S-p.su

Антикризисные новости
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Неоклассическое понимание рынка

Неоклассическая теория экономики

Сущность неоклассической экономической теории

Развитие внутренних противоречий капитализма экономического и социального характера в конце 19-го века стало толчком к началу стадии, характеризующейся появлением монополий и активным государственным вмешательством в экономическое развитие, т.е. ее огосударствлением. Трактовка данной стадии имела неоднозначный характер у представителей различных экономических направлений. Марксистская политическая экономия связывала эту стадию с империализмом, другие западные ученые называли ее «корпоративной», «народной», «индустриальным обществом», «обществом потребления».

Английский экономист, основоположник неоклассического направления, глава «кембриджской школы» Альфред Маршалл в своей книге «Принципы экономической науки» дал новое имя рассматриваемой экономической науке — «неоклассическая». По мнению Маршалла, экономические исследования должны быть следствием практики житейской логики, обобщением научного характера поведения и рационального мышления агентов рынка. Таким образом, под экономикой стали подразумевать науку, которая занимается исследованием поведения людей в производственных процессах, процессах распределения и потребления ограниченных услуг и благ, а также изучением способов наиболее эффективного применения данных ресурсов.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Объектом исследования экономической теории неоклассического типа является поведение человека «экономического», который, являясь продавцом рабочей силы, потребителем или предпринимателем, пытается достичь максимального дохода, минимизировать возможные затраты и усилия.

Приверженцы неоклассического направления экономической мысли выделяют, как основную категорию анализа, предельную полезность, которая противопоставлена теории стоимости труда. Стоимость товара в данном случае определяется полезностью менее необходимого блага, т.е. предельной полезностью.

Развивалась неоклассическая теория английскими экономистами А.Маршаллом и А.Пигу. Первый определил эластичность спроса и равновесную цену, занимался развитием теории цены, при которой стоимость зависит от затрат на различные факторы: землю, труд и капитал. Согласно взглядам Маршалла, определение цены, за которую покупатель может приобрести товары или услуги, зависит от степени их полезности , а цена, назначаемая продавцом – от производственных издержек. Процесс приобретения товара характеризуется взаимным компромиссом между продавцом и покупателем, при котором получает проявление закон спроса и предложения.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Все представители неоклассического направления экономической теории придерживались нормативного характера экономической науки, т.е. она должна была быть нацелена на разработку положений экономической политики, практических мер и обоснованных рекомендаций.

Для представителей неоклассической экономической теории центром внимания являлся анализ условий, в которых продавцы и потребители стремятся к максимальному уровню своего благосостояния. Выводы, сделанные А.Маршаллом, показали, что подобная максимизация возможна только при свободной конкуренции и сбалансированном, равновесном состоянии рынка.

Инструменты анализа, которые были созданы неоклассиками, на сегодняшний день являются основными в мировой экономической науке. К ним относятся:

  • Эластичность спроса;
  • Исследование внутренней и внешней экономии на производстве в теории фирмы;
  • Предельный анализ;
  • Взаимозависимость рынков и т.д.

Периоды неоклассической экономической теории

История экономической теории неоклассического типа состоит из трех периодов:

  1. «старой» неоклассики с 1890 по 1930 годы;
  2. «оппозиционной» неоклассики с 1930 по 1960 годы;
  3. Современной неоклассики, с 1970-х годов и до настоящего времени.

Для периода «старой» неоклассики характерно следующее положение: основу всех теорий, в которых анализируется рыночное хозяйство, составляет некоторая концепция, разъясняющая принципы образования цен. Формирование неоклассической концепции обусловлено объединением разрабатываемой классической политической экономии теории стоимости труда и предельной полезности по маржиналистской теории. В период «великой депрессии» с 1929 по 1933 год была сильно дискредитирована неоклассическая теория. Началась разработка новых доктрин, которая закончилась «кейнсианской революцией».

Читать еще:  Органы регулирования рынка труда

Кейнсианские идеи получили общественной признание в период «оппозиционной» неоклассики, однако, в эти годы выдающимися защитниками экономического либерализма были Людовиг фон Мизес и Фридрих фон Хайек, которые относились к австрийской школе экономической теории неоклассического типа.

В период современной неоклассики наступает эпоха научно-технической революции. Представители неоклассического направления в данной время пытаются доказать если не идеальный характер рыночной системы хозяйствования, то ее превосходство над другими типами экономических систем.

Современное неоклассическое направление является совокупностью многих, конкурирующих между собой, направлений.

Неоклассическое направление экономической теории в России

В России пик популярности неоклассической экономической теории приходится на конец 1980-х – начало 1990-х годов. В этот период данное направление воспринималось как новое «единственно верное» направление экономической теории, призванное заменить марксизм. Российским поклонником неоклассических идей, прежде всего, был Егор Гайдар, который возглавил экономические реформы либерального типа в 1990-х годах. Однако уже в конце 20-го века произошло заметное снижение влияния неоклассических взглядов на российских экономистов.

Преподавателями экономики было отмечено, что неоклассическая экономическая теория является не менее абстрактной и не намного более практичной, чем марксизм. Отечественными экономистами все больше внимания уделялось институциональным факторам развития экономики (национальной культуре, политической свободе), ранее не учитывающимся.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Неоклассическое понимание рынка

В основе неоклассической концепции фирмы лежит теория предельной полезности, возникшей, с одной стороны, в качестве реакции на трудовую теорию стоимости и в частности прибавочной стоимости, с другой стороны как следствие нарушений в сфере обмена и участившихся кризисов перепроизводства.

Неоклассическая теория фирмы, возникнув в результате «маржиналистской революции», более чем какая-либо другая теория подвергалась изменениям. Сторонники этой концепции фирмы унаследовали от классиков XVIII- начала XIX вв. представления А. Смита о фирме как субъекте рынка, который управляется механизмом рыночных цен. От Ж.Б. Сэя заимствованы представления о фирме как субъекте, преобразующем ресурсы и потребительские ценности для продажи на рынке.

Неоклассики разработали математический аппарат, который позволяет выявить количественные характеристики хозяйственной деятельности фирмы и определить возможности повышения ее эффективности путем оптимизации соотношения цен и объемов производства и сбыта, предельных издержек и предельного дохода фирмы.

Понятие «предельность» — наиболее употребляема для анализа фирмы в неоклассической теории.

Современный взгляд на фирму сложился под определяющим влиянием неоклассической теории и теоретического вклада в ее развитие Дж. Хикса (1904-1989), Дж. Робинсона (1903-1983), Э. Чемберлина (1899-1967), У. Бау-моля и др.

Определяющее влияние на современное понимание фирмы в ее неоклассической концепции оказали работы английского экономиста Дж. Хикса.

Хикс проводит почти полную аналогию между поведением индивида как потребителя и поведением индивида как представителя фирмы. В соответствии с этим подходом он заменяет функции потребительской полезности индивида на функции прибыли; цены на товары индивида-потребителя на цены на ресурсы фирмы; предельную норму замещения индивида-потребителя на предельную норму трансформации фирмы. В соответствии с теорией Хикса, если целью индивида как потребителя является максимизация совокупной полезности при заданном бюджетном ограничении, то целью фирмы — максимизация прибыли при ограничении на издержки производства.

Читать еще:  Конкуренция на рынке услуг

Все последующие представители неоклассического направления используют предложенный Хиксом параллельный метод анализа фирмы как частный случай оптимизационного поведения индивида. Фирма, следовательно, предстает не более, чем индивид или домашнее хозяйство. В поведении фирмы и индивида не вносятся каких-либо дополнительных характеристик, которые бы отличали фирму от домашнего хозяйства в поведении на рынке.

Однозначность трактовки поведения фирмы и индивида-потребителя, результатов поведения фирмы и индивида, простота логической конструкции, возможность использования одних и тех же математических методов и графических конструкций для сравнительного анализа поведения фирмы и индивида превратили эту трактовку фирмы в наиболее популярную в западной макроэкономической теории. Эта концепция, несколько уточненная и усложненная, развивается в рамках «основного течения» экономической науки.

У А. Смита поведение и равновесие фирмы вытекало из современной конкуренции, которая существовала со времен А. Смита как реальность. У современных неоклассиков совершенная конкуренция, в силу ее фактического отсутствия, понимается как «допущение», необходимое для построения элегантной модели фирмы вне зависимости от связи с реальностью.

Дж. Робинсон и Э. Чемберлин «раздвигают» рамки неоклассической теории фирмы, признавая многообразие поведенческих характеристик фирмы. Они исследуют поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции, вводят в оборот понятия монополистической конкуренции, неценовой конкуренции и ценовой дискриминации на рынке. Неоклассической теории удалось объяснить роль цены в механизме ценообразования и распределения ресурсов в рыночной среде.

Существенный недостаток неоклассической теории фирмы состоит в понимании фирмы как аналога домашнего хозяйства. В таком случае исчезает различие между производящим и потребляющим субъектами экономики. Кроме того, фирма при таком рассмотрении сводится к одному человеку — владеющему, управляющему и работающему на ней. Как особая, сложная форма организации производства, фирма исчезает из объекта экономического анализа, превращаясь в некую формальную конструкцию, которую можно изъять из анализа с целью обнаружения механизма цен.

Если целью неоклассической теории является объяснение причин изменения рыночных цен, то поведение фирмы и прогноз приобретают второстепенное значение. Поведение фирмы оказывается простой реакцией на изменение цен производственных ресурсов (формирование цен на рынках факторов производства) и потребительских цен даже в условиях несовершенной конкуренции.

Управление фирмой, авторитарное распределение ресурсов и, как следствие, наличие возможностей отклонения от цели максимизации прибыли в неоклассической теории во внимание не принимаются.

Для деятельности предприятия в современной России эти недостатки имеют практическое значение. Даже варианты возможного отклонения от гипотезы максимизации прибыли объясняются разновидностью типичного неоклассического поведения фирмы с использованием того же инструментария предельного анализа.

В результате особенности поведения фирмы в неоклассической теории сводятся к различиям между кратко- и долгосрочными периодами функционирования фирмы, а также между ее поведением в условиях разного типа рыночных структур (совершенной конкуренции и несовершенной конкуренции).

Неоклассическая теория фирмы

В неоклассической теории фирма рассматривается как целостный объект, осуществляющий преобразование исходных ресурсов в продукцию и привлечение этих ресурсов в производство. Неоклассическое понимание предприятия (фирмы) как носителя основной (производственной) функции — преобразования ресурсов в продукцию, продающуюся на свободном рынке, является в настоящее время общепризнанной, базовой в мировой экономической науке концепцией.

Читать еще:  На рынке совершенной конкуренции отдельный продавец

В соответствии с таким пониманием роли и функций предприятия исследования предприятий как субъектов рыночной экономики в 50-70-е гг. концентрировались в двух основных направлениях. Первое — это изучение технологических свойств и параметров фирм, т. е. пропорций замещения труда, капитала, средств и предметов производства, определение таких пропорций, которые обеспечивали бы минимизацию издержек. Второе — анализ организации различных рынков, их структур и влияния последних на конкурентное поведение фирмы. В качестве предпосылок в том и другом случае исследований фактически использовались следующие предположения:

— распределение типов и объемов деятельности между фирмой и рынком рассматривалось как заданное;

— фирма трактовалась как преобразователь ресурсов в продукцию и описывалась с помощью производственной функции (точнее, производственного отображения);

— рынки рассматривались как своеобразные «сигнальные устройства», причем проводником этих сигналов считалась преимущественно ценовая информация;

— предполагалось, что обмены (контракты) реализуются на базе механизма, по существу аналогичного механизму аукциона: выбор контрагента с максимальной для продавца или минимальной для покупателя ценой осуществляется с помощью ценовой конкуренции как среди продавцов, так и среди покупателей, а не путем индивидуального торга;

— споры и конфликты, как считалось, находятся вне рамок чисто экономической теории, поскольку они эффективно разрешаются в судах [30] .

Все приведенные выше положения, характеризующие нсоюас- сическую теорию фирмы, могут быть сведены, по мнению Р. Сэй- ерта и К. Хендрика, к двум основным, полностью отражающим общие предпосылки неоклассической экономической теории:

— критерий принятия всех решений на уровне фирмы является единственным;

— возможности получения и переработки поступающей из внешней среды информации неограниченны [31] .

Из этих предпосылок на базе общих положений экономической теории логически выводились предсказания относительно поведения фирм на рынках в соответствии со структурой последних. Между тем целый ряд проблем, имеющих первостепенное значение в жизни предприятия, в том числе проблемы организационного устройства предприятий, механизмы принятия решений, стимулирования и контроля их исполнения и т. и., оказывались за пределами как интересов исследователей-экономистов, так и «разрешающей способности» самой теории фирмы как части неоклассической экономической теории.

В последнее время появился целый ряд модификаций, направленных на включение в анализ явлений неценовой конкуренции, воздействия географического положения фирмы на цены продуктов и ресурсов, а сезонных колебаний производства — на занятость, учет проблем оптимизации и управления запасами и т. д. Известен и целый спектр конкурирующих, дополняющих и сменяющих в разных обстоятельствах друг друга вариантов целевой функции фирмы: кроме максимизации прибыли, максимизация продаж, валового дохода, дохода на одного работающего, дохода акционеров, различные многофакторные аппроксимации функции полезности, стратегические цели и т. д. Все эти модификации были естественными реакциями на регулярно возникающие несоответствия между предпосылками и выводами неоклассической теории и практикой деятельности фирм.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector