S-p.su

Антикризисные новости
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Напряженность на рынке труда это

ОБЗОР ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА УРОВЕНЬ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

студент, факультет менеджмента ПсковГУ,

старший преподаватель кафедры экономики и управления ПсковГУ,

Исследование рынка труда, а также изучение факторов, оказывающих существенное влияние на его динамику, не теряют своей актуальности уже несколько лет. Связано это с тем, что современный рынок труда характеризуется противоречивыми тенденциями: растет число вакансий, не требующих специальных знаний, наблюдается рост вакансий рабочих профессий, число вакансий часто превышает количество безработных из числа незанятых. Ситуация, когда число вакантных мест превышает число потенциальных работников, характеризуется напряженностью на рынке труда. Для оценки уровня напряженности по данным Госкомстата рассчитаем коэффициент напряженности и рассмотрим его динамику на рынке труда Псковской области (таблица 1).

Таблица 1

Динамика уровня напряженности на рынке труда Псковской области в 2012-2017 г.г.

Численность граждан, незанятых трудовой деятельностью, чел.

Число вакансий в службе занятости населения, чел.

Исходя из представленных данных, отметим, что лишь в 2015 году предложение рабочей силы превышало спрос. С 2016 года наблюдается снижение коэффициента напряженности, однако, в целом ситуацию на рынке труда можно считать напряженной. Данное обстоятельство вызывает необходимость более детального исследования сложившейся ситуации.

На занятость населения влияет множество причин и обстоятельств. На основании анализа источников выделены следующие группы факторов, наиболее часто рассматриваемые авторами [1]:

— политические: политическая обстановка в стране, геополитика, эффективность законодательной системы, качество государственного регулирования;

— экономические: стабильность налоговой системы, льготное кредитование, стимулирование самозанятости населения; поддержка инвестиционных проектов субъектов малого бизнеса;

— технологические (инновационные): уровень инновационной активности в регионе, уровень использованных технологий, уровень квалификации персонала;

— социально-демографические: численность и система расселения населения, уровень и качество жизни населения, уровень образования, ценности работников.

На наш взгляд, одной из значимых причин существования напряженности на рынке труда является несоответствие между ожиданиями работника и условиями, предлагаемыми работодателем. Важным мотивационным фактором при выборе вакансии потенциальным работником служит уровень заработной платы. В таблице 2 представлен рейтинг по числу вакансий профессий (должностей) рабочих и служащих по данным Государственного комитета Псковской области по труду и занятости населения [2].

Таблица 2

Потребность в работниках для замещения свободных рабочих мест (на 01.03.2018 г.)

Средняя заработная плата, руб.

Средняя заработная плата, руб.

Оператор свиноводческих комплексов

Уборщик производственных и служебных помещений

Продавец продовольственных товаров

Как видим, рабочие профессии в настоящее время наиболее востребованы и средний уровень заработной платы этой категории немногим ниже заработной платы специалистов. Для сравнения, размер средней заработной платы в Псковской области на начало 2018 года составил 23 175 рублей. Не трудно заметить, что предлагаемый на рынке труда уровень зарплат не достигает указанного значения ни по рабочим специальностям, ни по вакансиям, требующим специальных компетенций.

Еще одним фактором, способствующим поддержанию напряженности на рынке труда региона, является демографическая ситуация. За последние шесть лет численность населения Псковской области сократилась с 671,3 до 642,2 тысячи человек, что в относительном выражении составило 4,3 %. Вместе с тем отмечается сокращение количества населения трудоспособного возраста и рост численности населения Псковской области старше трудоспособного возраста. Основной причиной наметившейся негативной тенденции является отток молодежи в крупные города в поисках более высокооплачиваемых рабочих мест и развитой социальной инфраструктуры. Лишь в январе-феврале 2018 года из региона по различным причинам выбыло 4254 человека, основную долю из которых составляет население трудоспособного возраста [3]. На перемещение трудовых ресурсов между секторами экономики и территориями также отрицательно воздействуют:

— недостаточная информированность ищущих работу о востребованности отдельных профессий и возможностях обучения;

— наличие несбалансированности спроса и предложения рабочей силы по профессионально-квалификационному составу незанятых граждан имеющимся вакансиям;

— селективный отбор кандидатов на вакантные рабочие места, способствующий формированию застойной безработицы среди работников старших возрастов, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, женщин, имеющих несовершеннолетних детей и т.д.

На региональный рынок труда также влияет всеобщий рост дефицита кадров, вызванный динамичным развитием российского бизнеса. Одновременно с государственной службой занятости, решением проблем трудоустройства занимаются коммерческие организации, деятельность которых помогает государству трудоустроить граждан, а бизнесу найти высококвалифицированных работников. В условиях, когда столичный бизнес идет в регионы и есть возможность переноса части производств с территории стран Балтии в приграничную Псковскую область, кадровые агентства способны оказать значимую поддержку развитию внешнеэкономической деятельности.

В заключение хотелось бы отметить, что ситуация на рынке труда Псковской области является своего рода индикатором экономического развития региона. Поэтому внимание к проблемам занятости населения сложно переоценить. И очевидно, что решать эти проблемы успешно можно лишь комплексно. При этом необходимо участие не только государственных структур и коммерческих организаций, формирующих инфраструктуру рынка труда, но и учебных заведений. Важно, чтобы сегодняшний студент не стал завтрашним безработным.

Читать еще:  Классическая концепция рынка труда

kosnikova_ei

Блог Косниковой Елены Игоревны — начальника Департамента труда, занятости и труд.миграц. Пенз.обл.

Обсуждение актуальных вопросов в сфере занятости населения Пензенской области

Одним из показателей, характеризующих положение на рынке труда в регионе, является «коэффициент напряженности».

Коэффициент напряженности показывает, какое число незанятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в службе занятости, приходится на одну заявленную предприятиями вакансию, т.е. определяет соотношение спроса и предложения на рабочую силу.

Ситуация на рынке труда зависит от состояния экономики в регионе.

На спрос на труд оказывают влияние изменения объемов производства и инвестиций, структурные изменения в производстве, динамика цены рабочей силы, производительность труда и др.

На 1 июля заявленная потребность предприятий в работниках в Российской Федерации составляла 1754,0 тыс. человек, в Приволжском федеральном округе — 390,6 тыс. человек, в Пензенской области — 16,6 тыс. человек.

Напряженность рынка труда в Российской Федерации составляет 0,7 чел. на одно свободное рабочее место, в Приволжском федеральном округе и Пензенской области — 0,5 чел. на одно свободное рабочее место.

Структура заявленной потребности предприятий в Пензенской области абсолютно соответствует российской.

Как и на российском рынке труда, в Пензенской области в рейтинге востребованных профессий значатся строители — каменщики, штукатуры, маляры, отделочники, плотники, столяры, газоэлектросварщики, арматурщики, бетонщики, дорожники, рабочие станочники – токари, фрезеровщики, слесари. Устойчивым спросом пользуются монтажники, электромонтеры и электрики, водители, продавцы, повара, овощеводы, трактористы, механизаторы рабочие по благоустройству территории. Большую потребность предприятия и организации области испытывают в инженерно-технических кадрах. Острая нехватка врачей и среднего медицинского персонал.

Средняя продолжительность существования вакансий в службе занятости – 4,0 месяца, при этом 15% вакансий не заполняются свыше 6 месяцев, а 9% — «висят» более года.

Одной из основных причин незамещения – низкое качество рабочих мест и низкая заработная плата.

Почти половина заявленной потребности имеет заработную плату от 4,6 до 8,0 тыс. руб. (52% сельское хозяйство, 41% промышленность и 37,5% строительство).

Заработную плату от 20,0 тыс. руб. и выше имеют всего 3,0%-5,5% заявленных вакансий.

Средняя заработная плата (по заявленным вакансиям) составляет в сельском хозяйстве 9,5 тыс. руб., в промышленности 9,9 тыс. руб., в строительстве – 10,6 тыс. руб.

Создание на предприятиях области качественных рабочих мест с достойной оплатой труда значительно повысит эффективность использования трудовых ресурсов и снизит отток трудоспособного населения за пределы региона.

Росстат назвал регионы с самой высокой напряженностью на рынке труда

Росстат 25 марта опубликовал ренкинг регионов по отдельным показателям напряженности на рынке труда. Самый высокий уровень напряженности на рынке труда, по данным за 2018 год, зафиксирован в Карачаево-Черкесской Республике и Туве. Самый низкий — в Санкт-Петербурге, Москве и Чукотском автономном округе (см. инфографику).

Росстат учитывает четыре показателя:

  • уровень занятости;
  • уровень безработицы населения;
  • среднее время поиска работы безработными;
  • доля безработных, ищущих работу 12 месяцев и более.

Место региона определяется на основе ранжирования значения этих показателей: чем ниже показатели «Уровень безработицы», «Среднее время поиска работы безработными» и «Доля безработных, ищущих работу 12 месяцев и более», и чем выше показатель «Уровень занятости», тем выше позиция региона.

По среднему баллу из четырех (средняя позиция региона) наихудший результат показала Карачаево-Черкесия, незначительно ей уступила Республика Тыва. На третьем месте по уровню напряженности на рынке труда оказался Дагестан.

  • В Карачаево-Черкесии лишь 50,5% населения занято (меньше только в Адыгее — 49,4%).
  • Уровень безработицы в республике составляет 12%.
  • По среднему времени поиска работы безработными (11,5 месяца) и доле безработных, ищущих работу более года (64,5%), Карачаево-Черкесия — абсолютно худший регион.

В среднем по всей России уровень занятости составил в прошлом году 59,8%, уровень безработицы — 4,8%, среднее время поиска работы — 7,4 месяца, а доля безработных, ищущих работу более года, — 28,6%.

На другом полюсе находятся благополучные с точки зрения рынка труда регионы. На Чукотке самый высокий уровень занятости — 75,4%. При этом регион — один из самых малонаселенных в России: там проживают всего 49,7 тыс. человек.

Читать еще:  Анализ стратегии предприятия на рынке

В Москве уровень занятости — 67,4% (пятое место в России), уровень безработицы — самый низкий в стране (лишь 1,2%). Безработные ищут работу в среднем 4,6 месяца (меньше только на Чукотке), а доля безработных, ищущих работу более года, составляет 7,9% (меньше тоже только на Чукотке).

Почему на региональных рынках труда такие разрывы

Данные Росстата отражают устойчивую тенденцию всей новейшей истории России, отмечает научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Виктор Ляшок. «Наиболее благополучная ситуация на рынке труда в столице, нефтедобывающих районах и в регионах с высоким ВРП на душу населения. В республиках Северного Кавказа слабая экономика, кризисные рынки труда, низкие зарплаты, высокая безработица и высокая неформальная занятость», — пояснил он.

«Тува — довольно бедный регион с неразвитой экономикой, и там не так много крупных предприятий», — добавляет замглавы лаборатории исследований рынка труда Высшей школы экономики Сергей Солнцев. Высокая напряженность на рынке труда кавказских республик, по его словам, связана с неразвитой экономикой и высокой теневой занятостью. «На Кавказе выше, чем в среднем по России, теневая занятость, при том что официально безработные на самом деле могут быть неформально заняты, потому что из-за невысоких зарплат привлекательнее получать пособие по безработице», — отметил Солнцев.

По доле занятых в неформальном секторе в общей численности занятых первое место занимает Чечня (64,1%). На втором месте — Дагестан (52%), на третьем — Ингушетия, свидетельствуют последние данные Росстата.

Напряженность на рынке труда это

Государственные программы по содействию занятости населения и снижению напряженности на рынке труда выступают механизмом формирования рабочих мест, неотъемлемой частью социальной гарантии для экономически активного населения, в условиях развития многоукладной экономики [6].

Основополагающим условием устойчивого развития региона является эффективное функционирование рынка труда, представляющего собой тот главный фактор развития территорий, благодаря которому целенаправленно и последовательно трансформируются производственные и социально-трудовые процессы, осуществляется взаимосвязь отдельных хозяйственных комплексов, совершенствуется организационно-экономический механизм управления на всех уровнях пространственной агломерации [7].

Среди перечня конъюнктур образующих факторов стимулирующих или сдерживающие развитие рынка труда (государственное регулирование экономики, научно-технический прогресс, инфляция, сезонность в производстве и потреблении товаров, воздействующие на конъюнктуру временно – стихийные бедствия, социальные конфликты, чрезвычайная обстановка и пр.) особую актуальность в последнее время приобретают политические факторы. Общественно-политическая ситуация в России в последние два года продолжает находиться под сильным влиянием внешнеполитических факторов, в первую очередь, связанных с событиями в Крыму и на Украине.

Мониторинг состояния российского рынка труда основан на анализе показателей: коэффициент занятости населения, показатели удовлетворения потребности в рабочей силе, уровень безработицы, соотношение спроса и предложений на рабочую силу. В сравнении с другими странами российский рынок труда характеризуется довольно низкими показателями уровня безработицы, более благоприятное состояние отмечается лишь на рынке труда Японии и Германии (рис.1). Оценивая тенденции развития рассматриваемого показателя нельзя не обратить внимания на устойчивую тенденцию роста уровня безработицы в Италии и снижения в США.

Текущие тенденции безработицы и среднего срока поиска работы на российском рынке выглядят вполне закономерными: по мере снижение общего уровня безработицы в стране конкуренция между претендентами на одно вакантное место возрастает (рисунки 2-3).

Коэффициент напряженности на рынке труда по состоянию в первом квартале 2015 года составил 0,3 человека на 1 заявленную вакансию при 0,2 на аналогичную дату 2014 года.

Рис.1 Уровень безработицы, % к экономически активному населению [3]

Рис.2 Среднее время поиска работы

безработными, РФ, месяцев [4]

Рис.2 Уровень безработицы, РФ всего, %[4]

В четвертом квартале 2015 года рынок труда Тюменской области характеризовался следующими показателями:

˗ экономически активное население — 1935,7 тыс. человек (в т.ч. занятые — 1841,6, безработные – 94,1);

˗ уровень экономической активности населения – 71,4%;

˗ уровень занятости населения – 67,9%;

˗ уровень безработицы – 4,9%.

Об осложнении ситуации на предприятиях региона свидетельствует следующие факты:

˗ по данным мониторинга, проводимого органами службы занятости населения Тюменской области, о предстоящем высвобождении в 2015 году заявили 45 организаций области (с учетом переходящих организаций), численность работников, предполагаемых к увольнению в данных организациях составила 1416 человек, что на 2,3% больше аналогичного периода прошлого года. Численность уволенных работников также увеличилась на 38% и составила 516 человек;

˗ численность граждан, обратившихся в службу занятости населения за содействием в поиске подходящей работы, за первые два месяца 2015 года увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 597 человек или 13,4% и составила 5055 человек;

Читать еще:  Внешний и внутренний рынки труда

˗ рост числа граждан, уволившихся по собственному желанию и по соглашению сторон, доля таких граждан в общем числе зарегистрированных безработных в первые два месяца 2015 года составила 49,4% (увеличение на 1,2 процентных пункта) и 19,6% (увеличение на 0,5 процентных пункта) соответственно;

˗ уровень регистрируемой безработицы увеличился по сравнению с аналогичной датой прошлого года на 0,1 процентных пункта и по состоянию на конец февраля 2015 года достиг значения 0,7%;

˗ снижение спроса на рабочую силу у работодателей региона (по состоянию на конец февраля 2015 г. численность заявленных в органы службы занятости вакансий составила 21453 свободных рабочих места, снизившись по сравнению с началом года на 20,2% и на 51,6% — по сравнению с аналогичной датой прошлого года). [5].

Потеря безработными значительной части личных доходов и ухудшение жизненного уровня характерна для всех стран, независимо от системы страхования в фонд занятости, размеров пособий и другой материальной помощи. В странах с развитой рыночной экономикой размеры пособий по безработице, соотнесенные со средней заработной платой, колеблется довольно существенно. Так в США этот показатель в среднем составляет 50%, в Канаде 60%, в Австралии 30-60%, в Бельгии 40-60% [6]. В России законы по социальной помощи более либеральны, они позволяют получать от 45-70% от средней заработной платы в течение года.

При всех отрицательных сторонах безработицы на определенном уровне имеются и положительные аспекты:

1. Наличие безработицы усиливает агрессию профсоюзов и их требования повышения заработной платы, и тем самым усиливает стимулы предпринимательской деятельности.

2. Опасение потерять работу и влиться в число высвободившихся из сферы производства, является самым лучшим организатором дисциплины труда, а кроме того создает условия для поддержания необходимого качества затрат труда. Этот аспект отметили 14% от опрошенных в Тюмени. Респонденты также отмечали что:

˗ 75,2% — устраивает статус безработного т.к. он увеличивает личное свободное время.

˗ 13% — безработица стимулирует овладение новыми специальностями» [5].

Государственные программы по содействию занятости населения и снижению напряженности на рынке труда выступают механизмом формирования рабочих мест, неотъемлемой частью социальной гарантии для экономически активного населения, в условиях развития многоукладной экономики [6].

Серьезные социально — экономические последствия безработицы определили настоятельность государственного вмешательства в сферу труда, который содействует разновидности трудовых отношений, регулирует их, лимитирует свободу рыночных сил. В целях стабилизации складывающейся ситуации на рынке труда, оперативного реагирования на возникающие проблемы и сохранения социальной стабильности Правительством Тюменской области принят ряд правовых актов превентивного характера, в том числе:

— создание антикризисного штаба и комиссии по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности, согласно которому комиссия является координационным органом, созданным в целях мониторинга социально-экономической ситуации в Тюменской области, обеспечения согласованных действий исполнительных органов государственной власти Тюменской области и предпринимательского сообщества при разработке предложений, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и социальной стабильности в современных условиях;

— разработка Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Тюменской области;

на предприятиях, планирующих увольнение работников в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организация консультационных пунктов с целью подбора подходящих вариантов работы для трудоустройства граждан, оказания предувольнительных профессиональных консультаций высвобождаемым работникам с целью выявления мотивации к труду, поиска работы, выбора профессиональной деятельности, прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, а также выявления потребности в опережающем профессиональном обучении работников [1,2].

Одним из немаловажных элементов формирования политики эффективной занятости является разработка и задействование механизма, налаживающего динамичное равновесие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. Программные мероприятия, направленные на устранение возникающих проблем на рынке труда Тюменской области и сохранения социальной стабильности предусматривают следующие основные направления:

˗ организация временного трудоустройства работников организаций, находящихся под угрозой увольнения, и граждан, ищущих работу.

˗ организация опережающего профессионального обучение и стажировки работников организаций, находящихся под угрозой увольнения, и граждан, ищущих работу.

˗ организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан, включая обучение в другой местности.

˗ содействие самозанятости безработных граждан. [8].

Реализация программных мероприятий нацелена на достижение показателей: установление нижнего уровня регистрируемой безработицы (менее 0,7% на 01.01. 2016 г.); коэффициента напряженности на рынке труда (не более 0,3 человека на 1 заявленную вакансию).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector