Методы государственного регулирования рынка труда
Государственное регулирование рынка труда
Основные цели государственного регулирования рынка труда:
1. Обеспечение полной занятости, под которой понимается отсутствие циклической безработицы при сохранении естественного уровня безработицы.
2. Создание гибкого рынка труда, способного быстро приспосабливаться к изменениям в экономике.
Можно выделить следующие задачи, стоящие перед государством на рынке труда:
· достижение такого соотношения между спросом и предложением труда, а также его активной и резервной частями, при котором, с одной стороны, обеспечивается необходимый уровень жизни основной массы населения, а с другой — сохраняются эффективные стимулы к труду.
· формирование оптимальной профессионально-отраслевой, квалификационной, географической мобильности трудовых ресурсов.
· интеграции национального рынка труда в международную систему разделения труда.
Государственная политика на рынке труда осуществляется в двух основных формах:
1. Активной – создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и преодоление безработицы путем обучения и переобучения работников.
2. Пассивной – поддержка безработных путем выплаты пособий.
Активная политика государства направлена на то, чтобы каждый человек, желающий работать, мог найти рабочее место соответственно своим запросам. Он должен иметь возможность повышать свою конкурентоспособность на рынке труда.
К основным формам активной политики относятся:
· стимулирование государством инвестиций в экономику, и, следовательно, создания новых рабочих мест;
· организация переобучения и переквалификации безработных;
· развитие служб занятости, бирж труда, осуществляющих посреднические функции на рынке труда, предоставление информации о вакантных рабочих местах;
· содействие мелкому предпринимательству как способу обеспечения самозанятости;
· государственное стимулирование (налоговыми и законодательными рычагами) предоставления работодателями рабочих мест определенным группам населения, например, молодежи, инвалидам и т.п.;
· содействие, в случае необходимости, перемене места жительства для получения работы;
· международное сотрудничество в решении проблем занятости, решение вопросов, связанных с международной трудовой миграцией;
· создание рабочих мест в государственном секторе, организация общественных работ.
Пассивная политика занятости включает создание системы социального страхования и иных каналов материальной помощи лицам, потерявшим работу. Формы пассивной политики:
· регистрация лиц, ищущих работу,
· определение пособия по безработице,
· организация системы его предоставления,
· осуществление неденежных форм поддержки безработных и членов их семей.
В развитых странах финансовая поддержка безработных осуществляется на основе систем страхования от безработицы (как обязательных, так и добровольных).
Классификация методов государственного регулирования рынка труда:
I. По форме воздействия:
1. Прямые методы регулирования. Государственное субсидирование и стимулирование занятости на предприятиях путем предоставления различных льгот, в том числе налоговых, организация общественных работ, стимулирование создания новых рабочих мест, развитие системы производственного обучения и переподготовки, стимулирование/сдерживание развития производства в определенных регионах, регламентация продолжительности рабочего дня, регламентация международной миграции работников,
2. Косвенные методы регулирования. Регулирование демографической ситуации, увеличение/уменьшение государственных закупок, налоговая и кредитно-денежная политика. Данные методы воздействуют на рынок труда, изменяя условия хозяйствования в сторону стимулирования или торможения экономических процессов:
Методы прямого воздействия оказывает влияние в основном на предложение труда, косвенного — на спрос.
II. По характеру воздействия:
4. Защитные (например, защита национального рынка труда от излишней иммиграции).
III. По содержанию:
2. Административные (например, снижение/увеличение порога пенсионного возраста, уменьшение/увеличение продолжительности рабочего времени, ограничение числа рабочих мест для одного работника, включая работу по совместительству).
3. Смешанные, сочетающие в себе экономическое и административное регулирование.
Разные виды безработицы требуют применения разных мер ее регулирования. Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет улучшения информационного обеспечения рынка труда и устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы (например, через эффективную работу бирж труда, информационной поддержки инвестиционных программ и т.п.). Сокращению структурной безработицы способствуют программы профессионального переобучения. Борьба с циклической безработицей включает меры макроэкономического регулирования совокупного спроса и совокупного предложения.
Инфляция
Инфляция – устойчивая тенденция к повышению общего уровня цен. Это сложное социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства, возникает в связи с длительным неравновесием экономики. Оно не сводится к чисто денежному феномену, так как рост цен может быть вызван как состоянием денежной сферы, так и иными причинами. Следует учесть, что не всякое повышение цен вызывается инфляционными причинами (например, сезонные колебания цен).
Дефляция – устойчивая тенденция к снижению общего уровня цен.
Уровень инфляции (темп роста цен) – относительное изменение общего уровня цен.
Р – средний уровень цен в текущем году (отчетном году)
Р-1 – средний уровень цен в прошлом году (базисном году)
Средний уровень цен измеряется индексами цен. Часто в качестве основы для расчета инфляции используется индекс потребительских цен.
Индекс потребительских цен рассчитывается как отношение стоимости потребительской корзины в текущем периоде к ее стоимости в базисном периоде.
Продукт | Количество | Цена за единицу |
Отчетный год | Базисный год | |
А | 5,0 | 4,0 |
В | 4,0 | 3,0 |
С | 25,0 | 20,0 |
Вариант расчета индекса потребительских цен:
Темп роста цен в этом случае составит 26%.
Причины инфляции:
1. Бюджетный дефицит, покрываемый за счет эмиссии, что ведет к несоответствию между количеством денег в обращении и товарной массой.
2. Финансирование инвестиций за счет дополнительной эмиссии или инвестиции, не приводящие к увеличению реального выпуска. Например, милитаризация экономики приводит к увеличению платежеспособного спроса без соответствующего товарного покрытия.
3. Особенности структуры современного рынка, являющегося в значительной степени олигополистическим. Монопольная рыночная власть может приводить к поддержанию длительного несоответствия между AD и AS, ограничивая последнее посредством препятствия проникновения в отрасль новых производителей и/или ограничения собственного выпуска.
4. Инфляционные ожидания. Они закладываются и в цены товаров, и в заработную плату, и в потребительское поведение. Ожидания могут привести к резкому повышению спроса по сравнению с предложением и к соответствующему росту цен.
5. Импорт инфляции через внешнеэкономические каналы. Чем больше открытость экономики, тем выше вероятность импортирования инфляции.
В реальной экономической жизни наблюдается комбинация тех или иных инфляционных факторов, зависящая от конкретных экономических условий.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10380 — | 8014 —
или читать все.
Государственное регулирование
Учебные материалы, статьи и конспекты лекций.
Государственное регулирование рынка труда
Рынок труда – это система экономических отношений в обществе по поводу купли-продажи ресурса труда.
Труд — это процесс использования физических и умственных способностей людей при производстве товаров и услуг.
Основные элементы рынка труда:
- 1. Спрос на труд (это то количество труда, которое желают и могут привлечь работодатели, для вовлечения в производство), зависит от уровня зарплаты.
- 2. Предложение труда (это то количество труда, которое желают и могут предложить работники для выполнения работы).
- 3. Цена труда (зарплата, формируется на основе спроса / предложения труда).
- 4. Конкуренция.
Необходимость государственного регулирования рынка труда вытекает из следующих обстоятельств:
- 1. Негибкость зарплаты (так как ослабевает конкуренция в силу монополизации рынка труда в современных условиях: крупными корпорациями, навязывающими условия труда и уровень зарплаты; работниками, которые вступают в профсоюзы, выступающие монополистом в предложении труда, ставят определенные условия коллективного договора).
- 2. Наличие социальных аспектов в функционировании рынка труда (зарплата не может опуститься ниже прожиточного минимума).
Государственное регулирование рынка труда – это совокупность средств и методов государственного регулирования, направленных на совершенствование механизма рынка труда.
Задачи государственного регулирования рынка труда:
- 1. Достижение оптимального соотношения между спросом и предложением труда, таким образом обеспечение уровня безработицы в естественной норме (до 5% экономически активного населения). В Российской Федерации в 2009 году циклическая безработица составила 7,8%, неполная занятость – 473 тыс. по инициативе работодателя, 476 тыс. – по соглашению, в отпусках — 174 тыс., неоплачиваемые отпуска – 845 тыс. То есть, безработица вместе с неполной занятостью – 10,34%. При этом в РФ 76,4 млн. человек экономически активного населения.
- 2. Сокращение продолжительности безработицы.
- 3. Снижение чрезмерных различий в региональных рынках труда. Самый высокий уровень безработицы в Ингушетии – 22%. Наряду с этим в Москве – 0,8%, а в Санкт- Петербурге – 0,7%. В Ставропольском крае — 15%.
- 4. Обеспечение соответствия оплаты труда его содержанию. В РФ 17,4 % населения с доходами ниже прожиточного минимума.
Все инструменты государственного регулирования рынка труда подразделяются на административные и экономические.
Административные:
- 1. Установление МРОТ.
- 2. Пособие по безработице.
- 3. Организация переподготовки кадров, повышение квалификации.
- 4. Изменение масштабов подготовки работников разных профессий.
- 5. Регулирование оплаты труда по отраслевым тарифным сеткам.
Экономические — в рамках бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики:
- 1. Снижение налогов.
- 2. Увеличение государственного заказа.
- 3. Снижение ставок по кредитам.
Министерство экономического развития и торговли, Федеральная служба по труду и занятости населения занимаются государственным регулированием рынка труда в РФ.
Государственная концепция действий на рынке труда:
- 1. Достижение равенства МРОТ и прожиточного минимума.
- 2. Создание условий для достижения соответствия между спросом и предложением труда.
- 3. Улучшение условий и усиление системы охраны труда на предприятиях.
- 4. Оптимизация использования труда иностранных рабочих.
- 5. Улучшение профессиональной ориентации населения.
Методы государственного регулирования рынка труда
3.10. Методы, используемые государством для регулирования рынка труда
Методы (способы) и меры государственного регулирования рынка труда можно дифференцировать по различным признакам: по объектам воздействия; по направленности воздействия; по форме воздействия; по характеру воздействия на рынок труда; по содержанию регулирующих мер; по уровню управленческого воздействия; по источникам финансирования; по продолжительности воздействия.
Объектами воздействия являются население, его отдельные группы работников, предприниматели и их группы, определенные элементы организации труда и т.д. В зависимости от особенностей Объекта можно выделить меры общего воздействия и специальные Меры. По направленности воздействия выделяют следующие меры: увеличивающие (уменьшающие) спрос нерабочую силу, увеличивающие (уменьшающие) предложение на рабочую силу, влияющие на структуру спроса и структуру предложения, нацеленные на увеличение степени соответствия спроса и предложения. По форме воздействия на рынок труда можно выделить прямые методы регулирования — государственное субсидирование занятости на предприятиях различных форм собственности, стимулирование гибких форм занятости, изменение годового ФРВ и т.п. — и косвенные методы регулирования: регулирование демографической ситуации, увеличение государственных заказов, закупок, смягчение налогового пресса, поощрение инвестиционной деятельности, стимулирование профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы и т.д. По характеру воздействия на рынок труда регулирующие меры можно дифференцировать на поощрительные, ограничительные, запретительные и защитные. По содержанию регулирующих мер выделяют меры экономического характера (поддержка экономически целесообразных рабочих мест, организация общественных работ, специализированное инвестирование в поддержку малого бизнеса и т.д.); меры административного характера (снижение пенсионного возраста, уменьшение продолжительности рабочего дня, ограничение числа мест работы для одного человека, возможностей совместительства, изменение состава экономически активного населения и т.п.); смешанные, сочетающие экономическое и административное регулирование (финансовую, налоговую, таможенную, внешнеторговую, инновационно-инвестиционную, протекционистскую политики). По уровню управленческого воздействия методы распределятся на общегосударственные, региональные, отраслевые, внутрифирменные. По источникам финансирования выделяют Федеральный бюджет, бюджеты регионов России, местные бюджеты, внебюджетные средства (как дополнительные). По продолжительности воздействия методы бывают краткосрочными (до одного года), среднесрочными (от одного года до 5 лет) и долгосрочными (от 5 лет и более).
В литературе встречаются и другие классификации методов регулирования рынка труда, например: классификация, основанная на использовании мотивационного механизма, с помощью которого намечено достижение главной цели, включает организационные (административно-распорядительные методы, правовые методы регулирования); экономические (стимулирование создания рабочих мест посредством налоговых льгот, льготных инвестиционных кредитов и т.п.); социально-психологические (основанные на учете интересов личности, различных социальных групп населения) методы. Рынок труда является саморегулирующимся, вместе с тем он поддается регуляции механизмом управления занятостью населения при определенном уровне развития производительной силы общества. Регуляторами здесь являются не только макро- и микроэкономические, но и социальные и социально-психологические факторы, отнюдь не всегда имеющие отношение к цене рабочей силы — заработной плате. Поэтому развитие рыночных реформ должно быть органически увязано с политикой правительства на рынке труда.
Методы государственного регулирования рынка труда
С целью общенационального воспроизведения современного работника, для обеспечения совокупного капитала в качественной рабочей силе и осуществления антициклического регулирования экономики происходит комплексное ре егулювання рынка рабочей силы, в частности рынка труда.
Государственное регулирование рынка труда и рабочей силы — целенаправленный планомерный влияние на процесс качественного воспроизводства рабочей силы и создания надлежащих условий труда и его оплаты благодаря комплексу экономических, правовых, административных и организационных их западе.
К экономическим мерам относятся кредитная, налоговая политика, предоставление компаниям льгот и дотаций, влияние через систему государственных закупок товаров и услуг, развитие и функционирование государственного предприни емництва и др.. Правовые меры означают совершенствованию действующего или принятие нового законодательства по регулированию рынка рабочей силы, в том числе труды. Административные меры предусматривают установление я квот на трудоустройство при заключении коллективных договоров, изменение продолжительности рабочей недели, срока обучения молодежи и т.д.. Организационные меры регулирования — это повышение эффективности деятельности бы ржав рабочей силы и других служб занятости и трудоустройства, институтов профессиональной подготовки и профессиональной ориентации и и ін.
Комплекс таких мероприятий конкретизируется в
1) льготном налогообложении и кредитовании отдельных регионов и отраслей с целью стимулирования спроса на рабочую силу и создание вакантных рабочих мест, предоставления льгот и дотаций компаниям за сохранение ро обочь мест
2) предоставлении прямых инвестиций для создания и реконструкции рабочих мест, создание рабочих мест в рамках программы общественных работ, прямых выплат предприятиям, фирмам и компаниям за каждого нового в наемного работника
3) компенсации этим структурам расходов, связанных с поиском и приемом на работу новых работников, содействии в обеспечении фирм и компаний материальными ресурсами, сбыте товаров и услуг при условии ство орення новых рабочих мест
4) активной политике государства по трудоустройству молодежи, женщин, инвалидов, в частности предоставлении предприятиям, компаниям налоговых льгот за прием на работу таких категорий трудоспособного населения, дота ции за их профессиональную подготовку и создание новых рабочих мест
5) содействии государства как субъекта рынков рабочей силы и труда расширению прав наемных работников по установлению гибкого графика выхода на работу, распределения рабочего времени, заработной платы, участия в управлении предприятием и др.;
6) совокупности мероприятий государства по стимулированию малого и среднего бизнеса при создании ими новых рабочих мест. Такая направленность государственного регулирования обусловлена ??тем, что, например, в. США большие ко орпорации за период 1985-1995 гг сократили численность работающих примерно на 3,5 млн человек, тогда как на мелких предприятиях было создано более 20 млн новых рабочих месть;
7) внедрении антициклической и антикризисной политики правительства. Так, в период кризисов государство пытается увеличить объем инвестиций, что вызывает рост количества работающих в. Дании,. Финляндии и других кр. РАМН создание дополнительных рабочих мест в соответствии с принятыми законами с 1994 г сосредоточено главным образом в государственном секторе экономикики;
8) поддержке существующих и создании новых рабочих мест через государственные заказы и контракты;
9) содействии процессу рационального размещения производительных сил при проведении региональной экономической политики, стимулировании экономического роста;
10) создании системы социальной защиты населения через страхования от безработицы, старости, от несчастных случаев, предоставление продовольственных пайков, выплату стипендий и т.п.;
11) стимулировании безработных к занятию предпринимательской деятельностью путем предоставления им экономической, организационной и методической поддержки
Внедрение этих мероприятий обусловило рост удельного веса государственных расходов на их реализацию. Так, в. Великобритании объем государственного финансирования программ на рынке рабочей силы за период 1990-1995 гг возр льшився с 1,6 до 2,2%, в. Швейцарии — с 0,3 до 1,9%, во. Франции — с 2,6 до 3,3%, в. Германии — с 2,1 до 3,8 совокупной рабочей силы, доля государственного финансирования программ на рынке рабочей силы уменьшилась за этот период с 0,72 до 0,69%. ВВ. ВВП.
Государство применяет систему мер регулирования рынков рабочей силы и труда в период экономического кризиса. Да, она развивает программы общеобразовательной и профессиональной подготовки и увеличивает сроки обучения молодежи, продолжительность отпусков женщинам по уходу за детьми и соответствующие выплаты, повышает размеры пенсий, стимулирует досрочный выход на пенсию, удлиняет период отпусков, сокращает продолжительность рабочего недели, стимулирует частичную и неполную занятость с одновременным сохранением тех же видов и объемов социального страхования, минимальной заработной платы, сроков отпусков и т.д.. Например, количество ча стково занятых работников составляла в середине 90-х годов во. Франции 15%, в. США — 19, в. Японии — 21, в. Великобритании — 23, в. Швеции — 25%. Кроме причин, связанных с регулированием рынка труда различными субъектами, такая высокая доля этого вида занятости обусловлена ??политикой многих стран (в частности, субъектов рынка труда), направленной на снижение затрат на рабочую силу. Эта цель достигается благодаря эко мии на оплате сверхурочных работ и отдельных социальных выплаплат.
время в период экономического подъема в отдельных странах наблюдается рост средней продолжительности рабочей недели, сверхурочным работам. Так, за 1995 г сверхурочные работы в. Германии увеличились до 2,5 часов, в. Великобритании — до 2,9 часов в неделюнь.
В некоторых странах одним из средств регулирования рынка труда является повышение пенсионного возраста. Так, в. Швеции возраст выхода на пенсию вырос с 60 до 62 лет, во. Франции для получения полной пенсии продолжительность трудовой ового стажа увеличена с 37,5 до 40 лет. Объективной предпосылкой этих решений является увеличение продолжительности среднего уровня жизни в этих странах. На этом фоне намерения правительства Украины постепенно повысить возраст выхо ду на пенсию мужчин и женщин при сокращении продолжительности среднего уровня неоправданные ни с социально-экономической, ни с демократической точек зорору.
Сокращение продолжительности рабочего времени, внедрение гибкого графика выхода на работу, рост частичной и неполной занятости, совмещение профессий, гибкость методов управления трудовыми ресурсами, оп производства новых систем заработной платы и их обновление, мобильность рабочей силы и т.д. формируют такую ??важную закономерность современного рынка труда и рынка рабочей силы, как их гибкость. Основой этого явления есть прежде всего изменения в технологическом способе производства, действие закона перемены труда. Так, еще в середине 80-х годов средняя продолжительность работы наемного работника по одной профессии составляла в. США 7,2 года, в. Канаде — 7,8, в. Японии — 11,6 рокку.
Важной целью государственного регулирования рынков труда и рабочей силы е улучшение качества этих специфических товаров, которое обеспечивают:
— рост общеобразовательного уровня наемных работников. Так, на развитие образования в. США государство ежегодно тратит более 350 млрд долл.;
— организация профессионального обучения и переподготовки, повышения профессионально-квалификационного уровня работающих и безработных, предоставление налоговых льгот тем предприятиям, которые осуществляют переподготовку ро обочь силы и повышают их квалификацию
— дифференциация в оплате рабочей силы работников разного уровня образования и квалификации, построение тарифных ставок и разрядов т.д., внедрение новейших систем оплаты рабочей силы (в частности, участия в при ибутках и др.).
Отдельным элементом государственного регулирования рынка труда является регулирование рабочего дня: установление количества оплачиваемых рабочих дней, продолжительности рабочей недели, ограничение сверхурочных часов, возрастных границ в вступления в трудоспособного населения и выхода на пенсию и др.. Государство в таком случае устанавливает тот минимум, который служит ориентиром для предпринимателей и наемных работников при ведении переговоров на уровне в кремами области, компаниї.
Комплекс этих мероприятий дополняется активной социальной политикой