынком труда.

Законодательно—нормативная база регулирует:

1) правовые отношения в сфере наемного труда;

2) заключение и реализацию коллективных договоров;

3) занятость и трудоустройство;

4) применение и организацию наемного труда (рабочее время, время отдыха, заработная плата, дисциплина труда, материальная ответственность);

5) механизм разрешения трудовых споров.

Безработица – положение в экономике, когда часть способных и желающих трудиться по найму людей не может найти работу по своей специальности или трудоустроиться вообще.

Структурная безработица – невозможность трудоустройства из—за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы различной квалификации.

Фрикционная безработица – безработица из—за необходимости для уволенного работника найти свободное место по своей специальности.

Застойная безработица – невозможность найти работу в регионах и странах, пораженных экономическим спадом.

Скрытая безработица – человек работает неполный рабочий день или неполную рабочую неделю.

При этом государство не должно создавать условий, чтобы на предприятиях работали «ненужные», резервные люди, а должно стимулировать появление новых рабочих мест, в первую очередь путем создания соответствующих условий для частного сектора (льготное налогообложение предпринимателей, прощение системы регистрации нового предприятия, предоставление государственных кредитов под низкий процент).

Еще один метод борьбы с безработицей – переподготовка кадров, обучение безработных другим профессиям и трудоустройство их по новой специальности.

Для регулирования рынка труда предусмотрена государственная единая служба занятости.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector