S-p.su

Антикризисные новости
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Фиаско рынка и государства

ФИАСКО РЫНКА И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

студент юридического факультета кафедры таможенного дела и правового обеспечения внешнеэкономической деятельности Ульяновского государственного университета

Аннотация. B статье изучаются вопросы эффективного и справедливого использования ресурсов страны в осуществление рыночных механизмов. Так же проведем анализ основных функций государства, так как каждое фиаско рынка предполагает определенный тип государственного вмешательства. Охарактеризуем минимальную и максимальную границу вмешательства государства в социально-экономическую жизнь.

Ключевые слова: фиаско, рынок, провалы, функции государства, общественное благо, монополизация, дифференциация районов, границы государственного вмешательства.

Рыночный механизм не способен обеспечивать оптимальность развития экономики, устойчивое равновесие совокупного спроса и предложения и нуждается в государственном регулировании, во избежание серьёзных провалов и затяжных кризисов.

При необходимости вмешательства государства в экономику мировая наука чаще всего использует теорию фиаско («осечки», «крахов») рынка. Согласно теории рыночного фиаско, государство является неким «менеджером», роль которого заключается в корректировки подобных провалов.

Разновидности фиаско рынка:

  1. игнорирование рынком проблемы внешних эффектов (положительных и отрицательных экстерналий);
  2. незаинтересованность рынка в воспроизводстве общественных благ (и квазиобщественных);
  3. избыточная монополизация производства;
  4. макроэкономическая нестабильность, циклическое развитие экономики, безработица и инфляция;
  5. социальная несправедливость (расслоение общества на богатых и бедных);
  6. большая дифференциация регионов страны;
  7. невозможность структурной перестройки национальной экономики.

Игнорирование рынком проблемы внешних эффектов.

Рынок не может отобразить в цене полный эффект производства или потребления конкретных товаров. В связи с этим возникают положительные и отрицательные внешние эффекты (экстерналии). Именно поэтому государству приходится нейтрализовать воздействия внешних эффектов в производстве и потреблении (защита от негативных экологических последствий).

Незаинтересованность рынка в воспроизводстве общественных благ.

Неэффективность рынка проявляется при решении задач по предоставлению общественных благ, например: услуг образования, здравоохранения, армии. Эта задача возлагается на государство, так как оно должно помогать уменьшать негативные проявления рынка законами об охране труда, о защите прав потребителей, о страховании банковских депозитов, антимонопольным законодательством и др. Но рынок заинтересован в производстве частных благ (неделимы и доступны лишь индивидуальным лицам), которые опираются на принцип исключения, т.е., кто заплатил, тот и получает продукт.

Избыточная монополизация производства

Рыночный механизм не гарантирует функционирования структуры совершенной конкуренции без попыток экономических стратегий установить монопольную власть и ограничивать добросовестную конкурентную борьбу. Отрицательное воздействие на развитие экономики оказывают ежегодные «плановые» скачки цен на продукцию естественных монополий, не гарантированные улучшением качества производимой продукции и модернизацией производства. В данном варианте государству целесообразно защищать конкуренцию и проводить антимонопольное регулирование экономики, которое включает в себя экономическое, правовое, психологическое воздействие на все виды деятельности, обеспечивая защиту потребителей. Демонополизация экономики заключается:

  • в снижении барьеров для вложения в любую отрасль чужих фирм;
  • если же не произошло слияние и монополист производит 33% общеотраслевого объема, то происходит дробление на несколько мелких фирм;
  • правительственный контроль за ценами; запрет на необоснованное завышение цен; изъятие товаров с рынка и др.

Макроэкономическая нестабильность, циклическое развитие экономики, безработица и инфляция.

Одной из важнейших проблем (фиаско) рынка является цикличность развития экономики, которая осуществляется через фазы подъёма, кризиса, депрессии, оживления и вновь подъёма, представленной в долгосрочном периоде, в движении от подъёма к подъёму через фазы кризиса и рецессий. Рынок не может гарантировать устойчивого поступательного роста экономики в национальном масштабе. Периодические колебания деловой активности, связанные со спадами и высокой безработицей, или, напротив переизбытком экономики и инфляцией, оборачиваются для общества высокими социально-экономическими потерями. Это вызывает необходимость проведения государством стабилизации экономического цикла (политики, направленной на достижение одновременно полной занятости и стабильного уровня цен).

Социальная несправедливость

«Провалы» рынка в регулировании экономических отношений заключается в том, что рынок «не видит» социальных проблем. Доходы населения, формирующиеся на рынке, не всегда решают социальные задачи. И такое распределение является несправедливым в смысле человеческих факторов, это порождает большую дифференциацию населения по уровню доходов населения. Бедняки, которые получают мало, платят последние деньги на налоги в государственный бюджет, а олигархи, имеющие большие активы, даже не замечают финансового обременения. Тем самым государство должно сближать богатых и бедных с помощью прогрессивного налогообложения, ценового регулирования, установления прожиточного минимума и заработной платы, механизма трансфертных платежей и тд. Но в России никогда не введут прогрессивную шкалу налогообложения из-за того, что люди недостаточно образованы и не понимают, что хорошая жизнь зависит от выплаты высоких налогов, а не от развития теневого сектора, где налоги не идут вообще в государственный бюджет.

Большая дифференциация регионов страны

Обеспечение рациональных территориальных пропорций размещения производства, капиталовложений, дохода и занятости является необходимым с целью сближения субъектов Российской Федерации. В слаборазвитых регионах условия заработка и вложений ниже, чем в богатых. Платежеспособный спрос в этих регионах сокращается, а вместе с этим уменьшается капиталовложения со стороны государства, частных предприятий и физических лиц. Именно поэтому государство должно сглаживать чрезмерное расслоение различных регионов страны по уровню социально-экономического развития, по показателям бюджетной обеспеченности и благосостоянию населения при помощи создания фондов регионального развития, формированию экономико-правовых регуляторов, создающих благоприятный инвестиционный климат в регионах, государственных целевых кредитов и гарантий для инвесторов и т.д.

Невозможность структурной перестройки национальной экономики.

Подъем в экономике прочно связан с переменами в отраслевой структуре.

Но рыночный механизм, обеспечивающий через механизм цен, переориентацию из менее прибыльных отраслей в более результативные, тем самым, не осуществляет прорыв в области научно-технического прогресса .Основным инструментом реализации данной политики является предоставление дополнительных ресурсов, которые могут быть использованы для инвестиций. Так же можно заметить, что Россия многие годы сидит на «сырьевой игле», выкачивая и отправляя все недра за рубеж. России имеется большой резерв для превращения ресурсных преимуществ в конкурентные преимущества, но для этого часть вывозимых сырьевых ресурсов следует замкнуть на внутреннюю глубокую переработку и расширить их предложение на внутреннем рынке. Необходимо переходить с добывающей промышленности на обрабатывающую, вследствие чего появятся и новые рабочие места, и произойдет развитие собственной экономики, и ликвидируется голландская болезнь.

В свою очередь, существуют минимально-необходимые и максимально-допустимые границы государственного вмешательства. К минимальной относят регулирование внешних эффектов, производство общественных благ, поддержка конкурентной среды, именно без этих функций экономика попросту распадается. К максимальной же относят устранение провалов рынка. Необходимо придерживаться средней отметки, но стремиться к максимальной, так как существует множество проблем, которые не возможно решить без вмешательств со стороны государства, например сильное расслоение общества на бедных и богатых, проявление голландской болезни, скачкообразные циклы экономики, большое количество монополистов, не смотря на то, что их пытаются «прижать» разными способами.

Таким образом, рассмотренные выше виды фиаско рынка – это экономическая основа для обоснования государственного вмешательства. Государство в идеале является институтом, дополняющим и корректирующим рыночный механизм, который компенсирует все недостатки и исполняет функции, которые относятся к его прерогативе. Государство и рынок дополняют друг друга, реализуя свои функции в тех областях, в которых наиболее эффективно реализуются их механизмы.

Фиаско государства: понятие, причины и роль рынка

Фиаско государства подразумевает под собой ситуации, которые возникают по причине неспособности правительства правильно распределить все общественные ресурсы, а также проследить за их эффективным использованием. Перед тем как более обширно подойти к изучению вопроса, необходимо узнать о самой сущности данного понятия.

Суть определения

Фиаско государства или, проще говоря, провал, подразумевает наличие определенной сферы, где реализуются решения властей. Таким образом, происходит воздействие на хозяйственную жизнь, причем оно несет негативный характер, так как приводит к существенному понижению эффективности данного экономического объекта. Процесс возникает из-за того, что государство использует неверную систему расстановки цен, а также вмешивается в процедуру использования всех ресурсов, которые по итогу работают не так эффективно.

Экономика и все ее процессы напрямую воздействуют на появление определенного неравенства между разными группами населения. Об этом говорит и теория общественного выбора, которая имеет достаточную популярность среди некоторых людей. Именно на основе неравенства появляется фиаско, так как государство иногда не способно учитывать интересы всех групп.

Фиаско государства: основные причины

Базовые ситуации, когда можно разглядеть провал:

  1. Небольшое количество сведений влечет неспособность государства принять хорошее решение. Например, на самом рынке порой руководствуются сомнительной информацией, которая может привести к серьезным последствиям. По этой причине в самой державе иногда происходит принятие решений на основе каких-то не до конца проверенных сведений. Этому происходить помогают временами какие-то группы или общественные объединения, имеющие негосударственный характер, потому что они интерпретируют и портят изначальный вид имеющихся данных.
  2. Фиаско и рынка, и государства происходит ввиду того, что последний объект попросту неспособен вести свою деятельность правильно, так как существуют некоторые пробелы. Это выражается в необоснованных решениях, в допущении появления лоббизма в стране и в другом.
  3. Сильное развитие бюрократизма. Этот пример особенно актуален для стран, которые постоянно наращивают свой потенциал, развивают государственный аппарат.
  4. Фиаско рынка и функции государства сильно взаимосвязаны. Это происходит ввиду того, что последний объект принимает решения, последствия которых не способен предвидеть. Важно в этом процессе уделять внимание не только взглядом «изнутри», но и смотреть на все со стороны, то есть как поведет себя рынок. Отсутствие такого взгляда на вещи способно вызвать серьезные проблемы, которые несут негативное воздействие на все общество.
Читать еще:  На рынке продавцы ответ

Из чего вытекает понятие?

Провалы или фиаско государства происходят на фоне идентичных процессов, которые возникают во время «лагов» в рыночных отношениях. Последнее появляется из-за того, что сами рынки являются несовершенными. Именно поэтому справедливо говорить, что государственное фиаско — это результат существования определенных изъянов при координировании частных издержек и доходов. Держава распространяет данные на все общество.

Факторы, формирующие провал

Основные причины фиаско государства включают в первую очередь разделение между издержками и доходами. Они выражаются таким образом, что приводят к появлению выгоды у определенных организаций, но и вместе с этим к возникновению трат у других.

В микроэкономике заметно это влияние при условии, что доход выявляется лишь у небольшой части общества, а издержек становится много, их компенсируют в итоге люди, выплачивающие налоги.

В результате заметно, что государство влияет на сферу рынка крайне негативно, так как траты восполняет большая часть населения, а получает доход незначительное количество людей.

В макроэкономике этот процесс заметен, так как государство координирует свою деятельность с учетом голосов большинства. Самое интересное, что налогоплательщики не относятся к этому числу, так как составляют меньшинство. В результате таких «выборов» правительство может со спокойной душой и имеющимся мотивом увеличить процессы перераспределения, несмотря на то что они спонсируются тем самым меньшинством.

Таким образом справедливо говорить, что процесс двояк. В первом случае на микроуровне налогоплательщики как бы находятся над теми, кто получает выгоду. В данном примере же очевидно, что первые находятся «в подчинении» у большинства.

В результате проблемы и фиаско государства формируются на фоне того, что все услуги, поставляемые правительством, компенсируются за счет переизбытка в затратах со стороны общества, которые превышают выгоды. Также это происходит в силу того, что получающие больший доход группы теряют какой-либо мотив к внедрению инноваций на производство, соответственно, их успех не будет продолжаться долго.

Недостаточный период времени

К причинам фиаско государства относят еще узкий временной период. Процесс возникает, когда политики ставят в приоритет будущие вероятные блага, а действительные игнорируют. Они не ценят имеющегося потенциала, так как считают, что в грядущем времени он будет гораздо больше. Также власть может ориентироваться в основном на более мелкие блага, которых хватит на небольшое количество времени. В силу таких взглядов и возникает фиаско государства.

Когда власть строит определенные планы в текущем времени, производит вмешательство в рыночную систему, она получает выгоду или прибыль от этого процесса. Но важно, что именно по причине таких действий могут сместиться основные ориентиры политика, его взгляды и предпочтения.

Вмешательство за награду

Когда происходит какая-то политическая «гонка» между кандидатами, то голоса в большей степени настигают именно того представителя, который способен вмешаться в рыночную систему и что-либо изменить в ней. Порой появляется ряд сомнительных законов, которые не способны гарантировать человеку стабильности в экономическом пространстве. По итогу и возникает провал.

Когда все происходит подобным образом, то говорят о том, что политик неполноценно смог воздействовать на данную сферу. Общество начинает сомневаться в его способностях, считая, что власть попросту ничего не делает.

Смешение понятий

Иногда общество винит именно рынок в том, что упустило государство в своей деятельности. Например, если происходит криминализация, то это не означает, что фиаско возникает на стороне рынка. Обеспечение и поддержание порядка в обществе, то есть в любых его сферах — это одна из задач государства и, соответственно, правительства. Если процесс не обеспечивается, то, как следствие, возникают серьезные издержки в рыночном пространстве.

Воздействие со стороны негосударственных объединений

Уже не новость, что во многих странах политический процесс формируется с учетом мнения со стороны различных организаций (охрана окружающей среды, защита прав населения). Они иногда могут в целом диктовать то, как нужно производить свою деятельность государству. В частности, указания могут касаться рыночного аппарата.

Делается все достаточно банальным способом: представитель группы занимает пост в законодательной власти, наращивает статусность, а затем уже добивается установления тех или иных законов, которые будут приносить существенную выгоду ему. Так иногда поступают юристы, которые хотят получить определенный доход, скажем, с дивидендов, образованных за счет исков от предприятий.

Особенности

  1. Возникновение трудностей в области выявления и расчета выпускаемой продукции. Достаточно сложно порой приходится координировать выпуск, так как количество бывает разнообразное, не говоря о качестве товара. До сих пор средства государства вроде различных программ, охраны, распределения имеют сомнительный характер. Нерыночная продукция не предполагает сопутствующую информацию, которая обязательно предоставляется при выпуске товаров на рынке. Несущественное количество таких нерыночных образований подвластны измерению со стороны державы, поэтому и происходит провал или фиаско ее.
  2. Производитель представляет собой одно предприятие. Например, монополистические организации, которые находятся, так сказать, «под крылом» государства. Именно в этом и состоит сложность, ведь оценивать продукцию становится крайне сложно, если нет конкуренции среди нерыночных товаров. Когда создаются какие-то общественные блага вроде образовательных, то вероятно появление соперничества, но оно очень мало в сравнении с рынком.
  3. Нет средств для регулирования. Нерыночные товары не особо подвластны урегулированию, из-за чего государство не в силах обеспечить полноценную надежную систему для их защиты.

Важная часть понятия

Следует уделять особое внимание такой особенности, как непредвиденное событие. Когда реализуется деятельность рынка при помощи государства, то по итогу могут появиться ситуации, где есть место серьезным издержкам и отсутствию прибыли в целом. На такие факторы оно способно повлиять лишь косвенно. Например, оно стремится достичь наилучшей работы рыночного механизма, а по итогу получает негативный результат. Простая параллель — власть пытается бороться со спекуляцией, из-за чего устанавливает определенные цены на товары, но впоследствии происходит серьезный дефицит в обществе, а это приводит к появлению «черного» рынка и прочего.

Говоря в общем, можно уточнить, что роль государства в фиаско рынка исключительна, ведь за многие провалы отвечает именно оно. Важно иметь правильную точку зрения на понятия, чтобы различать, когда фиаско происходит со стороны власти, что впоследствии отражается на рынке, а когда сам рыночный аппарат дает серьезные сбои. Предоставленная информация поможет в этом разобраться.

Фиаско рынка и функции государства.

Основные проявления рыночного фиаско и виды экономической политики. Внешние эффекты. Нейтрализация внешних эффектов. Налог Пигу. Общественные и квазиобщественные блага, их свойства. Проблема Фрирайдера.

Фиаско рынка — ситуация, при которой рыночный механизм оказывается не в состоянии обеспечить оптимальное размещение, эффективное и справедливое использование ресурсов. При этом каждый тип фиаско рынка предполагает определенный тип правительственного вмешательства. Разновидности:

1. Рынок не способен отразить в цене полный эффект производства или потребления ряда товаров. Возникают положительные и отрицательные внешние эффекты (экстерналии) — это издержки или выгоды от рыночных сделок, которые не получают отражения в ценах, а перемещаются к индивидам или группам, не являющимся непосредственными участниками рыночной сделки.

Отрицательный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента обусловливает издержки других. Возникающие в результате этого у третьих лиц не компенсируемые издержки называются издержками перелива. Наиболее очевидные связаны с загрязнением окружающей среды: промышленные стоки устремляются в водоемы, и издержки несут потребители воды, купальщики, рыбаки.

Положительный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоду другим. Выгоды от образования достаются не только самим учащимся — в виде возросшего дохода — но и всему обществу, которое приобретает универсальную рабочую силу, более производительный труд и т.п. Экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с оптимальным объеме, то есть имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами.

Читать еще:  Равновесие на рынке отдельного блага

Государство решает проблему нейтрализации внешних эффектов, используя как методы косвенного воздействия, так и административные меры. В качестве решения данной проблемы А. Пигу предложил использовать корректирующие налоги и субсидии.

Корректирующий налог — это налог на выпуск экономических благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами (объем производства сокращается). Корректирующая субсидия — это субсидия производителям или потребителям экономических благ, характеризующихся положительными внешними эффектами (объем производства увеличивается). Происходит перераспределение доходов через госбюджет по принципу: специальное налогообложение соседей фермера, построившего дорогу, и передача финансовых средств инициатору строительства. Это — налог Пигу. Если он не введен государством, то ухудшается окружающая среда и т.д.

Корректирующие субсидии могут быть предоставлены как производителям благ с положительными внешними эффектами, так и их потребителям. В первом случае получение субсидий сокращает издержки фирм, побуждая тем самым их к наращиванию объема выпуска продукции. А во втором – расширяется способность покупателей приобретать данные блага. Примером нейтрализации положительных экстерналий может служить субсидирование инновационной деятельности фирм путем заключения с ними контрактов на определенный вид оплачиваемой государством исследовательской деятельности. Для устранения отрицательных экстерналий применяются и методы прямого административного воздействия (например, установление предельных норм выброса вредных веществ в атмосферу).

Вмешательство государства требует также законодательного установления норм (стандартов) по вредным выбросам, превышение которых фирмами влечет за собой крупный штраф или уголовное преследование. Недостатки: в определенных пределах они разрешают бесплатно сбрасывать вредные вещества; при установлении единых для страны норм не учитывается разная степень остроты экологических проблем в разных регионах; стандарты не стимулируют производителей к снижению существующего уровня загрязнения.

Государство может ввести для фирм плату за выбросы за каждую единицу загрязняющих окружающую среду выбросов. Такая система способствует сокращению общего объема вредных выбросов.

2. Рынок не обеспечивает производства общественных благ в достаточном объеме. Для их определения нужно разделить товары индивидуального и общественного (коллективного) потребления.

Свойства товаров индивидуального назначения (производятся на основе рыночной системы):

1) делимы, а потому доступны индивидуальным покупателям.

2) подвержены принципу исключения: только тот, кто платит равновесную цену, получает продукт.

Свойства общественных товаров и услуг, которые рыночная система не намерена производить:

1) неделимы и, следовательно, не могут быть проданы индивидуальным покупателям.

2) на них не распространяется действие принципа исключения: не существует эффективных способов отстранения индивидов от пользования общественными благами.

Пример общественного товара — маяк. Он строится, если выгоды от его создания (уменьшение кораблекрушений) превышают связанные с этим затраты. Но выгода одного мореплавателя не способна окупить столь дорогостоящего строительства. В то же время невозможно исключить всех моряков из пользования данным благом. В результате производства общественных благ возникает проблема «фрирайдера», безбилетного пассажира («зайца»): люди могут пользоваться выгодами потребления некоторого продукта, не неся издержек на его производство. Т.к. принцип исключения здесь неприменим, то частные предприятия не имеют стимулов к производству общественных благ.

Существуют неделимые товары, к которым принцип исключения может быть применен: улицы и автомагистрали, полицейская и пожарная охрана, библиотеки и др. Такие квазиобщественные (смешанные) блага частично финансируются правительством в связи с их высокой социальной значимостью. Развитие системы высшего образование, здравоохранения, необходимо не только населению, но и государству. Поэтому правительству необходимо воздерживаться как от всеобщей национализации данных сфер, так и от их развития на чисто рыночной основе. Выход – параллельное функционирование доступных для всех государственных объектов социально-культурной сферы наряду с частными.

К категории квазиобщественных могут быть отнесены и те неделимые блага, которые государство не может в полном объеме направить по частным рельсам. Пример – виды страхования, связанного с производственной деятельностью людей – по старости или по безработице. Затраты государственных страховщиков, функционирующих в этих сферах, на рекламу, содержание штата страховых агентов и др., значительно ниже по сравнению с издержками множества частных страховых компаний. Поэтому в интересах более эффективного использования финансовых ресурсов целесообразно обеспечить функционирование данных видов страхового бизнеса в пределах государственного сектора экономики.

Варианты финансирования общественных и квазиобщественных благ могут быть следующие:

а) сосредоточение производства этих благ непосредственно на государственных предприятиях, финансируемых за счет средств федерального и местных бюджетов;

б) выступление государства в роли посредника между потребителями и производителями общественных благ.

3. Развитие рыночных отношений, основанных на конкуренции, на определенном этапе приводит к угасанию конкуренции, появляются монополии. Крупные корпорации и профсоюзы монополизируют рынки товаров и труда, делают цены и заработную плату жесткими, негибкими, малоподвижными, особенно в сторону снижения. В связи с этим одной из задач государства становятся защита конкуренции и антимонопольное регулирование экономики.

4. Рыночная экономика, особенно в условиях существования бумажно-денежного обращения не обладает иммунитетом против болезней инфляции, а также и безработицы. Это вызывает необходимость проведения правительством политики стабилизации экономического цикла, т.е. политики, направленной на достижение одновременно двух макроэкономических целей — полной занятости и стабильного уровня цен. Осуществляя антициклическое регулирование, государство тем самым реализует политику занятости и антиинфляционное регулирование экономики.

5. Рынок признает только один вариант распределения доходов, единственный критерий справедливости такого распределения. Справедливым признается любой доход, полученный в результате участия субъектов в свободной конкуренции на рынках товаров, услуг, капиталов, рабочей силы и т.п. (высокие доходы победителей и низкие (нулевые) доходы неудачников конкурентной борьбы (банкротов, безработных)). Рыночное регулирование порождает дифференциацию доходов, которые зависят от количества и качества труда, а также от вложенного капитала, предпринимательского таланта, но и от везения, стечения обстоятельств, текущей конъюнктуры. Для поддержки тех членов общества, которые в силу разных причин (возраст, низкий уровень способностей, состояние здоровья) не способны результативно участвовать в конкуренции и являются малоимущими, правительство — через систему прогрессивного налогообложения, установление прожиточного минимума, законодательное определение минимальной заработной платы, механизм трансфертных платежей, определенную политику в сфере образования, здравоохранения, культуры, — берет на себя задачу перераспределения доходов с целью уменьшения их дифференциации в рамках проводимой социальной политики.

6. Рыночный механизм, стимулирующий эффективное использование уже имеющихся результатов научно-технического прогресса, побуждающий к стихийной миграции производственных ресурсов из менее прибыльных отраслей в более прибыльные, не в силах самостоятельно обеспечить стратегические прорывы в области фундаментальной науки и техники, а также глубокую структурную перестройку экономики. Рынок не дает эффекта применительно к развитию отраслей и производств, в которых существует длительный срок окупаемости, высокая степень риска и неопределенности в отношении будущей нормы прибыли, или же когда требуется реализация крупномасштабных инвестиционных проектов. Поэтому задачей государства становится стимулирование НТП и проведение структурной политики (изменения структуры ВНП) и других компонентов политики экономического роста

7. Рынок не обеспечивает своевременного разрешения региональных проблем, периодически обостряющихся в тех или иных странах под влиянием комплекса исторических, национальных, демографических и иных нерыночных факторов. Это требует проведения государством соответствующей региональной политики при помощи государственных инвестиций, разнообразных финансовых стимулов, создающих привилегированные условия для отдельных отраслей и регионов страны — либо тех традиционных, которые по ряду причин оказались в глубоком и затяжном кризисе, либо тех новых, которые являются носителями научно-технического прогресса.

8. Непременным условием здорового развития мировой экономики является регулирование на межгосударственном уровне: проводя внешнеэкономическую политику, правительство осуществляет контроль над международной миграцией товаров, капиталов и рабочей силы, оказывает воздействие на валютные курсы, организует таможенную систему и т.п. Так, регулируя курс национальной валюты, правительство способно кардинальным образом переориентировать потоки импортируемых и экспортируемых товаров, изменяя таможенные пошлины, оно способно либо поддерживать отечественных товаропроизводителей, либо ввергнуть их в водоворот международной конкуренции.

Минимальная граница правительственного вмешательства — регулирование внешних эффектов, производство общественных благ, поддержка конкурентной среды — выполнение функций, необходимых в экономике свободной конкуренции, которая не исключает некоторой активности государства. Верхняя максимальная граница государственного вмешательства — устранение всех перечисленных выше проявлений фиаско рынка. Если выход за нее состоялся, то неизбежны деформации рыночных механизмов, а значит, замедляющее экономический рост снижение эффективности производства.

Виды экономической политики:

1) laisser faive – политика невмешательства государства в экономику. Радикальные классики. (18-19вв)

2) централизованное управление в экономике (радикальные проявления – СССР, фашистская Германия).

3) политика срединного пути (шведская модель).

Читать еще:  Фирма на совершенно конкурентном рынке

4) политика конкурентного порядка, где акцент делается на демонополизацию экономики (ближе к США).

5) точечная или пунктирная экономическая политика. Нарушается принцип комплексности, она создает диспропорции в экономике.

Оттенки классификации экономической политики:

Фиаско рынка. Функции государства в рыночной экономике

Тема 5. Государство в смешанной экономике

Рынок представляет собой хорошо отлаженный механизм, способный решать основные экономические зада­чи, стоящие перед обществом. Однако так бывает не всегда и не во всех случаях. Как известно, существуют экономические проблемы, которые при­нято называть фиаско (провалы, несостоятельность) рынка. Это такие ситуации, когда рыночный (ценовой) механизм не может эффектив­но распределить ресурсы. При этом не обеспечивается равенство МС = MR, или МС = Р. В таких ситуациях возможно и необходимо использова­ние механизма государственного регулирования. В связи с этим основны­ми сферами деятельности государства являются следующие: производство общественных благ, минимизация отрицательных и поощрение положи­тельных экстерналий, пресечение асимметричной информации, защита конкуренции, сглаживание макроэкономических колебаний, политика под­держания доходов. Особую роль играет государство в правовом обеспечении функционирования рыночного механизма. Во всех указанных случаях государство способствует минимизации трансакционных издержек, с кото­рыми связано действие рыночного механизма.

Производство общественных благ. Производство общественных благ является одной из важнейших функ­ций государства. Рыночный механизм не может предоставить общественные блага. К общественным относят такие блага, которые обладают двумя характерными свойствами: несоперничество и неисключаемость из потребления. Оба свойства тесно связаны между со­бой. Остановимся на неисключаемости из потребления еще раз, анализи­руя роль государства в производстве общественных благ. Неисключаемость из потребления означает, что на практике сложно или невозможно обеспе­чить потребление данного блага отдельными лицами, не предоставляя их всем другим. У частного сектора нет стимулов производить такие блага, поскольку положительным внешним эффектом от их создания и потребле­ния могут воспользоваться любые лица, независимо от того, платили они за эти блага или нет. К общественным благам относятся: национальная оборона, вакцинация населения, дорожная разметка и знаки, маяки, уличное освещение и целый ряд аналогичных благ, где невозможно дозировать их потребление при помощи механизма цен. Общественным благом является и законотворческая деятельность государства, общественный порядок и т. п.

Принято различать чистые общественные блага и смешанные обще­ственные блага. Чистые общественные блага обладают двумя указанными свойствами в ярко выраженной степени. Классический пример — нацио­нальная оборона. У смешанных общественных благ одно или оба свойства могут быть выражены слабее. Пример смешанного блага — автодороги. Блага, которые не обладают вообще указанными свойствами, называют­ся «частными» и производятся на рыночной основе. Для приобретения ча­стного блага требуется заплатить за него.

В связи с производством общественных благ, возникает проблема «безбилетника», или «зайца», т. е. уклонение отдель­ного индивидуума от участия в финансировании производства общественного блага. Путем простого опроса населения невозможно выяснить, сколько общественных благ производить и кто заинтересован в их произ­водстве. Следовательно, если нет дешевого спосо­ба отделения «безбилетников» от плательщиков, эти общественные блага целесообразно производить государству за счет налогообложения всего на­селения.

Кроме того, есть блага, которые, по определению, не относятся к обще­ственным, но из-за неспособности рынка обеспечить их производство, го­сударство берет на себя их финансирование. Это связано с таким явлени­ем, как неполнота рынков — ситуацией, когда рынки не в состоянии обес­печить предоставление какого-либо товара или услуги даже тогда, когда из­держки, связанные с такой деятельностью, ниже цены, которую платят ин­дивиды. Частные компании могут отказаться страховать отдельные виды рисков, и тогда этим занимается государство. Очень часто на государствен­ной основе базируется страхование вкладчиков от потерь в случае банк­ротств банков, страхование от наводнений, пожаров и т. д.

В принципе, принимая на себя финансирование общественных благ, го­сударство решает и задачу минимизации трансакционных издержек, связанных с поиском информации.

Минимизация отрицательных и поощрение положительных экстерналий. Согласно теореме Коуза, если трансакционные издержки равны нулю или пренебрежимо малы, то вне зависимости от первоначальной (исход­ной) спецификации прав собственности их окончательное распределение Парето — эффективно. Если условия теоремы Коуза соблюдаются, можно минимизировать внешние эффекты без вмешательства государства. Но что делать, когда условия теоремы Коуза нарушаются? Очевидно, что необхо­димым становится вмешательство государства.

Существуют два основных способа минимизации отрицательных эк­стерналий. Первый способ — принятие административных мер по отношению к тем, чья деятельность вызывает отрицательные экстерналий. На государ­ство возлагается осуществление контроля за деятельностью, порождающей отрицательные внешние эффекты с применением административно-коман­дных мер, штрафных санкций, рыночных лицензий на выброс отходов до определенного уровня загрязнения окружающей среды и т. д. Последний из перечисленных способов ограничения государством отри­цательных экстерналий стал основой образования рынка прав на причине­ние внешних издержек. Другими словами, государство административны­ми мерами способствует созданию рыночных механизмов борьбы с отри­цательными внешними эффектами.

Помимо установления норм и применения запретов, т. е. помимо пря­мого административного вмешательства с целью минимизации отрицатель­ных экстерналий, государство использует и другой способ — косвенный ме­тод борьбы с отрицательными экстерналиями через налоговую сферу. Суть его заключается в том, что производители, являющиеся основными виновниками отрицательных внешних эффектов, облагаются налогами, что заставляет их в определенном смысле менять свое поведение.

Кроме отрицательных экстерналий, как нам известно, существуют и положительные экстерналий, когда выгоду получает не только непосред­ственный потребитель данного блага, но и «третьи лица». Под «третьими лицами» здесь, как правило, понимается общество в целом.

Государство поощряет деятельность, порождающую положительные эк­стерналий. В этих целях проводится субсидирование производителей или потребителей положительных экстерналий. Предоставляется ли субсидия потребителю (он сможет платить более высокую цену за пользование по­ложительными экстерналиями) или производителю (снижаются его издер­жки), в любом случае это ведет к увеличению потребления блага. Государство субсидирует здравоохранение, образование, различные благотворительные программы, поскольку от реа­лизации мероприятий в этих сферах выигрывают не только непосредствен­ные получатели блага, но и общество в целом.

Пресечение асимметричной информации. Нам известно и такое явление, как неблагоп­риятный отбор. Те, кто пытается застраховать, например, свое здоровье, обладают большей информацией, чем те, кто предоставляет услуги страхо­вания. В связи с этим из-за асимметричной информации частные страхо­вые компании могут отказаться страховать отдельные виды рисков, и тогда этим занимается государство.

Государство может сглаживать асимметричность информации путем контроля за качеством товаров и услуг, распространения нужных потреби­телям сведений, препятствуя распространению вводящей в заблуждение рекламы и т. д. Большое значение имеет законодательство в сфере защиты прав потребителей. Принимаются серьезные санкции против продажи не­качественных товаров, предоставления ложной информации о деятельнос­ти фирм и т. д. Государство, предоставляя потребителям информацию о качестве товаров, о степени риска в сферах инвестирования и страхования и т. п., создает тем самым общественное благо (информацию), которой бес­платно пользуются все экономические субъекты.

Защита конкуренции. Монополизация экономики имеет ряд негативных последствий: возни­кает дефицит (недопроизводство) благ, завышение цен, средние издержки не достигают минимума, появляется «мертвый убыток». С помощью ис­ключительно рыночных методов невозможно решить проблему монополи­зации. Борьба с монополизацией, защита конкуренции — задача государства. В экономически развитых странах разработано антимонопольное законода­тельство, ограничивающее элемент недобросовестного соперничества.

Сглаживание макроэкономических колебаний. Явление цикличности, свойственное рынку, порождает массу экономи­ческих проблем. Преодолеть эти проблемы чисто рыночными способами не представляется возможным. Поэтому антициклическая политика также яв­ляется прерогативой государства.

Политика поддержания доходов. Это — особый пункт. Неравенство в распределении доходов, строго го­воря, нельзя назвать фиаско рынка, и оно вполне сочетается с Парето -эффективностью, как это было показано. Но с нормативной точки зрения слишком большое неравенство считается несправедливым и ведет к социальной нестабильности. Поэтому государство перераспределяет наци­ональный доход и осуществляет социальную политику поддержания наи­менее обеспеченных членов общества.

Помимо компенсации фиаско рынка, государство выполняет и такую важнейшую задачу, как правовое обеспечение функционирования ры­ночного механизма. Рынок представляет собой систему добровольного обмена. Нужно обес­печить эту добровольность, т. е. создать правовые рамки, ограждающие экономических субъектов от насилия (обман, кражи, вымогательство). В связи с этим напомним, что под государством в широком смысле слова подразумевается «набор институтов, располагающих средствами законного принуждения, которые используются на определенной территории и в отно­шении ее населения, обозначаемого термином «общество».

На государство возлагается серьезная задача — защита прав производи­телей и потребителей, действующих на рынке. В этом случае мы вновь ви­дим пример того, как деятельность государства экономит трансакционные издержки.

Дата добавления: 2015-03-29 ; Просмотров: 766 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector